Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОТЕЛЕСНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КИТАЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОТЕЛЕСНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ / ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КИТАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хаошуан Ван, Германов Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОТЕЛЕСНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КИТАЯ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

2. Врублевский Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е. П. Врублевский. - М.: Советский спорт, 2009. - 232 с.

3. Кожедуб М. С. Построение годичного макроцикла бегуний на короткие дистанции на этапе углубленной специализации / М. С. Кожедуб, Д. Годун, Е. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 6. - С. 17-19.

4. Легкая атлетика: учебник / под общ. ред. В. И. Бобровника, С. П. Совенко, А. В. Колота. - К.: Логос, 2017. - 759 с.

5. Чинкин А. С. Физиология спорта: учебное пособие / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко. - Спорт, 2016. - 120 с.

6. Шахлина Л. Я.-Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л.Я.-Г. Шахлина. - К.: Наук. думка, 2001. - 326 с.

References

1. Borzov V. Osobennosti metodiki trenirovochnogo protsessa sprintera [Features of the methodology of the sprinter's training process]. Nau-ka v olimpiyskom sporte. 2020. No. 3. p. 86-91.

2. Vrublevskiy E.P. Individualizatsiya trenirovochnogo protsessa sports-menok v skorostno-silovykh vidakh legkoy atletiki [Individualization of

the training process of athletes in speed-strength types of athletics]. Moscow: Sovetskiy sport, 2009. 232 p.

3. Kozhedub M.S., Godun D., Vrublevskiy E.P. Postroyeniye godich-nogo makrotsikla beguniy na korotkiye distantsii na etape uglublen-noy spetsializatsii [Construction of the annual macrocycle of sprinters at the stage of in-depth specialization]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 6. pp.17-19.

4. Bobrovnik V.I., Sovenko S.P., Kolota A.V. [ed.]. Legkaya atletika [Athletics]. Textbook. Kyiv: Logos publ., 2017. 759 p.

5. Chinkin A.S., Nazarenko A.S. Fiziologiya sporta [Physiology of sports]. Study guide. Sport, 2016. 120 p.

6. Shakhlina L.Ya.-G. Mediko-biologicheskiye osnovy sportivnoy tre-nirovki zhenshchin [Medico-biological bases of women's sports training]. Kyiv: Naukova Dumka, 2001. 326 p.

7. Sevdalev S.V., Kozhedub M.S., Vrublevskiy E.P., Mitusova E.D. Bio-rhythm-based individualization of training of female different distance runners. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. 5. pp. 83-85.

8. Sevdalev S., Skidan A., Vrublevskiy E. Organizational and methodical aspects of individualization of health improving female training. Human. Sport. Medicine. 2020. 20(S1). pp. 69-76.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОМ ТОЛЕРАНТНОСТИ У РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОТЕЛЕСНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК КИТАЯ

Аспирант Хаошуан Ван1

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Германов1 Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва

FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE AMONG RUSSIAN SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PSYCHO-BODY PHYSICAL PRACTICES OF CHINA

Postgraduate student Haoshuang Wang1

Dr. Hab., Professor G.N. Germanov1 1Russian University Sports (SCOLIPE), Moscow

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: полиэтническое воспитание, этническая толерантность, обучающиеся средних школ, психотелесные физкультурные практики Китая.

Введение. В современном мире одной из основополагающих ценностей является толерантность. Важнейшей областью деятельности, где формирование толерантности признается как государственная задача, является сфера образования. В этой связи, одним из важнейших направлений дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса в российских школах может стать внедрение восточных практик физического воспитания, в частности, психотелесных практик Китая - «Гимнастика Тайцзицюань 24 формы», в физкультурную деятельность, что обеспечит расширение двигательного пространства, а также окажет позитивное влияние на формирование этнической толерантности русских школьников, на проявление терпимости к учащимся иных этносов [1-3].

Цель исследования - внедрение восточных практик физического воспитания, в частности, психотелесных практик Китая - «Гимнастика Тайцзицюань 24 формы».

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие школьники девятых классов. Контрольную группу (КГ) составили школьники, углубленно изучающие китайский язык и занимающиеся по стандартной учебной программе по физической культуре. Экспериментальная (ЭГ) группа занималась по программе с расширенным этнокомпонентом в вариативной части на базе психотелесных практик Китая. Для определения уровня толерантности использовались показатели субшкал и индекса толерантности по методике Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой «Индекс толерантности».

Результаты исследования и их обсуждение. В результате эксперимента различия в групповых показателях этнической идентичности, когнитивного и аффективного компонентов между ЭГ и КГ не выявлены. Индекс толерантности в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной группе лингвистов (ИТ- Х=82,2>77,6;

Поступила в редакцию 12.09.2022 г.

и-эмпирический=97, р<0,05). В целом в возрастном аспекте фиксируется снижение показателей индекса. В экспериментальной группе наблюдались очень высокие темпы прироста от исходного уровня группового показателя ЭИ - этнической идентичности (17,9%), КЭ - показателя когнитивного компонента этнической идентичности (18,5%), АЭ - показателя аффективного компонента этнической идентичности (21,4%), ИТ - индекса толерантности (13,9%).

Можно констатировать, что национальные практико-ориентированные методики содействовали росту этнической толерантности.

Выводы. Инновационная программа обучения российских школьников девятых классов с использованием средств психотелесных физкультурных практик Китая («Гимнастики Тайцзицюань 24 формы») стала эффективной как в развитии координационных способностей школьников, так и в развитии кондиционных способностей (сила, быстрота, выносливость). Это свидетельствует об эффективности экспериментальной программы, основанной на пластических и дыхательных упражнениях, которая так же, как и энергоемкие скоростно-силовые и циклические упражнения спортивных дисциплин комплексной программы физического воспитания В. И. Ляха, А. А. Зданевича (2006-2011), положительно влияет на физическую подготовленность школьников. Литература

1. Германов Г. Н. Выраженность типов этнической идентичности у российских и китайских школьников в сравнительном анализе с подростками разных этнических групп / Г. Н. Германов, К. В. Си-ливанова, Г. А. Васенин и др. // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2021. - Т. 191. - № 1. - С. 418-427.

2. Германов Г. Н. Физкультурные практики Китая в системе средств формирования этнической толерантности / Г. Н. Германов, Хаошуан Ван, Г. А. Васенин // Спортивно-педагогическое образование. - 2021. - № 2. - С. 11-16.

3. Диагностика этнической идентичности русских и китайских школьников в контексте формирования межнациональной толерантности / Г. Н. Германов, К. В. Силиванова, Г. А. Васенин и др. // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2021. -Т. 191. - № 1. - С. 427-436.

Информация для связи с автором: wanghaoshuang@mail.ru

36

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.