Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема'

Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема»

ПЕДАГОГИКА

Е.В. Храброва

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Социально-экономические перемены в России ведут к изменениям в системе образования, повышению его качества, ориентированного на более высокие требования к выпускнику. Высшее учебное заведение XXI века должно готовить специалистов, умеющих самостоятельно думать, работать в коллективе, решать нестандартные задачи, принимать оперативно решения, применять творчески полученные знания, способных быстро осваивать новые технологии и включаться в систему непрерывного образования и повышения квалификации, с обширной фундаментальной подготовкой, активной позицией, толерантных, целеустремленных, свободных, ответственных, мужественных. Вместе с тем, современная профессиональная подготовка, по мнению И.М. Ильинского, характеризуется прагматичностью, реализует в основном «механический» характер развития общества и науки, строится на принципах оптимизации, интенсификации, унификации учебного процесса, типизации и стандартизации учебных планов и программ, ориентируется на потребности экономики, развитие технократического и технологического сознания человека [2].

Важной задачей профессионально-педагогической подготовки должно быть формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя. Она понимается как процессуальная целостность, которая выражается в интеллектуальной зрелости личности, ноосферном сознании, проявляется в детерминированной духовными ценностями педагогической деятельности, наполненной личностным смыслом. Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на формирование человека, обладающего этической культурой, оптимиста, способного придавать высший смысл делам и поступкам, переживать чувства любви, дружбы, красоты, добра, к нравственной регуляции деятельности, осознающего целостность взаимосвязанного и взаимообусловленного мира, его гармонию и красоту, свое место в нем, причастность живой и неживой природе, созидающего свое бытие, ощущающего полноту жизни.

Духовно-нравственное становление личности

- это труд души по преодолению страстей, требующий стойкости, мужества, духовных знаний, нравственный подвиг. Необходимо при этом отметить, что наиболее ясно и отчетливо человек начинает понимать духовную составляющую жизни, сталкиваясь с тяжелой болезнью или уходом из жизни кого-то близкого.

Правильно сформированная потребность в другом человеке реализуется через оптимистическое, радостное общение, целью которого является создание благоприятных взаимоотношений, при этом отмечается невозможность обидеть другого, чувство эмпатии. Нравственный человек характеризуется тем, что он четко представляет свой жизненный путь как целостный, свободу понимает как осознанную необходимость, ощущает полноту жизни. Низкий уровень духовно-нравственной культуры характеризуется потребительским отношением к себе, другим и миру.

При формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя необходимо опираться не на идеал антропоцентризма, когда человек рассматривается как мера всех вещей, а на гармоничные взаимоотношения его и природы, техники, общества, другого человека. Целью его жизни становится не только познавать себя и определять свои возможности, самореализовываться, но и выходить за пределы своей индивидуальной природы, обогащать себя со-чувствием, со-мыслием, пониманием другого, со-причастнос-тью с высшими смыслами и ценностями.

Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя - осуществление образовательного процесса в вузе на основе антропологического принципа, придание ему личностного смысла, создание условий для интериоризации духовных ценностей в качества личности, самопознания и самоопределения, самосовершенствования, развития творческих способностей студентов, свободного выбора.

Ее достижение требует разумных, рассудочных, эмоциональных и волевых усилий. Уровень духовно-нравственной культуры зависит от ценностных ориентаций человека, которые опреде-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

© Храброва Е.В., 2007

ляют способность личности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению в педагогическом коллективе, к рефлексии.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя представляет целостное педагогическое явление, детерминированное духовными ценностями, включает взаимосвязанные цель, задачи, принципы, содержание учебного материала, методы, средства и приемы, этапы и логику, диагностику, результаты, условия эффективности.

Целью является формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя, где ставятся три группы задач: 1) образовательные - знакомство будущих учителей с сущностью духовно-нравственной культуры, различными подходами к ее пониманию в современной педагогике; генезисом, историей и современными тенденциями ее развития; структурой и функциями духовно-нравственной культуры; закономерностями и логикой организации процесса ее формирования в образовательных учреждениях разного типа; технологией организации процесса формирования духовно-нравственной культуры; 2) развивающие - умение делать нравственный выбор; устанавливать благоприятный социально-психологический климат в коллективе; проектировать, реализовывать, анализировать процесс формирования духовно-нравственной культуры; осуществлять его в контексте гуманистической образовательной парадигмы с учетом специфики содержания, форм и методов; стимулировать развитие духовно-нравственной культуры; диагностировать уровень духовно-нравственной культуры учащихся; 3) воспитательные - формирование таких качеств, как гуманность, совестливость, ответственность, альтруизм, оптимизм, милосердие, доброта, креативность, миролюбие, честность, жизнерадостность, способность к самовоспитанию.

Основными принципами процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя выступили следующие: антропологизма (человек рассматривается во всем многообразии, противоречивости и сложности его сущности как существо био-социо-духовное); единства развития и саморазвития человека (процесс становления личности будущего учителя в результате его социализации, обучения, воспитания и самовоспитания); природосообразности (учет факторов естественного, природного развития человека); культуросообразности (учет особенностей регио-

нальных, этнических особенностей); здоровьецен-тризма (направленность содержания и организации образовательного процесса в вузе на обеспечение физического и духовного здоровья); диалогичности (субъект-субъктное взаимодействие, направленное на обогащение всех участников); сво-бодосообразности (возможность выбора).

Основные компоненты, отражающие специфику процесса:

1) целевой - установление взаимопонимания, доверительных, доброжелательных отношений, актуализация духовных потребностей будущих учителей. Представляет собой осознание и принятие личностью своей индивидуальности в качестве носителя и субъекта культуры, формирования самооценки, отношения к самому себе; приобщение будущих учителей к духовно-нравственной проблематике. Он связан с изучением и формированием профессиональных и личностных установок на преобразование своей деятельности, со стимулированием их личностного роста и саморазвития;

2) содержательно-технологический - знакомство будущих учителей с сущностью духовнонравственной культуры, различными подходами к ее пониманию в современной педагогике; генезисом, историей и современными тенденциями ее развития; структурой и функциями; закономерностями, логикой и технологией организации процесса в образовательных учреждениях разного типа; совокупность умений и навыков по планированию, диагностике, коррекции и анализу своей деятельности; усвоение нравственных понятий (достоинство, любовь, совесть, надежда, оптимизм и др.); формирование ценностного отношения к Другому человеку, овладение навыками и культурой общения.

Используются такие формы, как лекции, семинары, практические занятия, ролевые и деловые игры, защита проектов, творческие работы, мастерские, дискуссии, конференции и другие, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов, привлечь их к педагогической деятельности по формированию духовнонравственной культуры в течение всего курса обучения в вузе через систему учебных занятий, спецкурсов и спецсеминаров;

4) аналитический - отслеживание результатов деятельности студентов через систему творческих сочинений, проектов, выступления на занятиях, проведения анализа и самоанализа.

Логика формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя заключается в движении от установления студентом смысловой, лич-ностно значимой, связи субъект - объект; ее осмысливание как включение в уже существующую систему связей в индивидуальном опыте; переживание факта установления этой связи; её принятие, «присвоение». При формировании личностных качеств и саморегуляции механизмом является, как отмечает И.А. Зимняя, решение человеком определенных задач на преодоление трудностей [1].

Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя проходит ряд этапов:

- актуализация познания своего внутреннего мира на основе философских, психолого-педаго-гических знаний и умений;

- овладение теоретическими знаниями философско-антропологического, психолого-педагоги-ческого плана;

- эмоционально-ценностное осознание и принятие феномена;

- включение в практическую деятельность; закрепление духовной ценности в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, ее актуализация.

Структура процесса: 1) познавательный компонент (знания, взгляды, убеждения); 2) эмоциональный компонент (сопереживание, нравственные чувства); 3) волевой компонент (нравственные поступки, действия, отношение).

С целью более эффективного формирования духовно-нравственной культуры будущих учителей использованы следующие методы, средства и приемы: анализ конкретных педагогических ситуаций и задач, художественных произведений, произведений искусства, народного творчества; слайды, кинофильмы, репродукции картин, реальные предметы, фотографии, аудиозаписи, литературные образы; драматизации, игровое проектирование, индивидуальное выполнение исследовательских заданий, рефлексию своих педагогических действий и самооценку деятельности; анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний; альтернативный выбор; определение понятия; незаконченное предложение; контраргументы; ранжирование; тестирование и другие.

Процессу формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя могут способствовать следующие факторы: высоконравственная среда учебного заведения; влияние личности педагога вуза; содержание образовательного про-

цесса; участие в спецкурсах, написание курсовых работ, самостоятельная работа студентов; стимулирование самовоспитания. Необходимо, чтобы происходило развитие свободных, самоакту-ализирующихся личностей, умеющих понимать себя и других, оптимально планировать жизнь, искать смысл существования, осознающих экзи-стенциональные понятия: рождение и смерть, любовь и творчество; таких качеств, как решимость быть, забота о себе и других, ответственность за нравственный выбор; человек рассматривался как духовное существо, осознающее, учитывающее, но преодолевающее витальную и социальную заданность, способное к самосовершенствованию, а также творческое, живущее по законам общечеловеческих категорий: истины, добра, красоты, любви и свободы, которые преломляются через национальную духовность народа, способствуют нравственному поведению человека в обществе. При организации процесса обучения важным является не передача содержания фрагмента материала, а со-бытие, переживая который, субъект обретает духовный опыт; обеспечение эмоциональных переживаний радости жизни, уверенности в собственных; «понимающего бытия» (Л.М. Лузина [3]) как пространства разделяемых смыслов, как контекст, в котором достижимо согласование личностных ценностей, а понимание и взаимопонимание возвращаются до уровня естественного человеческого бытия; создание благоприятного психологического фона.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в ряде вузов. Респондентами явились молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет.

В исследовании выявлены и охарактеризованы критерии сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя: мотивационно-ценностный, содержательно-операциональный, результативный. В соответствии с этим были установлены условно три уровня по определенным показателям: низкий, средний и высокий.

С каждой группой проводилась соответствующая работа. Будущие учителя выполняли практические задания по самоисследованию, участвовали в дискуссиях, «круглых столах», драматизациях, деловых играх, писали творческие работы, рефераты, доклады, разрабатывали внеклассное мероприятие.

Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы. Изменилось отношение к образу идеального учителя, в котором они видят не только образованного, знающего свой

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

9

предмет человека, но и обладающего высоким уровнем духовно-нравственной культуры.

Будущие учителя признают необходимость формирования духовно-нравственной культуры, так как она «обогащает жизнь, наполняет ее смыслами и ценностями», «возвышает душу», «человек становится способным на добрые поступки, меняется его смысл жизни», «позволяет не бояться смерти и находить смысл в самопожертвовании», «такие люди живут дольше», «позволяет побеждать бездуховность общества: эгоизм, веру в вещи, самоограни-ченность; пороки: наркоманию, секты, алкоголизм».

Подчеркивается необходимость в семье, детском саду, школе и других образовательных учреждениях «воспитывать детей, школьников, молодежь на нравственных принципах, принципах морали». Ведь если «человека поместить в положительную в нравственном отношении среду, возможно, вокруг него станет меньше насилия, преступности, бездумности, с которой совершаются многие поступки», а «люди будут более гуманными по отношению друг к другу, а также будут проявлять терпение, чуткость, доброту и понимание».

Все студенты экспериментальной группы за

ность, альтруизм, оптимизм, милосердие, доброта, креативность, миролюбие, честность, жизнерадостность, способность к самовоспитанию.

Количество студентов с высоким уровнем сформированное™ духовно-нравственной культуры возросло с 5,4 % до 29,2%, при этом с низким уровнем уменьшилось с 20,8 % до 0%. Результаты представлены в таблице №9 1.

Эффективность формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация мотивационно-ценностной деятельности студентов осуществляется на основе антропологизации образовательного процесса в вузе;

целостность процесса выступает во взаимосвязи всех его важнейших характеристик, детерминированных духовными ценностями;

логика процесса заключается в движении от установления смысловой, личностно значимой, связи субъект - объект, через ее осмысливание, переживание к её принятию, «присвоению»;

творческая деятельность предусматривает овладение будущими учителями специфическими

Таблица 1

Оценка уровней сформированности духовно-нравственной культуры будущих учителей

Период работы Количественное соотношение (%) уровней сформированности духовно-нравственной культуры будущих учителей

Высокий Средний Низкий

До проведения опытно-эксперим. Работы 5,4 68,8 20,8

После проведения 29,2 70,8 0

Разница +23,8 +2,0 -20,8

период обучения ощущают духовный рост, 78% из них чувствуют себя педагогом с определенной личностной позицией. Около 30 % студентов характеризуется личностным принятием антропологических ориентиров в образовании; прочным и осознанным усвоением системы знаний по формированию духовно-нравственной культуры; умением самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора, диагностировать, проектировать, реализовывать, анализировать процесс формирования духовно-нравственной культуры с учетом специфики содержания, форм и методов, им присущи гуманность, совестливость, ответствен-

методами, приемами, средствами формирования духовно-нравственной культуры (ситуации нравственного выбора, диалог, драматизация, «понимающее образование», со-бытие и др.).

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 67-74.

2. Ильинский И.М. Образовательная революция. - М., 2002.

3. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л.М. Лузина. -Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.