♦
♦
бования при наборе студентов, а в процессе обучения экономят на качестве контроля знаний. В итоге даже откровенно слабые студенты получают высшее образование, а сильные выпускники утрачивают возмож -ность подать сигнал работодателям с помощью дипло -ма (10 - 15 лет назад наличие диплома о высшем об -разовании с хорошими оценками было достаточно сильным сигналом об уровне подготовки выпускника). Они предпочитают раскрыть свой тип, используя в качестве сигнала накопленный опыт работы. Не секрет, что работающий студент не способен регулярно посещать занятия и должным образом изучать материал. Кроме опыта работы в качестве действенного сигнала
о типе работника используются документы, выдавае -мые заслуживающими доверия учреждениями, резюме, рекомендательные письма, собеседования, стажировки, прием на работу с испытательным сроком.
Работодатели разрабатывают свои собственные механизмы снижения асимметрии информации на рынке труда в соответствии с увеличением вероятности полу -чения ложного образовательного ресурса. Сужение формальных каналов приема (по распределению из учеб -ных заведений, по направлению службы занятости) со -провождается использованием преимущественно не -формальных каналов, таких как прием по родственным связям и знакомству, «свободный» найм, децентрали -зация набора, обращение в рекрутинговые агентства.
Количественное расширение рынка образовательных услуг за счет появлениясети негосударственных ву -зов и их филиалов не привело к пропорциональному улучшению ситуации на рынке труда, а, наоборот, со -
здало прецеденты пролонгированного отрицательного воздействия.
В целях предотвращения появления фиктивной составляющей человеческого капитала:
- действия правительства и местной власти должны ориентироваться на рост объемов и отдачу инвестиций в человеческий капитал (в капитал здоровья, в образование, культуру науку и инновации);
- действия предприятий и учреждений социальной сферы должны быть направлены на рост качества человеческого капитала (работоспособности, профессионализма, производительности, занятости, научно -технических инноваций);
- действия предпринимателей и персонала отраслей бизнеса должны быть ориентированы на рост качества труда и управления (продуктивности занятости, качества капитала и менеджмента);
- действия профсоюзов должны быть направлены на рост эффективности экономики (заработной платы и доходов на человеческий капитал, прибыли и предпринимательских доходов, пенсий и социальных пособий).
1. Бабичев ГА. Государственные регуляторы перевода экономики на экономику, основанную на знании // Вестник СГСЭУ 2009. № 2 (26).
2. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потенциала работников современных предприятий // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).
3. Ермолаев К.Н. Финансовые деривативы как одна из форм фиктивного капитала // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).
4. Калина И.И. Типологизация объектов интеллектуальной собственности // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).
удк 338.24 Л .В. Колязина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ
В статье рассматривается электронное правительство как субъект государственного регулирования. Особое внимание уделяется анализу его функций, преимуществ и недостатков, специфике формирования в России. Функции электронного правительства определены следующим образом: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации; информационное взаимо -действие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса; автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения.
Ключевые слова: электронное правительство, функции электронного правительства, информационнокоммуникационные технологии, индекс готовности электронного правительства.
L.V. Koljazina
FORMATION OF ELECTRONIC GOVERNMENT AS A TREND
IN THE DEVELOPMENT OF STATE REGULATION IN THE CONTEXT OF THE NEW TECHNOLOGIES-ECONOMIC STRUCTURES
The paper discusses e-government as an entity of government regulation. Particular attention is pad to analysis of its features, advantages and disadvantages, the specifics of its formation in Russia. Functions of e-government are defined
as follows: the organization of public administration based on electronic means of processing, dissemination of information, information interaction of state and society using information and telecommunications technologies; e-business tailored for government and public institution needs, automated public services whose main functions are provision of free public access to all relevant public information, collecting taxes, vehicle registration and patents, giving necessary information, signing agreements and execution of the supply of necessary materials and equipment for the state.
Key words: e-government, functions of e-government, information and communication technologies, index of e-government readiness.
Развитие информационного пространства страны является определяющим фактором и маркером уров -ня развития ее общества. Прогресс в информационных технологиях напрямую влияет на политическую, эконо -мическую, социальную, культурную сферы общественной жизни, формирует поведение людей, их отноше-ние к власти и друг другу, готовность работать на благо государства и создавать ценности в самом широком смысле слова В реализации новой концепции государ -ства важная роль отводится сетевым информационнокоммуникационным технологиям (ИКТ) [1, с. 7]. Их по -тенциал позволяет ставить такие цели реформ, кото -рые ранее были недостижимы из-за технологических ограничений коммуникационной среды. Период 2005
- 2009 гг. в нашей стране можно назвать периодом раз -работки основных концептуальных документов, опре -деляющих развитие информационного общества и од -ного из самых важных его компонентов - электронного правительства. Деятельность по созданию электрон -ного общества в России обычносвязывают с ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)» [2, с. 6]. Однако перво -начальная редакция этой программы была направлена исключительно на преодоление «цифрового неравенства» в регионах и не была увязана с приоритетами административной реформы, что существенно затруд -няло процесс внедрения электронных услуг в деятель -ность органов власти. Законодательная и организаци -онно -нормативная база для развития электронного правительства начала формироваться с принятием концепции административной реформы (октябрь 2005 г.) и новой редакции ФЦП «Электронная Россия». Таким образом, был обозначен комплекс задач совершенство -вания процесса оказания государственных услуг, в том числе в электронном виде.
Концепция «Электронное правительство» [5, с. 17] была утверждена 6 мая 2008 г. Правительством России. Согласно этой концепции в 2 008 г. должна была завершиться работа по подготовке и утверждению необходимых документов, следующие два года следовало осуществлять практическое внедрение. Предполагалось, что к 2010 г. десять наиболее востребованных услуг государственной власти будут предоставляться в режиме «одного окна» в электронном виде. Проблемы с реализацией и явное несовершенство основных позиций ФЦП «Электронная Россия» привели к осознанию необходимости реорганизации этой программы посредством увязки ее основные положений с приори -тетами административной реформы. Практически од -новременно была принята Концепция региональной информатизации до 2010 г. [6, с. 21]. В 2008 г. Президентом России была утверждена «Стратегия развития информационного общества в России» (утв. 07.02.2008 № Пр-212) и началась деятельность по формирова -нию плана ее реализации. 10 сентября 2009 г. были
внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2 0 02 - 20 10 годы)» [4, с. 6 - 23]. В нов ой редакции программы практически отражен ы мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России. В октябре 2009 г. Правительство РФ утвердило План перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг в электронном виде. Основным направлением развития информационного общества стал переход к формату «Электронного правительства».
Концепция и сам термин «электронное правительство» появились совсем недавно - в конце ХХ в., когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках с принятием решений, плохом управлении, коррупции и т.п. Впервые об электронном правительстве заговорили в США в 1991 г., когда у власти находился Билл Клинтон, придававший развитию Интернета и информационных технологий в целом особое значение. Но это было не первое понятие, использованное для отражения идей программ «перестрой ки государственного управления», разрабатываемых с середины 1980-х гг.
Существует множество определений электронного правительства. Известно, что этот термин появился в русском языке в результате прямого перевода английского «electronic government», или «e-government». В английском языке «government» обозначает не только правительство как центральный орган исполнительной власти, но и государство в целом, а «electronic government» относится скорее к формам и методам деятельности органов государственной власти, чем к правительству как субъекту этой деятельности. В буквальном значении - это «электронное правление» или «электронное государственное управление» В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно определению Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи современных информационных технологий. Сегодня под электронным правительством все чаще понимают систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения из-
держек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Термин «электронное правительство» гораздо многограннее, чем представляется на первый взгляд. С описательной точки зрени я он характеризует преобразования, происходящие в обществе и отдельных его структурах благодаря внедрению электронного прави -тельства. Используя технический подход, электронное правительство можно представить как применяемые технологические решения и специфические програм-мные продукты. С экономической точки зрения это определенная концепция менеджмента, максимизирующая эффективность управления государством. Ошибочным представляется непринятие во внимание частностей электронного правительства, ведь каждый под -ход отображает отдельный аспект его функционирования. Суть их всех сводится к следующему определе-ни ю: электронное правительство - это институт организации деятельности структур публичной власти и общественных организаций, граждан, работающий на обеспечение качественно нового уровня их взаимодей -ствия, безопасности и эффективности реализации прав и обязанностей субъектов, оперативности и удобства получения необходимой им информации и использования знаний в целях поступательного развития на основе широкого применения информационно-коммуникационных технологий.
Повышение информационной открытости деятельности органов государственной и местной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности обеспечивается путем создания: общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов го -сударственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интер-нет; единой системы навигации в сети Интернет по об -щегосударственным информационным ресурсам, а также информационным ресурсам федеральных органов государственной власти; инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности феде-ральныхорганов государственной власти и государственным информационным ресурсам; систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения; системы публикации и распространения сведений о деятельности федеральных органов государственной власти.
К инфраструктурным компонентам электронного правительства относятся государственные инфокомму -никационные системы, целью создания и эксплуата -ции которых является обеспечение взаимодействия государственных информационных систем, автомати -зирующих исполнение государственных функций или предоставление государственных услуг между собой, а также с информационными системами граждан и организаций в процессе исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
В целом функции электронного правительства можно определить следующим образом: организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения ин-формации, предоставления услуг государственных ор -ганов всех ветвей власти всем категориям граждан (пен-
сионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т. п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов; информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно -телекоммуни кацион-ных технологий; трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий; автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения.
Создание и внедрение электронного правительства
- это сложный и длительный процесс, в котором обычно выделяют три стадии.
1. Публичность. Наданной стадии средства ИКТ расширяют и делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий к информации органов власти. Для реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно -правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии - оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним через «одно окно».
2. Онлайн-транзакции. На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (е-зегуюеэ) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через «одно окно» (упомянутый выше правительственный портал).
3. Участие. На третьей стадии обеспечивается участие общества в госуправлении путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения.
Однако последовательная реализация всех стадий внедрения электронного правительства не будет свидетельствовать об его эффективности. Необходимо использовать универсальные критерии и индексы. Оценка уровня готовности стран мира к использованию электронного правительства осуществляется в рамках деятельности Департамента экономического и социального развития ООН, ежегодно публикующего отчеты, представляющие потенциал и возможности развития этих технологий в 191 стране мира. Обобщенный
индекс готовности электронного правительства (E-government Readiness Index) Российской Федерации в 2009 г. был равен 0,1286, и наша страна в международном рейтинге заняла 86-е место. Этот результат на 26 позиций ниже уровня 2007 г. [8, с. 114, 118].
Причины столь низких оценок очевидны. Уровень проникновения информационных технологий очень низкий - в среднем на 100 человек приходится только
1 3,33 ПК, Интернетом пользуется лишь каждый пятый россиянин, а доступность услуг, оказываемых в элект -ронном виде, в России составляет всего порядка 33%. Сложившаяся ситуация во многом является следствием отсутствия до настоящего времени политической воли и четко выработанной стратегии в этих вопросах, недостатка финансирования (не более 20°% от запланированного), сопротивления бюрократии преобразо-ваниям, лишающим ее использования так называемой «статусной ренты». Однако более значимой причиной, тормозящей создание электронного правительства в России, является несовершенство правового поля и действующего законодательства. В государстве все про -исходит по законам и инструкциям. Но годы информатизации свидетельствуют о том, что проекты внедре -ния новых электронных технологий крайне редко со -провождались хотя бы формальным изменением нор -мативной базы. Существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов про -зрачности и ограничений в распространении информации, что препятствует общему взаимодействию. В результате информатизация отличается крайней фраг -ментарностью и устарелостью большинства относящихся к ней нормативных актов, что делает невозможным возникновения нового типа отношений между государ-ством, гражданами и бизнесом. Другой проблемой введения эффективного электронного правительства является использование традиционных подходов в фи -нансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходи -мы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции.
Камнем преткновения является и цифровое нера -венство. Доступ в режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме offline, например обобщение информации, возможности
независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако существуют значительные различия в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету в субъектах РФ. Можно сказать, что регионы, испытывающие трудности, имеют минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие субъекты не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.
Другая проблема - неоднозначность юридических норм. Действующие структуры должны четко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах информационной безопасности и технических стандартов. Особого упоминания заслуживают малые структурные подразделения с ограниченными ресурсами, нерациональное использование которых при разработке проекта по электронному правительству вкупе с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором. Для того чтобы электронные услуги в какой-либо степени нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры.
1. Бабайцева И.К. Влияние новых технологий на роль государства в экономике // Вестник СГСЭУ 2010. №5(34).
2. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти (одобр. расп. Правительства от 27.09.2006 г. №1244-Р).
3. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)”».
4. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)”».
5. Распоряжение Правительства рФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции региональной информати-зации до 2010 года».
7. Сабанов А.Г. Вопросы доверия при построении электронного правительства // Защита информации. 2010. № 2.
8. United Nations E-Government Survey 2010. New York, 2010.
удк ззо. 12 А.А. Котельников
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ
Проведен анализ проблем производства и предоставления опекаемых благ. Объектом исследования является процесс воспроизводства опекаемых благ как непрерывный, постоянно повторяющийся процесс их производства, распределения и потребления. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между государством, производителями опекаемых благ и их потребителями по поводу оптимизации объемов их производства и потребления. Использованы методы функционального и структурного анализа. Результатом является обоснование допустимости государственного вмешательства в процесс воспроизводства опекаемых благ. Обоснована зависимость воспроизводства опекаемых благ от степени вмешательства государства. Выявлены противоречия между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными интересами в отношении производства опекаемых благ.
Ключевые слова: опекаемые блага, социальный интерес государства, социальная полезность, рациональность поведения государства, воспроизводство опекаемых благ.