Научная статья на тему 'Формирование единого воспитательного пространства на муниципальном уровне средствами организации краеведческой деятельности'

Формирование единого воспитательного пространства на муниципальном уровне средствами организации краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ИГРА / ФЕСТИВАЛЬ / SINGLE EDUCATIONAL SPACE / LOCAL ACTIVITIES / PROJECT WORK / CONFERENCE / INTERNET-GAME / FESTIVAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Александр Аркадьевич, Белашова Марина Александровна

Представлен опыт работы по организации краеведческой деятельности в рамках организации и проведения мероприятий общественными объединениями, учреждениями образования и культуры на основе межведомственного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Александр Аркадьевич, Белашова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of unified educational space on the municipal level by means of the organization of local lore activity

Presented the experience of regional activities within the framework of the о^апІ2айоп and activities of public associations, institutions of education and culture on the basis of interagency cooperation.

Текст научной работы на тему «Формирование единого воспитательного пространства на муниципальном уровне средствами организации краеведческой деятельности»

Ведущий дает задание: «Подсчитать...»

1. Количество пуговиц в отряде.

2. Количество молний.

3. Количество карманов.

4. Количество шнурков.

5. Количество заколок для волос и т. д.

Далее ведущий предлагает каждому отряду выбрать наиболее выносливого участника для следующего этапа игры.

Ведущий объявляет условия задачи только после того, как представители отойдут от своих команд (чтобы команды не могли поменять представителя на другого участника).

Задания. 1. За 2 минуты команда надевает на своего представителя как можно больше предметов одежды.

2. За 3 минуты связать из предметов одежды самую длинную веревку. Если узлы при растяжении развязались, то результат не засчитывается.

(Продолжение в следующем номере)

УДК 371.4; 371.8; 908

А. А. Смирнов, М. А. Белашова

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлен опыт работы по организации краеведческой деятельности в рамках организации и проведения мероприятий общественными объединениями, учреждениями образования и культуры на основе межведомственного взаимодействия.

Presented the experience of regional activities within the framework of the о^аш2айоп and activities of public associations, institutions of education and culture on the basis of interagency cooperation.

Ключевые слова: единое воспитательное пространство, краеведческая деятельность, проектная деятельность, конференция, интернет-игра, фестиваль. 172

Keywords: single educational space, local activities, project work, conference, Internet-game, festival.

Все начинается c благодарной человеческой памяти.

Сохранение исторического наследия, будь то культура, быт и традиции, вобравшие в себя вековую мудрость народной жизни, -дело чести и совести каждого из нас: школьника, педагога, гражданина.

Забвение этой простой истины ведет к невосполнимым утратам не только в истории, но и в самих наших душах. Вот поэтому так важно со школьной скамьи научить детей знать, любить и ценить свою Родину.

Педагоги, занимающиеся краеведческими исследованиями, заведующие школьными музеями, просто неравнодушные педагоги для решения этой задачи создали по инициативе информационно-диагностического центра управления образования клуб «Истоки». Клуб имеет свою страничку в образовательной сети Днев-ник.ру.

Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе определено ключевое направление - формирование единого воспитательного пространства, позволяющего создать условия для развития личности ребёнка, его духовно-нравственного становления [Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. URL: Иир://минобрнауки.рф/новости/ 3405/файл/2222/13.05.23-воспитание.рЭД.

Немалую роль в этом деле играет расширение воспитательного пространства за счет межведомственного взаимодействия. Клуб «Истоки» тесно сотрудничает с одним из значимых учреждений культуры Уренского района - музейно-выставочным комплексом им. В. Ф. Мамонтова, более 10 лет осуществляющим свою деятельность с образовательными организациями района в рамках краеведческого абонемента для воспитанников детских садов и школьников.

В последние годы в творческом содружестве информационно-диагностического центра управления образования и музейного комплекса были разработаны и успешно реализованы проекты, в которых участвовали школьники и педагоги района:

- районные краеведческие чтения: 2007-2008 учебный год -направление «Историческое краеведение», 2008-2009 учебный

год - направление «Литературное краеведение», 2009-2010 учебный год - направление «Географическое краеведение». По итогам чтений были выпущены сборники «Краеведческий вестник»;

- районная интернет-игра «Путешествие по родному краю» (2010-2011 учебный год), которая проходила на сайте методического кабинета (www.u-idk.narod.ru). Каждый из четырех этапов игры включал два задания: теоретическое и практическое, имевших свое название и тематику. Выполнить теоретическое задание можно было, прочитав краеведческую и справочную литературу, ознакомившись с архивными документами, посетив школьный или районный музеи. Для выполнения практического задания школьники беседовали с жителями Урень-края, собирали и анализировали их рассказы и воспоминания по определенной теме;

- «Школа юного краеведа» начала свою работу с 20102011 учебного года с целью приобщения школьников к изучению истории Урень-края и развития внутреннего туризма в районе. Итогом деятельности Школы стали разработанные туристские экскурсии, презентации, рекламные проспекты и буклеты;

- межрайонная интернет-конференция «Проектирование краеведческой деятельности: опыт реализации» (2011-2012 учебный год) собрала лучшие методические разработки педагогов северных районов области по следующим темам: «Использование педагогического потенциала истории родного края в воспитании дошкольников» (воспитатели детских садов), «Реализация проекта краеведческой деятельности как фактор развития личности школьника в условиях введения ФГОС начального общего образования» (учителя начальной школы), «Исследовательский проект на основе изучения историко-культурного наследия родного края в организации учебной деятельности школьников» (учителя-предметники), «Воспитание гражданственности и патриотизма на краеведческом материале через вовлечение учащихся в проектную деятельность» (классные руководители, воспитатели учреждений интернатного типа), «Краеведческий проект в системе дополнительного образования» (педагоги дополнительного образования);

- районная интернет-игра «Путешествие по родному городу», посвященная 40-летию г. Урень (2012-2013 учебный год). Игра проводилась в форме интернет-проекта среди обучающихся 67-х классов в период летних каникул;

- квест-игра «Тайными тропинками» для учащихся школ района и мастер-класс для педагогов района по организации краеведческой исследовательской деятельности школьников (20122013 учебный год). Мероприятия проводились на базе детского загородного лагеря «Звездный» в рамках профильной смены для одаренных детей.

Роль музея в проведении этих мероприятий не ограничивается предоставлением школьникам и педагогам возможности работать с краеведческими материалами, сотрудники музея становятся консультантами при составлении конкурсных заданий, членами жюри, оказывают методическую помощь. За многолетнее сотрудничество в музее накоплен огромный опыт общения с детской аудиторией.

Не случайно наиболее значимые мероприятия проводятся именно на музейных площадках. Так, ежегодной стала районная краеведческая олимпиада для учащихся 7-х классов. Школьники получают возможность не только показать свои знания, но и познакомиться с экспозициями школьных, городских и сельских музеев.

В 2013-2014 учебном году совместно с музейно-выставочным комплексом им. В. Ф. Мамонтова был организован и проведен Фестиваль школьных музеев «Выставка одного экспоната». Школьники представляли один экспонат из собраний школьного музея, который являлся вещественным свидетельством истории, предметом бытового или культурного назначения либо осуществлял просветительскую миссию и относился к периоду первой половины XX в. Традиция заложена, и в 2014-2015 учебном году фестиваль будет проведен во второй раз.

Уже на протяжении 8 лет в районе проводится экологическая конференция обучающихся «Люблю тебя, мой край родной!», целью которой является привлечение учащихся к изучению экологического состояния окружающей среды родного края, её сохранению. Конференция для учащихся 9-11-х классов организована управлением образования, отделом экологии при администрации района, районным педагогическим клубом «ЭКОстиль», в состав которого входят педагоги-экологи. На очной защите участники представят исследовательские, проектные работы, акции по защите природы родного края, реализованные мероприятия по экологическому просвещению.

Таким образом, организация и проведение мероприятий на основе кооперации, тесного взаимодействия учреждений образова-

ния и культуры, всех участников образовательного процесса позволяют формировать единое воспитательное пространство на уровне муниципалитета, где краеведение является одним из системообразующих элементов.

УДК 379.852; 796.5; 379.845; 910.4

Н. Е. Гелеверов

МАССОВЫЙ ПОХОД НА «ЗАПЛОТНЫ1Й КАМЕНЬ - Г. БУНАР»

Описан опыт организации и проведения Новоуральским филиалом Академии и городским клубом туристов массового познавательного турист-ско-оздоровительного похода. Представлены материалы краеведческого описания популярных у туристов урочищ в окрестностях г. Новоуральска Свердловской области.

Shown the experience of organizing and conducting Novoural'sk branch of the Academy and the city club of tourists of mass cognitive tourist and recreational hike. Presented local history materials of describing of popular tourist landmarks in the vicinity of Novouralsk Sverdlovsk region.

Ключевыге слова: массовый выход, туристский поход, краеведение, организованный отдых.

Keywords: mass yield, hiking trails, local history, organized recreation.

28 сентября 2014 г. - День атомщиков России - городской клуб туристов г. Новоуральска и Новоуральский филиал Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остап-ца-Свешникова» организовали массовый выгход - поход на главную вершину района - гору Бунар.

Погода с утра 28 сентября 2014 г. была очень прохладной -1,5 град, затем выглянуло солнышко, стало около 12 град. тепла, по небу бежали прозрачные облака. Подъезды на автобусе до городского карьера (бывш. СУУС - Среднеуральское управление строительством) составили туда и обратно по 40 минут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.