Научная статья на тему 'Формирование единого подхода к определению видов, форм и механизмов реализации валютной политики'

Формирование единого подхода к определению видов, форм и механизмов реализации валютной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТ / МЕТОД / ФОРМА / CURRENCY POLICY / METHOD / TOOL / FORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальчушкин Кф

В работах о течественных ученых-экономистов, посвященных определению видов, форм и механизмов валютной политики, изложены различные мнения. Для систематизации взглядов могут быть использованы точные определения значений терминов «форма», «инструмент» и «метод».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING OF A SINGLE APPROACHE TO DEFINING TYPES, FORMS AND MECHANISMS OF FOREIGN CURRENCY REALIZATION

There are different approaches in the reseach of the domestic scientists economists dedicated to definition of types, forms and mechanisms of currency policy. The precise definitions of terms «form», «tool» and «method» could be used t o syst emiz e th eir vi ew s.

Текст научной работы на тему «Формирование единого подхода к определению видов, форм и механизмов реализации валютной политики»

нове. При этом не вызывает удивления тот факт, что сотрудники ФСФР по совместительству трудятся и в этой коммерческой организации. Подобных примеров на российском рынке ценных бумаг множество.

Таким образом, вопрос о передаче части функций по регулированию российского фондового рынка СРО касается не самой необходимости такой передачи, а масштабов и перечня конкретных функций.

Во-первых, мы предлагаем закрепить за СРО функцию экспертного заключения в отношении необходимости и своевременности появления на рынке новых деривативов. Экспертное заключение СРО - это знак качества нового дериватива. При этом одобрение СРО должно быть решающим при рассмотрении срочной биржей возможности допуска нового инструмента к обращению. Без заключения СРО новый дериватив может оказаться не востребован рынком или (в худ -шем случае) связан с экстремально высоким риском.

Мы уверены, что эксперты СРО более компетентны, чем рейтинговые агентства. В качестве доказательства можно привести пример присвоения ипотечным облигациям США наивысших рейтингов надежности со стороны крупнейших мировых рейтинговых агентств. Некомпетентность или даже материальная заинтересованность рейтинговых агентств привели к крупнейшему за последние десятилетия мировому финансовому кризису.

Во-вторых, СРО должна быть передана часть функций по мониторингу, пресечению и наказанию инсайдерских сделок, а также сделок, преследующих цель манипулирования ценами. Как уже было отмечено выше, СРО более детально и глубже разбираются в механизмах функционирования фондового рынка, особенно такой его сложной части, как рынок деривати-вов. Регулятор нередко может пропустить новую форму манипулирования ценами или использование инсайдерской информации, в то время как эксперты СРО, представляющие профессиональных участников рынка, имеют все необходимые информационные ресурсы для борьбы с противозаконными действиями недобросовестных инвесторов.

Помимо мониторинга подозрительных сделок в функции СРО мы предлагаем передать информирование ФСФР и других государственных органов о факте совершения таких сделок, а также раскрытие информации о контрагентах и публичное осуждение участников сделок.

В-третьих, мы считаем нужным переложить на СРО функцию сбора первичной отчетности со стороны профессиональных участников фондового рынка относительно их деятельности на рынке деривативов. В частности, СРО должны иметь доступ к следующей информации:

1) объемы открытых позиций по деривативам,

2) уровень маржи по открытым позициям,

3) отношение деривативных позиций к объему активов профессионального участника,

4) соотношение собственных и заемных средств профессионального участника.

Сегодня сбор первичной отчетности входит в обязанности ФСФР Беря на себя функцию сбора первичной отчетности, СРО получает одновременно и инструмент мониторинга и анализа рынка, финансового состояния профессиональных участников, величины открытых позиций и риска по деривативам. Далее вся полученная информация должна быть использована для анализа величины риска, принимаемого каждым профессиональным участником рынка деривативов. При этом допустимая величина риска должна быть определена экспертным советом СРО. После анализа всей предостав -ленной отчетности она должна быть отправлена в центральное отделение ФСФР вместе с экспертным заключением комиссии СРО. Данное нововведение призвано решить проблему монополии ФСФР на доступ к отчетности профессиональных участников и, следовательно, неосведомленности СРО о текущем состоянии рынка деривативов и его потенциальных рисков.

1. Булатов В.В. Фондовый рынок и экономический рост: в 2 т. М.: Наука, 2004. Т. 2.

2. Миркин Я. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М.: Альпина Паблишер, 2002.

УДК 336.743

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ, ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

К.Ф. Малъчушкин,

аспирант кафедры банковского дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

Среди отечественных экономистов нет единства мнений по видам, формам, инструментам, методам и механизмам валютной политики. Некоторые из ученых (Ю.С. Голикова, М.А. Холенкова) не выделяют ни форм, ни видов валютной политики, определяя только инструменты. В работах других экономистов (Л.Н. Красавина, А.И. Шмырева) определены только формы валютной политики.

Такие экономисты, как Л.Н. Красавина, Б.П. Носко, Ю .Ф. Симионов и А.И. Шмырева, в зависимости от целей делят валютную политику на структурную и текущую. Структурная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в ми -ровой валютной системе, - реализуется в форме валютных реформ, которые проводятся с целью совершенствования принципов валютной полити-

ки в интересах всех стран. Структурной политике сопутствует борьба за привилегии для отдельных валют. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, которые направлены на оперативное, ежедневное регулирование валютных операций, валютного курса, деятельности рынков золота и валютного рынка.

В работах А.И. Балабанова и И.Т. Балабанова, кроме текущей политики, выделяется также долговременная, охватывающая долгосрочные структурные меры по изменению валютного механизма.

В зависимости от характера использования различных инструментов Б.Г. Федоров разделяет валютную политику на «пассивную» («защитную» - в основном невмешательства) и «активную» («агрессивную» - достижение властями тех или иных целей) (рисунок). Для большинства государств, по мнению Б.Г Федорова, валютная политика - всегда средство защиты нормаль -ного развития внутренней экономики и обеспечения эффективности внешнеэкономических связей. Однако в определенные периоды в некоторых странах осуществляется «агрессивная» валютная политика: одно государство пытается решить свои проблемы за счет других, в одностороннем порядке используя преимущества своей валюты, повышение или понижение ее курса.

Виды валютной политики

Кроме перечисленных видов валютной политики, выделяют позитивную и нормативную (см. рисунок). Ответ на вопрос «Как должно быть?» дает нормативная валютная политика, способствуя исправлению ситуации путем применения правовых норм и инструментов пря -мого действия. Задача позитивной политики - ответить на вопрос «Что происходит?» и объяснить сложившуюся ситуацию. Это находит выражение в составлении прогноза и использовании косвенных методов воздействия (на денежную массу процентную ставку стимулирование инвестиций).

В период СССР были определены виды валютной политики в зависимости от классовой природы государства и экономического строя общества: «В капиталистических странах валютная политика в основном направлена на поддержание покупательной силы денег и укрепление валютных курсов, что, однако, далеко не всегда достижимо в связи с господствующей там инфляцией. В условиях общего кризиса капитализма, в особенности в отдельные периоды (в частности, в 30-е гг.), валютная политика направлялась на снижение покупательной силы денег и понижение валютных курсов для проведения валютного демпинга на мировом капиталистическом рынке. Валютная политика капиталистических государств часто принимает формы прямого вмешательства государства в операции с иностранной валютой при одновременном введении ограничений в области валютных операций, что способствует внешнеэкономической экспансии монополий, облегчает их

борьбу за рынки сбыта и новые сферы приложения капитала» [1, с. 275].

Для развивающихся стран валютная политика является важным экономическим инструментом, способствующим развитию внешней торговли, улучшению торгового и платежного баланса страны. Валютная политика развивающихся стран характеризуется широким применением валютных ограничений: ограничением переводов валюты за границу обложением налогом переводных операций, запрещением продажи валюты на открытом рынке, обязанностью граждан страны сдавать казначейству имеющуюся у них иностранную валю -ту в обмен на национальную валюту. Эти ограничения направлены на развитие национальной экономики, поскольку позволяют пополнить запасы иностранной валюты, укрепить позиции государства в расчетах с другими странами, ограничить деятельность иностранных компаний и перевод за границу их прибылей.

В социалистических странах основой валютной политики являлась государственная валютная монополия, задача которой состояла в планомерной организации международных расчетов каждой страны, позволяющей обеспечить поступление валютных средств в страну, целесообразно использовать их для укрепления социалистической экономики и расширить международные связи в сфере экономики. Основной целью валютной политики являлась защита независимости социалистической экономики от влияния стихийного капиталистического рынка, а также от различных попыток валютных махинаций, спекуляции валютами.

В зависимости от сферы применения выделяют внутреннюю и внешнюю валютную политику (см. рисунок). Регулирование внутренних валютных отношений осуществляется с помощью внутренней валютной политики, в то время как внешняя валютная политика регулирует внешние валютные отношения.

Вопрос о формах валютной политики является дискуссионным. Такие авторы, как И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов, Л.Н. Красавина. А.И. Шмырева, выделяют девизную и дисконтную формы валютной политики.

Л.Н. Красавина и А.И. Шмырева указывают разновидности девизной политики: валютную интервенцию, диверсификацию валютных резервов, введение валютных ограничений, регулирование степени обратимости валют, режим валютного курса, девальвацию и ревальвацию.

Существуют следующие формы валютных ограничений:

1) блокирование выручки экспортеров;

2) полная/частичная обязательная продажа выручки экспортеров;

3) ограничение продажи импортерам иностранной валюты;

4) регулирование сроков платежей по импорту/экспорту;

5) множественность валютных курсов;

6) дифференцированные курсовые соотношения валют по разным видам операций, товарным группам и регионам;

7) лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты, ценных бумаг, золота, предоставления кредитов;

8) контроль за деятельностью финансового и кредитного рынков.

Л.Н. Красавина определяет валютные ограничения как составную часть валютного контроля, обеспечивающего соблюдение валютного законодательства с помощью проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов выделяют, помимо девизной и дисконтной форм валютной политики, диверсификацию валютных резервов и субсидирование, которые Л.Н. Красавина и А.И. Шмырева считают разновидностями девизной политики.

По мнению Э.А. Баринова и О.В. Хмыза, в России широко распространены следующие формы валютной политики:

1) валютные ограничения;

2) регулирование степени конвертируемости национальной валюты и режима валютного курса;

3) валютные интервенции;

4) управление золотовалютными резервами.

Данные авторы не выделяют девизной и дисконтной форм. Но некоторые из указанных форм (регулирование режима валютного курса и управление золотовалютными резервами) А .И. Шмырева и Б.Г. Федоров относят к элементам валютной политики.

Б.Г Федоров также полагает, что система форм и инструментов валютной политики (если не говорить об отдельных элементах) у каждого государства достаточно редко закреплена законодательно, но сравнительно стабильна. Не выделяя конкретных форм валютной политики, он подчеркивает, что экономические и административные методы служат ее основой. При этом Б.Г.Федоров указывает, что использование на практике только административных методов приводит к тому, что участие экономики страны в международном обмене в связи с обострением экономических отношений становится все менее эффективным.

А.Г Наговициным не определены формы и инструменты валютной политики, но выделены следующие варианты ее осуществления:

1) «свободно плавающие» валютные курсы;

2) регулируемое «плавание» валют;

3) постоянно фиксированные курсы.

Инструментарий валютной политики также определяется по -разному в работах экономистов.

Л.Н. Красавина характеризует средство реализации валютной политики, не говоря об инструментах. Прямое валютное регулирование реализуется с помощью законодательных актов, а также действий исполнительной власти, косвенное - через экономические, в том числе валютно-кредитные, методы воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Основные методы валютной политики развивающихся стран, выделенные Л.Н. Красавиной:

1) регулирование валютного курса путем использования различных режимов - фиксированных, плавающих, множественных, а также путем девальвации и гораздо реже - ревальвации;

2) активное использование разных форм валютных ограничений по текущим и финансовым операциям платежного баланса в целях защиты национальной экономики, выравнивания платежного баланса (через сдерживание отлива капиталов и ограничение переводов за границу);

3) заключение межгосударственных платежных и клиринговых соглашений в целях экономии валютных резервов (Азиатский клиринговый союз, Западно-Африканская клиринговая палата и др.);

4) развитие валютного сотрудничества и интеграции стран путем создания собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита платежного баланса, а также участия развиваю -щихся стран в валютных группировках, возглавляемых развитыми странами.

Э.А. Баринов, Б.П. Носко, Ю.Ф. Симионов и О.В. Хмыз так же, как и Л.Н. Красавина, считают, что валютное регулирование является механизмом, посредством которого реализуется валютная политика. Валютное регулирование как один из методов макроэкономического регулирования, наряду с налогово-бюджетным, внешнеторговым и денежно-кредитным, является самостоятельным методом государственного регулирования экономики. Валютное регулирование зависит от денежно-кредитного регулирования (поскольку валюта - это деньги, используемые в международных экономических отношениях) и напрямую воздействует на внешнюю торговлю, при этом внешнеторговое регулирование оказывает влияние на валютные отношения.

По мнению Б.П. Носко и Ю.Ф. Симионова, реализация валютного регулирования происходит с помощью инструментов прямого валютного регулирования, к которым относятся девизная и дисконтная политика, определенные Л.Н. Красавиной и А.И. Шмыревой как формы, а не как инструменты валютной политики. Б .П. Носко и Ю.Ф. Симионов придерживаются правила Я. Тибергена: для достижения определенного количества экономических целей необходимо использовать такое же или большее количество инструментов макроэкономического регулирования. Валютная политика в работах данных экономистов сводится к процессу валютного регулирования, прочие элементы валютной политики игнорируются.

Экономисты Ю.С. Голикова и М.А. Хохленкова определяют следующие инструменты валютной политики государства: дисконтная (учетная) политика, девизная политика, установление режима валютного курса, валютные ограничения, девальвация и ревальвация валют, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная политика рассматривается на международном уровне: повышение центральным банком процентной ставки осуществляется для репатриации национальных капиталов и притока в страну иностранных капиталов с целью увеличения курса национальной валюты, а ее понижение проводится для ослабления национальной денежной единицы. На внутреннем уровне изменения учетной ставки позволяют центральному банку достигать целей денежно-кредитной политики. Девизная политика определена ими как метод воздействия на валютные курсы.

Ю.С. Голикова и М.А. Хохленкова выделяют следующие режимы валютных курсов:

1) фиксированный валютный курс, определяемый на базе одной валюты или корзины валют;

2) свободно плавающий валютный курс, стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения.

Система множественности валютных курсов и пол -зучий валютный курс носят промежуточный характер и являются разновидностями этих режимов.

Таким образом, в работах данных экономистов под инструментами подразумеваются понятия, определяемые другими экономистами как формы валютной политики, указанные выше.

Лицензирование валютных операций Ю.С. Голикова и М.А. Хохленкова называют одним из главных инструментов реализации валютных ограничений.

И.Т. Балабанов и А.И.Балабанов считают межгосударственные переговоры и соглашения в рамках МВФ и на региональном уровне основным методом долговременной валютной политики. Порядок валютных расчетов, использование международных платежных средств, а также золота и резервных валют являются мерами долговременной валютной политики.

В работах Б.Г Федорова выделены следующие инструменты валютной политики:

1) режим национальной валюты любого государства, обратимость национальной единицы и порядок установления валютного курса;

2) девальвация и ревальвация;

3) валютный демпинг;

4) валютные интервенции (стерилизованные, несте-рилизованные, психологические);

5) диверсификация;

6) валютное регулирование и контроль;

7) валютные ограничения (ограничения импорта, субсидирование экспорта, лицензирование валютных операций, ограничения вывоза капитала);

8) инструменты денежно-кредитной политики (покупка-продажа ценных бумаг кредитование, установ -ление резервных требований к банкам, манипулиро-вание официальной учетной ставкой и т.д.);

9) инструменты налоговой политики (уровень налогов, методика и сроки обложения).

Б.А. Райзберг выделяет следующие инструменты валютной политики: валютные ограничения (регулирование ввоза и вывоза, переводов валюты, государственный контроль над валютными операциями, запрещение свободной продажи, обязательная продажа части валютной выручки), валютная интервенция, валютные резервы, валютные паритеты (твердое официальное соотношение обмена валют), валютное субсидирование.

Таким образом, среди экономистов нет единства мнений о понятиях форм, инструментов, методов и элементов валютной политики.

В справочных изданиях даны следующие определения значений терминов «форма», «инструмент», «метод»:

- форма - внешнее очертание, наружный вид; внеш -нее выражение какого-либо содержания; приспособление для придания чему-либо определенных очертаний; установленный образец чего-либо;

- инструмент - орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины; так же называются приборы, устройства, приспособления, применяемые в науке и технике для измерений и других операций, в медицине и т.п.;

- метод - путь исследования или познания, теории, учения; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач; в качестве метода может выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала.

Исходя из указанных определений, метод валютной политики - это сложившийся и четко определенный алгоритм ее осуществления, инструмент валютной политики - орудие, посредством которого осуществляется валютная политика, а форма валютной политики - внешнее выражение ее содержания, метода.

Таким образом, хотя среди отечественных ученых-экономистов, посвятивших свои труды определению видов, форм и механизмов валютной политики, не существует единого мнения по данным вопросам, их взгляды могут быть систематизированы на основе точных определений значений терминов «форма», «инструмент» и «метод», что дает возможность построения перспектив развития валютной политики с опорой на четкие определения ее видов, форм и механизмов.

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М., 1975.

УДК 336.64

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Современные условия развития рыночной экономики нашей страны характеризуются динамичностью изменений окружающей бизнес-среды, усложнением форм и способов взаимодействия ее субъектов, все более усиливающейся конкуренцией и непредсказуемостью рисков. Коммерческие организации, зачастую рассчитывая лишь на собственные усилия, вынуждены максимально гибко реагировать на подобные процессы путем своевременного определения, выбора и реализации оптимальных направлений финансово-хозяйственной деятельности. Намеченные мероприятия, так или иначе сказывающиеся на финансовом состоянии предприятия в целом, должны учитывать множество внешних и внутренних факторов и финансово-организационных связей, обеспечивая поступательное развитие предприятия и достижение поставленных целей в обозначенные сроки. При этом каждая коммерческая организация в принципе должна ориентироваться на рост и развитие в стратегической перспективе. Формирование и реализация экономически обоснованной финансовой политики позволяет предприятиям максимально эффективно добиваться поставленных целей развития.

Ю.И. Трофимов,

аспирант кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.