Научная статья на тему 'Формирование экономики данных в России в условиях многополярного мира: проблемы правового обеспечения'

Формирование экономики данных в России в условиях многополярного мира: проблемы правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
многополярный мир / правовое обеспечение / цифровое законодательство / Цифровой кодекс Российской Федерации / экономика данных / multipolar world / legal support / digital legislation / Digital Code of the Russian Federation / data economy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Владимирович Минбалеев

Цель. Выявить ключевые проблемы и перспективы развития правового обеспечения трансформации российской экономики в условиях перехода к экономике данных в многополярном мире. Задачи. Обосновать роль и значение перехода к экономике данных с позиции развития политики многополярного мира; выделить ключевые направления правового обеспечения формирования и развития экономики данных, а также решения проблем, возникающих при этом. Методология. Исследование проведено на основе совокупности общенаучных методов (системного анализа, метода диалектического познания и др.) и специальных (правового моделирования, формально-юридического, сравнительно-правового). Результаты. Автором выявлены основные закономерности, связанные с влиянием развития экономики данных на реализуемую Российской Федерацией (РФ) внешнюю политику по формированию многополярного мира. Обоснована необходимость надлежащего правового обеспечения данных процессов. Определены ключевые направления развития правового обеспечения, а также имеющиеся проблемы в этой области. Выводы. В современных условиях проводимая Россией политика многополярного мира может быть реализована только при условии независимости, в том числе технологической, и обеспечения высокого уровня экономического развития государства. Экономика данных позволяет уже сегодня говорить о перспективах развития новых технологических укладов и рынков будущего. Обоснована необходимость комплексного подхода к правовому обеспечению формирования и развития экономики данных на базе систематизации российского законодательства в электронном виде, что значительно облегчит задачу выявления проблем, связанных с качеством нормативных правовых актов, и повысит эффективность правоприменения. В процессе систематизации современного законодательства в целях эффективного внедрения его во все сферы управления важно установить общие требования к функционированию процессов систематизации и использования различных информационных технологий. Предложено принятие базового закона об искусственном интеллекте, а также Цифрового кодекса РФ. Выделены проблемы, связанные с их принятием и их содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of data economy in Russia in a multipolar world: Problems of legal support

Aim. To identify key problems and prospects for the development of legal support for the transformation of the Russian economy in the transition to a data economy in a multipolar world. Tasks. To substantiate the role and significance of the transition to the data economy from the position of the multipolar world policy development; to identify the key directions of legal support for the formation and development of the data economy, as well as the solution of problems arising in this process. Methods. The research was conducted on the basis of a set of general scientific methods (system analysis, method of dialectical cognition, etc.) and special methods (legal modeling, formal-legal, comparative-legal). Results. The author has revealed the main regularities associated with the impact of the development of data economy on the foreign policy realized by the Russian Federation (RF) on the formation of a multipolar world. The necessity of proper legal support of these processes has been substantiated. The key directions of development of legal support, as well as the existing problems in this area are identified. Conclusions. In modern conditions the policy of multipolar world pursued by Russia can be realized only under the condition of independence, including technological, and ensuring a high level of economic development of the state. The data economy allows already today to talk about the prospects for the development of new technological modes and markets of the future. The necessity of a comprehensive approach to the legal support of the formation and development of the data economy on the basis of systematization of Russian legislation in electronic form has been substantiated, which will greatly facilitate the task of identifying problems related to the quality of normative legal acts and increase the efficiency of law enforcement. In the process of systematization of modern legislation in order to effectively implement it in all spheres of management, it is important to establish general requirements for the functioning of systematization processes and the use of various information technologies. The adoption of the basic law on artificial intelligence, as well as the Digital Code of the Russian Federation is proposed. The problems related to their adoption and their content are highlighted.

Текст научной работы на тему «Формирование экономики данных в России в условиях многополярного мира: проблемы правового обеспечения»

< Оригинальная статья / Original article

s УДК 338:341

о http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-956-963

с

0

| Формирование экономики данных в России

1 в условиях многополярного мира:

1 проблемы правового обеспечения

S Алексей Владимирович Минбалеев

™ Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия,

^ [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5995-1802

<

2 Аннотация

Цель. Выявить ключевые проблемы и перспективы развития правового обеспечения трансформации российской экономики в условиях перехода к экономике данных в многополярном мире.

Задачи. Обосновать роль и значение перехода к экономике данных с позиции развития политики многополярного мира; выделить ключевые направления правового обеспечения формирования и развития экономики данных, а также решения проблем, возникающих при этом.

Методология. Исследование проведено на основе совокупности общенаучных методов (системного анализа, метода диалектического познания и др.) и специальных (правового моделирования, формально-юридического, сравнительно-правового).

Результаты. Автором выявлены основные закономерности, связанные с влиянием развития экономики данных на реализуемую Российской Федерацией (РФ) внешнюю политику по формированию многополярного мира. Обоснована необходимость надлежащего правового обеспечения данных процессов. Определены ключевые направления развития правового обеспечения, а также имеющиеся проблемы в этой области.

Выводы. В современных условиях проводимая Россией политика многополярного мира может быть реализована только при условии независимости, в том числе технологической, и обеспечения высокого уровня экономического развития государства. Экономика данных позволяет уже сегодня говорить о перспективах развития новых технологических укладов и рынков будущего. Обоснована необходимость комплексного подхода к правовому обеспечению формирования и развития экономики данных на базе систематизации российского законодательства в электронном виде, что значительно облегчит задачу выявления проблем, связанных с качеством нормативных правовых актов, и повысит эффективность правоприменения. В процессе систематизации современного законодательства в целях эффективного внедрения его во все сферы управления важно установить общие требования к функционированию процессов систематизации и использования различных информационных технологий. Предложено принятие базового закона об искусственном интеллекте, а также Цифрового кодекса РФ. Выделены проблемы, связанные с их принятием и их содержанием.

Ключевые слова: многополярный мир, правовое обеспечение, цифровое законодательство, Цифровой кодекс Российской Федерации, экономика данных

Для цитирования: Минбалеев А. В. Формирование экономики данных в России в условиях многополярного мира: проблемы правового обеспечения // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 8. С. 956-963. http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-956-963

Благодарности: исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

© Минбалеев А. В., 2023

Formation of data economy in Russia in a multipolar world: Problems of legal support

Aleksei V. Minbaleev

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5995-1802

Abstract

Aim. To identify key problems and prospects for the development of legal support for the transformation of the Russian economy in the transition to a data economy in a multipolar world.

Tasks. To substantiate the role and significance of the transition to the data economy from the position of the multipolar world policy development; to identify the key directions of legal support for the formation and development of the data economy, as well as the solution of problems arising in this process.

Methods. The research was conducted on the basis of a set of general scientific methods (system analysis, method of dialectical cognition, etc.) and special methods (legal modeling, formal-legal, comparative-legal).

Results. The author has revealed the main regularities associated with the impact of the development of data economy on the foreign policy realized by the Russian Federation (RF) on the formation of a multipolar world. The necessity of proper legal support of these processes has been substantiated. The key directions of development of legal support, as well as the existing problems in this area are identified.

Conclusions. In modern conditions the policy of multipolar world pursued by Russia can be realized only under the condition of independence, including technological, and ensuring a high level of economic development of the state. The data economy allows already today to talk about the prospects for the development of new technological modes and markets of the future. The necessity of a comprehensive approach to the legal support of the formation and development of the data economy on the basis of systematization of Russian legislation in electronic form has been substantiated, which will greatly facilitate the task of identifying problems related to the quality of normative legal acts and increase the efficiency of law enforcement. In the process of systematization of modern legislation in order to effectively implement it in all spheres of management, it is important to establish general requirements for the functioning of systema-tization processes and the use of various information technologies. The adoption of the basic law on artificial intelligence, as well as the Digital Code of the Russian Federation is proposed. The problems related to their adoption and their content are highlighted.

Keywords: multipolar world, legal support, digital legislation, Digital Code of the Russian Federation, data economy

For citation: Minbaleev A.V. Formation of data economy in Russia in a multipolar world: Problems of legal support. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(8):956-963. (In Russ.). http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-956-963

Acknowledgements: The research was carried out within the framework of the strategic academic leadership program "Priority-2030".

Формирование многополярного мира в современных условиях все больше становится вынужденной необходимостью в целях развития экономики и обеспечения благополучия государства. Так, канцлер Германии Олаф Шольц в своем выступлении перед Давосским экономическим форумом, состоявшимся 26 мая 2022 г. в Швейцарии, заявил о «многополярности», что ставит вопрос о признании Западом необходимости многополярного мира и перестройки международных отношений. Термин «многополярность» все чаще стано-

вится частью внешнеполитического дискурса не только стран БРИКС, а также ряда арабских государств и государств Юго-Восточной Азии, но и нередко упоминается в Европе. Развитие многополярного мира становится основой не только реализации нового внешнеполитического курса, но и перехода к новой экономике, основанной на формировании новой мировой ценности — данных, управление которыми фактически и определяет все стратегические направления развития современного государства.

2 Развитие экономики данных для России

н сегодня становится ключевым вектором

^ развития, поскольку санкционное давле-

1= ние со стороны Запада значительно изме-

< няет мировые рынки и мировую экономику.

о Но только рынок данных оказывается не наш

^ столько подверженным таким санкциям. 5 Трансформационные процессы, связанные с увеличением роли и значения данных, ^ в любом современном обществе детерми-к нируют необходимость существенного из-=с менения и государственной политики, и ре-ш ализации новых национальных проектов. £ 14 июля 2023 г. на Форуме будущих тех-

< нологий «Вычисления и связь. Квантовый > мир» Президент России В. В. Путин объявил о о новом национальном проекте — экономике

данных. Президентом поставлена «принципиальная задача — перевести всю экономику, социальную сферу, органы власти, работу органов власти на качественно новые принципы работы, внедрить управление на новых данных — на основе больших данных», что должно повлечь «кратное повышение качества управления и производительности труда, рабочие места с передовыми компетенциями и высокими заработными платами, доступность услуг, сервисов, принципиально иные возможности для наших граждан, для человека» [1]. Поставлена задача в течение года подготовить новый национальный проект по формированию экономики данных на период до 2030 г., в рамках которого предполагается «консолидировать существующие инструменты поддержки развития цифровой экономики, искусственного интеллекта и высокотехнологичных проектов, включая "дорожные карты" по развитию квантовых технологий», и разработки в этой сфере осуществить на практике.

В качестве главных векторов развития экономики данных Президентом РФ указаны следующие: сбор данных, в том числе с использованием высокочувствительных датчиков, включая квантовые сенсоры; передача данных, развитие систем связи, в том числе последующих поколений; суверенная инфраструктура для вычислений и хранения данных внутри страны (отечественные облачные платформы и центры обработки данных, вычислительные мощности собственного производства); безопасность данных, в том числе с использованием технологий квантовых коммуникаций и квантового шифрования; суверенные и национальные стандарты и протоколы работы с данными; алгоритмы

обработки и анализа данных, включая решения в области искусственного интеллекта, а также отечественное программное обеспечение; хранилища кода — отечественные платформы и сервисы [1].

Развитие экономики данных во многом способствует снижению значения географических пространств в геополитике, предполагает возможность развития многосторонних связей не только в реальном, но и мировом пространстве. В последние годы в мире сформировалась идея о том, что «современные международные взаимодействия поставили в свои приоритеты экономическое измерение и революцию в области технологий и коммуникаций, которые не знают значения географических пространств, и что национальная безопасность связана с экономикой и технологиями, а не с географией» [2]. В пользу данной парадигмы развития международных отношений говорит и снижение за сравнительно небольшой период роли глобализации, в том числе и под воздействием санкций против России, ставших основой краха мировой финансовой системы, а также ограничения воздушных пространств, массовое введение цензуры и крах мировых ценностей свободы слова и массовой информации.

Как справедливо отмечает В. М. Шумилов, «глобализация сменила свою форму, содержание и направление развития: из вертикальной глобализации однополярного мира она превращается в горизонтальную глобализацию многополярного мира, соединяя воедино образовавшиеся и образующиеся полюсы; понятно, что фрагментация международного права усилится, как естественное следствие многополярности. При возрастающем циви-лизационном факторе каждый полюс в новом мироустройстве будет опираться на интеграционное объединение и на свои цивилиза-ционные ценности, заложенные в международное правосознание и региональные нормы международного права. К "международному праву Запада" будет присоединено "международное право незапада"» [3, с. 13-14].

Снижение роли глобализации тем самым дает шанс на развитие многополярности и повышение роли различных интеграционных объединений и региональных центров. Неслучайно в принятой недавно Концепции внешней политики России говорится о том, что уходит в прошлое неравновесная модель мирового развития, «усиливается кризис экономической глобализации, продолжает-

ся формирование многополярной международной системы; Россия выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня. ...Укрепляется суверенитет и увеличиваются конкурентные возможности незападных мировых держав и региональных стран-лидеров. Структурная перестройка мировой экономики, ее перевод на новую технологическую основу (в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта, новейших информационно-коммуникационных, энергетических, биологических технологий и нанотехнологий), рост национального самосознания, культурно-ци-вилизационное разнообразие и другие объективные факторы ускоряют процессы перераспределения потенциала развития в пользу новых центров экономического роста и геополитического влияния, способствуют демократизации международных отношений» [4].

Таким образом, на современном этапе проводимая Россией политика многополярного мира может быть реализована лишь при условии независимости, в том числе технологической, и обеспечения высокого уровня экономического развития государства. Экономика данных позволяет уже сегодня говорить о перспективах развития новых технологических укладов и рынков будущего. Так, Концепция внешней политики России гласит о том, что «в целях обеспечения экономической безопасности, экономического суверенитета, устой -чивого экономического роста, структурного и технологического обновления, повышения международной конкурентоспособности национальной экономики, сохранения ведущих позиций России в мировой экономике, снижения рисков и использования возможностей в связи с глубокими изменениями в мировой экономике и международных отношениях, а также в связи с недружественными действиями иностранных государств и их объединений Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: адаптации мировых торговой и валютно-финансовой систем к реалиям многополярного мира и последствиям кризиса экономической глобализации; снижению зависимости российской экономики от недружественных действий иностранных государств, прежде всего посредством развития деполитизированной, безопасной, не-

зависимой от недружественных государств |

международной платежной инфраструкту- ш

ры; укреплению российского присутствия на ®

мировых рынках, увеличению несырьевого ®

неэнергетического экспорта ...» [4]. Все эти °

приоритетные направления неразрывно свя- □

со

заны с новым направлением экономического °

развития РФ. ^

Бесспорно, что развитие экономики дан- ^

ных станет возможным только при наличии 1

соответствующей правовой основы. В свя- ^

зи с этим сегодня перед государством сто- ^

ит задача по формированию эффективных со

правовых инструментов поддержки и раз- |

вития экономики данных. Важным факто- °

ром, обеспечивающим трансформационные °

а

процессы в современной экономике, активно ц

влияющие и на внешнюю государственную °

о

политику, выступают антисанкционное за- ^

конодательство и законодательство, обеспе- 1

чивающее технологический суверенитет РФ, £

в том числе в 1Т-сфере. Россия в условиях £

невероятного санкционного давления ока- о

залась в ситуации формирования правовой ^

политики определения дружественных и не- |

дружественных государств, что выступило ос- □

нованием для появления специальных норм, ^

регулирующих особый характер взаимодей- *

ствия с недружественными государствами. х

го

В аспекте правового обеспечения форми- ^

рования и развития экономики данных се- *

годня можно выделить несколько ключевых |

направлений. В первую очередь актуален °

вопрос о систематизации современного зако- ™

нодательства с учетом перевода нормативных х

го

правовых актов в цифровую среду. Систе- ™

матизация законодательства в электронном ^

виде облегчает задачу выявления проблем ^

в области качества нормативных правовых ©

актов и повышает эффективность правопри- 03

менения. В процессе систематизации совре- <

со

менного законодательства в целях эффектив- ш

ного внедрения его во все сферы управления ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целесообразно установить общие требования ^

к функционированию процессов системати- | зации и использования различных информационных, в том числе цифровых технологий, информационных систем.

Следует сформировать единую федеральную государственную информационную систему (далее — ФГИС), на основе которой должно осуществляться интегрирование всех процессов систематизации законодательства РФ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Должны быть определены четкие цели,

2 функциональное назначение, установлено н соответствие всех процессов требованиям ^ обновленной Конституции РФ в контексте 1= единой системы публичной власти, в аспек-

< те регулирования информационных техно-

0 логий на федеральном уровне. Очень важно ^ четко определить функционал субъектов РФ 5 и их возможности в рамках такой ФГИС,

а также установить интеграцию ФГИС с дру-^ гими государственными информационными к системами и платформами.

1 На первоначальной стадии функциониро-ш вания такая ФГИС должна быть использо-£ вана для обеспечения деятельности органов

< публичной власти. Впоследствии ее функци-> онал должен быть расширен с возможностью о коммерческого или бесплатного применения

в зависимости от субъекта и целей пользования ФГИС.

Особое внимание должно быть уделено вопросам использования искусственного интеллекта при систематизации законодательства. Полагаем, что значима и разработка редакторов, позволяющих, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта, осуществлять определенную разметку правового акта, чтобы он мог сразу быть интегрирован в систему и решать те или иные задачи, необходимые для органов публичной власти. В связи с этим следует осуществить запрос о том, какие потребности будут у органов публичной власти с позиции использования правовых актов. Предлагаем разработать специальные технические задания для текстовых редакторов и разметок правовых актов, а также методические рекомендации по подготовке этих разметок органами публичной власти.

При создании системы разработчик должен использовать программное обеспечение (далее — ПО), отвечающее требованиям постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236, в одном из пунктов которого установлен запрет на допуск иностранного ПО при закупках для государственных и муниципальных нужд. ПО (как базовое, так и прикладное), на котором будет работать информационная система, должно быть сертифицировано. Очень важно решить вопрос об отнесении такой ФГИС к критической информационной инфраструктуре или создании специальной системы обеспечения информационной безопасности. Систематизированное законодательство в цифровой форме, базирующееся на основе ФГИС, представляет сегодня глобальный страте-

гический информационный массив государства, а значит, требует особой защиты.

Очень важно осторожно внедрять и использовать технологии искусственного интеллекта в процессе систематизации законодательства. Следует четко определить функционал системы, который будут связан с такими технологиями, обязательно устанавливать требования к разработчикам, процессу разработки и внедрения, контроля. Целесообразно применять инструментарий экспериментов при внедрении данных технологий.

Не менее значима проблема унификации и перевода в цифровой формат правовых классификаторов. Необходимо использовать единый цифровой правовой классификатор, который можно было бы интегрировать в разметку правовых актов и включить в ФГИС в целях обеспечения систематизации законодательства.

Другой существенной частью систематизации современного законодательства для обеспечения экономики данных служит вопрос о развитии информационного законодательства, в том числе посвященного цифровым технологиям, а также о решении актуальной задачи по кодификации и разработке Цифрового кодекса РФ.

Одним из основных наиболее обсуждаемых законов является закон об искусственном интеллекте. Сегодня много дискутируют [5; 6; 7; 8; 9; 10] о необходимости принятия такого закона, но, к сожалению, пока в действительности структуры и содержания закона учеными предложено не было, за исключением модельных актов [11]. Оформление и проявление на практике ряда рисков и угроз, исходящих от искусственного интеллекта, обусловливает значимость разработки и принятия специального законодательства об искусственном интеллекте, в основе которого должен находиться базовый федеральный закон об искусственном интеллекте. Соответствующая задача уже поставлена в России, на правительственном уровне [12].

На наш взгляд, в данном законопроекте должны найти отражение предмет действия этого закона, понятийный аппарат, принципы, правила и порядок территориального действия закона, в том числе возможности экстерриториального характера его действия, система субъектов, технологий искусственного интеллекта, ограничений, запретов и специальных требований, положения об ответственности, мерах государственной поддержки и развития, международном сотруд-

ничестве в сфере искусственного интеллекта. Вопрос об определении роли этического регулирования, связи правового и этического регулирования, а также возможности использования иных регуляторов, в том числе саморегулирования в сфере искусственного интеллекта, заслуживает внимания и научных исследований. Полагаем, это становится особенно актуальным в связи с широким спектром развития отдельных технологий искусственного интеллекта и невозможностью на государственном уровне учитывать стремительное развитие технологий.

Отдельный вопрос возникает относительно требований, запретов и ограничений, которые целесообразно отразить в указанном законе. Кроме того, полагаем, что в нем обязательно должна быть закреплена система сфер, в которых использование искусственного интеллекта должно подвергаться специальному регулированию и в отношении которых вводятся следующие режимы: режим полного запрета использования; режим ограниченного использования со специальным регулированием в аспекте фиксации конкретных ограничений; использование в рамках экспериментального правового режима; режим специального использования (sui generis), предполагающий возможности применения искусственного интеллекта в определенном случае или в связи со специальным разрешением; режим использования искусственного интеллекта в критической информационной инфраструктуре; режим свободного использования. Должны быть установлены и базовые требования, связанные со стандартизацией, сертификацией, а также оценкой соответствия систем искусственного интеллекта. Особого внимания заслуживает группа ограничений и запретов, связанных с алгоритмами относительно недопустимости дискриминационного и иного незаконного использования искусственного интеллекта, а также особых требований о защите несовершеннолетних и иных социально незащищенных граждан в процессе применения искусственного интеллекта.

Одна из обсуждаемых проблем кодификации отечественного законодательства — необходимость принятия Цифрового кодекса РФ [13]. Среди факторов, обусловливающих необходимость его принятия, — переход к экономике данных, нормативной правовой основой которой мог бы стать Цифровой кодекс РФ. На уровне такого акта можно урегулировать отношения, связанные с созданием и обработ-

кой цифровых данных; отношения, связанные с созданием и использованием цифровых услуг и сервисов; отношения, связанные с функционированием цифровых платформ.

Проблемы принятия Цифрового кодекса РФ во многом связаны с отсутствием сегодня целой серии законов, которые должны регулировать отношения в сфере цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, больших данных, технологий блокчейн, виртуальной и дополненной реальности. Сегодня не хватает специальных законов, посвященных вопросам цифровых сервисов и услуг, режиму цифровых платформ, телекоммуникациям в цифровой среде.

Не менее значимой проблемой выступает и отсутствие официального понятийного аппарата в отношении целой группы категорий: цифровых данных, цифровых технологий, сервисов, цифровых платформ, больших данных и других. Большинство определений, которыми сегодня оперируют юристы, используются из нормативно-технических актов, международных стандартов или актов зарубежных государств, зарубежных стандартов. Такая практика приводит к неоднозначному использованию ряда категорий российскими федеральными органами государственной власти, которые в своих подзаконных нормативных правовых актах зачастую дают определение терминам из экономики данных применительно к конкретным задачам, только для целей конкретного подзаконного нормативного правового акта, то есть ad hoc.

Исправление данной ситуации, бесспорно, может быть связано с принятием Цифрового кодекса РФ, в котором такие термины будут закреплены. Важно закрепить в нем и ряд принципов регулирования цифровой среды, управления данными в ней. Сегодня пока такие принципы отсутствуют, а вместе с тем именно в цифровой среде развиваются целые сектора экономики и складываются новые рынки, в том числе за счет развития цифровых платформ и метавселенных, развития сферы квантового мира [14]. В отношении последних сегодня существует очевидная необходимость как в специальном общем регулировании, так и в специальном регулировании по ряду вопросов [15].

Только системный подход к регулированию цифровой среды позволит эффективно совершенствоваться экономике данных и обеспечит устойчивое экономическое развитие государства, а также развитие во внешней политике идеи многополярного мира.

о;

Список источников

1. Пленарное заседание Форума будущих технологий // Администрация Президента России. 2023. 13 июля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71666 (дата обращения: 20.07.2023).

2. Wagdy A. O. A "Multipolar world": A transformation in the global system // Moderndiplomacy. 2022. October 17. URL: https://moderndiplomacy.eu/2022/10/17/ a-multipolar-world-a-transformation-in-the-global-system/

< (дата обращения: 20.07.2023).

0 3. Шумилов В. М. Трансформация глобального экономического правопорядка в условиях формирования ^ многополярного мироустройства // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 5. С. 9-16. DOI:

10.24412/2072-8042-2023-5-9-16 Q 4. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 марта

^ 2023 г. № 229 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.

2 ru/Document/View/0001202303310007?ysclid=ll0vr hwnkf631104054 (дата обращения: 20.06.2023).

® 5. Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации:

^ монография / отв. ред. Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, В. Б. Наумов. М.: Институт государства

1 и права РАН, 2022. 368 c.

ш 6. Полякова Т. А., Минбалеев А. В., Кроткова Н. В. Основные тенденции и проблемы развития науки

™ информационного права // Государство и право. 2022. № 9. С. 94-104. DOI: 10.31857/S102694520022203-4

о 7. Полякова Т. А., Минбалеев А. В., Троян Н. А. Формирование культуры информационной безопасности

< граждан Российской Федерации в условиях новых вызовов: публично-правовые проблемы // Государство ^ и право. 2023. № 5. С. 131-144. DOI: 10.31857/S102694520025209-0

8. Arkhipov V. V., Gracheva A. V., Naumov V. B., Polyakova T. A., Minbaleev A. V. Definition of artificial intelligence in the context of the Russian legal system: a critical approach // Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2022. No 1. P. 168-178. DOI: 10.31857/S102694520018288-7

9. Наумов В. Б., Камалова Г. Г. Вопросы построения юридических дефиниций в сфере искусственного интеллекта // Труды Института государства и права Российской академии наук = Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2020. Т. 15. № 1. С. 81-93. DOI: 10.35427/2073-4522-2020-15-1-naumov-kamalova

10. Полякова Т. А., Камалова Г. Г. «Право искусственного интеллекта» и его место в системе информационного права // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 3. С. 133-145. DOI: 10.33184/ pravgos-2021.3.11

11. Егорова М. А., Минбалеев А. В., Кожевина О. В., Дюфло А. Основные направления правового регулирования использования искусственного интеллекта в условиях пандемии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. № 2. С. 250-262. DOI: 10.21638/spbu14.2021.201

12. Правительство разработает закон об искусственном интеллекте // РБК. 2023. 28 июня. URL: https://www. rbc.ru/rbcfreenews/649b950c9a794732a27a407b?ysclid=lkzlfll0bo5 1299886 (дата обращения: 20.07.2023).

13. Немкин А. Цифровой кодекс позволит построить стройную систему работы ИТ-индустрии // Партия «Единая Россия». 2023. 19 мая. URL: https://permkrai.er.ru/activity/news/cifrovoj-kodeks-pozvolit-postroit-strojnuyu-sistemu-raboty-it-industrii?ysclid=lks22iscte121 304869 (дата обращения: 20.06.2023).

14. Полякова Т. А., Минбалеев А. В., Наумов В. Б. Правовое регулирование квантовых коммуникаций в России и в мире // Государство и право. 2022. № 5. С. 104-114. DOI: 10.31857/S102694520019763-0

15. Минбалеев А. В., Титова Е. В. Правовые проблемы и риски проведения спортивных мероприятий в мета-вселенной // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23. № S1. С. 136-142. DOI: 10.14529/hsm23s119

References

1. Plenary session of the Future Technologies Forum. Administration of the President of Russia. Jul. 13, 2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71666 (accessed on 20.07.2023). (In Russ.).

2. Wagdy A.O. A "Multipolar world": A transformation in the global system. Moderndiplomacy. Oct. 17, 2022. URL: https://moderndiplomacy.eu/2022/10/ 17/a-multipolar-world-a-transformation-in-the-global-system/ (accessed on 20.07.2023).

3. Shumilov V.M. Global economic order transformation and the emergence of a multipolar world. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal. 2023;(5):9-16. (In Russ.). DOI: 10.24412/ 2072-8042-2023-5-9-16

4. On approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023 No. 229. Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202303310007?ysclid=ll0vrhwnkf631104054 (accessed on 20.06.2023). (In Russ.).

5. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. New horizons for the development of the information law system in the context of digital transformation. Moscow: Institute of State and Law RAS; 2022. 368 p. (In Russ.).

6. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Main trends and problems in the development of the science of information law. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2022;(9):94-104. (In Russ.). DOI: 10.31857/ S102694520022203-4

7. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Troyan N.A. Formation of a culture of information security of citizens of the Russian Federation in the face of new challenges: Public law problems. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2023;(5):131-144. (In Russ.). DOI: 10.31857/S102694520025209-0

8. Arkhipov V.V., Gracheva A.V., Naumov V.B., Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Definition of artificial intelligence in the context of the Russian legal system: A critical approach. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2022;(1):168-178. DOI: 10.31857/S102694520018288-7

9. Naumov V.B., Kamalova G.G. Problems of the formation of the conceptual apparatus in the field of artificial intelligence. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk = Proceedings of the Institute of

State and Law of the RAS. 2020;15(1):81-93. (In Russ.). DOI: 10.35427/2073-4522-2020-15-1-naumov-ka-malova

10. Polyakova T.A., Kamalova G.G. "Law of artificial intelligence" and its place in the system of information law. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule of Law State: Theory and Practice. 2021;(3):133-145. (In Russ.). DOI: 10.33184/pravgos-2021.3.11

11. Egorova M.A., Minbaleev A.V., Kozhevina O.V., Dufolt A. Main directions of legal regulation of the use of artificial intelligence in the context of a pandemic. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Vestnik of Saint-Petersburg University. Law. 2021; 12(2):250-262. (In Russ.). DOI: 10.21638/spbu14.2021.201

12. The government will develop a law on artificial intelligence. RBC. Jun. 28, 2023. URL: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/649b950c9a794732a27a407b?ysclid=lkzlfll0bo51299886 (accessed on 20.07.2023). (In Russ.).

13. Nemkin A. The digital code will allow building a coherent system of work of the IT industry. Party "United Russia". May 19, 2023. URL: https://permkrai.er.ru/activity/news/cifrovoj-kodeks-pozvolit-postroit-strojnuyu-sistemu-raboty-it-industrii?ysclid=lks22iscte1213 04869 (accessed on 20.06.2023). (In Russ.).

14. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Naumov V.B. Legal regulation of quantum communications in Russia and in the world. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2022;(5):104-114. (In Russ.). DOI: 10.31857/S102694520019763-0

15. Minbaleev A.V., Titova E.V. Legal issues and risks of holding sports events in the metaverse. Chelovek. Sport. Meditsina = Human. Sport. Medicine. 2023;23(S1):136-142. (In Russ.). DOI: 10.14529/hsm23s119

Сведения об авторе

Алексей Владимирович Минбалеев

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9, стр. 1.

Поступила в редакцию 27.07.2023 Прошла рецензирование 17.08.2023 Подписана в печать 29.08.2023

Information about Author

Aleksei V. Minbaleev

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Information Law and Digital Technologies

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

9 Sadovaya-Kudrunskaya st., Moscow 125993, Russia

Received 27.07.2023 Revised 17.08.2023 Accepted 29.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.