ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
ВОРОБЬЕВА Светлана Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры уголовного права и процесса
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
E-mail: vorob-sveta@yandex.ru
Краткая аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием эффективной системы аграрных отношений в Российской Федерации, представляющих собой ведущий фактор устойчивого социально-экономического развития страны и существенно влияющий на укрепление экономических основ конституционного строя Российского государства. Показана ведущая роль агропромышленного сектора экономики в обеспечении экономической и продовольственной безопасности государства. Рассмотрены пути развития агропромышленного комплекса на современном этапе развития государственности, выявлении проблемы реализации государственных программных установок как объективного, так и субъективного характера.
Abstract: This article is devoted to the issues related to the formation of an effective system of agrarian relations in the Russian Federation, which is a leading factor of sustainable socio-economic development of the country and significantly affects the strengthening of the economic foundations of the constitutional system of the Russian state. The leading role of the agro-industrial sector of the economy in ensuring the economic and food security of the state is shown. The ways of development of the agro-industrial complex at the present stage of development of the state, identifying the problem of implementation of state program installations of both objective and subjective nature are considered.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, сельское хозяйство.
Keywords: agro-industrial complex, food security, sustainable development, agriculture.
Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в свете провозглашенных на конституционном уровне экономических принципов конституционного строя, прежде всего, нацелено на обеспечение достойного уровня жизни населения, укрепление российской рыночной экономики, обеспечение экономической национальной безопасности и создания условий для устойчивого и благоприятного сельских территорий.
Говоря об экономических основах российского государства, прежде всего, необходимо сказать о свободе хозяйственной деятельности; разнообразии и равенстве всех форм собственности, ее неприкосновенности; защите конкуренции; единстве экономического пространства и др.
Президент РФ, органы государственной власти в рамках своей компетенции решают общие задачи, направленные на эффективное государственное регулирование и управление, обеспечивающее реализацию конституционно закрепленных экономических основ конституционного строя России, финансовую стабильность, создание единого рынка товаров и услуг, инвестиционную деятельность, оптимизацию производственной сферы и повышение ка-
чества жизни российских граждан [1].
Агропромышленный комплекс, безусловно, играет значимую роль в социально-экономической сфере любого государства, так как именно от уровня его развития зависит уровень национального благосостояния.
Можно без преувеличения сказать, что сельскому хозяйству и в целом агропромышленному комплексу принадлежит функция государствообра-зующей отрасли народного хозяйства. И, тем не менее, очевидно, что происходит недооценка общественной значимости данной сферы, которая оказывает влияние на обеспечение потребностей государства в сельскохозяйственной продукции, для внутреннего потребления и для экспортных поставок, а, в целом, на рост социально-экономического потенциала государства.
Термин «агропромышленный комплекс» стал употребляться в советский период 70-х годов XX века. Это было связано с индустриализацией, осуществлявшейся в сферах народного хозяйства государства, в частности, в машиностроении, топливно-энергетическом комплексе и др.
В настоящее время современный агропро-
мышленный комплекс в любом государстве также состоит из совокупности отраслей хозяйства, которые тесно взаимодействуют между собой, осуществляя производство, переработку продукцию сельскохозяйственного назначения, доведение ее до потребителя. В последнее время ученые вместе с указанными отраслями включили такую отрасль, которая представлена системой научно-образовательных учреждений, информационных центров и мониторинговых служб. Современные глобализационные процессы, развитие коммуникаций заставляют производить внедрение новых информационных технологий АПК, осуществляя переподготовку специалистов высокого уровня.
Очевидно, что агропромышленный сектор экономики в РФ требует дальнейшего совершенствования. Правительство продлило продовольственное эмбарго, действующее с августа 2014 года, им-портозамещение получает новое стратегическое направление удвоить экспорт 2024 г. и довести его до 45 млрд. долларов в рамках национального проекта «Экспорт продукции АПК». Сегодня РФ поставляет продукцию более чем в 150 стран, первое место в мире по итогам прошлого года по поставкам пшеницы, по ячменю, подсолнечному рапсовому маслу входит в тройку мировых лидеров [2].
Сроки государственной программы по развитию сельского хозяйства (2013-2020 гг.) продлен до 2025 года, с включением в неё федеральных проектов о «Развитии экспорта продукции АПК», «Циф-ровизации сельского хозяйства» и «Создании системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации».
Говоря об общем бюджете программы, отметим, что он вырос почти в 4 раза (с 2,2 трлн. рублей до 8,2 трлн. Рублей). Серьезно возросли ассигнования в 2019 г. (с 297 млрд. рублей до 793 млрд. рублей). В 2021-2025 гг. объем финансирования госпрограммы должен составить 4,2 триллионов рублей.
В проектном этапе Госпрограммы с 2018 года в качестве ведущих целей установлено: «обеспечить продовольственную безопасность, повысить добавленной стоимость, обеспечить рост экспорта, повысить объем инвестиций в основные капиталы. «Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2025 году планируется нарастить на 16,3% к уровню 2017-го, в том числе продукции растениеводства - на 18%, живот-
новодства - на 11%, а выпуск пищевых продуктов -почти на 30%. Доходность сельхозпроизводителей все эти годы планируется обеспечить на уровне не менее 10%» [3].
Важной проблемой, препятствующей эффективному сбалансированному развитию всей системы агропромышленного комплекса заключается в неразвитости средств производства и их рыночного оборота.
Также неоднократно обращалось внимание на такой фактор в развитии АПК, как устойчивость сельскохозяйственного производства. На фактор устойчивого развития прямым образом влияет такой набор почвенно-климатических, биологических, экологических показателей, а также технологический сектор в производстве, обустройство и создание комфортной среды в сельской местности; учет мен-тальности населения села.
Безусловно, сельское хозяйство обладает массой особенностей, которые проявляются в зависимости, как от природных условий, так и от сезонных, специфики процесса воспроизводства и многих других.
Устойчивое развитие аграрного сектора систематически осложняется ухудшением плодородия и состоянием почв, ценовыми диспропорциями, нехваткой квалифицированного кадрового персонала, высоким уровнем финансовых задолженности сельхозпроизводителей, слабо развитым инновационным потенциалом и другими негативными факторами.
Детально прописанные целевые установки и задачи, которые закреплены в Государственной программе развития сельского хозяйства, говорят о том, что в ближайшей перспективе необходимо обеспечить продовольственную безопасность государства, ориентируясь на параметры, провозглашенные в Доктрине продовольственной безопасности РФ.
К таким параметрам отнесено улучшение конкурентоспособности отечественной сельхопро-дукции на внутреннем и внешнем рынке; финансовая устойчивость предприятий агропромышленного комплекса; стабильное эффективное развитие сельских территорий и повышение качества жизни населения этих территорий.
Для достижения данных целей необходимо решение таких задач, как «ускоренное импортозаме-щение в отношении мяса, молочной продукции, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодовоягодной продукции; повышение уров-
ня рентабельности в сельском хозяйстве и поддержание финансовой устойчивости агропромышленного комплекса; стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка; эффективное регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия; повышение качества жизни сельского населения; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; обеспечение эпизоотического благополучия на территории Российской Федерации; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности путем создания условий для ее сезонного хранения и подработки; создание благоприятных условий для повышения объема инвестиций в агропромышленный комплекс; устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни и квалификации и др.»
Предпосылки, определяющие прогнозную динамику в развитии АПК, это прежде всего природно-климатические факторы; рост уровня спроса на сельскохозяйственную продукцию; наличие экономических санкций в отношении России.
Эффективность аграрных отношений может быть повышена за счет совершенствования инструментария и способов регулирования агропромышленного комплекса посредством новой системы механизмов и технологий, уделяя особое внимание научным подходам финансово-кредитной, информационно-консультационной, кадровой и другим сферам.
Однозначно, к объектам, подлежащим совершенствованию АПК на институциональном уровне должны быть отнесены условия, процессы, продукция и ресурсы, сами хозяйствующие субъекты и, в целом, аграрный рынок, а также, система отношения, возникающих в производстве, в рыночной и в социальной сфере и др.
Нельзя не отметить и ведущие цели Федеральной научно-технической программы (ФНТП), среди которых в приоритете обеспечить развитие сельского хозяйства в научнотехнологическом плане и снизить технологические риски в продовольствен-
ном секторе, устранить селекционную зависимость, обеспечить российский рынок высококачественной сельскохозяйственной продукцией отечественного производства, оптимизировать систему аграрного образования [4].
К основным направлениям государственной политики в отношении АПК стоит отнести эффективные методы увеличения производства сельхозпродукции; выделение необходимого объема государственных дотаций для убыточных видов сельскохозяйственной продукции; механизм субсидирования сельхозпроизводителей; господдержка технического перевооружения посредством лизинговых операций поставки сельскохозяйственных машин, автотранспорта; протекционизм деятельность во внешнеэкономических отношениях российских сельхозпроизводителей; активное развитие социальной сферы сельских территорий и др.
Государственная поддержка АПК может считаться эффективной в случае скорейшего решения проблем социальной сферы сельских территорий, создание благоприятного адаптационного климата сельским жителям, задействованным в АПК, в частности, необходимо обеспечить занятость, сдержать рост сельской безработицы, организовать профессиональную ориентацию и подготовку кадрового резерва, преодолеть бедность, развивать социальную инфраструктуру сельских территорий.
Итак, для формирования эффективной системы аграрных отношений с целью устойчивого социально-экономического развития государства необходимо установить единые правовые основы предпринимательской и иной деятельности для всех хозяйствующих субъектов в сфере АПК; предотвратить возникновение и рост монополистических объединений, усилив блок антимонопольного законодательства, стимулируя естественную конкурентную среду в сфере АПК, усилить объем законодательных норм, обеспечивающих социальную защищенность субъектов агропромышленной сферы и многое другое.
Агропродовольственный комплекс России должен быть ориентирован на удовлетворение интересов продовольственной безопасности страны, поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, достижения достойного уровня жизни сельского населения и гармоничного развития сельских территорий, что может быть обеспечено единой экономической, финансовой, бюджетной, социальной
и внешнеэкономической политикой государства в аг- рарной сфере. Библиография:
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030года»//http://www.consultant.ш/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 12.10.2019)
2. Крестьянские ведомости. 13 февраля 2019// http://kvedomosti.ru/news/pravitelstvo-napravit-na-razvitie-selskogo-xozyajstva-4-2-trln-rublej.html
3. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // www. mcx. ru. (дата обращения: 13.10.2019)
4. Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина // http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/.(дата обращения: 12.10.2019).