Научная статья на тему 'Формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе средней школы'

Формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ / ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ / ЯЗЫКОВАЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ) / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / MID-LEVEL OF SCHOOL / ETYMOLOGICAL ANALYSIS / COMPLEX OF EXERCISES / COMMUNICATIVE / LINGUISTIC (LANGUAGE LEARNING) / CULTURE-LEARNING COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Наталья Викторовна, Осипова Александра Анатольевна, Мишина Людмила Николаевна

Актуальность исследования заключается в том, что использование разнообразных форм и направлений обучения русскому языку способствует не только овладению знаниями об устройстве русского языка, но и развивают школьника как личность. Цель предлагаемых авторами методических разработок и упражнений развитие не только этимологической, но и коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций. Апробирование комплекса заданий, направленных на формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе, проходит в гимназии № 17 г. Белорецка (Республика Башкортостан). Основные цели спецкурса заключаются в изучении слова с точки зрения его происхождения; в выработке умения правильного использования слов в устной и письменной речи; в активизации исследовательской деятельности учащегося при установлении происхождения отдельных слов; в формировании и развитии умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. В статье приводятся примеры заданий, ориентированных на формирование теоретических этимологических знаний; образцы этимологических упражнений, развивающих орфографическую грамотность; примеры этимологических заданий, направленных на формирование культурологических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова Наталья Викторовна, Осипова Александра Анатольевна, Мишина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of etymological competence in the process of learning the Russian language in the VII form of secondary school

The relevance of the study lies in the fact that the use of various forms and fields of teaching the Russian language contributes not only to the acquisition of knowledge about the structure of the Russian language, but they also develop the student as a personality. The purpose of the methodological developments and exercises proposed by the authors is the development of not only etymological, but also communicative, linguistic, and cultural competence. Appraisal of a set of tasks aimed at the formation of etymological competence in the process of studying the Russian language in the VII form takes place in the Gymnasium No.17 of Beloretsk (Republic Of Bashkortostan). The main objectives of the special course are to study the word from the point of its origin, to develop the ability to use words correctly in oral and written language, to initiate research activities of a student in determining the origin of separate words, and to form and develop skills of competent and fluent oral and written speech. The paper provides examples of tasks focused on the formation of theoretical etymological knowledge, samples of etymological exercises that develop spelling literacy, and examples of etymological tasks aimed at the formation of cultural knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе средней школы»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 372.881.161.1; 81

Н. В. ПоздняковА, А. А. ОсиповА, Л. Н. Мишина

Формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе средней школы

Актуальность исследования заключается в том, что использование разнообразных форм и направлений обучения русскому языку способствует не только овладению знаниями об устройстве русского языка, но и развивают школьника как личность. Цель предлагаемых авторами методических разработок и упражнений - развитие не только этимологической, но и коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций. Апробирование комплекса заданий, направленных на формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе, проходит в гимназии № 17 г. Белорецка (Республика Башкортостан). Основные цели спецкурса заключаются в изучении слова с точки зрения его происхождения; в выработке умения правильного использования слов в устной и письменной речи; в активизации исследовательской деятельности учащегося при установлении происхождения отдельных слов; в формировании и развитии умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. В статье приводятся примеры заданий, ориентированных на формирование теоретических этимологических знаний; образцы этимологических упражнений, развивающих орфографическую грамотность; примеры этимологических заданий, направленных на формирование культурологических знаний.

Ключевые слова: среднее звено школы, этимологический анализ, комплекс упражнений, коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции

Ссылка для цитирования:

Позднякова Н. В., Осипова А. А., Мишина Л. Н. Формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе средней школы // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 149-160. сМ: 10.32744^.2019.1.11

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 15 December 2018 Published: 28 February 2019

N. V. Pozdnyakova, A. A. Osipova, L. N. MlSHINA

Formation of etymological competence in the process of learning the Russian language in the VII form of secondary school

The relevance of the study lies in the fact that the use of various forms and fields of teaching the Russian language contributes not only to the acquisition of knowledge about the structure of the Russian language, but they also develop the student as a personality. The purpose of the methodological developments and exercises proposed by the authors is the development of not only etymological, but also communicative, linguistic, and cultural competence. Appraisal of a set of tasks aimed at the formation of etymological competence in the process of studying the Russian language in the VII form takes place in the Gymnasium No.17 of Beloretsk (Republic Of Bashkortostan). The main objectives of the special course are to study the word from the point of its origin, to develop the ability to use words correctly in oral and written language, to initiate research activities of a student in determining the origin of separate words, and to form and develop skills of competent and fluent oral and written speech. The paper provides examples of tasks focused on the formation of theoretical etymological knowledge, samples of etymological exercises that develop spelling literacy, and examples of etymological tasks aimed at the formation of cultural knowledge.

Key words: mid-level of school, etymological analysis, complex of exercises, communicative, linguistic (language learning), culture-learning competencies

For Reference:

Pozdnyakova, N. V., Osipova, A. A., & Mishina, L. N. (2019). Formation of etymological competence in the process of learning the Russian language in the VII form of secondary school. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 149-160. doi: 10.32744/ pse.2019.1.11 (In Russ., abstr. in Engl.)

_Введение

е системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Современные педагоги стараются как можно больше разнообразить формы и направления обучения родному языку, это связано с тем, что необходимо ориентироваться на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения [1-12].

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентност-ного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Следовательно, все методические разработки и контрольно-измерительные материалы, включая комплекс упражнений, направленных на развитие этимологической компетенции обучающихся русскому языку, должны преследовать цели развития этих компетенций. То есть упражнения необходимо разрабатывать с учётом системного изучения основ лингвистики, но на деятельностной основе.

При разработке комплекса заданий, направленных на формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в VII классе неполной средней школы, в целях осуществления компетентностного подхода мы использовали учебно-методический комплект для реализации рабочих программ по русскому языку и литературе, утверждённых в текущем учебном году к исполнению в МАОУ «Гимназия № 17» г. Белорецка. Программа русского языка составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского [13].

На данный момент этимология на уроках русского языка в VII классе МАОУ «Гимназия № 17» г. Белорецка преподаётся в сжатом неструктурированном виде, но учителями совместно с авторами данного исследования в 2017/2018 уч. г. началась разработка спецкурса, направленного на развитие у обучающихся этимологической компетенции.

Основными целями данного спецкурса являются:

- изучение слова с точки зрения его происхождения;

- выработка умения правильного использования слов в устной и письменной речи;

- активизация исследовательской деятельности учащегося при установлении происхождения отдельных слов;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

В задачи курса формирования этимологической компетенции в VII классе неполной средней школы входит:

- знакомство учащихся с понятием «этимология» и основными видами изучения происхождения слов;

- повышение уровня орфографической зоркости учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

- выработка умения пользоваться этимологическими и другими видами словарей;

- обучение навыкам установления происхождения отдельных слов, т.е. базовым приёмам этимологического анализа слов и языковых явлений.

В результате овладения знаниями по спецкурсу обучающийся должен:

знать основные законы развития различных уровней современного русского литературного языка;

уметь интерпретировать усвоенные приёмы этимологического и историко-линг-вистического анализа единиц различных уровней языковой системы;

владеть процедурами этимологического и историко-лингвистического анализа языкоречевых явлений.

Программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся VII класса. Разработанные задания можно разделить на 3 типа:

1) задания, ориентированные на формирование теоретических этимологических знаний;

2) этимологические упражнения, развивающие орфографическую грамотность;

3) этимологические задания, направленные на формирование культурологических знаний.

_Материалы и методы

Материалом для упражнений служат слова, словосочетания, предложения и тексты, встречающиеся в основной программе русского языка, широко используются пословицы, поговорки, загадки, поэтические и прозаические литературные произведения авторов, изучаемых программами русского языка и литературы в V-VII классах. Уделяется внимание современным процессам, происходящим в русском языке, иноязычным заимствованиям, значениям имён собственных, топонимике родного края. Значительная часть упражнений отражает семантику фразеологического пласта русского языка. Этимологические упражнения расширяют и углубляют содержание базового учебного предмета «Русский (родной) язык» и тем самым внедряются в такие «детали» лингвистики, которые полнее раскрывают возможности этой науки и формируют интерес к изучению родного языка. Подобные упражнения интегрируют предметы филологического цикла (русский язык и литература) с целью многоаспектной демонстрации эстетической функции родного языка и привлечения внимания к его красоте и богатству. Такой комплексный подход позволяет учителю постоянно обращать внимание обучающихся не только на словарный состав слова, но и на стиль текста, в котором это слово употребляется, его жанр, особенности композиции, что, безусловно, влияет на общий уровень языковой грамотности ученика.

Большое внимание уделено словам с непроверяемыми написаниями. Таким образом, знание основ этимологического анализа и навыки работы с этимологическими словарями помогут обучающимся русскому языку повысить свою орфографическую грамотность, а также в комплексе основных знаний по русскому языку развить умение ориентироваться в сложном многообразии языковых явлений. Традиционно учителя готовили свои уроки, осмысливая и учитывая, прежде всего, предметные результаты. Поскольку новый стандарт ориентирует на метапредметные и личностные результаты, в разработке упражнений мы представляем именно эту новую составляющую и определяем оптимальные пути достижения хороших результатов как в плане органи-

зации работы, так и в плане решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по русскому языку.

_Результаты исследования и их обсуждение

Выполняя наши задания, ученики выходят за пределы привычного алгоритма действий и осуществляют умственное усилие по проектированию новых способов действий. Именно в этом случае и происходит развитие личности учащихся.

Задания, ориентированные на формирование теоретических этимологических знаний включают в себя работу со словарём, теоретическим и фактическим материалом как в устной, так и в письменной форме.

Упражнения на формирование теоретических знаний по этимологии языка могут быть в виде мотивирующих заданий типа приведённых ниже.

Задание 1. Используя теоретические знания, полученные на уроке, дайте определение науке «этимология».

Подобные задания направлены на закрепление лекционного материала, который даётся учащимся в течение урока под запись или в устной форме. Выполняя данное задание, ребёнок письменно фиксирует в этимологическом словарике основные научные определения, соответственно, запоминает ключевые понятия и термины. Как правило, усвоение теоретического материала воспринимается учеником как скучное, рутинное зазубривание основных определений и исторических фактов. Вызвать интерес к данному познавательному процессу помогут современные технологии преподавания.

Задание 2. Посмотрите на доску (на доске слово «этимология» разобрано по составу). Используя словари, расскажите о значении и происхождении корней слова.

Задания подобного типа направлены на закрепление теоретических этимологических знаний при помощи визуального восприятия лекционного материала, который может быть представлен не только в виде текстов и заметок, но и в виде слайдов, картинок, схем и т.д. Применение информационных технологий в обучении русскому языку существенно повышает интерес учеников к предмету, делает процесс исследования исторических корней слова увлекательным, захватывающим, заставляет по-новому взглянуть на сухие факты из учебников, словарей и пособий.

Все предлагаемые в исследовании задания тестового типа, в том числе и тесты, направленные на закрепление теоретического материала, могут быть внесены в общую интерактивную базу контроля знаний, что значительно упростит работу учителя по формированию контрольных листов, облегчит процесс обработки результатов тестирования, будет мотивировать самих учащихся к познавательной деятельности и, безусловно, подготовит их к итоговому компьютерному тестированию по русскому языку, к олимпиадам и дистанционным викторинам.

Ниже приводим пример тестового задания на закрепление теоретического материала по вводной теме «Этимология - наука о происхождении слов».

Задание 3. Используя текст (отрывок из книги Ю.В. Откупщикова «К истокам слова»), выясните, какой из предложенных вариантов верно дополняет утверждение: «Одним из первых учёных, который специально писал об этимологии, был»:

а) историк А.Л. Шлёцер;

б) древнегреческий философ Платон;

в) русский поэт и филолог В.К. Тредиаковский;

г) русский филолог А.Х. Востоков.

Задания типа «Прослушайте доклад ученика и ответьте на вопрос: "Кто является отцом отечественной этимологии?"» призваны усовершенствовать навыки аудирования обучающихся, умения выделить и зафиксировать письменно самую важную, основополагающую информацию, заложенную в сообщении. При выполнении подобных заданий воспитывается внимательность ученика, способность слушать выступающего сверстника. Это так называемые продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников, лекции или докладе не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.

В свою очередь, творческие задания типа «Подготовьте доклад о названиях современных зимних видов Олимпийских игр» расширяют кругозор ученика, мотивируют его к самостоятельной поисковой деятельности, наряду с теоретическими знаниями развивают культурологические знания и воспитывают умение кратко и точно излагать свою мысль.

Этимологические упражнения, развивающие орфографическую грамотность, ориентированы на поисково-деятельностный подход к формированию этимологической компетенции обучающегося. Ученик не только работает со словарём, но и разбирает слово по составу, даёт этимологическую справку, сравнивает с другими языками

- приобретает лингвистические навыки. Опираясь на этимологические словари, ученики упражняются в выявлении сходств и различий непроизводных и производных слов, устанавливают соотношения между составом слова, его образованием и значением, накапливают запас морфем, гнёзд одноосновных и одноструктурных образований.

По своему значению этимологический словарь, пожалуй, является самым важным тренажёром орфографической зоркости в VII классе, поскольку именно в этот период школьной программой изучаются основы морфологии и морфемики. То есть именно в это время знания основ этимологического анализа слова будут гармонично способствовать повышению орфографической грамотности ученика. Учащихся V-VШ классов привлекает всё новое, необычное. Именно неожиданность и необычность становятся раздражителем, имеющим большое значение для возникновения познавательных интересов у младших подростков. Такими качествами обладает этимологический анализ слова. Этот приём можно использовать для поддержания и развития интереса к русскому языку, так как самые существенные его характеристики - эмоциональность, осознанность, углублённость в познание.

Этимологический анализ оказывает на школьников сильное эмоциональное воздействие, т.е. создаёт условия для осмысленного запоминания слова, помогая сосредоточить внимание учащихся на том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, поражает школьников ясностью своего значения и правописания (противник - против), другое удивляет необычной историей (копейка от копьё), третье - неожиданными родственными связями (аквапарк

- акваланг - акварель), четвёртое - своими образными свойствами (астра в переводе с греческого языка обозначает 'звезда') и т.д. Это повышает орфографическую грамотность, обогащает словарь учащихся, расширяет их кругозор.

Задача учителя - сделать процесс обучения занимательным, ненавязчивым, создать в классе рабочую атмосферу бодрости, положительного настроя. Наиболее дей-

ственным приёмом повышения мотивации учащихся к изучению этимологии слова мы считаем игровую деятельность. Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках. Если урок построен в форме соревнования, то у каждого учащегося возникает желание стать лучшим, победить. Соответственно, основной целью ученика становится как можно качественнее применить полученные знания на практике.

Элементы игры на уроке положительно сказываются на общей атмосфере процесса обучения, развивают в ученике творческие способности, укрепляют командный дух. Следовательно, наряду с языковой и лингвистической компетенциями игровые технологии, внедрённые в учебный процесс, формируют и развивают коммуникативную компетенцию. Например, на уроке по теме «Иноязычные элементы слова» могут быть использованы приведённые ниже задания:

Задание 1. Ответьте на вопрос, пользуясь этимологическим словарём. Дайте краткую этимологическую справку. Слова компот, композиция и компонент восходят к латинскому composites. Какое значение имеет слово composites?

а) разный,

б) сложный,

в) яркий,

г) странный.

Считаем целесообразным давать ученикам задания на выяснение этимологии слов, которые встречаются в известных литературных или музыкальных произведениях, но правильное толкование которых может быть для обучающихся затруднительным. Например:

Задание 2. Всем, кто родился и вырос в России, известна песня о лихом донском казаке Степане Тимофеевиче Разине, предводителе народного восстания в начале 70-х гг. XVII в.

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны.

Выясните этимологию и значение слов остров, стрежень, река, челны.

При выполнении задания ученикам нужно не только разобрать слова по составу, но и при помощи словарной статьи предоставить этимологическую справку - короткое сообщение о значимой морфеме слова. То есть при выполнении задания учеником за-действуется и орфографический, и семантический аспекты работы со словарём.

В своей книге «Изучение трудных слов с применением этимологического анализа» И.В. Пронина подчёркивает единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря использованию этимологического анализа. По её словам, благодаря этимологии ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опору в смысловой стороне слова.

Таким образом, постепенно сформировавшаяся привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически-трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы. Другими словами, ученик начинает понимать, что для правильного написания слова нужно сначала разобраться в его морфологической структуре. Тем самым вырабатывается «самая нужная

при обучении орфографии привычка, привычка думать при письме о корне слова, о его структуре» [14, с. 4].

Ведущим типом упражнений на данном этапе являются самостоятельные языковые упражнения, направленные на формирование навыков и умений этимологического анализа слов. Например:

Задание 3. Определите этимологический корень слов окно, ворота, всадник, дверь, крыша, здание, зеркало, используя этимологический словарь русского языка.

Задание 4. Сравните современные значения этимонимов, используя толковый словарь. Докажите, что изначально эти слова были антонимичными по значению: негодяи - пригожий, убогий - богатый, вежливый - невежа.

Задание 5. Найдите этимологическое объяснение написанию буквы е в слове перчатка.

Задание 6. Определите внутреннюю форму данных слов: Родина, столица, памятник.

Изучение этимологического гнезда слова, то есть всей совокупности слов, происходящих от одного и того же слова (или корня) в их зависимости друг от друга и в хронологической последовательности, в игровой форме также способствует развитию орфографической грамотности учеников. Так, например, на уроке о словах с непроверяемыми гласными в корне предлагается провести игру под названием «Генеалогическое древо».

Учащиеся делятся на две группы. На доске изображения двух генеалогических деревьев. Каждой группе раздаются магнитные карточки со словами с непроверяемыми согласными и набор их этимологических «родственников». Задание: Быстро и правильно по морфемным признакам выбрать семейство слова и определить его в «этимологическое гнездо».

По словам Ж.Ж. Варбот, изучение этимологических гнёзд имеет большое значение для словообразования [15, с. 645]. Рассмотрение этимологических гнёзд может дать ученику существенные сведения об истории словообразования, о смене в процессе развития языка одних словообразовательных моделей другими. Учитель в зависимости от тематики занятия может дополнять или заменять группы слов, а ученики при выполнении задания должны записать слова с непроверяемыми гласными в корне в этимологический словарь. Например:

Бинокль - слово образовано от латинских корней -Ь/п'ь ('по два, пара') и -осиШэ-('глаз'). Однокоренное слово окулист, проверочное к нему - око.

Наглядный пример хронологии преобразования слова помогает ученику объяснить правописание непроверяемых гласных в его корне, сделать вывод о том, что непроверяемые гласные в корне слова можно проверить, если узнать происхождение (этимологию) слов.

Богатую почву для первых этимологических исследований дают темы, знакомящие учащихся с написанием имён собственных. На таких уроках у педагога есть возможность познакомить учеников с происхождением их имён и фамилий, названий географических объектов родного края [16-17]. Знания такого рода значимы и интересны для ученика, т.к. речь идёт именно о его имени, о его улице, о его городе.

Например, на уроке по теме «Что в имени тебе моём?» предлагаем использовать такие задания-минутки:

Задание 1. Придумайте каждый фамилию от своего имени. Отметьте, с помощью каких морфем она образована.

Задание 2. Попробуйте определить, как появились эти фамилии: Астафьев, Васильев, Попович, Малышев, Печников, Путин, Москвин.

Задание 3. Выясните, какое значение несут в себе имена ваших ближайших родственников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое воспитательное значение имеет знакомство учащихся с топонимикой родного края. Название любого географического объекта: реки, озера, моря, города, села, горы, острова, улиц и площадей в городах и сёлах - отличается от обычных нарицательных слов и свидетельствует о своеобразном проявлении в языке фактов истории, физико-географических условий обитания и других сторон жизни людей, позволяет постигнуть глубину людской наблюдательности, удивиться точности и тонкости впечатлений от природы, которые и отражают названия (село Кизильское, гора Малиновка, озеро Солёное, озеро Банное и т.д.).

Задания по топонимической этимологии могут быть следующего типа:

Задание 1. Выясните, что означают топонимы Россия, Москва, Башкортостан, Белорецк, Азапкин хутор, Ай, Аксарка, Агаповка, Бакал, Бреды, запишите их этимологию в словарик в раздел «Топонимы».

Применение этимологического анализа как методический приём направляет способность обучающихся к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. В свою очередь, введение элементов игры в обычную учебную деятельность детей повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения, позволяет отрабатывать практические умения и навыки, обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности.

Этимологические задания на формирование культурологических знаний направлены на развитие следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Этимологические задания на формирование культурологических знаний - это задания, сущностью которых является выяснение этимологии фразеологизмов, устойчивых выражений, пословично-поговорочных выражений, а также слов, которые используются не только в устной речи, но и повсеместно встречаются в литературных произведениях. Пользуясь навыками этимологического анализа, ученик не только научится верно толковать самые интересные с точки зрения семантики словосочетания русского языка, но и сможет активно употреблять их в устной и письменной речи.

Суть заданий такова: ученику предлагается найти тот или иной фразеологизм в художественном тексте, выяснить его этимологию, значение, обсудить, что хотел автор выразить, употребляя ту или иную фразеологическую единицу. В VII классе также возможно затронуть тему фразеологических трансформаций в художественном тексте. Такой подход к изучению этимологии отдельных фразем является очень продуктивным, поскольку фразеологические обороты - это благодатный материал для закрепления разделов грамматики, обогащения словарного запаса и развития речи учащихся. Знание этимологии фразеологизмов повышает познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширяет их кругозор. Примеры заданий:

Задание 1. Выясните этимологию и семантику фразеологизма, употребляемого Л.Н. Толстым в романе «Воскресение»: «Да мы разве не уважаем тебя, - сказал старик. - Нам тебя нельзя не уважать, потому что мы у тебя в руках, ты из нас верёвки вьёшь».

Задание 2. Изучите этимологию выделенного в тексте прилагательного. Разберите слово по составу. Ответьте, является ли это прилагательное общеупотребительным в русской речи: «Вольф с ласковой и несколько насмешливой улыбкой - это была его манера: невольное выражение сознания своего комильфотного превосходства над большинством людей, - остановившись в своей прогулке по кабинету, поздоровался с Нехлюдовым и прочёл записку».

Заключение

Таким образом, комплекс упражнений, направленных на формирование этимологической компетенции обучающихся русскому языку в VII классе, должен быть составлен с учётом соблюдения основных принципов образовательного процесса, то есть совмещения в себе основ языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Предлагаемый комплекс проходит апробацию в гимназии № 17 г. Белорецка (Республика Башкортостан). Её результаты станут предметом отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Borytko N.M. Pedagogic process modelling: Humanistic-integrative approach // Zbornik instituta za pedagoska istrazivanja. 2007. Т. 39, № 1. С. 20-31.

2. Tsvetkov Y., Wintner S. Identification of Multiword Expressions by Combining Multiple Linguistic Information Sources // Computational Linguistics. 2014. № 40 (2). Р. 449-468.

3. Клинкова И.С. Этимологический анализ слов при подготовке школьников к олимпиадам по русскому языку // На крыльях слова: материалы междунар. заоч. науч. конф., посвящ. юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулежковой / Науч.-исслед. словарн. лаб., каф. РЯОЯиМК; гл. ред. А.А. Осипова, Н.В. Позднякова. Магнитогорск: ЗАО «Магнитогорский Дом печати», 2015. С. 244-250.

4. Келли П., Коутс Х., Нейлор Р. Онлайн-образование: путь от участия к успеху (пер. с англ. Е. Шадриной) // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 34-58.

5. Королёва Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.

6. Gildea D., Satta G. Synchronous Context-Free Grammars and Optimal Parsing Strategies // Computational Linguistics. 2016. № 42 (2). Р. 207-243.

7. Didenko A.V., Aksenova N.V., Loginova A.V. The Choice of Effective Methods and Approaches to the Design of an Online Course // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2016. Т. 11. № 4. S. 150-152.

8. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Симановский Д.Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201.

9. Yarkova T.A., Cherkasova I.I., Cherkasov V.V., Yarkov V.G., Timofeeva A.M. Preparing Teachers to Use New Media Visual Communications in Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2017. V. 12. № 2. pp. 4-15.

10. Вершинина Н.В., Ионова Т.В. Использование интерактивных форм обучения для обогащения словаря младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку // Перспективы науки и образования. 2018. № 4. С. 195-200.

11. Семёнова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197.

12. Шулежкова С.Г. Историко-лингвистический комментарий к современному русскому языку как массовый образовательный онлайн-курс // Русистика 2018: экология языка и современная коммуникация: материалы междунар. науч. симпозиума / отв. ред. Е. Стоянова. София: Химера, 2018. С. 404-410.

13. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. М.: Просвещение, 2010. 33 с.

14. Пронина И.В., Шанский Н.М. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. М.: Просвещение, 1964. 97 с.

15. Варбот Ж.Ж. Этимология // Русский язык. Энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Рос. энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 643-647.

16. Клинкова И.С. Изучение имени собственного как языковой категории в школе // Формирование филологических понятий у учащихся школ и студентов вузов: тезисы докл. всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. С. 23-24.

17. Клинкова И.С. О словарях русских фамилий (историко-этимологические заметки) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 2 (24). С. 223-229.

REFERENCES

1. Borytko N.M. Pedagogic process modeling: Humanistic-integrative approach. Zbornik instituta za pedagoska istrazivanja, 2007, vol. 39, no. 1, pp. 20-31.

2. Tsvetkov Y., Wintner S. Identification of Multiword Expressions by Combining Multiple Linguistic Information Sources. Computational Linguistics, 2014, no. 40 (2), pp. 449-468.

3. Klinkova I.S. Etymological analysis of words in the preparation of schoolchildren for Russian Olympiads. On the wings of the word: materials of the international correspondence scientific conference on the anniversary of Dr. Filol. sciences, prof. S.G. Shulezhkova; Ed. A.A. Osipova, N.V. Pozdnyakova. Magnitogorsk, ZAO Magnitogorsk Printing House, 2015. pp. 244-250. (in Russian)

4. Kelly P., Coates H., Neilor R. Online education: the path from participation to success (translated from English by E. Shadrina). Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2016, no. 3, pp. 34-58. (in Russian)

5. Koroleva D.O. Always online: the use of mobile technologies and social networks by modern adolescents at home and at school. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2016, no. 1, pp. 205-224. (in Russian)

6. Gildea D., Satta G. Synchronous Context-Free Grammars and Optimal Parsing Strategies. Computational Linguistics, 2016, no. 42 (2), pp. 207-243.

7. Didenko A.V., Aksenova N.V., Loginova A.V. The Choice of Effective Methods and Approaches to the Design of an Online Course. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2016, vol. 11, no. 4, pp. 150-152.

8. Aleksandrov D.A., Ivanyushina V.A., Simanovsky D.L. Educational online resources for schoolchildren and the digital barrier. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2017, no. 3, pp. 183-201. (in Russian)

9. Yarkova T.A., Cherkasova I.I., Cherkasov V.V., Yarkov V.G., Timofeeva A.M. Preparing Teachers to Use New Media Visual Communications in Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2017, vol. 12, no. 2, pp. 4-15.

10. Vershinina N.V., lonova T.V. Using interactive forms of learning to enrich the vocabulary of younger students in extracurricular activities in the Russian language. Perspectives of science and education, 2018, no. 4, pp. 195-200. (in Russian)

11. Semenova TV, Vilkova K.A., Shcheglova I.A. Market of massive open online courses: prospects for Russia. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2018, no. 2, pp. 173-197. (in Russian)

12. Shulezhkova S.G. Historical and linguistic commentary on the modern Russian language as a mass educational online course. Russian Studies 2018: Ecology of Language and Modern Communication: materials of the Intern. scientific symposium / Ed. E. Stoyanova. Sofia, Chimera Publ., 2018. pp. 404-410. (in Russian)

13. Baranov M.T., Ladyzhenskaya T.A., Shansky N.M. General education programs in Russian for grades 5-9. Moscow, Enlightenment Publ., 2010. 33 p. (in Russian)

14. Pronina I.V., Shansky N.M. The study of difficult words using etymological analysis. Moscow, Enlightenment Publ., 1964. 97 p. (in Russian)

15. Warbot J.-J. Etymology // Russian language. Encyclopedia. 2nd ed. Moscow, Drofa Publ., 1997. pp. 643-647. (in Russian)

16. Klinkova I.S. Studying a proper name as a language category in a school. Formation of philological concepts among schoolchildren and university students: abstracts of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk: Publishing house of ChGPU, 1999, pp. 23-24. (in Russian)

17. Klinkova I.S. About dictionaries of Russian surnames (historical etymological notes). Problems of history, philology, culture, 2009, no. 2 (24), pp. 223-229. (in Russian)

Информация об авторах Позднякова Наталья Викторовна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской словарной лаборатории НИИ исторической антропологии и филологии

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

E-mail: [email protected]

Осипова Александра Анатольевна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской словарной лаборатории НИИ исторической антропологии и филологии

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Мишина Людмила Николаевна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

E-mail: [email protected]

Information about the authors Natalia V. Pozdnyakova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Philological Sciences, Senior Researcher at the Research Dictionary Laboratory of the Research Institute of Historical Anthropology and Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Alexandra A. Osipova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Philological Sciences, Senior Researcher at the Research Dictionary Laboratory of the Research Institute of Historical Anthropology and Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Lyudmila N. Mishina

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language, General Linguistics and Mass Communication Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.