Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАССЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАССЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / WATER USE ECONOMIC MECHANISM / ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / WATER USE / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / WATER RESOURCES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / ПЛАТЕЖИ / НАЛОГ / TAX / УЩЕРБ / DAMAGE / PAYMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зомонова Эржени Михайловна

Рассмотрены основные проблемы формирования экономического механизма водопользования на территории бассейна оз. Байкал, приведены данные по платежам, водному налогу, расчетные данные по стоимостной оценке деградации водной среды оз. Байкал на территории Республики Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зомонова Эржени Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF WATER USE ECONOMIC MECHANISM ON THE BAIKAL LAKE AREA

This article has been discussed the key problems of the formation of the water management economic mechanism on the Lake Baikal’s basin territory, namely: payment, water tax data and the estimation of deterioration of the Lake Baikal water environment on the territory of Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАССЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ»

УДК 556.5:334.02

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАССЕЙНА ОЗЕРА БАЙКАЛ

© 2013 г. Э.М. Зомонова

Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ

Ключевые слова: экономический механизм водопользования, водопользование, водные ресурсы, управление, финансирование, платежи, налог, ущерб.

Рассмотрены основные проблемы формирования экономического механизма водопользования на территории бассейна оз. Байкал, приведены данные по платежам, водному налогу, расчетные данные по стоимостной оценке деградации водной среды оз. Байкал на территории Республики Бурятии.

По запасам доступных ресурсов пресной воды Российская Федерация относится к числу наиболее обеспеченных стран мира, уступая лишь Бразилии. На территории России расположено самое глубокое и крупное озеро планеты - оз. Байкал, крупнейший природный резервуар пресной воды объемом 23 000 км3, которое в 1996 г. было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Между тем по удельной обеспеченности ресурсами речного стока в расчете на 1 км2 территории - 250 тыс. м3/год, Россия занимает лишь восьмое место в мире после Китая, Канады, США, Индии, Норвегии, Франции и Финляндии [1].

Нынешние объемы потребления услуг пресноводных экосистем, включая обеспечение водой, существенно превышают уровни устойчивого использования. Более того, различные прогнозы указывают на что, что уровень потребления водных ресурсов - водный след - продолжит расти в большинстве регионов мира (рис. 1). Основными аспектами воздействия на пресноводные экосистемы являются фрагментация речных систем, чрез-

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

Индонезия, 3 %

Пакистан, 2 % Мексика, 2 % Япония, 2 %

—Нигерия, 2 % Италия, 2 %

Другие, 41 %

Рис. 1. Вклад различных стран в глобальный водный след [2].

мерный забор воды и загрязнение воды. Весьма вероятно, что усиливающиеся эффекты изменения климата усугубят ситуацию еще сильнее.

Почти во всех странах мира не хватает пресной воды, поэтому в настоящее время перед человечеством поставлена задача - сохранение самого значимого в мире источника пресной воды - оз. Байкал.

Важным элементом управления водными ресурсами озера является экономический механизм. В институциональном плане экономический механизм водопользования представляет собой взаимосвязанную систему правовых, нормативных и методических документов, реализуемых через финансовые, налоговые органы и специализированные организационные водохозяйственные структуры с целью обеспечения рационального использования водных ресурсов, финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий (объектов) [3].

Экономический механизм водопользования в Российской Федерации содержит следующие основные элементы:

- систему платежей, связанную с пользованием водными объектами;

- взимание ущербов, наносимых водным объектам, при нарушении водного законодательства;

- систему финансирования восстановления и охраны водных объектов, защиты от негативного воздействия вод объектов экономики и населения, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, включая выделение субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Рис. 2. Элементы экономического механизма водопользования.

- систему экономического стимулирования рационального использования и охраны водных объектов (рис. 2).

В настоящее время нормативными правовыми и методическими документами обеспечена система платежей и водного налога, связанная с пользованием водными объектами. Платежи введены согласно Федеральному закону от 28.07.2004 № 83-Ф3 и регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» [4]. В данном Постановлении определены платежный период и платежная база неналоговых платежей, конкретный размер которых оговаривается в индивидуальном договоре водопользования. Кроме того, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2007 № 832) [5].

Основным видом негативного антропогенного воздействия на водную среду является сброс загрязняющих веществ. Нормативы платы за отрицательное воздействие на водную среду имеют характер штрафных санкций, в основе расчета которых находятся затраты на предотвращение отрицательного воздействия на водную среду и компенсацию наносимого ущерба в стоимостном виде, относимом к единице воздействия

Ров = (Зпв + Увс)/М,

(1)

где Ров - норматив платы за отрицательное воздействие на водную среду; Зпв - затраты на предотвращение вредного воздействия на водную среду; Увс - ущерб водной среде в стоимостном виде, наносимый водопользователем;

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

М - масса (суммарная величина) отрицательного воздействия на водную среду.

С 2007 г. штрафы за сброс предприятиями неочищенных вод регулируются Федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ (ред. от 02.04.2012) в ст. 8.14 «Нарушение правил водопользования» Кодекса об административных правонарушениях РФ [6].

Плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается с водопользователей, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред. от 06.03.2012) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [7].

Требуется разработка нормативных правовых и методических документов по дифференциации ставок платы и водного налога, рекомендуемых в качестве совершенствования действующей системы платежей при пользовании водными объектами. Необходимо рассчитывать значение цен, тарифов и нормативов ежегодно с учетом развития водохозяйственной обстановки, общеэкономических нормативов, инфляционных процессов.

Система платежей, связанная с использованием водных объектов, является основой экономического механизма водопользования и одним из важнейших источников финансирования водохозяйственных и водоохранных работ.

Таким образом, современная система платежей за пользование водными объектами в Российской Федерации включает (рис. 3):

- водный налог, введенный в 2005 г.;

- плату за пользование водными объектами, введенную в 2007 г.;

Рис. 3. Система платежей за пользование водными объектами в Российской

Федерации.

Водное хозяйство России

- плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, введенную в 1992 г.

Начиная с 2005 г. были установлены фиксированные ставки налога по каждому виду водопользования в зависимости от экономического района, бассейна реки, озера, а сумма платежей по водному налогу стала перечисляться в федеральный бюджет [8]. Так, при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов оз. Байкал или его бассейна в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговая ставка в рублях за 1 тыс. м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов, составляет 576 руб., а из подземных - 678 руб., что в два раза выше, чем в среднем по стране.

С принятием в 2006 г. Водного кодекса (ВК) водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров [9]. По истечении срока лицензии водопользователям, согласно ст. 11 ВК, предоставляется право пользования водными объектами на основании договора водопользования или решений. На практике это означает постепенную отмену водного налога. Предполагалось, что плата за водопользование в РФ в перспективе увеличится для всех потребителей в 4-6 раз по сравнению с водным налогом, поскольку, по мнению Министерства природных ресурсов и экологии РФ, вода, по сути, является бесплатным ресурсом, который выгоднее потреблять в неограниченном количестве, чем расходовать средства на замену неэффективного оборудования.

По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия [10], суммы водного налога, причитающегося в бюджет РФ в течение 2005-2011 гг., показаны на рис. 4.

Для более плавного и быстрого перехода на новые условия Правительством РФ принято решение оставить прежние налоговые ставки, чтобы водопользователи, которые имели лицензии и договоры, оформленные по правилам прежнего Водного кодекса, и водопользователи, вновь оформляющие договоры, предусматривающие внесение платы по более высоким ставкам, оказались бы в равных экономических условиях.

На рис. 5 показаны суммы платы за пользование водными объектами на территории Республики Бурятия, поступившие в бюджет в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876.

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

б у

р н

350 300 250 200 150 100 50 0

327,6

2005 2006 2007 2008 2009

Годы

Рис. 4. Водный налог по Республике Бурятия.

2010 2011

250 200

% 150

100 50 0

2007 2008 2009 2010 2011

Годы

Рис. 5. Плата за пользование водными объектами в Республике Бурятия.

350 300 250

.уб 200 р

н

| 150 100 50 0

2007

6,2

0

190,9

Поступление платы за пользование водными объектами (млн руб.)

Поступление водного налога (млн руб.)

296,9

22,1 172,7

211,1

184,7

25,6

22,5

2008

2010

2011

2009 Годы

Рис. 6. Общая сумма поступлений в бюджет Республики Бурятия за пользование

водными ресурсами.

Водное хозяйство России

Таблица 1. Общие бюджетные поступления за пользование водными ресурсами по Республике Бурятия (млн руб.)

Бюджетные поступления Годы

2007 2008 2009 2010 2011

Плата за пользование

водными ресурсами 0 6,2 22,1 211,1 184,7

Водный налог 190,9 296,9 172,7 25,6 22,5

Общие бюджетные поступления 190,9 303,1 194,8 236,7 207,2

Общие бюджетные поступления за пользование водными ресурсами по Республике Бурятия в текущих ценах в 2011 г. по сравнению с 2007 г. выросли на 18 %, в т. ч. за забор воды - на 19,65 %, сумма платы за сброс сточных вод - на 3,84 % (табл. 1, рис. 6).

По данным Управления водных ресурсов оз. Байкал (Байкалводресур-сы), на территории Республики Бурятия [11] плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 2009 г. составила сумму 3699,7 тыс. руб., в т. ч. за нормативные сбросы - 42,45 %, за сверхнормативные сбросы -57,54 % (табл. 2).

Отметим, что информация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты) не разделяется по бассейновому принципу и выделить ту часть платежей, которая относится к загрязнению оз. Байкал, не представляется возможным.

Сформировавшаяся за десятки миллионов лет экосистема Байкала, включающая его водосборный бассейн, ежегодно воспроизводит в среднем 60 км3 воды [12]. Именно этот объем воды (0,26 % от общих запасов) составляет природные ресурсы Байкала, в настоящее время почти полностью используемые гидроэнергетикой и, в очень малых объемах, - водозаборными сооружениями, в т. ч. для забора глубинной воды Байкала на розлив. Учитывая уникальность озера, для оценки гипотетических издержек на сохранение природных активов в неприкосновенности была предпринята по-

Таблица 2. Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Республики Бурятия (тыс. руб.)

Плата за сбросы загрязняющих Годы

веществ в водные объекты 2007 2008 2009 2009 к 2007, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 3619,2 2693 3699,7 102,2

В том числе:

за допустимые сбросы 2108,6 1260,4 1570,8 74,5

за сверхнормативные сбросы 1510,6 1432,6 2128,9 140,9

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

пытка расчета компенсационных издержек в отношении прямого воздействия, оказываемого производством. Для такой оценки нами была использована Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденная Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 [13]. Согласно данной Методике, исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в т. ч. шахтных, рудничных) вод, производится по формуле

У = Квг • Кв • Кин. ^ И, • Ы, • Кш, (2)

где У - размер вреда, тыс. руб.;

Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия; Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы; Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития;

Н, - таксы для исчисления размера вреда от сброса 7-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты, тыс. руб/т; М, - масса сброшенного ,-го вредного (загрязняющего) вещества, определяется по каждому загрязняющему веществу, т;

Киз - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект. Для территории бассейна оз. Байкал установлен максимальный коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водного объекта), Кв = 2,8. Исходя из наших расчетов по данному повышающему коэффициенту, экономическая оценка потери экологических услуг (экологический ущерб) вследствие деградации водной среды в 2010 г. на территории Республики Бурятия составила 1406,67 млн руб. (рис. 7, 10).

Годы

Рис. 7. Экономическая оценка деградации водной среды Республики Бурятия

(в ценах 2009 г.).

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хо зяйство России

ХПК (хим. потребление кислорода) БПК (полный)

Мышьяк

Фтор

Кадмий

Хром

Никель

Цинк

Медь

Железо

Жиры

СПАВ

Фенолы

Фосфор общий

Нитриты

Нитраты

Азот аммонийный

Хлориды

Сульфаты

Сухой остаток

Нефтепродукты Взвешенные вещества

0

100

200

300

400

500

600

700

800

Рис. 8. Данные сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты Республики Бурятия, млн руб. (в ценах 2009 г.).

В расчете были использованы данные сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты по форме 2- III (водхоз) Управления водных ресурсов оз. Байкал [14]. Наибольший вклад в ущерб от сбросов в водные объекты: фосфора - 707,91 млн руб., взвешенных веществ - 194 млн руб., биологическое потребление кислорода (БПК) - 136,82 млн руб., сухой остаток - 106,93 млн руб. (рис. 8).

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

500 000

400 000 .б

^ 300 000 тыс200 000 100 000 0

40 592

2007

2008 Годы

2009

^ Всего

в т. ч. выплачено другим предприятиям за прием и очистку сточных вод

Рис. 9. Текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов по Республике Бурятия (в текущих ценах соответствующих лет).

Система финансирования восстановления и охраны водных объектов, защиты от негативного воздействия вод объектов экономики и населения, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, осуществляемая в настоящее время в основном за счет бюджетного финансирования (в среднем 75 % от суммы водного налога), обеспечена бюджетным законодательством [15].

В течение 2005-2009 гг. на проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий Республика Бурятия получала из бюджета Российской Федерации около 10-15 % фактически оплаченной суммы в федеральный бюджет [16].

Текущие затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов составили сумму (в млн руб.) в 2007 г. - 423,29; 2008 г. - 464,4; 2009 г. - 451,82 (рис. 9).

Финансовые средства из федерального бюджета составили около 182,2 млн руб., из них из средств федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы 76,3 млн руб., по заказу Минприроды России на научно-исследовательские работы в области охраны оз. Байкал 12,6 млн руб., Росводресурсами на мероприятия по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, охране водных ресурсов и информационному обеспечению в области водных ресурсов 93,3 млн руб. Из бюджета Республики Бурятия в 2010 г. на восстановление и охрану водных объектов было направлено 129,8 млн руб. Предприятия Республики направили на эти цели 561,8 млн руб. Показатели основных фондов по охране и

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

1600 1400 1200 ^ 1000 | 800 600 400 200 0

2007

2008

2009

2010 Годы

Оценка деградации водной среды

1383

1370

1383,1

1406,7

Платежи за пользование водными объектами

190,9

303,1

194,8

236,7

Финансирование восстановления и охраны водных объектов

464,4

600,5

618

873,8

Рис. 10. Показатели оценки деградации водной среды на территории Республики Бурятия, платежей за пользование водными объектами и объемов финансирования на восстановление и охрану водных объектов.

рациональному использованию водных ресурсов и инвестиции в основной капитал представлены в табл. 3.

Из-за действия на территории Республики Бурятия особого режима пользования природными ресурсами, связанного с уникальностью природных комплексов бассейна оз. Байкал и с тем, что несмотря на большие размеры территории бассейна, любые антропогенные преобразования неизбежно и отрицательно отражаются на гидрохимическом и гидробиологическом режиме озера, достижение разработанных нормативов допустимых сбросов и выбросов требуют дополнительных капитальных и текущих затрат, в т. ч. и от размещенных здесь предприятий, что, в свою очередь, способствует росту себестоимости производимой продукции. Очевидно, что усилия, предпринимаемые в рамках ведомственных целевых программ, адресных инвестиционных федеральных программ, а также региональных целевых программ по снижению экологической нагрузки на экосистему оз. Байкал, недостаточны.

В перспективе государством планируется поддержка работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

Таблица 3. Показатели основных фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов и инвестиции в основной капитал

Годы

Показатель 2009 к 2007, %

2007 2008 2009

Среднегодовая стоимость основных

производственных фондов по охране

и рациональному использованию

водных ресурсов, тыс. руб. 641326,1 727666,8 737023,4 114,92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на капитальный ремонт

основных производственных

фондов (сооружений и установок

для очистки сточных вод и

рационального использования водных ресурсов), тыс. руб. 22370,6 35570,9 21798,4 97,44

Инвестиции в основной капитал,

направленный на охрану и

рациональное использование водных

ресурсов, тыс. руб. 18678 100492 144413 в 7,7 раз

Ввод в действие мощностей

сооружений для очистки сточных

вод, тыс. м3 воды в сутки 2,14 - 0,75 35,0

хозяйственной деятельности, что позволяет с оптимизмом смотреть на будущее состояние природных ресурсов Байкальской природной территории, в т. ч. водных. Так, Правительством РФ предусмотрено, что основным механизмом финансирования станет Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 [17]. Рассмотрено два варианта финансирования мероприятий.

Общий объем финансирования мероприятий Программы по первому варианту, предлагаемому для реализации, составляет 57 800 млн руб. (в ценах соответствующих лет), в т. ч.:

- средства федерального бюджета - 48 500 млн руб. (табл. 4);

- средства бюджетов субъектов РФ (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) - 6800 млн руб.;

- средства внебюджетных источников - 2500 млн руб.

Общий объем финансирования мероприятий Программы по второму варианту составляет 112 200 млн руб. (в ценах соответствующих лет), в т. ч.:

- средства федерального бюджета - 99 000 млн руб.;

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край) - 9400 млн руб.;

- средства внебюджетных источников - 3800 млн руб.

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

Таблица 4. Объемы финансирования из средств федерального бюджета, предусмотренные ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» (млн рублей, в ценах соответствующих лет)

Финансирование Годы

Весь период

ФЦП 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Предусмотрено из федерального бюджета по

направлению

капитальные

вложения 198 214 1534 5512 5524 3452 3452 3552 4598 28 036

Предусмотрено из федерального бюджета по

направлению НИОКР 9 8 236 95 72 28 34 40 50 572

Предусмотрено из федерального бюджета по

направлению прочие нужды 793 778 1220 3613 2559 2915 2595 2084 3334 19 891

Всего

предусмотрено

текстом

программы из федерального бюджета 1000 1000 2990 9220 8155 6395 6081 5676 7982 48 500

По замыслу проектировщиков, выполнение Программы позволит:

- существенно сократить поступления в акваторию оз. Байкал загрязненных сточных вод - до 68,4 % к 2020 г. по сравнению с 2010 г.;

- реабилитировать 80 % Байкальской природной территории (БПТ), подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению;

- решить проблему нерегулируемого накопления отходов - до 80 % отходов к 2020 г. будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах;

- повысить вклад системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала БПТ и оптимизировать рекреационную нагрузку на природные системы;

- повысить эффективность противопожарных мероприятий на БПТ;

- сохранить доли видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях БПТ, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге РФ на уровне 13,6 %;

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

- увеличить запасы ценных видов рыб в оз. Байкал на 43,6 %;

- обеспечить защиту территории и населения от чрезвычайных ситуаций;

- совершенствовать государственный экологический мониторинг, обеспечивающий высокую достоверность, оперативность и полноту сведений.

В настоящее время на стадии разработки находятся схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) по бассейнам рек оз. Байкал - р. Селенги, рек северной и средней и рек южной части озера, где также предусмотрено выполнение мероприятий по достижению целевого состояния бассейнов рек. Например, в СКИОВО по бассейну р. Селенги включена республиканская программа «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, предотвращение вредного воздействия вод и охрана водных объектов на территории Республики Бурятия на 2010-2012 гг. и на период до 2020 года» с объемом финансирования 11,9 млн руб., реализация которой будет способствовать обеспечению безопасного состояния окружающей среды, охрану и защиту водных объектов от загрязнения, защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По каждому из элементов экономического механизма водопользования необходима разработка нормативного правового и методического обеспечения, совершенствование организационных структур государственного управления водохозяйственным комплексом и повышение уровня их информационного обеспечения, особенно в части формирования системы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Как показал проведенный анализ, наиболее актуальной проблемой наряду с экономическим стимулированием рационального использования и охраны водных объектов является необходимость совершенствования методологии и методологических основ оценки деградации водной среды для определения необходимых затрат на сохранение водного объекта. Кроме того, в действующей системе платежей существует ряд недостатков, связанных с отсутствием увязки регионального социально-экономического развития и решением острых водохозяйственных и экологических проблем территории. В целях совершенствования и более активного внедрения экономического механизма водопользования предложено:

- совершенствовать систему платного водопользования на основе введения новых рентных отношений, базирующихся на принципе изъятия и распределения экономической ренты по месту ее формирования;

- направить воспроизводственный платеж на восстановление и охрану водных объектов для образования доходной части бассейнового водного фонда, что обеспечит его целевое и наиболее эффективное использование;

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

- разработать мероприятия, стимулирующие строительство новых очистных сооружений и модернизацию существующих, например, предусмотреть увеличение штрафов за нарушение правил водопользования;

- аккумулировать платежи за негативное воздействие на окружающую среду в едином фонде, предусмотрев их целевое использование на природоохранные и водоохранные мероприятия;

- перераспределить плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в бюджеты субъектов РФ по нормативу 50 % с целевым использованием средств для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов водопользования;

- включить в перечень водоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых на водоохранные цели, работы по реконструкции и капитальному ремонту очистных сооружений канализации, находящихся в республиканской собственности и муниципальных образований, и работы по организации и проведению мониторинга водных объектов;

- индексацию платы за пользование водными объектами увязывать с намечаемыми мероприятиями по совершенствованию управления водными ресурсами;

- распределить суммы платы за пользование водными объектами по уровням бюджетной системы, имея в виду наделение каждого уровня финансирования водохозяйственного комплекса собственными доходными источниками для стимулирования активности по вовлечения большего количества водных объектов в хозяйственную деятельность и получения возможности направления средств на выполнение природоохранных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев Е.Г. Водные ресурсы России: проблемы и методы государственного регулирова-

ния. М.: Научный мир, 2007. 240 с.

2. Mekonnen M.M. and Hoekstra A.Y. National water footprint accounts: the green, blue and grey

water footprint of production and consumption, Value of Water Research Report Series No. 50. UNESCO-IHE. Delft. The Netherlands. 2011.

3. Управление водными ресурсами России. М. : АМА-ПРЕСС, 2008. 288 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 764 «Об ут-

верждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» // Собрание законодательства РФ, 18.12.2006, № 51. Ст. 5467.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876

«О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2007 № 832) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (2 ч.). Ст. 324.

6. ФЗ от 22.06.2007 № 116-ФЗ (ред. от 02.04.2012) «О внесении изменений в кодекс Рос-

сийской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2007, № 26. Ст. 3089.

7. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей при-

родной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

8. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.11.2011). Гл. 25.2.

9. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2006,

№ 23. Ст. 2381.

10. Сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности // сайт Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия. Режим доступа: http:// www.r03.nalog.ru/statistic/sv_otch03/ (дата обращения 24.08.2012).

11. Информационный бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов, водохозяйс-

твенных систем и сооружений на территории Республики Бурятия за 2009 год. Улан-Удэ. 2010.

12. Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2011 году».

Иркутск: Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеолфонд», 2012. 413 с.

13. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Российская газета. Федеральный выпуск № 4937 от 14 июня 2009 г.

14. Информационный бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов, водохозяйс-

твенных систем и сооружений на территории Республики Бурятия за 2010 год. Улан-Удэ. 2011.

15. Крутикова К.В. Перспективы финансирования водохозяйственного комплекса России в

2012-2014 годах в связи с изменениями бюджетного законодательства // Водное хозяйство России. 2012. № 1. С. 22-30.

16. Бюджет Республики Бурятия // сайт Министерства финансов Республики Бурятия. Режим

доступа: http://minfinrb.ru/normbase/17/?SECTION_ID=17&PAGEN_1=3 (дата обращения 24.08.2012).

17. Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 03.09.2012, № 36. Ст. 4899.

Сведения об авторе:

Зомонова Эржени Михайловна, к. э. н., старший научный сотрудник, Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, 8; e-mail: zomer@binm.bscnet.ru

Водное хозяйство России № 1, 2013

Водное хозяйство России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.