Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое сознание / природные ресурсы / человеческий разум / устойчивое развитие / удовлетворение потребностей / природно-ресурсный потенциал / факторы и условия / ecological consciousness / natural resources / human mind / sustainable development / satisfaction of needs / natural resource potential / factors and conditions

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вершинин Валентин Валентинович, Ортюкова Анастасия Олеговна

Обращаясь к актуальной проблеме формирования экологического сознания, авторы публикации, рассматривая исторические аспекты развития различных его типов и их сущности, приходят к выводу об исключительной роли человеческого разума в мировом развитии нашей планеты, принципиально отличающего человека от иных высокоразвитых живых организмов. Наличие у человека разума авторы оценивают двумя абсолютно противоположными характеристиками: как достоинство (или благо) и, одновременно, как недостаток (или зло). В такой оценке разумности человека, по мнению авторов, заключаются все проблемы формирования его экологического мышления. Сформулированы и выделены пять условий (или требований), определяющих дальнейшее развитие и существование Человечества, которые, по мнению авторов, должны выступать в качестве факторов формирования современного экологического мышления. К ним относятся: 1. Осознание того, что основным фактором развития цивилизации является устремление Человечества обеспечить свое постоянно растущее благосостояние, определяемое возможностями природных ресурсов, которые не безграничны; 2. Необходим баланс между растущими экономическими потребностями Человечества и ресурсными возможностями природной среды; 3. Достижение этого баланса должно базироваться на их устойчивом развитии, при котором устойчиво должно развиваться удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не менее устойчиво должны развиваться возможности природно-ресурсного потенциала удовлетворять эти потребности будущего поколения; 4. Развитие процессе удовлетворения потребностей Человечества должно базироваться на отказе от безудержного потребления и переходе к разумному и бережному использованию имеющихся ресурсов (в основном на основе развития ресурсосберегающих технологий), а развитие возможностей природного потенциала — на предотвращении вмешательства человека в естественный процесс сукцессионных изменений окружающей среды (на основе его научного обеспечения и сопровождения); 5. В случае невыполнения перечисленных условий (требований) следует положиться на законы, которыми руководствуется сама Природа в своем развитии и которые мы еще не знаем, не оказывая на нее своего губительного воздействия. Это обеспечит проявление ее важнейших свойств: самосохранение, саморазвитие и самовосстановление. Анализируя особенности и проблемы формирования экологического сознания в российской обществе, авторы обращают внимание на отдельные положения Экологической доктрины государства и отмечают, в этой связи, необходимость принятия срочных мер, предусмотренных Стратегией экологической безопасности страны. В конце данной публикации указывается на значимость перехода современного общества к экоцентрическому типу экологического сознания, что должно повысить его ответственность перед будущим поколением. Приводятся краткие выводы по содержательной части публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF MODERN MAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Turning to the urgent problem of the formation of ecological knowledge, the authors of the publication, considering the historical aspects of the development of its various types and their essence, come to the conclusion about the exceptional role of the human mind in the global development of our planet, which fundamentally distinguishes man from other highly developed living organisms. The authors evaluate the presence of reason in a person with two absolutely opposite characteristics: as a virtue (or good) and, at the same time, as a disadvantage (or evil). In such an assessment of the reasonableness of a person, according to the authors, all the problems in the formation of his ecological thinking lie. Five conditions (or requirements) determining the further development and existence of Mankind are formulated and highlighted, which, according to the authors, should act as factors in the formation of modern ecological thinking. These include: 1. The realization that the main factor in the development of civilization is the aspiration of Mankind to ensure its ever-growing well-being, determined by the possibilities of natural resources, which are not unlimited; 2. A balance is needed between the growing economic needs of Mankind and the resource capabilities of the natural environment; 3. Achieving this balance should be based on their sustainable development, in which the satisfaction of the needs of the current generation should develop steadily and the possibilities of natural resource potential to meet these needs of the future generation should develop no less steadily; 4. The development of the process of meeting the needs of Humanity should be based on the rejection of unrestrained consumption and the transition to a reasonable and careful use of available resources (mainly based on the development of resource-saving technologies), and the development of the possibilities of natural potential — on the prevention of human intervention in the natural process of successional environmental changes (based on its scientific support and support); 5. In case of non-fulfillment of the listed conditions (requirements), one should rely on the laws that guide Nature itself in its development and which we do not yet know, without exerting its destructive influence on it. This will ensure the manifestation of its most important properties: self-preservation, self-development and self-healing. Analyzing the features and problems of the formation of ecological consciousness in Russian society, the authors draw attention to certain provisions of the Environmental Doctrine of the state, and note, in this regard, the need to take urgent measures provided for by the country's Environmental Security Strategy. At the end of this publication, the importance of the transition of modern society to an ecocentric type of ecological consciousness is indicated, which should increase its responsibility to the future generation. Brief conclusions on the content of the publication are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

fi|

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 304.5:574.2

doi: 10.55186/25876740_2023_66_6_562

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В.В. Вершинин, А.О. Ортюкова

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

Аннотация. Обращаясь к актуальной проблеме формирования экологического сознания, авторы публикации, рассматривая исторические аспекты развития различных его типов и их сущности, приходят к выводу об исключительной роли человеческого разума в мировом развитии нашей планеты, принципиально отличающего человека от иных высокоразвитых живых организмов. Наличие у человека разума авторы оценивают двумя абсолютно противоположными характеристиками: как достоинство (или благо) и, одновременно, как недостаток (или зло). В такой оценке разумности человека, по мнению авторов, заключаются все проблемы формирования его экологического мышления. Сформулированы и выделены пять условий (или требований), определяющих дальнейшее развитие и существование Человечества, которые, по мнению авторов, должны выступать в качестве факторов формирования современного экологического мышления. К ним относятся: 1. Осознание того, что основным фактором развития цивилизации является устремление Человечества обеспечить свое постоянно растущее благосостояние, определяемое возможностями природных ресурсов, которые не безграничны; 2. Необходим баланс между растущими экономическими потребностями Человечества и ресурсными возможностями природной среды; 3. Достижение этого баланса должно базироваться на их устойчивом развитии, при котором устойчиво должно развиваться удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не менее устойчиво должны развиваться возможности природно-ресурсного потенциала удовлетворять эти потребности будущего поколения; 4. Развитие процессе удовлетворения потребностей Человечества должно базироваться на отказе от безудержного потребления и переходе к разумному и бережному использованию имеющихся ресурсов (в основном на основе развития ресурсосберегающих технологий), а развитие возможностей природного потенциала — на предотвращении вмешательства человека в естественный процесс сукцессионных изменений окружающей среды (на основе его научного обеспечения и сопровождения); 5. В случае невыполнения перечисленных условий (требований) следует положиться на законы, которыми руководствуется сама Природа в своем развитии и которые мы еще не знаем, не оказывая на нее своего губительного воздействия. Это обеспечит проявление ее важнейших свойств: самосохранение, саморазвитие и самовосстановление. Анализируя особенности и проблемы формирования экологического сознания в российской обществе, авторы обращают внимание на отдельные положения Экологической доктрины государства и отмечают, в этой связи, необходимость принятия срочных мер, предусмотренных Стратегией экологической безопасности страны. В конце данной публикации указывается на значимость перехода современного общества к экоцентрическому типу экологического сознания, что должно повысить его ответственность перед будущим поколением. Приводятся краткие выводы по содержательной части публикации.

Ключевые слова: экологическое сознание, природные ресурсы, человеческий разум, устойчивое развитие, удовлетворение потребностей, природно-ресурсный потенциал, факторы и условия

Original article

FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF MODERN MAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

V.V. Vershinin, A.O. Ortyukova

State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

Abstract. Turning to the urgent problem of the formation of ecological knowledge, the authors of the publication, considering the historical aspects of the development of its various types and their essence, come to the conclusion about the exceptional role of the human mind in the global development of our planet, which fundamentally distinguishes man from other highly developed living organisms. The authors evaluate the presence of reason in a person with two absolutely opposite characteristics: as a virtue (or good) and, at the same time, as a disadvantage (or evil). In such an assessment of the reasonableness of a person, according to the authors, all the problems in the formation of his ecological thinking lie. Five conditions (or requirements) determining the further development and existence of Mankind are formulated and highlighted, which, according to the authors, should act as factors in the formation of modern ecological thinking. These include: 1. The realization that the main factor in the development of civilization is the aspiration of Mankind to ensure its ever-growing well-being, determined by the possibilities of natural resources, which are not unlimited; 2. A balance is needed between the growing economic needs of Mankind and the resource capabilities of the natural environment; 3. Achieving this balance should be based on their sustainable development, in which the satisfaction of the needs of the current generation should develop steadily and the possibilities of natural resource potential to meet these needs of the future generation should develop no less steadily; 4. The development of the process of meeting the needs of Humanity should be based on the rejection of unrestrained consumption and the transition to a reasonable and careful use of available resources (mainly based on the development of resource-saving technologies), and the development of the possibilities of natural potential — on the prevention of human intervention in the natural process of successional environmental changes (based on its scientific support and support); 5. In case of non-fulfillment of the listed conditions (requirements), one should rely on the laws that guide Nature itself in its development and which we do not yet know, without exerting its destructive influence on it. This will ensure the manifestation of its most important properties: self-preservation, self-development and self-healing. Analyzing the features and problems of the formation of ecological consciousness in Russian society, the authors draw attention to certain provisions of the Environmental Doctrine of the state, and note, in this regard, the need to take urgent measures provided for by the country's Environmental Security Strategy. At the end of this publication, the importance of the transition of modern society to an ecocentric type of ecological consciousness is indicated, which should increase its responsibility to the future generation. Brief conclusions on the content of the publication are given.

Keywords: ecological consciousness, natural resources, human mind, sustainable development, satisfaction of needs, natural resource potential, factors and conditions

Введение. Непрерывное развитие человеческого общества с нарастающими темпами и масштабами деятельности привело к тому, что люди стали основной движущей силой

изменений, происходящих на планете. Возникновение промышленной, а впоследствии и научно-технической революции ускорило происходившие на Земле природно-климатические

© Вершинин В.В., Ортюкова А.О., 2023

Международный сельскохозяйственный журнал, 2023, том 66, № 6 (396), с. 562-565.

изменения. В результате антропогенное воздействие на Землю приобрело характер, сопоставимый с естественными силами планеты. Принимая во внимание, что деятельность человека

стала одним из основных факторов изменения среды его обитания, наиболее разумным кажется минимизировать негативное влияние этого процесса, а также, опираясь на полученный опыт, начать осуществление деятельности, направленной на улучшение окружающей среды.

В настоящее время проблемы экологии активно выявляются и рассматриваются во всех сферах деятельности человека. Сама экология, появившаяся в позапрошлом веке, как наука о взаимоотношениях живой и неживой материи Земли проникла во все научные дисциплины, где ни один из получаемых результатов не может обойти оценку с позиции экологических последствий на окружающую Человечество среду и самого человека.

Произошла фактическая трансформация экологии как науки в самостоятельное экологическое мышление. Однако однозначно утверждать, что появившееся экологическое мировоззрение определяет современное развитие Человечества в целом — весьма некорректно и преждевременно. Скорее всего, следует скромно констатировать его рождение и постепенное развитие. Одной из главных причин тому, полагаем, является «вечное противостояние» экологии и экономики. В этой связи важнейшей задачей современной науки является выявление условий и факторов медленного формирования экологического сознания и поиск путей ускорения процесса его развития.

Сущность проблемы и ее анализ. Современное общественное сознание, которое кардинально переосмысливает отношение к себе, социуму и Природе, постепенно поднимает на новый уровень осмысления экологическое сознание. Происходит постепенное понимание того, что взаимодействие общества и Природы всегда рассматривалось через призму времени того духовного потенциала, которым обладало общество в конкретный момент.

Экологическое сознание базируется на одних и тех же механизмах и процессах, как и другие виды сознания. Это парадоксальное и феноменальное явление, так как выступает одновременно и объектом, и субъектом познания. Главное же отличие экологического сознания заключается в его предмете, то есть направленности осознания Природы через потребность человека. Эта потребность не столько сиюминутная, сколько перспективная, вытекающая из истории развития человечества. Обратимся к анализу этого явления и процесса его формирования, начиная с определения этого понятия.

Одно из наиболее удачных определений понятия «экологическое сознание» дал А.И. Тобоев, он определил его так: «форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений между человеком и природой» [1].

Процесс же зарождения экологического самосознания, по мнению Н.Я. Веретенникова характеризуется двумя этапами: самолюбованием человека своими талантами и превосходством над Природой (первый этап), и осознаем своего положения (второй этап). При этом второй этап находится только на первичных стадиях, то есть Человечество только начало осознавать степень и интенсивность своего влияния на окружающую среду [2].

В этой связи в настоящее время предлагается выделять два типа экологического сознания: антропоцентрический и экоцентрический. Кратко рассмотрим эти два типа.

1. Антропоцентрический тип экологического сознания, равно как и антропоцентрические представления, имеет исторический характер и сформировался как закономерное следствие выделения человека из Природы. Сущность антропоцентрического сознания раскрывается в следующих мировоззренческих принципах:

- высшей ценностью является Человек, все другое в природе ценное настолько, насколько полезно Человеку, а Природа выступает как собственность человека;

- мир имеет иерархическое строение, вершину иерархии занимает Человек, середину — вещи, им созданные, фундамент — объекты Природы, которые, в свою очередь, упорядочиваются в зависимости от полезности для человека;

- целью взаимодействия с Природой является ее использование для удовлетворения прагматических потребностей человека, для получения им «полезного» для себя продукта [3, 4].

2. Экоцентрический тип экологического сознания рассматривается как форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, где для деятельности Человека Природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия и распространения на мир Природы этических норм и правил. Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:

- высшую ценность представляет гармоничное развитие Человека и Природы, где Человек — не собственник Природы, а один из членов природного сообщества;

- отказ от иерархической картины мира: Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его Природе;

- целью взаимодействия с Природой является максимальное удовлетворение как потребностей Человека, так и потребностей всего природного сообщества;

- Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с Человеком;

- развитие Природы и Человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства;

- деятельность по охране Природы продиктована необходимостью сохранить Природу ради нее самой [5].

Прежде чем обратиться к рассмотрению отмеченных выше двух типов экологического мышления, рассмотрим само понятие «разум».

Разум, отличающий человека от иных высокоорганизованных (или любых других) живых организмов, имеет, на наш взгляд, два абсолютно противоположно направленных свойства. Он может рассматриваться и реализовывать-ся как достоинство (или благо), позволяющее человеку умело, быстро и успешно добиваться желаемого им для его жизни результата, и как недостаток (или зло), также позволяющий умело, быстро и успешно привести свою жизнь и жизнь окружающей его Природы к гибели. Любой живой организм, кроме человеческого организма, не может причинить вред Природе, а тем более уничтожить ее, так как живет по законам Природы и подчиняется этим законам, являясь ее частью, потому что им руководит инстинкт — своеобразный «природный разум».

В этом сущность различия Человека и иных живых организмов и причина проблем формирования в его сознании экологического мышления.

Пути решения рассматриваемых проблем. Человек всегда сч итал себя хозяином Природы, не подчинялся ее законам и отказаться от этого права ему очень сложно! Сложность этого отказа, очевидно, заключается в том, что человек, обладая разумом, всегда стремился и стремится сейчас обеспечить себе всемерное улучшение существующих условий существования.

Это устремление было и является в настоящее время основным фактором развития цивилизации. Однако все желаемые блага для жизни человек получает от Природы, поэтому его благосостояние определяется возможностями природной среды их удовлетворить, и эти возможности не безграничны. Понимание этого — первый из факторов необходимости формирования экологического мышления у людей, побуждающий их сохранять среду своего обитания.

Получение (прирост) положительных результатов в экономике и экологии являются неоспоримыми благами для человека, однако благо одного, как правило, формируется за счет причинения вреда другому.

Чем больше мы берем из окружающей среды, тем больше нарушаем то, что в обычном понимании принято называть экологией. Снять эти противоречия можно только достигнув между ними баланса. Исходя из этого, развитие Человечества, как части Природы и развитие самой Природы, как среды обитания Человечества, должны осуществляться взаимосогласованно между собой и обоюдно устойчиво.

Понятие «устойчивое развитие» впервые появилось в 1987 г. в докладе ООН, подготовленном Комиссией Брундтланд [6]. Комиссия Брундт-ланд, официально — Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (англ. JVCED), известная по имени председателя Гру Харлем Брундтланд, была образована ООН в 1983 г. Ее создание было связано с растущей озабоченностью «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития». При создании Комиссии Генеральная Ассамблея ООН признала, что экологические проблемы носят глобальный характер, и определила, что это отвечает общим интересам всех стран по разработке политики для устойчивого развития [7]. То есть по существу Комиссия сформулировала необходимость баланса между интенсивным экономическим ростом и ухудшением состояния окружающей среды, осознавая, что окружающая среда есть единственный и незаменимый источник экономического роста—это, полагаем, следует рассматривать как второй фактор необходимости формирования экологического мышления.

Как известно, «устойчивость» до предложенной Комиссией Брундтланд ее интерпретации вместе с термином «развитие» и раньше использовалась применительно к состоянию экономики и предполагала учет экономических требований к охране окружающей среды [8].

Модель же устойчивого развития Комиссии Брундтланд — это, в наиболее кратком изложении, «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [5]. То есть одновременно обеспечить устойчивость экономики и устойчивость Природы (или окружающей природной среды).

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 66, № 6 (396). 2023

ENVIRONMENTAL AND FOOD SECURITY

Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы обеспечить сформулированную Комиссией Брундтланд устойчивость развития?

Прежде всего — внедрить в сознание людей необходимость создания заданной устойчивости развития (или решения этой глобальной проблемы). В качестве конкретных мер следует рассматривать выполнение двух задач, которые можно по отдельности сформулировать так:

- удовлетворить потребности нынешнего поколения, сохранив или преумножив потенциальные возможности имеющихся природных ресурсов;

- удовлетворить потребности природной среды (ресурсного потенциала Природы) в ее сохранении и преумножении.

Сущность деления (разделения) единой проблемы на две задачи устойчивого развития, сделанное нами, в том, чтобы подчеркнуть, что устойчиво должно развиваться удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не менее устойчиво должны развиваться возможности природно-ресурсного потенциала (Природы) удовлетворять эти потребности будущего поколения.

Осознание необходимости решения двух задач для обеспечения баланса между потреблением и развитием природного потенциала следует рассматривать как третий фактор необходимости формирования экологического мышления.

Путь решения первой из выделенных задач — переход Человечества от «общества потребления» к «обществу разумного и бережного использования» природного потенциала планеты и накопленного интеллектуального (технологического) потенциала.

Такой переход не предполагает жесткого ограничения потребностей нынешнего поколения. Разумное и бережное использование, прежде всего, предполагает создание продукции со значительным сроком эксплуатации и годности, обладающей хорошими потребительскими характеристиками и высоким качеством, произведенной по безотходной или малоотходной технологии, объемы ее производства должны соответствовать потребности и т.д. Перепроизводство — это не только неэффективное использование ресурсов, но и появление новых отходов.

В настоящее время производство продукции, особенно легкой промышленности сферы потребления, в значительной степени направлено на выпуск товаров с очень коротким сроком эксплуатации, а также сроком годности, что обеспечивает и стимулирует их постоянное производство. Средства маркетинговой информации призывают к приобретению все новых и новых товаров. Особенно в этом направлении впереди всех идет мода, не только в одежде, но и во множестве других товарах, пропагандируя все новые и новые. Мы не предлагаем отказаться от моды, мы предлагаем рационально и бережно использовать ресурсы Природы.

Путь решения второй из выделенных задач, связанной с обеспечением устойчивости развития возможности природно-ресурсного потенциала удовлетворять эти потребности будущего поколения, базируются на мониторинге, оценке и планировании использования природных ресурсов. Научные разработки в этой сфере должны определять пределы (границы) «вмешательства человека» в естественный процесс развития Природы, сохранив присущие ей возможности самосохранения, саморазвития, самовосстановления. Необходимость осуществления конкретных мероприятий, связанных

с решением двух выделенных нами задач — четвертый фактор необходимости формирования экологического мышления.

Активный процесс антропогенеза на нашей планете свидетельствует о том, что Человечество уже весьма значительно влияет, а следовательно, и должно продолжать оказывать влияние на сукцессионные процессы, происходящие в окружающей его среде и формирующие будущее состояние этой среды. Однако это влияние должно быть только в том случае реализовано и всемерно поддержано, когда оно научно обосновано, целенаправленно и базируется на экологическом мышлении. При отсутствии этих условий надо положиться на законы, которыми руководствуется сама Природа в своем развитии и которые мы еще не знаем. Этот тезис, полагаем, следует рассматривать как пятый фактор необходимости формирования экологического мышления.

Особенности экологического сознания в российском обществе. Экологическое сознание в российском обществе характеризуется в основном теми же свойствами, что и экологическое сознание мирового сообщества. Однако оно обладает рядом специфических особенностей. Данные особенности обусловлены, как отмечено в Экологической доктрине Российской Федерации, следующими факторами: «- чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к сокращению природного капитала страны;

- высокая доля «теневой» экономики в использовании природных ресурсов и неэффективные механизмы природопользования и охраны окружающей среды;

- отсутствие рентных платежей за пользование ресурсами;

- резкое ослабление управленческих и, прежде всего, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды и использования биологических ресурсов;

- низкий организационный и технологический уровень производства и жилищно-коммунального хозяйства и высокая степень изношенности основных фондов;

- последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения;

- низкий уровень экологического сознания и культуры». [9].

В основном в литературных источниках выделяют следующие особенности экологического сознания в российском обществе: значительное преобладание утилитарно-потребительского и футуристического экологического сознания над ноосферным; низкий уровень развитости экологической культуры, образованности и воспитанности населения; недостаточная обеспокоенность населения экологическими проблемами, низкая готовность населения противодействовать нанесению ущерба окружающей природной среде; недостаточная активность экологических движений и организаций; неоднородность экологического сознания между различными группами населения и регионами России [9, 10, 11].

Необходимость кардинального изменения в подходе к экологическому просвещению в России сейчас уже не вызывает сомнений. Для выправления ситуации Экологическая доктрина и Стратегия экологической безопасности предполагают следующие меры:

- создание целостной междисциплинарной системы образования в области экологии, природопользования, охраны окружающей

среды и безопасности жизнедеятельности в вузах страны;

- развитие стандартов образования с формированием специальностей, непосредственно ориентированных на устойчивое развитие социо-природных систем;

- конкурсная целевая государственная поддержка системы экологического просвещения и ее развитие через распространение экологических знаний, идей устойчивого развития, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, об экологической безопасности;

- включение вопросов развития экологической культуры в федеральные целевые, региональные и местные программы развития;

- экологическая направленность молодежной политики и государственная поддержка молодежных экологических организаций и движений с целью приобщения молодежи к реализации на практике конкретных направлений экологической политики государства;

- развитие системы экологической подготовки и переподготовки педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;

- развитие системы повышения квалификации специалистов управления, экологических и природоохранных служб, в том числе в области обеспечения устойчивого развития;

- обязательность экологической подготовки лиц, принимающих решения, в различных сферах производства, экономики и управления;

- повышение информированности деловых кругов (предпринимателей, бизнесменов) в области природоохранного законодательства, природопользования, охраны окружающей среды, экологического менеджмента, экологического аудита, а также привлечение их к использованию методов экологического управления на уровне предприятий;

- пересмотр степени закрытости информации об экологических нарушениях и соответствующее изменение законодательства о государственной тайне, перечня сведений, составляющих государственную тайну, в первую очередь об авариях и катастрофах, наносящих вред здоровью населения и окружающей среде,

- государственная поддержка (методическая и финансовая) общественных инициатив по развитию экологической культуры населения;

- государственная конкурсная поддержка СМИ, в том числе электронных редакций издательств и типографий, чья деятельность ориентирована на распространение экологических знаний и знаний в сфере устойчивого развития;

- содействие активному участию широких слоев населения в реализации идей устойчивого развития и сохранения здоровья. Экологическое сознание современной России,

будучи подвержено воздействию тех же процессов, что и глобальное, отличается значительной межрегиональной и социальной неоднородностью, относительно низкими уровнями экологической культуры, образованности и воспитанности населения при низкой экологической озабоченности последнего и его неготовности к экологическому протесту. Эти его особенности определяются физико-географическими условиями нашей страны, политической, социальной и экономической обстановкой, относительно низкой деятельной активностью населения и особенностями его территориального распределения [12].

564 -

International agricultural journal. Vol. 66, No. 6 (396). 2023

www.mshj.ru

Для успешного преодоления ситуации сложившегося экологического кризиса необходима интеграция во все слои населения механизма формирования экологического сознания. Особенно стоит уделить внимание введению подобной просветительской работы на уровне общеобразовательных и профессионально-обучающих заведений [13]. Необходимо провести в общественном сознании замещение понятия «антропоцентризм» на «экоцентризм». Человек со сформировавшимся экологическим мышлением будет четко и ясно понимать, что его разумность и осознанность налагает на него высокую ответственность за свои действия по сохранению нашей планеты для будущих поколений. Выводы.

1. Заявленное во многих научных источниках экологическое мировоззрение (экологическое мышление, экологическое сознание) — как появившееся, переживает еще свое рождение или находится на первых стадиях развития, что требует активизации этого процесса, так как отсутствие экологического сознания может очень скоро привести в гибели цивилизации.

2. Наличие у человека разума следует оценивать двумя абсолютно противоположными характеристиками: как достоинство (или благо) и, одновременно, как недостаток (или зло). В такой оценке разумности человека заключаются все проблемы формирования его экологического мышления.

3. В качестве основных факторов необходимости формирования современного экологического мышления должны выступать следующие условия (требования), которые определяют дальнейшее развитие и существования современной цивилизации:

- осознание того, что основным фактором развития цивилизации является устремление Человечества обеспечить свое постоянно растущее благосостояние, определяемое возможностями природных ресурсов, которые не безграничны;

- необходимость обеспечения баланса между растущими экономическими потребностями Человечества и ресурсными возможностями природной среды;

- достижение этого баланса должно базироваться на их устойчивом развитии, при котором устойчиво должно развиваться удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не менее устойчиво должны развиваться возможности природно-ресурсного потенциала удовлетворять эти потребности будущего поколения;

- развитие процесса удовлетворения потребностей Человечества должно базироваться на отказе от безудержного потребления и переходе к разумному и бережному использованию имеющихся ресурсов (в основном на основе развития ресурсосберегающих технологий), а развитие возможностей природного потен-

циала — на предотвращении вмешательства человека в естественный процесс акцессионных изменений окружающей среды (на основе его научного обеспечения и сопровождения); - в случае невыполнения перечисленных условий (требований) следует положиться на законы, которыми руководствуется сама Природа в своем развитии и которые мы еще не знаем, не оказывая на нее своего губительного воздействия, что обеспечит проявление ее важнейших свойств: самосохранение, саморазвитие и самовосстановление. 4. Необходимо принять срочные меры, связанные с проблемами формирования в современном российском обществе экологического мышления, отмеченные в положениях Экологической доктрины Российской Федерации, и их выполнения в соответствии со Стратегией экологической безопасности страны.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тобоев А.И. Понятие экологического сознания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 23-26.

2. Веретенников Н.Я. Глобализация экологического сознания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 2. С. 11-15.

3. Блягоз Н.Ш. Компоненты модели формирования экологического сознания // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 02. С. 35-40.

4. Крячко Т.А. Философские основания формирования экологического сознания в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 6. С. 363-368.

5. Бегидова С.Н., Макрушина И.В. Структура экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. Вып. 3. С. 14-21.

6. Устойчивое развитие. Организация Объединенных наций. URL: https://www.un.org/ru/120942 (дата обращения: 08.08.2023).

7. Устойчивое развитие. Википедия. URL: https:// ru.wiripedia.org (дата обращения: 08.08.2023).

8. Вершинин В.В. Устойчивое развитие: проблемы терминологии (экономика и экология): материалы Международной научно-практической конференции «Мать земля», 25 апреля 2023 г. Москва, Государственный университет по землеустройству.

9. Экологическая доктрина Российской Федерации (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р). URL: http:// government.ru/docs/all/43014/

10. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879

11. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году. Государственный доклад / Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2022. 684 с.

12. Громов Е.В. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. Елабуга, 2004. 153 с.

13. Колина Е.С. Анализ подходов к формированию экологического мышления // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 62-66.

References

1. Toboev, A.I. (2015). Ponyatie ehkologicheskogo soz-naniya [The concept of ecological consciousness]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research], no. 3 (7), pp. 23-26.

2. Veretennikov, N.Ya. (2014). Globalizatsiya ehkologicheskogo soznaniya [Globalization of ecological consciousness]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy], issue 2, pp. 11-15.

3. Blyagoz, N.Sh. (2017). Komponenty modeli formiro-vaniya ehkologicheskogo soznaniya [Components of the model of formation of ecological consciousness]. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University], issue 02, pp. 35-40.

4. Kryachko, T.A. (2011). Filosofskie osnovaniya formiro-vaniya ehkologicheskogo soznaniya v sovremennom rossiis-kom obshchestve [Philosophical foundations of the formation of ecological consciousness in modern Russian society]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], no. 6, pp. 363-368.

5. Begidova, S.N., Makrushina, I.V. (2014). Struktura ehkologicheskogo soznaniya [The structure of ecological consciousness]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika ipsikhologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology], issue 3, pp. 14-21.

6. Ustoichivoe razvitie. Organizatsiya Ob"edinennykh natsii [Sustainable development. The United Nations]. Available at: http://www.un.org/ru/120942 (accessed: 08.08.2023).

7. Ustoichivoe razvitie. Vikipediya [Sustainable development. Wikipedia]. Available at: https://ru.wiripedia.org (accessed: 08.08.2023).

8. Vershinin, V.V. (2023). Ustoichivoe razvitie: problemy terminologii (ehkonomika i ehkologiya): materialy Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Mat' zemlya», 25 aprelya 2023 g. [Sustainable development: problems of terminology (economics and ecology): materials of the International scientific and practical conference "Mother Earth" on April 25, 2023]. Moscow, State University of Land Use Planning.

9. Ehkologicheskaya doktrina Rossiiskoi Federatsii (Odo-brena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 avgusta 2002 g. № 1225-r) [Environmental Doctrine of the Russian Federation (Approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 1225-r of August 31, 2002)]. Available at: http://government.ru/docs/all/43014/

10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 19.04.2017 g. № 176 «O Strategii ehkologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 176 dated 04/19/2017 "On the Strategy of Environmental Safety of the Russian Federation for the period up to 2025"]. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41879

11. Ministry of Natural Resources of Russia; Lomonosov Moscow State University (2022). O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchei sredy Rossiiskoi Federatsii v 2021 godu. Gosu-darstvennyi doklad [On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2021. State report]. Moscow, 684 p.

12. Gromov, E.V. (2004). Sushchnost' i osnovnye tenden-tsii razvitiya ehkologicheskogo soznaniya v sovremennom obshchestve [The essence and main trends in the development of ecological consciousness in modern society]. Cand. philosophical sci. diss.: 09.00.11. Yelabuga, 153 p.

13. Kolina, E.S. (2021). Analiz podkhodov k formirovani-yu ehkologicheskogo myshleniya [Analysis of approaches to the formation of ecological thinking]. Sovremennoe peda-gogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education], no. 2, pp. 62-66.

Информация об авторах:

Вершинин Валентин Валентинович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, академик Российской академии естественных наук, заведующий кафедрой геоэкологии и природопользования, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9046-827X, Scopus ID: 57190580623, Researcher ID: О-1151-2017, [email protected] Ортюкова Анастасия Олеговна, аспирантка кафедры геоэкологии и природопользования, [email protected]

Information about the authors:

Valentin V. Vershinin, doctor of economic sciences, professor, Honored worker of the Higher School of the Russian Federation, Laureate of the Prize of the Government of the Russian Federation in the field of education, academician of the Russian Academy of Natural Sciences, head of the department of geoecology and nature management, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9046-827X, Scopus ID: 57190580623, Researcher ID: О-1151-2017, [email protected] Anastasia O. Ortyukova, postgraduate student of the department of geoecology and nature management, [email protected]

Ш [email protected]

/Г^уМ^^РШ, Международный сельскохозяйственный журнал. T. 66, N9 6 (396). 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.