Научная статья на тему 'Формирование экологического менталитета как общественная потребность'

Формирование экологического менталитета как общественная потребность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
743
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шумейко Александр Александрович

The article of doctor of pedagogical science, professor A.A. Shumeiko is dedicated to the problem of realising «the life sphere» degradation by a modern man. He has elaborated some effective measures of making the man"s practical life oecological. The author analyses modern scientific approaches to forming «new oecological thinking» and proposes some ways of its formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article of doctor of pedagogical science, professor A.A. Shumeiko is dedicated to the problem of realising «the life sphere» degradation by a modern man. He has elaborated some effective measures of making the man"s practical life oecological. The author analyses modern scientific approaches to forming «new oecological thinking» and proposes some ways of its formation.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического менталитета как общественная потребность»

Таким образом, осуществление процесса гуманизации образования сегодня необходимо в связи с озабоченностью человечества поиском новой духовно-нравственной и экологической ниши. Результаты анализа существующих тенденций в современном образовании,

обоснованных социокультурными явлениями в обществе, даёт нам право говорить о возможности целенаправленного осуществления этого процесса при эффективном педагогическом разрешении встающих в этом процессе противоречий (Рябкова

Н.Г.). Не смотря на существующие разработки советских учёных - педагогов о сущности

противоречий в методологии педагогических исследований, о движущих силах в педагогическом процессе (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин,

В.И.Загвязинский) [6]; разработку теории и практики процесса, направленного на разрешение противоречий гуманизации воспитания

(Н.Г.Рябкова), проблема гуманизации образования продолжает оставаться актуальной, поскольку решает педагогические задачи его «очеловечивания».

Литература.

1.Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. - М.: Наука,1963.

2.Бубер Мартин. Два образа веры. -М.:ООО «Фирма» «Издательство АСТ»,1999.

3.Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. - М.:Мысль,1978.

4.Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологический анализ //Вопросы философии --1995 - № 1.

5.Новая постиндустриальная волна на Западе./Под редакцией В.Л.Иноземцева. -М. :Академия, 1999.

6.Проблемы методологии педагогики и методики исследований./ Под редакцией М.А. Данилова, Н.И.Болдырева. -М.: Педагогика,1971.

7. Рябкова Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема. - Петропавловск-Камчатский - Хабаровск,1998.

8.Шпет Г.Г. Сочинения. - М.:Правда,1989.

9.Яковец Ю.М. Формирование

постиндустриальной парадигмы: истоки и

перспективы //Вопросы философии. - 1997 - № 1.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ

ПОТРЕБНОСТЬ

Шумейко А.А.

DEVELOPING THE ENVIROMENTAL MENTALITY AS A SOCIAL NEED

Shumeiko A.A.

Abstract

The article of doctor of pedagogical science, professor A.A. Shumeiko is dedicated to the problem of realising «the life sphere» degradation by a modern man. He has elaborated some effective measures of making the man’s practical life oecological. The author analyses modern scientific approaches to forming «new oecological thinking» and proposes some ways of its formation.

В конце XX столетия человечество пытается осмыслить пройденное, подытожить приобретения и утраты. В разных сферах -экономике, политике, экологии, образовании, праве и т.д. разрабатываются модели вхождения в следующее тысячелетие. Важнейшей приметой этой деятельности является желание выйти на модель устойчивого экономического развития, с помощью которой можно будет сбалансированно решить социально-экономические задачи, сохранить природную сферу и природно-ресурсный потенциал, ибо таковым является настоятельное требование придерживаться законов Природы и понимать намечаемые ими ограничения. Специалисты

считают, что до начала необратимых процессов разрушения «сферы жизни» осталось несколько десятилетий. Теперь нам угрожает не какая-то потусторонняя сила - мы становимся

небезопасными сами для себя

«природопереворачивающими» возможностями, самоуверенностью, экологическим невежеством.

Апокалипсические перспективы цивилизации

встают уже не через мистические откровения, они

основываются на экологических реалиях. Именно последние вынудили человечество перейти от стратегий «покорения природы» к стратегиям «выживания» в условиях тотального «очеловечивания» окружения. Однако такая переориентация выглядит пока что исключительно' декларативно-Темпы деградации «сферы жизни» значительно превышают темпы осознания человечеством этого небезопасного процесса и создания эффективных мер «экологизации» всех сфер практической деятельности. В целом, человек остается, «деликатно говоря», экологически некомпетентным и не подозревает, какая опасность ожидает его именно с этой стороны. Если воспользоваться известной мыслью X. Ортеги- и-Гасета, то специалист-эколог, который пытается обратить внимание мировой общественности на катастрофическое состояние окружающей среды, уподобляется клоуну, который с цирковой арены оповещает публику о реальном пожаре, а она воспринимает это как очередную репризу.

В сентябре 1995 года в Сан-Франциско собрался большой Форум по глобальным

перспективам человечества наиболее влиятельных и думающих людей из разных стран мира, который можно охарактеризовать как попытку создания новой архитектуры глобальной безопасности. Основными темами форума были поиски нового смысла условиях духовного кризиса; проблемы формирования потребностей; глобальные тенденции экономики XXI века, новые показатели роста; возможности и пути построения гражданского общества; будущее образования и науки; Хартия Земли, создание билля о правах природы, «зеленая» экономика и др. Задача Форума - обобщить наиболее ценный опыт разных стран и народов. Проблемы, обсуждаемые на Форуме, не являются абсолютно новыми. Так, еще в 1758 году французский экономист Франсуа Кенэ в докладе королю представил экономическую таблицу «Естественное устройство правительства, наивыгоднейшее для человеческого рода», которая потом фигурировал под названием «Таблица Кенэ». Идея заключалась в том, что, в экономической жизни следует использовать те же законы, которые регулируют обмен веществ в природе, и где ключевая роль отводится растениям. Эти законы должны быть взяты за основу в социальной организации. Это была одна из первых экологических схем, претендующих на разработку разумного потребления в сфере материального производства. В отличие от других популярных схем, Кенэ считал именно сообщества растений главным элементом в цепи замкнутого органического движения в биоценозе. Эту часть учения физиократов в дальнейшем развивал В.И. Вернадский. Ее также использовал Г. Эмерсон при построении своих принципов производительности.

Эмерсон был одним из первых рационализаторов в XX столетии, который заметил, что человеческая деятельность должна иметь тот же тип организации -«оборонительно-созидательный», который активно культивируется сейчас. Организационный тип мира растений отвечает самым высоким критериям эффективности при самых; низких, энергетических затратах и «имеет самое высокое вознаграждение - долговременное существование всего сообщества». Разумная хозяйственная деятельность должна соответствовать тому, что в мире растений соответствует фитосинтезу, и должна быть такой же экологически безвредной, энергетически сбалансированной, какой является продуктивная жизнедеятельность растений. «Нападение и разрушение как основная цель деятельности культивируют произвол, злоупотребление силой, жестокость, грубость, безответственность и повсеместную анархию. Это насилие над людьми, над природой и над самой жизнью», - резюмирует Г. Эмерсон [18. С. 137].

Взгляды Эмерсона доказывают возможность оптимизации производственного процесса, его экологизации, раскрывают пагубность концепции количественного роста, которая затронула все стороны жизни общества и повлияла на психологию человека.

Интересны также работы голландских экологов - «Друзей Земли», которые считают, что без значительного сокращения личного потребления (кроме потребления мяса) решить проблему разумных потребностей можно за счет «революции в эффективности производства». Для этого необходимо производство сельскохозяйственных продуктов и потребление энергии «заключить в рамки и не выпускать оттуда». К 2030 году снизить на 60% количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, а 95% невозобновляемых ресурсов включить в замкнутые циклы. Но возможности решения этих проблем зависят от разных условий - от государственной политики и общей культуры общества. Рамки, о которых говорят голландцы в «Плане действий» [11], выражены в концепции «энвайронментального пространства». Под этим понимаются предельные нормы, потребления ресурсов, загрязнения среды и сохранения живой природы при использовании всеми странами пропорциональных количеств природных ресурсов. Это тем более важно, что как подчеркивает американский исследователь Б. Фритш, разрыв между предполагаемым и действительным риском от применения новой технологии «становится все шире и увеличивается по мере роста благосостояния» [10].

Небезопасный перевес технократического стиля мышления над гуманитарным определило актуальность концепции «двух культур» (Ч. Сноу) в нашем обществе. Становится очевидным, что высокому уровню техники и технологии должен соответствовать такой же уровень гуманитарноморальной культуры человека. Реалии научнотехнического развития, рассмотренные в экологическом контексте, убеждают: все чаще направленность практических проектов

противоречит социально-этическим, гуманитарным нормам.

В результате аварии на Чернобыльской атомной станции из поврежденного реактора выделилось большое количество радиоактивных нуклидов, которые выпали на окружающую

территорию. Почти пять миллионов человек

оказались жителями территорий, где загрязнение радионуклидами превышало 37 кБк/кв.м. 278000 человек проживали в районах с плотностью

загрязнения выше 555 кБк/кв.м. Около 800000 человек (ликвидаторы) приняли участие в спасательно-восстановительных работах в зоне взрыва. По данным исследований, заражению в той или иной мере подверглось 17 млн. человек, среди них 2,5 млн. детей в возрасте до 6 лет [15. С.З].

Авария на ЧАЭС явилась мощным

психотравмирующим фактором, оказала кроме прямого физического воздействия на организм человека, огромное влияние на все стороны жизнедеятельности миллионов людей: приобрели статус дезорганизующие социальные процессы, порождающие различные изменения личностноэмоциональной сферы стресс и попытанная тревожность; у населения радиационных районов формируется своеобразное сочетание психических

реакции названною комплексом «жертвы»; у жителей этих районов имеет место изменение ценностных ориентации, мотивации и стратегии поведения [15.С.3-41].

По данным Быкова В.П. (1995г.), повышенной тревожностью характеризовалось 73% опрошенных учащихся средней шкоды № 1 г. Новозыбкова агрессивностью -30%, комплексом «жертвы» - 65% [2. С.4].

В результате нескольких аварий на Южном Урале, крупнейшая из которых произошла в 1957г. в достаточно населенной местности площадью 27 тыс.кв.км., в окружающую среду было выброшено радионуклидов в 3 раза больше, чем при Чернобыльской катастрофе (150 млн. ки). О радиологической обстановке на Южном Урале длительное время (около 30 лет) ничего не было известно. Это обстоятельство обусловило тот факт, что большинство жителей пострадавшего района не переселялось, а в населенных пунктах в настоящее время проживает уже третье - четвертое поколение [15.С.14].

В результате статистической обработки выявлено достоверное увеличение заболеваемости детского населения олигофренией в районах Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРСа) - 69,27 на 10 тыс. детского населения, тогда как заболеваемость олигофренией в «чистых» районах 41,27 на 10 тыс. детского населения. При этом средняя эаболеваемость среди детского населения Челябинской области за это время составила 65,53 на 10 тыс. тыс. детского населения. Это дает основание о выводе единых закономерностей, которые сводятся к тому, что в районах ВУРСа распространенность нервнопсихических аномалий значительно выше, чем в районе интактном по отношению к радиологической обстановке, а степень интеллектуального дефекта выглядит более тяжелой. Что же касается физической патологии, к которой отнесены нарушения зрения, слуха, речи, а также детские церебральные параличи (ДЦП), то устойчивость распространения ее в ВУРСе более чем в 2 раза превышает эти показатели «чистого» района [15.С.15], кроме того, зафиксировано резкое и раннее учащение злокачественных образований щитовидной железы у детей, особенно, младшего возраста.

Антропогенные воздействия, вызывающие заболевания различной степени тяжести, также требуют дополнительных затрат на лечение с тенденцией их роста. Центральные районы России и Урал наименее благополучны по онкологическим заболеваниям, продолжительность жизни здесь всего 61-63 года. Восточная Сибирь, Чукотка, Сахалин занимают первое место по уровню распространения алкоголизма. Научные исследования показывают, что ситуация в России будет и в дальнейшем ухудшаться, так как страна находится в фазе вхождения в экономический кризис. Уже сегодня 30% новорожденных детей имеют патологические отклонения. С 1987 года в России в 1,5 раза увеличилось количество смертей,

количество курящих за последние 10 лет возросло с

1,4% до 37%.

На земном шаре известно немало районов, где нездоровье человека обусловливается качеством компонентов естественной среды (вода, ветер, грунты). Эти аномальные явления называют биогеохимическими эндемиями. На Дальнем Востоке известна Гуровская биогеохимическая эндемия. Причиной таких эндемий является значительное отклонение от нормального, т.е. среднего, содержания химических элементов и их соотношений в компонентах природной среды. Предпосылки формирования искусственных биогеохимических эндемий существуют в зоне действия крупных промышленных объектов, комплексов химических комбинатов,

металлургических заводов и т.д.

Современная экологическая ситуация на всех уровнях - официальном и неофициальном -однозначно классифицируется как чрезвычайно небезопасная. В наследие мы получили деформированную систему народного хозяйства, в которой главное место занимают энерго- и материалоемкие производства, наиболее экологически небезопасные отрасли

промышленности (металлургическая, горнорудная, химическая, атомная энергетика и др.). Наращивание производства в этих отраслях сопровождалось хроническими «застоями» отходов на очистных сооружениях. Изношенность

(моральная и физическая) промышленного оборудования, отставание от мировых технологических стандартов, высокая техногенная нагрузка на окружающую среду в России, неконтролируемое нагромождение разнообразных отходов и отсутствие способов их эффективной утилизации делают ситуацию экстремальной. К этому прибавляется низкий уровень экологический культуры населения. Когда мы стали на социальнополитическом распутье и имеем деградированную экономику, проблемы экологии грубо вытесняются на второй план. Экологические требования воспринимаются как нежелательные препятствия в развитии экономики и технического прогресса, отсюда крайне неудовлетворительное состояние финансового обеспечения природоохранных мер (прежде всего, капиталовложений в разработку и строительство очистных сооружений, предприятий с малоотходными технологиями и т.д.). Ухудшение экологической ситуации на планете вынуждает искать пути преодоления экологического кризиса, являющегося основной проблемой цивилизации. Множество изменений в сознании нашего современника в бытовой, производственной, идеологической, научно-методологической,

образовательной и других сферах произошло под непосредственным влиянием экологических проблем и идей, которые проявляются в экологии как комплексной отрасли современного научного исследования.

Сейчас некоторые ученые многих стран видят возможность выхода из экологического кризиса через построение постиндустриального

общества с использованием искусственного интеллекта, информационных технологий и других инноваций подобного плана. Однако, в контексте устойчивого развития этот путь, как и гипотетическое расширение жизненного

пространства за счет автотрофности и искусственных условий жизни, является проблематичным. Машинно-интеллектуальные системы рассматриваются как средство мобилизации общественного интеллектуального потенциала для решения конкретных задач [5.С.27]. Сами по себе информационные системы не синтезируют новые знания и не влияют на формирование качественно новой информации, а лишь обеспечивают ее быстрое «протекание» от источника адресату. Поэтому, будучи объединенными глобальной сетью Шете^ эти системы способны дать любые идеи, и том числе и вредные, что небезопасно для биосферы и человека. В связи с этим можно привести мысль известного гуманиста современности П. Тейяр де Шардена из его книги «Феномен человека»: «Земля

покрывается не только мириадами думающих субстанций, но и сложным континиуумом мысли, которая в конце-концов образует единый в функциональном отношении континиуум мысли планетарных масштабов. Мы еще не имеем никакого понятия о возможной величине ноосферной мощности. Резонанс человеческих колебаний усиленный в миллионы раз! Целый покров сознания, который давит на будущее. Коллективный и итоговый продукт миллионов лет мышления!» [14.С.28].

Отсюда возникает непростой и никак не риторический вопрос: не создает ли

постиндустриальное общество новых и углубит ли старые экологические проблемы, которые по законам синергизма могут перечеркнуть не только достижения современного общества, но и «суммарный эффект миллионов лет мышления». Такое возможное развитие действий дает основания для опасения, что на Земле углубится накопление негативной энергии, излучаемой человечеством вместе с выработанной информацией (так называемый энергетический комплекс), которая уже теперь является разрушительной, деструктивной по отношению к природе, биосферы. Наличие накопленной негативной энергии уже дает себя знать в виде неизвестных ранее заболеваний (СПИД, в частности), усиления частоты катастрофических процессов и явлений, частой массовой гибели людей в авиакатастрофах, неожиданных обвалов домов, частых неурожаев, неожиданных неполадок на космических станциях, непрерывных военных конфликтов и т.д. надежда на то, что через НТП в его современном направлении можно преодолеть экологические проблемы и устранить их в будущем, необоснованы. Эта проблема непосильна ни для интернетного, ни для другого искусственного интеллекта, ибо эта проблема морального выбора, который является имманентным свойством лишь человеческого ума.

Нередко высказывается мысль, что будущее цивилизации лежит в плоскости реализации идеи создания для человека единичных условий, независимых от состояния природы, биосферы, естественной биогеохимической цикличности. С этой целью популяризируется постулат расширения жизненного пространства за счет космоса и прихода человека к автотрофности и привлечения и помощь искусственного интеллекта. Эта идея не столько безумна, сколько вредна. Она дезориентирует общество, как в свое время дезориентировала его идея коммунистического будущего, отвлекает внимание от необходимости уже теперь работать над созданием благоприятных условий для жизни на Земле.

Не менее необоснованной является идея возвращения человечества в лоно Природы. На этот призыв Ж.Ж. Руссо в свое время Вольтер ответил, что «вернуться в природу человек может, но только пятясь, как рак».

В социоэкологических условиях, которые сложились сегодня (5,5 млрд. населения, существующий характер бытия человека, законы развития и т.д.), реализация такой идеи выживания невозможна.

Беспощадная эксплуатация природы (внешней и своей собственной) приводит к тому, что человек обедняет себя не только физиологически, но и духовно. Прогрессирующее разрушение окружающей Среды является проявлением нарушения связи между природным и духовным компонентами человеческого бытия, что порождает смятение в человеческой душе. Сегодня мы уже глубоко понимаем мысли А.Дж. Тойнби о том, что человек достиг необыкновенных успехов в сфере интеллекта и «ноу-хау», но он беден духовно, и это наибольшая трагедия жизни на Земле: как разительно неадекватно выявляет он свои

способности в материальной и духовной сферах, хотя духовный аспект жизни является гораздо важнее для, человеческого благополучия (в конце-концов даже материального), а не контроль над неживою природою 16.С.154].

Проблемы, на которые выходит

современная экология, невозможно вложить в

«прокрустово ложе» обычных дисциплинарных представлений, которые опираются на традиционную классификацию наук.

Гуманистическое содержание экологического образования заключается в том, что оно призвано формировать адекватное мировосприятие

современного человека (глобализация и синтез представлений о мире), способствовать продуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои дела. Это выдвигает проблему формирования экологической ментальности современного человека в качестве первоочередных. Действенным средством при этом должна стать система образования подрастающего поколения. Школа будущего

представляется как школа всестороннего, прежде всего духовного развития личности, которой

присуща экологическое мировоззрение,

экологическое мышление, экологическая культура, мораль, этика. Существенной составляющей системы образования становится экологическое образование, без которого уже не мыслится устойчивое, жизнеутверждающее развитие общества. Поэтому проблема экологического образования, ее содержания привлекает все большее внимание педагогической общественности.

Речь, естественно, не идет о том, что за время хотя и целенаправленного, но весьма краткосрочного обучения в школе, других типах учебных заведений или путем самообразования существенно повлиять на уже сложившийся индивидуальный или общественный менталитет (по мнению Л.Н. Гумилева, между внешним раздражителем и появлением исторически наблюдаемой смены стереотипов членов этнической общности проходит не менее 150 лет) [4.С.138]. Но именно в сфере образования могут и должны наследоваться инвариантные во времени и пространстве общечеловеческие гуманистические ценности, которые, трансформируясь в собственно педагогическую и вполне технологизируемую категорию целей воспитания, обучения и- развития личности, способствовали бы формированию социально и индивидуально необходимых человеческих качеств, предопределяющих в конечном счете и формирование устойчивых качеств ментальности.

Образование как наиболее технологичная и подвижная часть культуры, образно говоря, держит руку на пульсе человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков, формирует экологические потребности молодежи. Что же такое экологические потребности? Для ответа на этот вопрос, очевидно, необходимо, вначале выявить сущность категории «потребность». Анализируя природу потребностей, многие. исследователи отмечают, что этот вопрос является дискуссионным. В целом все многообразие точек зрения по проблеме природы потребностей можно свести к трем основным подходам. Одни ученые рассматривают потребности как явление объективное, другие - как субъективные, а третьи считают, что они представляют собой единство объективного и субъективного. Анализ этих подходов приводит к выводу о том, что рассмотрение потребностей как единства объективного и субъективного является наиболее предпочтительным. Суть потребностей на уровне социологического анализа можно определить как объективное состояние людей, выражающее диалектическое противоречие между имеющимся и необходимым (или кажущимся необходимым) и побуждающее субъекта к деятельности по устранению данного противоречия [17. С.518]. При этом следует подчеркнуть, что потребность характеризует такое состояние напряженности, неуравновешенности человека, причиной которого может быть не только нуждаемость в чем-либо, но и наоборот, необходимость устранения ненужных

факторов, препятствующих проявлению

сущностных сия личности.

Потребности не возникают произвольно, независимо от сознания человека, а детерминируются как природной, так и социальной средой. Потребности человека - это особый «канал», через который осуществляется связь субъекта с культурой общества, определяя характер отношений человека с окружающим миром. Условия жизни заставляют действовать людей в определенном направлении, благодаря чему у них формируются соответствующие потребности и интересы.

Отражая некоторое состояние

неопределенности, потребности личности выражают не только объективное, но и субъективное ее отношение к внешнему миру, к самой себе и другим людям.

Субъективное в потребностях - это та часть их содержания, которая включает наиболее существенные, внутренние свойства личности. К. Маркс писал, что «...поскольку меня определяют и насилуют мои собственные потребности, насилие надо мной совершает нечто чуждое, а лишь моя собственная природа, являющаяся совокупностью потребностей и влечений...» [8. С.192]. Это

означает, что потребность есть существенная характеристика человека, В ней не только субъективное объективируется, но и объективное в определенной степени зависит от субъективного.

Потребности сами по себе не детерминируют поведение людей. Это зависит в первую очередь от того, как они отражаются, как осознаются человеком. В этой связи важным представляется выяснение вопроса о субординации экологических потребностей и экологических интересов, которые лежат , также в основе формирования экологического сознания.

Прежде всего, следует отметить, что категории «экологическая потребность» и «экологический интерес» весьма близки по своему содержанию, между ними существует тесная связь. Не существует экологических потребностей без экологического интереса, а экологический интерес, в свою очередь, порождает экологические

потребности. Они обладают общими свойствами, по своей природе они объекгивно-субьективны. И те, и другие являются побудительными силами

экологической деятельности человека; они социально обусловлены и носят исторически изменчивый характер.

Отличие же экологических потребностей от экологических интересов заключается в том, что экологические интересы, в конечном счете, порождаются сформировавшимися в. обществе экологическими потребностями. Если

экологические потребности - это состояние, которое может быть реализовано, то в экологическом интересе проявляется деятельностное отношение

субъекта. Экологический интерес выражает определенную направленность, фиксацию экологической деятельности на реализацию экологических потребностей. Интересы людей представляют собой «живую материальную силу,

обусловливающую мысли и стремления людей, и двигающую как историю мышления, так и всю историю общества» [12. С.408]. В связи со

сказанным выше экологические интересы экологической ситуацией стремления, желания, направленность воли субъекта на устранение экологических противоречий и достижение

социально-экологического идеала.

Экологические потребности, выражая состояние объективно существующих

экологических условий, диктуют логику

целенаправленной экологической деятельности. В процессе этой деятельности складываются

социально-экологические отношения, которые проявляются через экологические интересы. Отсюда вытекает взаимосвязь между экологическими потребностями и интересами. Она такая же тесная и взаимообусловливающая, как и между экологической деятельностью и социально-

экологическими отношениями. Экологические потребности выступают, с одной стороны, как условие проявления экологических интересов, а с другой - результатом их реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологические потребности и интересы осознаются людьми и выступают идеальным моментом в экологической деятельности и

социально-экологических отношениях. Они формируют цели, мотивы, стимулы, стремления, желания, идеалы и другие духовные образования, которые лежат в основе первичного отражения экологическим сознанием экологических условий жизнедеятельности общества. Осознанные субъектом экологические потребности и экологические интересы определяют отношение его к окружающему миру детерминируют структуру и формы сознательной экологической деятельности, социально-экологических отношений. Процесс

сознания потребностей и интересов - есть процесс перехода материального в идеальное, объективного в субъективное. Именно отсюда и берет свое начало процесс формирования экологического сознания.

Одновременно экологические интересы

выступают в качестве промежуточного звена, связывающего экологические потребности с

экологическими целями и социально-экологическим идеалом. «Где нет общности интересов,- писал Ф. Энгельс, - там не может быть единства целей... » [12. С.14]. Под целью в научной и философской литературе принято понимать идеальный образ

предвидимого, будущего результата практической деятельности субъекта. Идеальный характер

человеческой цели является одной из существенных ее черт. Прежде чем осуществить определенное действие, субъект мысленно строит образ того результата, который должен быть получен. Цель выступает, таким образом, как идеально

преобразованная деятельность. Способ же ее

преобразования зависит от человека, от его потребностей и интересов.

Отражение действительности в цели есть по своему характеру опережающее отражение, которое осуществляется путем отбора элементов настоящего и систематизации их в целостный образ на основе

потребностей и интересов индивида. Образ будущего вырастает из настоящего на его почве, а настоящее содержит в себе остатки прошлого и ростки будущего.

Исходя из приведенных положений, представляется возможным определить

экологические целя как идеальный образ предвидимых качественных параметров

окружающей человека природной среды, которые общество. хотело бы получить в результате осуществления экологической деятельности.

Экологические цели возникают в результате осмысления обществом, социальными группами, отдельными индивидами экологических условий своего существования. В экологических целях в идеальной форме преобразуется окружающий человека мир, осуществляется процесс отбора эффективных форм взаимодействия общества с природой, проявивших себя в ходе осуществления экологической деятельности и моделируются новые способы связи человека с внешним миром. Формирование экологических целей осуществляется на основе имеющихся в обществе экологических потребностей и интересов. Именно они придают экологическим целям определенную целостность и законченность.

Говоря об экологических целях, следует подчеркнуть, что существуют и такие цели, которые люди не всегда способны осознать в силу ограниченности своего личного опыта, багажа знаний, экологической культуры. К таким целям относятся конечные стратегические цели, формирующиеся на основе знания закономерносгей развития системы «общество-природа». Конечные экологические цели представляют собой единство идеально полагаемого будущего состояния окружающей среды и деятельности по ее достижению. Они находятся в диалектическом единстве с ближайшими экологическими цепями. Однако ведущая роль в этой взаимосвязи принадлежит конечным стратегическим целям, ибо лишь с учетом их можно проводить верную экологическую политику.

Высшей формой проявления конечных экологических целей является социальноэкологический идеал, под которым принято понимать динамическую модель системы «общество-природа», преломленную и сознании личности [7. С.147]. Социально-экологический

идеал, как представление о совершенном и желаемом, выражает такие объективные тенденции, в которых фиксируется образ будущего состояния взаимоотношения общества и природы. Социальноэкологический идеал выступает высшей формой опережающего отражения действительности, предвидения тенденций развития взаимодействия общества как целостного социального организма с природой. Фиксируя черты будущего состояния системы «общество-природа», социальноэкологический идеал оказывает влияние и на осуществляющуюся сегодня экологическую деятельность, выступая в качестве регулятива,

критерия правильности проводимой экологической политики.

Термин «экология» происходит от греческого «oikos», что означает дом, жилище, в более широком значении - родина. Эта же первооснова и в слове «экономика». Последняя, как известно, исследует совокупность

производственных отношений человека в неразрывной связи с общественным строем и т.д., в центре же внимания экологии - живые организмы и условия, в которых они существуют. Современную экологию рассматривают как осознание человеком своего места природе и связи с ней. На основе этих знаний на протяжении тысячелетий Homo sapiens вырабатывал стратегию и тактику своего поведения

и, следовательно, собственного выживания. В этом смысле история экологии равнозначна истории человеческой культуры. Есть все основания сделать вывод о том, что менталитет, формируемый под влиянием глубинных иррациональных элементов сознания, именуемых то как сублимация, то как архетипы и т.д. представляют собой защитный пояс ядра культуры. Факты свидетельствуют, что человек, будучи носителем определенного генотипа, воспитанный в определенной культурной традиции и выросший в определенной природной среде, при перенесении его в иную, чуждую ему обстановку, может и не погибнуть физически, как это неминуемо произойдет с глубоководной рыбой, выброшенной на мелководье. Однако поведение этого человека будет настолько

противоестественным для нового окружения, что представители последнего никогда не спутают его со «своими».

«Должно быть, - пишет В.О. Ключевский, -каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов, подобно тому, как неодинаковая световая восприимчивость приводит разнообразие цветов. Сообразно с этим и народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в своем сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления» [6. С.61].

Французский ученый Ф. Бродель прямо связывает менталитет с устойчивыми социальными структурами, которые «...становятся устойчивыми элементами для бесчисленного количества

поколений; они преграждают историю, мешают течению ее, и, мешая, образуют ее. Другие структуры изнашиваются довольно быстро. Но все они оказывают и поддержку, и помеху, как помехи... они являются пределами, через которые ни человек, ни человеческий опыт не может пройти.

Представьте себе, как трудно вырваться из

известных географических рамок, из известной биологической реальности, из известных преград к высокой производительности, даже из известных духовных обуз. Ибо ментальные рамки, - заключает

автор, - тоже могут быть тюрьмами времени большой протяженности» [1. С. 13].

А.Я. Гуревич отмечает такую черту менталитета, как инерция, которая является «исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история» [3. С.14].

Современные этнографы убедительно аргументируют положение о том, что основной причиной вымирания отдельных народов является не непосредственные акты экспансии: физическое уничтожение, завезенные болезни, алкоголь и т.д., а деформация религиозного, этнического, жизненного уклада жизни, который придавал смысл их существованию. Утрата традиций и обычаев неизбежно приводит к распаду этноса, обеднению духовной жизни, массовых проявлений аморальности. Убедительной иллюстрацией этого процесса была судьба малых северных народов в СССР. Как свидетельствует один из очевидцев, когда в конце 70-х годов осуществлялось массовое переселение из «примитивных» поселений чукчей и эскимосов в современное жилье с паровым отоплением и горячей водой, то такая акция никак не имела вид благоденствия. В новых больших жилищах перед нами сидели люди, которые практически целиком утратили опору в жизни и само желание жить. Это было не только трагическое нарушение «естественных» исторически

закрепленных социальных структур. Следствия этой катастрофы и сами народы, и центральная власть вряд ли смогут осознать в ближайшие годы [13.

С.49].

Примером гармонического соединения «двух культур», традиционной и новой может служить Япония с ее принципом «вакон есай» (японский дух + западные технологии). Когда мы довольно часто отказывались от достигнутого предками и все народнохозяйственные и культурносоциальные программы пытались начинать «с нуля», то японцы, тонко чувствуя связь эпох, настойчиво создавали современную культуру благодаря терпеливому накоплению ее составляющих. Благодаря этому один из самых замкнутых, самоизолированных этносов в мире превратился в современнейшую высокоразвитую страну, граждане которой способны создавать научно-технические шедевры, демонстрировать образцы рационального управления экономикой и социально-культурной сферой и одновременно не утратили чувство органичного единения с природным окружением. И теперь год японца делится на сезоны: сезон дождей, сезон любования цветением сакуры и т.д. Сохранение экофильных традиций предков дало возможность этому народу послабить давление негативных последствий рафинированного технократического развития. Безусловно, и у них есть проблемы, и экологические тоже, но это проблемы нации, которая нашла свое место в современном мире. И не взирая на то, что пример Японии не совсем пригоден для прямого наследования в нашей ситуации, он может быть

довольно поучительным. Органичное соединение традиционной и современной форм культуры становится очень эффективным способом

сохранения, и даже формирования новых

экофильных черт этноса в эпоху его

индустриального развития.

Таким образом, менталитет в современном понимании - это социально-политическая категория, представляющая собой отражение социально-психологического состояния субъекта (народа, нации, народности, социальной группы, человека), которое складывается в результате

исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических,

этнических, социально-экономических и

культурных условий проживания субъекта

менталитета и проявляется в различных видах деятельности. Складываясь, формируясь, вырабатываясь исторически и генетически,

менталитет представляет собой

трудноподдающуюся изменениям устойчивую совокупность социально-психологических и

духовно-нравственных качеств и черт, взятых в их органической целостности (менталитет россиян,

немцев, поляков и др.), определяющих все стороны жизнедеятельности данной общности и

составляющих ее индивидов. Он косвенно проявляется в самых разных аспектах образа жизни, в специфике экономических, социальных, политических и других общественных отношений, процессов, в смене поколений и социальном

наследовании.

Таким образом, менталитет, отличаясь повышенной устойчивостью, аккумулируя в себе непреходящие ценности, передаваемые из

поколения в поколение и закрепляемые в

социально-генетическом коде наций, является

своеобразным защитным механизмом их культур. Все компоненты культуры (история, религия, философия, наука, литература, искусство)

существенно влияют на ментальность, но технологически наиболее прямолинейно, непосредственно и относительно быстро, эту задачу может решать сфера образования, именно. эта сфера способна аккумулировать в себе наиболее ценные компоненты культуры, педагогически

трансформировать их в целях адаптации к реальным познавательным возможностям учащихся (детей,

молодежи, взрослых) и последовательно

организовать процесс активной

жизнедеятельности.

Поиск «технологии» ментальных преобразований в социуме - наиболее существенная проблема человеческой цивилизации, напрямую связанная с ее выживаемостью. Основания такой «технологии» уже сейчас просматриваются

достаточно определенно. Они лежат в сфере духовной жизни общества, в сфере широко понимаемой культуры и вполне конкретно понимаемого образования и воспитания, которые являются подлинным духовным, базисом социума, предопределяющим действенность всех остальных,

в том, числе и экономических, составляющих общественного прогресса.

Для того чтобы образование могло реализовать органически присущие ему менталеобразующие функции, необходимо выполнить ряд условий:

- во-первых, надо признать, что именно формирование, коррекция или преобразование не только индивидуального менталитета, но и менталитета социума, является иерархически высшей ценностью и целью образовательной деятельности во всем ее многообразии;

- во-вторых, необходимо существенно обновить существующую парадигму философии образования, политики и стратегии в этой сфере;

- в-третьих, должны быть найдены

технологически работоспособные механизмы трансформации обновленных философских, политических и стратегических доктрин

образования в план повседневной практической деятельности педагогов на всех преемственно связанных ступенях образования.

В своем высшем проявлении усилия сферы образования, независимо от уровня и профиля того или иного, учебного заведения, должны быть сфокусированы на выполнении следующих задач:

- трансляции из поколения в поколение и

закрепление в каждом последующем из них исторически, сложившихся, наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума,

предопределяющих глубинные, «корневые» основания его специфического менталитета;

- обогащения индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума нравственными общечеловеческими ценностями, отражающими объективную

целостность и всеединство человеческой цивилизации, и естественные тенденции к духовной конвергенции и постепенной интеграции различных социумов, все более активному диалогу культур; конвергенция и интеграция при этом вовсе не связаны с подавлением самобытности того или иного социума, его «растворении» в неких безликих общечеловеческих ценностях - напротив, речь идет о естественной гармонии дифференциации и интеграции, о безусловном сохранении самобытности любого социума и

создании наиболее благоприятных условий для его развития, но также и об устранении иллюзий самодостаточности этой самобытности, чреватых недопустимым в будущем националистическим сепаратизмом и самоизоляцией; важно подчеркнуть, что при этом речь должна идти не о том, в какой последовательности формируются те или иные ментальные ценности (раньше

национальные, потом общечеловеческие или наоборот), а о синхронном, одновременном, гармоничном включении в образовательновоспитательный процесс менталеобразования

наиболее менталеемких культурно-

мировоззренческих ценностей и данного социума, и мировой цивилизации в целом; вполне понятная

сложность подобной задачи, ее необычность и новизна, естественно потребует пересмотра сложившихся концепций образовательнопедагогического поиска принципиально новых технологий реализации менталеобразующих функций образовательно-воспитательной

деятельности:

- коррекции и преобразовании в необходимых случаях тех жизненных ценностных ориентиров, которые как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом определяют наиболее вероятное поведение и поступки людей, концентрируют их «ментальную энергию» на достижение поставленных целей, имея в виду, что и цели, и средства их достижения должны утверждать нравственные высшие ценности развивающейся человеческой цивилизации.

Следует подчеркнуть, что именно на основе инвариантных общечеловеческих ценностей и через них могут и должны быть поддержаны и ценности, специфические для данного социума, ценности национальные и межнациональные, а по мере формирования и укрепления гражданского общества - ценности, непосредственно связанные с наиболее полной реализацией прав человека и гражданина, независимо от его национальноэтнической принадлежности. Такой подход апеллирующий, прежде всего, к общечеловеческим ценностям и их дедуктивному распространению в пространство ценностей национальных,

представляется в наше время и тем более в будущем, по существу, единственно возможным. Другой подход, акцентирующий внимание на первородности ценностей национальных, всячески подчеркивающий самобытность и

самодостаточность национально-этнических

ценностных предпочтений в угоду ложно понимаемой исключительности или миссионерского предназначения того или иного социума чреват усилением и лавинообразным развитием разрушительных националистических и

шовинистических тенденций, которые ни человечество в целом, ни какой-нибудь социум в отдельности уже не могут себе позволить.

В свете вышеизложенного важной

проблемой является определение разумной (достаточной) границы удовлетворения

собственных потребностей, т.е. ограничение потребительских инстинктов. Будучи

перенесенными в плоскость практических дел, эти вопросы звучат так, как должна развиваться экономика страны при уменьшении объема

использования энергии и сырья. Это требует другой философии жизни и как можно быстрейшего ее расширения во всех слоях общества.

Литература.

I.Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. - М., 1992.

2.План действий. Устойчивые Нидерланды.

- М., 1995.

3.Пестель Э. За пределами роста. - М., 1988.

4.Ткаченко А.С. Теория и практика психолого-педагогической помощи детям и подросткам в посткатастрофических условиях

5.Быков В.П. Организационно-

педагогические условия обучения учащихся «школы здоровья» в районах Чернобыльской АЭС:

Автореферат дис.докт. наук: 13.00.01. - Брянск, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Каначин Ю., Власенко И. Введение в социальную когнитологию. - Киев, 1992.

7.Тейяр де Шарден П. Феномен человека.(пер. с фр.) - М., 1987.

8.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории.(пер. с англ.) - М.: Прогресс: Культура; СПб: Ювента, 1995.

9.Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука, 1990.

10.Философская энциклопедия. Т5. - М.: Наука, 1989.

II. Маркс К. Капитал// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т 23

12. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. - Тбилиси, 1973.

13. Родин С.Н. Идея коэволюции. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.

14. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. - Новосибирск: Наука, 1987.

15. Ключевский В.О. Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии и на племенной характер великоросса // Исторические портреты. - М., 1990.

16.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв: в 3 Т. - М.: Прогресс, 1986 - 1992. - Т 3, 1992.

17.Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии// Всеобщая история: дискуссия. Новые подходы. - Вып.1. - М., 1989.

18. Семушкин Г.Н. Экология, этносы и культура // Человек. - 1993. - № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.