Научная статья на тему 'Корпусное исследование динамики коммуникативно-содержательных характеристик жанра «Объявление о приёме на работу» в британской лингвокультуре'

Корпусное исследование динамики коммуникативно-содержательных характеристик жанра «Объявление о приёме на работу» в британской лингвокультуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ / ДИАХРОНИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИСКУРСОЛОГИЯ / КОРПУС / КОРПУСНЫЙ ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / GENRE / ANNOUNCEMENTS ON EMPLOYMENT / DIACHRONY / HISTORICAL DISCOURSE STUDIES / CORPUS / CORPUS DIACHRONIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочетова Лариса Анатольевна, Володченкова Ольга Ивановна

Актуальность работы обусловлена растущим интересом лингвистов к историческим дискурсивным исследованиям, проводимым с использованием корпусной методологии. Впервые на материале репрезентативного специализированного диахронического корпуса текстов объявлений о приеме на работу, опубликованных в британском периодическом издании «The Times» c начала ХХ по начало XXI веков, получены результаты диахронического изучения вариативности коммуникативно-содержательных характеристик жанра «объявление о приеме на работу». На основании сравнения данных корпуса устанавливаются статистически значимые диахронические изменения в способах обозначения адресата текста объявления и содержательных характеристиках жанра, отражающих требования к идеальному кандидату на вакантную должность. Показано, что вариативность содержательных характеристик жанра отражает изменения ценностных ориентаций работодателя в таргетизации соискателя вакансии: в начале прошлого столетия акцентируются интеллектуальные качества, в период с конца прошлого столетия по настоящее время значимость приобретают такие личностные характеристики адресата, как мотивация, активность и динамичность. Выявлено, что изменения в способах обозначения адресата свидетельствуют о тенденции к табуизации гендерных и социально-демографических характеристик кандидата на вакантную должность и ярко выраженной диалогичности жанра, сближающей его с рекламным дискурсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кочетова Лариса Анатольевна, Володченкова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corpus Study of Dynamics of Communicative and Informative Characteristics of Announcements on Employment in British Linguistic Culture

The relevance of the work is caused by the growing interest of linguists to historical and discursive studies using corpus methodology. For the first time on a material of representative specialized diachronic corpus of announcements on employment, published in the British periodical “The Times” from the beginning of the XX till early XXI century, the results of the diachronic study of the variability of communicative and informative characteristics of the genre of “announcement on employment” are obtained. On the basis of comparison of the corpus data the statistically significant diachronic changes in the ways to refer the addressee of the advertisement and informative characteristics of the genre reflecting the requirements for an ideal candidate for the vacant position are established. It is shown that the variability of characteristics of the genre reflects the changes of value orientations of the employer in targetization of job seeker: at the beginning of the last century intellectual quality are emphasized, in the period from the end of the last century to the present the importance of such personal characteristics of the addressee is noted as motivation, activity and dynamics. It is revealed that changes in the methods of designation of the addressee indicate trends of tabooization of gender and socio-demographic characteristics of the candidate for the vacant position and a pronounced dialogic nature of the genre, bringing it with advertising discourse.

Текст научной работы на тему «Корпусное исследование динамики коммуникативно-содержательных характеристик жанра «Объявление о приёме на работу» в британской лингвокультуре»

Кочетова Л. А. Корпусное исследование динамики коммуникативно-содержательных ха-рактеристик жанра «объявление о приёме на работу» в британской лингвокультуре / Л. А. Кочетова, О. И. Володченкова // Научный диалог. — 2016. — № 7 (55). — С. 45—55.

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 811.11-112+811.111367.626.1:070.485

Корпусное исследование динамики коммуникативно-содержательных характеристик жанра «объявление о приёме на работу» в британской лингвокультуре*

© Кочетова Лариса Анатольевна (2016), доктор филологических наук, кафедра английской филологии, Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия), lakvolgu@mail.ru.

SPIN-code: 5806-7213 ORCID: orcid.org/0000-0002-5278-7373 ResearcherlD: H-8598-2015 Scopus Author ID: 56712699400 © Володченкова Ольга Ивановна (2016), ассистент, кафедра английской филологии, Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия), llanfair@yandex.ru.

Актуальность работы обусловлена растущим интересом лингвистов к историческим дискурсивным исследованиям, проводимым с использованием корпусной методологии. Впервые на материале репрезентативного специализированного диахронического корпуса текстов объявлений о приеме на работу, опубликованных в британском периодическом издании «The Times» c начала ХХ по начало XXI веков, получены результаты диахронического изучения вариативности коммуникативно-содержательных характеристик жанра «объявление о приеме на работу». На основании сравнения данных корпуса устанавливаются статистически значимые диахронические изменения в способах обозначения адресата текста объявления и содержательных характеристиках жанра, отражающих требования к идеальному кандидату на вакантную должность. Показано, что вариативность содержательных характеристик жанра отражает изменения ценностных ориентаций работодателя в таргетизации соискателя вакансии: в начале прошлого столетия акцентируются интеллектуальные качества, в период с конца прошлого столетия по настоящее время значимость приобретают такие личностные характеристики адресата, как мотивация, активность и динамичность. Выявлено, что изменения в способах обозначения

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 15-04-00134).

адресата свидетельствуют о тенденции к табуизации тендерных и социально-демографических характеристик кандидата на вакантную должность и ярко выраженной диалогичности жанра, сближающей его с рекламным дискурсом.

Ключевые слова: жанр; объявление о приеме на работу; диахрония; историческая дискурсология; корпус; корпусный диахронический анализ.

1. Введение

В современной лингвистике все больше внимания уделяется исследованию жанровой проблематики в диахронии: устанавливается репертуар жанров, функционировавших в прошлые исторические периоды; выявляются доминирующие жанры и описываются способы их языковой объективации (см. обзор работ [Kochetova, 2014]).

В отечественном языкознании исторические изменения в использовании языка традиционно изучаются в рамках диахронической стилистики (см., напр., [Кайда, 1992; Какорина, 1992; Трошева, 1999]), предметом которой являются процессы формирования стилистических ресурсов языка, становления системы его стилистических средств, функциональных стилей речи и жанрово-речевых разновидностей, обусловленные динамикой социально-культурного контекста. Большинство работ, выполненных в данном русле, посвящены исследованию композиционно-структурных форм художественного текста [Виноградов, 1980]. Вместе с тем некоторые исследования помещают в фокус внимания анализ текстов, обслуживающих другие сферы речевого общения, отличные от художественной (см., напр., [Трошева, 1999; Леонова, 2013]). Историческая проблематика в изучении жанра сводится к выявлению исторически инвариантных и специфических жанровых характеристик с целью освещения эволюции жанра, которая рассматривается в различных аспектах: (1) функциональном, связанном с изучением изменений функций текста, например, в русских рекламных объявлениях XIX века отмечается переход от информирующей к волюнтативной функции [Миронова, 2011; Kochetova et al., 2015]; (2) типологическом, исследующем появление и развитие новых жанровых разновидностей [Кочетова, 2010; Миронова, 2011]; (3) лингвистическом, описывающем вариативность языковых средств объективации жанра (см. напр. [Jucker, 2000]). На основании анализа имеющихся работ, выполненных отечественными и зарубежными исследователями, можно сделать вывод, что изучение жанра в диахронии является новым вектором развития жанроведения.

Рассматриваемый в работе жанр «объявление о приеме на работу» редко становился объектом лингвистического исследования в синхронии и практически не рассматривался в диахронии (см. следующие труды:

[Достовалова, 2011; Неупокоева, 2008; Стеблецова, 2011; Gillaerts, 2012; Walters, Fage-Butler, 2014]). Вместе с тем тексты данного жанра представляют интерес с точки зрения диахронического подхода прежде всего в коммуникативно-содержательном аспекте, который отражает социокультурно обусловленные изменения способов жанровой интеракции, манифестируемые языковыми структурами. Применение корпусных методов при изучении диахронической вариативности в использовании языка является новой областью исследований и позволяет надежно определить векторы данных изменений. Для интерпретации полученных данных используется метод исторического дискурс-анализа, то есть задачей работы является соединение методов корпусной лингвистики и лингвистических подходов к изучению жанра в диахронии.

Цель исследования состояла в том, чтобы с помощью метода ключевых слов корпусной лингвистики выявить динамику коммуникативно-содержательных характеристик жанра, обусловленную экономическими, социальными и культурными изменениями, происходящими в британском социуме на протяжении последнего столетия.

2. Материал исследования

Созданный нами диахронический специализированный корпус текстов, являющийся эмпирической базой исследования, состоит из нескольких параллельных корпусов, включающих тексты объявлений о приеме на работу, опубликованных в период с конца хк по начало XXI века в британском периодическом издании «The Times». Корпус имеет объем 210 тысяч словоупотреблений и является сбалансированным, так как каждый период представлен одинаковым количеством текстов, отобранных методом случайной выборки из различных номеров указанного периодического издания. Поскольку избранному жанру свойственны рекуррентные типичные характеристики, свидетельствующие о сравнительно невысокой степени языковой вариативности, объем корпуса представляется нам репрезентативным.

Для достижения цели в работе на основании анализа социокультурного контекста функционирования жанра [Robinson, 1994] были выделены три хронологических среза: (1) конец XIX — начало XX века, этап завершения формирования индустриального общества и становления финансового капитализма, сопровождавшийся изменением пропорций занятости по отраслям: интенсивная урбанизация; рост уровня потребления («революция потребления») и т. д.; появление новых практик в ведении бизнеса, профессий, не связанных непосредственно с производством; (2) середина

XX века, охватывающая временной промежуток с 1930-х годов (исключая годы Второй мировой войны) по 1980-е годы. Период с 1950-х по 1970-е годы относится к «золотому веку» британской экономики, характеризовавшемуся бурным экономическим ростом, сопровождавшимся низким уровнем безработицы (2,1 %), что делало привлечение квалифицированной рабочей силы особенно актуальным; (3) период с 1980-х по настоящее время характеризуется беспрецедентным ростом предпринимательства, новым расцветом в экономико-социальной сфере: повышением уровня жизни, возрастающей производительностью труда, увеличением зарплаты и количества рабочих мест.

3. Методика проведения исследования

Методика дискурс-анализа жанра с использованием корпусного метода включает несколько этапов: 1) извлечение при помощи компьютерной программы ключевых слов для параллельных корпусов, принадлежащих различным периодам функционирования жанра [Anthony, 2014], описание статистических данных; 2) интерпретацию лингвистических данных корпуса с учетом ситуативно-дискурсивного аспекта; 3) объяснение, отвечающее на вопросы о причинах употребления данных единиц и структур и характеризующее их обусловленность историческим, социальным и лингвокультурным контекстом.

В число основных содержательных характеристик исследуемого жанра входят требования к кандидату на вакантную должность, репрезентируемые семантически вариативной оценочной и дескриптивной лексикой. Требования, предъявляемые работодателем в качестве обязательных / желательных, делятся на три категории, отражающие: 1) демографические, физиологические и статусно-ролевые характеристики: матримониальный статус (single, married); внешний вид и физические качества (smart-looking, tall, fit); возраст (over 35, notover 60, young man); гендерную принадлежность (lady, man); социальный статус (man of good social position, lady of gentle birth); 2) уровень образования (educated, well-educated, under graduate degree), рабочие навыки и качества, в том числе специфические (must know Java Script, must know town); неспецифические умения и навыки (those who can listen to the client, ability to discuss complex matters with non-technical people; опыт работы (8+ years of experience); 3) личностные качества потенциального работника: интеллект кандидата (smart, bright, quick-witted, intelligent); особенности психологической организации кандидата (bubbly, flexible, confident, cheerful, warm, happy, calm, switched-on, upbeat); коммуникативные навыки кандидата (outgoing, communicative,

friendly, assertive); отношение кандидата к работе (active, proactive, driven, able to take initiative и др.).

В соответствии с целью исследования в списке ключевых слов отбирались лексемы, обозначающие кандидата на вакантную должность, обладающие референцией к предъявляемым требованиям, выражающие оценочную квалификацию референтов. В целях выявления диахронических различий в содержательных характеристиках жанра «объявление о приеме на работу» мы извлекали ключевые слова для каждого из параллельных корпусов, в качестве референциального корпуса использовался весь корпус. Под ключевыми словами понимаются лексемы, частотность которых в определенном синхронном срезе гораздо выше по сравнению с данными всего корпуса. Списки ключевых слов для каждого из рассматриваемых периодов были построены с учетом статистической меры (log-likelihood), при этом порог отсечения для ключевых слов составил — 6,83. Сопоставление данных параллельных корпусов позволило проследить динамику ключевых слов, определить тенденции в содержательных характеристиках и языковую вариативность жанра.

3. Результаты исследования и их обсуждение

Ключевые слова, выделенные для каждого из рассматриваемых периодов с указанием статистической меры K (keyness), рассчитанной на основе теста правдоподобия (log-likelihood), представлены в соответствии с убыванием данного показателя (табл. 1). Все лексемы входят в список первых двухсот ключевых слов.

Как показывают статистические данные, в первые два периода наблюдается частое указание на демографические и гендерные характеристики потенциального кандидата на вакантную должность. В начале и середине хх века в текстах объявлений о приеме на работу распространенными были требования к полу, возрасту (young; age 25-35). Как показано в табл. 1, в 1917 и 1956 годах существительное age имеет коэффициент K 23.015 и 9.427, соответственно. В начале хх века наивысший ранг имеют лексемы lady, ladies, что объясняется историческими условиями Первой мировой войны, когда рынок труда испытывал нехватку трудовых ресурсов и женщины активно привлекались к трудовой деятельности.

Низкий уровень безработицы и интенсивное развитие производства в послевоенный период обеспечивали высокую потребность в квалифицированной рабочей силе для промышленности, что находит отражение в подкорпусе 1956 года, в котором гендерно-окрашенные лексемы he то значением K 11.410 и man 12.789 имеют большее значение K по сравнению

Таблица 1

Ключевые слова, выделенные для трех подкорпусов английских текстов объявлений о приеме на работус указанием меры К (keyness)

1917 K 1956 K 2006 K

lady 75.681 production 50.348 you 201.383

ladies 40.679 research 50.021 skills 159.098

motoring 40.679 industrial 47.825 cv 141.928

ineligible 51.773 methods 47.039 your 99.430

handwriting 25.831 engineering 45.913 team 91.936

age 23.015 technical 45.808 role 81.494

quick 20.083 engineer 42.179 support 76.596

girls 18.079 qualifications 38.782 we 71.294

knowledge 15.337 development 35.958 dynamic 38.298

handwriting 13.426 mechanical 26.683 change 29.287

thoroughly 14.541 prospects 17.117 flexible 27.034

women 13.632 education 15.484 motivated 24.781

references 12.720 experience 13.084 individual 22.866

capable 10.298 man 12.789 individuals 22.528

female 9.590 training 12.275 proactive 22.528

gentleman 9.281 he 11.410 interpersonal 18.023

gentlemen 9.040 age 9.427 professional 16.389

accurate 7.842 advancement 9.364 liaising 13.517

female 7.842 initiative 7.668 super 9.011

с 1917 годом, что коррелирует с гендерно маркированными ключевыми словами, традиционно ассоциирующимися с мужским родом занятий: production, engineer, engineering, technical, mechanical.

В конце XX — начале XXI века табуизация упоминания социально-демографических характеристик приводит к использованию гендерно-ней-тральных лексем, например, individual или candidate. Вместе с тем некоторые дискриминационные требования в текстах объявлений о вакансии получают эвфемистическую репрезентацию, например, совершенное владение английским языком передается выражением excellent communicative skills, эвфемизация требований к внешности репрезентируется выражением the role is client facing; возраст соискателя обозначается посредством специфической таргетизации потенциальных кандидатов: under graduates и др.

Прагматизация жанра, начавшаяся в 1980-е годы, проявляется в употреблении личных местоимений, прежде всего you, your, we, our, которые

входят в перечень ключевых слов данного периода, что свидетельствует о сближении с рекламным дискурсом и возрастающей интерактивности жанра.

В конструировании образа идеального кандидата на вакантную должность важную роль играют требования к опыту, знаниям, умениям и навыкам соискателя, репрезентируемые лексемами experience (experienced), skills, knowledge, qualifications. Как показывают данные корпуса, квалификация, опыт и знания потенциального кандидата акцентируются в разные периоды функционирования жанра, тем не менее в начале века предпочтение отдается знаниям (лексема knowledge имеет коэффициент 15.337), в середине века большее значение имеет опыт (лексема experience принимает значение 13.083); в конце XX — начале XXI века в списке ключевых слов лексема skills— 159.098, репрезентирующая, как правило, специфические навыки и умения кандидата на вакантную должность, занимает второе место.

Анализ семантики ключевых слов показывает, что среди требований к личностным качествам кандидата на вакантную должность в начале века акцентируются такие интеллектуальные качества, как сообразительность, способность, точность, обозначаемые прилагательными quick—20.083, capable—10.298, accurate—7.842. В середине XX века личностные качества, включающие особенности психологической организации и интеллекта потенциального сотрудника, как правило, не указываются. Тем не менее мы отмечаем ценностную ориентацию на проявление инициативы, что выражается в использовании существительного initiative, имеющего значение the ability to decide and act on your own without waiting for somebody to tell you what to do [OED].

В конце XX — начале XXI века в требованиях к потенциальному кандидату на предлагаемую вакансию личностные качества, характеризующие заинтересованное отношение к работе, такие, как целеустремленность, активность, энтузиазм, становятся доминирующими. Так, прилагательные motivated — having interest or enthusiasm for smth; proactive — of a person (oraction) creating or controlling a situation rather than just responding to it after it has happened; dynamic, имеющие значения 'active', 'potent', 'energetic', 'effective', 'forceful' [OED], входят в список ключевых слов данного периода, обладая наиболее высокими коэффициентами K: dynamic — 38.298; (self)-motivated — 24.781; proactive — 22.528.

4. Выводы

Таким образом, корпусный метод в диахроническом изучении текстов британского объявления о приеме на работу позволяет статистически опи-

сать историческую вариативность ценностно-содержательных ориентиров жанра, закрепленную в семантике и прагматике языкового знака, и изменения коммуникативных характеристик жанра. Как показывает анализ эмпирического материала, дискурсивное конструирование образа адресата текста объявления о приеме на работу претерпевает существенное изменение на протяжении прошедшего столетия. Так, в период с конца XIX по начало XX века в дискурсивном образе кандидата акцентировались возраст, гендерная принадлежность и интеллектуальные способности; в середине XX века таргетизация адресата осуществлялась по гендерно-возрастной принадлежности (young, lady, man), наличию опыта (experience), специальной подготовки (training) и образования (education); в современный период акцентируется наличие специфических навыков и умений, а также качеств кандидата, характеризующих его отношение к работе, таких как проактив-ность (proactive), динамичность (dynamic), мотивация (motivated).

В таргетизации потенциального кандидата наблюдается табуизация гендерных и социально-демографических характеристик, тем не менее широкое распространение получают эвфемистические замены. Таким образом, можно сделать вывод, что изменения в репрезентации требований к идеальному кандидату в текстах объявлений о приеме на работу отражают социокультурную динамику британского социума, отраженную в языковых структурах.

Литература

1. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды /

B. В. Виноградов. — Москва : Наука, 1980. — 360 с.

2. Достовалова Е. К. Языковые средства оформления объявления о вакансии / Е. К. Достовалова // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». — 2011. — № 3. —

C. 101—106.

3. Кайда Л. Г. Авторская позиция в публицистике (функц.-стилистическое исследование совр. газетных жанров) : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Л. Г. Кайда. — Москва, 1992. — 433 с.

4. Какорина Е. В. Стилистические изменения в языке газеты : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Е. В. Какорина. — Москва, 1992. — 22 с.

5. Кочетова Л. А. Функции рекламного дискурса : таксономия и динамические аспекты реализации / Л. А. Кочетова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. — 2010. — Т. 2 (12). — С. 77—83.

6. Леонова Ю. Ю. Языковая объективация просьбы в челобитных XVII века : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 05.25.02 / Ю. Ю. Леонова. — Волгоград, 2013. — 19 с.

7. Миронова A. A. Русская реклама в аспекте диахронической стилистики : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.02.01 / А. А Миронова. — Челябинск, 2011. — 49 с.

8. Неупокоева А. В. Спецификация признака пола в номинациях лиц в типе текста «объявление о приеме на работу» : на материале немецкого и русского языков / А. В. Неупокоева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та. Аспирант. тетр. — 2008. — № 25. — С. 212—218.

9. Стеблецова А. О. Институциональное общение в формате Workplace Discourse : к вопросу о сопоставлении деловых коммуникативных культур / А. О. Стеблецова // Сопоставительные исследования. — 2011. — Воронеж : Истоки, 2011. — С. 137—142.

10. Трошева Т. Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII-XX вв. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.01 / Т. Б. Трошева. — Пермь, 1999. — 329 с.

11. Anthony L. AntConc (Version 3.4.3) [Computer Software]. — Tokyo, Japan : Waseda University, 2014. — Access mode : http: // www.laurenceanthony.net /.

12. British Newspaper Archive [Electronic resource]. — Access mode : www.brit-ishnewspaperarchive.co.uk.

13. Gillaerts P. From job announcement to recruitment advertising : The evolution of recruitment ads in a Flemish newspaper (1946—2010) / P.Gillaerts // G. Garzone, P. Catenaccio, C. Degano (еЛз.). Genre Change in the Contemporary World : Short-term diachronic perspectives. — Lang. Bern, 2012. — Рр. 263—276.

14. Jucker A. H. Slanders, slurs and insults on the road to Canterbury. Forms of verbal aggression in Chaucer's "Canterbury Tales" / A. H. Jucker // Irma Taavitsainen, Terttu Nevalainen, Paivi Pahta and Matti Rissanen (eds). Placing Middle English in Context. —Berlin : Mouton de Gruyter, 2000. — Рр. 369—389.

15. Kochetova L. A. Historical Discourse Studies : Approaches, Issues, Prospects / L. A. Kochetova // The World of Scientific Discoveries [V Mire Nauchnykh Otkrytiy]. — 2014. — Vol. 57. — Issue 9.2. — Рр. 737—759.

16. Kochetova, L. A. Persuasive and Informative Functions in Russian Advertising Discourse of Late Nineteenth Century / L. A. Kochetova, T. N. Tsynkerman // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2015. — 6 (4(S1)L— Рр. 358—364.

17. Rafaeli A. Employment ads : A configurational research agenda / A. Rafaeli, A. L. Oliver // Journal of Management Inquiry. — 1998. — № 7 (4). — Рр. 340—354.

18. Robinson P. The British labour market in historical perspective : changes in the structure of employment and unemployment / P. Robinson // CEP Discussion Papers, CEPDP0202. Centre for Economic Performance, London School of Economics and Political Science. — London, UK. — Access mode : http://www.ons.gov.uk/ons/rel/lms/ labour-market-trends--discontinued-/volume- 111--no--3/a-century-of-labour-market-change--1900-to-2000.pdf .

19. Walters N. Danish job advertisements : Increasing in complexity / N. Walters, A. Fage-Butler // Social Media and / in Business Communication. — 2014. — № 3. — Гр. 38—52.

Corpus Study of Dynamics of Communicative and Informative Characteristics of Announcements on Employment in British Linguistic Culture

© Kochetova Larisa Anatolyevna (2016), Doctor of Philology, Department of English Philology, Volgograd State University (Volgograd, Russia), lakvolgu@mail.ru. © Volodchenkova Olga Ivanovna (2016), assistant lecturer, Department of English Philology, Volgograd State University (Volgograd, Russia), llanfair@yandex.ru.

The relevance of the work is caused by the growing interest of linguists to historical and discursive studies using corpus methodology. For the first time on a material of representative specialized diachronic corpus of announcements on employment, published in the British periodical "The Times" from the beginning of the XX till early XXI century, the results of the diachronic study of the variability of communicative and informative characteristics of the genre of "announcement on employment" are obtained. On the basis of comparison of the corpus data the statistically significant diachronic changes in the ways to refer the addressee of the advertisement and informative characteristics of the genre reflecting the requirements for an ideal candidate for the vacant position are established. It is shown that the variability of characteristics of the genre reflects the changes of value orientations of the employer in targetization of job seeker: at the beginning of the last century intellectual quality are emphasized, in the period from the end of the last century to the present the importance of such personal characteristics of the addressee is noted as motivation, activity and dynamics. It is revealed that changes in the methods of designation of the addressee indicate trends of tabooization of gender and socio-demographic characteristics of the candidate for the vacant position and a pronounced dialogic nature of the genre, bringing it with advertising discourse.

Key words: genre; announcements on employment; diachrony; historical discourse studies; corpus; corpus diachronic analysis.

References

Anthony, L. AntConc (Version 3.4.3) [Computer Software]. Tokyo, Japan: WasedaUni-

versity. Available at: laurenceanthony.net/software/antconc/. (In Engl.) British Newspaper Archive. Available atwww.britishnewspaperarchive.co.uk. (In Engl.) Dostovalova, E. K. 2011. Yazykovyye sredstva oformleniya obyavleniya o vakansii.

VestnikMGOU. Seriya «Lingvistika», 3: 101—106. (In Russ.) Gillaerts, P. 2012 From job announcement to recruitment advertising: The evolution of recruitment ads in a Flemish newspaper (1946—2010). In: Genre Change in the Contemporary World: Short-term diachronic perspectives. Lang. Bern. 263—276. (In Engl.)

Jucker, A. H. 2000. Slanders, slurs and insults on the road to Canterbury. Forms of verbal aggression in Chaucer's "Canterbury Tales". In: Irma Taavitsainen, Terttu-Nevalainen, PaiviPahta and MattiRissanen (eds). Placing Middle English in Context. Berlin: Mouton de Gruyter. 369—389. (In Engl.) Kayda, L. G. 1992. Avtorskaya pozitsiya v publitsistike (funkts.-stilisticheskoye issle-dovaniye sovr. gazetnykh zhanrov): avtoreferat dissertatsii ... doktora filo-logicheskikh nauk: 10.01.10. Moskva. (In Russ.)

Kochetova, L. A. 2010. Funktsii reklamnogo diskursa: taksonomiya I dinamicheskiye aspekty realizatsii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznaniye, 2 (12): 77—83. (In Russ.)

Kochetova, L. A. 2014. Historical Discourse Studies: Approaches, Issues, Prospects.

The World of Scientific Discoveries [VMire Nauchnykh Otkrytiy], 57 (9.2): 737—759. (In Engl.)

Kochetova, L. A., Tsynkerman, T. N. 2015. Persuasive and Informative Functions in Russian Advertising Discourse of Late Nineteenth Century. Mediterranean Journal of SocialSciencesjS (4(S1)j_358—364. (In Engl.)

Kakorina, E. V. 1992. Stilisticheskiye izmeneniya v yazyke gazety: avtoreferat dissertat-sii ... kandidata filologicheskikh nauk: 10.02.01. Moskva. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Leonova, Yu. Yu. 2013 Yazykovaya obektivatsiya prosby v chelobitnykh XVII veka: avtoreferat dissertatsii ... kandidata filologicheskikh nauk: 05.25.02. Volgograd. (In Russ.)

Mironova, A. A. 2011 Russkaya reklama v aspekte diakhronicheskoy stilistiki: avtoreferat dissertatsii ... doktora filologicheskikh nauk: 10.02.01. Chelyabinsk. (In Russ.)

Neupokoyeva, A. V. 2008. Spetsifikatsiya priznaka pola v nominatsiyakh lits v tipe tek-sta «obyavleniye o priyeme na rabotu»: na material nemetskogo i russkogo yazykov. In: Izv. Ros. gos. ped. un-ta. Aspirant. tetr., 25. Sankt-Peterburg. 212—218. (In Russ.)

Rafaeli, A., Oliver, A. L. 1998. Employment ads: A configurational research agenda. Journal of Management Inquiry, 7 (4): 340—354. (In Engl.)

Robinson, P. 2014. The British labour market in historical perspective: changes in the structure of employment and unemployment. In: CEP Discussion Papers, CEPDP0202. Centre for Economic Performance, London School of Economics and Political Science. London, UK. Available at: http: //www.ons. gov.uk/ons/rel/lms/labour-market-trends--discontinued-/volume- 111--no--3/a-century-of-labour-market-change--1900-to-2000.pdf.

Stebletsova, A. O. 2011 Institutsionalnoye obshcheniye v formate Workplace Discourse: k voprosu o sopostavlenii delovykh kommunikativnykh kultur. In: So-postavitelnyye issledovaniya. Voronezh: Istoki.137—142. (In Russ.)

Trosheva, T. B. 1999. Formirovaniye rassuzhdeniya vprotsesse razvitiya nauchnogo sti-lya russkogo literaturnogo yazyka XVIII—XX vv: dissertatsiya ... doktora filologicheskikh nauk: 10.02.01.Perm'. (In Russ.)

Vinogrado, V. V. 1980. O yazyke khudozhestvennoy prozy. Izbrannyye trudy. Moskva: Nauka. (In Russ.)

Walters, N., Fage-Butler, A. Danish job advertisements: Increasing in complexity. Social Media and/in Business Communication, 5:38—52. (In Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.