Научная статья на тему 'Формирование единого кадрового пространства'

Формирование единого кадрового пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравцова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование единого кадрового пространства»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО КАДРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

КРАВЦОВА Т. В..

п

Татьяна Викторовна Кравцова — главный советник департамента по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

ри полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в 2006 г. был создан Координационный Совет по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе, призванный решать вопросы формирования единой стратегии проведения кадровой политики в сфере государственной службы и развития системы управления государственной службой1.

Основными задачами Координационного Совета являются:

— обеспечение согласованности действий органов государственной власти субъектов, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, местного самоуправления, Северо-Западной академии государственной службы и других образовательных учреждений по реализации кадровой политики в сфере государственной службы, а также формированию единого кадрового пространства;

— разработка предложений по совершенствованию правового регулирования государственной службы в рамках проводимой реформы и методического обеспечения реализации кадровой политики в округе;

— выработка рекомендаций и предложений

См.: Распоряжение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе «О создании Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе» от 4 мая 2006 г. № 17 к // Управленческое консультирование. 2006. № 3. С. 45-48.

5

управленческое

консультирование

управленческое

консультирование

6

по совершенствованию наградной политики в округе, правового регулирования системы награждения государственными наградами,присвоения почетных званий Российской Федерации; формирование единых требований к рассмотрению материалов по представлениям к государственным наградам и почетным званиям;

— формирование рекомендаций и предложений по совершенствованию системы подготовки кадров, профессиональному обучению государственных служащих.

Аналогичные Советы действуют в Центральном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Результаты их деятельности свидетельствуют об эффективности такой формы работы и убеждают в необходимости применения данного положительного опыта в Северо-Западном федеральном округе.

На первом заседании Координационного Совета, состоявшемся 14 августа 2006 г., рассматривались вопросы кадровой политики в сфере государственной службы, ее реформирования, совершенствования наградной политики, профессионального обучения государственных служащих. В ходе обсуждения отмечалась необходимость формирования системы управления государственной службой как важнейшей основы ее эффективного функционирования.

К настоящему времени еще не сложился эффективный правовой механизм управления реформой государственной службы, а также управ-

ления государственной службой в целом. В этой связи Координационный Совет должен стать органом, способствующим эффективному решению этих задач на территории округа. Высокий профессиональный уровень членов Совета призван обеспечить согласованность действий по формированию на территории Северо-Западного федерального округа единого кадрового пространства и внедрению научно-обоснованных, эффективных технологий кадровой деятельности. Этому способствует также деятельность его рабочей группы. Все это поможет разработать действенную стратегию проведения кадровой политики в сфере государственной службы и развития системы управления государственной службой.

Одним из важнейших факторов успешного функционирования системы государственной службы Российской Федерации является определение порядка формирования и использования кадрового потенциала, реализации кадровых технологий и кадровой политики. От решения этих вопросов, а также их кадрового, материального, финансового, информационного, научно-методического обеспечения зависит жизнедеятельность государственной службы как единого целого организма.

Важнейшей составляющей системы управления государственной службой являются кадровые службы. Сегодня необходимо создать условия для реального повышения их статуса, соответствующего степени их ответственности за формирование кадрового состава государственной службы. Актуальной задачей являет-

ся разработка типовой структуры кадровой службы в различных звеньях государственного управления, создание соответствующей нормативно-правовой основы их деятельности, а также их собственного кадрового обеспечения.

Необходимо объединить усилия органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа в определении единых подходов к реализации кадровой политики, ее нормативно-правовому обеспечению. Особое внимание следует уделить формированию единого информационного пространства, которое позволит осуществлять оперативный обмен готовящимися и действующими нормативными правовыми актами по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации, их широкое обсуждение, взаимный обмен методическими разработками по механизму и технологиям реализации кадровых процедур в системе государственной службы.

Координационный Совет последовательно осуществляет аналитическую и организаторскую работу по выявлению и реализации первоочередных задач, приоритетных направлений взаимодействия кадровых подразделений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах округа.

Преобразования в системе государственной службы осуществляются в тесной связи с административной, военной,судебно-правовой, образовательной и иными реформами. К настоящему времени сформирова-

ны основы нормативно-правовои базы, закрепляющие единый механизм функционирования соответствующих видов государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной), а также различные уровни (федеральный и субъектов Российской Федерации). Это способствовало установлению принципов взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы; закреплению правовых, организационных, финансово-экономических аспектов государственной гражданской службы. Все это позволило институционализировать профессиональную государственную службу, сформировать условия для более открытой деятельности государственных служащих, оценки конкретных результатов их работы в соответствии с формирующимися общественными отношениями и развивающейся экономической ситуацией в стране.

Определение базы для финансирования государственной службы позволяет обеспечить необходимые организационно-технические условия для эффективного исполнения должностных обязанностей, достойный материально-бытовой уровень государственных служащих.

Результативность реформ, эффективность системы государственного управления в значительной мере определяет профессиональная подготовка государственных служащих. Сегодня в государственных органах идет активная работа по созданию и функционированию конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государ-

си си о ^

^ Ц

о

си со ^ с

3 ь

Л

4

7

управленческое

консультирование

8

ственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Масштаб работ по преобразованию системы государственной службы потребовал увеличения сроков реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)» еще на два года, что закреплено Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 1437.

Сегодня особое значение приобретает разработка эффективного механизма проведения кадровой политики в сфере государственной службы и формирование системы управления государственной службой. В этой связи деятельность Координационного Совета во многом обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования и кадрового обеспечения государственной службы субъектов Российской Федерации, разработки и реализации программ научно-прикладных исследований в этой сфере, формирования на территории округа единого кадрового пространства.

Исходя из поставленных задач, Координационный Совет сосредоточил усилия на следующих основных направлениях деятельности:

— совершенствование правового регулирования государственной службы, включающего упорядочение системы прохождения государственной гражданской службы на основе служебных контрактов, конкурсных процедур, формирования кадрового резерва; разработка мер по приве-

дению статуса государственного служащего в соответствие с характером, ответственностью и сложностью возлагаемых на него задач;

введение должностных регламентов, включающих в себя, в том числе, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты труда; разработка и реализация программ, направленных на повышение профессионального уровня государственных служащих, их должностного (служебного) роста, формирование кадрового резерва всех уровней,использование современных кадровых технологий, методов планирования, подбора мотивации и стимулирования специалистов, объективной оценки результатов их служебной деятельности; совершенствование наградной политики, правового регулирования механизма представления к государственным наградам; систематизация наградного законодательства, создание единой базы нормативных документов, отражающих систему государственных наград, порядок прохождения наградных документов, выработка единых требований к рассмотрению материалов по представлениям к государственным наградам;

совершенствование профессионального обучения государственных служащих как одного из

приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, осуществляемого в соответствии с программами профессионального развития государственных гражданских служащих;

— формирование системы управления государственной службой, определение организационноправового статуса, структуры и функций этих органов. Координационный Совет регулярно анализирует использование кадрового и информационного потенциала при проведении органами государственной власти административной реформы, соответствие этих мероприятий Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Анализируя возникающие проблемы, определяя конструктивные пути развития сложившейся системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих, Координационный Совет стремится содействовать повышению уровня их профессионализма, соответствующего задачам и функциям современного государственного управления. При этом особое значение приобретает создание единого информационного пространства, способствующего изучению правоприменительной практики в сфере государственной службы, форм и методов кадровой работы, опыта реализации кадровых технологий, применяемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Этому должен служить и учрежденный в соответствии с решением Координационного Совета от 14 августа 2006 г журнал «Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе». Главной целью издания является информирование органов государственной власти субъектов СЗФО о деятельности Координационного Совета, обсуждение готовящихся и действующих нормативных правовых актов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации, а также взаимообмен методическими разработками по механизму и технологиям реализации кадровых процедур в системе государственной службы.

«Вестник» размещает для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, информацию, способствующую обмену методическими разработками по механизму и формам реализации кадровых процедур и технологий в системе государственной службы Российской Федерации. В этих целях была создана Интернет-страница по тематике государственной службы и ее кадровому обеспечению, имеющая выход с официальных сайтов www.szfo.ru и www.szags.ru.

Издание «Вестника» и создание Интернет-страницы обеспечит возможность вести регулярный мониторинг и анализ процессов реформирования государственной службы,

си си о ^

^ Ц

о

си со ^ с

3 ь

Л

4

Оч^ К о

с

9

управленческое

консультирование

10

кадровой и наградной политики, нормативно-правового и организационного обеспечения указанной деятельности.

«Вестник», Интернет-страница и банк методических материалов станут элементами своеобразного методического центра, что, несомненно, будет способствовать более эффективному функционированию государственной службы в Северо-Западном федеральном округе.

В настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного округа, приобрели необходимый опыт применения нового федерального законодательства в сфере государственной гражданской службы. В то же время ряд проблем, связанных с практикой применения отдельных федеральных нормативных правовых актов, препятствует эффективной реализации кадровыми службами государственных органов своих функций.

Так, не выработан единый подход к вопросу проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. В частности, не утвержден порядок представления кандидатом на должность документа об отсутствии у него заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и ее прохождению. До сих пор не определен перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения.

Не урегулирован порядок прохождения испытания при поступлении на государственную гражданскую

службу и представления гражданским служащим сведений о принадлежащем ему на праве собственности имуществе и доходах, являющихся объектом налогообложения, об обязательствах имущественного характера; организации проверки указанных сведений.

Следует отметить, что применяемые кадровые технологии, касающиеся, например, конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, призваны стать важнейшим условием формирования высокопрофессионального состава государственной службы. Однако выработка новых форм реализации кадровых процедур осуществляется органами субъектов Российской Федерации несогласованно, во многом отличается характер и объем требований, предъявляемых к претендентам на должности государственной гражданской службы, что определяет разный уровень качества и объективности получаемых результатов.

В этой связи заслуживает внимания обсуждавшийся на заседаниях Координационного Совета опыт методического обеспечения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Вологодской области,где в значительной степени конкретизированы квалификационные требования,установленные по должностям государственной службы. Оценка профессионального уровня кандидатов производится поэтапно, включает различные методы, в том числе анкетирование, тестирование, собеседование с кандидатом в

структурном подразделении, итоговое обсуждение в конкурсной комиссии. Данная методика эффективна и проста в реализации, внедряется во всех органах исполнительной власти Вологодской области, позволяет соблюдать требования законодательства и способствует эффективному отбору кандидатов.

Представляют также интерес методики, применяемые при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы органами исполнительной власти Архангельской и Новгородской областей.

Для обеспечения равноправия граждан при участии в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы различных субъектов Российской Федерации необходимо упорядочить организацию поступления на государственную службу, выработать единые согласованные подходы, унифицировать отборочные процедуры.

Требует также выработки единого подхода порядок перевода с должности государственной гражданской службы одного субъекта Федерации на должность государственной гражданской службы иного субъекта РФ, с должности государственной гражданской службы федерального органа государственной власти на должность государственной гражданской

службы субъекта Федерации, с должности государственной правоохранительной или военной службы на должность государственной гражданской службы, а также перемещения с должности муниципальной службы на должность государственной службы.

Представленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по совершенствованию федерального законодательства о государственной гражданской службе одобрены Координационным Советом по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и направлены для рассмотрения в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы.

Полагаю, что деятельность Координационного Совета, несомненно, будет способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, в решении вопросов организации и функционирования государственной службы в рамках проводимой реформы, эффективной реализации кадровой политики в округе в целом.

и_

2/2007

управленческое

консультирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.