Нефедова З.Ю.
Московский институт предпринимательства и права, г. Оренбург E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена проблеме реализации педагогического потенциала поведенческо-деятель-ностной составляющей процесса формирования экологической компетентности личности в гуманитарном контексте современной образовательной парадигмы.
Ключевые слова: компетенции/компетентность, экологическое поведение, экологическая деятельность, личность.
В предельно обобщенном определении экологическая компетентность представляет собой процесс и результат освоения взрослеющим человеком специфического содержания культурного опыта человечества, реализуемого в наиболее обобщенных поведенчес-ко-деятельностных сферах - «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-социум».
Данные сферы отражаются в содержании гуманитарной, естественнонаучной, технологической, физической и художественно-эстетической областей образования, проявляясь в формах познавательной, ценностно-ориентационной и поведенческо-практической деятельности личности.
Следует также отметить, что в соответствии с социально-экономическими реалиями современной действительности, экологическая компетентность личности в силу своей многозначности и универсальности выступает в своеобразном статусе проникающей, полевой данности, гуманитарно трансформируя (возвышая) объемную совокупность человеческих взаимоотношений с окружающим социумом, предметной средой и с самим собой. Об этом свидетельствует и переводная терминология базового понятия, включающая одним из определений слово «дом» и подчеркивая, тем самым, единость и единственность Земли как нашего общего, для всех и на всех, места совместного обитания и проживания, равно как и места ответственного приложения охраняюще-оберегательных сил и способностей человека.
Академик Н.Н. Моисеев говорит об идее общего земного дома как о важнейшем условии воспитания экологической ответственно-
сти: «Жить в одном доме - означает неразрывную связь человека с природным окружением, хрупким и уязвимым, заботу о его нуждах и сохранности» [9, с. 5].
В этой связи экологическая компетентность личности выступает важнейшей содержательно-смысловой характеристикой гуманитарной сущности современного образования, пребывающего в статусе модернизацион-ного изменения и обновления.
Модернизация российского образования не в последнюю очередь связана с широким внедрением в теоретико-практическую сферу педагогики феномена компетентностного образования, ориентированного на становление компетентной индивидуальности обучаемого, обладающего вполне определенной, задаваемой совокупностью профессионально-личностных и специальных качеств. Во многом это связано с реализацией ведущей цели компетентностного образования - личностное становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, обладающего многофункциональными компетентностями, позволяющими самостоятельно и продуктивно решать различные проблемы, возникающие в повседневной, профессиональной и социальной жизнедеятельности.
В современной российской действительности, как подчеркивал В.В. Краевский, образование с необходимостью приобретает «роль действенного фактора в становлении гражданского открытого общества», предполагающего своеобразный «поворот» отечественной педагогики от «рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельност-
ному подходу к действительности», что, наряду с «отказом от жестких авторитарных схем и установок на запоминание готовых знаний», предполагает приоритетную ориентацию на «усиление практической, деятельностной направленности в содержании и организации образования (выделено нами -З.Н.)» [8, с. 29].
В информационных приоритетах постиндустриального общества образовательная ценность знания как такового должна быть предельно практикоориентирована, что связывается со способностью и готовностью взрослеющего человека к поведенческо-дея-тельностному применению полученных знаний, т.е. с компетентностью как освоенными способами деятельности.
Модернизация российского образования обозначила концептуальные ориентиры формирования новой парадигмы «результата образования» (И.А. Зимняя) в виде интегральной социально-поведенческо-деятельностной итоговости личностного развития человека, совокупность когнитивных, мотивационноценностных практико-действенных и составляющих которой охватывается содержанием полифункционального феномена «компетенция/компетентность» [5, с. 35].
Исследователями подчеркивается актуально-практический, ситуативно-действенный, собственно «компетентностный» статус компетенций как развитой способности устанавливать «связь между знанием и ситуацией, найти процедуру, подходящую для решения проблемы», поскольку «не проявленная компетенция не является компетенцией, а, самое большое, остается скрытой возможностью» [18, с. 17, 73].
Своевременная важность компетентнос-тного обновления образования обусловлена, в частности, с необходимостью преодоления имеющей место «функциональной неграмотности» личности (Г. Ильин), т.е. «неспособности работника эффективно выполнять свои профессиональные функции, несмотря на полученное образование» [6, с. 64], что в немалой степени связывается с практико-ориен-тированным «отставанием» содержательнообразовательных стратегий, технологий и тактик от повышающегося уровня требований современной жизни.
Тем самым подчеркивается, что при всей содержательно-структурной взаимосвязи, различительные характеристики «компетенции» и «компетентности» располагаются в плоскости «добиваюсь, достигаю - соответствую, подхожу» (Н.С. Сахарова) [14, с. 15], а также «возможное-осуществленное», «зна-емое-примененное», что делает правомочным определение компетенций как «актуальных компетентностей» личности (И.А. Зимняя) [5, с. 36,42]. Отсюда и практико-цент-рированные определения компетентности -«мотивированная способность» (Дж. Равен) или «базовый навык» (Б. Оскарсон) [цит. по 5, с. 41], «самостоятельная способность к действию» (А.В. Хуторской) [16], подтверждающие деятельностно-действенную, «приме-нительную» характеристику компетентности, одним из первых сформулированную В. Хутмахером: «употребление есть компетенция в действии» [19].
Термин «компетенция» был введен в научное обращение американским ученым Р. Уайтом (R.W. White, 1959) с целью выделения особенностей индивида, наиболее тесно связанных с «превосходным» выполнением работы и «высокой мотивацией» [20], исходя из чего компетенция определялась как «достигнутая способность» в сфере «эффективного взаимодействия человека с окружающей средой (выделено нами - З.Н.)» [17, с. 5], что, на наш взгляд, подтверждает факт изначального проникающего присутствия экологической парадигмы человеческого бытия в широко понимаемом образе действия-поступка современного человека как гуманитарного субъекта культуры.
Не случайно появившееся в 80-х годах прошлого века понятие «ключевые квалификации» содержательно включало в себя не только «гибкость», «способность действовать автономно и решать проблемы независимо», но и с необходимостью предполагало эко-цен-трированные по своей сути личностные качества компетентностного субъекта - «этичность и моральную зрелость», «способность к сотрудничеству» [17, с. 10-11].
В педагогическом контексте чрезвычайно важным является содержательное соотнесение компетенций преимущественно с поведенческими характеристиками личности,
необходимыми для эффективного выполнения той или иной деятельности, которые поэтому могут быть сформированы через обучение и развитие (Мс. С1е1апё, 1998) [17, с. 5]. Тем самым следует подчеркнуть, что компетенция/компетентность как деятельная компонентность человеческой жизнедеятельности всегда имеет поведенческую составляющую, выводящую образ человека компетентного к гуманитарным высотам культурного существования.
У В. Даля термин «поведенье» означает «образ, каким ведет себя человек; нравственный род жизни, правила и поступки человека» [4, с.140]. Именно поступок и является щснов-ной единицей поведенческой активности, в которой проявляется, выражается и формируется личность человека, ее моральные убеждения [12, с.437].
Будучи структурным компонентом поведения любого вида, в том числе экологического, поступок понимается как: акт сознательного нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом [10, с. 454]. Поэтому в экологической парадигме ответственной активности действительный мир человеческого поступка, осуществляемый в пространстве «событийной единственности долженствования», целостно (ценностно) полагает человеческую жизнь как «сплошное поступление», «некоторый сложный поступок»: «я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления» (М.М. Бахтин) [2, с. 63].
Поведение является определяющим фактором компетентностного становления личности. «После своего совершения поступок застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта поступков: совершаемые поступки ведут к фиксации социальных, точнее, личностных установок» [13, с. 301], реализуемых в широко понимаемом контексте социоприродного взаимодействия, ответственно осуществляемого субъектом компетентностной активности.
Отсюда определяющая образовательная значимость диалога как основной, высшей, собственно человеческой формы проявления
социальности как человеческой сущности, значимость которой неизмеримо возрастает в условиях расширяющейся глобализации экологической ответственности человеческих взаимоотношений, столь характерной для наступившего XXI века. Поэтому феномен диалога, поначалу означавший преимущественную дуальность вербальной коммуникации, в настоящее время приобрел предельно гуманитарное и, тем самым, предельно экоцентри-стское толкование, содержательно восходящее к известной формулировке М. Бубера «диалогическая жизнь» [3].
В этой связи отечественный философ М.С. Каган обоснованно полагает, что именно принцип диалогического антропоцентризма выступает в настоящее время гуманитарной основой понимания гуманизма ХХ1-го века, определяющего многообразный спектр отношений человека с природой, обществом, культурой и самим собой. В экоцентрирован-ном контексте диалогического антропоцентризма современный человек должен признать относительность своих прав на абсолютную свободу, т.е. «понимать необходимость социальной организованности совместной жизни людей и необходимость культурных традиций как силы, поддерживающей «связь времен», преемственность человеческого опыта, единство саморазвития человечества» [7].
При этом диалог может пониматься в предельной обобщенности социоприродной конкретики своей содержательности, вплоть до космологических оснований гармонии Бытия, как «закон, впаянный Творцом в Универсум», «благоговение и ценностные взаимоотношения с другим и Другими», «содружество и со-творчество с диалектикой Универсума» (Г.С. Батищев) [1, с. 101].
Следует также отметить, что наряду с необходимостью соответствовать задаваемым требованиям, выраженным определениями «подходящий», «сообразный», в герменевтических трактовках компетентности утверждается и момент внутреннего побуждения, стремления - «добиваться», «стремиться»; к тому же, в одном из переводов с латинского термин «компетенция» означает «добиваюсь, соответствую» [15, с. 19]. Это, на наш взгляд, актуализирует деятельностно-волевую, индивидуально-инициативную, личностно-обра-
личности понимается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций и мировоззренческих установок поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к взрослеющего человека к окружающей социально-природной среде и здоровью в условиях непрекращающегося постоянства самодеятельного стремления к повышающемуся статусу своего образовательного становления.
18.01.2011
Список литературы:
1. Батищев, Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения / Г.С. Батищев // Вопросы философии. - 1995. - №3. - С. 101-129.
2. Бахтин, М.М. К философии поступка: в кн. «Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985» / М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1986. - С. 18-75.
3. Бубер, М. Я и Ты / Мартин Бубер ; пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н.Файнгольца, послесл. П.С. Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / Владимир Даль. - М.: Рус. яз., 1982. - Т. 3. - 555 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.
6. Ильин, Г.И. От педагогической парадигмы к образовательной / Г.И. Ильин // Высшее образование в России. - 2000. -№1. - С. 64-69.
7. Каган, М.С. Человек как проблема современной философии [Электронный ресурс]: очерки социальной антропологии / М.С. Каган. - URL: http://antropology.ru
8. Краевский, В.В. Понятийно-методологические проблемы современной педагогики / В.В. Краевский // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. ; отв. редактор М.А. Галагузова. - Вып. 4. - Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001. - С. 28-36.
9. Моисеев, Н.Н. О мировоззрении и миропонимании / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. - 1999. - №4. - С. 5-9
10. Ньюстром, Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте / Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис ; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.
11. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
12. Педагогика: большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
13. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова ; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Астрель, 2006. -479 с.
14. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции в практикуме по профессионально ориентированному переводу /
Н.С. Сахарова - Изд. 2-е, перераб. - Оренбург: РИК гОу ОГУ, 2000. - 187 с.
15. Трубайчук, Л.В. Словарь-справочник по личностно ориентированному и развивающему обучению / Л.В. Трубайчук. -Челябинск: Изд-во ЧгПу, 2001. - 53 с.
16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. - Центр «Эйдос» www.eidos.ru/ news/compet/htm
17. Что такое компетенции? / Francoise Delamare le Deist, Jonathan Winterton // Human Resource Development International,Vol. 8, No. 1, 27 - 46, March 2005: http/wiki.hr-portal.ru/Slovar Kompetencijj
18. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. -134 с.
19. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
20. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence R.W. White // Psychological review. - 1959. - №66. -p. 38-54.
Сведения об авторе: Нефедова Зинаида Юрьевна, заместитель директора НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» г. Оренбург, соискатель Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
UDC 37.017.91 Nefedova Z.U.
FORMING OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF A PERSONALITY AT MODERN EDUCATION
The article devoted to the problem of potential of behavioral constituent of ecological competences formation principal in humanistic context of modern educational paradigm.
Key words: competence, ecological behavior, ecological activity, personality.
зовательную составляющую экологической компетентности (равно как и компетентнос-тного развития личности в целом), выходящую на уровень практико-центрированных категорий годности («удовлетворяющий определенным требованиям, подходящий») и способности («могущий что-нибудь сделать, обладающий каким-нибудь свойством») [11, с. 135, 757].
Тем самым, в гуманитарном контексте современной образовательной парадигмы формирование экологической компетентности
Bibliography:
1. Batishchev, G.S. Find and acquire yourself. Peculiarities of profound communication’s culture / G.S. Batishchev // Questions of philosophy. - 1995. - №3. - P. 101-129
2. Bahtin, M.M. To philosophy of act: in book «Philosophy and sociology of science and technology. Yearbook 1984-1985» / M.M. Bachtin. - M.: Nauka, 1986. - P.18-75.
3. Buber, M. Me and you / Martin Buber; transl. from germ. U.S. Terentieva, N. Faingoltsa, afterword by PS. Gurevich. - M.: Vysshaya shkola, 1993. - 175 p.
4. Dal, V. Glossary of vivid Russian language / Vladimir Dal. - M.: Rus.yaz., 1982. - V.3. - 555 p.
5. Zimnyaya, I.A. - Key competences - new paradigm of educational result / I.A. Zimnyaya // Vysshee obrazovanie segodnya. -
2003. - №5. - P 34-42
6. Iliin, G.I. From pedagogical to educational paradigm / G.I. Iliin // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2000. - №1. - P. 64-69.
7. Kagan, M.S. Person as issue of modern philosophy [Electronic resource]: essays of social anthropology / M.S. Kagan. - URL: http://antropology.ru
8. Kraevskyi, V.V. Conceptual criticus of pedagogy and education: col. of scient. reser. ; responsible editor M.A. Galaguzova. -№4. - Ekaterinburg: Publ. house «SV-96», 2001. - P 28-36
9. Moiseev, N.N. On world outlook / N.N. Moiseev // Ekologiya I zhizn. - 1999. - №4. - P 5-9
10. Newstrom, J.V., Davis, K. Organizational behavior: persons behavior at work place / J.V. Newstrom, K. Davis; tr. from eng.
under ed. U.N. Kapturevskiyi. - SPb.: Piter, 2000. - 448 p.
11. Ozhegov, S.I. and Shvedova, N.U. Glossary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions / S.I. Ozhegov, N.U. Shvedova. - 4th edition, add. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 c.
12. Pedagogy: big modern encyclopedia / Comp. E.S. Rapacevich. - Minsk: Sovremennoe slovo, 2005. - 720 p.
13. Psychological dictionary / under ed. V.P Zinchenko, B.G. Meshcheryakova: 2nd ed., rev. and comp. - M.: Astrel, 2006. - 479 p.
14. Saharova, N.S. Development of foreign competence in practicum on profession-oriented translation / N.S. Saharova - 2nd ed., rev. - Orenburg: RIK GOU OGU, 2000. - 187 p.
15. Trubaichuk, L.V. Glossary on personality oriented and educational teaching / L.V. Trubaichuk. - Chelyabinsk: pub. house ChGPU, 2001. - 53 p.
16. Hutorskoi, A.V. Key competences and educational standards: lecture at department of educational philosophy and theory of pedagogy RAO 23rd of April 2002 [Electronic resource] / A.V. Hutorskoi. - Center «Eidos» www.eidos.ru/news/compet/htm
17. What is competence? / Francoise Delamare le Deist, Jonathan Winterton // Human Resource Development International,Vol.
8, No. 1, 27 - 46, March 2005: http/wiki.hr-portal.ru/Slovar Kompetenciyi
18. Shishov, S.E. School: monitoring of quality of education / S.E. Shishov. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999. -134 p.
19. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
20. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence R.W. White // Psychological review. - 1959. - №66. - p. 38-54.