УДК 37.032
С.В. Алещенко
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск
В настоящее время как в мире в целом, так и в России повышается ценность личности, ее человеческих качеств, меняется и отношение к образованию. Образование как воспроизводство человека, социальных микро- и макрогрупп, общества в целом по заданным образцам, нормам, стандартам сменяется формированием новых форм мышления и типов деятельности, образованием как постоянным, никогда не прекращающимся процессом развития субъекта и системы социальных отношений. От педагогической культуры техногенной цивилизации общество переходит к гуманистической педагогической культуре антропогенной цивилизации. Ориентация на готовые знания в образовании уступает место ориентации на личностные смыслы, репродуктивные способы усвоения культурного наследия - творческим, коллективные формы обучения - групповым и индивидуальным, авторитарный стиль педагогического общения - диалогу и культурному полилогу, сотрудничеству.
Педагогика, уже на протяжении многих веков трактуемая как практика философии, в настоящее время пересматривает свои позиции. Отказавшись от универсалистских претензий и переориентировав вектор своих исследований на сферу человеческой субъективности, философия уже не может оставаться базисом, основой педагогики. Педагогика сама «офилософствуется» изнутри, рефлексируя свои собственные основания, способы, методы и т.д. Современная педагогика, педагогика-философия ориентируется не на внешний нормативный, метафизический мир Последних Истин и ведущих к ним Знаний, а на внутреннюю работу человеческого сознания и самосознания, творящего (индивидуально, неповторимо) этот мир и постоянно, беспрерывно определяющего и переопределяющего себя в нем.
В современных условиях философская культура педагога - необходимый элемент его профессиональной компетентности. Жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. Философская культура педагога -сложное и многогранное проявление духовного мира его личности. В силу профессиональных функций философская культура учителя становится основой современного типа образования: педагог, передающий знания на основе готовых, однозначных
логических схем, сам не ориентирующийся на понимание и не способный к нему, может воспроизвести в учащемся эрудита, но не образованного, т.е. умеющего мыслить и творить человека.
Философская культура состоит в той или иной степени овладения культурными смыслами, накопленными человечеством, в методологической подготовке, в способности к мировоззренческому самоопределению. Она способствует самостоятельной личностной ориентации в окружающем мире, помогает определить оптимальные формы общения с людьми: общение всегда предполагает реализацию определенной системы ценностей, осознание своих ценностей, умение соотнести их с чужими - основу позитивного общения. Без осознанного мировоззренческого самоопределения трудно выбрать направления и способы социальной, профессиональной и личностной самореализации.
Философская культура современного учителя -необходимая и обязательная основа его педагогической культуры. Поэтому мы рассматриваем эти понятия вместе. В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников, отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения от тех или иных педагогических методик и технологий до личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогической ситуации.
К сожалению, существующее ныне образование по-прежнему (как пятьдесят и сто лет назад) характеризуется предметоцентризмом, узкопрофильным членением единого корпуса знаний, утратой целостной картины мира, ее дроблением на отдельные, не связанные между собой фрагменты. Вот почему вопрос о формировании философской и педагогической культуры учителя в современных условиях становится актуальным.
В своей деятельности педагоги школы практически ориентируются на «определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности» [1, с. 83]. Методо-
логическим ресурсом модернизации образования при этом становится реализация и усиление личностного потенциала в практической педагогической деятельности.
В рамках нашего исследования был изучен личностный педагогический потенциал педагогов начальной массовой школы. С этой целью в апреле 2005 г. было проведено анкетирование 168 учителей г. Томска. Содержание исследования в форме анкетирования было направлено на общее понимание педагогами вопросов, связанных с изменением содержания воспитания и на определение характера изменений содержания воспитания. Выбранные для опроса школы представляют различный спектр образовательных услуг в современном городе: реализация особой педагогической концепции совместной деятельности, программы «Школа 2100», концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Репкина, расширенное содержание обучения.
Результаты данного анкетирования позволили зафиксировать следующие особенности отношения к воспитанию педагогов начальной школы:
- Большинство педагогов не довольны (прямо или косвенно) организацией воспитания в школе и хотели бы изменений.
- При этом они не актуализируют проблему изменений как проблему собственной практики. Не все хотят даже просто размышлять об этом, не видят путей влияния самого педагога на содержание воспитания, на формы работы, которые он использует, на воспитательные программы, которые создает.
- У учителей недостаточно представлен профессиональный самоанализ, что зависит от умения занимать рефлексивную позицию.
- Большинство учителей сосредоточивают внимание в воспитании на привитии навыков поведения, на самом процессе деятельности, на воспитаннике, и только малая часть - на изменении собственной личности.
- Существующий у педагогов опыт воспитательной деятельности позволяет им использовать только традиционные средства воспитания и традиционные формы воспитательной работы. В качестве оправдания своей воспитательной некомпетентности учителя используют внешние факторы (государство, материальную базу, перегрузки) или пускают все на самотек и не задумываются о последствиях.
- Изменение воспитательной работы в школе не фиксируется большинством педагогов как проблема, поскольку, с их точки зрения, воспитание - это некий «заказ» государства, общества и т.д. Такое положение и привычное содержание воспитания («всесторонне развитая личность») удобно для учителей. Приветствуются только попытки переконструировать или «украсить» новыми формами дан-
ное содержание без реальной ориентации на развитие личностного сознания учащихся.
Следовательно, необходимо менять позицию педагога. Мы считаем основополагающим понятием осознанной развивающей педагогической деятельности понятие «педагогическая культура». Без изменения педагогической культуры невозможно сделать воспитание и обучение ориентированными на личность.
Выращивать новую школу, основанную на идеях гуманизации и развития, должен принципиально другой педагог - носитель новой культуры педагогической деятельности.
Какой же смысл мы вкладываем в понятие «педагогическая культура»?
Существует множество определений культуры (таких определений американские культурологи А. Кре-бер и К. Клакхон насчитали около трехсот). В главе «Культура» Всемирной энциклопедии [2] мы находим следующее определение данного понятия:
Культура - это сложноорганизованный комп -лекс развивающихся знаковых систем, предназначенных для хранения и трансляции социального опыта, комплекс «надбиологических» вне-генетических программ человеческой жизнедеятельности. Знаковой системой, закрепляющей и передающей социальный опыт, может стать функционирование субъектов поведения, общения и деятельности. Педагог, демонстрирующий ученику способы и приемы работы, образцы поведения и отношения к жизни, обретает функцию знаковой системы, транслирующей программы поведения, общения и деятельности. Следовательно, мы можем рассматривать педагога как часть особой системы информационных кодов (культуры), обеспечивающей воспроизводство и развитие общества.
В Российской педагогической энциклопедии определение культуры трактуется так: «Это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [3].
Из данных определений видно, что культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни и в определенных исторической эпохой условиях. Сфера жизни, которая нас интересует, - педагогика. Следовательно, мы можем сформулировать такое определение педагогической культуры: педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены результаты и ценности образования и воспитания (духовные и материальные), а также способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания ис-
торического процесса смены поколений, социализации личности.
Сегодня в обществе поменялись целевые ориентиры образования и ценности, следовательно, должны меняться и способы деятельности педагога. А для этого необходимо формировать педагогическую культуру. Попробуем выделить основные аспекты педагогической культуры и то, как они реализуются в личности их носителя - педагога.
Можно выделить пять основных составляющих человеческой культуры. Она складывается:
- из норм общества;
- мировоззрения как системы ценностей и идеалов личности;
- знаний и умений, реализуемых человеком в деятельности;
- определенного уровня интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
- способов и форм общения.
Если наполнить эти составляющие педагогическим содержанием, то получается, что в современной педагогической культуре учителя должны быть следующие компоненты:
1. Гуманистическая философия образования и воспитания как норма сегодняшнего общества.
2. Аксиологические ориентации педагога (ценностное отношение к детству).
3. Профессиональная компетентность, включающая предметную, культурологическую, философскую подготовку и владение педагогической технологией).
4. Творческие и рефлексивные способности как основа позитивной динамики профессионализма.
5. Диалогичность и открытость в общении.
Рассмотрим подробнее каждую из вышеперечисленных характеристик педагогической культуры и особенности их формирования у педагогов.
Гуманистический подход
Под гуманизацией российского образования его последователи понимают «продвижение» в образовательную среду системы взглядов, утверждающих высшей ценностью человека. Человек понимается, с одной стороны, как «общественное существо», стремящееся к соответствию определенному стандарту, а с другой стороны, как индивидуальность, которая готова преодолеть любой социальный стандарт. Именно в разрешении этого диалектического противоречия - залог существования и развития человека.
Основные положения гуманистической педагогики состоят в следующем:
- Укоренение в сознании педагогов идеи о том, что человек в процессе воспитания превращается из природного человека в культурного и становится «общественным» существом.
- В процессе своего становления как «общественного существа» человек способен на своем био-
логическом материале (индивидууме, по терминологии А. Бердяева) строить различные системы способностей, которые позволяют реализовать ему себя как социального индивида, субъекта деятельности и личности (статусы - состояния).
- Существуют некие фундаментальные образования, позволяющие человеку быть индивидуальностью. Формирование этих фундаментальных образований происходит в самостоятельном преодолении всеобщего (универсальных форм культуры) и особенного (статусы - состояния человека). Каждый человек способен самостоятельно вырастить в себе уникальную и универсальную индивидуальность, если у него возникнут соответствующие мотивы. Задача взрослых - передать ребенку ответственность за свои действия и поступки, а также технику выращивания и культивирования фундаментальных важнейших образований индивидуальности, к которым относятся: уникальные ценностные ориентации, универсальное умение строить и осуществлять деятельность, универсальную способность человека - интеллект.
- Становление индивидуальности человека рассматривается в педагогике как безграничная возможность. В основе идеи человека как безграничной возможности лежат: идея «подчинения системы образования задачам развития человека», создания в рамках системы образования условий для развития каждым человеком самостоятельно своих ценностей, своего сознания, воображения, мышления, своей деятельности и средств общения; идея использования каждым человеком системы образования своего саморазвития.
- Идея о безусловном принятии ребенка независимо от его поведения, деятельности, проявляемых им эмоций и чувств. Демонстрация ребенку своей убежденности в положительных изменениях в нем, его личностном росте и развитии. Личностное общение педагога и школьника позволяет создавать условия для: а) осознания учащимися своих потребностей и интересов; б) открытия учащимися личной значимости знаний; в) направления усилий школьников на самопроблематизацию, самоопределение и самостроительство, что позволяет максимально реализовать безграничные возможности каждого учащегося.
Знания особенностей гуманистического подхода способствуют формированию новой педагогической позиции. Они актуализируют в педагоге потребность в самоизменении. Сформировать их можно в ходе дискуссий на философские, психологические, педагогические темы, в процессе и в результате которых происходит постепенное переосмысление постулатов, разрушение стереотипов и развитие взглядов и убеждений на основе анализа имеющегося педагогического опыта. Во-
обще, сформировать педагогическую культуру специалиста можно только в деятельности, и это требует деятельностных (активных) организационных форм.
Профессиональная компетентность
Субъектом деятельности становится тот, кто обладает профессиональной компетентностью (в данном случае педагогической). Существует прямая связь профессиональной подготовки учителя и результата его работы, так как сначала происходит становление идеального представления о результате деятельности (определение цели), а потом конструируется система для достижения этой цели.
Знания современного педагога должны включать культурологическую подготовку. Вхождение в культуру означает воспроизводство, воссоздание достижений человеческой культуры. Учителю недостаточно самому быть культурным, он должен изучать феномен культуры, прослеживая динамику, выявляя сущность, фиксируя формы культурологической динамики.
Философская подготовка - второе условие педагогической компетентности. Философская культура педагога - сложное и многогранное качество, проявление его общекультурной и профессиональной подготовки. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов. Основные из них: понимание сущности философского знания; умение видеть множественность смыслов в понятиях, теориях, концепциях, соотносить их друг с другом и выделять собственные смыслы в знаниях, мировоззренческих позициях, своей профессиональной деятельности; умение обосновать цели, задачи, содержание и методы своей педагогической деятельности в соответствии с выбранной образовательной парадигмой; владение основами современной научной методологии; умение ориентироваться в понятиях синергетики; представление о современной картине мира и ее роли в науке, социальной и личной жизни человека и знание основных тенденций и закономерностей развития мировой цивилизации, характера их отражения в образовательном процессе. Умение отдавать отчет в ходе и течении жизни, оценивать протекающие события надситуа-тивно, видя в фактах явления жизни, а в явлениях ее закономерности, должно быть развито у педагога, если он хочет формировать личность, производящую свободный выбор из вариантов достойного образа жизни.
Без философской подготовки педагог функционирует как организатор, информатор, контролер, но не воспитатель. Философия исследует отношение человека к миру, выраженное в системе духовных, познавательных, деятельностных ценностей, изучает человеческое знание о мире, включенное в систему личностных смыслов. А личностный
смысл, который любой человек осознанно или неосознанно вкладывает в то или иное проявление культуры, всегда уникален, неповторим. Его можно облечь в формы всеобщего (в понятия, присущие мышлению людей всех культур), можно связать с социокультурными закономерностями, передать другим. Но смысл, т.е. понимание всего происходящего с человеком, культурой, обществом, миром, всегда глубоко личностен, уникален, как уникален каждый из нас.
Культурологическая подготовка позволяет педагогу организовать культурный фон жизни ребенка и культурное содержание деятельности. Воспитатель должен владеть культурой социально ответственного решения и поступка, активной деятельностью общения с культурой и в культуре. Мышлению педагога могут быть присущи достижения различных культур и эпох. Каждая культура по-своему права. Войти в спор с ней, найти точку соприкосновения, извлечь полезные уроки из исторического опыта, ощутить себя частью мировой культуры - вот цель методики культурологической подготовки. Кроме способности к воспроизводству культурного опыта педагогу необходима коррекция собственной деятельности в соответствии с изменяющимся содержанием культурного процесса, своего рода непринятие догматизма и застоя в общественном бытии. В педагогической деятельности постоянно происходит самосовершенствование учителя и наполнение этическими смыслами каждого педагогического поступка в общем процессе деятельности. Именно культура воплощает стиль мышления и поведения человека.
Профессиональная подготовка должна также включать овладение педагогической технологией -искусством прикосновения к личности ребенка. Взаимодействие педагога с ребенком - это взаимоотношение двух субъектов. Здесь играют роль мимика и жесты, пластика, лексический строй и интонация, внешний облик и содержание действий, темпо-ритм, мелодика голоса. Вероятно, поэтому Ушинский характеризовал педагогику как искусство.
Искусство выстраивать взаимоотношения с людьми изучается социальной психологией. Решающим фактором для выстраивания отношений социальные психологи выделяют воздействие на партнера по общению.
Умение выстраивать воздействие как психологически обоснованный акт, корректировать отношения ребенка к миру, своим влиянием активизировать энергетику воспитанника, а значит, в итоге максимально реализовать воспитательный потенциал сотрудничества с ребенком и есть содержание педагогической технологии.
Педагогическая технология - это система профессионально значимых умений, обеспечивающих
реализацию научно обоснованных, необходимых для данного момента развития воспитанника воздействий в контексте организуемого взаимодействия педагога и ребенка. На практике это - набор операций, которыми должен владеть педагог, чтобы, свободно варьируя их сочетание, добиваться желаемого результата. Это искусство перевода воспитанника в позицию субъекта в процессе взаимодействия с ним благодаря психологически оправданному воздействию для дальнейшего сотрудничества.
Проблему профессиональной компетентности мы предлагаем решать путем индивидуальной работы по самообразованию, участия в научно-методических семинарах, где рассматриваются психо-лого-педагогические и методические основания использования какого-либо приема, способа организации деятельности, технологическая проработка приемов (с использованием групповых форм работы, учебно-тренировочных занятий, мыслетех-ник).
Аксиологические ориентации воспитателя
Культура характеризуется свойственной ей системой базисных ценностей. Аксиологическая проблематика в современном виде состоит в умении ориентироваться и пользоваться свободой выбора многообразия ценностей. Это основа функциональной грамотности педагога. Так как мы рассматриваем педагога как часть и транслятора социальной культуры, то ядром его личности должны стать универсальные ценностные ориентации.
«Ценностные ориентации - элементы внутренней структуры индивидуальности, сформированные и закрепленные жизненным опытом человека, ограничивающие значимое от незначимого через принятие человеком определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки определенных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации» [1].
Ценностные ориентации обеспечивают мотивационную сферу и инструментальные ориентации как средство достижения целей индивидуальностью. Профессор Н.И. Непомнящая выделила три основных типа ценностей: ценность отношений, ценность познания, ценность деятельности [4, с. 39-47].
Максимальная реализация человека возможна только при сочетании этих трех типов ценностей. Для педагога это означает признание и культивирование детской личности, умение изменять свою человеческую сущность (поиск нового, творческая деятельность) и субъектную позицию.
Для формирования ценностных ориентаций как основы новой педагогической позиции целесообразно использовать следующие деятельностные организационные формы:
- семинары-проблематизации, смысл которых в выявлении проблемы, анализе и совместной разработке способов ее разрешения;
- лекции специалистов;
- теоретические семинары, смысл которых в обсуждении круга вопросов, связанных с содержанием педагогики развивающего образования (работа с творческими источниками);
- семинары-практикумы;
- семинары-погружения.
Творческие и рефлексивные способности
В современном мире образование понимается как функция закладывания базы и основ культуры и деятельности. Цель современного образования -«учить не знанию о мире, а учить учиться, осваивать любые знания» (В.В. Мацкевич) [2]. Отличительной чертой педагога, осуществляющего такое образование, должна стать рефлексивность.
Рефлексирующий педагог определяет индивидуальные смыслы своей педагогической деятельности, и без этого изменение педагога как субъекта невозможно. Для такого педагога предмет не заслоняет ребенка, ему интересен не столько предмет, сколько ребенок в этом предмете. Проникновение в сущность и смысл педагогических явлений, критическая оценка источника, нахождение скрытых противоречий, их реальных движущих сил и механизмов, использование рефлексии как размышления, полного сомнений, противоречий и переживаний -это качества, необходимые для собственного творчества учителя. Его субъектные качества личности влияют: на самоформирование коммуникативных, организаторских, культурологических, познавательных и других умений, обусловленных деятельностью личностных структур сознания (критичностью, мотивированием, рефлексией); на умения смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в воспитании, перестройке имеющихся знаний; умения распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; умения моделировать условия воспитания творческой личности; умения критически переосмысливать ценности традиционного воспитания для самостоятельного построения собственных смыслов, альтернативных подходов и т.д.
Учитель призван корректировать действия учащихся в зависимости от того, как они фактически развертываются. Тем самым, его деятельность приобретает творческий неформальный характер, а он становится субъектом собственной деятельности. Соответствующий тип педагогической творческой деятельности должен стать достоянием каждого педагога школы. Для этого необходима теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель соответствующего типа педагогической деятельности.
К сожалению, такой модели сегодня не существует, и педагог вынужден решать возникающие перед ним проблемы самостоятельно, на свой страх и риск.
Новый тип педагогической деятельности соответствует строению деятельностного акта и включает в себя:
- ситуацию затруднения, возникающую в процессе реальной практической задачи (дефицит способностей);
- оценку ситуации затруднения и условий ее преобразования;
- рефлексивный контроль и оценка ситуации;
- целеполагание как центральный структурный компонент деятельностного акта.
Все компоненты деятельностного акта пронизаны пониманием собственной деятельности, следовательно, необходимо «взращивать» рефлексивные способности педагога. Начинать можно с различных диагностик и проведения занятий с целью разрешения рефлексивного конфликта учителя.
К формам, направленным на развитие педагогической рефлексии относятся:
- анализ «живых» уроков, мероприятий и их видеозаписей с целью обнажения проблем в профессиональной деятельности педагога;
- овладение проектной и исследовательской деятельностью (проект - реализация - рефлексия -управленческое решение). Ценность совместного проектирования заключается в нескольких моментах. Во-первых, актуализируются знания и способности каждого участника проекта. Во-вторых, в коллективной работе педагоги более глубоко осознают цели своей профессиональной деятельности. В-третьих, овладевают новой педагогической технологией. В-четвертых, учатся ориентироваться в конкретных условиях, нарабатывая способы и средства конструирования. В-пятых, взаимодействуя как деловые партнеры, практикуются в общении. В-шестых, находясь в позиции автора проекта, практикуются в творческой педагогической деятельности.
Диалогичность и открытость
К данным составляющим педагогической культуры можно отнести гибкость и вариативность педагога в принятии решений, умение вести диалог, овладение техникой педагогического общения в позиции делового партнера. Диалог начинается с того момента, когда педагог начинает допускать возможность других стилей мышления, познания, общения, взаимодействия, отличающихся от собственного.
Основной продукт общения на основах диалога - это понимание. Чтобы понимание произошло, педагог должен научиться «открытой» позиции. Он должен сделать личностное усилие, изменить-
ся сам. Трудность заключается в двойственности позиции педагога, так как он - взрослый, «руководитель» и работает с детьми, «подчиненными». Из позиции руководителя педагог должен перейти в позицию лидера или сотрудника (одного из участников этой деятельности, «партнера»). Для осуществления такого перехода можно использовать диагностику различных психологических аспектов личности, деловые игры, тренинги, психодраму.
Чтобы личность педагога могла существовать и проявляться в условиях диалога, сотрудничества субъектов - индивидуальностей, в школе необходимо существование различных объединений педагогов: творческих и проблемных групп, кафедр, методических объединений. Необходимо, чтобы педагог слышал разные голоса, разные позиции, разные мнения, потому что смысл собственной деятельности осознается только тогда, когда он «наталкивается» на смысл других людей.
Таким образом, сегодня актуальным остается вопрос о формировании педагогической и философской культуры учителя. Без решения данной проблемы невозможен переход массовой школы к гуманистической образовательной парадигме, а значит, и развитие общества. Нужен иной тип педагога, осуществляющий качественно иную педагогическую деятельность. Поэтому необходимо организовать движение педагога от авторитарной деятельности к деятельности проектно-исследовательской. В результате овладения такой деятельностью в сознании педагога происходят изменения, позволяющие ему перестроить собственную культурно-мыслительную и культурно-деятельностную организацию и самоорганизацию педагогической деятельности. Совершенствование педагога является предпосылкой к развитию у него способности к созиданию другого и к осознанию своей деятельности. «Сознательность деятельности вообще обеспечивает либо эталонный, либо формирующий (творческий) уровень ее саморегуляции» [5, с. 77-78]. Учителю в современных условиях необходим формирующий уровень саморегуляции на основе развитых форм рефлексии. Должен сформироваться новый тип педагогической культуры, опирающийся на гуманистический подход к образованию и ценностное отношение к личности ребенка, на философское осмысление оснований собственной педагогической деятельности. Такая педагогическая культура, удерживаемая в сознании и творческом поведении учителя, в дальнейшем переносится в пространство традиционного образования, изменяя его монологическую структуру и содержание.
Поступила в редакцию 02.11.2006
Литература
1. Абушенко В.Л. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998.
2. Всемирная энциклопедия: Философия. М., 2001.
3. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1995.
4. Непомнящая Н.И. Универсальность ценностной сферы // Гуманизация образования. 1998. № 1.
5. Брушинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996.