Володченкова О. И. Формирование дискурсной гетерогенности в жанре «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре / О. И. Володченкова // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 52—61.
Volodchenkova, O. I. (2016). Discourse Heterogeneity Formation in the Genre of Job Advertisement in Britain. Nauchnyy dialog, 12(60): 52-61. (In Russ.).
ERIHJMk
и L R I С H ' S PlBliHHtAlS : •: ( ГСЖЧ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 811.11-112+811.111'367.626.1:070.485
Формирование дискурсной гетерогенности в жанре «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре1
© Володченкова Ольга Ивановна (2016), ассистент, кафедра английской филологии, Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия), [email protected].
Актуальность работы обусловлена интересом к проблемам формирования дискурсной гетерогенности в процессе исторического развития жанров. Предметом анализа выступают признаки дискурсной гетерогенности жанра «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре в разные периоды его функционирования. Опираясь на материал репрезентативного специализированного диахронического корпуса текстов объявлений о приеме на работу, опубликованных в британском периодическом издании The Times c конца XIX по начало XXI веков, автор ставит целью показать динамику характеристик жанра в аспекте формирования интерди-скурсивности. На основании сравнительного анализа текстов, принадлежащих разным периодам, устанавливаются значимые диахронические изменения семиотических, формально-структурных, коммуникативно-прагматических и языковых признаков жанра, делается вывод о значительном увеличении инодискурсных элементов в жанре в ХХ — начале ХХ1 вв. Выявленные средства и способы формирования дискурсной гетерогенности в жанре «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре указывают на его взаимодействие с рекламным дискурсом, которое проявляется в сближении формально-структурных признаков текста, смешанном характере текстовых семиотических средств, использовании языковой игры, лексики и грамматических структур, свойственных дискурсу устной речи, что отражает общую тенденцию к снижению стилевого регистра в современной коммуникации. Результаты исследования могут быть применены в спецкурсах по теории дискурса, лингво-культурологии и коммуникативной стилистике английского языка.
Ключевые слова: жанр; жанр «объявление о приеме на работу»; диахрония; интердискурсивность; дискурсная гетерогенность.
1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 15-04-00134)
1. Введение
Интерес лингвистов к изучению различных видов взаимодействия и взаимосвязи между дискурсами разных типов и составляющими их жанрами обусловливает необходимость описания и анализа признаков, отражающих их типологическую общность, и выделение типов междискурсивного взаимодействия ^м. например: [Денисова, 2007; Шевченко, 2008]). Проблема выявления и анализа междискурсивного взаимодействия требует включения в методику исследования диахронического принципа, который позволит сопоставить признаки исследуемого жанра в разные периоды его существования и выделить характеристики, свойственные иным дискурсам, приобретаемые жанром в процессе функционирования в историческом социокультурном контексте.
Изучение жанров / дискурсов в диахронии, ориентированное на освещение эволюции коммуникативных форм речи ^м. например: [Кочетова, 2013, 2014]), становится в последнее время одной из основных задач исторической лингвистики. В процессе исторического развития наблюдается изменение дискурсивных практик, которые редко существуют изолированно, и одним из динамических языковых процессов в дискурсивной среде является процесс языкового взаимодействия различных типов дискурса, которое в литературе описывается в терминах дискурсивной интерференции, конвергенции, полидискурсивности, интердискурсивности, междискурсивного взаимодействия. В лингвистике принято широкое и узкое понимание интердискурсивности. Первое восходит к идеям Пеше, который понимал под интердискурсом преконструкт, то есть совокупность предшествующих дискурсов, выступающих как «сырье» для нового дискурса [Пеше, 1999]. В узком смысле речь идет о концепции маркированной дискурсивности, материализующейся в текстах в виде конкретных сигналов — элементов, отсылающих к разным специальным дискурсам [Чернявская, 2009]. Термин дискурсивная гетерогенность принадлежит Е. В. Белоглазовой, которая понимает интердискурс(ив)ность как введение в текст, относящийся к одному дискурсу и манифестирующий свойственные тому черты чуждых ему ино-дискурсных элементов [Белоглазова, 2010, с. 360]. В несколько ином ключе понимает данное явление В. Д. Шевченко, который трактует интерференцию дискурсов как наложение элементов одного дискурса (включенного) на другой (принимающий), в результате чего происходит их взаимовлияние и взаимодействие [Шевченко, 2008]. Заслуживает внимания концепция О. В. Соколовой, которая под междискурсивным взаимодействием понимает «такой тип отношений между дискурсами, который представляет типологическое сходство и историческое взаимовлияние разных типов дискурсов.
Это взаимодействие определяется (a) параллельным развитием дискурсов, (б) освоением и заимствованием отдельных дискурсивных элементов других дискурсов, (в) интерференцией как результатом влияния базового дискурса и (г) взаимным воздействием дискурсов на разных этапах их развития» [Соколова, 2016, с. 11]. В нашей работе мы используем термин дискурс-ная гетерогенность, сходный с понятием маркированной дискурсивности, предложенным В. Е. Чернявской. Мы полагаем, что изучение процессов формирования междискурсивного взаимодействия целесообразно проводить на основе диахронического принципа посредством выявления признаков дискурсной гетерогенности, подтверждающих тезис о взаимодействии (взаимовлиянии, интерференции, взаимном воздействии) типов дискурса на разных этапах их функционирования.
Целью данной работы является изучение формирования дискурсной гетерогенности жанра «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре на основе сравнительного анализа текстов, принадлежащих к прошлым периодам. В основу работы легла гипотеза о том, что интенсификация процессов дискурсивного взаимодействия и формирование дискурсной гетерогенности во второй половине ХХ века обусловлены рядом экстралингвистических факторов. К их числу можно отнести сближение деятельности социальных институтов, в частности, бизнес-структур и рекламы, развитие информационных технологий и массово-информационного дискурса, изменение социально-экономического контекста жизни общества, что неизбежно отражается в жанрово-стилистической вариативности дискурса, приводит к трансформации дискурсивных практик, возникновению дискурсной гетерогенности и гибридных жанров.
2. Материал исследования
Работа проводилась на основе специализированного диахронического корпуса текстов, являющегося эмпирической базой исследования. Данный корпус состоит из нескольких параллельных корпусов, включающих тексты объявлений о приеме на работу, опубликованных в период с конца XIX по начало XXI века в британском периодическом издании «The Times». Корпус имеет объем 210 тысяч словоупотреблений, каждый период представлен одинаковым количеством текстов, отобранных методом случайной выборки из различных номеров указанного периодического издания.
Для достижения цели в корпусе были условно выделены три хронологических среза: (1) конец XIX — начало XX века; (2) середина ХХ века, охватывающая временной промежуток с 1930-х годов (исключая годы Второй мировой войны) по 1980-е годы; (3) период с 1980-х по настоящее время.
В каждом из выделенных срезов проводился анализ семиотических, формально-структурных, коммуникативно-прагматических и языковых характеристик жанра с целью выявления дискурсной гетерогенности жанра.
3. Анализ признаков дискурсной гетерогенности в жанре «объявление о приеме на работу»
Как показывает анализ, формирование дискурсной гетерогенности связано прежде всего с динамикой функций жанра, которые исторически обусловлены и меняются в зависимости от конкретного исторического периода его бытования. Основной коммуникативной целью жанра «объявление о приеме на работу» является информирование об имеющейся вакансии и побуждение потенциального работника откликнуться на объявление. Усиление роли прагматической функции приводит к тому, что в конце ХХ века жанр «объявление о приеме на работу» приобретает устойчивые формально-структурные признаки, свойственные рекламному тексту, к которым Дж. Лич относит заголовок, подзаголовок, основной текст, иллюстрацию, слоган, логотип фирмы [Leech, 1966]. Опираясь на эмпирический материал, мы выделяем следующие структурные элементы, маркирующие жанр «объявление о приеме на работу»: заголовок, основной текст, иллюстрация, слоган работодателя, контактные данные. В таблице 1 представлены диахронические изменения формально-структурных признаков текстов жанра «объявление о приеме на работу», опубликованных в британской газете «The Times».
Таблица 1
Изменения формально-структурных характеристик жанра «объявление о приеме на работу» (%)
Элементы структуры текста объявления о приеме на работу Конец Х1Х — середина ХХ веков Середина — конец ХХ века Конец ХХ века — по настоящее время
Заголовок — — 100
Иллюстрация — — 15
Основной текст 100 100 100
Слоган работодателя — — 4,3
Контактная инфор- 100 96 100
мация
Как видно из таблицы 1, помимо контактной информации, которая является облигаторной на всех этапах функционирования жанра, в конце ХХ — начале ХХ1 веков жанр «объявление о приеме на работу» приобретает основные формально-структурные признаки рекламного текста.
Анализ показывает, что графически выделенный заголовок, который привлекает внимание и облегчает процесс восприятия текста объявления о вакансии, встречается во всех текстах нашей выборки указанного периода, что свидетельствует о ярко выраженной прагматической функции жанра.
В современный период в реализации прагматической функции жанра «объявление о приеме на работу» появляются разнообразные коммуникативно-прагматические и невербальные семиотические средства, свойственные рекламе:
1) крупный, броский, не отражающий тему сообщения заголовок, призванный порождать позитивные ассоциации: Time to change ..., Make headlines ... Don't just read them!;
2) заголовки в виде вопроса, имитирующие устную речь и придающие интерактивность тексту объявления, например: Love to get a better job?; Free to travel UK and Europe? (The Times, Feb. 29, 1980); Not content with being just a secretary? Then there is a rare opening for an "A" level / graduate with min s /h & good typing speeds who is ambitious enough to want a genuine career in investment banking (The Times, Jun. 27, 1980); Do you have flair, imagination, drive and technical ability to join us in developing an awesome tax advisory business from our existing tax practice? (The Times, Dec. 12, 1996); иногда вся представленная о вакансии и о желаемых характеристиках адресата информация передается вопросительными структурами: Can you sell laser printing system solutions? Do you want to earn 30-40K + car? Can you work from home? Yes? Call... (The Times, Feb. 08, 1996);
3) восклицательные знаки и капитализация слов, не являющихся именами собственными, с целью подчеркнуть «уникальность» явлений и привлечь внимание адресата: excellent presentation and a good sense of humor!;
4) императивные структуры, которые используются не только для введения контактной информации, например: apply, send your CV, phone, но и в заголовках и основном тексте: Give your languages more to work on (The Times, Oct. 15, 2006); Promote yourself (The Times Oct. 15, 1980);
5) интенсивное использование личных местоимений, например: We offer challenging opportunities for the right people — tell us why it's you! (The Times, Dec. 05, 1996);
6) указание на срок действия объявления, призванное побудить адресата к немедленному действию (Closing date: 14 February 2006).
Известно, что креолизованный (поликодовый, мультимодальный, синтетический, смешанный, вербально-иконический) текст — это текст, состоящий из семиотически гетерогенных знаков: знаков естественного языка и знаков других языков (изображений, формул, графиков и пр.) [Сорокин,
1990]. Взаимодействие вербального и иконического компонентов характерно для рекламного текста, который в британской лингвокультуре приобретает черты креолизации в начале ХХ века [Кочетова, 2013, с. 116]. В жанре «объявление о приеме на работу» изображение как инокодовый элемент не используется вплоть до конца ХХ века. В конце ХХ века креолизованные тексты составляют примерно 15 % от всех объявлений данного периода, что свидетельствует о взаимодействии жанра с рекламным дискурсом.
Признаки рекламного дискурса в жанре «объявление о приеме на работу» проявляются в наличии логотипа в верхней части объявления, функция которого заключается в идентификации и закреплении положительного образа компании-работодателя в сознании адресата. Изредка в тексте объявления содержатся все атрибуты рекламного текста: слоган, иллюстрация, логотип, эмоционально-насыщенная лексика и др. Несмотря на то, что слоган работодателя присутствует лишь в 4,3 % от общего количества текстов в современный период, данный элемент указывает на дальнейшее формирование дис-курсной гетерогенности жанра и его сближение с рекламным текстом, в котором, как отмечает Л. А. Кочетова, графически выделенная информация о производителе / продавце, представленная логотипом, названием торгового знака и слоганом, является типичным элементом композиции [Кочетова, 2013].
Таким образом, в период с конца ХХ века по настоящее время жанр «объявление о приеме на работу» семиотически обогащается за счет использования инокодовых единиц, приобретает основные формально-структурные характеристики рекламного текста, а именно заголовок, слоган, иллюстрацию, что делает его избыточно маркированным, то есть в своей прагматической функции он сближается с рекламой.
Дискурсная гетерогенность жанра «объявление о приеме на работу» формируется под влиянием норм устной разговорной речи с характерными для нее качествами — компрессией, редукцией форм, эллипсисом, сокращениями как проявлением универсального закона языковой экономии, что отражает общую тенденцию современной коммуникации к проникновению разговорных структур и форм в различные институциональные жанры. Смешение разных языковых кодов в текстах объявлений о приеме на работу, наблюдаемое в период с 1980-х годов по настоящее время, обусловлено прагматическими факторами, и функциональное предназначение стилистически сниженной разговорной лексики заключается в сокращении социально-психологической дистанции между участниками коммуникации, установлении доверительных отношений, побуждении адресата к действию. Пример объявления: А really kind, clever man — head of large governing body — who still retains the common touch and can be delightfully vague, seeks good secretary
(35ish) with lots of common sense to keep everything in order around his office life. В данном объявлении, предлагающем вакансию секретаря, преобладает разговорная лексика разной степени стилистической маркированности: common touch, common sense, lots of, delightfully vague, everything around office life. По сути тональность объявления предполагает, что руководителю скорее требуется помощник и друг, чем подчиненный, который обеспечит ему требуемый порядок и правильно организует работу.
Отличительным признаком жанра в конце ХХ века становится языковая игра, придающая игровую тональность тексту, примеры которой многочисленны. Так, тексты объявлений часто используют аллитерацию: Build a better future with Network Housing group (The Times, Jul. 18, 1996); A newly qual high-flier (The Times, June, 27, 1996); Newly qualified? Congratulations — now reap the rewards (The Times, Febr. 10, 1996); семантический контраст: Right-Hand Required. Top flight Executive Assistant / Researcher to the two impossible founding partners of a low profile West End corporate finance advisory partnership with major institutional and international corporate clients (The Times, June, 06, 1996); шутливые определения: Success brings nice fat bonus cheques, expensive dinners for two — and a big question mark over where your next challenge will come from (The Times, Oct. 30, 1996).
Шутливая и ироничная тональность, инкорпорируемая в официально-деловой стиль текста объявления, призвана усилить воздействие на адресата, поощряя его к действиям, и используется не только в объявлениях, предлагающих вакансии, не требующие высокой квалификации, но и в текстах, содержащих предложение руководящих должностей, например: To do this exciting job the successful applicant does not need any knowledge of horses, but does need a knowledge of human nature and a wish to see people enjoying themselves (The Times, April, 18, 1996). Компании The Tote, организующей игры на тотализаторе, требуется управляющий, к которому предъявляется перечень высоких требований. Языковая игра, отражая в какой-то мере суть деятельности компании, занимающейся игорным бизнесом, призвана смягчить высокую сложность требований, предъявляемых к соискателю вакантной должности, и усилить коммуникативный эффект текста.
4. Выводы
Таким образом, анализ текстов объявлений о приеме на работу в британской лингвокультуре показывает, что в процессе исторического развития жанр «объявление о приеме на работу» приобретает дискурсную гетерогенность, которая проявляется на семиотическом, формально-структурном, коммуникативно-прагматическом и языковом уровнях.
Анализ этапов формирования дискурсной гетерогенности жанра «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре показал, что интенсивность проникновения инодискурсных элементов происходит в период с конца ХХ века по настоящее время, когда жанр приобретает основные формально-структурные характеристики рекламного текста, а именно заголовок, слоган, изображение и логотип, семиотически обогащающие текст объявления и усиливающие коммуникативный эффект. Среди инокодовых элементов жанра мы выделяем ряд семиотических средств, повышающих интенсивность воздействия на адресата: вопросительные и восклицательные знаки, капитализацию и контрастные шрифты.
В языковом плане дискурсная гетерогенность жанра «объявление о приеме на работу» в британской лингвокультуре формируется за счет использования императивов, личных местоимений, лексики и грамматических структур, свойственных устной коммуникации, а также разнообразных форм языковой игры. Данные характеристики свидетельствуют о том, что жанр «объявление о приеме на работу» испытывает значительное влияние со стороны рекламного дискурса и отражает общую тенденцию к снижению стилевого регистра, характерную для коммуникативного пространства современного периода.
Литература
1. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды / В. В. Виноградов. — Москва : Наука, 1980. — 360 с.
2. Белоглазова Е. В. Дискурсность, интердискурсность, полидискурсность литературы для детей : монография / Е. В. Белоглазова. — Санкт-Петербург, 2010. — 399 с.
3. Денисова Н. В. Рекламные тексты в научно-образовательной сфере (к проблеме междискурсивных взаимодействий) / Н. В. Денисова // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 302. — С. 10—13.
4. Кочетова Л. А. Английский рекламный дискурс в динамическом аспекте : монография / Л. А. Кочетова. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. — 404 с.
5. Кочетова Л. А. Diachronic Perspective in Text and Discourse Studies: Review ofApproaches / Л. А. Кочетова, Е. Ю. Ильинова // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2016. — Т. 15. — № 4. — С. 15—24.
6. Пешё М. Итоги и перспективы по поводу автоматического анализа дискурса / М. Пеше, К. Фукс // Квадратура смысла : Французская школа анализа дискурса. — Москва : Прогресс, 2002. — С. 105—123.
7. Соколова О. В. Дискурсы активного воздействия : теория и типология : диссертация ... доктора филологических наук / О. В. Соколова. — Москва, 2015. — 635 с.
8. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — Москва : Наука, 1990. — C. 180—181.
9. Чернявская В. Е. Лингвистика текста : Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность : учебное пособие / В. Е. Чернявская. — Москва : Либроком, 2009. — 248 с.
10. Шевченко В. Д. Введение в теорию интерференции дискурсов : монография / В. Д. Шевченко. — Самара : СамГУПС, 2008. — 203 с.
11. Gilberts P. From job announcement to recruitment advertising : The evolution of recruitment ads in a Flemish newspaper (1946—2010) / P. Gillaerts // G. Garzone, P. Catenaccio, & C. Degano (eds.) Genre Change in the Contemporary World : Short-term diachronic perspectives (Lang Bern). — 2012. — Pp. 263—276.
12. Leech G. English in Advertising / G. Leech. — London : Longman, 1966. — 210 p.
13. Meurs F. van. The influence of the use of English in Dutch job advertisements : An experimental study into the effects on text evaluation, on attitudes towards the organization and the job, and on comprehension / F. van Meurs, H. Korzilius & J. Hermans / ESP Across Cultures, 2004. — Vol. 1. — Iss. 1. — Рр. 93—110.
14. Shaw Ph. Evaluative language in evaluative and promotional genres [Electronic resource] / Ph. Shaw //In Del Lungo G., Dossena M., Crawford B. (eds). Variation in Business and Economics Discourse : Diachronic and Genre Perspectives. Rome : Of-ficinaEdizioni. — 2006. — Access mode : http://www.academia.edu/224424/Evalua-tive_language_in_evaluative_and_promotional_genres.
15. Walters N. Danish job advertisements : Increasing in complexity / N. Walters, A. Fage-Butler // Social Media and/in Business Communication. — 2014. — № 3. — Гр. 38—52.
Discourse Heterogeneity Formation
in the Genre of Job Advertisement in Britain
© Volodchenkova Olga Ivanovna (2016), instructor, Department of English Philology, Volgograd State University (Volgograd, Russia), [email protected].
The article is in line with studies devoted to problems of discourse heterogeneity formation in historical perspective. The subject of analysis is the semiotic, structural, communicative, pragmatic and language features in the genre of job advertisement in the British lingvoculture on different stages of its development. Based on the diachronic corpus of job advertisements published in the British newspaper 'The Times' between late nineteenth and early twenty first centuries the study aims to reveal the dynamics of discourse heterogeneity formation in the genre investigated. The comparative analysis of the texts that belong to different periods diachronic changes in the semiotic, structural, pragmatic and linguistic genre parametres are defined and conclusion is drawn about a considerable increase in features that are characteristic of other discourse types in the period between late XX and early XXI centuries. The described means of discourse heterogeneity formation in the genre of job advertisement indicate its interaction with advertising and oral discourses that is displayed in the convergence of the formal text type features, employment of heterogeneous semiotic resources, language play and oral speech features. The results of the study can find application in the courses on discourse studies, cultural studies and stylistics of the English language.
Key words: genre; genre of job advertisement; diachronic; interdiscursivity; discourse heterogeneity.
References
Beloglazova, E. V. 2010. Diskursnost', interdiskursnost', polidiskursnost' literatury dlya detey. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Chernyavskaya, V. E. 2009. Lingvistika teksta: Polikodovost', intertekstualnost', interdiskursivnost'. Moskva: Librokom. (In Russ.).
Denisova, N. V. 2007. Reklamnyye teksty v nauchno-obrazovatelnoy sfere (k probleme mezhdiskursivnykh vzaimodeystviy). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 302: 10—13. (In Russ.).
Gillaerts, P. 2012. From job announcement to recruitment advertising: The evolution of recruitment ads in a Flemish newspaper (1946—2010). In: G. Garzone, P. Catenaccio, & C. Degano (eds.) Genre Change in the Contemporary World: Short-term diachronic perspectives (Lang Bern). 263—276.
Kochetova, L. A. 2013. Angliyskiy reklamnyy diskurs v dinamicheskom aspekte. Volgograd: Izd-vo VolGU. (In Russ.).
Kochetova, L. A., Ilinova, E. Yu. 2016. Diachronic Perspective in Text and Discourse Studies: Review of Approaches. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, 15 (4): 15—24. (In Russ.).
Leech, G. 1966. English in Advertising. London: Longman.
Meurs, F. van, Korzilius, H. & Hermans, J. 2004. The influence of the use of English in Dutch job advertisements: An experimental study into the effects on text evaluation, on attitudes towards the organization and the job, and on comprehension. In: ESP Across Cultures, 1 (1): 93—110.
Peshe, M., Fuks, K. 2002. Itogi i perspektivy po povodu avtomaticheskogo analiza diskursa. In: Kvadratura smysla: Frantsuzskaya shkola analiza diskursa. Moskva: Progress. 105—123. (In Russ.).
Shaw, Ph. 2006. Evaluative language in evaluative and promotional genres. In: In Del Lungo G., Dossena M., Crawford B. (eds). Variation in Business and Economics Discourse: Diachronic and Genre Perspectives. Rome: OfficinaEd-izioni. Available at: http://www.academia.edu/224424/Evaluative_lan-guage_in_evaluative_and_promotional_genres.
Shevchenko, V. D. 2008. Vvedeniye v teoriyu interferentsiidiskursov. Samara: SamGUPS. (In Russ.).
Sokolova, O. V. 2015. Diskursy aktivnogo vozdeystviya: teoriya i tipologiya: dissertatsi-ya ... doktora filologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Sorokin, Yu. A., Tarasov, E. F. 1990. Kreolizovannyye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya. Moskva: Nauka. 180—181. (In Russ.).
Vinogradov, V. V. 1980. O yazyke khudozhestvennoy prozy. In: Izbrannyye trudy. Moskva: Nauka. (In Russ.).
Walters, N., Fage-Butler, A. 2014. Danish job advertisements: Increasing in complexity. Social Media and/in Business Communication, 3: 38—52.