Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В КУРСЕ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В КУРСЕ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / БИОИНДИКАЦИЯ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романкина М. Ю.

Развитие экологического образования: школьного, среднего, профессионального и высшего обучения связано с нормативно-правовыми законами. Особое значение для развития личности школьника имеют экологические знания. Они способствуют становлению мировоззрения у обучающихся. Для повышения уровня экологических знаний в школе была создана образовательная среда, за счет времени, отводимого на внеурочную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романкина М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN COURSE WORK IN THE COURSE "FOUNDATIONS OF LIFE SAFETY

The development of environmental education: school, secondary, vocational and higher education is associated with regulatory and legal laws. Ecological knowledge is of particular importance for the development of the student's personality. They contribute to the formation of the worldview of students. To increase the level of environmental knowledge in the school, an educational environment was created, due to the time allotted for extracurricular work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В КУРСЕ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

УДК 57. 574.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Марина Юрьевна Романкина

кандидат биологических наук, доцент готапкта_т@тай. га Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Развитие экологического образования: школьного, среднего, профессионального и высшего обучения связано с нормативно-правовыми законами. Особое значение для развития личности школьника имеют экологические знания. Они способствуют становлению мировоззрения у обучающихся. Для повышения уровня экологических знаний в школе была создана образовательная среда, за счет времени, отводимого на внеурочную работу.

Ключевые слова: образовательная организация, внеурочная работа, экологические знания, элективный курс, биоиндикация, природная среда.

Обучающиеся школ должны иметь определенные знания об окружающей среде, о природе, растениях и животных. Образованные творческие школьники способны реализовывать свои потребности через знания, умения и навыки полученные в ходе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» так и во внеурочной работе. Школьное образование имеет определенные задачи в повышении экологической грамотности обучающихся, формирование гуманной позиции по отношению к природе, формировании экологической культуры [1].

На каждом этапе развития ребенка экологические знания имеют свою особенность и специфику, последовательность в непрерывном экологическом образовании. Формированию экологических знаний в школе будет способствовать внеурочная работа. Внеурочная деятельность по экологическому образованию должна опираться на познавательную активность обучающихся, самостоятельность, сочетание различных форм и методов работы [1,2].

Исследования по формированию экологических знаний во внеурочной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» были проведены в 2020-2023 годах в МОУ Пронская СОШ Рязанской области».

В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ) и эмпирические: (анкетирование, наблюдение). Эмпирическую базу работы составляют материалы анализа документов по туристско-краеведческой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный с последующим анализом полученных данных.

В формировании экологических знаний в школе важную роль играют предметы естественнонаучного цикла: биология, география, химия. Значительными возможностями в получении экологических знаний располагает школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

В настоящей работе рассмотрены основные подходы к формированию экологических знаний обучающихся. Формирование экологических знаний осуществляется на уроках и во внеурочной работе. Процесс обучения школьников по формированию экологических знаний необходимо направлять на экологическую образованность и экологическую культуру [3].

Для определения полноты экологических знаний обучающихся были разработаны вопросы анкеты, охватывающие различные уровни экологических знаний. Для данного исследования было проведено выборочное анкетирование обучающихся 8, 10 классы школы МОУ Пронская СОШ. В анкетировании среди школьников приняли участие 35 обучающихся.

Нами было проведено анкетирование обучающихся на предмет их знаний по отдельным вопросам экологии. Результаты ответов на экологические вопросы показали, что у школьников сформирован невысокий уровень познавательной активности на этапе констатирующего эксперимента. Познавательный компонент включает знания о единстве природы, взаимосвязях организмов в природе, о целостности окружающего мира. Нами было выделено три уровня активности: низкий, средний и высокий. Высокий уровень активности выявлен у 48,6 % обучающихся, а низкий уровень составил 17,1 %. И у 34,3 % школьников зарегистрирован средний уровень познавательной активности.

Полученные данные обусловили проведение следующего этапа -формирующего. В котором формирование экологических знаний обучающихся проходило посредством элективного курса «Биоиндикация как один из методов контроля за качеством атмосферного воздуха». Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для обучающихся 8, 10 классов МОУ Пронская СОШ Рязанской области.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 13-15 лет. Срок реализации программы элективного курса - 1 год. Количество часов за год - 18 часов. Количество

часов в неделю - 1 час. Цель программы: формирование экологических знаний на бережное отношение к объектам природы.

При проведении элективного курса в рамках внеурочного курса у обучающихся были сформированы исследовательские навыки, экологические знания о единстве природы, биоиндикации, живой природе, о окружающей среде, о растениях, животных их взаимосвязи, факторах окружающей среды, оболочках земли, экологических проблемах, о человеке и его здоровье [4].

Анализ повторного анкетирования показал, что на контрольном этапе эксперимента отсутствовал такой показатель, как средний уровень наличия экологических знаний. Но, значительно вырос высокий уровень экологических знаний (от 20,0 % до 82,8 %).

Проверка экологических знаний показала, что недостаточно сформированными можно считать те экологические знания, которые связаны с понятиями: биосфера - глобальная экосистема, оболочки земли, охрана окружающей среды и с её влиянием на здоровье человека, а также не все школьники могли назвать экологические проблемы современности. Всё это определяет необходимость усовершенствования системы экологического образования путем усовершенствования внеурочной работы в школе.

На этапе контрольного эксперимента после проведения элективного курса был выявлен уровень познавательной активности у обучающихся. Результаты ответов на экологические вопросы показали, что у школьников уровень познавательной активности стал выше. Познавательный компонент включает знания о единстве природы, взаимосвязях организмов в природе, о целостности окружающего мира. Низкий уровень активности выявлен у 5,7 % обучающихся, а высокий уровень составил 71,5 %. И у 22,8 % школьников зарегистрирован средний уровень познавательной активности.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию экологических знаний способствовала изменению отношений к окружающей природной среде. У школьников сформировались первичные навыки правильного поведения в природе, появился устойчивый интерес к

родному краю и патриотические чувства. У обучающихся появился интерес к изучению различных явлений окружающего мира, к изучению предметов естественно-научного цикла и появился познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Денисов В.Е., Дьяконова И.В. Организация внеурочной деятельности школьников для развития знаний по экологической безопасности //Наука и Образование. 2020. Т. 3 №2.

2. Карпачева Т.В., Каргальцева А.Р. Изучение вопросов экологической безопасности в педагогической мастерской // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 171.

3. Карпачева Т.В., Коняхина И.С. Деятельностный подход в формировании экологической культуры обучающихся при изучении ОБЖ // Наука и образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 8.

4. Романкина М.Ю., Мухамеджанова М.А. Формирование исследовательских навыков обучающихся при оценке качества атмосферного воздуха методами биоиндикации // Тенденции развития науки и образования. № 62. Часть 1. Изд. НИЦ «Л-Журнал». 2020. С. 116-119

UDC 57.574.2

FORMATION OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE IN COURSE WORK IN THE COURSE "FOUNDATIONS OF LIFE SAFETY

Marina Y. Romankina

candidate of biological sciences, associate professor

romankina_m@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The development of environmental education: school, secondary, vocational and higher education is associated with regulatory and legal laws. Ecological knowledge is of particular importance for the development of the student's personality. They contribute to the formation of the worldview of students. To increase the level of environmental knowledge in the school, an educational environment was created, due to the time allotted for extracurricular work.

Key words: educational organization, extracurricular activities, ecological knowledge, elective course, bioindication, natural environment.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.