Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственного воспитания современного ученика'

Формирование духовно-нравственного воспитания современного ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина И. Г.

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственного воспитания современного ученика в условиях модернизации системы общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственного воспитания современного ученика»

Список литературы:

1. Лебедева Н.Н. Тактика индивидуально-личностных маршрутов ценностного самоопределения школьников // Инновации в образовании. - М.: СГА, 2007. - № 7. - С. 43-55.

2. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия её формирования в системе современного педагогического образования. - М. -Курск: КГПУ 1997. - 357 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИКА

© Мосина И.Г.*

Лицей № 6 им. З.Г. Серазетдиновой, г. Оренбург

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственного воспитания современного ученика в условиях модернизации системы общего образования.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1]. Данная Концепция определяет характер национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания современного ученика, систему базовых национальных ценностей, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Содержание Концепции, а также различные аспекты теории и практики духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения исследованы многими педагогами и отражены в следующих научных публикациях [2]. Тем не менее, формирование духовно-нравственного воспитания учащихся остается важнейшей целью нашего общества и возлагается на школу в целом и на плечи любого классного руководителя в частности.

Процесс формирования духовно-нравственного воспитания в среднем образовательном учреждении осуществляется в различных организационных формах, характеризуется многоплановостью и разнообразием методов, приёмов и воспитательных средств. Наиболее распространённой формой является классный час. С этой целью авторским коллективом учителей было создано мультимедийное учебно-методическое пособие «Формирование духовно-нравственных качеств современного ученика: Сотвори себя сам!», адресованное, прежде всего, классному руководителю для проведения школьных классных часов с учащимися или индивидуальных бесед с детьми (рис. 1).

* Учитель математики.

Данное пособие имеет несколько особенностей. Во-первых, в нем приведен системный материал, необходимый для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, что в современном обществе является одним из приоритетных направлений (рис. 2). Во-вторых, в пособии представлены смоделированные ситуации и интерактивные упражнения (рис. 3), в которых учащиеся могли бы проявить те или иные духовные и нравственные качества. Режим доступа к пособию: www.sotvorisebyasam6.narod.ru.

Рис. 1. Титульный экран пособия «Сотвори себя сам!»

В-третьих, пособие отражает методику работы по развитию духовно-нравственных ценностей ребенка, актуальных для современного общества, а именно: дружба, доброта, толерантность, вежливость, самовоспитание, здоровый образ жизни.

Представленный материал в пособии структурирован по следующей схеме:

1. Сценарий классного часа с видеофрагментами из художественных фильмов и социальных роликов.

2. Презентация к классному часу.

3. Практические задания со специально смоделированными ситуациями, интерактивные упражнения.

Рис. 2. Материал классного часа «Что такое Дружба?»

Рис. 3. Интерактивный кроссворд на тему «Нравственность»

Какие бы задачи общество ни ставило перед системой общего образования, без глубокой заинтересованности, помощи и поддержки родителей процесс формирования духовно-нравственных качеств каждого ребенка не даст необходимого результата. В официальных документах говорится, что «духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье» [1] и «воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка» [3]. Поэтому важно, как и с учащимися, начать выстраивать партнерские отношения и с родителями. Задача классного руководителя -объяснить родителям, что их педагогическая компетентность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе формирования духовных и нравственных ценностей у детей. В этом большую помощь классным руководителям окажет разработанное нами мультимедийное учебно-методическое пособие «Формирование духовно--нравственных качеств современного ученика: Принять, понять, помочь!» (рис. 4). Режим доступа к пособию: www.myebook.com/ebook_viewer.php?ebookId=125097.

аийюг риЫЫюс! 1аз1 ирсЫей

Рис. 4. Фрагмент мультимедийного учебно-методического пособия «Принять, понять, помочь!»

В данном пособии представлены различные формы организации и проведения серии родительских собраний по следующим актуальным темам: «Как обнять кактус», «Толерантность сегодня - мир навсегда!», «Мы и наши дети», «Семья ДоброТы», «Ты и Я - здоровая семья».

Представленный материал в пособии структурирован по следующей схеме:

1. Оригинальный сценарий родительского собрания с видеофрагментами из художественных фильмов и социальных роликов (рис. 5).

2. Презентация к родительскому собранию.

3. Материалы тренингов, психологические тесты, анкеты и задания для учащихся и родителей, памятки родителям.

Рис. 5. Просмотр видеофрагментов из художественных фильмов и социальных роликов в пособии «Принять, понять, помочь!»

Таким образом, представленный материал в мультимедийных учебно-методических пособиях «Сотвори себя сам!» и «Принять, понять, помочь!» учитывает личностные интересы, психологические и возрастные особенности учащихся 6-8 классов и будет хорошим подспорьем для формирования духовно-нравственного воспитания школьников. Пособия рекомендуются в первую очередь классным руководителям, а также могут быть полезны психологам, социальным педагогам и родителям.

Список литературы:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

2. Духовно-нравственное воспитание личности: аннотированный библиографический указатель литературы / ГУ «Витебская областная библиотека им. В.И. Ленина», информационно-библиографический отдел; сост. В.М. Овсянникова. - Витебск, 2011. - 190 с.

3. Резолюция, принятая участниками конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Цыс Т.А.*

Филиал Бейской школы-интернат Кальская общеобразовательная школа, Республика Хакасия, с. Калы

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё глупыми и дурными.

Д. Локк

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого детьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Это требует и четко определенного качества усвоения учебного материала по предмету [1, с. 11].

Наиболее важным моментом в формировании понятия является выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ сравнение признаков, синтез и обобщение.

В общих чертах процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция. Поэтапное формирование понятий осуществляется в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Пропуск отдельных этапов осложняет процесс овладения понятиями [2, с. 43].

* Учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.