ФОРМИРОВАНИЕ ДОГМАТА О ТРОИЦЕ ЧАСТЬ I. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ТРОИЧНОСТИ
БОГА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Груздев Д.В.1, Володченков М.И.2
'Груздев Денис Владиславович - магистрант теологии, Московский теологический институт;
2Володченков Михаил Иванович - независимый исследователь,
г. Воронеж
Аннотация: в статье подробно исследуется зарождение библейского догмата о Троице. Используются библейские свидетельства Священного Писания Ветхого Завета неканонической Синодальной Библии в русском переводе. На примере откровений Священного Писания, а также откровений богословов ранней и современной Церкви, показывается фундаментальная основа библейского догмата о Троице. Данное исследование проведено библейским методом - «доказательство Писаниями».
Ключевые слова: Священное Писание Ветхого и Нового Завета (Библия. Неканонические книги Ветхого Завета), история Церкви.
Введение
Первоначально термином «теология» христианские авторы обозначали учение о Троице. Учение о Троице свойственна только христианству. Христиане верят, что Бог един и в то же время состоит из трех Личностей. Каждая из Личностей: Отец, Сын и Дух Святой является Божеством. Христиане верят не в трех Богов, но в одного Триединого Бога.
Как христиане верят, так они и будут поклоняться триединому Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу, который является Творцом и Искупителем.
Учение о Троице является глубокой тайной и наша работа делает попытку описать эту тайну через Библейские свидетельства и откровения, полученные богословами в истории Церкви.
Актуальность данной темы носит вневременной характер, так как и сегодня догмат о Троице подвергается нападкам со стороны и светского гуманизма и псевдохристианства.
В наше время существуют движения, отвергающие Триединого Бога, которые имеют немало последователей. Это «Свидетели Иеговы» и адепты Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), и сторонники модализма — «пятидесятники-единственники», и даже в среде консервативных верующих можно услышать ложные представления о Триедином Боге.
Таким образом, грамотное, догматически верное обоснование Библейского учения о Троице будет всегда надежным фундаментом христианской веры и благочестивой этики.
Объектом исследования в нашей работе является Библейский догмат о Святой Троице. Этот догмат есть основание христианской религии, а также и высшая цель богословия, потому что познание тайны Троицы приводит верующего в полноту Божественной жизни.
Предметом исследования является генезис и развитие догмата о Троице на основании откровения в Священном Писании и в процессе его формирования в истории Церкви.
Целью работы является анализ и описание формирования христианского учения о Триедином Боге в исторической прогрессии и в ходе полемических дебатов с еретиками.
Для достижения поставленной цели работы будет решена следующая задача:
- рассмотреть свидетельства Ветхого Завета о троичности Бога и сделать общие богословские выводы в рамках монотеизма.
Практическая значимость данной работы состоит в формировании библейско-богословского понимания учения о Троице среди студентов, магистрантов, аспирантов библейских семинарий, а также среди евангельских христиан.
Данное исследование проведено библейским методом - «доказательство Писаниями», который авторы широко использовали в прежней своей работе [5].
1. ЕДИНСТВО БОГА
Вера в единого Бога характерна для народа Божьего по сравнению с другими языческими народами. Основная черта ветхозаветной веры - это учение о том, что существует всего лишь один Бог, причем монотеистическое мировоззрение настойчиво прослеживается на страницах Ветхого Завета. Свидетельство о единстве Бога представлено в заповеди:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5).
Томас Веспетал подчеркивает, что слово «един» обозначает именно цифру «1»:
«Слушай Израиль, Яхве, наш Бог, Яхве - один» [3, 194].
Призыв «Слушай Израиль!» - это средоточие веры народа в единого и единственного Бога. И эта вера должна была передаваться из поколения в поколение. Эта вера должна была формировать всё бытие народа Божьего, откладывая отпечаток на жизненное поведение.
Люди должны были размышлять над этой истиной, помнить о ней:
«и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:7-9).
На всем протяжении исторического пути народа Израиля подчеркивается единственность Бога, Господь напоминал им, чтобы они не впадали в идолопоклонство, указывая, что нет других богов, что Он - уникальный, истинный:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3).
Отвержение политеизма проходит через весь Ветхий Завет. Бог не терпит никакого поклонения предметам, созданным руками человека:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4).
Патриархи веры, Авраам, Исаак, Иаков придерживались монотеизма. Другие Божьи люди тоже признавали, что Бог - один. Книга Псалтирь полна свидетельств о единстве Бога:
«да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах» (Пс. 148:13).
«и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19).
О том, что Бог - один восклицает даже язычник Нееман:
«вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля» (4Цар. 5:15).
Когда Израиль впадал в идолопоклонство, Господь поднимал пророков, которые обличали народ и призывали людей вернуться в истинную веру. Пророк Илия стремился отделить веру в Бога от веры в Ваала.
Франц Курт пишет об этом:
«пророк противопоставлял бессильным, ничтожным божкам Ваала могущественного Бога Яхве, приходящего на помощь всем, кто помолится к Нему» [9, 81].
Очень часто в Ветхом Завете можно встретить словосочетание «Бог богов»:
«Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:2).
Томас Веспетал пишет:
«эта фраза рассматривается с точки зрения языческих народов, и она не означает, что существуют другие боги, но в этих местах Писания утверждается, что Бог Израиля выше богов всех остальных народов, в которые они верят, но которые, на самом деле, не существуют в качестве Божества» [3, 195].
Также и другие пророки, особенно пророк Исаия особо выступает в защиту монотеизма и во многих текстах призывает все народы обратиться к одному, истинному Богу:
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22).
Вывод: Бог открывал Своему народу, что Он есть один, и нет никаких других богов. Народ того времени был окружен народами, придерживающимися политеизма, потому первым делом Богу необходимо было установить понимание того, что существует только один Бог.
2. ЛЕКСИКА ЯЗЫКА КАК УКАЗАНИЕ НА МНОЖЕСТВЕННОСТЬ
Неверно было бы искать в Ветхом Завете ясного учения о Троице, такое как оно сложилось в эпоху Патристики и Вселенских Соборов. Однако встречаются отдельные и таинственные слова, указывающие на множественность Лиц в Боге. На это указывает уже первый стих Библии:
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
Глагол «сотворил» стоит в единственном числе, в слово «Бог, боги» («Элохим») стоит во множеством числе. Получается, что слово «элохим» выражается множественность, между тем, как «сотворил» показывает единство Творца. Слово «Создатель» также стоит во множественном числе:
«Ипомни Создателя (Создателей) твоего в дни юности твоей» (Еккл.12:1).
Томас Веспетал пишет об этом:
«„феномен такого типа указывает на множественность в Боге" и дальше добавляет, что „в еврейском языке бывает, что предмет, состоящий из разных частей, описан словом во множественном числе" » [3, 197].
Миллард Эриксон приводит высказывания одних богословов, которые считают, что множественное число обозначает:
«„выражение множественного величия", а другие склоняются, что множественное число обозначает „множественное количество" » [10, 275].
В пользу множественности в Боге свидетельствует употребление титула Бога «Адонай», что в переводе означает «Господь». Еврейское слово единственного числа «адон» означает «хозяин, господин».
Игорь Корещук пишет об этом:
«слово „Адонай", которое в Ветхом Завете употребляется 439 раз - это множественное число существительного вместе с притяжательным местоимением, которое буквально означает „наши господа" » [8, 39].
Следовательно, многократное употребление в отношении Господа слово во множественном числе «Адонай» является ярким подтверждениям не единичности Божества, а множественности в Боге.
В некоторых местах Ветхого Завета по отношению к Богу используются местоимения множественного числа - «нашему», «нас»:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... » (Быт. 1:26).
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ... » (Быт. 3:22).
«Иуслышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6:8).
И это также является одним из доказательств множественности Лиц Троицы.
Уэйн Грудем подчеркивает, что:
«множественное число„ мы" почти единодушно рассматривалось Отцами Церкви и ранними богословами как указание на Троицу и что в Быт.1:26 содержится истина, которая лежит в основании тринитарной точки зрения» [4, 241].
При строительстве Вавилонской башни Господь сказал:
«сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7).
Слово «сойдем» также стоит во множественном числе.
Протоиерей Давыденков приводит комментарий Василия Великого:
«Подлинно странное пустословие утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собой надзирает, сам себя понуждает властительский и настоятельно» [6, 115].
Указание на Троицу усматривается и в сотворении человека:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).
Милард Эриксон пишет:
«„образ Бога в человеке (родовое понятие) усматривается в том, что человек создан как мужчина и женщина (как множественное число)" и делает вывод, что множественность присуща, и Богу, и творению. Далее Эриксон отмечает, что „согласно (Быт. 2:24), мужчина и женщина должны стать одним (эхад), что подразумевает соединение двух самостоятельных существ."» [10, 275-276].
Большой интерес вызывает слово «одна» - это еврейское слово «эхад», которое, как мы уже отметили выше, подразумевает соединение двух самостоятельных существ. Тоже самое слово «эхад» употребляется для обозначения единства Бога:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).
Игорь Корещук пишет:
«слово „эхад» означает не просто один, а единый, и употребляется тогда, когда подчёркивается некое собранное в одно целое. А для того, чтобы показать полную единственность, в еврейском языке используется другое слово - „эхид». Корещук говорит, что «эхад» - это так называемое сложное единственное число, когда единство составляют несколько объектов» [8, 37].
В следующем примере показано употребление множественного единства, когда Израильские разведчики принесли одну («эхад») кисть, на которой было много ягод винограда:
«и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое» (Числ. 13:24).
Следовательно, текст (Втор.6:4) не отрицает, в свидетельствует о триединстве Бога.
Вывод: В Ветхом Завете встречаются некоторые слова, указывающие на существующие в Боге множественность. Таинственно прослеживаются намеки на Троицу, которые в свете Нового Завета будут уже очевидны.
3. ОТКРОВЕНИЕ О МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЛИЦ В БОГЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
3.1. Указания на троичность Лиц в Боге
Писание говорит о таинственном событии, когда Аврааму явился Бог в виде трех Ангелов:
«Иявился ему Господь у дубравы Мамре... Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли» (Быт. 18:1-2).
Это событие по-разному толкуется отцами Церкви. Так Иустин Философ, Иларий Пиктавийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский считают, что явился Сын Божий, Второе Лицо Троицы, в сопровождении двух ангелов.
Протоиерей Олег Давыденков пишет, что большинство отцов - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, Августин считают, что это явление Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Далее Давыденков цитирует Августина:
«Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому - исповедал Единого Бога в Трех лицах» [6, 115].
Также об откровении о Триединстве можно отнести и видение пророка Исаии, когда он видел Серафимов в Храме:
«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Трижды упоминается слово «свят», и единожды упоминается слово «Господь Саваоф». И в этом тоже видно на указание триединства Бога.
В Новом Завете видение Исаии отнесено к Сыну Божьему:
«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:41).
Когда Господь открывается Моисею, то Он о Себе говорит тремя словами:
«И возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый...» (Исх.34:6).
В этом отрывке Бог свидетельствует троекратно о Самом Себе.
Намек на троичность также есть и в молитве благословения народа Израильского:
«да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24-26).
Троекратное употребление имени Господь может означать, как откровение о Триединстве Бога.
В Ветхом Завете, особенное в Псалмах встречается троекратное славословие Богу, как намек на Божье Триединство:
«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:1-3).
3.2. Указание на Сына и Его отличия от Отца
Сын Божий открывается в Ветхом завете различным образом. Он открывается как Ангел Господень, как Слово Божье, как Божественная Премудрость.
Об Ангеле Господнем говорится при описании некоторых ветхозаветных теофаний. Ангел Господень является Агари, сбежавшей от Сарры. В тексте сначала несколько раз говорится об «Ангеле Господнем», а в заключении сказано:
«И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» (Быт. 16:13).
Ангел Господень является и тогда, когда Авраам готов был принести жертву своего сына Исаака. Ангел Господень останавливает Авраама и благословляет его:
«Но Ангел Господень воззвал к нему ... И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя...» (Быт. 22:11-17).
Ангел Божий является и Иакову во сне и говорит, что Он - Бог:
«Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков!.. Я Бог явившийся тебе в Вефиле» (Быт. 31:11-13).
Моисею является Ангел Господень:
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста... И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:2-6).
«Ангел Господень» переводится как «посланник от Господа». В этих и других отрывках Писания видно, что Ангел Господень обладает Божественными характеристиками. Следовательно, Он и отличен от Бога, и в то же время является Богом.
Протопресвитер Борис Бобринский пишет:
«отцы александрийской школы отождествили Ангела Господня с Логосом, Вторым Лицом Святой Троицы. Священномученик Ириней Лионский и блаженный Феодорит Кирский показали, что Бог подготавливал людей к Воплощению посредством многочисленных прообразовательных богоявлений» [2, 25].
Еще одним указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В этом откровении видна теснейшая связь Премудрости с Богом. Премудрость показывается как некая личность, которая отлична от Бога:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Прит. 8:22-23).
Причем эта личность уже существовала прежде сотворения земли. Далее можно заметить, что Премудрость участвовала также в творении и созидании мира:
«тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит. 8:30).
Работа в качестве «художницы» Бога в процессе творения предполагает отдельную личность. Пророк Иеремия также упоминает о Божьей мудрости в деле творения:
«Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 51:15).
Уэйн Грудем обращает внимание на то, что:
«в (Прит 8:22) есть некое указание того, что Премудрость была сотворена. Но он категорически заявляет, что в еврейском слове нет и намека на слово «творить», но это слово имеет значения «приобретать, получать». Грудем считает, что следующий перевод является наиболее точным: «Господь обладал Мною в начале Его пути» [4, 245].
Еще более определенно о Премудрости говорится в неканонический книгах Ветхого Завета, в «Премудрости Соломона» и в «Премудрости Иисуса, сына Сирахова», написанных в III-II веках до Рождества Христова. Премудрость описывается как, находящаяся очень близко к Богу и имеющая уникальные отношения с Ним:
«Я вышла из уст Всевышнего» (Сир. 24:3);
«Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть ... образ благости Его» (Прем. 7:25-26);
«имеет сожитие с Богом» (Прем. 8:3);
«она таинницаума Божия и избирательница дел Его» (Прем. 8:4); «приседает Престолу Божию» (Прем. 9:4). Премудрость также как и в книге Притч называется Художницей: «художницею всего, которая имеет соучастие к творению» (Прем. 7:21);
«С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими» (Прем. 9:9).
Здесь говорится о соучастии Премудрости в творении. Премудрости также присваивается свойство всемогущества:
«Она... чистое зеркало действия Божия... Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе все обновляет» (Прем. 7:26).
Протоиерей Олег Давыденков замечает:
«характеристики ветхозаветной Премудрости совпадают с теми, что в Новом Завете относятся к Иисусу Христу: личное существование, тесная связь с Отцом, извечное рождение, соучастие в творении и промысла» [6, 117].
Уэйн Грудем делает вывод из вышеуказанных мест Писания:
«Бог-Отец призвал Своего Сына к участию в творении, и при сотворении мира Бог-Отец направил и использовал творческий труд Бога-Сына» [4, 245]. В комментариях Далласской семинарии говорится:
«также Отцы Церкви и более поздние богословы склонны были ассоциировать Премудрость с Логосом, то есть с Сыном Божьим Иисусом Христом» [7].
Другое предположительное имя Божьего Сына в Ветхом Завете - это «Слово Божье». Бог использовал Слово для творения мира:
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32:6). В первой главе книги Бытие сотворение происходит посредством того, что «Бог сказал», другими словами, Бог творит всё через Своё слово. Бог говорит, и Его Слово становится действием. В Боге полностью совпадает изреченное Слово, которое открывает Божий замысел и исполнение Его в творении. Пророк Исаия говорит, что слово Божие действенно:
«так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).
Слово Божие означает жизнь и присутствие Божие в Его полноте. Оно передает Его волю и Его любовь. Оно возвещает о полноте тайны Божественной любви. На Слово Божье можно посмотреть, как на личность, которая отдельна от Бога и в то же время сама есть Бог. Слово всегда существовало при Боге. В Новом Завете у Евангелиста Иоанна Слово является наименованием Второго Лица Троицы. Поэтому Иоанн пишет:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). И Божье слово однажды стало человеком:
«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
В Ветхом Завете также открывается, что Сын отличен от Отца и имеет также Божественную природу. В Мессианском Псалме показано отцовство и сыновство в Боге:
«Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7). В другом мессианском пророчестве о Христе Отец и Сын названы Богом: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8).
В этом стихе дважды использовано слово «Элохим» как в отношении Отца, так и в отношении Сына. Следующее место Писания свидетельствует о том, что Личность, которая различна с Отцом имеет Божественную природу и рождается от Отца:
«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109:1-3).
Ветхий Завет также свидетельствует о Мессии, который будет иметь и Божественную, и человеческую природу. Михей пророчествует, что должен родиться в Вифлееме Владыка:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Пророк Исаия также предсказывает о рождении уникального Богочеловека:
«Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
Вывод: Ветхий Завет приоткрывает Сына Божьего через различные образы, такие как Ангел Господень, как Божественная Премудрость, как Слово Божье. Еще не звучит от Бога полное откровение о Второй Ипостаси Троицы, но мир уже готовится к принятию воплощения Божьего Сына.
3.3. Указание на Святого Духа и Его отличия от Отца и Сына
Дух Святой в Ветхом Завете обозначается такими часто встречающимися именами, как «Дух Божий», «Дух Господа», «Дух уст Божьих», «Дух Святой». В Писании О Духе Божьем говорится уже в первых стихах Библии:
«Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).
Протоиерей Олег Давыденков пишет:
«в русском переводе слово „носился" не совсем точно передает смысл еврейского текста, и это слово означает не „перемещение в пространстве", но имеет значение „согревать", „оживотворять". Далее он цитирует слова Василия Великого, который говорил, что в этом месте Писания Дух Святой как-бы „насиживал", „оживотворял" первобытные воды, подобно тому, как птица своим теплом согревает и высиживает яйца» [6, 117].
В первых стихах книги Бытие можно видеть упоминание и о Боге, и о Духе Божьем, и о произнесённой Божьем слове:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:1-3).
Тем самым Божественное откровение указывает на соучастие в деле творения всех Лиц Божества: Отца, Сына и Святого Духа. Отличие Духа Божьего от других Лиц Бога очень наглядно видно в следующем тексте:
«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).
На личность Духа Святого указывает и тот факт, что люди могут Его огорчить, ведь невозможно огорчить безличностную силу:
«Они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (Ис. 63:10).
Также безличная сила не может никого никуда послать:
«Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16).
В этом стихе можно видеть существование трех Личностей: Господь, Дух Господа и Тот, кого они посылают. Через полноту откровения в Новом Завете это место Писание указывает на то, как Бог-Отец посылает Своего Сына, и Святой Дух сходит на Сына для совершения спасения человечества.
Бобринский замечает:
«в Ветхом Завете существует связь Слова и Духа, которая раскрывается как предзнаменование троичного богословия» [2, 28].
Он обращает внимание на связь между творческим Словом Божьим и Духом животворящим:
«Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его всё воинство их» (Пс. 32:6).
Протопресвитер Борис Бобринский пишет:
«„в творческом делании Дух не только предшествует Слову Божью, но и сопутствует Ему и обеспечивает Его восприятие" и делает вывод, что в порядке творения запечатлена одновременность действия Слова и Духа. » [2, 36].
Творческий акт Бога Бобринский рассматривает как действие Слова Божьего, Которому предшествует или за Которым следует дыхание, и каждый момент творения выражается словом «и сказал Бог». Бобринский замечает, что между Словом и Дыханием существуют очень тесные отношения - дыхание несёт Слово, и Слово утверждает Дыхание, Дыхание несёт и воплощает Его слова.
Также Бобринский пишет о том, что действие Слова, носимое Дыханием, обнаруживается не только в существовании вселенной, но и в откровениях Бога людям, в которых развивается связь Слова и Духа.
«Параллелизм между Словом и Духом Бобринский замечает и в служении Мессии, Который сможет исполнить волю Божью, и явить на земле правду Божью, потому что Дух Божий почиет на Нём: „Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим (Ис. 61:1)." » [2, 40].
Вывод: Хотя Ветхий Завет много говорит о единстве Бога, в нем все-таки нет недостатка в намеках на множественность Божества, а также на то, что множество является троичным. Ветхий Завет показывает Сына, который отличен от Отца и открывается и как Ангел Господень, и как Божье Слово, как Премудрость Божья.
Ветхий Завет указывает также и на Духа Святого, который отличается от Отца и Сына, и вместе с Ними совершает действия. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В каждом разделе нашего исследования мы делали промежуточные выводы.
Сейчас, подводя итоги данного исследования, мы можем обобщить наши результаты и сделать следующие важные выводы.
1) Бог открывал Своему народу, что Он есть один, и нет никаких других богов. Народ того времени был окружен народами, придерживающимися политеизма, потому первым делом Богу необходимо было установить понимание того, что существует только один Бог.
2) В Ветхом Завете встречаются некоторые слова, указывающие на существующие в Боге множественность. Таинственно прослеживаются намеки на Троицу, которые в свете Нового Завета будут уже очевидны.
3) Ветхий Завет приоткрывает Сына Божьего через различные образы, такие как Ангел Господень, как Божественная Премудрость, как Слово Божье. Еще не звучит от Бога полное откровение о Второй Ипостаси Троицы, но мир уже готовится к принятию воплощения Божьего Сына.
4) Хотя Ветхий Завет много говорит о единстве Бога, в нем все-таки нет недостатка в намеках на множественность Божества, а также на то, что множество является троичным. Ветхий Завет показывает Сына, который отличен от Отца и открывается и как Ангел Господень, и как Божье Слово, как Премудрость Божья.
5) Ветхий Завет указывает также и на Духа Святого, который отличается от Отца и Сына, и вместе с Ними совершает действия.
Итак, мы доказали, что Ветхий Завет полон намеков на троичность Бога и содержит ясное ожидание полного откровения Троицы в Новом Завете.
Список литературы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Неканонические. Синодальный перевод. М.: РБО, 2007. 1326 с.
2. Бобринский Б., прот. Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. 360 с.
3. Веспетал Т. Слово о Боге: Евангельское богословие для восточных христиан. В 5 т. Т. 3. Природа Бога. Пер. с англ. М.: МТИ, Н. Новгород: Агапе, 2016. 616 с.
4. Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение. Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Мирт, 2013. 1453 с.
5. Груздев Д.В., Колосов С.Л., Володченков М.И., Кавинский В.В. Награда за служение Господу // Проблемы науки. 2022. № 5 (73). С. 50-55. (Б01: 10.24411/2413-2101-2022-10503).
6. Давыденков О. Догматическое богословие: учебн. Изд. испр. и доп. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021. 456 с.
7. Комментарии Далласской семинарии [Электронный ресурс] Режим доступа: Шр8://ЫЫе.ЬуМа11а8/20/8/ (дата обращения: 05.02.2023).
8. Корещук И. Святая Божья Троица: христианский миф или библейская истина? К.: «Джерело житя», 2014. 160 с.
9. Курт Ф. Бог Троичной любви. Пер. с нем. Верещагина Е.М.: Христианская Россия, 2010. 319 с.
10.Эриксон М. Христианское богословие. Пер. с англ. Скороходов Б.А. СПб.: «Библия для всех», 1999. 1088 с.