Научная статья на тему 'Формирование экологической грамотности населения Тюменской области'

Формирование экологической грамотности населения Тюменской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
918
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ECOLOGY / ECOLOGICAL CRISIS / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ENVIRONMENTAL PROTECTION MEASURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колтунов Анатолий Львович

Раскрывается содержание понятия ‘экология’, являющегося научной базой охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплекса мероприятий санитарно-гигиенических, организационных, экономических и правовых по предупреждению или снижению вредного воздействия общества на человека и окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ecological literacy of the population of the Tyumen region

The article deals with the concept of ‘ecology’ which is a scientific basis for environmental protection and rational use of natural resources, a set of measures of sanitary, organizational, economic and legal to prevent or reduce harmful effects on society and the environment.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической грамотности населения Тюменской области»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 146-150.

УДК 504 ББК 20.1

А. Л. Колтунов

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Раскрывается содержание понятия 'экология', являющегося научной базой охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплекса мероприятий санитарно-гигиенических, организационных, экономических и правовых по предупреждению или снижению вредного воздействия общества на человека и окружающую среду.

Ключевые слова: экология; экологический кризис; экологическая грамотность; природоохранные мероприятия.

Экологическое состояние окружающей среды в Тюменской области, по оценке Департамента недропользования и экологии, в настоящее время удовлетворительное. Однако уровень загрязнения водоемов, почвенного слоя земли и атмосферного воздуха в городах остается еще довольно высоким и требует принятия соответствующих мер. Главная причина загрязнения рек и озер - отсутствие очистных сооружений в некоторых населенных пунктах и недостаточная эффективность действующих. Одна из важнейших проблем в сфере охраны окружающей среды, решением которой озадачено правительство области, - загрязнение водных ресурсов. Главные источники загрязнения - хозяйствующие субъекты, предприятия и организации. Существенная доля нечистот приходится на бытовые сбросы населения и отходы коммунального хозяйства, не соблюдающих требований Водного кодекса. Наиболее подвергнуты негативному воздействию человека на юге области реки Иртыш, Тобол, Тура, Ишим, Тавда, Вагай, Исеть, Демьянка.

В рамках взаимодействия органов власти, СМИ и граждан Тюменской области было проведено социологическое исследование, в ходе которого ставилась задача по определению уровня экологической грамотности населения юга области. В процессе исследования были опрошены эксперты (работники Департамента недропользования и экологии, специалисты экологических организаций, преподаватели вузов Тюменской области) и простые граждане, вовлеченные в хозяйственную или иную деятельность, связанную с экологией (землепользователи, охотники, дачники, владельцы загородного жилья). Ниже представлены результаты опроса экспертов на наиболее важные проблемы окружающей среды и экологии.

По мнению 48,89 % опрошенных, состояние окружающей среды Тюменской области неблагоприятное и остается без изменений, чуть меньше - 37,78 % - считают, что состояние окружающей среды ухудшается, и остальные 13,33 % опрошенных считают, что состояние окружающей среды улучшается. Вариант «состояние окружающей среды остается без изменений (благоприятное)» не отметил никто. Это говорит о том, что сложившаяся обстановка мало кого устраивает, и необходимо предпринимать меры, направленные на улучшение состояния окружающей среды в Тюменской области уже сегодня.

В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе.

Так, И. П. Лаптев подчеркивал необходимость объединения широких слоев населения для практического участия в природоохранных мероприятиях [1]. А Н. В. Абаев [4] отмечал, что творцами идей, образов и понятий духовного постижения окружающего мира начинает создаваться общество, в котором экологическое образование и воспитание, к сожалению, еще очень слабо изучено, а, сле-

Состояние

окружающей 48,89

среды остается

Состояние окружающей среды ухудшается

Состояние окружающей среды улучшается

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Современное состояние окружающей среды Тюменской области, % опрошенных

60 50 40 30 20 10

52

16

32

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 2. Оценка уровня информированности граждан Тюменской области по вопросам охраны окружающей среды, % опрошенных

70 60 50 40 30 20 10 0

64

36

0

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 3. Оценка уровня экологической грамотности граждан Тюменской области,

% опрошенных

0

148

А. Л. Колтунов

довательно, природа будет страдать от экологической неграмотности людей.

Н. Н. Моисеев отмечал, что экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи [2]. Основными источниками воздействия на любого человека с целью формирования экологически грамотной личности, согласно идеям Ю. Н. Пахомова, можно считать образование, средства массовой информации, правовую систему и др. [3]

По мнению 52 % опрошенных, уровень информированности граждан Тюменской области по вопросам охраны окружающей среды является средним, 32 % экспертов оценили его как низкий, и меньшинство (16 %) считают, что уровень информированности граждан высокий. Результаты данной оценки, в первую очередь, зависят от деятельности средств массовой информации, следовательно, можно сделать вывод о недостаточном внимании со стороны СМИ теме охраны природной среды.

Большинство экспертов (64 %) считают, что уровень экологической грамотности граждан Тюменской области является низким, остальные 36 % оценили уровень экологической культуры граждан как средний. Вариант «высокий» не выбрал ни один из респондентов. Это говорит, прежде всего, о неэффективности работы природоохранных и образовательных органов в данной сфере.

При опросе граждан, занимающихся хозяйственной деятельностью, связанной с экологией, выяснилось, что внушающему большинству опрошенных (62,22 %) известны основные законы и понятия законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, 26,67 % участников приходилось лично сталкиваться с законодательством. Нашлись те, кто не знают законов в данной сфере, - 4,44 %, и лишь 6,67 % знают законодательство хорошо. Результаты утешающие, но незнакомых с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды вовсе не должно быть (рис. 4).

При анализе ответов на вопрос об информации по охране природной среды были получены следующие данные.

Большинство участников опроса -51,11 % - получают информацию об охране природной среды из средств массовой информации, 22,22 % респондентов получают

информацию из личного общения, под влиянием различного рода слухов, 15,56 % - от различных общественных, неформальных организаций, 6,67 % опрошенных получают информацию из собственных наблюдений, и остальные 4,44 % - из решений, постановлений местных органов власти. Данные показатели говорят о большой роли СМИ в данном вопросе, а также необходимо отметить то, что значительная часть респондентов получает недостоверную информацию из неофициальных источников.

В первую очередь каждый конкретный человек должен заниматься решением проблем экологии, так считают 91,11 % опрошенных, почти половина опрошенных посчитали, что решением проблем окружающей среды должны заниматься специалисты в области охраны окружающей среды, - 48,89 %, треть респондентов дали предпочтение варианту ответа - министерство природных ресурсов и экологии РФ - 37,78 %. Остальные варианты распределились равномерно: 10-20 % считают, что правительство, партия «зеленых» и наука должны заниматься решением возникающих проблем в области экологии.

Таким образом, по мнению автора статьи, для повышения экологической культуры населения необходимо предпринять следующие меры:

• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

• подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

• государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;

• эколого-просветительская деятельность общественных объединений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей;

• организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и

80 60 40 20 0

Да, знаю его хорошо Мне известны Мне приходилось с основные законы и ним сталкиваться понятия

Не знаком

Рис. 4. Структура ответов респондентовна вопрос: «Знакомы ли Вы с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды?», % опрошенных

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Правительство Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Каждый человек

Специалисты в области охраны окружающей среды

Партия "зеленых"

Наука

Рис. 5. Разделение мнений респондентов по вопросу:«Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением проблем экологии?», % опрошеных

симпозиумов по проблемам экологического образования;

• привлечение средств социальной рекламы и наглядной агитации для формирования экологического мировоззрения;

• распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Список литературы

1. Лаптев, И. П. Теоретические основы охраны природы / И. П. Лаптев. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975. - 276 с.

2. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. - М.: Яз. рус. культуры, 2000. - 224 с.

3. Пахомов, Ю. Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки / Ю. Н. Пахомов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 124 с.

4. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н. В. Абаева. - Новосибирск: Наука, 1992. - 160 с.

Сведения об авторе

Колтунов Анатолий Львович - кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.

astra_gp@mail.ru

150

A. H. KonmyHoe

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 146-150.

FORMATION OF ECOLOGICAL LITERACY OF THE POPULATION OF THE TYUMEN REGION

A. L. Koltunov

Tyumen State Oil University, astra_gp@mail.ru

The article deals with the concept of 'ecology' which is a scientific basis for environmental protection and rational use of natural resources, a set of measures of sanitary, organizational, economic and legal to prevent or reduce harmful effects on society and the environment.

Keywords: ecology; ecological crisis; environmental awareness; environmental protection measures.

References

1. Laptev I.P. Teoreticheskiye osnovy okhrany prirody [Theoretical Foundations of Nature Conservation]. Tomsk, Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 1975. 276 p. (In Russ.).

2. Moiseyev N.N. Sud'ba tsivilizatsii. Put' razuma [Fate of civilization. The way the mind]. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury, 2000. 224 p. (In Russ.).

3. Pakhomov Yu.N. Formirovaniye ekocheloveka: metodologicheskiye printsipy iprogrammnyye ustanovki [Formation ekocheloveka: methodological principles and software installation]. Sankt-Peterburg, Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta Publ., 2002. 124 p. (In Russ.).

4. Ekologicheskiye traditsii v kul'ture narodov Tsentral'noy Azii [Environmental traditions in the culture of the peoples of Central Asia], N.V. Abayev (ed.). Novosibirsk, Nauka, 1992. 160 p. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.