Научная статья на тему 'Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты'

Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВУЗА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС / INNOVATIVE DEVELOPMENT / AN ECONOMIC BASIS OF DEVELOPMENT OF THE HIGH SCHOOL / THE INTEGRATED RESEARCH COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латуха Ольга Александровна

В статье представлен анализ основных теоретических концептов формирования экономической основы развития современного вуза. В центре внимания проблема инноваций. Отмечается, что специфика современного этапа научно-технического прогресса настоятельно требует превращения вузовского сектора российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-исследовательского комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE EFFECTIVE ECONOMIC BASE OF THE UNIVERSITY IN CASE OF DEVELOPMENT OF INNOVATIONS: THEORETICAL CONCEPTS

The paper is concerned with theoretical concepts of formations of economic base of high school in case of development of innovations. In the center of attention is a problem of innovations. It is marked that specificity of the present stage of scientific and technical progress demands transformation of higher school sector of the Russian science into a large subsystem of the integrated research complex of the country capable to combine scale carrying out of basic researches with competitive development of commercial character.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций: теоретические концепты»

УДК 378

Латуха Ольга Александровна

кандидат экономических наук доцент кафедры экономики и управления

здравоохранением НГМА E-mail: latuha@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА ВУЗА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ

В статье представлен анализ основных теоретических концептов формирования экономической основы развития современного вуза. В центре внимания - проблема инноваций. Отмечается, что специфика современного этапа научно-технического прогресса настоятельно требует превращения вузовского сектора российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-исследовательского комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.

Ключевые слова: инновационное развитие, экономическая основа развития вуза, интегрированный научно-исследовательский комплекс.

Современная среда, в которой функционируют и развиваются отечественные рынки, характеризуется все большей жесткостью конкуренции, динамичностью, непредсказуемостью, становясь все более глобальной и инновационной по своему характеру. Все это, безусловно, актуально и для российского рынка научно-образовательных услуг,

имеющего свою выраженную специфику проблемных состояний и перспектив развития.

Высокая актуальность реализуемого исследования связана с протекающими в настоящее время процессами формирования новых контекстов деятельности высшего учебного заведения как современной инновационной учебно-научной структуры и с назревшей необходимостью грамотного и системного управления этими процессами.

Специфика современного этапа НТП настоятельно требует превращения вузовского сектора российской науки в крупную подсистему интегрированного научно-исследовательского комплекса страны, способную сочетать масштабное проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера. Это, в свою очередь, предопределяет важность разработки подходов и конкретных мер по достижению этой цели, а также отдельных видов работы в ее рамках, связанных с повышением эффективности деятельности вузов и интегрированных с ними, структур.

Одной из проблем управления реформированием научно-образовательного комплекса является проблема мониторинга и оценки состояния объектов этого комплекса в целях дальнейшей разработки и осуществления адекватных управленческих воздействий, по их развитию.

В настоящее время на рынке представлен ряд программных продуктов, в той или иной степени удовлетворяющих требованиям организации многоуровневой информационно-аналитической системы для оценки состояния и перспектив развития вузов, включаемых в интегрированные структуры, однако все они не удовлетворяют требованиям необходимым для оценки состояния и перспектив развития организаций, включаемых в интегрированные структуры и проведения комплексного мониторинга организаций сферы образования в процессе ее структурного реформирования, так как создавались под вполне конкретные задачи,

например, для проведения финансового контроля, земельного кадастра и т.д., и поэтому не могут учитывать специфику организаций сферы образования;

Данное исследование направлено на исследование проблемы повышения эффективности экономических отношений вузов, включенных в многоотраслевые интегрированные структуры, в процессе структурного реформирования научно-образовательной сферы, посредством разработки специализированной (отраслевой) многоуровневой информационно-аналитической системы, позволяющей оценивать состояние и способствовать выработке обоснованных решений по формированию основных направлений перспективного развития вузов и интегрированных с ними структур.

Достоверность и обоснованность полученных научных данных, а именно:

• проведенного анализа предметной области;

• разработанного научно-методического подхода к выявлению и оценке основных показателей, характеризующих состояние вузов и различных учебно-научно-производственных объединений (интегрированных структур) с учетом их многопрофильности;

• методики сбора информации об основных показателях характеризующих состояние вузов и интегрированных структур.

подтверждается корректным применением методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования; репрезентативностью используемой статистической информации; получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т.д.) широко известных частных научных результатов, а также ясной трактовкой и непротиворечивостью известным (опубликованным) данным.

Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост и увеличение валового внутреннего продукта возможно только на

инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а так же на способности к инновационной деятельности и нововведениям.

В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям. Эта проблема является особенно актуальной для нашей страны.

Сегодня инновационная активность является фактором, который обуславливает способность организаций к выживанию. Для сохранения конкурентоспособности им необходимо как можно быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям конкурентной среды. Чтобы иметь конкурентные преимущества в долгосрочном периоде, организации должны раньше своих конкурентов выявлять тенденции развития рынка, определять сильные и слабые стороны своей продукции не только на современном рынке, но и, прогнозируя ситуацию, которая сложится на рынке через несколько лет, и уже в настоящий момент проводить соответствующие изменения как в товаре, так и в самой организации предприятия. Таким образом, современные организации не только конкурируют по масштабу производства, но и соревнуются по времени.

Их успех зависит от степени удовлетворенности потребителя, поэтому его организационная структура и методы управления должны быть нацелены на то, чтобы выявлять постоянно меняющиеся потребности клиентов и удовлетворять их путем внедрения инноваций. Поскольку для потребителя нередко гораздо большее значение, чем цена товара имеют условия продажи товара, послепродажное обслуживание, готовность к поставкам, учет особых пожеланий клиентов, поддержание широкого ассортимента, а также понимание роли качества и гарантий качества, в инновационную деятельность должны быть вовлечены все уровни организации.

В начале XXI в. инновационный потенциал является одним из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, в преодолении кризисных явлений и стабилизации экономики. Сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах, приходится 7085 % прироста ВВП. Объем мирового рынка инновационной продукции составляет 2,3 трлн. долл. В этой связи для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике, проблема стимулирования инновационной деятельности, повышения роли науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциала является особо актуальной.

В латинском языке слово «innovatio» означает обновление, в английском языке «innovation» - нововведение, новшество, новаторство.

Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1930-х годах австрийский экономист Й. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил внедрению новшеств в хозяйство государства.

В настоящее время понятие «инновации» широко используются как в переводной, так и в отечественной научной и учебной литературе, и существует несколько подходов к определению этого понятия, которые часто имеют существенные отличия, поэтому оно требует уточнения. Необходимо также отметить, что большинство авторов отождествляют понятия

«инновация», «нововведение», «новшество» и «новаторство». В данном исследовании данные термины будут рассматриваться как синонимы.

В научной литературе излагаются широкий и узкий подходы к дефиниции инновации. В широком смысле под инновацией понимают всевозможные изменения внедрения новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т.д. Классическим является определение, предложенное Й.Шумпетером, который трактует инновацию как «проведение новых комбинаций» в следующих случаях:

• внедрение нового товара, т. е. товара, не знакомого потребителям, или новой разновидности какого-то товара;

• внедрение нового метода производства, т. е. метода, который практически не применялся в данной отрасли производства;

• открытие нового рынка, т. е. рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны прежде не присутствовала, независимо от того, существовал ли до этого этот рынок или его не было;

• освоение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли уже этот источник или же он только что был создан;

• получение новой рыночной позиции, например, монопольной

В этом определении подчеркивается технический, экономический и организационный характер инновации. По мнению Шумпетера, предметом инновации могут быть: продукт, производственный процесс, а также организация, при условии, что они являются новыми и внедрены.

Й.Шумпетер четко отделил изобретение, под которым он понимал «открытие нового технического знания», от инновации, то есть практического применения нового знания в производстве.

В настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия «инновация» как вполне определенной

64

управленческой категории. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Понятию «инновация», принятого в этих документах придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновационной деятельности в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему: «Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

В России термин «нововведение», который является буквальным переводом английского слова «инновация», то есть «введение новаций», использовался уже более ста лет назад, но получил широкое распространение лишь в последнем десятилетии ХХ в.

Наряду с Й.Шумпетером, Терпецкий Н. и Пригожин А.П. считают, что ииновация - это «изменение». Терпецкий Н. рассматривает нововведения как «видимые средства, с помощью которых научные открытия превращаются в социальные или экономические изменения».

С точки зрения Пригожина А.П., нововведением является «такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы». По сути, нововведения это процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Однако, термин инновации на предприятиях нередко трактуется только с технической точки зрения. Такой узкий подход идентифицирует инновацию в промышленном производстве с новой техникой, технологией, изделиями.

Так, например, в постановлении Правительства РФ от 24.07.98 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» дается следующее определение: «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» Аналогично трактуется и понятие «инновационной деятельности» как процесс реализации экономических результатов НИОКР.

С.В. Валдайцев под инновациями понимает не только освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, способной вывести на рынок продукт, но и удовлетворение потребностей, которые не обеспеченны существующим предложением.

Более широкое определение предлагает И.П. Завлин По его мнению инновация - это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности. Автор подчеркивает, что инновационная деятельность может затрагивать все сферы деятельности человека.

Ю. Морозов и ряд других ученных отмечают, что целью инновационной деятельности является обязательное получение

экономического эффекта. По Ю. Морозову, инновация - прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально экономических решений производственного, финансового и коммерческого или иного характера.

А.Б. Титов трактует термин «инновация» как «процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект».

С точки зрения С.В. Силкина и Л.П. Пачиковой экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Именно на рынке нововведение как способ удовлетворения имеющейся в обществе потребности должно доказать свое преимущество перед другими аналогичными способами. Результат исследования, изобретение или проект только тогда становится нововведением, когда начинают использоваться для получения экономического эффекта.

По мнению некоторых ученых результатом инноваций может быть не только экономический, но и социальный, а также другие виды эффекта.

Х. Нойбауэр выявляет характерные признаки инноваций, которые отличают их от технических изобретений. Эти признаки выражаются в их связи с практическим использованием оригинальных решений и конкретной экономической и/или социальной выгодой для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке.

В своем определении П. Друкер отмечает, что инновация является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим. Целью инновационного решения, по его мнению, является повышение отдачи от вложенных ресурсов. В преломлении современной экономической мысли нововведение определяется как явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, то есть оно изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов.

Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

И.Т. Балабанов трактует инновацию как «инвестицию в новацию». При этом инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику и технологию, в новые

формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета методов планирования, анализа и т.п.

В работе Э.А. Уткина, Г.И. Морозова и Н.И Морозовой «Инновационный менеджмент» инновация определяется как объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. При этом, по мнению авторов, понятие применимо ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.

Изложенное в монографии Агапцова и др. определение инновации в предпринимательской деятельности на современном этапе развития экономики подчеркивает качественно новый уровень, который достигается в результате инновации. Оно описывает ее как «новшество во всех сферах делового менеджмента (развитие, маркетинг, производство, собственно управление и т.д.), характеризующееся качественным отличием от предшествующего аналога (уровень технологии, потребительские свойства, усовершенствование организации, эффективное использование ресурсов, качество рыночной деятельности и т.п.)»

С целью получить наиболее полное представление о сущности понятия «инновации» в таблице 1.1 проанализированы основные определения понятия «инновация», предложенные российскими и зарубежными учеными.

Таблица 1.1 - Определения понятия «инновация»

Авторы Определение Ключевые понятия

Шумпетер Й. Изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Изменения Новые виды товаров, производственных и транспортных средств, рынков, форм организации

Терпецкий. Н. Видимые средства, с помощью которых научные открытия превращаются в социальные или экономические изменения. Экономические / социальные изменения (эффект)

Пригожин А.И. Целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы. По сути, нововведения это процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое. Процесс изменения среды.

Валдайцев С.В. Освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности. Новый продукт, Новая технология, Удовлетворение потребностей

Постановление Правительства РФ от 24.07.98 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Аналогично трактуется и понятие «инновационной деятельности» как процесс реализации экономических результатов НИОКР. Результат в виде нового продукта, процесса.

Завлин И.П. Использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности. Использование результатов научных разработок. Все сферы деятельности.

Ю.Морозов Прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально экономических решений производственного, финансового и коммерческого или иного характера. Экономический эффект, Практическое применение изобретений

Титов А.Б. Процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект. Практическое применение изобретения, экономический эффект

Силкин С.В. Пачикова Л.П. Результат исследования, изобретение или проект только тогда становится нововведением, когда начинают использоваться для получения экономического эффекта. Экономический эффект.

Х. Нойбауэр Характерные признаки инноваций, которые отличают их от технических изобретений, выражаются в их связи с практическим использованием оригинальных решений и конкретной экономической и/или социальной выгодой для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке. Практическое применение научных исследований, открытий Экономический / социальный эффект.

Друкер П. Скорее экономическое или социальное понятие, нежели техническое. Целью инновационного решения является повышение отдачи от вложенных ресурсов. Явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, то есть оно изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов. Экономическое и/социальное понятие (эффект)

Р.А.Фатхутдинов Конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Результат практическо-го применения изобретений. Различные виды эффекта

И.Т.Балабанов Инвестиция в новацию, при этом инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику и технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета методов планирования, анализа и т. п. Материализованный результат от капиталовложений

Уткин Э. А., Морозов Г.И., Морозова Н. И Объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Практическое применение научных исследований, открытий Экономический эффект. Более высокий уровень.

Агапцов и др. Новшество во всех сферах делового менеджмента, характеризующееся качественным отличием от предшествующего аналога. Все сферы менеджмента, более высокий уровень.

Из приведенных выше определений видно, что понятие «инновации» используется в широком значении. Сюда относят новые материалы, новую продукцию, новые технологии, новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры. Большинство авторов сходятся во мнении, что понятия инновации и инновационная деятельность не могут сводиться лишь к созданию новых средств производства,

совершенствованию технологических процессов, а также методов организации и управления. Основным компонентом инновационных

процессов является такое преобразование этих элементов, которое ведет к качественному обновлению действующего производства, его технической базы. Поэтому в широком смысле инновационная деятельность включает в себя использование передового опыта и его распространение.

Следовательно, по нашему мнению, к инновациям можно отнести все, что было впервые применено на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому инновации подразумевают не только выпуск нового продукта на рынок, но и ряд других нововведений:

• новые или усовершенствованные виды продукции (продуктовые инновации);

• новые или усовершенствованные услуги (инновации услуг);

• новые или усовершенствованные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

• измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

• новые или усовершенствованные производственные системы и

т.д.

На практике эти виды инноваций часто являются неотделимыми друг от друга, одни нововведения обуславливают и дополняют другие.

Важным является то, что инновации подразумевают первое использование нововведения на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Другими словами, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации, поэтому использование передового опыта поможет сделать производства более эффективным. Необходимо также учитывать, что инновационная деятельность требует творческого подхода и часто связана с рисками.

Кроме того, приведенные ранее определения позволяют выделить следующие основные свойства (критерии) инновации:

72

^ научно-техническая новизна, т.е. научно обоснованные технические

решения применяемые впервые; ^ практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, образовании или других областях деятельности; > коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке, и способно удовлетворить определенные запросы потребителей.

Данные критерии означают, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена в схемах и чертежах - это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Поэтому наиболее экономически эффективно создавать интегрированные структуры, в которых идет объединение генераторов научных идей (высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и др.) с промышленными предприятиями. Формы таких интеграций мы рассмотрим ниже.

Инновации существенно различаются по разным признакам, следовательно, они нуждаются в систематизации. Анализ литературы посвященной этой проблеме показывает наличие разных классификаций нововведений.

Под классификацией в данной работе понимается система, по которой что-нибудь распределено по группам, разрядам, классам.

Так, А.И. Пригожин в качестве признаков классификации использует распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват ожидаемой доли рынка и степень новизны.

В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов предлагают новый дополнительный признак классификации нововведений - по стимулу

появления, который характеризуется развитием науки и техники, потребностями производства, потребностями рынка.

В своей монографии С. А. Парсаданян и В.К. Потемкин принимают во внимание возможные влияния инновационной деятельности на другие сферы предприятия и подчеркивают комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие способов использования в хозяйственной практике. Они классифицируют инновации по следующим критериям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• области применения инноваций;

• этапы НТП, в результате которых появились инновации;

• степень интенсивности инноваций;

• темпы осуществления инноваций;

• масштабы инноваций;

• результативность инноваций;

• эффективность инноваций.

В монографии Т. А. Филипповой отмечается, что существует большое количество классификационных признаков инноваций, и предлагается классификация по четырем признакам: сфера применения, степень радикальности, масштаб распространения, причина возникновения. Данные признаки, по мнению автора, являются наиболее важными в рамках стратегического управления.

И.Т. Балабанов предлагает классификацию, признанную ответить на три вопроса: какова цель инновации; какова форма реализации инновации; какова сфера применения инновации (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - Классификация инноваций по И. Т. Балабанову

ИННОВАЦИИ

Целевой признак

Внешний признак

Структурный признак

Кризисная инновация

Продукт

Новый товар Новая услуга

Инновация развития

Классификация, предложенная Л.Н. Оголевой, является более полной. Она рассматривает инновационную деятельность как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, диффузии и коммерциализации новшеств по этапам жизненного цикла и классифицирует инновации по следующим признакам: предметно-содержательному, уровню разработки и распространения, новизне, инновационному потенциалу, назначению, по факторам общественного производства, по происхождению, по сферам разработки и применения.

К недостаткам данной классификации можно отнести отсутствие строгой упорядоченности в предметно-содержательном признаке, тем не менее, она является наиболее обобщающей из всего рассмотренного ранее. Как показывает анализ предмета, отечественные ученые предлагают различные варианты классификаций на основе различных классификационных признаков, которые в большинстве своем имеют много общего. Используя опыт исследований в данном направлении, автор предлагает комплексную классификацию инноваций, по пятнадцати признакам, которая представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Комплексная классификация видов инноваций

По масштабу новизны

По степени новизны

Совершенствующие

По масштабу изменений

По уровню конкурентоспособности

По отношению к существующей системе

Открывающие новые возможности

По распространенности

По форме финансирования

Из государственных фондов

Бизнес-инкубаторы (технопарки)

Из средств предприятия

По источнику появления

развитие науки и техники

потребности производства

потребности рынка

По приносимой обществу пользе

Сокращающие производственные затраты

По резуль'

Высокая

X

Улучшающие качество продукции

ативности

X

Стабильная

По затратам

л

Высоко-затратные

I

Средне-затратные

1

Низко-затратные

По степени риска

X

Высок-рисковые

X

Средне-рисковые

X

Низко-рисковые

По срокам реализации

Долгосрочные

X

Среднесрочные

X

Краткосрочные

Данная классификация, на наш взгляд охватывает все виды инноваций, конкретизирует их структуру, позволяет идентифицировать нововведения наиболее точно, а также определяет возможности и ограничения их внедрения на предприятии.

Следует остановиться на видах инноваций, классифицирующихся по различным признакам.

По объекту выделяются следующие виды инноваций:

• продуктовые инновации подразумевают разработку новой или усовершенствование старой продукции;

• технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

• технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

• управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

• социально-организационные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры;

По масштабу новизны представлены четыре вида инноваций:

• новые на предприятии;

• новые в отрасли;

• новые в стране;

• новые в мире;

По степени новизны выделяются четыре вида инноваций:

• оригинальные являются пионерными инновациями, как правило, связанные с научными открытиями;

• совершенствующие предполагают модернизацию выпускаемой продукции или улучшение существующей технологии;

• имитационные представляют собой копирование лучших аналогов конкурентов;

• псевдоинновации не вносят существенных улучшений в выпускаемую продукцию.

По масштабу изменений инновации делятся на четыре вида:

• новый вариант;

• новый вид;

• новый род;

• новое поколение;

По сфере деятельности предприятий выделяются шесть видов инноваций:

• научные;

• торговые;

• промышленные;

• финансовые;

• информационные;

• правовые.

По уровню конкурентоспособности выделяются два вида инноваций:

• стратегические имеют упреждающий характер с целью получения преимущества «первого хода», которое позволит занять положение лидера;

• адаптирующиеся внедряются вслед за конкурентом как ответная реакция на новый продукт.

По отношению к существующей системе выделяются четыре вида инноваций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• замещающие призваны заменить существующие продукты или технологии;

• открывающие новые возможности существующих на рынке продуктов или используемых технологий;

• ретроизменения предполагают возврат к продуктам или технологиям, которые использовались ранее.

По распространению выделяются два вида инноваций:

• единичные могут использоваться только в локальных условиях и один раз;

• диффузные могут использоваться в различных отраслях и комбинациях.

По форме финансирования выделяются четыре вида инноваций:

• финансируемые из государственных фондов;

• финансируемые из частных фондов;

• бизнес-инкубаторы;

• финансируемые из средств предприятия;

По источнику появления выделяются три вида инноваций:

• Нововведения, вызванные развитием науки и техники;

• Нововведения, вызванные потребностями производства,

• Нововведения, вызванные потребностями рынка.

По источнику появления выделяются три вида инноваций:

• сокращающие затраты производства;

• улучшающие качество продукции;

• экологичные.

По результативности выделяются три вида инноваций:

• имеющие высокую результативность;

• имеющие стабильную результативность;

• имеющие низкую результативность.

По затратам выделяются три вида инноваций:

• высокозатратные;

• среднезатратные;

• низкозатратные.

По степени риска выделяются три вида инноваций:

• высокорисковые;

• среднерисковые;

• низкорисковые.

По срокам реализации выделяются три вида инноваций:

• краткосрочные;

• среднесрочные;

• долгосрочные.

Итак, по нашему мнению, характерными чертами инноваций являются:

• целенаправленное и полезное изменение в предшествующем состоянии;

• практическое применение этого изменения, причем оно должно быть применено впервые в данной области;

• предметом этих изменений могут быть изделия, технологии, социальные, экономические, экологические процессы и т. д.;

• инновации являются средством реализации целей, развития предприятия, а также положительно воздействуют на повышение эффективности работы предприятия.

Деятельность по созданию инноваций укладывается в рамки последовательного инновационного процесса. Часто исследователи обобщают понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». Некоторые из множества трактовок понятий «инновационный процесс» и «инновационная деятельность» приведены в таблице 1.2.

Обобщая приведенные понятия, можно сделать вывод, что инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которого новшество реализуется от идеи до конкретного продукта,

технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

80

По мнению большинства авторов инновационный процесс начинается с фундаментальных научных исследований. В тоже время инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии.

Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

Таблица 1.2 Определение понятия «инновационный процесс»

и ««инновационная деятельность»

№ п\п Специалисты, авторы работ по инновационному менеджменту Определения понятий «инновационный процесс» и «инновационная деятельность», которого они придерживаются

1. Большой экономический словарь Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальные услугам. Обычно выделяются шесть основных видов И. д.: а) инструментальная подготовка и организация производства; б) пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; в) маркетинг новых продуктов; г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; д) приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования, связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций; е) производственное проектирование, необходимое для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов.

2. А.И. Щербаков Инновационный процесс - эффективное использование научного, научно-технического и интеллектуального потенциала инноваций в сферах науки, технике, экономики, предпринимательства, управления. Инновационная деятельность - преобразование на базе достижений науки и техники производства, обновление его технологической структуры с целью получения прибыли или достижения социального результата.

3. А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую

В. А. Якимович потребителями.

4. В. Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В. А. Устинов Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования - разработки - производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.

5. С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

6. Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.