УДК: 378.126:376
Б01: 10.18503/2658-3186-2021-5-2-33-38
М. Л. Кривуть (г.Барановичи, Республика Беларусь)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
Аннотация. Подготовка профессиональных педагогических кадров остается одной из ведущих задач в системе образования Республики Беларусь. Одним из главных вопросов данной подготовки является коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования. Коммуникативная компетентность - это поликомпонентное образование, включающее коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности, а также личностные качества. Данные компоненты значимы и опосредствуют формирование друг друга. Наиболее интересными и, в свою очередь, более сложными в исследовании являются личностные качества педагога. В данном исследовании мы изучили изменения уровня сформированности эмпатии в процессе реализации факультативной дисциплины коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования. Сравнительное исследование проводилось со студентами выпускных курсов двух факультетов: педагогики и психологии и факультета современных славянских и германских языков. Выборка: 200 человек, половина из которых (100 студентов факультета педагогики и психологии) участвовала в изучении дисциплины «Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования», а также в активной волонтерской деятельности, направленных на повышение уровня сформированности эмпатии. Для определения уровня сформи-рованности эмпатии, а также приоритетных видов эмпатии на констатирующем и контрольном этапах исследования использовалась методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии». Результаты работы по формированию эмпатии отражены в статье и показывают, что, несмотря на хорошую изученность данного вопроса, по-прежнему остается востребованность в новых формах, методах работы по формированию отдельных компонентов коммуникативной компетентности педагога, особенно в условиях инклюзивной образовательной среды.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, инклюзивное образование, эмпатия, студенты педагогических специальностей.
Введение
Несмотря на интенсивное развитие современного общества, его глобализацию и компьютеризацию, одной из самых востребованных профессий в мире остается профессия педагога. Деятельность современного педагога направлена не только на передачу знаний новому поколению, формирование у него умений, навыков, а также необходимых для дальнейшего развития компетентностей, но и воспитание уникальной, чуткой личности каждого обучающегося. В условиях инклюзивного образования решение таких профессиональных задач имеет свою специфику.
Принятие идей инклюзивного образования не просто приводит к увеличению количества субъектов образовательного пространства, но и значительному усложнению профессиональной деятельности педагога. Специфика педагогической деятельности состоит в том, что она неразрывно связанна с коммуникативной деятельностью, требующей от педагога достаточно высокого уровня развития коммуникативной компетентности.
1. Эмпатия как компонент понятия «коммуникативная компетентность»
В настоящем исследовании, опираясь на работы В. Д. Шадрикова и образовательные стандарты высшего образования Республики Беларусь, под коммуникативной компетентностью педагога мы будем понимать новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования [8, с. 46].
Вслед за Н. В. Жизневой и И. А. Зимней коммуникативную компетентность мы рассматриваем как поликомпонентное образование, включающее коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности, личностные свойства и качества, признавая значимость каждого из данных компонентов, а также их взаимозависимость и взаимовлияние [5; 6].
Рассматривая такой компонент коммуникативной компетентности, как личностные качества и свойства, хотелось бы особое внимание уделить эмпатии.
Сегодня мнения исследователей в отношении определения данного понятия существенно отличаются (таблица! - Определения понятия эмпатия).
Таблица 1
Определения понятия эмпатия
Эмпатия (греч. Empathеia) Сопереживание, понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств [14]
Постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживание другого человека [13]
Явление психики, не связанное с определенным уровнем сознания; постижение эмоционального состояния другого человека [12]
Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия, умения поставить себя на место другого [7]
Способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание [9]
Эмпатии в коммуникативной деятельности педагога заслуженно уделяется немало внимания. Для построения коммуникативных стратегий и выбора коммуникативных тактик каждому педагогу необходимо уметь адекватно воспринимать собеседника. В своих исследованиях В. В. Бойко рассматривает эмпатию как форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, построенного на основе восприятия, преломленного через призму коммуникативного опыта [2]. Как «отзыв» на поведение другого рассматривают эмпатию А. А. Бодалёв [1], Т. П. Гаврилова [3], К. Роджерс [11].
Основой коммуникативной деятельности считают эмпатию В. И. Долгова и Е. В. Мельник [4]. К выводам о том, что эмпатия составляет фундамент коммуникативной деятельности приходит и М. А. Пономарева [10].
Особое значение в коммуникативной деятельности педагога эмпатия приобретает в условиях инклюзивного образования. Бесспорно, что в процессе выполнения профессиональных обязанностей педагогу необходимо уметь сопереживать и сочувствовать, но при этом не переходить черту, когда чрезмерное проявление эмпатии приводит к унижению личного достоинства собеседника. Анализ коммуникативного опыта с обучающимися и взрослыми людьми с нарушением функцией опорно-двигательного аппарата показывает, что большинство собеседников, принадлежащих данной категории, несмотря на все трудности физических ограничений, боли и тому подобного, предпочитают общаться «на равных», не допуская проявлений излишней чувствительности к своей персоне. Не редки случаи, когда обучающиеся используют эмпатию педагога в корыстных целях, снижая эффективность образовательного процесса.
2. Исследование уровня коммуникативной эмпатии студентов
Исследуя проблему коммуникативной компетентности будущих педагогов инклюзивного образования, мы заинтересовались вопросом уровня сформированности эмпатии у студентов педагогических специальностей. В исследовании приняли участие две группы обучающихся. Первая группа включала 100 студентов 4 курса факультета педагогики и психологии (далее - ПиП) учреждения образования «Барановичский государственный университет», обучающихся по специальностям: 101 02 01 «Начальное образование», 1-03 02 01 «Физическая культура», 1-03 04 01 «Социальная педагогика», 1-33 01 02 «Геоэкология», 1-02 06 04 «Обслуживающий труд и изобразительное искусство. Во вторую группу вошли 100 студентов 4 курса факультета славянских и германских языков (далее -ФСГЯ) специальностей: 1-21 06 01-01 «Современные иностранные языки», 1-02 03 06-02 «Немецкий язык. Английский язык», 1-02 03 08 «Иностранный язык (английский)». Студенты первой группы участвовали во всех этапах исследования: констатирующем, формирующем и контрольном. Участники второй группы в формирующем исследовании не участвовали.
Для констатирующего исследования была выбрана методика «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И. М. Юсупова, включающая 36 утверждений [15]. Участники исследования на констатирующем и контрольном этапах оценивали, в какой мере они соглашаются с каждым из предложенных утверждений, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5 [Там же].
Данная методика дает возможность определить уровень сформированности эмпатии в зависимости от набранных баллов: от очень низкого (0-11 баллов) до очень высоко (82-90). Кроме этого, методика позволяет увидеть вид эмпатии наиболее сформированный, либо, напротив, требующий
дополнительной работы по его формированию.
Констатирующее исследование показало (таблица 2), что изначально обе группы респондентов имели похожие уровни сформированности эмпатии. При этом большинство участников обеих групп (78 человек - первая группа, 61 человек - вторая группа) имели средний уровень сформированности эмпатии, что свойственно большинству людей. Согласно автору методики, к данной группе относятся личности, которым не чужды эмоциональные проявления, и которые без затруднений их контролируют эмоции. Однако на данном уровне сформированности эмпатии педагогу тяжело правильно воспринимать эмоциональные состояния окружающих, в том числе и будущих обучающихся.
Еще труднее приходится тем студентам, которые находятся на низком (13 человек - первая группа, 28 человек - вторая группа) и очень низком уровне (1человек первой группы) сформирован-ности эмпатии.
Высокий уровень сформированности эмпатии, позволяющий хорошо чувствовать собеседника, его эмоциональное состояние и строить коммуникативную стратегию, исходя из этой информации таблицы 2, имеет совсем небольшое количество респондентов как в одной (8 человек), так и в другой группах (11 человек). В обеих группах отсутствуют студенты с количеством баллов, соответствующим очень высокому уровню сформированности эмпатии.
Таблица 2
Уровни сформированности эмпатии в экспериментальных группах, человек
Уровень сфор- ПиП ФСГЯ ПиП ФСГЯ
мированности Конст-й этап Конст-й этап Контр-й этап Контр-й этап
эмпатии
Очень низкий 1 - - -
Низкий 13 28 - 10
Средний 78 61 69 83
Высокий 8 11 14 7
Очень высокий - — 17 -
Если проанализировать количественные показатели по видам эмпатии, то становится очевидным, что данные показатели у групп отличаются (таблица 3).
Таблица 3
Сформированность эмпатии по видам, группам и этапам эксперимента, баллы
Вид эмпатии Констатирующий этап Контрольный этап
ПиП ФСГЯ ПиП ФСГЯ
к родителям 897 827 1011 937
к старикам 679 937 876 827
к детям 985 806 1037 969
к животным 651 686 887 646
к героям художественных произведений 682 771 905 751
к незнакомым или малознакомым людям 767 871 972 766
Всего 4661 4898 5688 4896
У группы ПиП наиболее сформированы такие виды эмпатии, как эмпатия к детям (985 баллов), родителям (897 баллов), незнакомым или малознакомым людям (767 баллов). У группы ФСГиЯ большее количество баллов набрали такие виды эмпатии как: эмпатия к старикам (937 баллов), незнакомым или малознакомым людям (871 баллов), родителям (827 баллов).
3. Эксперимент по повышению коммуникативной компетентности обучающихся Коммуникативная компетентность педагога - это не стабильное новообразование, а постоянно развивающееся, трансформирующееся в зависимости от целей, этапа, формы обучения и т. п.; требующее не только коммуникативного опыта, но ежедневной работы над развитием личностных качеств
как самого педагога, так и его обучающихся.
Для повышения коммуникативной компетентности будущих педагогов была разработана и реализована учебная программа по факультативной дисциплине «Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования». Программа включает 54 учебных часа и носит практико-ориентированный характер. Изучение дисциплины включает 2 часа лекций и 18 часов практических занятий, позволяющих актуализировать имеющиеся и сформировать новые коммуникативные компетентности. Значительную часть программы (34 ч.) составляют часы управляемой самостоятельной работы студентов, в ходе которой обучающиеся просматривают и анализируют художественные фильмы о педагогической деятельности и коммуникативных отношениях субъектов образовательного пространства разных стран.
Программа практической части курса представлена следующими темами:
1. Коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования (2часа).
2. Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования (4часа).
3. Барьеры в коммуникативной деятельности педагога и их преодоление (4 часа).
4. Технологии и средства коммуникативной деятельности педагога инклюзивного образования (8 часов):
4.1 Коммуникативные технологии в образовательном процессе(2часа);
4.2 Поддерживающая и альтернативная коммуникация (2часа);
4.3 Межкультурные и этнокультурные технологии в образовательном процессе (2часа);
4.4 Информационные технологии в образовательном процессе (2часа).
Все студенты, участвующие в формирующем эксперименте, стали участниками нескольких волонтерских мероприятий с обучающимися, имеющими особенности психофизического развития и/или инвалидность, а также с их сверстниками без указанных особенностей развития. В рамках данных мероприятий студенты проводили коммуникативные тренинги и игры, способствующие формированию у всех участников положительного коммуникативного опыта.
Формирующее исследование проводилось в течение одного семестра, по истечению которого был проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного среза выявили положительную динамику в группе-участнице формирующего эксперимента. Контрольное исследование показало, что в первой группе больше нет студентов с уровнями сформированности эмпатии «очень низкий» и «низкий». Увеличилось количество студентов, находящихся на «высоком» уровне сформированности эмпатии (было 8 - стало14 человек). Результаты 17 студентов попали в категорию с уровнем сформи-рованности эмпатии «очень высокий». В группе ФСГЯ тоже наблюдались изменения: на 18 человек (с 28 до 10 чел.) уменьшилось количество студентов, находящихся на низком уровне сформированно-сти эмпатии, однако и количество респондентов с высоким уровнем также уменьшилось (с 11 до 7 чел.). Большая часть участников второй группы (83 чел.) сохранили средний уровень сформирован-ности эмпатии.
Анализ показателей по видам эмпатии в первой группе показал количественное изменение. Общее количество баллов по всем видам эмпатии увеличилось с 4661 до 5688 баллов. Список видов эмпатии, набравших наибольшее количество баллов не изменились. По-прежнему преобладают эмпа-тия к детям (1037), родителям (1011), незнакомым или малознакомым людям (972).
В группе ФСГЯ ситуация оказалась иной. Общее количество баллов по видам эмпатии несколько снизилось с 4898 до 4896 баллов. Перечень видов эмпатии с наибольшим количеством баллов также изменился. Приоритет получили: эмпатия с детьми (969 баллов), с родителями (937 баллов), со стариками (827 баллов).
Данные результаты можно обосновать тем, что студентам первой группы в рамках образовательных программ, а также волонтерской деятельности пришлось чаще вступать во взаимодействие с обучающимися, их родителями и администрацией образовательных учреждений, а также с представителями разных профессий, приглашенных для воспитательных мероприятий. Круг общения студентов второй группы был другим: им чаще приходится работать с малознакомыми людьми разных стран в процессе накопления языкового опыта. Тем не менее, прохождение педагогических практик позволило в данной группе накопить коммуникативный опыт общения с обучающимися учреждений образования, что, предположительно, и привело к изменению приоритетного вида эмпатии.
Заключение
Увеличением часов управляемой самостоятельной работы студентов и снижение количества часов практик, лабораторных и практических занятий на базах учреждений общего среднего и специального образования для многих студентов оборачивается дефицитом коммуникативной деятельности, что в свою очередь негативно сказывается на приобретении коммуникативного опыта и формировании как коммуникативной компетентности, так и на развитии личности будущих педагогов.
Данный вывод подтверждается результатами исследования уровня сформированности эмпатии, как одного из компонентов личностных качеств, оказывающих непосредственное влияние на коммуникативную деятельность педагога в целом. Страх вступления в коммуникативную деятельность, незнание специфических закономерностей развития и поведенческих проявлений детей с особенностями психофизического развития и/или инвалидностью, ожидание негативной реакции от нового собеседника и другие следствия недостаточного опыта общения приводят к снижению коммуникативной активности и замедляют процесс формирования коммуникативной компетентности.
Указанная ситуация подвигает к поиску, разработке и внедрению новых форм и методов работы со студенческой аудиторией, способствующих формированию всех компонентов коммуникативной компетентности будущего педагога.
Актуальным для решения анализируемой проблемы является введение новых дисциплин, в рамках которых формирование необходимых компетентностей происходит целенаправленно. Кроме того, эффективным можно признать расширение коммуникативных практик в рамках волонтерской деятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань : РВШ МВД РФ, 1994. 89 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 469 с.
3. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2005 № 2. С. 147-156.
4. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. М. : Перо, 2014 185 с.
5. Жизнева Н. В. Коммуникативная компетентность педагога как условие эффективного психологического сопровождения развития младших школьников с нарушениями речи : автореф дис. ... канд. псих. наук 19.00.13. Ростов на Дону: Юж. федер. ун-т, 2011. 25 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. C. 34-42.
7. Колычева З. И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. СПб. : Минитип. Тобольского гос. пед. ин-та им. Д. И. Менделеева, 2004, 207 с.
8. Кривуть М. Л. Коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования: структурные компоненты и уровни развития // Вестник БарГУ. 2019. Вып. 7. С. 45-53.
9. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е., Юзефавичус Т. А. и др. Педагогика : учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М. : Проспект, 2004. 428с.
10. Пономарева М. А. Эмпатия как профессионально значимое свойство будущего психолога // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. статей / под ред. А. М. Кухарчук, М. Л. Мерзаяновой. Барановичи: БарГУ, 2007. С. 87-93.
11.Роджерс К, Эмпатия // Психология мотивации и эмоций : учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М. : ЧеРо : Омега-Л : МПСИ, 2006. С. 428-430.
12. Савва Л. И., Пономарев Т. А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. Магнитогорск : МаГУ, 2003, 81 с.
13. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов. М. : Высш. шк., 2004. 216 с.
14. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Ин-т Психотерапии, 2002. 488 с.
M. L. Krivut (Baranovichi, Republic of Belarus)
FORMATION OF EMPATHY IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING THE DISCIPLINE COMMUNICATIVE ACTIVITY OF AN INCLUSIVE EDUCATION TEACHER
Abstract: Resume Training of professional teaching staff remains one of the leading tasks in the education system of the Republic of Belarus. One of the main issues of this training is the communicative competence of the inclusive education teacher. The communicative competence is a multi-component education that includes some communicative knowledge, communicative skills, communicative abilities, as well as personal qualities. These components are
important and mediate the formation of each other. The most interesting and, in turn, the most difficult to study are the personal qualities of the teacher. In this work, we studied the change in the level of empathy formation in the process of implementing the elective discipline - the communicative activity of an inclusive education teacher. A comparative study was carried out among graduate students of two faculties: pedagogical and psychological and the faculty of modern Slavic and Germanic languages. Experiment: There were 200 people, half of whom (100 students of the Faculty of Pedagogy and Psychology) participated in the study of the discipline -"Communicative Activity of the Inclusive Education Teacher ", as well as in active volunteer activities aimed at increasing the level of empathy formation. The I.M. Yusupov's methodology "Diagnostics of the Polycommunicative Empathy Level" was used to determine the level of the empathy formation, as well as priority types of empathy at the ascertaining and control stages of the study. The results of the work on the formation of empathy are presented in the article and show that, despite a good study on this issue, there is still a need for new forms, methods of work on the formation of individual components of the teacher's communicative competence, especially in inclusive educational environment.
Keywords: communicative competence, communicative activity, inclusive education, empathy, students of pedagogical specialties.
REFERENCES
1. Bodalev A. A. Psikhologiya mezhlichnostnogo obshcheniya. Ryazan' : RVSh MVD RF, 1994, 89 p.
2. Boiko V. V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh, Moscow, Filin", 1996, 469 p.
3. Gavrilova T. P. Ponyatie empatii v zarubezhnoi psikhologii. Istoricheskii obzor isovremennoe sosto-yanie problem, Voprosy psikhologii, 2005, no. 2, pp. 147-156.
4. Dolgova V. I., Mel'nik E. V. Empatiya: monografiya, Moscow, Pero, 2014, 185 p.
5. Zhizneva N. V. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga kak uslovie effektivnogo psikhologichesko-go soprovozhdeniya razvitiya mladshikh shkol'nikov s narusheniyami rechi : avtoref dis. ... kand. psikh. nauk 19.00.13. Rostov na Donu, Yuzh. feder. un-t, 2011, 25 p.
6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya, Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2003, no. 5, pp. 34-42.
7. Kolycheva Z. I. Noosfernaya pedagogika kak novaya obrazovatel'naya paradigma eva, Saint Petersburg, Minitip. Tobol'skogo gos. ped. in-ta im. D. I. Mendeleeva, 2004, 207 s.
8. Krivut' M. L. Kommunikativnaya kompetentnost' pedagoga inklyuzivnogo obrazovaniya: strukturnye kompo-nenty i urovni razvitiya, VestnikBarGU [BarSU Herald], 2019, vol.7, pp. 45-53.
9. Krivshenko L. P., Vaindorf-Sysoeva M. E., Yuzefavichus T. A. i dr. Pedagogika : uchebnik / pod red. L. P. Krivshenko, Moscow, Prospekt, 2004, 428 p.
10. Ponomareva M. A. Empatiya kak professional'no znachimoe svoistvo budushchego psikhologa, Aktual'nye problemy proforientatsii i profadaptatsii : sb. statei / pod red. A. M. Kukharchuk, M. L. Merzayanovoi, Baranovich, BarGU, 2007, pp. 87-93.
11. Rodzhers K, Empatiya, Psikhologiya motivatsii i emotsii : uchebnoe posobie / red. Yu. B. Gippenreiter, M. V. Falikman, Moscow, CheRo : Omega-L : MPSI, 2006, pp. 428-430.
12. Savva L. I., Ponomarev T. A. Slovar'-samouchitel' po pedagogike mezhlichnostnogo poznaniya, Magnitogorsk, MaGU, 2003, 81 p.
13. Stolyarov B. A. Muzeinaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika : ucheb. posobie dlya studentov ped. i gumanitar. vuzov, Moscow, Vyssh. shk., 2004, 216 p.
14. Uspenskii V. B., Chernyavskaya A. P. Vvedenie v psikhologo-pedagogicheskuyu deyatel'nost' : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii, Moscow, VLADOS-PRESS, 2003, 176 p.
15. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, Moscow, In-t Psikhoterapii, 2002, 488 p.
Кривуть М. Л. Формирование эмпатии в процессе реализации дисциплины «Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 33-38.
Krivut M. L. Formation of Empathy in the Process of Implementing the Discipline Communicative Activity of an Inclusive Education Teacher, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol. 5, no. 2, pp. 33-38.
Дата поступления статьи - 20.05.2021; 0,61 печ. л.
Сведения об авторе
Кривуть Марина Леонидовна - методист Ресурсного центра инклюзивного образования Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Республика Беларусь; [email protected].
Author:
Marina L. Krivut - Methodist of the Resource Center for Inclusive Education, Baranovichi State University, Baranovichi, Republic of Belarus; [email protected]