УДК 316.334.2(476)
Г. И. ОСАДЧАЯ,
доктор социологических наук, профессор, заместитель директора Института социально-политических исследований РАН
по научной работе, заведующая сектором методологии исследования социально-политических процессов евразийской интеграции ИСПИРАН, г. Москва
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье на основе данных международных и российских социологических исследований, анализа статистики, публикаций СМИ показан процесс институционализации ЕАЭС, дана характеристика первых итогов становления нового интеграционного объединения, формирования ресурсной базы Союза, финансовых инструментов Евразийского союза и организационного обеспечения процессов евразийской интеграции, представлен анализ ее эффективности с позиций результативности основных направлений интеграции, предусмотренных Договором: формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, повышения благосостояния людей, представлена оценка населением степени успешности их реализации. Выявлены причины сдерживания процессов евразийской интеграции, обоснована необходимость включения в повестку интеграции решения социально-гуманитарных задач, обоснованы предложения по повышению эффективности становления ЕАЭС на данном этапе, по формированию понятных и притягательных для всех людей ценностных установок евразийской интеграции.
Ключевые слова: евразийство, Евразийский экономический союз, интеграция, эффективность, показатели: ресурсные, процессуальные, результативности.
Евразийство, как социально-философское учение и как идейно-политическое движение, имеет глубокие исторические корни. Оно всегда активизировалось в переломные для России периоды выбора путей возрождения и развития [1]. В новейшей истории России эти идеи нашли свое продолжение в неоевразийстве в сложный период распада супердержавы - Союза Советских Социалистических Республик - в конце 1980-х - начале 1990-х гг. [2, с. 38-50; 3, с. 180-185]. Реальный же шанс на свое практическое развитие в XXI веке евразийство получило в 2007 г. после подписания договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и основания первого на постсоветском пространстве наднационального органа - Комиссии таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Процесс институционализации ЕАЭС представлял собой эволюцию Таможенного союза в Евразийское экономическое сообщество, Евразийского экономического сообщества - в ЕАЭС, где евразийская интеграция обрела более завершенные институциональные формы.
Прошел год со дня основания Евразийского экономического союза и полгода со дня вступления в ЕАЭС Киргизской Республики. Подведение итогов деятельности Союза состоялось в конце 2015 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета, свои оценки высказало экспертное сообщество, руководители государств - членов Союза, Евразийской экономической комиссии. Прозвучало немало критики, особенно в СМИ Кыргызстана. Поэтому мы считаем важным понять, как на самом деле использован интеграционный потенциал Евразийского союза, каковы причины торможения на данном этапе интеграции и перспективы его развития.
Наше исследование дает основания для согласия с оценкой члена Коллегии (Министра) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Т. Д. Валовой о том, что в первый год становления нового интеграционного объединения сделано немало для формирования ресурсной базы Союза и организационного обеспечения процессов евразийской интеграции [4]. 2015 год стал годом уточнения финансовых инструментов Евразийского союза. Общий бюджет в этом году составил 6 млрд 638 млн 604,8 тыс. российских рублей. Доходы бюджета ЕАЭС были сформированы из долевых взносов стран - участниц Союза, в том числе Беларуси, Казахстана и России (доля последней в бюджете заняла 88 %) [5].
Отметим, расходная часть бюджета Европейского союза на 2015 год составила 141,2 млрд евро, что в тысячи раз больше [6].
Важнейшим ресурсом содействия процессам евразийской интеграции стали деятельность Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития. Структура банковского портфеля ЕАБР выглядит следующим образом: Казахстан - 39,51 %, Россия - 32,38 %, Беларусь - 22,57 %, Армения - 2,16 %, Таджикистан - 0,42 %, Кыргызстан - 0,43 % от всех кредитов [7]. Интеграции, безусловно, будет способствовать активный поиск банком новых интеграционных проектов, в которых пересекаются интересы нескольких государств - членов ЕАЭС.
Инструментами Евразийского фонда стабилизации и развития были финансовые кредиты, инвестиционные кредиты и гранты для финансирования государственных программ в социальной сфере. Объем существующих и предполагаемых кредитных обязательств по инвестиционным кредитам Фонда суммарно составил 450 млн долларов США. География исполненных и предполагаемых кредитных обязательств по финансовым и инвестиционным кредитам Фонда включала Армению, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. Структура исполненных и предполагаемых кредитных обязательств по странам - участницам Фонда на конец 2014 г. составила: Беларусь - 83 %, Армения - 6 %, Таджикистан - 2 %, Кыргызстан - 8 % [8].
Вкладом в развитие ЕАЭС является поддержка интеграционных процессов из бюджетов РФ и Казахстана. Как подсчитала «Газетами», если суммировать только прямые расходы, то цена интеграции для российского бюджета в 2015 г. составила как минимум 5,2 млрд долларов [9].
Начата разработка интегрированной информационной системы ЕЭАС. Создан и действует сайт Евразийской экономической комиссии, Правовой портал Евразийского экономического союза. Завершается разработка Информационного портала ЕАЭС, официального сайта суда ЕАЭС.
Проявлением принципа равноправия всех членов Евразийского экономического союза стала его кадровая политика. С 1 января 2016 г. председательство в ЕАЭС перешло к Казахстану: Президент Нурсултан Назарбаев возглавил Высший Евразийский экономический совет, премьер-министр страны -Евразийский межправительственный совет, а первый вице-премьер - совет Евразийской экономической комиссии. Председателем коллегии Евразийской комиссии стал представитель Армении - Тигран Саркисян [10]. В состав коллегии Евразийской комиссии включены представители Кыргызстана.
Важным показателем интеграции на данном этапе является кодификация нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП. По оценке официальных лиц, она успешно проведена и насчитывает более сотни документов, по итогам этой работы устранено порядка 80 различных барьеров экономического взаимодействия [4].
В 2015 г. обеспечено выполнение гарантий свободы перемещения, предусмотренных Договором о Евразийском союзе. Для граждан открыта возможность выбирать, в какой из стран ЕАЭС им работать. Государства - члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют в отношении граждан стран Союза ограничения, введенные национальным законодательством для защиты внутреннего рынка труда. При этом при устройстве трудящихся на работу в стране - участнице Союза признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства процедур признания документов об образовании (кроме педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельности).
Безусловным преимуществом ЕАЭС стал безвизовый въезд и отсутствие таможенного контроля, отсутствие квот на работу, наличие необходимого набора мер по медицинскому и социальному обеспечению, возможность получения образования в любой стране Союза, что способствует цивилизованному построению современного созидательного общества в Евразийском союзе.
Формируется система информационной аналитики и организационной поддержки процессов интеграции. Ведут информационно-аналитическую работу ЕАБР, ЕЭК. Аналитические центры, научные советы и клубы созданы в органах власти (Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации), в научных институтах (Научный совет ИСПИ РАН под научно-методическим руководством Отделения общественных наук РАН «Социально-политические проблемы формирования Евразийского экономического союза»).
Однако для населения стран ЕАЭС важно не то, что сделано, а то, какие позитивные изменения в их жизни произошли, насколько в развитии интеграционных процессов соблюдены их интересы.
Поэтому дадим анализ эффективности интеграционных процессов с позиций результативности основных направлений интеграционных процессов, предусмотренных Договором: формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, повышения благосостояния людей и оценки населением степени успешности их реализации.
Формирование единого рынка товаров и услуг. Договор о создании Евразийского союза в качестве базового интеграционного положения предусматривает развитие торгово-экономических отношений внутри стран ЕАЭС и ЕАЭС с третьими странами. По данным аналитического обзора Департамента статистики ЕЭК, объем взаимной торговли товарами за январь-декабрь 2015 г. снизился. Он составил 45,4 млрд долларов США, или 74,2 % к уровню января-декабря 2014 г. Вместе с этим отмечается улучшение товарной структуры. Выросли поставки машин, оборудования и транспортных средств (16,4 % объема взаимной торговли), из которых 60 % приходится на Российскую Федерацию и 37,1 % - на Республику Беларусь [11].
Снизился также и суммарный объем внешней торговли товарами государств -членов Евразийского экономического союза с третьими странами. За январь-декабрь 2015 г. он составил 579,5 млрд долларов США, по сравнению с январем-декабрем 2014 г. объем внешнеторгового оборота сократился на 33,6 % [12].
Эксперты оценивают факт меньшего снижения взаимной торговли (на 25,8 %), по сравнению с внешней торговлей государств Союза с третьими странами (на 33,6 %), как результат правильного выбора восточного вектора во внешнеэкономической политике и стратегии России, имеющей в Союзе самый большой удельный вес, сформированности механизмов евразийской интеграции, создания общих рынков, смягчивших степень влияния кризиса.
В 2015 г. ЕАЭС приступил к созданию общего рынка услуг. Он действует уже по 40 позициям, а в 2016 г. к ним добавится еще порядка 20 позиций в перечне услуг, которые будут либерализованы. Формируется общий рынок лекарств и медицинских изделий. Идет работа по созданию общего рынка электроэнергии [13].
Формирование единого рынка трудовых ресурсов. Новые возможности передвижения рабочей силы в Евразийском союзе, действующие в 2015 г., не оказали принципиального влияния на миграционную ситуацию в странах - членах ЕАЭС. Несмотря на то, что в январе-декабре 2015 г., по сравнению с соответствующим периодом 2014 г., миграционный прирост в России снизился на 12,3 %, вектор миграции, связанной как с переездом на постоянное место жительства, так и трудовой миграции, по-прежнему был направлен из государств -членов ЕАЭС в Россию. В Армении, Казахстане, Кыргызстане сохранился миграционный отток населения [14]. И увеличение миграционного прироста населения в Беларуси на 17,6 % также не связано с новыми свободами рынка ЕАЭС. Число прибывающих в Беларусь трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, в частности россиян и казахов, сократилось. Так, если в 2014 г. в Республику Беларусь приехали работать более 4,5 тыс. российских граждан и свыше 1 тыс. казахских, то за первое полугодие 2015 г. - лишь 700 россиян и 250 казахов [15].
По официальным данным в России по сравнению с январем 2015 г. число иностранных граждан из стран, вошедших в ЕАЭС, выросло на 135 828, и по состоянию на январь 2016 г. оно составило 2 276 188. В последние два года росло общее число граждан Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, находящихся в РФ, а число граждан Армении колебалось вокруг значения 450 000 человек [16]. Правда, как отмечают эксперты, последние месяцы 2015 г. (после вступления в ЕАЭС) отмечался значительный рост числа трудовых мигрантов из Кыргызстана. Только за декабрь 2015 г. он составил 2 % [17].
Показатели миграционной активности, возможно, изменятся в 2016 г., поскольку численность зарегистрированных безработных, по сравнению с ноябрем 2014 г., выросла в Армении на 16,9 %, в Беларуси - на 79,1 %, в Казахстане - на 3,7 %, в России - на 12,5 %, и уменьшилась только в Кыргызстане -на 3,8 % [14].
Создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения.
Как показывает анализ, объем валового внутреннего продукта государств - членов ЕАЭС в январе-декабре 2015 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. в постоянных ценах на 3,0 %. Фактически рекордное падение за последние 20 лет претерпели экономики России и Беларуси. Здесь объем ВВП снизился на 3,7 % и 3,8 % соответственно [18].
На 12,4 % в декабре 2015 г., по сравнению с декабрем 2014 г., выросли потребительские цены на товары и услуги в целом по ЕАЭС. За месяц (по сравнению с ноябрем 2015 г.) прирост цен и тарифов в целом по ЕАЭС составил 0,9 %. Опережающие темпы роста цен на продовольственные товары зафиксированы в России, на непродовольственные товары - в Армении, Казахстане и Кыргызстане, на платные услуги - в Беларуси.
В 2015 г. во всех государствах - членах ЕАЭС наблюдался рост номинальной заработной платы. В январе-декабре 2015 г., по сравнению с соответствующим периодом 2014 г., среднемесячная номинальная заработная плата выросла в Армении на 7,7 %, Беларуси - на 10,0 %, Казахстане - на 4,1 %, Кыргызстане (в январе-ноябре 2015 г.) - на 9,0 %, России - на 4,6 %. Реальная заработная плата (с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в соответствующем периоде увеличилась в Армении на 3,9 %, Кыргызстане (в январе-ноябре 2015 г.) - на 2,1 % и снизилась в Беларуси на 3,1 %, в Казахстане - на 2,4 %, России - на 9,5 %.
Среднемесячная номинальная заработная плата в пересчете на доллары США1 в январе-декабре 2015 г. составила в Армении 386 долларов, Беларуси - 413 долларов, Казахстане - 565 долларов, Кыргызстане (в январе-ноябре 2015 г.) - 203 доллара, России - 559 долларов.
1 Показатель рассчитан по курсам валют национальных (центральных) банков государств -членов ЕАЭС за период: по Беларуси - по средневзвешенному курсу белорусского рубля к доллару США, по Армении, Казахстану, Кыргызстану и России - по средним курсам национальных валют к доллару США.
Социальное самочувствие и оценки населения
Как показывает мониторинг интеграционных предпочтений населения стран постсоветского пространства, реализуемый Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, более половины населения в каждой из стран Союза в целом поддерживает его создание («Положительно»: Армения - 56 %, Беларусь - 60 %, Казахстан - 80 %, Кыргызстан - 86 %, Россия - 78 %) [12, с. 162]. Отметим, что по данным нашего исследования уровень одобрения создания на постсоветском пространстве Евразийского экономического союза составил 60 % россиян при 27 % не одобряющих и 28 % затруднившихся ответить на этот вопрос1. В странах - членах ЕАЭС население придерживается более оптимистичных взглядов о перспективах интеграционных процессов на постсоветском пространстве по сравнению с представлениями граждан других стран, участвующих в мониторинге.
Однако исследователи, осуществляющие мониторинг, отмечают неопределенное и многовекторное «интеграционное позиционирование России, при сохраняющемся небольшом превышении предпочтений СНГ и стран "остального мира"» (особенно - Китая), высокий уровень «автономистских настроений». По их оценке, «автономистские настроения» существенно выросли за последний год в Беларуси [12, с. 134]. К проблемным моментам следует отнести дифференциацию интеграционных настроений по возрастным характеристикам. В молодежной среде, по сравнению со старшими возрастными когортами, меньше доля тех, кто поддерживает евразийский интеграционный проект. Среди них почти 40 % тех, кто относится к нему безразлично или отрицательно. Заметная доля российской и белорусской молодежи ориентированы на Европейский союз [12, с. 162]. Недооценка значения евразийской интеграции молодежью на следующем этапе его становления может повлечь негативные экономические и политические последствия.
Население государств - членов ЕАЭС плохо осведомлено о том, как идут интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе. Имеет место недопонимание специфики его функционирования и существа евразийской интеграции в целом. Так, по данным мониторинга интеграционных предпочтений населения стран постсоветского пространства [12, с. 162], далеко не все граждане готовы к созданию общих институтов (валюта, армия, законодательство, органы управления). На вопрос: «Как Вы считаете, нужны ли Союз -ОБЩИЕ ЗАКОНЫ» ответили «скорее нужно» от 39 до 48 % респондентов, «скорее не нужно» - от 40 до 44 %, а на вопрос: «Как Вы считаете, нужен ли
1 Здесь и далее используются данные опросов, проведенных в рамках реализации ГЗ ИСПИ РАН по теме «Социально-политическое измерение евразийской интеграции» (руководитель проекта Г. И. Осадчая, регистрационный номер: 115071470024) в октябре 2014 - феврале 2016 г. Выборка репрезентирует городское и сельское население Российской Федерации в возрасте от 18 лет. Было опрошено (структурированное интервью) 1500 человек, мужчин/ женщин, постоянно проживающих в России в 9 федеральных округах, 41 субъекта РФ, 105 населенных пунктов. Ошибка выборки ~ ±2,6 %.
Союз - ОБЩИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ» ответили «скорее нужно» от 37 до 47 % и «скорее не нужно» - от 38 о 44 % опрошенных в зависимости от страны ЕАЭС. И это при том, что Евразийская экономическая комиссия действует, является реальным наднациональным органом управления, выполняя функции правительства Евразийского союза, без которого были бы не возможны те шаги, в том числе по согласованию нормативной базы экономического сотрудничества, которые уже сделаны на пути экономической интеграции.
Примером недопонимания сути интеграционных процессов являются завышенные ожидания от интеграции, иждивенческие настроения. Анализ СМИ позволяет говорить о неоправданных представлениях у некоторых граждан стран - членов ЕАЭС, что само по себе вступление в ЕАЭС принесет республике одномоментное процветание. Люди не понимают, что присоединение к любому союзу дает лишь шанс. А как использовать его - зависит уже от того, насколько умело конкретная страна сможет распорядиться им. Далеко не всегда СМИ занимают социально ответственную позицию. Например, странной выглядит публикация Информационного агентства Фергана, в которой написано: «Прямой выгоды от союза пока никому нет. А если Москва вдруг еще отказывается платить за дружбу инвестициями в развитие экономики Киргизии, то Бишкеку самое время показать свою независимость, хотя бы информационную» [19]. Отметим, что в опросе онлайн на портале этого же информагентства на вопрос: «Нужно ли российским телеканалам придавать особый статус и освобождать от требований кыргызского законодательства?» 62,12 % респондентов ответили: «Да, у них интересный контент»1.
Нам представляется тревожным факт снижения уровня ожиданий от интеграции. По данным нашего исследования, за прошедшие два года существенно снизилось количество россиян, ожидающих позитивных изменений от создания Евразийского экономического союза. Если в 2014 г. был положительный баланс оценок (+27 п.), то в 2016 г. он стал отрицательным (-11 п.). Ухудшение социальных ожиданий населения может привести к сокращению социальной базы евразийского интеграционного объединения (табл. 1).
Таблица 1. Как Вы считаете, приведет ли создание Евразийского экономического союза к позитивным изменениям в Вашей жизни? (% от опрошенных)
Вариант ответа Всего
октябрь 2014 г. февраль 2016 г.
Да; скорее да, чем нет 55 +27 36 -11
Скорее нет, чем да; нет 28 47
Затрудняюсь ответить 21 16
Для обеспечения возможности беспрепятственно осуществлять трудовую деятельность в любом государстве Евразийского экономического союза необходимо обратить внимание на восприятие населением трудовой миграции.
1 URL: http://www.fergananews.com/artides/8827 (дата обращения: 19.01.2016).
По данным нашего исследования, от 32,0 до 52,0 % россиян не поддерживают или скорее не поддерживают трудовую миграцию внутри Евразийского союза. Чем дальше культурная дистанция, тем менее желательны мигранты (табл. 2).
Таблица 2. Поддерживаете ли Вы трудовую миграцию в рамках ЕАЭС? (% от опрошенных)
Вариант ответа Да; скорее, да Скорее, нет; нет Затрудняюсь ответить
Из Беларуси в Россию? 60 32 7
Из Армении в Россию? 49 43 8
Из Казахстана в Россию? 48 44 8
Из Кыргызстана в Россию? 44 48 8
Из Таджикистана в Россию? 39 52 10
И это ощущают мигранты из стран - членов ЕАЭС1. Более других не удовлетворены своей занятостью в Москве, условиями проживания, доступностью медицинской страховки приезжие из Кыргызстана. Они чаще, нежели другие мигранты из стран ЕАЭС, отмечают недружественное или враждебное отношение к себе москвичей и властей, испытывают дискомфорт во время проживания в московском мегаполисе. Положение мигрантов из Кыргызстана усугубляется плохим знанием русского языка по сравнению с армянами, белорусами, казахами, меньшей подготовленностью к жизни в большом городе.
Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, следует сказать, что пока интеграционный потенциал используется не на полную мощность. Главной причиной сдерживания процессов евразийской интеграции стали геополитическая ситуация и экономическая конъюнктура, характеризующиеся геополитической нестабильностью, глобальной финансово-экономической турбулентностью, низкими ценами на нефть; высокая во-латильность валютного курса и антироссийские санкции.
Макроэкономическая нестабильность, отсутствие высоких темпов экономического роста в странах Евразийского союза сказались на развитии торговли, поскольку товарообмен, внешняя торговля - это лишь зеркало того, что происходит на уровне национальных экономик. Сдерживала развитие торговли, как основы евразийской интеграции, нерешенность основного вопроса - абсолютной отмены изъятий и лимитов в торговых отношениях между странами. На конкурентоспособности товаров, производимых в государствах ЕАЭС для торговли между собой, и на конкурентоспособности экспортного потенциала этих государств сказалось изменение их стоимостных показате-
1 Опрос проведен в июне 2015 г. в рамках реализации проекта «Мигранты из стран - членов ЕАЭС на московском рынке труда» (руководители проекта Г. И. Осадчая и Т. Н. Юдина). Опрошено (полуформализованное интервью) по 100 мигрантов из Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, отобранных с помощью случайной выборки - методом снежного кома -по одному признаку - мигранты, прибывшие из государств - членов ЕАЭС в Москву после 2000 г.
лей из-за девальвации рубля, валют в других странах ЕАЭС в коридоре от 14 до 40 %. Недостаточно тесной для принятия мер в упреждающем порядке, по мнению экспертов, была координация центральных банков государств -членов ЕАЭС. Факторами торможения стали: вступление одного из самых сильных участников евразийского проекта - Казахстана - во Всемирную торговую организацию, несогласованность торговой политики по отношению к остальным странам, нарушение принципа образования и функционирования единой таможенной территории в условиях применения Россией антисанкций к производителям продовольствия из ЕС, США, Австралии, Норвегии и Канады.
Говоря о барьерах интеграции, отметим причины, связанные с управлением интеграционными процессами. К сожалению, до сих пор страны ЕАЭС зачастую ведут себя по отношению к друг другу скорее как конкуренты, чем как партнеры. Противоречия между странами часто возникают из-за того, что участники Евразийского союза пытаются извлечь больше выгоды для себя. Зачастую между протоколом о намерениях и самими намерениями очень большое расстояние. И это свидетельствует о том, что те, кто принимают решения, не всегда их принимают грамотно.
В значительной мере усложнен в ЕАЭС процесс принятия решений из-за абсолютного равенства всех сторон при принятии решений, ослабления роли в управлении ЕАЭС России. Отрицательно на интеграционных процессах сказалась чрезмерная бюрократизация работы ЕЭК как наднационального органа. Евразийской экономической комиссии не переданы полномочия самостоятельного принятия решений по подавляющему большинству функций, и решения принимаются по согласованию и по инициативе национальных правительств. В результате имеет место дублирование работы Коллегии и Совета ЕЭК, а также усложнение процесса согласования принимаемых решений.
Среди национальной интеллигенции по-прежнему в той или иной степени распространены сепаратистские настроения, мешающие интеграции. Часть из них интерпретирует интеграцию как возрождение имперских мотивов России, а ЕАЭС рассматривается как инструмент восстановления российского империализма в условиях рынка. Мешает интеграции боязнь элиты потерять деньги, власть.
К проблемным вопросам миграционных процессов в ЕАЭС следует отнести незавершенность разработанности нормативно-правового регулирования. Еще ведется разработка нормативно-правовой базы в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов, сближения законодательств государств-членов в сфере трудовой миграции. Требует внимания реализация достигнутых договоренностей по единым условиям налогообложения доходов физических лиц - граждан государств-членов с первых дней работы по найму. Необходима реализация на практике прав детей трудящихся на посещение дошкольных учреждений и получение образования. На повестке дня стоят вопросы защиты законных прав мигрантов. Остаются нерешенными пробле-
мы легализации трудовой деятельности мигрантов. Так, по оценкам замглавы Госслужбы по миграции Кыргызстана А. Асанбаева, в России незаконно находятся около 100 тысяч его соотечественников. Эти граждане приехали в Россию до вступления Кыргызстана в ЕАЭС [20]. По мнению экспертов, миграционная политика в ЕАЭС хаотична и раздроблена [21]. О проблемах трудовых мигрантов-нелегалов, въехавших в РФ до вступления Армении в ЕАЭС, также заявляли эксперты Армянской Республики.
Сегодня уже определены задачи интеграционного объединения в 2016 г. [22], и они по-прежнему нацелены лишь на развитие Единого экономического пространства. А социально-гуманитарные проблемы интеграции остаются за пределами внимания и руководителей Союза, и специалистов. С нашей точки зрения, сегодня крайне важно, чтобы экономический практицизм не привел к негативным последствиям в формировании ЕАЭС, как это было в России в годы перестройки.
Дальнейшее расширение и углубление интеграции требует включения в повестку дня решения социально-гуманитарных задач, разработки социальных механизмов. Социальные результаты ЕАЭС, несмотря на кажущееся внеэкономическое содержание, имеют решающее значение для будущего успеха развития Союза, обладают способностью стимулировать процесс модернизации в государствах-членах.
Опыт интеграционных объединений свидетельствует о пошаговости интеграции, особом характере решаемых задач на каждом этапе. Принципиально важно, чтобы социальное взаимодействие государств было имманентно присуще каждому из них, а социальные механизмы, ее углубляющие, вписаны как в долгосрочную, так и в среднесрочную стратегию интеграции. На каждом этапе должны быть свои социальные программы и единые для всех стран ЕАЭС показатели социальной эффективности интеграции, учитывающие принципы, закономерности интеграционных процессов.
Сейчас социальное взаимодействие, создание, наряду с единым экономическим, единого социально-культурного пространства, в первую очередь, связано с регулированием проблем создания единого рынка труда, формированием соответствующего социального мышления лидеров стран - участниц ЕАЭС, управленческой и бизнес-элиты, разработкой медийной политики ЕАЭС, оптимизацией управления процессами евразийской интеграции.
Являясь важнейшим фактором интеграции, свободное перемещение рабочей силы из-за открытия границ ЕАЭС создает риски чрезмерного притока в страну трудовых и нетрудовых мигрантов, криминальных и экстремистских элементов под видом рабочей силы, к появлению новых нетрадиционных угроз безопасности для государств-членов. Жизни и здоровью населения может угрожать приток афганских наркотиков, распространение трансграничных криминальных и террористических сетей, проникновение на продовольственный рынок некачественных товаров. В этой связи приобретают особую значимость совместные действия по охране границ ЕАЭС, согласование
пограничной политики и правовой базы ЕАЭС о едином порядке экспортного контроля государств - членов ЕАЭС, унификация национальных норм экспортного контроля, оценки качества и безопасности товаров, продуктов для их проведения на внешней границе ЕАЭС.
Следует подумать о важнейших составляющих Евразийского интеграционного процесса - общей системе образования, профессиональной подготовки кадров и общих механизмах подготовки людей для единого рынка труда, важно провести дополнительные мероприятия с целью улучшения знания русского языка.
Необходимо создавать социально-экономические и культурные условия для адаптации приезжих, формировать позитивное мнение вокруг идеи интеграции, этнокомплементарные отношения, толерантность в отношениях различных групп населения, не допустить межэтнических конфликтов. Всем странам - участницам ЕАЭС на региональном уровне предстоит развивать механизмы саморегулирования в области трудовой миграции.
Важно работать над обновлением и консолидацией элит, их ориентацией на идеи евразийской интеграции, особенно в молодежной среде, где поддержка этой идеи ниже, нежели в старших группах населения государств - членов ЕАЭС. С них начинается понимание, что без социального взаимодействия стран углубление интеграции будет идти более сложно.
Практика показывает, что функциональное, институциональное, инфраструктурное развитие любого интеграционного объединения требует поэтапного усиления наднациональности. Очевидно, что сегодня для решения задач углубления интеграционных процессов в ЕАЭС состав евразийских институтов недостаточен. Необходимо внесение изменений в структуру наднационального органа, с учетом социальных и гуманитарных аспектов взаимодействия, передача ЕЭК полномочий по инициированию и принятию решений, полноценное бюджетное планирование всесторонней деятельности наднационального органа.
При формировании институтов Евразийского экономического союза следует учесть позитивный опыт многоуровневости системы управления ЕС, в том числе принцип субсидиарности, который позволяет пропорционально распределять властные функции между всеми «этажами» многоуровневой системы управления.
Необходима единая для всех стран программа медийной поддержки проекта евразийской интеграции, которая может включать информацию о преимуществах интеграции для людей, подкрепленную реальными действиями, позитивной информацией о соседях по Союзу, на основе использования современных методов и инструментов информационного продвижения идей: социальных сетей, экспертного сообщества, образования и т. п. ЕАЭС нуждается в поддержке СМИ, научно-экспертного сообщества и общества в целом.
Важную роль в развитии общекультурного информационного пространства играет «Интеграционный барометр ЕАБР». Однако он нацелен, прежде
всего, на изучение экономических аспектов евразийской интеграции и кооперации в динамике. Социокультурные, гуманитарные проблемы остаются в стороне. Нужен мониторинг социальных показателей для адекватной оценки эффективности интеграционных процессов, характеризующих достигнутый уровень, динамику происходящих изменений. Наличие оценок населения и экспертов станет аргументом при подготовке решений, основой разработки социальной стратегии и социальных программ.
Очень часто в среде специалистов говорят об отсутствии ценностей евразийской интеграции, понятных и притягательных для всех людей, которые составят основу строительства Союза, его экономической, социальной и культурной политики. Нам представляется, что такие ценностные установки есть, их назвали россияне в ходе нашего исследования. Это - повышение благосостояния населения каждого из государств - членов ЕАЭС; обеспечение прав человека в ЕАЭС и коллективной безопасности Евразийского союза. Именно они обеспечивают общественную поддержку региональной интеграции (табл. 3).
Таблица 3. Как Вы полагаете, какие ценностные установки должны составить основу интеграционных процессов ЕАЭС? (% от опрошенных, множественный вопрос)
Ценностная установка Всего
Повышение благосостояния населения каждого из государств - членов ЕАЭС 45,0
Обеспечение прав человека в ЕАЭС 33,0
Обеспечение коллективной безопасности Евразийского союза 32,0
Прошедший год показал, что создание Евразийского союза - это перспективный путь, основанный на «общественном договоре» по поводу путей развития, согласованных целях и общих интересах, учитывающий культурно-исторические особенности стран, их опыт и возможности, опирающиеся на цивилизационный опыт постсоветских стран освоения пространств, создания технологий социального общежития, обеспечения жизнедеятельности этих стран в суровых природных и геополитических условиях. Оно формирует новую геополитическую реальность, соответствует логике региональной интеграции и отвечает историческим и культурным особенностям развития региона.
Список использованных источников
1. Проект «Социально-политическое измерение реализации процессов евразийской интеграции» Выпуск № 1. Евразийская интеграция: теоретико-методологические и практические аспекты / под ред. Г. В. Осипова и Г. И. Осадчей. - М. : ИСПИ РАН, 2015.
2. Назарбаев, Н. А. Проект документа «О формировании Евразийского союза государств» / Н. А. Назарбаев // Евразийский союз: идеи, практика, перспективы, 1994-1997 / Н. А. Назарбаев. - М. : Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. - С. 38-50.
3. Осипов, Г. В. «Евразийское сообщество - возможная форма социально-государственной организации постсоветского пространства» / Г. В. Осипов // Социальная реальность XXI века: угрозы и вызовы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2014 году / под ред. Г. В. Осипова и Г. И. Осадчей. - М. : РИЦ ФГБУН ИСПИ РАН, 2016. - С. 180-185.
4. Интервью министра ЕЭК Т. Валовой [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://rg.ru/2016/01/14/sg.htm. - Дата доступа: 14.01.2016.
5. Бюджет ЕАЭС в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta. by/society/view/bjudzhet-eaes-v-2015-godu-sostavit-svyshe-66-mlrd-rossijskih-rublej-60473-2014. -Дата доступа: 29.01.2016.
6. Европарламент принял бюджет ЕС на 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2635397. - Дата доступа: 23.03.2016.
7. Интервью с главой ЕАБР Дмитрием Панкиным. 30.12.2015 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2015/12/30/8003831.shtml. - Дата доступа: 19.03.2016.
8. Годовой отчет Евразийского фонда стабилизации и развития. - Казахстан, 2015.
9. Фаляхов, Р. От Евразии одни убытки [Электронный ресурс] / Р. Фаляхов. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/10/17/6264305.shtml. - Дата доступа: 15.01.2016.
10. ЕЭК меняет руководство: изменится ли политика комиссии при Тигране Саркисяне? [Электронный ресурс] // Евразийский коммуникационный центр. - Режим доступа: http:// eurasiancenter.ru/perspective/20151016/1004273897.html. - Дата доступа: 16.10.2015.
11. Социально-экономическая статистика ЕЭК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/default.aspx. -Дата доступа: 01.03.2016.
12. Интеграционный барометр ЕАБР. 2015. - СПб., 2015.
13. Холодков, В. Участие в ЕАЭС - шанс, который надо использовать [Электронный ресурс] / В. Холодков // Вечерний Бишкек. - Режим доступа: http://www.buhonline.ru/pub/ news/2016/1/10700. - Дата доступа: 22.01.2016.
14. Экспресс-информация ЕЭК. 25 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx. - Дата доступа: 14.03.2016.
15. Число трудовых мигрантов из Китая растет, а из стран ЕАЭС - падает [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://4esnok.by/obshhestvo/chislo-trudovyx-migrantov-iz-kitaya-rastet-a-iz-stran-eaes-padaet/. - Дата доступа: 17.02.2016.
16. Исследование РБК: как из России уезжают иностранцы [Электронный ресурс] // Журнал РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/society/04/02/2015/54d0c05e9a7947df123f23e1. -Дата доступа: 01.03.2016.
17. Динамика трудовой миграции из Средней Азии в Россию. Время Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.easttime.ru/news/tsentralnaya-aziya/dinamika-trudovoi-migratsii-iz-srednei-azii-v-rossiyu/10583. - Дата доступа: 12.01.2016.
18. Мониторинг. «Экономика и финансы ЕАЭС». Выпуск № 3 (декабрь 2015 - январь 2016 г.). - М. : ЕЭК, 2016.
19. Кислов, Д. Россия - Кыргызстан: нет электричества - нет телеканалов с «особым статусом» [Электронный ресурс] / Д. Кислов. - Режим доступа: http://www.fergananews.com/ articles/8827. - Дата доступа: 12.01.2016.
20. Число кыргызских мигрантов в России увеличилось после вступления КР в ЕАЭС / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.azattyk.org/archive/ky_News_in_Russian_ ru/20160225/4795/4795.html?id=27573288. - Дата доступа: 15.01.2016.
21. Бактыгулов, Ш. «Нехватка информации порождает стереотипы о мигрантах» [Электронный ресурс] / Ш. Бактыгулов. - Режим доступа: http://regnum.ru/news/society/2067725. html. - Дата доступа: 29.01.2016.
22. Буторина, О. О научной основе Евразийского экономического союза / О. Буторина, А. Захаров // Евразийская экономическая интеграция. - 2015. - № 2 (27). - С. 52-68.
G. I. OCADCHAYA
EURASIAN ECONOMIC UNION: THE FIRST RESULTS OF THE INTEGRATION
PROCESSES
Summary
Based on international and Russian sociological research and analysis of media publications, the article shows the institutionalization process of Eurasian Economic Union, the characteristic of the first results of the formation of a new integration Association, the formation of the resource base of the Union, the financial instruments of the Eurasian Union and organizational support of the Eurasian integration. Moreover, the article presented efficiency analysis of integration processes from the standpoint of performance of the main directions of integration processes provided by the Contract: the formation of united market for goods, services, capital and labor resources, improving human well-being, the population presents the degree of realization success. The reasons of the containment of Eurasian integration were identified, the necessity of including in the agenda of integration of socio-humanitarian goals were proved, proposals for improving the efficiency of formation of the Eurasian Economic Union at this stage on formation of clear and attractive to all people of values of Eurasian integration were justified.
Keywords: Eurasianism, Eurasian Economic Union, integration, efficiency, indicators: resource, procedural efficiency.
Поступила 14.11.2016 г.