Научная статья на тему 'Формирование дисциплин вариативной части образовательных стандартов: подход на основе метода суммы мест и оптимизационной задачи о назначениях с учетом приоритетной востребованности компетенций выпускников работодателями региона'

Формирование дисциплин вариативной части образовательных стандартов: подход на основе метода суммы мест и оптимизационной задачи о назначениях с учетом приоритетной востребованности компетенций выпускников работодателями региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД СУММЫ МЕСТ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ / МЕДИАНА / ВЫПУСКНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ РЕГИОНА / PROFILE VALUE / COMPETENCE / METHOD OF THE SUM OF PLACES / OPTIMIZATION / ASSIGNMENT PROBLEM / MEDIAN / GRADUATES / EMPLOYERS OF REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептунов Максим Валерьевич

Рассматривается подход к формированию дисциплин вариативной части, а также программ дисциплин федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Поскольку каждая дидактическая единица дисциплины способна в наибольшей степени развить какую-либо из регламентируемых Стандартом компетенций, а работодателями региона затребованы преимущественно как раз компетенции выпускников, предложено в качестве более полного критерия, точного и строгого обоснования рационального количества академических часов для тем и разделов применять оптимизационную задачу о назначениях совместно с методом суммы мест при использовании структурных средних мнений экспертов. Учитывается возможный важный случай, когда полученных, например венгерским методом, оптимальных назначений более одного. Как показано, для большей определенности в такой ситуации в качестве вспомогательного показателя возможно задействовать индекс Херфиндаля. Данный подход направлен, в том числе, на увеличение шансов успешного трудоустройства выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования в регионе проживания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шептунов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DISCIPLINES IN THE VARIABLE PART OF EDUCATIONAL STANDARDS

The approach to formation of disciplines of the variable part, and of the programs of the disciplines of the Federal State Educational Standards (FSES) is considered. As every didactic unit of discipline is capable to develop any of regulated by the Standard competences, and by the employers of region mainly the competences of the graduates are demanded, it is offered to use such a criterion as an exact and strict substantiation of rational quantity of academic hours for themes and sections. It will help to apply optimization assignment problem together with a method of the sum of places at use of structural average of opinions of the experts. The possible important case, when the quantity of received, for example, by Hungarian method, of optimum assignments, more than one is taken into account. As shown, for the greater definiteness in such situation as an auxiliary parameter it is possible to involve the Herfindahl index. The approach is directed to increasing the chances of successful employment of the graduates of the higher and secondary special educational institutions in region of residing and training.

Текст научной работы на тему «Формирование дисциплин вариативной части образовательных стандартов: подход на основе метода суммы мест и оптимизационной задачи о назначениях с учетом приоритетной востребованности компетенций выпускников работодателями региона»

Мы полагаем, что привлекать студентов к исследовательской работе необходимо с начального этапа обучения в вузе (1-11 курсы): занятия японским языком позволяют включить студента в творческую продуктивную деятельность с помощью таких упражнений, как краткое изложение содержания на японском языке, резюмирование, аннотация иноязычных текстов, составление презентаций на японском языке, подготовка сообщений по проблемному вопросу на изучаемом языке и т. д. Так же эффективным средством подготовки к учебно-исследовательской деятельности студентов будут различные исследования во время практик, детерминированных образовательными программами (!НУ курсы обучения) и учебно-научные работы, в особенности курсовые и выпускная квалификационная работы.

Мы уверены, что такой способ формирования учебно-исследовательской компетенции студентов, как спецкурс, содержание которого центрировано на подготовке студентов к учебно-исследовательской деятельности, крайне необходим для тех направлений вуза, в учебных планах подготовки которых подобного рода дисциплина не предусмотрена.

Безюлева Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. - 2005. - № 12. - С. 25-30.

Болонский процесс: результаты обучения и компе-тентностный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. В. И. Байденко. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — С. 213-217.

Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. — 1999. — № 10. — С. 158-161. Осипова С. И. Развитие исследовательской компетенции одаренных детей [Электронный ресурс]. — URL: http. fkgpu.ru/conf/17.doc.

Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. — М.: Ось-89, 2006. — 480 с.

Середенко П. В. Формирование исследовательских компетенций у выпускников педвузов: моногр. — Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2013. — 164 с. Старченко Е. В. Результаты диагностики уровня сформи-рованности профессиональных компетенций студентов, изучающих иностранный язык на уровне профессионального общения в вузе // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 2. — С. 115-119. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (Квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975). — URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm68-1.pdf. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0501 00 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 22.12.2009 № 788) (изм. от 31.05.2011). — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/ 20111207163943.pdf.

УДК/UDC 378:377

М. В. Шептунов M. Sheptunov

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСцИПЛИН ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ПОДХОД НА ОСНОВЕ МЕТОДА СУММЫ МЕСТ

и оптимизационной задачи о назначениях

С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ КОМПЕТЕНцИЙ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ РЕГИОНА

FORMATION OF DISCIPLINES IN THE VARIABLE PART OF EDUCATIONAL STANDARDS

Рассматривается подход к формированию дисциплин вариативной части, а также программ дисциплин федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Поскольку каждая дидактическая единица дисциплины способна в наибольшей степени

развить какую-либо из регламентируемых Стандартом компетенций, а работодателями региона затребованы преимущественно как раз компетенции выпускников, предложено в качестве более полного критерия, точного и строгого обоснования рационального количе-

ства академических часов для тем и разделов применять оптимизационную задачу о назначениях совместно с методом суммы мест при использовании структурных средних мнений экспертов. Учитывается возможный важный случай, когда полученных, например венгерским методом, оптимальных назначений более одного. Как показано, для большей определенности в такой ситуации в качестве вспомогательного показателя возможно задействовать индекс Херфиндаля. Данный подход направлен, в том числе, на увеличение шансов успешного трудоустройства выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования в регионе проживания и обучения.

The approach to formation of disciplines of the variable part, and of the programs of the disciplines of the Federal State Educational Standards (FSES) is considered. As every didactic unit of discipline is capable to develop any of regulated by the Standard competences, and by the employers of region mainly the competences of the graduates are demanded, it is offered to use such a criterion as an exact and strict substantiation of rational quantity of academic hours for themes and sections. It will help to apply optimization assignment problem together with a method of the sum of places at use of structural average of opinions of the experts. The possible important case, when the quantity of received, for example, by Hungarian method, of optimum assignments, more than one is taken into account. As shown, for the greater definiteness in such situation as an auxiliary parameter it is possible to involve the Herfindahl index. The approach is directed to increasing the chances of successful employment of the graduates of the higher and secondary special educational institutions in region of residing and training.

Ключевые слова: профильная ценность, компетенции, метод суммы мест, оптимизация, задача о назначениях, медиана, выпускники, работодатели региона.

Keywords: profile value, competence, method of the sum of places, optimization, assignment problem, median, graduates, employers of region.

Являясь одним из ключевых аспектов оптимальной народнохозяйственной эффективности, обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов и профессиональных образовательных организаций, в том числе экономического профиля, в современных условиях

является весьма актуальной задачей обучения и научно-практической деятельности. Ее решение возможно на математической основе, связано непосредственно с повышением качества подготовки студентов и в существенной степени зависит от рационального распределения академических часов на изучение студентами дидактических единиц преподаваемых дисциплин.

Цель данной статьи состоит в создании подхода к формированию дисциплин вариативной части и программ дисциплин ФГОС как высшего, так и среднего профессионального образования на основе метода суммы мест и оптимизационной задачи о назначениях с учетом приоритетной востребованности компетенций выпускников работодателями региона — при используемых структурных средних экспертных оценок представителей научно-педагогического сообщества и потенциальных работодателей региона.

В ряде публикаций [2; 5; и др.] авторы делают попытки осветить формирование компетенций выпускников в той или иной их конкретной профессиональной сфере; в других работах [3; 4; и др.] стремятся рассмотреть и использовать комплексный подход для задач ква-лиметрии образования. Однако упомянутые статьи, преследуя поставленные в них важные цели, все же не содержат ответов на такие существенные вопросы, как рациональное распределение академических часов по дидактическим единицам вновь создаваемых либо модернизируемых дисциплин, не предполагают для этого единого — пригодного для сильно различающихся курсов и направлений подготовки — подхода, учитывающего востребованность компетенций выпускников потенциальными работодателями региона.

Научная новизна данной статьи заключается в следующем:

— в качестве более полного критерия, точного и строгого обоснования рационального количества академических часов для дидактических единиц дисциплин предложено применять оптимизационную задачу о назначениях совместно с методом суммы мест при использовании структурных средних мнений экспертов, учитывающую в рассматриваемой трактовке востребованность компетенций выпускников потенциальными работодателями региона;

— когда полученных оптимальных назначений более одного, показаны для большей определенности возможность и смысл использования индекса Херфиндаля в качестве вспомогательного показателя для принятия

решения о рациональном распределении академических часов при наполнении дисциплин дидактическими единицами.

Практическая значимость данной статьи заключается:

— в принципиальной возможности более обоснованного и рационального распределения академических часов формируемой дисциплины по дидактическим единицам на основе структурных средних оценок экспертов, включая потенциальных работодателей выпускников, с учетом востребованности в регионе регламентируемых ФГОС и развиваемых компетенций при изучении соответствующих дисциплин;

— в повышении, как следствие, качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности.

Актуальны проблемы модернизации преподавания различных дисциплин практически в любых вузах (особенно экономических) на уровне как бакалавриата, так и магистратуры, а также профессиональных образовательных организациях региона с ориентацией на современные рыночные условия в целях повышения конкурентоспособности выпускника. В то же время важно, чтобы тот или иной подход при модернизации, модификации, как и при первичном формировании рабочей программы дисциплины (общенаучной или специальной), был заранее продуман и, по возможности, количественно четко обоснован.

Определенную роль в этом вопросе способен сыграть вводимый коэффициент профильной ценности /-го тематического блока (/-й дидактической единицы) дисциплины для выпускника-экономиста (или иного направления).

Для упомянутого показателя введем индикатор в/у события А, состоящего в пересечении интересующего /-го тематического блока (дидактической единицы) рассматриваемой дисциплины с у-й спецдисциплиной выпускающей (как вариант — экономической) кафедры, причем при указанном пересечении вуу принимает значение 1 и 0 — в противоположном случае.

Введем далее индикатор Ь/д события В, состоящего в пересечении интересующего /-го тематического блока (дидактической единицы) рассматриваемой дисциплины с д-й выпускающей кафедрой, причем при указанном пересечении Ьд принимает значение 1 и 0 — в противоположном случае.

Введем также индикатор 1/дп события Т, состоящего в пересечении интересующего /-го тематического блока рассматриваемой

дисциплины с п-й тематикой выпускной квалификационной работы (ВКР) д-й выпускающей кафедры, причем при указанном пересечении 11дп принимает значение 1 и 0 — в противоположном случае.

В итоге сформирован упомянутый ранее коэффициент профильной ценности /-го тематического блока (дидактической единицы) дисциплины для выпускника соответствующего профиля:

^ к Кпщ = ( X а ) ■ ( Х К' Сч) , (1)

4 ]=1 К 4=1 ]

р

где = X — суммарное количество

п = 1

тематик ВКР д-й выпускающей (как вариант — экономической) кафедры, с которыми имеет место пересечение /-го тематического блока рассматриваемой дисциплины,

в, к, р — количество спецдисциплин, количество выпускающих (как вариант — экономических) кафедр экономического вуза, количество тематик ВКР д-й выпускающей кафедры (при пересечении для соответствующего случая /-го тематического блока рассматриваемой дисциплины);

смысл остальных обозначений соответствует ранее указанному.

Итак, используем совокупность характеристик, подразумевающих применение компетенций наряду с введенным коэффициентом профильной ценности конкретной дидактической единицы формируемой (модернизируемой) дисциплины. При этом будем действовать на базе известного метода суммы мест, обычно фигурирующего в решении вопросов рейтинговой оценки финансового состояния предприятия. Данный метод, позволяя ранжировать несколько показателей [6], прост и оперативен в применении и, как будет видно далее, весьма подходит для стоящей перед нами научно-практической задачи. При известном ограничении на общее количество аудиторных (и/или внеаудиторных) академических часов она вполне решаема — дидактические единицы интересующей дисциплины ранжируются на основе выставленных экспертами баллов, для них распределяются академические часы в порядке значимости дидактических единиц для выпускника при соблюдении следующих условий:

— выбраны показатели для сравнения (дидактические единицы формируемой либо мо-

дернизируемой программы дисциплины и введенный коэффициент профильной ценности Ьй дидактической единицы);

— подобраны (с учетом рабочих учебных планов (РУП) для интересующих направлений подготовки и дисциплины) соответствующие компетенции из ФГОС и применен коэффициент профильной ценности конкретной дидактической единицы;

— получены структурные средние значения количественных оценок мнений экспертов (медиана либо мода) — как представителей научно-педагогического сообщества, так и потенциальных работодателей региона (о том, в какой степени каждая дидактическая единица дисциплины развивает каждую из регламентируемых компетенций);

— проведена процедура рейтингования так, как это обычно делается в методе суммы мест;

— задействована оптимизационная задача о назначениях таким образом, чтобы вновь полученные структурные средние количественные оценки (медиана либо мода) мнений экспертов (потенциальных работодателей региона совместно с представителями научно-педагогического сообщества) оказались расставлены в матрице на пересечении дидактических единиц дисциплины с теми из компетенций, которые востребованы при трудоустройстве выпускников в данном регионе, и каждая из этих единиц, по мнению экспертов, развивает в наибольшей степени;

— решена задача о назначениях (например, венгерским методом);

— при полученных двух либо более оптимальных назначениях использован в качестве вспомогательного показателя для выбора одного из них индекс Херфиндаля (Герфиндаля).

Важно отметить, что существует целый ряд задач, постановка которых укладывается в рамки оптимизационной задачи о назначениях. Задача заключается в выборе такого распределения ресурсов по объектам, при котором минимизируется стоимость назначений. Предполагается, что каждый ресурс назначается ровно один раз и каждому объекту приписывается ровно один ресурс. Например, принципиально важные постановки оптимизационной задачи о назначениях: распределение работ между исполнителями для максимизации суммарной производительности (эффективности), распределение целей между огневыми средствами для максимизации математического ожидания числа пораженных целей, распреде-

ление грантовых исследовательских проектов по научным руководителям для минимизации общего времени выполнения, распределение задач обработки данных по компонентам вычислительной сети для максимизации ее эффективности и другие. Рассматриваемая нами научно-практическая задача образовательной сферы не является исключением и также успешно может решаться на основе задачи о назначениях.

Характерной ее особенностью является равенство количества работ и назначаемых на них исполнителей (либо, наоборот, равенство количества исполнителей и назначаемых им работ). Еще одной важной характерной особенностью задачи является то, что оптимальное назначение может оказаться не единственным.

Рассмотрим пример применения предлагаемого подхода в случае формирования дисциплины «Специальные разделы дискретной математики» направления подготовки бакалавриата 080500 «Бизнес-информатика», когда получено более одного оптимального назначения.

Пример. Имеется всего 36 академических часов, отведенных на дисциплину по выбору студента «Специальные разделы дискретной математики», причем:

— в соответствии с ФГОС для направления подготовки 080500 «Бизнес-информатика» [1] данная дисциплина способна сформировать у студентов следующие четыре компетенции: ОК-1 «Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения», ОК-12 «Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации», ПК-19 «Способность использовать основные методы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования», ПК-20 «Способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования»;

— дисциплина включает 4 дидактические единицы (темы, раздела): «Элементы целочисленного программирования» (дидактическая единица 1), «Логико-математический подход к описанию бизнес-процессов» (дидактическая единица 2), «Муравьиные и генетические алго-

ритмы для решения теоретико-графовых задач дискретной оптимизации» (дидактическая единица 3), «Дискретные марковские цепи и возможности их применения для анализа бизнес-процессов» (дидактическая единица 4).

Далее студентам направления «Бизнес-информатика», изучающим рассматриваемую дисциплину, предлагается пройти нижеследующие спецдисциплины по ряду кафедр экономического вуза, нацеленные на выполнение на выпускных квалификационных работ (ВКР) различных профильных тематик:

1) «Системный анализ деятельности предприятий» и «Имитационное моделирование». Выпускающая кафедра «Системный анализ и моделирование экономических процессов». ВКР: тематика 1-4;

2) «Информационная безопасность». Выпускающая кафедра; «Информационная безопасность». ВКР: тематика 1-6;

3) «Информационные технологии разработки корпоративного портала». Выпускающая кафедра «Прикладная информатика». ВКР: тематика 1-3;

4) «Технологии моделирования сложных систем», «Информационные технологии бизнес-анализа», «Основы управления информационными технологиями», «Управление контентом организации», «Модели бизнеса на цифровых рынках». Выпускающая кафедра

«Бизнес-информатика». ВКР: тематика 1-5.

При соответствующих пересечениях дидактической единицы 1 («Элементы целочисленного программирования») дисциплины «Специальные разделы дискретной математики» коэффициент профильной ценности рассчитывается согласно формуле (1):

Кщ1 = (2+1+1+5)-(1-4+1-6+1-3+1-5) = 162

Для удобства данный коэффициент имеет смысл переводить в доли от единицы: например, полученное большое значение коэффициента (в баллах) разделить на 100 или, наоборот, 100 разделить на полученное большое значение коэффициента (в баллах). Используемый нами в дальнейшем метод суммы мест будет работать как в том, так и в другом случае.

Для имеющихся значений в первом из двух упомянутых вариантов соответственно для тематического блока (дидактической единицы) 1 «Элементы целочисленного программирова-

^ 162 , ния» получим: Кпц11 = ~ 1,62 ; действуя

для трех остальных коэффициентов аналогичным образом, сведем полученные значения

Kmil в таблицу 1.

Таблица 1

Медианы оценок экспертов (по 100-балльной шкале) и Кпц1\,

Компетенции, иные показатели Дидактические единицы (тематические блоки)

Раздел (тема) 1 Раздел (тема) 2 Раздел (тема) 3 Раздел (тема) 4

ОК-1 93 83 87 90

ОК-12 81 95 84 84

ПК-19 78 54 96 66

ПК-20 85 72 78 89

1,62 1,28 1,34 1,46

На данном этапе нами получены и сведены все данные, требуемые для рейтингования дидактических единиц дисциплины. Применяя метод суммы мест [6], получим цифры, представленные в таблице 2, из которой преподавателю данной дисциплины реально сделать вывод о том, что больше всего часов из общего их количества (36) следует выделить на дидактическую единицу 1 «Элементы

целочисленного программирования», меньшее количество часов — на дидактическую единицу 4 «Дискретные марковские цепи и возможности их применения для анализа бизнес-процессов», еще меньшее — на дидактическую единицу 3 «Муравьиные и генетические алгоритмы для решения теоретико-графовых задач дискретной оптимизации», наименьшее количество часов — на дидак-

тическую единицу 2 «Логико-математический подход к описанию бизнес-процессов», поскольку 10<11<12<17 (см. нижнюю строку табл. 2.). Иначе говоря, должно быть выполнено неравенство:

ЧДЕ> > ЧДЕ4 > ЧДЕ3 > ЧДЕ2 , (2)

где ЧДЕ/ — часы /-й дидактической единицы (г = 1,4 для данного случая).

Поскольку далеко не последнюю, а скорее даже приоритетную, роль играют при трудоустройстве выпускников требуемые потенциальными работодателями региона компетенции, представляется целесообразным и вполне возможным делать дальнейший упор именно на них. Оптимизируем задачу о назначениях, проведя второй опрос экспертов (также по 100-балльной шкале с использованием медианы либо моды). Расположим вновь полученные структурные средние значения количественных оценок мнений экспертов (потенциальных работодателей региона совместно с представителями научно-педагогического сообщества) так, чтобы они оказались расставлены в матрице на пересечении соответственно дидактических единиц дисциплины

Исходя из собственного опыта и квалификации, формирующий данную дисциплину преподаватель с учетом сделанного вывода оказался перед выбором из четырех возможных вариантов распределения конкретных (академических) часов по соответствующим неравенству (2) дидактическим единицам:

1-й вариант: 14+11+6+5=36 часов,

2-й вариант: 12+10+8+6=36 часов,

3-й вариант: 16+10+6+4=36 часов,

4-й вариант: 15+9+7+5=36 часов.

Таблица 2

с теми из компетенций, которые востребованы при трудоустройстве выпускников в данном регионе и которые каждая из этих единиц развивает в наибольшей степени.

Считаем, что по строкам матрицы расположены дидактические единицы дисциплины (с 1-й по 4-ю, сверху вниз), а по столбцам — компетенции (в порядке перечисления их слева направо в нижней строке таблицы 3; один ресурс, как это обычно используется в задаче о назначениях, направляется на один объект либо, наоборот, один объект — на один ресурс), а востребованность тех или иных компетенций выпускников работодателями региона присуща определенным видам расположенных в нем и преобладающих разновидностей организаций, предприятий,указанных в таблице 3.

Таблица 3

Преобладание в регионе организаций, предприятий и наиболее востребованная

ими компетенция (на условном примере)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупные фирмы-монополисты, конкуренция слабая либо очень слабая (индекс Херфиндаля 2000-10000) Средние предприятия, конкуренция умеренная (индекс Херфиндаля 1000-2000) Малые предприятия, конкуренция сильная (индекс Херфиндаля 100-1000) ПБОЮЛ, конкуренция очень сильная (индекс Херфиндаля 0-100)

ОК-12 ПК-19 ПК-20 ОК-1

Медианы оценок экспертов (по 100-балльной шкале) и Кпц1\/

Компетенции, Дидактические единицы (тематические блоки)

иные показатели Раздел (тема) 1 Раздел (тема) 2 Раздел (тема) 3 Раздел (тема) 4

ОК-1 1 4 3 2

ОК-12 4 1 2 3

ПК-19 2 4 1 3

ПК-20 2 4 3 1

к 1 4 3 2

I 10 17 12 11

Приходим к матрице стоимостей (по 100-балльной шкале значений оценок экспертами, потенциальными работодателями)

78 92 76 91

93 70 91 73

95 67 71 93

72 100 99 80

C =

которой соответствует содержащая соответствующие академические часы матрица О с учетом расположенных по столбцам (над ними) компетенций в порядке их расположения в нижней строке таблицы 3:

D =

т. е. имеют место кортежи вида (с, d), а именно: (78, 12), (92, 14), (76, 16), (91, 15), (93, 11), (70, 10), (91, 9), (73, 10), (95, 7), (67, 6), (71, 8), (93, 6), (72, 4), (100, 5), (99, 5), (80, 6).

Решение оптимизационной задачи о назначениях именно для вышеуказанной матрицы стоимостей C венгерским методом дает два оптимальных назначения:

f 12 14 16 15

11 10 9 10

7 6 8 6

1 4 5 5 6

опт!

Х

0 1 0 0

1 0 0 0

0 0 0 1

V 0 0 1 0 /

0 0 0 1

0 0 1 0

1 0 0 0

V 0 1 0 0 /

опт2 '

где стоимость обоих оптимальных назначений составляет 377: 1) 92+93+93+99=377; 2) 91+91+95+100=377. Налицо неоднозначность ситуации выбора, поэтому применим дополнительно индекс Херфиндаля (Herfindahl index):

ih = z ai

1=1

где п — число предприятий на рынке, а - рыночная доля /-го предприятия.

Сравнительно небольшое его значение свидетельствует о большом числе участников рынка и теоретически о небольшом неравенстве в их рыночных долях. При приближающемся к 10000 значении данного индекса делается вывод, что рынок монополизирован [7]. Пусть в регионе 100000 организаций и предприятий (включая ПБОЮЛ — предпринимателей без образования юридического лица) при значении индекса Херфиндаля 1Н=15.

Ввиду наибольшей значимости часов первой дидактической единицы ЧДЕ1 (неравенство (2)) находим по матрице С и таблице 3, переходя к матрице С, что наиболее предпочтительным, с учетом очень сильной конкуренции в регионе и наибольшей востребованности потенциальными работодателями (преимущественно ПБОЮЛ) региона компетенции ОК-1, развиваемой в максимальной степени первой дидактической единицей, является второе из двух полученных оптимальных назначений.

Таким образом, имеет смысл выбрать второе оптимальное назначение из двух рассмотренных: 91+91+95+100=377 (при последнем, 4-м варианте из четырех ранее упомянутых, реалистичных с точки зрения формировавшего данную дисциплину преподавателя), т. е. имеем 15+9+7+5=36 часов.

Более детально применение введенного ранее коэффициента профильной ценности /-го тематического блока (дидактической единицы) дисциплины для выпускника соответствующего профиля изложено в автором ранее [8; 9] на примере экономического профиля с учетом специфики кафедр.

Подчеркнем, что применение медианы особенно актуально, когда совокупность экспертов, мнений неоднородна; моду в контексте решаемой задачи целесообразно использовать, когда меньшая, но резко выделяющаяся часть опрашиваемых экспертов единодушна в своих оценках, а необходимость внесения изменений в ту или иную образовательную программу уже назрела в обществе, сообществе ученых-педагогов и (или) экспертов-работодателей.

Следует также отметить следующие важные особенности для задачи о назначениях. Если исходная матрица не является квадратной, то необходимо для полноты исследования ввести фиктивные ресурсы или фиктивные объекты. Если какой-либо ресурс не может быть назначен на какой-либо объект, то соответствующая стоимость полагается равной достаточно большому числу М. Если число линий, необходимое для того, чтобы вычеркнуть нуле-

вые элементы, равно числу строк или столбцов (квадратной матрицы), то существует назначение нулевой стоимости.

Итак, цель данной статьи полностью достигнута, причем результаты могут быть использованы в Дальневосточном и других регионах, при наполнении дидактическими единицами самых различных дисциплин вузов и профессиональных образовательных организаций. Создан подход к формированию дисциплин вариативной части и программ дисциплин ФГОС как высшего, так и среднего профессионального образования на основе метода суммы мест и оптимизационной задачи о назначениях с учетом приоритетной востребованности компетенций выпускников работодателями региона при используемых структурных средних экспертных оценках представителей научно-педагогического сообщества и потенциальных работодателей.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобр-науки РФ от 31.05.2011 № 1975.

2. Балганова Е. В., Богдан Н. Н. Разработка модели компетенций специалиста в сфере управления персоналом на

основе стандартов профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 12. — С. 27-33.

3. Белоглазов И. Н. Многомерный анализ в задачах квали-метрии образования // Известия РАН. Теория и системы управления. — 2006. — № 6. — С. 39-52.

4. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования / Данилов А. Н., Лобов Н. В., Столбов В. Ю. и др. // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 6. — С. 25-33.

5. Логинова В. В., Плотникова Е. Г. Формирование профессиональных компетенций менеджеров в концепции профильного подхода к обучению математике // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 6. — С. 43-48.

6. Просветов Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: задачи и решения: учеб.-практ. пособ. — 5-е изд., доп. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. — 208 с.

7. Тимирьянова В. М. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №2. — С. 57-63.

8. Шептунов М. В. Подход к формированию дисциплин вариативной части федеральных образовательных стандартов на основе метода суммы мест при использовании структурных средних // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Педагогика. — 2014. — Т. 15, Вып. 1. — С. 53-60.

9. Шептунов М. В. О наполнении тематическими блоками математических дисциплин при учете специфик выпускающих кафедр и ВКР в экономическом вузе // Стратегии развития высшего и среднего профессионального образования в России: материалы ежегодной международ. науч.-метод. конф. : в 3 ч. Ч. 3 / под ред. Л. И. Гонча-ренко, Н. Л. Гунявиной. — М.: Финансовый университет, 2014. — 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.