Научная статья на тему 'Формирование экономики знаний - императив стратегической перспективы Беларуси'

Формирование экономики знаний - императив стратегической перспективы Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедков Сергей, Турко Владимир

Рассказывается о внутренних и внешних обстоятельствах, влияющих на выбор стратегии развития Беларуси. Дается оценка отраслевой структуры экономики с ее наиболее актуальными проблемами, проанализированы и приоритеты на ближайшее будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедков Сергей, Турко Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of knowledge economy as the strategic vision of Belarus imperative

We describe the internal and external circumstances affecting the choice of development strategy of Belarus. The current management system, the estimation of the sectoral structure of the economy being the most urgent problem have been analyzed and the government priorities for the near future given.

Текст научной работы на тему «Формирование экономики знаний - императив стратегической перспективы Беларуси»

ственность.

Тед Левитт

Формирование экономики знаний -

императив стратегической перспективы Беларуси

Сергей Дедков,

замдиректора по научной работе Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

Владимир Турко,

научный сотрудник Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси

В период до 2030 г. Беларусь может столкнуться с рядом внешних и внутренних вызовов и угроз. К внешним можно отнести такие, как обострение конкурентной борьбы между глобальными транснациональными корпорациями и усиление политизации торгово-экономических отношений, возможная экспансия западного капитала и НАТО в Украину, переключение внимания России на решение этих проблем и снижение ее возможностей по экономической поддержке союзников по ЕАЭС, драматический для экономик многих стран переход к новым технологическим укладам.

7

а

Таблица 1.

Анализ

действующей

системы

управления

Основные сложности внутреннего характера - демографическая ситуация (старение населения, сокращение числа людей в трудоспособном возрасте и др.), тенденции к снижению конкурентоспособности белорусской продукции и падение эффективности производства, изменение условий конкуренции в связи с формированием Евразийского экономического союза и предстоящим вхождением в ВТО и др. (табл. 1). Эти условия потребуют существенного наращивания эффективности использования имеющихся конкурентных преимуществ Беларуси, а также формирования новых факторов экономического развития.

Обоснование необходимости структурных изменений

В 2017-2018 гг. ожидается начало нового подъема мировой экономики после системного кризиса, вызванного сменой действующего (пятого) технологического уклада. В 2018-2040 гг., по мнению экспертов, ключевую роль в повышении конкурентоспособности будут играть технологии шестого технологического уклада - NBICS (nano, bio,

Что достигнуто

Республика Беларусь состоялась как суверенное государство

Не допущена ликвидация большинства экономических субъектов и предотвращена безработица

Высокие темпы роста экономики в 1995-2008 гг.

Решена проблема продовольственной безопасности, созданы экспортные фонды продовольствия

Обеспечена социальная стабильность, не допущено экономическое и социальное расслоение общества

Какими методами

Сформированы правовая база, политическая система и «вертикаль» власти

Сохранение высокой доли госсобственности, государственный патернализм, поддержка слабых госпредприятий, высокая доля централизации ВВП в бюджете

Экстенсивная мобилизация ресурсов, государственная инвестиционная и кредитная поддержка экономики

Государственные программы возрождения и развития села, большие государственные инвестиции и кредиты в АПК

Государственное регулирование системы оплаты труда, поддержка малоимущих слоев населения

Сохранен и получил Сохранение программно-

развитие научный целевых методов управления и научно-технический и финансирования научной

потенциал сферы

Почему нужна корректировка методов

Интенсивность интеграционных процессов требует гармонизации законодательства и государственных структур со странами-партнерами и укреплениея многовекторности политики

Снижение эффективности экономики, избыточная занятость, дефицит трудовых ресурсов, превалирование административных методов

Макроэкономические дисбалансы, высокая инфляция, снижение темпов роста ВВП, низкий уровень производительности труда

Экономика и экспорт АПК недостаточно эффективны, необходимость их самофинансирования, создания в АПК крупных интегрированных структур с замкнутым циклом производства, переработки и сбыта продукции

Снижение эффективности материальных стимулов труда; несоответствие между ростом оплаты и производительностью труда

Невостребованность научных результатов экономикой. Необходимость перехода к экономике знаний, укрепления научно-технологической безопасности

info, cogno, socio). В нашей стране они только зарождаются, для их развития нужна государственная поддержка. Насущные структурные изменения требуют политической воли и много времени, ограниченность ресурсов обусловливает необходимость заранее определиться с приоритетами. В табл. 1 представлен анализ элементов действующей системы управления, которые обеспечили «выживание» страны в переходный период и последующие значительные достижения, но сегодня уже сдерживают прогресс.

Стратегия новой стадии социально-экономического развития должна соответствовать мировым тенденциям с учетом отечественной специфики. В последние 20-30 лет конкуренция ведется на основе создания принципиально новых товаров и услуг. Многие белорусские производители пока не готовы к такой конкуренции. Следует учесть, что к 2030 г. большая часть населения будет обладать иным экономическим менталитетом: оно не будет иметь опыта работы в плановом хозяйстве, основанном на использовании административного регулирования; развитие Интернета расширит границы новых форм занятости, без выезда из страны.

Среди государственных приоритетов важнейшее место, на наш взгляд, должны занимать следующие:

■ развитие человеческого капитала и культуры;

■ ставка на науку и совершенствование национальной инновационной системы;

■ модернизация и интеллектуализация действующих производств с целью повышения производительности труда, энергоэффективности, фондо-

и материалоотдачи;

■ организация производств VI технологического уклада (нано-, био-, ИТ-технологии, космос, атомная энергетика и др.);

■ формирование единого научно-инновационного пространства в рамках ЕАЭС;

■ раскрепощение предпринимательства и активизация государственно-частного партнерства;

■ стимулирование инновационного развития регионов и территорий, рост их хозяйственной самостоятельности и ответственности;

■ расширение транспортно-логистических сетей.

Надо подчеркнуть, что во многих программных документах, принятых в Беларуси, изложено немало правильных идей, предложений и направлений работы. Но реальные экономические результаты позволяют утверждать, что их реализация сталкивается с некоторыми системными препятствиями.

Продукция видов деятельности Перераспределение продукции (КИУФП) в разрезе видов деятельности

Электроэнергия и теплоэнергия ^■687633,8842

Продукты нефтяной промышленности -4644097

Продукты газовой промышленности Уголь -263/0,72804 1

Горючие сланцы и торф ")С/1")"710 Л07 1 -20435,7110/ 1

Черные металлы Цветные металлы -2542/ 18,48/ -3208/0,6989 ■

Химическая и нефтехимическая промышленность -2294223,038

Машины и оборудование, продукты металлообработки Продукты лесной промышленности 6/2435,5184 ■■ 3124324,675

Строительные материалы -1828833,754 ^■

Продукты легкой промышленности ■ 402686,633

Продукты пищевой промышленности Прочие промышленные продукты -334/34,1898 ■ 3110642,331

Продукция строительства Сельхозпродукты 652497,204/ ■■ 4524595,976

Продукты лесного хозяйства -18339,02994 1

Услуги транспорта 1559528,807

Услуги связи 1 33360,77432

Торгово-посреднические услуги 1614776,949

Услуги геологии 1 18428,76921

Информационно-вычислительное обслуживание -49507,38943 I

Продукты прочих видов деятельности -23084,85631 1

Услуги ЖКХ Н 525081,3325

Услуги здравоохранения 714936,7893

Услуги образования Н 503403,6203

Услуги культуры и искусства 1 92877,91214

Услуги науки и научного обслуживания -213088,0822 ■

Финансовое посредничество и страхование -571690,5577 ■■

Услуги управления и обороны ■ 322675,0033

Услуги общественных объединений- 1 61041,7653

Главная проблема Беларуси на сегодняшний день - отраслевая структура экономики. Институционально она меняется не в лучшую сторону - за счет увеличения числа финансовых посредников (Банк развития) между источниками инвестиций и реальным сектором. Высокая доля материало- и энергоемких производств, низкий уровень инновационной активности порождают отставание в производительности труда, эффективности производства, и в конечном счете - падение конкурентоспособности продукции. Последнее является причиной роста запасов на складах, отрицательного торгового баланса, хронической инфляции, ухудшения финансового состояния предприятий и, главное, отсутствия средств на реструктуризацию экономики. Казалось бы, круг замыкается. Разорвать его могут только новые знания о скрытых резервах экономики.

Научный прогноз социально-экономического развития до 2030 г.

С целью определения внутреннего потенциала инновационной хозяйственной деятельности Центром системного анализа и стратегических исследований совместно с Институтом

экономики НАН Беларуси и другими научными учреждениями страны была предпринята попытка разработать научный прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г.

В качестве основных были избраны следующие принципиальные подходы (аксиомы).

■ В условиях высокой динамики современных рынков невозможно спрогнозировать конъюнктуру каждого товара в рамках всех видов экономической деятельности. Это требует ежедневных, «рутинных», точечных решений и является прерогативой заинтересованных в этом предприятий, компаний, холдингов, работающих

на своих рынках.

■ Практически в каждой отрасли (виде деятельности) имеется свой, положительный или отрицательный, дисбаланс спроса и предложения на ее продукцию и, соответственно, различное сальдо денежных потоков. Определить эти дисбалансы -значит найти внутренние источники реструктуризации (табл. 2).

■ В условиях диспропорций в структуре экономики невозможно ждать, пока рыночные силы выправят перекосы, перенаправят капитал в наиболее эффективные отрасли. Нужна целевая промышленная политика.

Таблица 2. Диспропорции многоотраслевого комплекса (ожидаемое состояние), 2016 г., млн руб. (неденоминированных)

а

■ Внутренние источники могут быть найдены не только в пространстве (путем перераспределения средств из одних сфер в другие),

но и во времени (закон экономики - это циклическое развитие: накопление средств в определенном периоде и их использование в другом).

■ В условиях открытой экономики необходимо учитывать намерения и прогнозы основных торговых партнеров.

■ Размер внешнего долга и состояние золотовалютных резервов исключают внешние заимствования как ресурса реструктуризации.

■ Определив отрасли-доноры и отрасли-реципиенты, нельзя «делать резкие движения» по изменению отраслевой структуры, необходима плавная трансформация с учетом социальных последствий.

■ Стратегия поддержки точек роста, даже высокотехнологичных производств, может оказаться менее эффективной, чем оптимизация распределения инвестиционных ресурсов между всеми отраслями экономики. Поэтому политика формирования отраслей-лидеров должна быть подчинена задачам системной модернизации индустриального базиса.

Прогноз исходит из необходимости изменить структуру экономики в направлении наукоемких производств и услуг; поменять модели управления, разработав новые стимулы для менеджмента и новую концепцию роли государства в экономике; создать новые факторы инвестиционной привлекательности, установив гарантии прав собственности, повысив качество человеческого капитала и эффективность государственного администрирования и др.

Предполагается реализация прогноза в три этапа, соответствующих трем пятилетним периодам.

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭТАП (2016-2020 гг.)

Создание платформы для новой экономики:

■ подготовка экономико-организационной основы для достижения сбалансированности и самодостаточности большинства отраслей экономики, ухода от перекрестного субсидирования, предотвращения роста остатков на складах, снижения инфляции;

■ начало комплексной структурной и технологической модернизации экономики путем осуществления «инвестиционного маневра» - отказа от систематической поддержки нерентабельных предприятий и неокупае-мых инвестиций;

■ создание базы для развития новых высокотехнологичных производств и высококвалифицированного персонала для них;

■ формирование комплекса институциональных условий в целях повышения восприимчивости бизнеса и государственной экономики к инновациям;

■ развитие инновационной системы, ее гармонизация с аналогичными системами в государствах ЕАЭС;

■ вхождение в рейтинг глобальной конкурентоспособности.

2

ЭТАП (2021-2025 гг.)

Наращивание компетенций:

■ создание институциональных условий для развития по областям обновленной специализации научно-технической и производственной сферы, наращивание производств V и VI технологических укладов;

■ ускорение экономического роста на основе внутренних ресурсов, полученных за счет мультипликативного эффекта от перераспределения инвестиционных потоков;

■ ключевые направления инвестирования (государственного и частного) - наука, образование, медицина и культура в целях формирования «креативного класса» как основы общества знаний;

■ формирование комплекса устойчивых ключевых компетенций в белорусской экономике;

■ опережающее развитие сферы услуг;

■ вхождение страны в топ-25 по Индексу глобальной конкурентоспособности

3

ЭТАП (2026-2030 гг.)

Поддержание лидерства:

развитие национальной экономики на основе производств V и VI технологических укладов;

■ выход на передовые позиции по отдельным научно-техническим направлениям, подключение к группе стран-лидеров по ряду критических технологий;

■ рост наукоемкости ВВП до 3%;

■ вхождение Беларуси в число государств экономического авангарда по индексам глобальной конкурентоспособности и человеческого развития.

104,6% 104,7%

104,9%

2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

«Жесткие» реформы

Оптимизационный сценарий

Рис. 1. Прогнозируемый дополнительный рост ВВП при «жестком» и «мягком» (оптимизационном) сценариях развития экономики, %

9607 Вг

Чтобы определить возможные источники ресурсов для достижения поставленных целей, была построена модель, которая позволяет устранять недостатки в формировании структуры межотраслевого баланса (отсутствие связей между реальным и финансовыми секторами экономики), и проведены расчеты показателей ВВП и доходов населения в увязке с межсекторальными балансами спроса и предложения на период 2014-2030 гг. Предусмотрен итеративный процесс оптимизации, в котором каждая итерация предполагает последовательную реализацию задачи сбалансированности развития экономики. Наиболее ответственным моментом в процессе использования данной модели является разработка сценария изменения годовых объемов межотраслевых поставок продукции, обусловленных принимаемыми хозяйственными решениями.

Были рассмотрены три сценария развития:

■ пассивный - реформы не проводятся или тормозятся, сохраняются сложившаяся специализация производства и существующие дисбалансы по отраслям;

■ «жесткой» реформы - объем перераспределяемых межотраслевых инвестиционно-финансовых потоков до 10%;

■ «мягкой» (оптимизационной) реформы с учетом социальных последствий (по критериям доходов населения и безработицы) - объем перераспределяемых межотраслевых инвестиционно-финансовых потоков до 5%.

Расчеты показали, что устранение дисбалансов по «жесткому» сценарию даст наиболее существенный рост ВВП (рис. 1, 2): в среднем за год (только за счет оптимизации структуры) - 4,06%, а по «мягкому» варианту - 2,6%. При этом общий экономический эффект - прирост ВВП в результате реструктуризации в действующих ценах к 2030 г. составит соответственно 9,6 млрд руб. и 5,2 млрд руб. Однако при «жестких» реформах основным донором структурной перестройки будут выступать домашние хозяйства, что недопустимо в рамках социально ориентированной экономики. «Мягкий» сценарий предполагает увеличение доходов населения на уровне не меньшем, чем общий рост ВВП, поэтому именно этот (оптимизационный) путь развития был принят в качестве целевого.

Предложена последовательность действий, которая приведет к оздоровлению экономики Беларуси. Важным отличием этой «дорожной карты» является выбор первых трех шагов (этапов), поскольку выяснилось, что политика высоких процентных ставок есть некий «финансовый» налог, ведущий к стерилизации средств (капитала).

7784 Вг

5745 Вг

1871 Вг

2200 Вг

3223 Вг

А

4314 Вг

I

5159 Вг

I

2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

«Жесткие» реформы Оптимизационный сценарий

Рис. 2. Прогнозируемый экономический эффект при «жестком» и «мягком» (оптимизационном) сценариях развития экономики, млн руб.

Итак, первый шаг - выбор предельно низкой (с учетом угрозы «бегства в доллар») процентной ставки с учетом того, что не рост цен ведет к ее росту, а наоборот.

Вторым шагом является выбор системы развития реального сектора. Затратная система предусматривает постоянный номинальный рост экономики в рамках ограниченных ресурсов, что приводит к нарастанию структурных диспропорций по причине неповоротливости «перестройки экономики» на удовлетворение внутреннего и внешнего спроса. «Силовой» подход к перераспределению финансовых и, следовательно, товарных потоков между экономическими блоками, как показали расчеты, дает интегральный эффект за счет снижения структурных диспропорции.

Полученные средства направляются на реновацию, модернизацию и импортозамещение. Этот (третий) шаг очень ответственный с точки зрения формирования и реализации денежно-кредитной политики. Возможен сценарий, при котором интегральный эффект будет направлен на повышение заработной платы. Избыточная масса денег на руках у населения вызовет спрос на иностранную валюту для покупки импортной продукции. Вследствие этого Нацбанк будет вынужден пойти на повышение процентной ставки, чем вызовет структурные дисбалансы в финансовом секторе. Рост заработной платы должен соответствовать доле замещения импорта в ВВП. Выполнение данного этапа обусловлено последовательностью предыдущих.

Избавление от структурных диспропорций в реальном секторе способствует разгрузке запасов готовой продукции на складах, активизации процессов импортозамещения на пространстве Евразийского экономического союза и достижению положительного внешнеторгового сальдо. СЗ

http://innosfera.by/2017/02/knowledge_economy

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.