Научная статья на тему 'Формирование экологически ориентированного сознания и поведения белорусского населения (на материалах эмпирического исследования)'

Формирование экологически ориентированного сознания и поведения белорусского населения (на материалах эмпирического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое сознание / экологическое поведение / экологические ценности / модернизация / Республика Беларусь. / ecological awareness / ecological behavior / ecological values / modernization / Belarus.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологически ориентированного сознания и поведения белорусского населения (на материалах эмпирического исследования)»

Титаренко Л.Г.

д.соц.н., профессор Белорусского государственного университета, Минск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое поведение, экологические ценности, модернизация, Республика Беларусь.

Keywords: ecological awareness, ecological behavior, ecological values, modernization, Belarus.

Проблема модернизации общества актуальна для всего постсоветского пространства. В ее осуществлении всегда должен быть учет региональных особенностей - экономических, природных, ментальных и т.п. Внутри такой огромной страны, как Россия, также имеются существенные региональные различия. Республика Беларусь внутренне более однородна. Однако, как члены ЕАЭС, Россия и Беларусь неизбежно должны развиваться в направлении построения устойчивого к глобальным и локальным рискам, технологически современного, инновационного, жизнеспособного и «дружественного» к природе и человеку общества.

В Беларуси, ориентирующейся на концепцию устойчивого развития, экологические знания и ценности выдвигаются в число приоритетных, наряду со знаниями и ценностями социально-экономической стабильности и роста благосостояния населения. Устойчивое развитие диктует необходимость поддержания жизнеспособности экосистемы, в связи с чем защита окружающей среды и формирование экологически ориентированного образа жизни населения, наряду с глубоким осмыслением экологических проблем и угроз, а также отказом от потребительски-утилитарного отношения к среде обитания человека, становятся экологическими императивами. Поэтому формирование активной позиции по защите окружающей среды, зрелой экологической культуры - необходимые условия дальнейшего устойчивого существования белорусского общества1.

Экологические проблемы невозможно анализировать в отрыве от других проблем общества: они требуют рассмотрения в комплексных рамках модернизации, которая не сводится к инновациям в экономике, а представляется сложным многоаспектным процессом. Технико-экономическая модернизация общества обязательно должна дополняться процессами обновления способов и механизмов поддержания и воспроизводства общественных отношений (т.е. развитием социальных институтов, социальных и правовых норм, культурных механизмов и т.п.). Эти две стороны процесса модернизации взаимосвязаны и равно необходимы для достижения цели повышения уровня и качества жизни населения. Экологическая модернизация является частью и первого, и второго из указанных аспектов модернизации общества, поскольку (1) инновационные технологии являются одновременно и природосберегающими, риско-устойчивыми, а (2) отношение к окружающей среде, ее использование в экономических интересах неизбежно требует сохранения природы, бережного расходования ее ресурсов, упреждение и минимизация последствий природных глобальных и локальных катастроф. В этом смысле можно дать инструментальную интерпретацию экологической модернизации, т.е. определить ее как трансформацию инструментов и способов освоения и контроля человека над окружающей природной средой, осуществляемой на основе культурно-духовной смены базовых ценностей: поворот от признания ценности господства человека над природой к идее гармонии человека с природой.

Хотя в Беларуси экологические вопросы не стоят так остро, как в России, это ни в коей мере не основание приуменьшать необходимость активных действий в этой сфере. Поскольку модернизация есть комплексное, целостное изменение всего общества, пренебрежение или отставание экологической составляющей может задержать весь процесс модернизации либо исказить его смысл. Инновации в технологии, осуществленные без учета экологического контекста, не позволят обществу добиться экономического прорыва, поднять качество жизни населения и минимизировать современные риски, ибо пренебрежение экологическими угрозами рано или поздно ведет к экологической деградации общества. Экологическая парадигма, признающая необходимость ограничений воздействия человека на окружающую среду, должна стать элементом культуры общества2.

Для изучения уровня развития и выявления путей формирования экологического сознания и поведения белорусского населения нами было проведено социологическое исследование в городе Минске. Ограничение выборки жителями большого города было связано с тем, что, во-первых, в Беларуси почти четыре пятых населения является городским, во-вторых, в сельской местности экологические проблемы не являются актуальными, в-третьих, формирование экологической культуры на селе осложнено тем, что в структуре населения почти нет молодежи. На-

1 Экологическая безопасность в динамике социокультурного развития / Н.Е. Захарова, С.П. Онуприенко, В.И. Галь, Н.А. Лазаревич / Под ред. Д.И. Широканова. - Минск: Белорусская наука, 2007.

2 См. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социс. - М., 2006. - № 7.

против, Минск является самым крупным городом страны, где проживает много молодежи. Население Минска имеет самый высокий в республике уровень образования (в городе практически все взрослые имеют как минимум среднее образование). Более того, в Минске обучается три четверти всех студентов республики. Поэтому в выборку эмпирического исследования минского населения мы целенаправленно включили две группы, типичные по уровню образования для этого города - студенческую молодежь как потенциально самого экологически информированного субъекта экосоциальных отношений и среднее поколение 40-50 летних людей с высшим и средним специальным образованием, условно обозначенном как «поколение родителей» студенческой молодежи. Каждая возрастная подгруппа включала 1000 чел., что позволило нам сравнивать поколенческие группы между собой, а также сконструировать типы экологически ориентированного поведения, характерные для каждой возрастной группы.

Исследовательская идея состояла в том, чтобы выявить, какая из этих двух групп обладает более развитым экологическим сознанием, более активна в экологических действиях, и, следовательно, на какую из этих групп следует в большей мере направить усилия по формированию экологических знаний, экологического сознания и культуры1. Кроме того, ставилась задача определить, в какой степени эти две группы (социально активные и имеющие высокий уровень образования) могут выступать образцом в развитии экологического сознания и поведения для других групп населения.

Экологическое сознание. В теоретическом плане, исследуя экологическое сознание и поведение, мы исходили из того, что развитое экологическое сознание создает общую картину взаимодействий природы и социума, человека и окружающей его среды. Оно всегда связано с выражением определенных социально-экологических интересов общества в целом и отдельных социальных субъектов деятельности (групп, общностей) по использованию и преобразованию природы. На основании экологических знаний как компонента этого сознания происходит познание закономерностей существования природных объектов, осуществляется их взаимодействие с социумом. На фундаменте экологических знаний и эмоций общество вырабатывает экологические императивы, т.е. наборы ценностей, с помощью которых осуществляется экспертиза реальных отношений человека и природы, оценивается (а в идеале и регулируется) процесс освоения человеком природы2. Важность целенаправленного экологического информирования населения и формирования развитого экологического сознания связана с тем, что оно выполняет важнейшие социальные функции по охране, защите природной среды обитания человека, а также мотивации действий индивида, группы, общества в целом относительно окружающей среды. По сути дела, в рамках экологического сознания на основе личностного переживания и усвоения экологических знаний формируется экологическая культура и экологические ценности как базис духовно-практического отношения общества к окружающей среде, а значит, и процесса воспроизводства

„3

социальных и экосоциальных связей и отношений .

Содержание экологического сознания раскрывается в его социальных функциях: познавательной, регулятивной, мировоззренческой. Как показывает практика, если развивается лишь обыденное экологическое сознание населения, то эти функции реализуются слабо4. Обыденное экологическое сознание ориентирует его носителей только на защиту сиюминутных потребностей группы, индивида. Лишь развитие теоретического вида экологического сознания дает возможность в полной мере проявиться этим функциям. При этом экологическая деятельность общества (группы, индивида) существенно меняется: эти субъекты больше ориентируются на свои базовые экологические интересы и потребности. Изменяется качество их экологической деятельности: от решения конкретного вопроса к выдвижению более общих задач5. Таким образом, для осуществления «экологического поворота» в сознании необходимо прежде всего целенаправленное формирование теоретического вида экологического сознания, поскольку обыденное экологическое сознание в силу своей природы не ведет к радикальным переменам в поведении его носителей, не мотивирует их на удовлетворение базовых экологических потребностей социума в поддержании гармонических отношений с природой и устойчивого способа их функционирования.

Остановимся на некоторых результатах проведенного исследования. Начнем с вопроса информирования и знаний населения по проблемам экологии.

Экологическая информированность и экологические знания населения. В основе формирования прочных экологических знаний лежат знания. Население должно обладать достаточным уровнем информированности по экологическим проблемам, чтобы самостоятельно разбираться в экологических вопросах.

Прочное закрепление экологических ценностей в массовом сознании предполагает улучшение экологического информирования, которое может обеспечить население научно обоснованными знаниями и рекомендациями экологического характера, необходимыми для перевода образа жизни граждан на экологический лад. Целью информирования является формирование такого уровня экологических знаний населения, который бы соответствовал уровню экологической культуры, адекватному (с точки зрения современной науки) для понимания важности экологических проблем, и помогал выбору адекватных экологических действий как на уровне общества, группы, территориального сообщества, так и на индивидуальном уровне. Процесс информирования должен опираться на государственную политику, предполагающую наличие экологической идеологии и программы действий, выработанной совместно с организациями гражданского общества6.

1 Титаренко Л.Г. Экологический образ жизни минчан // Социс. - М., 2011. -№ 3. - С. 32-37.

2 Яницкий О. Н. К вопросу о концепции экосоциального знания // Социс. - М., 2013. -№ 4. - С. 3-13.

3 Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. - № 4. -С. 74-92.

4 Карако П.С. Социальная экология: экологическое сознание. - Минск: Экоперспектива, 2011.

5 Яницкий О.Н. Пожары 2010 г. в России: экосоциологический анализ // Социс. - М., 2011. - № 3. - С. 3-12.

6 Там же, с. 5.

Как показало проведенное исследование, молодежь более высоко оценивает свои знания о проблемах окружающей среды: средний показатель их самооценки по десятибалльной шкале составил 6,3. Среднее поколение горожан оценило свои знания в 5,9 баллов. Данное различие в уровне знаний по проблемам экологии является статистически значимым. Однако, поскольку замерялась самооценка, это различие может лишь означать, что студенты склонны выше оценивать свои знания, чем лица среднего поколения. Для последнего была выявлена взаимосвязь между знаниями о проблемах окружающей среды и общим уровнем их тревожности: чем выше знания респондента, тем более высокий уровень тревожности он демонстрирует. У молодого поколения общий уровень тревожности не зависит от имеющихся знаний.

Недостаточно высокий уровень знаний свидетельствует о низкой эффективности мер экологического просвещения и низких качественных или количественных характеристиках распространяемой массовой информации, либо о немотивированности населения на усвоение экологических знаний (т.е. о приоритете иных ценностей населения). Экологические знания обоих поколений не стимулируют формирования у них мотивации на изменение своего поведения. Большинство опрошенных считает, что их знаний недостаточно для перестройки образа жизни на более экологический лад. Им нужны практические знания и навыки. Главными препятствиями были названы нехватка собственной инициативы (70%) и недостаточная поддержка со стороны государства (45%). Лишь около 30% указали, что у них «нет условий для реализации желаний на практике». При этом три четверти опрошенных высказали желание изменить свой образ жизни на более дружественный к окружающей среде. Как свидетельствуют эти данные, население видит препятствия на пути экологизации своего образа жизни не столько в объективных условиях, сколько в нехватке личных усилий и мотивации для реализации экологических знаний на практике. Столь же очевиден патерналистский настрой респондентов: почти половине опрошенных необходимы «руководящие указания» и стимулы государства, чтобы изменить свой собственный образ жизни. Очевидно, что патерналистская социальная политика не стимулирует гражданской активности и самостоятельности горожан в решении экологических проблем.

Слабая личностная мотивация, выявленная в опросе, заставляет задуматься, насколько глубоки знания населения о проблемах экологии и каковы их источники. Как правило, научные знания лежат в основе формирования убеждений, а поверхностные создают лишь видимость информированности, не меняя структуры знаний в целом. Опрос показал, что молодежь и среднее поколение пользуются разными источниками: 61% молодежи получает основные знания в институтах образования (школе, вузе), где изучаются специальные дисциплины, а для среднего поколения основным источником являются СМИ. Вероятно, в этом кроется одна из причин, почему большинство населения оценивает свои знания как недостаточные для экологической переориентации: почерпнутые таким пассивным образом знания не переросли в убеждения. Можно предположить, что наличие глубоких экологических знаний и убеждений не оставило бы пассивными ни молодежь, ни среднее поколение. Видимо, традиции потребительского по отношению к природе образа жизни у населения очень сильны, а наличных стимулов и мотивации к их изменению недостаточно. Ведь это требует дополнительных усилий, материальных и временных затрат, и не сулит материальных выгод. Если не осознавать ценности самого «инвайронменталистского» образа мышления и поведения, ценностей сохранения природы для каждого человека и общества в целом, то экологическая модернизация образа жизни навсегда может остаться в сфере мечтаний и желаний, а не реальности.

Осознание актуальности экологических проблем. Индикатором и стимулом мотивированности на реальные изменения в образе жизни населения является уровень осознания людьми актуальности экологических проблем. В целом этот уровень не очень высок, что может означать либо адаптацию людей к существующим проблемам, «привыкание» к ним, либо просто их недостаточное знание. В иерархии проблем, которые беспокоят старшее население, на первом месте находится радиационное загрязнение территории Беларуси, далее следует загрязнение воздуха выхлопными газами (в Минске оно, действительно, выше нормы) и чрезмерное использование пестицидов в сельском хозяйстве (т.е. забота о продуктах питания). У молодого поколения на первом месте находятся проблемы изменения климата и распространения ГМО. Как видим, старшее поколение волнуют проблемы, связанные с конкретными реалиями белорусской жизни, тогда как молодежь обеспокоена «модными» проблемами, которые популярны на Западе и тиражируются в электронных СМИ. Уровень тревожности, связанный с этими проблемами, у поколений не отличается, зато он зависит от пола: у женщин он выше, чем у мужчин.

Выявленные в исследовании показатели развития экологического сознания не способствуют формированию сознательного экологического отношения населения к окружающей среде, практическому воплощению экологических императивов в повседневных практиках. Значительная часть респондентов не задумывается, в каком обществе они бы хотели жить, и какими средствами можно достичь роста качества жизни горожан. Действительно, в опросе лишь половина представителей обоих поколений указала, что дружественное отношение к природе, признание ее условием гармонического развития личности и средой обитания человека является «очень важным» или «важным» для них. Остальные 50% опрошенных (с преобладанием среди них представителей молодого поколения) в первую очередь характеризовали природу как часть национального богатства, источник благ и экономических ресурсов общества, т.е. рассматривали природу по-мичурински - прежде всего, как объект человеческого воздействия ради достижения собственных целей. Такое отношение типично для подхода, который соответствует приоритету социально-экономических императивов в развитии общества, ориентации на материальные показатели научно-технического прогресса и рациональность, характерных для индустриализма. Сегодня, в эпоху глобальных рисков и экологических угроз и осознания нехватки ресурсов природы для удовлетворения постоянно возрастающих человеческих потребностей, этот подход стимулирует потребительство, порождает иллюзии о возможном росте благосостояния без учета ограниченности природных ресурсов и поэтому не помогает в решении экологических проблем и утверждении эколо-

гического образа жизни. Если сравнить эту ситуацию с Россией, то там положение еще более острое: по мнению О.Н. Яницкого, там уже «достигнут лимит несущей способности среды»1.

Экологическое поведение. Для оценки развития экологической культуры необходим учет не только ценностных ориентаций экологического характера, экологических знаний, но и конкретных практических действий граждан по защите окружающей среды, природосбережению и т.п., а также учет уровня понимания конкретным гражданином актуальности экологических проблем и его готовности осознанного личного участия в их решении2. На поведенческом уровне экологическая культура в качестве эмпирических индикаторов имеет как индивидуальные акты поведения (например, использование энергосберегающих технологий в собственном доме), так и участие граждан в коллективных действиях (подписание коллективных петиций экологического характера, совместные акции экологического характера и пр.). Согласно выбранной нами методике, для оценки экологической составляющей поведения респондентам было предложено шесть пар высказываний, в каждой паре одно высказывание отражало экологически ориентированный образ жизни, а другое - неэкологический. Речь шла о раздельном сборе мусора, привычке использовать урны, покупке ГМО, использовании энергосберегающих лампочек и т.п.

Результаты замеров экологически ориентированного поведения двух возрастных групп оказались сходными. Общими оказались: непопулярность энергосберегающих лампочек, нежелание задумываться, из чего сделан товар и его упаковка. Интегральный показатель экологического поведения составил 3,5: он означает, что наш среднестатистический респондент совершает 3,5 экологических действий из 6 возможных. Данный уровень экологической активности является средним. Существенных различий между двумя поколениями выявлено не было. Это означает, что студенческая молодежь не может считаться моделью экологического поведения для городского населения, т.к. ее поведение не имеет экологически значимых различий по сравнению с другими группами. Вместе с тем, была выявлена статистическая взаимосвязь между экологическим поведением и уровнем знаний о проблемах окружающей среды: чем выше уровень знаний респондента, тем более экологичным является его поведение3.

Для совершенствования процесса формирования экологического поведения городского населения необходимо добиться более высокой активности и в коллективных, и в индивидуальных взаимоотношениях человека с природой. Граждане должны сознательно включаться в работу экологических групп и коллективные действия по защите окружающей среды, по изменению законодательства в области экологической политики государств, по улучшению окружающей среды, а также перестраивать свою собственную повседневную жизнь на «дружественный» лад к природе по нормам экологической культуры: экономить ресурсы, поддерживать баланс отношений с окружающей средой, заботиться о природе по месту жительства. Индивидуальные и коллективные экологические ценности и практики являются важными индикаторами перестройки образа жизни населения, экологической модернизации общества. Экологически ориентированный образ жизни, основанный на приоритете экологических ценностей, должен стать нормой: люди должны заботиться о чистоте окружающей среды, защите природы, отказываться от излишнего потребления природных ресурсов. Если экологический образ жизни станет доминирующим в обществе, то это изменение будет способствовать развитию гармонии человека и природы, признания природы общественным благом, не имеющим рыночной стоимости, но составляющим основу существования человека и человечества.

На основании эмпирических данных было осуществлено конструирование типов экологического поведения населения. Наиболее оптимальные типы поведения характеризуются высоким уровнем развития всех указанных компонентов, тогда как их альтернативой будут типы поведения, отличающиеся низким уровнем экологических знаний, слабым пониманием важности проблем экологии, неучастием в их практическом решении, при доминировании потребительских ценностей и ориентаций. На одной стороне континуума будет тип поведения, демонстрирующий приоритет экологических ценностей над потребительскими, а на другой - тип поведения, не мотивированный на защиту окружающей среды и дружеское к ней отношение, отдающий приоритет потребительским ценностям.

Изначально мы предполагали, что достаточно большая часть молодежи будет включена в экологические групповые практики, а среднего поколения - в индивидуальные действия экологического характера. В целом, студенчество рассматривалось нами как потенциальный агент нового типа социальной активности в социально-экологической сфере, поскольку молодое поколение на постсоветском пространстве получает в вузе научные знания, соответствующие экоцентрическому мировоззрению и ориентированные на концепцию устойчивого развития общества4.

Однако конкретные ответы обеих групп на вопросы о том, какого рода практики у них преобладают, выявили иную картину. Говоря об участии респондентов в экологически ориентированных акциях на уровне города (голосование за кандидата в депутаты с программой действий по защите окружающей среды, обращение в органы власти с заявлением, жалобой по поводу нарушения природоохранного законодательства, финансовая поддержка акций по охране окружающей среды), либо в коллективных акциях экологического характера (уборке территории, посадке деревьев), отметим, что общий уровень активности обеих групп горожан оказался ниже 10%, а по отдельным видам действий - почти на нуле. С учетом ответов на все вопросы, мы рассчитали, что число экологических активистов составляет 7-8%. Скорректированная по другим индикаторам, она составляет примерно 11-12% от числа опрошенных. Это не так мало, учитывая тот факт, что в Беларуси вообще отмечается низкий уровень социально-экологической активности населения. Например, по данным международного исследования ценностей (2011, национальная выборка),

1 Яницкий О.Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории // Социс. - М., 2013. - № 3. - С. 51.

2

Сосунова И. А. Актуальные проблемы социальной экологии и экосоциологии. Курс лекций. - М.: НИА-Природа, 2009.

3 Титаренко Л.Г. Экологический образ жизни минчан // Социс. - М., 2011. -№ 3. - С. 35.

4 Двойнев В.В. Экологическое сознание студентов: актуальность изучения // Высшее образование в России. - М., 2007. -№ 5. - С. 134.

активное членство в экологических организациях отметило 0,3% респондентов. Такая ситуация типична и для других постсоветских стран: по данным того же исследования, показатели для России и Украины были тоже ничтожно низкие, хотя на участие в экологических демонстрациях указали около 1% в Беларуси, 2% в России и 3% на Украине, а на пожертвования денег экологическим организациям - соответственно 7,9%, 3,7 и 5,2%\

Оставшиеся респонденты были сгруппированы в несколько групп, исходя из их уровня знаний, установок на экологические действия, экологических ценностей и участии в конкретных действиях. Был выделен собственно пассивный тип и два промежуточных: (а) «экологически информированные пассивные граждане», т.е. лица, имеющие достаточный уровень знаний и понимающие важность экологических проблем, но не предпринимающие личных действий экологического характера (48-50%); (б) «неинформированные активные» - лица, плохо информированные по проблемам экологии, но желающие приобрести больше знаний и перестроить свой образ жизни на более экологический (10-11%). Респонденты, попавшие в собственно пассивный тип поведения, отличаются низким уровнем экологических знаний и понимания экологических проблем, отсутствием экологических ценностей, у них нет мотивации к конкретным действиям по перестройке своего образа жизни или же они вообще безразличны к этим проблемам (2528%). Выявленная тенденция преобладания промежуточного типа при минимальной представленности в обществе экологических активистов характерна и для студентов, и среднего поколения. Очевидно, что большинство населения Минска остается на созерцательно-пассивном, т.е. самом низком уровне экологического поведения: люди знают о наличии экологических проблем, хотели бы сделать свой образ жизни более экологичным, но не мотивированы принимать деятельное участие в решении реальных экологических проблем, а их экологическое поведение в лучшем случае не выходит за рамки повседневных практик. Полагаем, что их экологические ценности так и не стали доминантными, даже если респонденты это декларируют в опросе.

Очевидно, что для достижения более высоких результатов экологической модернизации государство должно разрабатывать более эффективные меры воздействия на население. Продуманный комплекс мотивационных мероприятий (включая экологическое просвещение и образование) на основе экологической идеологии, зафиксированной в государственной экологической политике, поможет перевести данный процесс с уровня намерений на уровень конкретных действий, что может существенно повлиять на экологическое сознание и поведение населения, способство-

2

вать подъему экологического качества жизни .

В рамках проведения экологической модернизации в Беларуси необходимо задействовать механизмы для осуществления радикальных перемен и в сознании, и в поведении масс посредством развития экологического образова-ния3: сделать население информированным и мотивировать его на активную пропаганду экологически ориентированного образа жизни. Сознательное формирование экологического сознания (знаний, мотиваций, ориентаций) и поведения (индивидуальных и коллективных экологических акций) населения должно осуществляться в обществе более активно и целенаправленно, для чего нужно поддерживать развитие общественных экологических организаций, массовых экологических движений, организовывать мероприятия в поддержку сохранения окружающей среды, регулярно освещать экологическую тематику в СМИ, обучать экологическим знаниям в институтах среднего и высшего образования. Этот путь ведет к смене экологических императивов и способствует продвижению комплексной модернизации социума.

1 World Values Survey. Data and documentation. - http://www.worldvaluessurvey.org

2 Титаренко Л.Г. Экологически ориентированный образ жизни как составляющая высокого качества жизни населения и устойчивого развития общества // Социологический альманах. - Минск: ИС НАН, 2011. - Вып. 2. - С. 164.

3 Маркович Д.Ф. Глобализация и экологическое образование // Социс. - М., 2001. . - № 1. - С.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.