Научная статья на тему 'Формирование этических норм на занятиях по дисциплине "Профессиональная этика и служебный этикет"'

Формирование этических норм на занятиях по дисциплине "Профессиональная этика и служебный этикет" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ / OFFICE ETIQUETTE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUES / ПРИНЦИП ПАТРИОТИЗМА / PRINCIPLE OF LEGALITY / ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ / Е-GROUP INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реймер Ольга Александровна

Представлены некоторые аспекты формирования навыков этического поведения посредством использования интерактивных методов обучения. Акцент делается на содержательный анализ в изучении основных этических категорий и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реймер Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ethical standards on classes in discipline “Professional ethics and office etiquette”

The article is devoted to interactive teaching techniques as the modern tool of stimulating the cadets' learning activity. Such methodical aspect as the organization of group interaction is stressed here. Some possible ways of defining the effectiveness of group work is mentioned as well.

Текст научной работы на тему «Формирование этических норм на занятиях по дисциплине "Профессиональная этика и служебный этикет"»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Theory and technique of professional education

УДК 378.02

О. А. Реймер

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ»

O. A. Reymer

FORMATION OF ETHICAL STANDARDS ON CLASSES IN DISCIPLINE "PROFESSIONAL ETHICS AND OFFICE ETIQUETTE "

Представлены некоторые аспекты формирования навыков этического поведения посредством использования интерактивных методов обучения. Акцент делается на содержательный анализ в изучении основных этических категорий и принципов.

The article is devoted to interactive teaching techniques as the modern tool of stimulating the cadets' learning activity. Such methodical aspect as the organization of group interaction is stressed here. Some possible ways of defining the effectiveness of group work is mentioned as well.

Ключевые слова: служебный этикет; интерактивные формы работы; принцип гуманизма; принцип патриотизма; групповое взаимодействии; принцип законности.

Keywords: office etiquette; interac eaching techniques; е-group interaction; the principle of legality.

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы служит «установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего»1. В действительности проблема служебной этики и служебного поведения в последнее время стоит довольно остро. Рассматривать её следует не только в «общечеловеческом» масштабе, но и в рамках отдельного коллектива и отдельной личности.

Поступая на обучение в ведомственное учебное заведение (кадетский корпус, учебное заведение Министерства обороны, вуз Федеральной службы исполнения наказаний или Министерства внутренних дел и др.), обучающийся сталкивается с таким явлением, как единоначалие, с приказами и документами, регламентирующими деятельность службы, с Кодексом этики и служебного поведения сотрудников федеральных

1 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 4.

государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее - Кодекс этики, Кодекс). Подробное изучение текста Кодекса этики осуществляется в соответствии с рабочей программой по учебному плану в 3-м учебном семестре. Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» ставит задачи, пересекающиеся и реализующие цели собственно Кодекса этики. И учебная дисциплина, и Кодекс ориентированы прежде всего на формирование единого профессионально-этического эталона поведения будущего сотрудника пенитенциарной системы. На занятиях преследуются цели воспитания высоконравственной личности сотрудника, реализующего принципы профессиональной морали на практике. Цели, заявленные в Кодексе, пересекаются с требованиями, предъявляемыми к выпускнику вуза ФСИН России, обозначенными в федерально государственном образовательном стандарте (ФГОС) в части общекультурных и профессиональных компетенций по специальности «Правоохранительная деятельность».

«Приоритетной формой реализации учебно-воспитательного процесса в высшей школе является интерактивное ведение занятий. Указанная приоритетность вполне понятна: невозможно сформировать комплекс компетенций, заложенных в ФГОС нового поколения, не включив курсантов и слушателей в активный процесс учения, а также само- и взаимообучения»1. Поэтому наиболее эффективной формой обучения на занятиях по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет» является работа в малых группах. В ходе реализации такой формы работы формируются навыки урегулирования предполагаемых этических проблем взаимоотношений, возникающих в служебной деятельности. Тем более, что в программе есть темы, которые полностью дублируют формулировку некоторых статей Кодекса этики и служебного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). На практических и семинарских занятиях курсантам предлагаются ситуации, выход из которых им предлагается найти самостоятельно, извлекая и анализируя научно-методические знания, руководствуясь существующими нормативно-правовыми актами. Сформированность нравственного поведения проявляется, в свою очередь, не только на учебных занятиях, но и в повседневной жизни, в быту. В результате соблюдение этических норм должно стать нормой жизни для сотрудников УИС, поскольку они являются «лицом» не только вуза, но и системы исполнения наказаний в целом.

Обсуждение на занятиях в малых группах идеального образа сотрудника уголовно-исполнительной системы настоящего времени и в будущем, сравнительный анализ и визуализация образа посредством изображения на бумаге способствуют овладению профессиональной

1 Морозова А. Л., Игумнова О. В. Методический аспект активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей ведомственных вузов // Информация и образование: границы коммуникаций : сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2014. № 6 (14). С. 160.

этикой, формированию чувства патриотизма по отношению к будущей профессии. Патриотическое воспитание и образование является важной частью в формировании этических навыков будущего сотрудника УИС. К сожалению, в молодом поколении слабо развиты патриотические чувства в силу ряда причин, в том числе недостаточно глубокого изучения истории в школах (так, на изучение Великой Отечественной войны выделяется всего 4 часа). Школьное образование ориентировано на отрывочные (тестовые) знания, направленные только на сдачу ЕГЭ. Тестовое мышление разучило думать и сопереживать, повысив порог равнодушия к человеческому страданию и снизив «болевой порог». Поэтому в рамках отдельных тем дисциплины «Профессиональная этика» приходится обращать внимание курсантов на смысловую составляющую таких категорий, как «подвиг», «идеал», «идеальная личность», помимо обязательных «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «смысл жизни», «ценность человеческой жизни» и др. Это, в свою очередь, способствует формированию навыков соблюдения основных этических принципов гуманизма и патриотизма, принципа законности и коллективизма, которые должны соблюдаться априори каждым сотрудником УИС.

Патриотическое воспитание является составляющей частью духовно-нравственного воспитания и образования. В преподавании дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» важную роль играет проведение научного кружка «Духовно-нравственное воспитание курсантов». В работе кружка принимают участие сотрудники института - преподаватели, методисты, психологи, а также представители духовенства. Научный кружок - это, с одной стороны, возможность глубже изучить историю своей страны на примере жизнеописания подвижников разных эпох, с другой - получить определённый опыт непосредственного общения со священнослужителями, окормляющими осуждённых. Священнослужители своим предназначением уже выполняют миссионерскую деятельность и реализуют принцип гуманизма. Собственным примером они вдохновляют курсантов к соблюдению общечеловеческих основ поведения, не забывая о своих служебных обязанностях. Кроме того, на занятиях курсанты узнают о подвигах выдающихся полководцев прошлого (многие из которых причислены к лику святых) и настоящего, об их отношении к духовной стороне жизни. На заседаниях кружка курсанты узнают о забытых страницах истории своего Отечества. В плане кружка заявлены посещения храмов, православных выставок, экспозиций и светских мероприятий духовной направленности. Курсанты, посещающие Новокузнецкую духовную семинарию, увидеть параллель между служением России и служением Богу. Семинаристы также подчиняются своему, и в их учебном заведении также существует своя служебная этика. Курсанты могут убедиться в том, что любое служение (служба) предполагает огромную работу над собой, над формированием добросовестного отношения к

тому, чему посвящается жизнь. Кружок «Духовно-нравственное воспитание», таким образом, позволяет курсантам на практике увидеть реализацию утверждённой «Миссии тюремного служения и РПЦ».

Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» основывается на множестве межпредметных связей: философия и история, социология и этика, основы психологии и педагогики, деловое общение и служебный этикет. «Этика делового общения» и «Служебный этикет» - это отдельные темы, составляющие самостоятельный блок или модуль тем, требующих особого внимания. Курсант второго курса -довольно молодой человек, который зачастую только входит в систему деловых отношений, поэтому важно облегчить этот путь, ответив на многочисленные вопросы «почему?». Изучив Устав института, Правила его внутреннего распорядка, Положение о службе в органах внутренних дел, он не до конца представляет себе понятие «исполнительская дисциплина». В силу привычки к школьной вседозволенности курсантам сложно понять и привыкнуть к соблюдению дисциплины в целом: почему каждый сотрудник должен уважительно относиться к ношению формы одежды, уважать старших по званию, беспрекословно подчиняться их приказам, проявлять уважение при обращении к старшему начальствующему составу. Научить подчиняться довольно просто, но сформировать осознанное отношение к этому процессу куда сложней. На это и направлено использование различных интерактивных методик преподавания (малыми группами, ролевая/деловая игра, метод проекта, использование ИКТ, дискуссия) с опорой на нормативные документы, адаптирующие обучающихся к будущей служебной деятельности. Причём каждая тема требует дифференцированного подхода в использовании на занятиях. Так, при проведении занятий по теме «Нравственные отношения в служебном коллективе» эффективной будет форма работы в малых группах, когда курсанты учатся на практике регулировать отношения как внутри отдельной микрогруппы, так и учебной группы (взвода) в целом. В рамках темы «Профессионально-нравственная деформация работников УИС. Антикоррупционное поведение» организуется деловая игра. При изучении темы «Этика делового общения» и «Служебный этикет» используется ролевая игра, где каждый участник может реализовать себя как в роли подчинённого, так и руководителя, отвечающего за коллектив в целом.

Таким образом, безусловно, в формировании общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностей, требований гражданского и служебного долга, этических норм будущих сотрудников системы исполнения наказаний наиболее эффективным оказывается использование интерактивных форм обучения, обозначенных в Федеральном образовательном стандарте последнего поколения.

Литература

1. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 4.

2. Морозова А. Л., Игумнова О. В. Методический аспект активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей ведомственных вузов // Информация и образование: границы коммуникаций : сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2014. № 6 (14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.