Научная статья на тему 'Формирование дизайна интерьера в контексте развития современных научных направлений: концептуальные подходы'

Формирование дизайна интерьера в контексте развития современных научных направлений: концептуальные подходы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
394
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / CONCEPTUAL APPROACHES / INTERIOR DESIGN / FORMING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Котляревская Н.В.

В статье рассматриваются наиболее распространенные подходы, используемые дизайнерами в создании современного интерьера в рамках исследования формирования внутренней среды зрелищных сооружений ХХI века. Проанализированы концептуальные подходы и методы формообразования в контексте развития новейших технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERIOR DESIGN IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENTIFIC DIRECTIONS: CONCEPTUAL APPROACHES

The article discusses the most common approaches used by designers in creating a modern interior in the study of the formation of the internal environment of spectacular buildings of the XXI century. The conceptual approaches and methods of forming in the context of the development of new technologies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование дизайна интерьера в контексте развития современных научных направлений: концептуальные подходы»

№ 3 (74), 2019

жизнь регионов ^

4. Lyakh V.I. Regional culture: reflections on the theoretical-information paradigm of research // Art studies and information theory. Moscow, 2008.

5. Petrov V.M. Information paradigm in human sciences // Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2007. V. 4. № 1. P. 95-110.

6. Maslov S.Yu. Asymmetry of cognitive mechanisms and its consequences // Semiotika i informatika. Moscow, 1983. Iss. 20. P. 3-34.

УДК 72:747

Н.В. КОТЛЯРЕВСКАЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Котляревская Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), kotlarevskaya@ mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее распространенные подходы, используемые дизайнерами в создании современного интерьера в рамках исследования формирования внутренней среды зрелищных сооружений XXI века. Проанализированы концептуальные подходы и методы формообразования в контексте развития новейших технологий.

Ключевые слова: концептуальные подходы, дизайн интерьера, формообразование. UDC 72:747

N.V. KOTLYAREVSKAYA

FORMATION OF INTERIOR DESIGN IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENTIFIC DIRECTIONS: CONCEPTUAL APPROACHES

Kotlyarevskaya Natalia Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of design of the Crimean university of culture, arts and tourism (39, Kievskaya st., Simferopol), kotlarevskaya@mail.ru

Abstract. The article discusses the most common approaches used by designers in creating a modern interior in the study of the formation of the internal environment of spectacular buildings of the XXI century. The conceptual approaches and methods of forming in the context of the development of new technologies are analyzed.

Keywords, conceptual approaches, interior design, forming.

Тенденции компьютеризации жизни современного общества открыли свободный доступ через интернет-ресурсы к разнообразным культурно-досуговым мероприятиям, таким как кинофильм, театр, цирк, видеоконцерт, формируя проблему культурного застоя потребителя. В соответствии с данной проблемой появляются новые критерии и требования к обустройству зрелищных объектов и их интерьеров, которые должны привлекать потребителя, обеспечивая освоение нового культурного опыта. В своих исследованиях М. Пахтер предупреждает об изменениях в содержании и деятельности культурных институтов [1, c. 40]. В контексте развития новейших технологий существует необходимость анализа современных концепций и подходов к дизайну интерьеров концертных залов, театров, кинотеатров и других досугово-развлекательных учреждений.

Цель статьи - выявить основные концептуальные подходы к формированию современных интерьеров зрелищных зданий.

Анализ теоретического материала по данной проблематике позволил сделать вывод об отсутствии фундаментальных исследований в этой области. Однако систематизация проектных принципов, освещенных в работах современных теоретиков и практиков, позволяет вычленить основные подходы к проектированию современных интерьеров зрелищных зданий.

В трудах таких ученых, как М.В. Панкина, С.В. Захарова [2], А.В. Уваров [3], Ю.С. Лебедев [4], освещаются проблемы проектирования современного интерьера и раскрываются особенности проектно-художественной практики в современный период.

Тема разнопланового сюжета в интерьере, тематического интерьера, продиктованного маркетингом, применяется современными дизайнерами для привлечения интереса зрителей к посещению зрелищных сооружений. Исследователи Г.Г. Курьерова [5], А.В. Рябушкин и В.Д. Хайт [6] эту проблему рассматривают как комплекс коммуникативных, эмблематических и семантических функций.

Универсальным с точки зрения некоторых авторов методологическим каркасом для сравнительного исследования различных объектов интерьеров и их систематизации является синергетический подход. Данный подход охватывает общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации и саморазвития в природных и социальных системах. Синергетический подход в архитектуре и дизайне интерьера анализируется в работах В.Г. Буданова [7], Е.Ю. Витюк [8], Л.М. Дмитриевой [9], С. Жуйкова [10], Г. Ха-кена [11], С.П. Капицы, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого [12], Д.С. Чернавского [13]. Особое место в исследовании современных тенденций формообразования в архитектуре занимает научный труд И.А. Добрицыной «От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки», автор исследует сложный поворот архитектурного мышления, произошедший в последней трети ХХ века [14].

Благодаря современным компьютерным технологиям, новым материалам и практически безграничным технологическим возможностям произошло развитие и внедрение нелинейного формообразования в архитектурных и дизайн-проектах. Принципы нелинейного формообразования нашли свое отражение в проектах выдающихся европейских архитекторов, таких как Норман Фостер, Сантьяго Калатрава, Филипп Старки др.

Техногенные направления в современном дизайне и архитектуре с акцентом на использование стиля хай-тек рассматривает Т.И. Возвышева, выдвигая идею профессионального освоения передовых научно-технических достижений главным ориентиром [15].

Анализ визуального ряда интерьеров зрелищных сооружений начала ХХ1 века таких, как концертный зал Роберто Канторала (Мексика), культурный центр в Бомон-Аг (Франция), культурный центр, объединяющий в себе Национальную библиотеку и Национальную оперу (Греция), позволил сделать вывод о стремлении проектировщиков к единому композиционному решению внутреннего и внешнего пространства, созданию целостной предметно-пространственной среды. Для современного человека проблемы комфортности предметно-пространственной среды становятся особенно острыми, поэтому обращение к природным формам и природным ландшафтам являются естественным для проектировщиков, а одним из новых подходов в создании современного интерьера становится эко-дизайн. Задача эко-дизайна состоит в том, чтобы насытить интерьер природными элементами на символическом и знаковом уровнях [3, с. 41]. Таким образом, принципом организации внутреннего пространства современных зрелищных сооружений является взаимосвязь тектоники, топологии и органичности, нередко с отражением региональных особенностей.

При внедрении новых технологий в практику проектирования интерьера концептуальным содержанием наполняются виртуальные образы. Так, например, совместное использование голографических, проекционных и цифровых технологий позволяет создать видимость трехмерного объекта, не существующего в реальности. Современное кибер-пространство полностью изменило содержательную интерпретацию зрелищного мероприятия, переводя его в плоскость интерактивного соучастия зрителя в творческом

№ 3 (74), 2019

жизнь регионов

процессе. А компьютерное моделирование помогает создать оригинальное культурное пространство, что в свою очередь способствует появлению новых методов проектирования, ориентированных на виртуальность, дискретность, интерактивность и мультиме-дийность. К таким методам относятся топологические методы параметрического моделирования и морфинг, основанные на использовании вычислительной техники и специального программного обеспечения. Комплексное исследование данных методов применимо к интерьерам зрелищных сооружений.

Топологические методы проектирования позволяют создавать яркую образную среду, объединяющую нелинейную био-, зоо-, киберморфную эстетику, высокие технологии и новейшие строительные материалы [16]. Метод параметрического моделирования применяется при изменении и уточнении параметров формы объектов, влияющих на внутреннее устройство помещений. Современная интерпретация метода морфинга используется для вариативного разнообразия форм и трансформаций в интерьере и способствует изменению физических параметров зрелищного объекта.

Таким образом, можно сделать выводы о существовании основных принципов проектирования интерьеров зрелищных зданий, которые удовлетворяют современным представлениям о зрелищном мероприятии:

1. Принцип конгруэнтности (согласованности элементов внутри системы) внешнего и внутреннего пространства зрелищных зданий.

2. Принцип экологичности, дополненный понятиями экономии и сохранности природных ресурсов, полезности, долговечности и комфорта.

3. Принцип изоморфизма, предполагающий отношение сходства, но не тождества в проектировании, основанном на моделировании дизайн-объектов по аналогии с природными формами.

4. Принцип фрактальности, реализуемый в применении повторяющихся разномасштабных самоподобных форм в интерьере.

5. Принцип адаптивности интерьера зрелищных зданий, направленный на открытость к изменению структуры дизайн-объекта для реализации изменяющихся потребностей человека и совершенствование организации взаимодействий с внешней средой.

6. Принцип трансформативности, который позволяет визуально изменять световые и цветовые характеристики интерьера, создавать качественно новое восприятие пространства.

7. Принцип интерактивности выражается в информационном взаимодействии человека с окружающим пространством и предполагает активное участие человека в формировании этого пространства.

8. Принцип мобильности, связанный с вариабельностью дизайн-пространства и его многофункциональностью.

Все эти принципы могут быть использованы при проектировании интерьеров зрелищных зданий, а ультрасовременные материалы и технические средства, а также инновационные методы компьютерного моделирования позволят воплотить в жизнь самые смелые идеи и новые образы.

Литература

1. Пахтер М. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. М., 2003.

2. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн как интегрирующее содержание профессиональной подготовки дизайнеров и специалистов в области экологического образования. URL: http://www.rae.ru/fs/452-r29995/

3. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010. 18 с.

4. Лебедев Ю.С. Бионика и город будущего // Город и время. М., 1973.

5. Курьерова Г.Г. Новая модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века. М., 1993. 152 с.

6. Рябушкин А.В., Хайт В.Л. Архитекторы рубежа тысячелетий. М., 2005.

7. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2009.

8. Витюк Е.Ю. Синергетический подход к решению архитектурных задач: авто-реф. дис. ... канд. архитектуры. Нижний Новгород, 2009. 16 с.

9. Дмитриева Л.М. Исследование дизайна в контексте общих закономерностей синергетики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-dizayna-v-kontekste-obschih-zakonomernostey-sinergetiki

10. Жуйков С. Синергетический подход к изучению архитектурного процесса. URL: http: //www.taby2 7. ru

11. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

12. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

13. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М., 2004.

14. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М., 2004.

15. Возвышева Т.И. Архитектура хай-тек: генезис, современное состояние: авто-реф. дис. ... канд. архитектуры: М., 1989. 18 с.

16. Бурлаков К.В. Особенности топологического формообразования в архитектуре рубежа ХХ-ХХ1 веков: дис. ... канд. архитектуры. Самара, 2011. 133 с.

References

1. Pakhter M. Kultura na pereputye. Kultura i kulturnye instituty v XXI veke [Culture at a crossroads. Culture and cultural institutions in the 21st century]. Moscow, 2003.

2. Pankina M.V., Zakharova S.V Ekologicheskiy dizayn kak integriruyushchee soderzhanie professionalnoy podgotovki dizaynerov i spetsialistov v oblasti ekologicheskogo obrazovaniya [Ecological design as an integrating content of professional training of designers and specialists in the field of ecological education]. URL: http://www.rae.ru/fs/452-r29995/

3. Uvarov A.V. Ecological design: research experience of artistic design processes: abstract dis. ... cand. of history of art. Moscow, 2010. 18 p.

4. Lebedev Yu.S. Bionics and the city of the future // City and time. Moscow, 1973.

5. Kuryerova G.G. Novaya model dizayna. Proektno-poiskovye kontseptsii vtoroy potoviny XX veka [New design model. Design and search concepts of the second half of the 20th century]. Moscow, 1993. 152 p.

6. Ryabushkin A.V., Khayt V.L. Arhitektory rubezha tysyacheletiy [Architects of the turn of the millennium]. Moscow, 2005.

7. Budanov VG. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoy nauke i obrazovanii [Synergetics methodology in post-non-classical science and education]. Moscow, 2009.

8. Vityuk E.Yu. Synergetic approach to solving architectural problems: abstract dis. ... cand. of architecture. Nizhniy Novgorod, 2009. 16 p.

9. Dmitrieva L.M. Issledovanie dizayna v kontekste obshchih zakonomernostey sinergetiki [Study of design in the context of the general laws of synergetics]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-dizayna-v-kontekste-obschih-zakonomernostey-sinergetiki

10. Zhuykov S. Sinergeticheskiy podhod k izucheniyu arhitekturnogo protsessa [Synergetic approach to the study of the architectural process]. URL: http://www.taby27.ru

11. Haken H. Sinergetika. Ierarhii neustoychivostey v samoorganizuyushchihsya sistemah i ustroystvah [Synergetics. Hierarchies of instabilities in self-organizing systems and devices]. Moscow, 1985.

12. Kapitsa S.P., Kurdyumov S.P., Malinetskiy G.G. Sinergetika i prognozy budushchego [Synergetics and forecasts for the future]. Moscow, 1997.

№ 3 (74), 2019

"Культурная жизнь регионов" ^

13. Chernavskiy D.S. Sinergetika i informatsiya (dinamicheskaya teoriya informatsii) [Synergetics and information (dynamic information theory)]. Moscow, 2004.

14. Dobritsyna I.A. Ot postmodernizma - k nelineynoy arhitekture: Arhitektura v kontekste sovremennoy filosofii i nauki [From postmodernism - to non-linear architecture: Architecture in the context of modern philosophy and science]. Moscow, 2004.

15. Vozvysheva T.I. High-tech architecture: genesis, current state: abstract dis. ... cand. of architecture. Moscow, 1989. 18 p.

16. Burlakov K.V. Features of topological forming in architecture of the turn of the XX-XXI centuries: abstract dis. ... cand. of architecture. Samara, 2011. 133 p.

УДК 008:379.85+351.85+008(091)

О.В. СЕМЕНОВА, А.А. РЕЗВАНОВ

ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х гг. XX в: ДИРЕКТИВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ1

Семенова Ольга Валерьевна, кандидат философских наук, научный сотрудник лаборатории истории и этнографии Федерального исследовательского центра Южного научного центра Российской академии наук (Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41), Oliko_sov@mail.ru

Резванов Александр Анатольевич, доктор социологических наук, директор Ростовского-на-Дону филиала Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (Ростов-на-Дону, ул. Московская, 43а), arezvanov@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрен процесс становления туризма в Ростовской области. Впервые анализируются архивные документы государственной и исполнительной власти, оказавшие влияние на формирование туристических маршрутов для иностранцев в Донском крае. Показаны особенности влияния советской идеологии на сферу развития туризма. Представлены объекты показа - промышленные и сельскохозяйственные предприятия, - демонстрация которых была предпочтительнее объектов историко-культурного значения.

Ключевые слова: туристические маршруты, иностранные туристы, объекты туристического показа Донского края, Ростовская область, архивные документы, ВООПИиК.

UDC 008:379.85+351.85+008(091) O.V. SEMENOVA, A.A. REZVANOV

TOURIST ROUTES OF THE ROSTOV REGION FOR FOREIGNERS IN THE SECOND HALF OF THE 60s XX CENTURY: DIRECTIVES AND RECOMMENDATIONS

Semenova Olga Valeryevna, candidate of pfilosopfical sciences, researcher at the laboratory of history and ethnography of the Federal research center of the Southern scientific center of the Russian academy of sciences (41, Chekhova ave., Rostov-on-Don), Oliko_sov@mail.ru

Rezvanov Aleksandr Anatolyevich, PhD (sociology), director of the Rostov-on-Don branch of the All-Russian state institute of cinematography n.a. S.A. Gerasimov (43a, Moskovskaya st., Rostov-on-Don), arezvanov@gmail.com

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ЮНЦ РАН на 2019 г. «Историко-культурное наследие народов Юга России: между традицией и модернизацией» (№ госрегистрации АААА-А19-119011190182-8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.