Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К ЦИФРОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К ЦИФРОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВО КАК ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУСЛУГИ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухова Н.Ф., Васильева Е.В., Долганова О.И.

Развитие цифровой экономики предполагает выстраивание эффективных и многосторонних электронных коммуникаций между государственными структурами и гражданами. Для их реализации необходимо обеспечить доверие граждан и к органам власти, предоставляющим электронные услуги, и непосредственно к тем цифровым технологиям и системам, которые ими используются. Это особенно важно, если речь идет о таких решениях, как единая система идентификации и аутентификации или сервисах, представленных на государственных интернет-ресурсах. Поскольку они собирают, хранят и предоставляют для обработки персональные данные людей. В данной статье продемонстрированы результаты проведенного авторами онлайн-опроса 1599 жителей России в возрасте от 18 лет с целью выявления опасений людей при использовании цифрового профиля гражданина на портале «Госуслуги». На основе изученного российского и зарубежного опыта реализации концепции «государство как платформа», показаны основные проблемы, а также предложены методы и подходы к формированию атмосферы обоюдного доверия и дружественного отношения населения к государственным цифровым сервисам и национальным системам электронной идентификации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING CITIZENS' TRUST IN DIGITAL GOVERNMENT: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

The development of the digital economy involves building effective and multilateral electronic communications between government agencies and citizens. For their implementation it is necessary to ensure the confidence of citizens both in the authorities providing electronic services, and in the digital technologies and systems the authorities are using. This is especially important when it comes to solutions such as a unified identification and authentication system or services provided on public Internet resources. Because they collect, store and provide personal data of people for processing. This article demonstrates the results of an online survey of 1599 Russian residents aged 18 years and older aimed at identifying the people's concerns when using a citizen's digital profile on the State Services portal. Based on the studied Russian and foreign experience in implementing the concept of "state as a platform", the main problems are shown, as well as methods and approaches are proposed to create an atmosphere of mutual confidence and friendly attitude of the population towards state digital services and national systems of personal electronic identification.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К ЦИФРОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

EDN: LKJCMB

Н.Ф. Алтухова - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Финансовые технологии» Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, nfaltuhova@fa.ru,

N.F. Altukhova - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department «Financial Technologies» of the faculty of finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;

Е.В. Васильева - д.э.н., доцент, руководитель Департамента бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, evvasileva@fa.ru,

E.V. Vasileva - doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of business informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;

О.И. Долганова - к.э.н., доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, oidolganova@fa.ru,

O.I. Dolganova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Financial Technologies» of the faculty of finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН К ЦИФРОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ BUILDING CITIZENS' TRUST IN DIGITAL GOVERNMENT: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Аннотация. Развитие цифровой экономики предполагает выстраивание эффективных и многосторонних электронных коммуникаций между государственными структурами и гражданами. Для их реализации необходимо обеспечить доверие граждан и к органам власти, предоставляющим электронные услуги, и непосредственно к тем цифровым технологиям и системам, которые ими используются. Это особенно важно, если речь идет о таких решениях, как единая система идентификации и аутентификации или сервисах, представленных на государственных интернет-ресурсах. Поскольку они собирают, хранят и предоставляют для обработки персональные данные людей. В данной статье продемонстрированы результаты проведенного авторами онлайн-опроса 1599 жителей России в возрасте от 18 лет с целью выявления опасений людей при использовании цифрового профиля гражданина на портале «Госуслуги». На основе изученного российского и зарубежного опыта реализации концепции «государство как платформа», показаны основные проблемы, а также предложены методы и подходы к формированию атмосферы обоюдного доверия и дружественного отношения населения к государственным цифровым сервисам и национальным системам электронной идентификации личности.

Abstracts. The development of the digital economy involves building effective and multilateral electronic communications between government agencies and citizens. For their implementation it is necessary to ensure the confidence of citizens both in the authorities providing electronic services, and in the digital technologies and systems the authorities are using. This is especially important when it comes to solutions such as a unified identification and authentication system or services provided on public Internet resources. Because they collect, store and provide personal data of people for processing. This article demonstrates the results of an online survey of 1599 Russian residents aged 18 years and older aimed at identifying the people's concerns when using a citizen's digital profile on the State Services portal. Based on the studied Russian and foreign experience in implementing the concept of "state as a platform", the main problems are shown, as well as methods and approaches are proposed to create an atmosphere of mutual confidence and friendly attitude of the population towards state digital services and national systems of personal electronic identification.

Ключевые слова: доверие, государственное управление, государственные услуги, государство как платформа, цифровое правительство, госуслуги, цифровой профиль.

Keywords: trust, public administration, public services, state as a platform, digital government, public services, digital profile.

Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Acknowledgments. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.

Введение

Стратегическая концепция развития государственного управления «Государство как платформа» («Government as a Platform», GaaP), сформулированная Т. О'Рейли используется многими странами, Российская Федерация не является исключением [1]. Она предполагает, что правительство берет на себя роль платформы, ядром которой является единая система цифровой идентификации личности, формирующая персональную экосистему для каждого гражданина [2].

Однако внедрение цифровой идентификации людей подразумевает сбор максимально полной информации, как о самих гражданах, так и об их действиях в цифровом и физическом мире. Это вызывает ряд опасений у населения и экспертов. Возникает вопрос о целях и возможных способах использования этой информации. Людей более всего беспокоят наблюдение и слежка со стороны государства и нецелевое использование данных коммерческими службами [3].

Европейские страны выбирают разные подходы к стимулированию перехода на использование государственной системы цифрового взаимодействия с гражданами через цифровую идентификацию. Так, например, результаты исследования Янсена А., Бергера Д., Гольдкула Й. [4] показали, что методы принуждения используются в Дании, чрезмерное подталкивание - в Норвегии, в а Швеции - это добровольное решение граждан и организаций.

Но многие страны выбирают иной путь, следуя теории доверительных обязательств [5], они стараются выстроить доверительные отношения с населением, что дает положительный эффект в долгосрочной перспективе. Это является крайне важным, как для государства, так и для гражданина, когда речь идет о сборе, обработке и использовании персональных данных и личных сведений последнего. Государству важно, чтобы человек передавал и взаимодействовал с органами власти в электронном виде, а гражданину важно обеспечить защиту и безопасность своей персональной информации. Социологические и инструментальные исследования также показывают, что доверие - является ключевым поведенческим мотивом использовать цифровые сервисы и мобильные приложения государственных структур [6].

В России в рамках программы «Цифровая экономика» реализуется федеральный проект «Цифровые услуги и сервисы онлайн» [7], а также осуществляется внедрение цифрового профиля гражданина (Ц1II ). явля-

ющегося частью государственной единой системы аутентификации и идентификации (ЕСИА). Он уже проходит апробацию на базе Единого портала государственных услуг (ЕГПУ, портал «Госуслуги»). В последствии это позволит государственным и муниципальным органам власти оказывать гражданам услуги проактивно и бесконтактно. Также к нему будут иметь доступ и коммерческие организации, такие как банки, страховые компании, работодатели каждого конкретного гражданина и пр. И для того, чтобы это решение был востребовано гражданами, важно создать условия для формирования доверия как с государственным структурам, так и применяемым технологиям.

Концепция обоюдного доверия

По оценкам Европейской комиссии люди хотят использовать единую систему цифровой идентификации личности [8]. Однако есть страны, где большинство избирателей против введения электронной идентификации личности. Например, в Швейцарии люди голосуют против введения цифровых паспортов и идентификационных карт, а в США подавляющее большинство обеспокоено тем, что их персональные данные могут быть использованы частными компаниями и правительством. Люди будут проявлять лояльность к подобным цифровым системам только в случае наличия доверия к ним [9].

В Республике Сингапур правительство активно продвигает концепцию «обоюдного доверия» при внедрении цифрового идентификатора в жизнь граждан, смысл которой заключается в том, что не только граждане доверяют свои данные государственным органам, но и государство, в свою очередь, доверяет населению в том, что оно предоставляет корректные данные [10].

Во Франции пошли несколько иным путем. Разработка и последующее обслуживание системы цифровой идентификации для использования государственных онлайн-сервисов были поручены специально созданному агентству SGMAP, а не министерству внутренних дел (как во многих странах), с целью разделения административной и полицейской функции идентификации и снижению напряженности общественности из-за появляющихся возможностей сбора досье о гражданине (биометрия, чип и т.п.) [2]. Другое решение FranceConnect, которое обеспечивает реализацию единой системы идентификации пользователей онлайн-сервисов и зашифрованный обмен данными между государственными учреждениями, также предоставляет гражданину доступ к реестру действий, осуществленных с его данными. И эту информацию он может использовать для решения споров, в том числе и в судебном порядке. Такая опция также повышает прозрачность действий государственных и муниципальных учреждений с персональными данными пользователя и, соответственно, доверие к ним [2].

В первом полугодии 2022 г. нами был проведен онлайн-опрос 1599 жителей России в возрасте от 18 лет, целью которого являлось выявление опасений людей об использовании цифрового профиля гражданина на портале «Госуслуги». Результаты данного опроса также показывают, что 37 % респондентов в качестве основного преимущества использования цифрового профиля гражданина РФ отмечают возможность управления через него своими персональными данными. Однако состав данных, которые должны быть включены в ЦПГ готовы самостоятельно определять лишь чуть больше 20 % опрошенных и подавляющее большинство имело затруднения с ответом на данный вопрос. Возможно, это связано с тем, что люди не готовы брать на себя подобную ответственность, не чувствуют себя уверенными в данной области.

Увеличение доверительных отношений за счет открытости

В мире в 2021 г. было совершено множество атак на различные правительственные сайты и информационные системы. Успешное противодействие таким атакам, а также открытость к пользователям с точки зрения своевременного оповещения о таких случаях и предполагаемых сроках решения проблемы повышает уровень доверия и со стороны пользователей, и со стороны участников-владельцев систем, взаимодействующих с цифровым профилем гражданина. Например, в 2017 г. чешские исследователи кибербезопасности обнаружили критический поток в эстонском еГО, который теоретически может сделать наше цифровое общество устаревшим. Правительство Эстонии обнародовало эту новость в течение недели, и специалисты государственного и частного секторов работали вместе 24/7 в течение трех месяцев, чтобы исправить ее. Вреда не было нанесено, но открытость и прозрачность в отношении проблемы повысили доверие к этим службам [11]. В России также практикуется подобный подход. В 2021 г. компания СуЬегеес обнаружила уязвимость в региональном сегменте портала «Госуслуги». Минцифры России подтвердила данную проблему, а потом отчиталась об ее решении [12].

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на формирование общественного доверия, являются качество оказания услуг региональными и муниципальными органами власти и местного самоуправления. Исследование, проведенное в Европе ученными С. Zinleer и H-J. Andreb [13] подтверждает причинно -следственную связь между удовлетворенностью граждан количеством и качеством оказываемых государственных услуг муниципальными службами и уровнем социального доверия. Кроме того, население больше склонно оценивать действия местных властей и доверять им, нежели структурам государственного значения [14]. Это также важно учитывать при определении методов и инструментов формирования доверительных отношений между гражданами и властями.

В нашей стране придерживаются концепции «государство для людей» [15]. В качестве одной из целей одноименного федерального проекта является «повышение уровня доверия граждан к государству через изменение подходов к работе с людьми для простого и быстрого решения их проблем в конкретных жизненных ситуациях». При этом отмечается, что присутствие государства в этом процессе должно стать максимально незаметным. Таким образом, приходя в местное отделение ведомства или в МФЦ, гражданин должен без труда, практически в проактивном формате решить свой вопрос. Для него в данном случае весь процесс оказания

услуги (оформление паспорта, изменения статуса объекта недвижимости, постановка на учет и пр.) должен представлять собой черный ящик, человек не вникает в детали, не собирает промежуточные справки и документы из одной структуры, чтобы отнести в другую.

Простота цифровых сервисов и приложений государственных структур

Помимо доверия к органам власти, оказывающим услуги онлайн, важное значение имеет уровень доверия к непосредственно используемым государственные цифровым сервисам и системам. Для его формирования важно обеспечить высокий уровень конфиденциальности, качество обновляемой информации и простоту использования приложения [6]. Такое доверие условно можно разбить на два подтипа [16]:

- доверие, которое сформировалось до использования конкретного сервиса. Оно влияет на намерение попробовать;

- доверие, которое сформировалось после использования конкретного сервиса. Оно косвенно влияет на намерение продолжить / повторно использовать его.

Доверие к государственным цифровым сервисам и системам представляет собой веру граждан в то, что органы власти и местного самоуправления могут предоставить качественные и надежные цифровые персонализированные услуги доступа к личной информации. Это является определенной ценностью для граждан.

Например, опрос DIACC показал, что 75 % жителей Канады, которые уже достаточно давно используют сервисы электронной идентификации, считают, что важно иметь безопасное, надежное и конфиденциальное цифровое удостоверение личности, которое можно было бы использовать для совершения различных транзакций в Интернете [17].

Большинство потенциальных российских пользователей также хотят иметь дело с простым, понятным, но функциональным и защищенным ресурсом. Наш опрос также показал, что российских граждан беспокоят трудности получения доступа к цифровым услугам (16,1 % респондентов) и непрозрачность работы цифрового профиля (38,1 % респондентов).

Здесь тоже можно обратиться к опыту других стран. В основном подавляющее большинство государств с развитой цифровой культурой активно занимаются обучением населения использовать информационные и цифровые технологии. Также есть примеры проведения аналогий и адаптации внедряемых решений под наиболее распространенные сервисы и системы. Например, во Франции название «FranceConnect» было специально создано по аналогии с OpenID Connect и Facebook Connect для обеспечения доверительного отношения граждан к системе государственной цифровой идентификации [2].

Для повышения прозрачности функционирования цифрового профиля гражданина РФ целесообразным видится обеспечить возможность контроля уровня доступности данных, а также отслеживания операций с ними. Подобные опции, например, реализованы в Цифровом кошельке, разрабатываемым ЕС [18], в Китайской системе социального кредита [19], а также в аналогичных национальных системах Франции, Финляндии и Колумбии.

Заключение

Государственные структуры должны быть на передовой линии цифровой идентификации, создавая атмосферу высокого доверия людей и организаций друг другу в Интернет-среде. Это может осуществляться за счет упрощения взаимодействия, повышения уровня прозрачности, открытости, но в то же время и безопасности обмена личной и персональной информацией. Также доверие может формироваться за счет создания интуитивно понятных сервисов и интерфейсов ИТ-систем, которые у граждан не вызывают опасений и страхов, поскольку люди с подобными экранными формами и принципами коммуникации сталкивались на регулярной основе в обычной жизни.

Другая важная рекомендация заключается в том, чтобы не было массового принуждения граждан к использованию единой системы идентификации и аутентификации. Несмотря на всеобщую цифровизацию, создание цифрового профиля гражданина РФ, обеспечивающего доступ к сведениям о человеке, как госорганам, так и бизнесу, важно сохранить и обеспечить альтернативные варианты получения услуг и обмена информацией, как с федеральными, региональными и муниципальными органами власти, так и с коммерческими структурами, включая банки и потенциальных работодателей. Например, отсутствие возможности просмотра трудовой книжки или справки об отсутствии судимости через цифровой профиль не должно являться препятствием к проведению собеседования или к приему на работу. Человек должен иметь возможность самостоятельно принимать решение о том, к каким своим данным предоставить доступ, а к каким закрыть. Подобные функции позволят также выстраивать зрелые и доверительные отношения между государством и гражданином.

Источники:

1. Styrin E., Mossberger K., Zhulin A. Government as a platform: Intergovernmental participation for public services in the Russian Federation //

Government Information Quarterly. 2022. no. 39. Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1016/j.giq.2021.101627.

2. Alauzen M. L'État plateforme et l'identification numérique des usagers // Reseaux. 2019. P. 211-239.

3. WangaJohn V., Tuckerb V. I am not a number: Conceptualising identity in digital surveillance // Technology in Society. 2021. Vol. 67.

4. Jansen А., Berger J., Goldkuhl G. First Choice, Free Choice or No Choice - Differences in Secure Digital Post in the Scandinavian Countries //

Electronic Government Electron Participation Joint Proceeding Ongoing Research Project IFIP WG 8.5 EGOV ePart. 2016. no. 23. P. 135-143.

5. Sukma N., Leelasantitham A. Influence and Continuance Intention of the E-Government System: A Case Study of Community Water Supply Business // Frontiers in Environmental Science. 2022. no. 10. DOI: 10.3389/fenvs.2022.918981.

6. Sharma K. и др. Mobile applications in government services (mG-App) from user's // Government Information Quarterly. 2018. no. 4.

Vol. 35. P. 557-568. DOI: https://doi.org/10.1016/j.giq.2018.07.002.

7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:

https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения 15.03.2022).

8. European Digital Identity [Электронный pecypc].URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/european-digital-identity_en (дата обращения 08 июня 2022).

9. Долганова О.И. Улучшение клиентского опыта взаимодействия с искусственным интеллектом путем соблюдения этических принципов // Бизнес-информатика. 2021. Т. 15. № 2. С. 34-46. DOI: 10.17323/2587-814X.2021.2.34.46.

10. SingPass [Электронный ресурс]. URL: https://www.singpass.gov.sg/main/singpass-our-ndi/ (дата обращения 10 августа 2022).

11. Dawson J., Duba C. How digital identity can improve lives in a post-COVID-19 world [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2021/01/davos-agenda-digital-identity-frameworks (дата обращения 18 августа 2022).

12. Скобелев В. «Привлечь внимание к проблеме»: кто слил исходный код «Госуслуг» и чем это грозит [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/451375-privlec-vnimanie-k-probleme-kto-slil-ishodnyj-kod-gosuslug-i-cem-eto-grozit (дата обращения 11 июня 2022).

13. Ziller C., AndreB H-J. Quality of local government and social trust in European cities // Urban Studies. 2022. no. 59(9). P. 1909-1925. DOI:10.1177/00420980211019613.

14. Kozel E., Decman M. The Impact of Trust in Government - Young Voters' Behavioral Intention to Use I-voting in Slovenia // NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. 2022. no. 15. Vol. 1. P. 61-87. DOI: 10.2478/nispa-2022-0004

15. «Государство для людей» - это новая культура взаимодействия государства, граждан и бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/gosudarstvo-dla-ludej-eto-novaa-kultura-vzaimodejstvia-gosudarstva-grazdan-i-biznesa-27247 (дата обращения 09 августа 2022).

16. Xue L., Li W. Analyzing the Critical Factors Influencing Post-Use Trust and Its Impact on Citizens' Continuous-Use Intention of E-Government: Evidence from Chinese Municipalities // Sustainability. 2021. Vol. 13(14). DOI: https://doi.org/10.3390/su13147698.

17. Covid has accelerated Canadians' demand for digital ID [Электронный ресурс]. URL: https://diacc.ca/2021/02/16/covid-has-accelerated-canadians-demand-for-digital-id/ (дата обращения 25 апреля 2022).

18. Europe's Digital Decade: digital targets for 2030 [Электронный ресурс].URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digital-targets-2030_en (дата обращения 28 августа 2022).

19. Creemers R., Webster G. Translation: Personal Information Protection Law of the People's Republic of China - Effective Nov. 1, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://digichina.stanford.edu/work/translation-personal-information-protection-law-of-the-peoples-republic-of-china-effective-nov-1-2021/ (дата обращения: 28 августа 2022).

EDN: MSUXIV

И.В. Андросова - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, irinka-rusik@mail.ru,

I.V. Androsova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of regional economics and management, Southwest state university, Kursk, Russia;

Л.В. Малышева - к.э.н., преподаватель кафедры специальностей технического и социально-экономического профиля, Курская сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, Курск, Россия, m.l.w.71@mail.ru,

L.V. Malysheva - candidate of economics, lecturer of the department of specialties of technical and socio-economic profile, Kursk agricultural academy named after I.I. Ivanov, Kursk, Russia.

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА КАК ЭТАП ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА INTRODUCTION OF ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT AS A STAGE OF DIGITALIZATION OF AN ECONOMIC ENTITY

Аннотация. В настоящее время стремительно происходит процесс цифровизации экономики и общества, что, во многом, обусловлено поддержкой со стороны государства. Важным элементом цифровой трансформации экономики и общества является цифровизация экономических субъектов, одним из важных этапов которой является внедрения электронного документооборота в деятельность организаций.

Цель написания статьи состоит в том, чтобы обосновать целесообразность внедрения электронного документооборота в деятельность организации. В статье авторы рассматривают понятие электронного документооборота и его исторические аспекты развития. С помощью обзорно-аналитического исследования авторы обосновывают привлекательность электронного документооборота для экономических субъектов, а также выбирают наиболее оптимальную систему электронного документооборота, реализованную в форме цифрового решения Directum Cloud RX. Для достижения цели авторы производят соответствующие расчеты, доказывающие экономическую целесообразность внедрения электронного документооборота в деятельность организации. Результаты исследования позволят разработать стратегию цифровой трансформации организации.

Abstract. Currently, the process of digitalization of the economy and society is rapidly taking place, which is largely due to support from the state. An important element of the digital transformation of the economy and society is the digitalization of economic entities, one of the important stages of which is the introduction of electronic document management in the activities of organizations.

The purpose of writing the article is to justify the feasibility of introducing electronic document management in the organization's activities. In the article, the authors consider the concept of electronic document management and its historical aspects of development. With the help of an overview and analytical study, the authors substantiate the attractiveness of electronic document management for economic entities, and also choose the most optimal electronic document management system implemented in the form of a digital solution Directum Cloud RX. To achieve the goal, the authors make appropriate calculations proving the economic feasibility of introducing electronic document management into the organization's activities. The results of the study will allow us to develop a strategy for the digital transformation of the organization.

Ключевые слова: электронный оборот, цифровизация, экономический субъект, цифровое решение, экономический эффект.

Keywords: electronic turnover, digitalization, economic entity, digital solution, economic effect.

Большое значение в деятельности любого экономического субъекта имеет организация работы с документами, так как позволяет обеспечить топ-менеджмент достоверной и оперативной информацией для принятия управленческих решений. Именно документационное обеспечения бизнес-процессов в организации в настоящее время рассматривается как важная функция управления. Современные условия хозяйствования подразумевают большой массив различных документов, объемы которых только увеличиваются, что и приводит к более активному применению информационных технологий и решений для их обработки. Проблему своевременной обработки документов может решить внедрение в практику организации системы электронного документооборота (СЭД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.