Научная статья на тему 'Формирование единого рынка труда евразийского экономического союза как условие успешности интеграционных процессов в ЕАЭС'

Формирование единого рынка труда евразийского экономического союза как условие успешности интеграционных процессов в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
586
75
Поделиться
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
Евразийский Экономический Союз / интеграция / рынок труда / Средняя Азия

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Осадчая Г. И.

формирование единого рынка трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического Союза важнейшее условие успеха интеграционных процессов, мощный импульс создания условий для стабильного развития экономик государств-членов ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня, роста занятости и социальной стабильности евразийского интеграционного объединения. В статье автор рассматривает указанную проблематику и смежные вопросы

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Осадчая Г. И.,

THE FORMATION OF A COMMON LABOR MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AS A CONDITION OF SUCCESS OF INTEGRATION PROCESSES WITHIN THE EAEU

the formation of a common labor market within the Eurasian economic Union is the most important condition of success of integration processes, a strong impetus to the creation of conditions for stable development of the economies of the member States of the EAEC in the interests of raising standards of living, employment growth and social stability of the Eurasian integration Association. In the article the author examines this subject and related matters.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование единого рынка труда евразийского экономического союза как условие успешности интеграционных процессов в ЕАЭС»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ТОЧКИ РОСТА»

Осадчая Г.И.

доктор социологических наук, профессор, заместитель директора ФГБУН «Институт социально-политических исследований Российской академии наук» по научной работе, руководитель Центра методологии исследования социально-

политических процессов евразийской интеграции

osadchaya111@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТРУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕАЭС

Аннотация: формирование единого рынка трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического Союза - важнейшее условие успеха интеграционных процессов, мощный импульс создания условий для стабильного развития экономик государств-членов ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня, роста занятости и социальной стабильности евразийского интеграционного объединения. В статье автор рассматривает указанную проблематику и смежные вопросы.

Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, интеграция, рынок труда, Средняя Азия

Общий рынок труда Евразийского экономического союза представляет собой нечто качественно новое. Национальные рынки труда утрачивают свою обособленность, замкнутость, и интегрированный рынок трудовых ресурсов становится наднациональным образованием. В основе его формирования лежит мобильность граждан государств, вошедших в Евразийский экономический союз, обеспечиваемая инструментами согласованной миграционной и социальной политик, международно-правовыми основами регулирования рынка труда, которые ориентированы на соблюдение баланса экономических и социальных интересов стран интеграционного союза. После вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза в ЕАЭС нормативная база в значительной мере была сформирована, и гарантии свободы перемещения, предусмотренных Договором, обеспечены.

В понимании значимости для экономических изменений евразийского союза единого рынка трудовых ресурсов есть общественное согласие населения всех государств-членов. Если к решению своих правительств об объединении в Евразийский экономический союз положительно относятся менее половины населения в Армении, более половины населения в Беларуси, России, подавляющее большинство населения Казахстана, Киргизстана, то к разрешению свободного передвижения граждан стран ЕАЭС внутри Союза - абсолютное большинство во всех странах. Отметим, что если в Беларуси, Кыргызстане «ЗА» сравнительно чаще выступают более обеспеченные группы населения, то в Казахстане, наоборот, низкообеспеченные. В Армении и России эта поддержка не зависит от экономического положения населения. Здесь в каждой доходной группе проголосовало за 7 из 10 опрошенных1.

Правовой статус, который получили представители стран — участниц союза, поддержал трудовую мобильность, изменил ее структуру. Численность граждан государств-членов ЕАЭС, въехавших в республику Беларусь для осуществления трудовой деятельности

1 Интеграционный барометр ЕАБР — 2015 (четвертая волна измерений). Доклад № 33. Центр интеграционных исследований Санкт-Петербург, 2015 СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015.

составила в 2016 г. - 2947 человек, в 2015 г. - 3332, в 2014 г. - 26481; въехавших в республику Казахстан в январе-августе 2016 г. - 12963, в 2015 г. - 163492 На общем фоне сокращения в России трудовой миграции3, обусловленной экономическими проблемами — «проседанием» экономики и инфляцией рубля, для осуществления трудовой деятельности по состоянию на декабрь 2015 г. в РФ въехало на 166 600 граждан из государств-членов ЕАЭС больше, а общее число вновь въехавших трудовых мигрантов по данным Евразийской экономической комиссии составило 835 600 человек4.

Одним из показателей реального положения в обеспечении свободы движения рабочей силы в союзе является показатель миграционного прироста, связанного как с переездом на постоянное место жительство, так и трудовой миграции за счет мигрантов из всех государств-членов ЕАЭС. Как показал анализ, такой прирост имеет только Россия.

Это привело к росту общего числа иностранцев из государств-членов ЕАЭС, находящихся в России по сравнению с январем 2014 г. на 16%, Их число, по состоянию на январь 2016 г. составило 2 276188 человек.5

Как видим, российский рынок труда стал главным рынком трудовых ресурсов в ЕАЭС. Отмечается изменение и структуры трудовой миграции на российском рынке труда. Оно характеризуется замещением трудовых мигрантов из стран, не вошедших в ЕАЭС, трудовыми мигрантами из государств - членов ЕАЭС. Сокращение числа выходцев из стран-доноров рабочей силы в 2015 г. затронуло все постсоветские государства, кроме Армении и Кыргызстана, присоединившихся в этом году к ЕАЭС и почти не затронуло Казахстан. А статистика денежных переводов в 2014-2015 гг. (денежные переводы в долларовом исчислении из России в Казахстан выросли на 24%, в Кыргызстан на 15% и практически сохранили значения в Армению, уменьшившись лишь на 1,1%) дает основания утверждать, что в условиях текущего экономического спада членство в ЕАЭС оказалось оптимальной стратегией для стран-доноров рабочей силы6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главными проблемами формирования единого рынка труда являются:

• Незавершенность разработки нормативно-правовой базы

• Непоследовательная реализация уже принятых нормативно-правовых документов

• Отсутствие необходимой миграционной инфраструктуры (единой базы данных предприятий, специальностей, в которых нуждаются страны).

• Отсутствие единых баз данных различных органов исполнительной власти стран-членов ЕАЭС (налоговых органов, миграционных, социальных служб).

• Не проработанность общей системы образования, профессиональной и языковой подготовки.

1 Сведения о численности трудящихся - мигрантов, въехавших в Республику Беларусь из государств-членов Евразийского экономического союза в январе-декабре 2014, 2015,2016 гг. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=16721(дата обращения 17.01.2017).

2 В 2016 году большинство трудовых мигрантов из Казахстана уезжало в Китай// ^асть. 20.09. 2016. URL: https://vlast.kz/novosti/19354-v-2016-godu-bolsinstvo-trudovyh-migrantov-iz-kazahstana-uezzalo-v-kitaj.html/ (дата обращения 27.02.2017).

3 Миграционный прирост в России за счет мигрантов из Республик Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизстан в 2015 году составил 70144 человека, что меньше, нежели в 2014 году в 1,2 раза. См.: Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году (Статистический бюллетень) М., 2015. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году (Статистический бюллетень) М., 2016.

4 Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. ЕЭК, 2016.

5 Статистика ФМС. URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activi^/stats/Statistics/Svedenija_v_otnoshenii_inostrannih_grazh (дата обращения 17.01.2017).

6 Трудовая миграция в ЕАЭС на начало 2016 года (доклад ЕАК). URL: http://evrazklub.ru/analitik/trudovaya-migratsiya-v-eaes-na-nachalo-2016-goda-doklad-eak.htmI (дата обращения 22.01.2017).

• Психологические барьеры в принимающем обществе. - ксенофобия и мигрантофобия.

Проявление этих проблем мы видели в ходе опроса мигрантов из стран ЕАЭС в Москве. Наши исследования показывают, что главными трудностями для них были поиск работы и жилья. Практически каждый третий - четвертый из 10 опрошенных мигрантов из государств-членов ЕАЭС во время своего пребывания в Москве ощущал дискомфорт, сталкивался с дискриминацией по национальному или этническому признаку. При этом неприятие населения принимающего общества тем выражено тем сильнее, чем дальше культурная дистанция и чаще это были мигранты из Казахстана и Кыргызстана.

И так ситуация складывается не только в России. В своем интервью мигрантка из Казахстана (Зарина, 32 г., приехала из Алма-Аты) сказала: «Я сталкивалась в России с дискриминацией. Но могу сказать, что в Казахстане также обстоят дела по отношению казахстанцев к русским».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотя здесь следует отметить и другую сторону вопроса. При всей общности исторических корней, население стран - членов ЕАЭС обладает значительными особенностями в культуре, повседневных практиках, менталитете. Перемещение мигрантов в пределах нового интеграционного сообщества связано с преодолением ими состояния культурного шока, восстановлением разрушенных, устойчивых, бессознательных сценариев поведения и реагирования, формированием новой идентичности, приемлемой как для них, так и для принимающего общества. И поведение их не всегда соответствует ожиданиям и правилам принимающего общества. Не всегда присутствует готовность жить по правилам принимающего общества.

Преодоление вышеперечисленных проблем связано, прежде всего, с повышением эффективности управления процессами евразийской интеграции.

Необходимо максимально быстро завершить разработку нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов, сближения законодательств государств-членов в сфере трудовой миграции. Обеспечить реализацию достигнутых договоренностей по единым условиям налогообложения доходов физических лиц - граждан государств-членов с первых дней работы по найму. Разработать механизмы соблюдения принятых норм.

Всем странам - членам ЕАЭС предстоит развивать инфраструктуры, необходимые для функционирования единого рынка труда, механизмы саморегулирования в области свободы передвижения рабочей силы.

Наряду с экономическими задачами свободного перемещения рабочей силы, важно также включить в стратегию развития ЕАЭС решение социальных и социокультурных задач.

Социальная политика каждой из стран в рамках евразийских компетенций должна активно и динамично отреагировать на новые условия движения рабочей силы, изменения трудовых отношений, что предполагает эффективное использование труда, выработку механизмов использования рабочей силы, знаний, квалификации и способностей в трудовом процессе.

Необходимо создавать социально-экономические и культурные условия для адаптации приезжих, формировать позитивное мнение вокруг идеи свободного движения рабочей силы, этнокомплементарные отношения, толерантность в отношениях различных групп населения, не допустить межэтнических конфликтов.

Нужна единая для всех стран программа медийной поддержки проекта, которая может включать информацию о преимуществах свободы движения рабочей силы, позитивную информацию о соседях по союзу на основе использования современных методов и инструментов информационного продвижения идей: социальных сетей, экспертного сообщества, образования и т.п. ЕАЭС нуждается в поддержке СМИ, научно- экспертного сообщества.

Учитывая новые возможности движения рабочей силы в ЕАЭС, важно в рамках социальной политики развивать общую систему образования, профессиональной подготовки кадров и общие механизмы подготовки людей для единого рынка труда, провести дополнительные мероприятия с целью улучшения знания языка, необходимо усилить внимание к билингвальной языковой подготовке

Нужно заботиться о социальной базе интеграции, работать над обновлением и консолидацией элит, их ориентацией на идеи евразийской интеграции, особенно в молодежной среде, где поддержка этой идеи ниже, нежели в старших группах населения стран-членов ЕАЭС. С них начинается понимание, что без социального взаимодействия стран углубление интеграции будет идти более сложно.

Практика показывает, что функциональное, институциональное, инфраструктурное развитие любого интеграционного объединения требует поэтапного усиления наднациональности. Очевидно, что сегодня для решения задач обеспечения свободного движения рабочей силы в ЕАЭС состав евразийских институтов недостаточен. Необходимы внесение изменений в структуру наднационального органа, с учетом социальных и гуманитарных аспектов взаимодействия; передача ЕЭК полномочий по инициированию и принятию решений, полноценное бюджетное планирование всесторонней деятельности наднационального органа.

Являясь важнейшим фактором интеграции, свободное перемещение рабочей силы из-за открытости границ ЕАЭС создает риски чрезмерного притока в страны криминальных и экстремистских элементов под видом рабочей силы, распространения трансграничных криминальных и террористических сетей, приводит к появлению новых нетрадиционных угроз безопасности для граждан стран - членов Союза. В этой связи приобретают особую значимость совместные действия по охране границ ЕАЭС, согласование пограничной политики и правовой базы ЕАЭС.

Литература

1. Интеграционный барометр ЕАБР — 2015 (четвертая волна измерений). Доклад № 33. Центр интеграционных исследований Санкт-Петербург, 2015. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2015.

2. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. ЕЭК, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Integracionnyj barometr EABR — 2015 (chetvertaja volna izmerenij). Doklad № 33. Centr integracionnyh issledovanij Sankt-Peterburg, 2015. SPb.: CII EABR, 2015.

2. Trudovaja migracija i social'noe obespechenie trudjashhihsja v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze. EJeK, 2016.

THE FORMATION OF A COMMON LABOR MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AS A CONDITION OF SUCCESS OF INTEGRATION PROCESSES

WITHIN THE EAEU

Osadchaya G.I.

Doctor of Sociological Science, deputy director ISPIRAS osadchaya111@gmail.com

Abstract: the formation of a common labor market within the Eurasian economic Union is the most important condition of success of integration processes, a strong impetus to the creation of conditions for stable development of the economies of the member States of the EAEC in the

interests of raising standards of living, employment growth and social stability of the Eurasian integration Association. In the article the author examines this subject and related matters. Keywords: Eurasian Economic Union, integration, labor market, Middle Asia

Для цитирования: Осадчая Г.И. Формирование единого рынка Евразийского Экономического Союза как условие успешности интеграционных процессов в ЕАЭС// Архонт, 2017. № 1. C. 27-31.