3. Смирнов А. А. Психология профессий. — М., 1927.— 135 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : [Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации] / Г.К. Селевко ; Проф. пед. б-ка. - Москва : Нар. образование, 1998. - 255 с.
5. Крупская Н.К Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1978. Т. 1. С. 278.
6. Кулагин П. Г., Межпредметные связи в процессе обучения, М., 1981.
7. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1988 г.
8. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин. - М.: Просвещение, 1980 г.
© Котова Н.Н., 2016
УДК 373
А.В. Медведева
студентка 4 курса ФЭУС ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены особенности процесса формирования экономического мышления школьников, а также доказана взаимосвязь процесса социализации и формирования экономического мышления.
Ключевые слова
Образование, социализация, экономическое мышление
Экономическое образование является важной частью школьного образования в целом. Современное формирование человека в условиях, когда экономика российского государства развивается, должно иметь навыки увеличения человеческого капитала на этапе роста научно-технического прогресса, что доказывает актуальность настоящего исследования.
Взаимосвязь экономики с различными школьными дисциплинами позволяет формировать всесторонне развитую личность, которая способна сочетать личные интересы с интересами общества. Экономическое образование должно сформировать у школьников такой уровень экономического мышления, чтобы они могли самостоятельно и аргументировано объяснять экономические явления и прогнозировать свои действия, но на данный момент в преподавании экономики, с точки зрения формирования мировоззрения и общей культуры учащихся, предмета можно выделить ряд существенных проблем:
Во-первых, экономика как школьная дисциплина во многом определяется тем, что ее преподавание либо пришло в среднюю школу из высшей, либо ориентируется на высшую школу. Очевидно, что возникает противоречие между высокими требованиями к уровню образования [1-2] и ограниченными возможностями усвоения знаний учащимися.
Во-вторых, существует проблема перехода из школы в ВУЗ. При переходе из одной системы в другую происходит изменение целей, принципов, содержание, методов и форм учебного процесса. Первокурсники часто испытывают тяжелейший стресс, осознав свою неготовность учиться в соответствии с предъявляемыми к ним новыми требованиями
В-третьих, существует общая проблема адаптации учащихся к сложным условиям рыночной экономики. Чтобы этого достичь необходимо, научить учащихся понимать базовые экономические категории и развивать у них экономически значимые качества и умения, а также сформировать у школьников убеждение
в необходимости применять полученные знания на практике.
Единого определения термина «экономическое мышление» в научной литературе не существует. Авторы [3-4] отождествляют это понятие с такими понятиями как «экономическое воспитание», «экономическое сознание», «экономическая культура», «экономическое поведение» [5-7] и приводят нас к заключению, что различия данных терминов не существенны.
На наш взгляд, процесс социализации — начиная с дошкольника, когда он только появляется в стенах общеобразовательной школы, и заканчивая выпускником школы — есть процесс формирования экономического мышления школьника. В процессе социализации у школьника складывается свое мнение относительно того или иного процесса или явления окружающего мира, то есть формируется мировоззрение. В нашем случае мы говорим об экономической науке, соответственно, у школьника складывается научное мировоззрение, составной частью которого будет являться экономическое сознание.
Формирование экономического мышления является одним из существенных вопросов экономической подготовки учащихся. Экономическое мышление - это процесс осмысления работником реальных хозяйственных ситуаций и принятие решений, повышающих эффективность трудовой деятельности, которые определяют экономическое поведение работника и стиль хозяйственной деятельности [8-10].
В связи с развитием рыночной экономики и всё большим интересом к экономике вообще, некоторые исследователи рассматривают экономическое образование как обязательный компонент воспитания школьников.
Экономическая общеобразовательная подготовка включает экономическое воспитание и экономическое образование, которые направлены на приобретение учащимися базовых экономических понятий, знаний, умений анализировать явления и навыков их применения. Экономическая подготовка предполагает передачу учащимся базовых знаний семейной, личной и производственной экономики. Углубленную экономическую подготовку путем организации элективных курсов, включения предмета «экономика» в учебный план школы, изучения предметов по выбору с целью подготовки к после школьному образованию, в контексте данной работы, можно назвать экономическим образованием, оставаясь тесно связанной с экономическим воспитание как основным его компонентом, что следует назвать школьным экономическим образованием.
Таким образом, суть экономического воспитания и экономического образования заключается в приобретение навыков экономического мышления. «Экономическое мышление — это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, то есть действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Экономическое мышление предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора» Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо заключить, что:
1. Экономическое мышление есть процесс формирования экономических знаний у человека, которые помогут ему, верно, ориентироваться в современной экономической ситуации;
2. В процессе обучения формируется экономическое мышление школьников;
3. Процесс формирования экономического мышления неразрывно связан с процессом социализации. Список использованной литературы:
1. Грабоздин, Ю.П., Фоменко, Е.В., Иванов, М.Ю. Внешние эффекты при производстве услуг социальной сферы [Текст] / Ю.П. Грабоздин, Е.В. Фоменко, М.Ю. Иванов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 111-116;
2. Грабоздин, Ю.П. Методические основы оценки качества консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. №3. С. 14-19;
3. Хейне П. Экономический образ мышления — перевод с англ. Издание второе, стер. - М: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Са1аПаху», 1992. - 704с.
4. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников // Экономика в школе. 2006. №4
5. Карсунцева О.В., Татарских Б.Я. Развитие методологических основ формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 29-34.
6. Карсунцева О.В. Многомерный факторный анализ как метод оценки производственного потенциала // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. N° 2 (28). С. 140-147.
7. Карсунцева О.В. Оценка производственного потенциала машиностроительного предприятия // Сибирская финансовая школа. 2013. № 1 (96). С. 88-96.
8. Карсунцева О.В. Влияние инновационного потенциала на конкурентоспособность промышленного предприятия // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 1. С. 113-117.
9. Карсунцева О.В. Организационно-экономическая модель повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 122-126.
© Медведева А.В., 2016
УДК 378.14
О.А.Миронов
Студент 1 курса магистратуры Тольяттинский государственный университет
А.И.Сафронов
д.ф.-м.н., доцент, профессор кафедры «Нанотехнологии, материаловедение и механика»
Тольяттинский государственный университет Г. Тольятти, Российская Федерация
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Сегодня одним из самых приоритетных направлений в образовании является дистанционное обучение. Для того, чтобы реализовать данное инновационное направление необходимо использовать передовые информационные технологии. Целью данной статьи является обсуждение проблемы выявленной при исследовании деятельности отдела дистанционного обучения, её возможного решения, а также его результатов.
Ключевые слова
Инновация, инновационные образовательные технологии, система дистанционного образования,
дистанционное обучение
Дистанционное образование - это такой способ прохождения процесса обучения, при котором активно используется и применяются информационные и телекоммуникационные технологии при взаимодействии с обучающемся, независимо от его расстояния до участвующего в процессе педагогического работника: обучение основывается на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа студента, к информационным образовательным ресурсам Института[1]. Таким образом можно заявить, что дистанционное обучение осуществляется при помощи некоторых систем электронного обучения[2].
При работе с образовательным порталом учебного учреждения у студента, являющимся клиентом данного программного продукта, могут возникнуть некоторые сложности, например в том, что единственная связь с преподавателем может осуществляться через чат или форум, однако стоит заметить то что преподаватель по мимо дистанционных курсов ведёт так же занятие по очному и заочному типу обучения, что ведёт к излишней нагрузке на научного сотрудника.