Научная статья на тему 'Формирование экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса с использованием современных технологий управления'

Формирование экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса с использованием современных технологий управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / КОНТРОЛЛИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / ENTERPRISE / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / STATE DEFENSIVE ORDER / MANAGEMENT / CONTROLLING / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT / PRICING / EXTERNAL ENVIRONMENT / INTERNAL ENVIRONMENT / COMPONENTS OF ECONOMIC POLICY / STATE CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Ирина Борисовна, Далёкин Павел Игоревич, Лавричева Дарья Олеговна

Введение. Высокие требования, предъявляемые к государственному оборонному заказу, а также сложившаяся геополитическая обстановка на мировой арене, заставляют предприятия оборонно-промышленного комплекса страны работать на пределе возможностей. Однако в настоящее время предприятия всё чаще сталкиваются с систематическими проблемами при выполнении государственных контрактов на поставку специальной продукции и в первую очередь в экономической сфере. Таким образом, возникает необходимость в разработке и формировании экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса на основе современных технологий управления. Это позволит предприятиям выполнять государственные контракты в срок, а также способствует повышению эффективности и результативности их финансово-хозяйственной деятельности, формированию комплексной платформы, регламентирующей различные аспекты по основным направлениям в области экономики. Материалы и методы. Оборонно-промышленный комплекс является достаточно специфичной сферой и регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, что накладывает определенный отпечаток на формирование экономической политики управления предприятиями. В настоящее время в научной литературе имеются исследования, посвященные проблемам разработки экономической политики управления предприятиями, однако в недостаточной степени учитываются особенности её формирования в оборонно-промышленном комплексе. Обсуждение. В исследовании выделены ключевые подсистемы экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса, идентифицированы их основные составляющие и компоненты. В рамках использования современных технологий управления предприятиями авторами предложено формирование экономической политики на основе системы контроллинга. Результаты. На основании проведенного научного исследования авторами выделены ключевые особенности формирования экономической политики управления предприятиями с учетом специфики оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, предложено использование достижений контроллинга при разработке экономической политики управления предприятиями. Заключение. Научная значимость проведенного научного исследования определяется вкладом в разработку методического обеспечения регламентных процедур по формированию экономической политики. Практическая значимость научных положений подтверждается возможностью их использования в практике промышленных и научно-производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева Ирина Борисовна, Далёкин Павел Игоревич, Лавричева Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECONOMIC POLICY OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE OF MODERN TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT

Introduction. Great demands placed on the state defensive order and also the developed geopolitical situation on the world scene, force the enterprises of defense industry complex of the country to work to the limit. However, now the enterprises even more often face systematic problems at implementation of the state contracts for delivery of special production and first of all in the economic sphere. Thus, there is a need for development and formation of economic policy of management of the enterprises of defense industry complex on the basis of modern technologies of management. It will allow the enterprises to carry out the state contracts in time, and also promotes increase in efficiency and effectiveness of their financial and economic activity, formation of the complex platform regulating various aspects in the main directions in the field of economy. Materials and methods. The defense industry complex is rather specific sphere and is regulated by separate normative legal acts that leaves a certain mark on formation of economic policy of management of the enterprises. Now in scientific literature there are researches devoted to problems of development of economic policy of management of the enterprises however in insufficient degree features of her formation in defense industry complex are considered. Discussion. In a research key subsystems of economic policy of management of the enterprises of defense industry complex are allocated, their main components and components are identified. Within use of modern technologies of management of the enterprises, authors formation of economic policy on the basis of system of controlling is offered. Results. On the basis of the conducted scientific research by authors key features of formation of economic policy of management of the enterprises taking into account specifics of defense industry complex are marked out. Besides, use of achievements of controlling when developing economic policy of management of the enterprises is offered. Conclusion. The scientific importance of the conducted scientific research is defined by a contribution to development of methodical providing procedural procedures for formation of economic policy. The practical importance of scientific provisions is confirmed by a possibility of their use in practice of industrial and the scientific and production enterprises of defense industry complex.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса с использованием современных технологий управления»

time and behavioural aspects), Monografija, Nizhnij Novgorod, Izd-vo NNGU, 2009, 188 p.

3. Amosov A. I. Modernizacija v Rossii v kontekste globalizacii (Modernization in Russia in the context of globalization),MJeMO, 2010, No. 3.

4. Barinov V. A. Sinel'nikov A. V. Razvitie orga-nizacii v konkurentnoj srede (Development of the organization in the competitive environment), Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2000. No. 6, pp. 3-13.

5. Belorusov A. S. Mezhdunarodnyj menedzhment i amerikanskie TNK (International management and American multinational corporations), SShA, Jekonomika, politika, ideologija, 1998, No. 3.

6. Vladimirova L. P. Planirovanie i prognozi-rovanie v uslovijah rynka (Planning and forecasting in the conditions of the market), M, Izd. Dom «Dashkov i K», 2001, 308 p.

7. Voronov N. A., Udalov F. E. Modernizacija na promyshlennyh predprijatijah: informacionnyj i kvalif-ikacionnyj aspekt (Modernization at the industrial enterprises: information and qualification aspect), Problema teorii i praktiki upravlenija. Mezhdunarodnyj zhurnal Oficial'noe izdanie Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo instituta problem upravlenija, M, 2013, No. 5, pp. 128-134.

8. Eroshkin S. Y., Kallaur G. Y., Papikian L. M. Lean construction and BIM: complementing each other for better project management, Review of Business and Economics Studies. 2016. T. 4. No. 4. pp. 17-22.

9. Dejkin A. I. «Komandnaja jekonomika» ad-ministracii Dzh. Busha-ml («Command economy» of J. Bush's administration Jr.), SShA-Kanada. Jekonomika. Politika. Kul'tura, 2009, No. 5, pp. 29.

10. Draker P. Zadachi menedzhmenta v XXI veke (Management tasks in the 21st century), per. s angl. M, Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2006, 432 p.

11. Inozemcev V. L. Modernizacija v Rossii v kontekste globalizacii (Modernization in Russia in the

context of globalization), MJeMO, 2010, No. 2.

12. Kat'kalo V. S. Jevoljucija teorii strategiches-kogo upravlenija (Evolution of the theory of strategic management), SPb, Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta, 2008, 548 p.

13. Koh R. Strategija. Kak sozdat' i ispol'zovat' jeffektivnuju strategiju (Strategy. How to create and use effective strategy), 2-e izd., SPb, Piter, 2003, 320 p.

14. Kuleshov V. V. Modernizacija jekonomiki i ee kadrovoe obespechenie (Modernization of economy and its staffing), JeKO, 2010, No. 6.

15. Markarjan Je. S. Teorija kul'tury i sovre-mennaja nauka: (Logiko-metodologicheskij analiz) (Theory of culture and modern science: (Logiko-metodologichesky analysis)), M, Mysl', 1983, 284 p.

16. Mincberg G. Struktura v kulake: sozdanie jeffektivnoj organizacii (Structure in a fist: creation of the effective organization), SPb, Piter, 2003. 512 p.

17. Morita A. Sdelano v Japonii: istorija firmy «Soni» (It is made in Japan: history of Sony), Per. s angl, M, Progress, 1993.

18. Kievskiy L. V. Mul'tiplikativnie effekti stroitel'noy deyatel'nosti (Multiplier effects from construction activities), Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. No. 3 (22). pp. 104.

19. Udalov F. E. Kadrovaja problema: retro-spektiva i sovremennost' (Personnel problem: retrospective and present), JeKO, 2012, No. 7, pp.160-167.

20. Udalov F. E. Centralizovannaja sistema upravlenija - blago ili zlo? (The centralized control system - the benefit or the evil?), JeKO, 2013, No. 4, pp.149-157.

21. Jakokka L. Kar'era menedzhera (Karyera Manager), per. s angl, Tol'jatti, Izd. Dom «Dovgan'», 1997, 350 p.

Дата поступления статьи в редакцию 15.05.2017, принята к публикации 17.06.2017.

08.00.05

УДК 338.2(075.8)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ

© 2017

Гусева Ирина Борисовна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление» Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, профессор кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Арзамасский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, Арзамас (Россия) Далёкин Павел Игоревич, главный специалист департамента корпоративной отчетности, магистрант Общество с ограниченной ответственностью «Военно-промышленная компания», Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского,

Арзамас (Россия)

Лавричева Дарья Олеговна, главный специалист отдела экспертизы и методической работы управления политического анализа

Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области

Нижний Новгород (Россия)

Аннотация

Введение. Высокие требования, предъявляемые к государственному оборонному заказу, а также сложившаяся геополитическая обстановка на мировой арене, заставляют предприятия оборонно-промышленного комплекса страны работать на пределе возможностей. Однако в настоящее время предприятия всё чаще сталкиваются с систематическими проблемами при выполнении государственных контрактов на поставку специальной продукции и в первую очередь в экономической сфере. Таким образом, возникает необходимость в разработке и формировании экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса на основе современных технологий управления. Это позволит предприятиям выполнять государственные контракты в срок, а также способствует повышению эффективности и результативности их финансово-хозяйственной деятельности, формированию комплексной платформы, регламентирующей различные аспекты по основным направлениям в области экономики.

Материалы и методы. Оборонно-промышленный комплекс является достаточно специфичной сферой и регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, что накладывает определенный отпечаток на формирование экономической политики управления предприятиями. В настоящее время в научной литературе имеются исследования, посвященные проблемам разработки экономической политики управления предприятиями, однако в недостаточной степени учитываются особенности её формирования в оборонно-промышленном комплексе.

Обсуждение. В исследовании выделены ключевые подсистемы экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса, идентифицированы их основные составляющие и компоненты. В рамках использования современных технологий управления предприятиями авторами предложено формирование экономической политики на основе системы контроллинга.

Результаты. На основании проведенного научного исследования авторами выделены ключевые особенности формирования экономической политики управления предприятиями с учетом специфики оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, предложено использование достижений контроллинга при разработке экономической политики управления предприятиями.

Заключение. Научная значимость проведенного научного исследования определяется вкладом в разработку методического обеспечения регламентных процедур по формированию экономической политики. Практическая значимость научных положений подтверждается возможностью их использования в практике промышленных и научно-производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: внешняя среда, внутренняя среда, государственный контракт, государственный оборонный заказ, контроллинг, менеджмент, оборонно-промышленный комплекс, предприятие, составляющие экономической политики, технологии управления, ценообразование, экономическая политика.

Для цитирования: Гусева И. Б., Далёкин П. И., Лавричева Д. О. Формирование экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса с использованием современных технологий управления // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 65-73.

FORMATION OF ECONOMIC POLICY OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE OF MODERN TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT

© 2017

Guseva Irina Borisovna, doctor of Economics (DSc), professor, Economics and Management Department

Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Arzamas Branch, Professor, Economics and Management in Machine Building Department Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R. E. Alekseev,

Arzamas (Russia)

Dalekin Pavel Igorevich, chief specialist of department of the corporate reporting

Limited liability company «Military-industrial Company», undergraduate

Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Arzamas Branch, Arzamas (Russia)

66

Lavricheva Daria Olegovna, chief specialist of department of examination and methodical work of management of the political analysis

Ministry of domestic regional and municipal policy of the Nizhny Novgorod Region, Nizhny Novgorod (Russia)

Introduction. Great demands placed on the state defensive order and also the developed geopolitical situation on the world scene, force the enterprises of defense industry complex of the country to work to the limit. However, now the enterprises even more often face systematic problems at implementation of the state contracts for delivery of special production and first of all in the economic sphere. Thus, there is a need for development and formation of economic policy of management of the enterprises of defense industry complex on the basis of modern technologies of management. It will allow the enterprises to carry out the state contracts in time, and also promotes increase in efficiency and effectiveness of their financial and economic activity, formation of the complex platform regulating various aspects in the main directions in the field of economy.

Materials and methods. The defense industry complex is rather specific sphere and is regulated by separate normative legal acts that leaves a certain mark on formation of economic policy of management of the enterprises. Now in scientific literature there are researches devoted to problems of development of economic policy of management of the enterprises however in insufficient degree features of her formation in defense industry complex are considered.

Discussion. In a research key subsystems of economic policy of management of the enterprises of defense industry complex are allocated, their main components and components are identified. Within use of modern technologies of management of the enterprises, authors formation of economic policy on the basis of system of controlling is offered.

Results. On the basis of the conducted scientific research by authors key features of formation of economic policy of management of the enterprises taking into account specifics of defense industry complex are marked out. Besides, use of achievements of controlling when developing economic policy of management of the enterprises is offered.

Conclusion. The scientific importance of the conducted scientific research is defined by a contribution to development of methodical providing procedural procedures for formation of economic policy. The practical importance of scientific provisions is confirmed by a possibility of their use in practice of industrial and the scientific and production enterprises of defense industry complex.

Keywords: economic policy, enterprise, defense industry complex, state defensive order, management, controlling, technologies of management, pricing, external environment, internal environment, components of economic policy, state contract.

Annotation

Экономическая политика рассматривается как перспективное направление регламентации деятельности при управлении предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Формирование экономической политики предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, обуславливает необходимость учета основных характеристик и особенностей данной сферы деятельности, которая жестко контролируется государственными органами, т. к. ключевым заказчиком является Министерство обороны Российской Федерации.

Введение

меры по ценообразованию со стороны военных представительств и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Это требует формирования предприятиями оборонно-промышленного комплекса комплексной методической базы, которая позволит стабильно выполнять государственный оборонный заказ. Проблемам выполнения государственного оборонного заказа отечественными предприятиями посвящены работы [1, с. 33; 2, с. 21; 4, с. 272; 5, с. 75; 9, с. 114; 10; 11, с. 7; 12, с. 676; 14, с. 18].

Материалы и методы

Известно, что в современных условиях нестабильности мировых геополитических процессов, ориентации на повышение обороноспособности Российской Федерации государство предъявляет высокие требования к предприятиям оборонно-промышленного комплекса: ужесточаются требования к исполнителям, совершенствуется нормативно-правовое обеспечение, усиливаются контрольные

Экономическая политика любого предприятия, в т. ч. предприятий оборонно-промышленного комплекса, является одной из составляющих его общей политики, направлена на достижение стратегических целей по ключевым направлениям деятельности. Экономическая политика позволяет достаточно эффективно регламентировать деятельность экономических служб предприятий оборонно-

промышленного комплекса по различным аспектам. На выбор и обоснование правил проведения экономической работы промышленного предприятия влияют:

- нормативно-законодательная база конкретного государства, отрасли, региона, муниципального образования, предприятия;

- отраслевая принадлежность и вид деятельности субъекта исследования;

- организационно-правовая форма хозяйствования предприятия;

- стратегия финансово-хозяйственного развития предприятия;

- модель налогового учета, наличие субсидирования со стороны государства;

- финансовая модель предприятия;

- объемы и номенклатура выпускаемой продукции, тип производства;

- среднесписочная численность работающих, среднесписочная численность исследователей;

- уровень профессионализма кадров, уровень мотивации персонала;

- наличие материально-технической базы и имеющегося научно-технического задела;

- уровень инновационного потенциала и инновационной активности предприятия;

- система информационного обеспечения;

- уровень экономической безопасности предприятия;

- состав контрагентов на всех уровнях кооперации и т. д.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что факторы, влияющие на формирование экономической политики предприятий оборонно-промышленного комплекса, являются как внешними, так и внутренними. Для предприятий оборонно-промышленного комплекса, кроме вышеперечисленных, следует выделить ряд специфичных факторов, оказывающих значительное влияние на выбор их экономической политики и связанных в большей степени с нормативно-правовым регулированием в рамках 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе», например:

- специфика бюджетирования предприятия;

- особенности ценообразования на предприятии;

- раздельный учет финансовых результатов по гражданской продукции и специальной продукции оборонно-промышленного комплекса;

- специфика проведения платежей со стороны государственного заказчика в процессе исполнения контрактов государственного оборонного заказа;

- ведение десятков счетов по каждому контракту, наличие идентификаторов государственных контрактов;

- проблемы взаимодействия контрагентов и государственных органов в лице Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и др., а также государственных корпораций, исполнителей, соисполнителей и т. д.

В связи с этим можно выделить следующие подсистемы экономической политики предприятий оборонно-промышленного комплекса:

- политика бюджетирования предприятий;

- политика ценообразования на предприятии;

- финансовая политика предприятия;

- учетная политика предприятия;

- нормативная политика предприятия;

- инвестиционная политика предприятия;

- инновационная политика предприятия;

- маркетинговая политика предприятия;

- налоговая политика предприятия;

- политика экономической безопасности предприятия и т. д.

Для каждой составной части экономической политики предприятия оборонно-промышленного комплекса можно выделить внутренние элементы, которые включают в себя:

1 - правовую составляющую;

2 - организационную составляющую;

3 - информационную составляющую;

4 - методическую составляющую;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 - аналитическую составляющую;

6 - финансовую составляющую и т. д.

Предложенные авторам составляющие находятся в тесной взаимосвязи и имеют как прямые, так и обратные связи при их формировании между элементами системы.

Особенности разработки экономической политики управления предприятиями рассмотрены в работе [13, с. 209].

Обсуждение

Правовая составляющая экономической политики проявляется в виде учета специфики и особенностей законодательства в данной сфере деятельности, нормативно-инструктивных указаний Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и др., а также в разработке норм и правил экономической политики предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Следует заметить, что многочисленные законотворческие догмы в сфере оборонно-промышлен-

ного комплекса порой не помогают, а усложняют и без того не простую жизнь предприятиям-участникам различных уровней кооперации. Достаточно часто нормативно-правовые акты оторваны от реалий предприятий-исполнителей/соисполнителей государственного оборонного заказа, что способствует ухудшению их финансового положения, снижению уровня экономической безопасности, срыву сроков, установленных в рамках государственных контрактов.

Организационная составляющая оборонного предприятия проявляется через подразделения, службы и должностных лиц, принимающих участие в выполнении государственного оборонного заказа. Немаловажную роль в данном аспекте играет выбранная организационная структура предприятий оборонно-промышленного комплекса. Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе» предполагает проектный подход и требует ведения позаказного учета. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса на основе проектных организационных структур. Однако, как показывает практика, в Российской Федерации наиболее распространены линейно-функциональные организационные структуры, которые с советских времен преобладают в оборонно-промышленном комплексе страны.

Следует также отметить, что современный средний и крупный бизнес имеет разновидности организационных структур с наложением на них управления по центрам ответственности, имеющих несомненные преимущества перед классическими механистическими организационными структурами.

Информационная составляющая - набор механизмов и функций для построения информационной платформы предприятия. Данная составляющая включает в себя определение, аналитические и оценочные процедуры по обработке и систематизации информационных потоков, сопровождающих формирование экономической политики предприятий оборонно-промышленного комплекса. Немаловажным является защита информации в рамках экономической политики предприятий в связи с наличием особенностей выполнения государственного оборонного заказа, который предполагает наличие данных, представляющих государственную тайну.

Методическая составляющая - это правила и способы формирования, использования единых методических указаний органов исполнительной власти Российской Федерации для принятия управленческих решений, расчетов между предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Применение

и соблюдение норм законодательства в области государственного оборонного заказа требует от предприятий разработки комплексного методического обеспечения, позволяющего регламентировать определенные бизнес-процессы. Особую актуальность в настоящее время имеет методическое обеспечение, отвечающее требованиям законодательства в рамках расчетов с участниками кооперации: специальные счета, идентификаторы государственных контрактов, условия и ограничения оплат со специальных счетов. Законодательство в сфере государственного оборонного заказа, исходя из практик предприятий оборонно-промышленного комплекса, не является совершенным и требует постоянных доработок, что обуславливает необходимость проведения постоянного мониторинга и анализа информационных источников и потоков.

Аналитическая составляющая - это бизнес-аналитика, предназначенная для оценки информации и подготовки принятия решений. Выделение аналитической составляющей обусловлено необходимостью обеспечения достоверной информацией, основанной на результатах проводимых аналитических и оценочных процедур различных объектов и процессов при выполнении государственного оборонного заказа. Одним из актуальных направлений в данной области являются процедуры в сфере ценообразования на продукцию военного назначения. Аналитическая составляющая в рамках ценообразования включает в себя: анализ целевого использования средств, подготовка и анализ расчетно-калькуляционных материалов, обоснование уровня затрат, включаемых в цену продукции военного назначения, анализ и оценку уровня рентабельности (прибыли) на товары, работы и услуги в рамках государственного оборонного заказа и т. д.

Финансовая составляющая - финансовые процессы составных частей общей экономической политики предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время финансовая составляющая различных подсистем экономической политики является одним из ключевых компонентов. Особенно актуальны вопросы относительно расчетов между участниками процесса выполнения государственного оборонного заказа:

- размер денежных средств на оплату иных расходов в месяц;

- проблемы с обслуживанием текущих кредитных портфелей;

- отказ части изготовителей сырья и материалов в поставке в связи с необходимостью открытия специальных счетов в уполномоченных банках;

- ограниченность числа уполномоченных банков;

- нарушение со стороны некоторых уполномоченных банков условий бесплатного обслуживания специальных счетов;

- запрет на покупку драгоценных металлов у кредитных организаций и др.

Решение данных проблемных вопросов необходимо проводить на систематической основе с учетом существующих реалий, в которых находятся предприятия-исполнители/соисполнители государственного оборонного заказа.

Понятно, что целостность, развитие и реализация экономической политики на предприятиях оборонно-промышленного комплекса по всем составляющим обеспечивается сбалансированностью ее внутренних компонентов.

В этом смысле целесообразно рассмотреть интегрированную систему управления предприятием -систему контроллинга. Контроллинг позволяет проводить методическую, информационную, аналитическую, координирующую, контрольную и консультационную поддержку менеджмента в рамках разработки регламентированной экономической политики на пути к обеспечению менеджмента достоверной информацией с целью результативного управления предприятием и его отдельными функциональными службами. Менеджмент и контроллинг являются самостоятельными независимыми системами общей системы управления предприятием. Контроллинг обеспечивает менеджмент необходимой информацией, его отчеты независимы, объективны, прозрачны. Менеджмент ставит цели и отвечает за результаты, контроллинг - за анализ и оценку, методическое и информационное обеспечение, а также за предоставление соответствующих инструментов.

Выйдя за рамки внутренних бухгалтерских расчётов, являющихся, к сожалению, до сих пор традиционным инструментом управления и принятия решений многими российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса, контроллинг стал основой системного управления на современных предприятиях, инструментом реализации их эффективной экономической политики.

Схема влияния ключевых составляющих на формирование экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса авторами представлена на рисунке 1.

Таким образом использование элементов системы контроллинга в рамках построения эффективного управления на предприятиях с использованием сформированного регламента экономической политики позволяет проводить согласование между

целями различных функциональных направлений при выполнении государственного оборонного заказа.

Результаты

Разработка экономической политики на предприятиях, выполняющих государственный оборонный заказ с участием системы контроллинга позволяет [1, с. 33; 3, с. 23; 6, с. 25; 7, с. 29; 8, с. 25; 16, с. 271; 17, с. 7; 18, с. 43; 19, с. 764; 20, с. 351; 21, с. 173]:

1. Вводить единые стандарты - элементы системы контроллинга: правила, методики, процедуры, процессы, модели по анализу, оценке, контролю, учету, мониторингу и отчетности по каждому виду продукции государственного оборонного заказа (конкретному контракту).

2. Облегчить автоматизацию управления на базе единой информационной платформы по всем направлениям деятельности предприятия, в том числе в области государственного оборонного заказа.

3. Осуществить координацию и интеграцию конкретных этапов выполнения государственного оборонного заказа, проверку их на правдоподобность, т. к. данные задачи будут выполняться одной независимой от менеджмента службой.

4. Уменьшить тенденции изоляции отдельных функциональных подразделений предприятия с проектными группами, т. е. локальные оперативные цели будут теснее связаны со стратегическими целями предприятий ОПК.

5. Появляется возможность измерять не только ресурсы, результаты, но и сквозные процессы на всех уровнях выполнения государственного оборонного заказа.

6. Информация об уровне достижения поставленных целей будет сосредоточена в одном месте -службе контроллинга.

7. Повысить уровень взаимосвязи между отдельными планами по основным направлениям (продукция военного назначения, продукция гражданского назначения, продукция двойного назначения).

Заключение

На основании проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что экономическая политика предприятий оборонно-промышленного комплекса является подсистемой общей политики управления предприятиями. Кроме того, с позиций системного подхода, экономическая политика является системой для нижестоящих уровней: финансовая политика, инвестиционная политика, инновационная политика и т. д.

Разработка экономической политики на каждом конкретном предприятии носит прикладной характер и требует учета специфики изготавливае-

мой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), количества уровней кооперации при выполнении государственного оборонного заказа, особенностей отрасли, объемов выполнения продукции

Вывод: наличие экономической политики, отвечающей установленным требованиям и специфике предприятий оборонно-промышленного комплекса, позволяет:

- повысить эффективность управления предприятием по всем направлениям и компонентам;

- выполнять условия контрактов государственного оборонного заказа на основе принципа «just in time»;

- увеличить ключевые показатели эффективности предприятия и изготавливаемой продукции;

- совершенствовать бизнес-процессы по выполнению государственного оборонного заказа;

- снизить уровень рисков и повысить уровень экономической безопасности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Таким образом, авторы считают выбранную тему актуальной, а определение ключевых состав-

государственного оборонного заказа, численности персонала, типа организационной структуры, наличия управляющей компании и т. д.

ляющих экономической политики предприятия одним из основных вопросов при выполнении государственного оборонного заказа предприятиями различных уровней кооперации. Анализ отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных данной тематике, свидетельствует о достаточном уровне имеющегося потенциала в рамках дальнейшего развития и совершенствования формирования экономической политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусева И. Б. Взаимодействие уровней управления проектами гособоронзаказа с использованием инструментов контроллинга // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород : НГТУ. 2016. С.28-33.

Рисунок 1 - Схема влияния ключевых составляющих на разработку экономической политики управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса с участием системы контроллинга

2. Гусева И. Б., Далёкин П. И., Каленова О. В. Портфельный анализ рисков проектов НИОКР предприятий ОПК // Инновации в менеджменте. № 9. 2016. С. 18-21.

3. Гусева И. Б. Ваганова А. С. Роль риск-контроллинга в системе управления рисками предприятий // Контроллинг. № 3. 2009. С.18-23.

4. Гусева И. Б., Борискова Л. А., Глебова О. В. Управление разработкой и внедрением нового продукта : учебное пособие. Москва : ИНФРА-М. 2016. 272 с.

5. Гусева И. Б. Экономика наукоемких производств : учебное пособие. Н. Новгород : НГТУ. 2015.75 с.

6. Гусева И. Б. Методологические основы формирования системы контроллинга на промышленных предприятиях : автореф. диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Н. Новгород : НГТУ. 2008. 25 с.

7. Гусева И. Б. Инструментальная база контроллинга (часть 1) // Контроллинг. 2007. № 4 (24). С. 20-29.

8. Гусева И. Б. Инструментальная база контроллинга (часть 2) // Контроллинг. 2008. № 1 (25). С.16-25.

9. Далёкин П. И., Гусева И. Б., Ковырзи-на И. Б. НИОКР на предприятиях ОПК: современные проблемы // Вестник Института экономики Российской Академии Наук. 2016. № 2. С. 100-114.

10. Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика. Москва, 2012. 352 с.

11. Далёкин П. И. Гусева И. Б., Ковырзи-на К. В. Вопросы управления и контроля проектов гособоронзаказа предприятий ОПК с участием контроллинга // Экономика. Управление. Право. Выпуск 6 (63), Ноябрь-Декабрь. 2015. С. 3-7.

12. Колесов К. И., Плеханова А. Ф., Иванов А. А., Иванова Н. Д. Анализ рисков предприятий оборонно-промышленного комплекса при стратегическом планировании // Фундаментальные исследования. № 8-3. 2014. С.671-676.

13. Кузнецова В. А., Семенов С. С. Сущность и направления экономической политики предприятий // Вестник СибГАУ. № 3 (29). 2010. С. 204-209.

14. Лавричев О. В. Управление рисками предприятий ОПК в новой системе координат // Социально-экономические и технические проблемы оборонно-промышленного комплекса: история, реальность, инновации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород : НГТУ. 2016. С. 13-18.

15. Есаулов В. Н. Развитие оборонно-промышленного комплекса России в условиях модер-

низации экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 4 (20). С.16-27.

16. Фалько С. Г. Контроллинг для руководителей и специалистов : монография. Москва : Финансы и статистика, 2013. 271 с.

17. Фалько С. Г. Трансформация инструментов контроллинга в современных условиях // Контроллинг. 2014. № 1 (51). С. 3-7.

18. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю. Миссия контроллинга и проблемы классификации его объектов // Контроллинг. 2010. № 1. С. 36-43.

19. Фунтикова Е. С. Контроллинг в системе менеджмента организации // Теория и практика современной науки. 2016. № 4 (10). С. 758-764.

20. Шигаев А. И. Контроллинг стратегии развития предприятия : учебн. пособие. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 351 с.

21. Юсупова С. Я., Юсупов О. Р. Контроллинг - инновационная база управления предприятием // ФГУ Science. 2016. № 2 (8). С. 170-173.

REFERENCES

1. Guseva I. B. Vzaimodeystvie urovney uprav-leniya proektami gosoboronzakaza s ispol'zovaniem in strumentov kontrollinga (The interaction of levels of project management of defense contracts using the tools of controlling), Aktual'nye voprosy ekonomiki, menedzhmenta i innovatsiy: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. N. Novgorod : NGTU. 2016. pp. 28-33.

2 . Guseva I. B., Dalekin P. I., Kalenova O. V. Portfel'nyy analiz riskov proektov NIOKR predpriyatiy OPK (Portfolio risk analysis R & d projects of defense industry enterprises), Innovatsii v menedzhmente. № 9. 2016.pp.18-21.

3. Guseva I. B. Vaganova A. S. Rol' risk-kontrollinga v sisteme upravleniya riskami predpriyatiy (The role of risk controlling in the risk management system of enterprises), Kontrolling. № 3. 2009. pp.18-23.

4. Guseva I. B., Boriskova L. A., Glebova O. V. Upravlenie razrabotkoy i vnedreniem novogo produkta (Manage the development and implementation of new product), uchebnoe posobie. Moskva : INFRA-M. 2016. 272 p.

5. Guseva I. B. Ekonomika naukoemkikh proiz-vodstv (The economy of high-tech industries), uchebnoe posobie. N. Novgorod : NGTU. 2015. 75 p.

6. Guseva I. B. Metodologicheskie osnovy formi-rovaniya sistemy kontrollinga na promyshlennykh predpriyatiyakh (Methodological foundations of the formation of the controlling system at industrial enter-

prises), avtoref. dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni d.e.n.. N. Novgorod : NGTU. 2008. 25 p.

7. Guseva I. B. Instrumental'naya baza kontrollinga (chast' 1) (Instruments of controlling (part 1)), Kontrolling. 2007. № 4 (24). pp. 20-29.

8. Guseva, I.B. Instrumental'naya baza kontrollinga (chast' 2) (Instruments of controlling (part 2)), Kontrolling. 2008. № 1 (25). pp. 16-25.

9. Dalekin P. I., Guseva I. B., Kovyrzina I. B. NIOKR na predpriyatiyakh OPK: sovremennye prob-lemy (R & d in defence industry enterprises: contemporary issues), Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk. 2016. № 2. pp. 100-114.

10. Goncharenko L. P., Arutyunov YU. A. Inno-vatsionnaya politika (Innovation policy), Moskva, 2012.352 p.

11. Dalekin P. I. Guseva I. B., Kovyrzina K. V. Voprosy upravleniya i kontrolya proektov gosobo-ronzakaza predpriyatiy OPK s uchastiem kontrollinga (The management and control of projects of the state defense order of the defense enterprises with the participation of the controlling), Ekonomika. Upravlenie. Pravo. Vypusk 6(63) Noyabr'-Dekabr'. 2015. pp. 3-7.

12. Kolesov K. I., Plekhanova A. F., Iva-nov A. A., Ivanova N. D. Analiz riskov predpriyatiy obo-ronno-promyshlennogo kompleksa pri strategiches-kom planirovanii (Risk analysis of the enterprises of the military-industrial complex in strategic planning), Funda-mental'nye issledovaniya. № 8-3. 2014. pp. 671-676.

13. Kuznetsova V. A., Semenov S. S. Sushch-nost' i napravleniya ekonomicheskoy politiki predpriyatiy (The essence and directions of economic policy of the enterprises), Vestnik SibGAU. № 3 (29). 2010. pp. 204-209.

14. Lavrichev O. V. Upravlenie riskami predpriyatiy OPK v novoy sisteme koordinat (Risk management of defense industry enterprises in the new co-

ordinate system), Sotsial'no-ekonomicheskie i tekhni-cheskie problemy oboronno-promyshlennogo kompleksa: istoriya, real'nost', innovatsii: materialy III Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. N. Novgorod : NGTU. 2016. pp. 13-18.

15. Esaulov V. N. Razvitie oboronno-promish-lennogo kompleksa Rossii v usloviyah modernizatsii ekonomiki (Development of the military-industrial complex of Russia in the conditions of economy modernization), Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Ekonomika. 2012. No. 4 (20). pp. 16-27.

16. Fal'ko S. G. Kontrolling dlya rukovoditeley i spetsialistov (Controlling for managers and specialists), monografiya. Moskva : Finansy i statistika, 2013. 271 p.

17. Fal'ko S. G. Transformatsiya instrumentov kontrollinga v sovremennykh usloviyakh (The transformation of the instruments of controlling in modern conditions), Kontrolling. 2014. № 1 (51). pp. 3-7.

18. Fal'ko S. G., Ivanova N. Yu. Missiya kontrollinga i problemy klassifikatsii ego ob"ektov (The mission of controlling, and the problems of classification of objects), Kontrolling. 2010. № 1. pp. 36-43.

19. Funtikova E. S. Kontrolling v sisteme menedzhmenta organizatsii (Controlling in the management system of the organization), Teoriya i praktika sovremennoy nauki. 2016. № 4 (10). pp. 758-764.

20. Shigaev A. I. Kontrolling strategii razvitiya predpriyatiya (Controlling the development strategy of the enterprise), uchebn. posobie. Moskva : YuNITI-DANA, 2008. 351 p.

21. Yusupova S. Ya., Yusupov O. R. Kontrolling - innovatsionnaya baza upravleniya predpriyatiem (Controlling is an innovative database management company), FGUScience. 2016. № 2 (8). p. 170-173.

Дата поступления статьи в редакцию 16.05.2017, принята к публикации 10.07.2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

08.00.05 УДК 338.43

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕНЫ НА МОЛОКО-СЫРЬЕ

© 2017

Денисова Надежда Владимировна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Шуварин Михаил Владимирович, к.э.н., доцент кафедры «Охрана труда и БЖД» Шуварина Наталья Александровна, аспирант

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение. Важность ценообразования в современной макро- и микроэкономической жизни требует основательного и глубоко анализа всех связанных с этим процессом факторов и проблем, требует аккумулирования современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств, социологии и многих других дисциплин. Ценообразование - это слож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.