УДК 371:574 ББК 74.200.50
Дорошко Ольга Михайловна
доцент кафедра педагогики Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
г. Гродно Doroshko Olga Mikhailovna Assistant Professor Chair of Pedagogy Grodno State University named after Yanka Kupala
Grodno
Формирование экологической культуры как направление педагогической
деятельности
Ecological Culture Forming As an Aspect of Pedagogical Activity
Понимание экологических проблем современности формировалось в течение длительного периода. Менялось название аспекта воспитания, его содержание, цель и задачи. Поэтапность становления данного аспекта воспитания является предметом анализа данной статьи. Рассматриваются изменения в определении сущности и содержания воспитания, начиная от природоохранительного воспитания до образования в интересах устойчивого развития.
The comprehension of contemporary ecological problems has been formed during a long period. The name of the upbringing aspect, its content, aims and purposes have been changed. The author analyses the stages of the upbringing aspect forming. The changes in the definition of the upbringing essence and content are considered from nature-oriented upbringing to the education in the interests of stable development.
Ключевые слова: природоохранительное воспитание, образование в области окружающей среды, экологическая культура, образование в интересах устойчивого развития, формирование экологической культуры будущих учителей.
Key words: nature-oriented upbringing, environmental education, ecological culture, education in the interests of stable development, future teachers’ ecological culture forming.
Становление экологического воспитания связано с осмыслением значимости экологических проблем для народного хозяйства. Сегодня в педагогике существует несколько терминов, определяющих это направление: природоохранительное просвещение, природоохранительное воспитание, экологическое образования, экологическое воспитания, образование в области окружающей среды, образование в интересах устойчивого развития. Наличие различных терминов при характеристике одного и того же явления отражает
закономерный процесс его становления, но вместе с тем свидетельствует о недостаточной разработанности концептуальных основ. Хотя влияние природы на становление личности изучаются очень давно. Еще Ян Амос Коменский и К.Д.Ушинский главную задачу образования видел в изучении природы. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег говорили, что природы это средство укрепления гуманных чувств ребенка. Любовь к природе, как содержание воспитания, обосновывали в своих работах Б.А. Всесвятский, Б.Е. Райков, А.А. Яхонтов, К.П. Ягодловский и др.
Однако вопросы бережного отношения к природе не определялось ими как содержание воспитания. Они возникают лишь в 40-е годы ХХ века. В школах в эти годы начинает организовываться природоохранительная работа с учащимися, которая носила в основном внеклассный и внешкольный характер. Дело касалось, главным образом двух вопросов: посадка растений и охрана птиц.
В середине 50-х годов начинается активная разработка научных основ охраны и воспроизводства природы. В 1955 году комиссия по охране и воспроизводству природных богатств АН СССР критикует ограниченность идеи пассивного сохранения природы, подчеркивает, что проблема охраны природы должна рассматриваться как проблема регулирования использования природных ресурсов. В это же время, педагоги-теоретики и учителя-практики направляют свои усилия на формирование единой концепции природоохранительного воспитания, задачей которого определяется воспитание ответственного отношения к природе, чувства гражданской ответственности за ее состояние. Об этом шла речь на Международном рабочем совещании в Неваде (1970 г.). Но пока оно определялось как необходимость бережного отношения к отдельным ее объектам, к главным природным ресурсам. В то же время, заслуга данной программы состоит в выделении не только естественнонаучного, но социального и эстетического аспектов охраны природы. О взаимосвязи между природой и обществом, как о факторе, определяющем содержание природоохранительного воспитания, шла речь на 1 Европейской рабочей конференции по природоохранительному образованию в
Рюшликоне (Швейцария, 1971). Хотя в системе требований, еще велик удельный вес естественнонаучных знаний и весьма скромный набор видов деятельности, которую надо организовывать с учащимися.
Постепенно от созерцательного, поресурсно-бережного отношения к растениям и животным был сделан шаг к воспитанию бережного хозяйственного отношения к природе как национальному достоянию, государственной собственности. Изменение цели воспитания приводит к формированию нового аспекта - образования в области окружающей среды. О путях его организации, как обязательной части программы решения проблем взаимодействия общества и природы шла речь на конференции по окружающей среде в Стокгольме (1972).
После Стокгольмской конференции началась активная разработка теории образования в области окружающей среды. Были определены задачи -
формирование понимания сложного характера естественной окружающей среды и среды созданной человеком, приобретение знаний, выработку отношений и практических навыков сознательного и эффективного участия в решении проблем окружающей среды. Разработаны принципы, которые подчеркивали необходимость рассматривать природную среду как единую систему, осуществлять образование в течение всей жизни на основе
межпредметного подхода. Содержание определяют: вопросы использования окружающей среды в местном и в глобальном масштабах, причины
загрязнения, научное предвидение последствий природопользования,
посильное участие в мероприятиях по улучшению окружающей среды.
В 1977 году возникает новый термин, определяющий изучаемый аспект образования и воспитания - экологический (Минск, 1977). Было отмечено, что оно является результатом переориентации и согласования различных дисциплин, что помогает комплексному восприятию экологических проблем. И к середине 80-х годов, получены первые результаты разработки и внедрения теории экологического воспитания (Таллинн, сентябрь 1984 г.). Подчеркивалось, что в школах читаются факультативные курсы для старшеклассников по охране природы, разработаны рекомендации для
учителей химии, биологии, географии, в педагогических вузах на всех факультетах введен курс «Охраны природы» (объемом до 20 часов), в структуре дипломных проектов инженерных вузов предусмотрен раздел «Экологическое обоснование проекта», в учебных заведениях создаются первичные общества охраны природы.
Развитие вопросов экологического образования получило в «Концепции устойчивого развития», которая направлена на гармонизацию отношений природы и общества. Данная концепция была разработана Комиссией Г.Х. Брундланд», созданной в 1982 году для координации вопросов образования в области окружающей среды. Работа данной комиссии стала поводом созыва Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. На ней была принята «Повестка дня на 21 век», в которой признается роль просвещения как средства устойчивого развития и полного раскрытия человеком и обществом своего потенциала в изменении окружающей среды.
В 2002 г. на Йоханесбургском саммите ООН вводится понятие «просвещение в интересах устойчивого развития» (ПУР). На саммите проанализирован десятилетний опыт ПУР, отмечено, что это динамично развивающееся направление призвано научить людей брать на себя ответственность за построение будущего. Генеральная Ассамблея ООН объявила, что в 2005-2014 гг. будет проводиться Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР). В связи с этим, ЮНЕСКО приняло заявление о содействовии переходу к новому типу образования с тем, чтобы:
• передавать через образование знания, ценности и навыки, необходимые для обеспечения устойчивого развития во всех районах мира;
• в образовании учитывались три элемента устойчивого развития -охрана окружающей среды, экономическое развитие и социальное развитие;
• образование в интересах устойчивого развития вошло в содержание образования и учебные программы всех ступеней и видов образования;
• модели и пути развития учитывали культурное и биологическое разнообразие, интересы будущих поколений и состояние планеты [5]. Однако, не смотря на существенные усилия по выделению нового аспекта образования - образования в интересах устойчивого развития, данное понятие остается многомерным, так как практически одно и то же направление образования называется разными терминами: просвещение в интересах
устойчивого развития, образование в интересах устойчивого развития, образование для устойчивого развития, экологическое образование и др. Но надо отметить, хотя нет единства в формулировке направления образования, все исследователи сходятся в определении его цели - формирование экологической культуры. Это усиливает социальный аспект содержания ПУР.
При таком подходе экологическая культура - новый уровень развития культуры, которая ориентирована не на экономические и технократические ценности, потребительское отношение к природе, а на поиск новых, более оптимальных путей и механизмов взаимодействия с природой. Однако, пока данную точку зрения разделяют не все. Так, С.Н. Глазачев, И.И. Мазур [3] и Н.Ф. Реймерс [7] считают, что «экологическая культура - не еще один аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения», и имеет эволюционный характер становления.
Н.М. Мамедов определяет экологическую культуру как «способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и, по-видимому, улучшение окружающей природной среды», которая должна стать способом соединения человека с природой, как бы примирения его с ней на основе более глубокого ее познания и понимания» [4]. Сущность экологической культуры, по мнению
Б.Т. Лихачева, не может рассматриваться без учета психического становления человека. Усиливает педагогический аспект в ее понимании Э.В. Гирусов, определяя «экологическую культуру» как «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности» [1]. Таким образом, экологическая культура являет собой процесс восприятия природы как
целого, радость сотворчества с ней, приобщение к созидательным процессам мироздания, к ощущению гармонии и красоты природы.
Как систему экологическую культуру рассматривают О.Н. Рябцева [7] и О.Н. Унтилова [8]. По их мнению, данная система включает в себя совокупность знаний и умений, ценностных ориентации человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, отношения между человеческими сообществами и окружающим географическим пространством, социальной и культурной средой, а также как активную деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды. Системообразующим элементом в данном случае являются отношения, а экологическая культура выступает специфической системой адаптации человека, общества в целом к конкретным условиям естественного окружения. Но при этом сохраняется некоторая разрозненность выделенных составляющих экологической культуры.
Предпринята попытка рассмотрения экологической культуры как единое целое, объединенное отношением человека ко всему, что его окружает, тогда экологическая культура это система, состоящая из трех блоков: культуры отношения человека к природе (отражающая экологические знания, накопленные человечеством); культуры отношения человека к обществу, другим людям (деятельностное начало личности, принципы организации деятельности с учетом возможных последствий своего поведения для других людей); культуры отношения к самому себе (особенности внутреннего мира человека, его личностная позиция и возможность самостоятельно принимать решения, наличие убеждений и потребностей применительно к окружающей среде) [2].
Только при условии сочетания всех трех выделенных составляющих можно говорить об экологической культуре, культуре, регулирующей взаимодействие с окружающей средой, причем в наиболее полном представлении этого понятия.
Но, каким бы образом ни определяли экологическую культуру, как уже отмечалось выше, все исследователи единодушны в оценке ее практического значения. И определяется оно как механизм установления взаимоотношений
человека и природы, с одной стороны, а с другой, формирование человека, данное взаимодействие устанавливающего. Это делает особенно актуальным процесс образования и воспитания, целью которого является формирование экологической культуры.
Библиографический список
1. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры / Э.В. Гирусов // Экология, культура, образование / Сбор. мат. конф. - М., 1989. - С.15-17.
2. Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект / О.М. Дорошко. -Гродно: ГрГУ, 2001 - 243 с.
3. Мазур, И.И. Путь к экологической культуре /И.И. Мазур О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт, 2001. - С. 176.
4. Мамедов, Н.М. Основания социальной экологии: учеб. пособ. / Н. М. Мамедов. -М.: СТУПЕНИ, 2003. - С. 76.
5. Образование в интересах устойчивого развития: информационно-аналитический
обзор / Т.Н. Ковалева, С.П. Кундас, С.Н. Анкуда, Т.Г. Булыгина. - Минск: МГЭУ им.
А.Д. Сахарова, 2007. - С. 12 - 13.
6. Реймерс, Н.Ф. Начало экологических знаний / Н.Ф. Реймерс. - М.: МНЭПУ, 1993
7. Рябцева, О.Н. Формирование экологической культуры учащихся в системе «Школа - профессиональный колледж - ВУЗ»: автореф.дис.. ..канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Рябцева. - Йошкар-Ола, 2005. - С. 19.
8. Унтилова, О.Н. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества / О.Н. Унтилова // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 2. - С.46 - 49.
Bibliography
1. Doroshko, О.М. Ecological Culture: Pedagogical Aspect / О.М. Doroshko. -Grodno: GrSU, 2001 - 243 p.
2. Education in the Interests of Stable Development: Information and Analytical Review / Т.К. Kovaleva, S.P. Kundas, S.N. Ankuda, TG. Bulygina. -Minsk: МSEU n.a. A.D. Sakharov, 2007. - P. 12 - 13.
3. Girusov, E.V. Natual Bases of Ecological Culture / E.V. Girusov // Ecology, Culture, Education /Coll. Works of the Conf. - М., 1989. - P.15-17.
4. Mamedov, NM. Fundamentals of Social Ecology: Study Guide / N. М. Mamedov. -М.:STUPENI, 2003. - P. 76.
5. Mazur, I.I. A Way to Ecological Culture / I.I. Mazur, О.К Kozlova, S.I. Glazachev. -М.:Gorizont, 2001. - P. 176.
6. Reimers, N.F. The Beginning of Ecological Knowledge / N.F. Reimers. - М.: WNEPU,
1993.
7. Ryabtseva, О.К Students’ Ecological Culture Forming in the “School -Professional College - Higher School” System: Synopsis of Diss. Cand. of Ped.: 13.00.01 / О. N. Ryabtseva. -Ioshkar Ola, 2005. - P. 19.
8. Untilova, О.К Ecological Culture As a Factor of Society Stable Development / О.К Untilova //Pedagogical Education and Science. - 2005. - № 2. - P.46 - 49.