Научная статья на тему 'Формирование диагностических компетенций у студентов медицинских вузов при обучении физике'

Формирование диагностических компетенций у студентов медицинских вузов при обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ / ОБУЧЕНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TEACHING PHYSICS TO FUTURE DOCTORS / FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY TRAINING / DEVELOPING DIAGNOSTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Ирина Аркадьевна, Мирзабекова Ольга Викторовна

В статье обозначена необходимость формирования диагностической компетенции при обучении физике студентов медицинских вузов. Проанализированы существующие подходы к обучению физике будущих врачей и выявлено проблемное поле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонова Ирина Аркадьевна, Мирзабекова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing diagnostic competence of medical students while teaching them Physics

In the article we review the problem of teaching future doctors the diagnostic practice due to several factors: the scientific, the historical, and the statistical ones. We reveal and analyze the basic principles of training future doctors to their professional activity while teaching them Physics. It is argued that there are a number of essential problems in Physics training methods to be solved in medical universities urgently

Текст научной работы на тему «Формирование диагностических компетенций у студентов медицинских вузов при обучении физике»

И. А. Агафонова, О. В. Мирзабекова

(Астрахань)

Формирование диагностических компетенций у студентов

медицинских вузов при обучении физике

В статье обозначена необходимость формирования диагностической компетенции при обучении физике студентов медицинских вузов. Проанализированы существующие подходы к обучению физике будущих врачей и выявлено проблемное поле.

Современный этап развития педагогической науки характеризуется внедрением ком-петентностной модели подготовки будущих специалистов, в том числе и медицинского профиля. Накоплен значительный опыт и практика ее внедрения, которые показывают, что реализация компетентностного подхода позволяет достигать целей обучения как триады: «умение действовать», «умение быть» и «умение жить» [1, с. 87]. Поэтому результатом обучения будущего врача являются не только «усвоенные знания, умения, навыки», но и «освоенные компетенции» [2] как способность и готовность их применять.

Виды и соответствующие им задачи профессиональной деятельности представлены в рамках компетентностного подхода как набор определенных компетенций, формирование которых должно осуществляться при изучении дисциплин, регламентированных ФГОС ВПО и учебными планами медицинских вузов. Так, например, будущий педиатр должен быть готов к выполнению профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельностей. Отдельно хотелось бы отметить диагностический вид деятельности. Этот вид деятельности выбран нами не случайно и, на наш взгляд, обоснованно. В подтверждение данного выбора может быть выделен ряд факторов.

1. Исторический фактор. Современные медицинские знания в области диагностики заболеваний человека зарождались во времена так называемой доисторической медицины, когда «доступные признаки болезни - переломы, ранения, рвота, сильный понос или восприятия боли и жара и др. - являлись базовыми компонентами примитивной диагно-

стики» [3]. Эпоха Возрождения вносит в медицинскую диагностику индуктивный и естественнонаучный методы мышления и исследования («Везалий - «Лютер анатомии», Гар-вей - основоположник физиологии кровообращения, Морганьи - основатель органолока-листического направления в патологической анатомии и медицине»], позволяющие успешно распознавать сердечные заболевания с помощью ощупывания сердечной области, осмотра яремных вен и химического анализа мочи [3].

Обратившись к анализу становления и развития диагностической деятельности, мы выяснили, что основы диагностики были сформированы в конце XIX века (В. Ф. Чиж, Т. Котабинский], позднее русскими врачами С. П. Боткиным и Г. А. Захарьиным медицинская диагностика провозглашается как один из видов прикладной науки. «Такое внимание к диагностике, по-видимому, не случайно и определяется тем, что изучение специфических способностей процедуры диагностирования, с одной стороны, имеет практическое значение для всех сфер деятельности человека, где приходится решать задачи распознавания внутреннего состояния тех или иных объектов и систем, с другой стороны, обеспечивает эффективное применение теоретических знаний» [4, с. 70]. Результатом диагностики, по мнению этих известных врачей, являлся эпикриз (суждение, решение], в котором описывались страдания больного, этап-ность обследования, прошлые заболевания и др. Эпикриз, как правило, составлялся достаточно подробный, с детальным описанием всех признаков заболевания, о чем свидетельствуют записи в «Медицинских картах стационарных больных» [5]. Кроме того, записи в «Медицинских картах стационарных

больных», научно-исторические обзоры истории медицины того времени, а также содержание словаря В. И. Даля, в котором можно встретить толкование слов греческого происхождения, позволяют отметить отсутствие понятия «диагноза» как результата диагностической деятельности.

В настоящее время медицинская диагностика является конгломератом фундаментальных наук, современных методов исследований и информационно-коммуникационных технологий. Диагностика прошла долгий путь становления. Как и столетия назад, медицинская диагностика - это вид профессиональной деятельности врача, который и сегодня является крайне значимой сферой его деятельности. «Для ее осуществления необходимо иметь теоретические знания сущности, причин изменения диагностируемого объекта (явления], на основе чего можно объяснить многообразие его конкретных состояний» [4, с. 69].

2. Научный фактор. Выделяя данный фактор как обосновывающий необходимость обучения диагностической деятельности будущего врача при изучении физики в медицинском вузе, нетрудно доказать, что в основу большинства из диагностических методов исследований, применяемых в медицине, заложены физические законы, теории, научные факты, а также физические свойства объектов и закономерности протеканий физических явлений.

3. Статистический фактор. О необходимости пристального внимания со стороны преподавателей вузов, в том числе и преподавателей физики, к проблеме формирования у будущих врачей диагностической деятельности свидетельствуют неутешительные данные статистики. Так, выделяя среди врачебных ошибок объективные («непостоянство медицинских концепций, проблемы с техническим обеспечением, организационные трудности [6, с. 81]] и субъективные (халатность, несвоевременность оказания первой медицинской помощи, неполное обследование больного и диагностических или леченых манипуляций, неверно выбранные методы исследования и оценка результатов и др. [6]], А. Е. Ерманок подчеркивает, что на долю субъективного фактора приходится 60-70% именно диагностических ошибок. Например, расхождение патологического и клинического диагнозов в 2011 году по Москве составля-

ло 12%, в целом по России около 15% [7]. Поэтому формирование диагностического вида профессиональной деятельности будущего врача является и сегодня актуальной проблемой.

Подобные исследования проводились Г. Г. Абакаровой - автор устанавливает частоту расхождений диагнозов на этапах госпитализации больных с патологией органов пищеварения [8]. Г. Г. Абакаровой установлено «существенное расхождение диагнозов врачей приемного отделения и клинических диагнозов, установленных больным с патологией органов пищеварения: совпадение диагнозов - в 67,43 случаях, расхождение диагнозов - в 31,57 случаях (на 100 больных с соответствующим диагнозом приемного отделения]» [8, с. 13.] Кроме того, автор выделяет объективные причины расхождения диагнозов, среди которых не только «недостаточный объем лабораторных и аппаратно-инстру-ментальных исследований на догоспитальном этапе», «недостаточный объем консультативной помощи больным» и «атипичное течение основного заболевания», но и врачебные ошибки при диагностике, связанные с неверным выбором методов и средств диагностики и существенных признаков (симптомов] заболевания [8, с. 14].

Обобщая вышесказанное, можно констатировать факт крайней необходимости обучения диагностическому виду деятельности будущих врачей при обучении в медицинском вузе не только при изучении дисциплин специализации, но и на занятиях по физике. Поэтому мы сочли важным выяснить, существуют ли научно-педагогические, методические исследования и практика формирования диагностического вида деятельности при обучении физике студентов медицинских вузов.

В данном контексте нами был осуществлен анализ научно-педагогической литературы. Отметим, что к настоящему времени накоплен немалый опыт в методике обучения физике студентов-медиков: значительное число учебников и задачников по медицинской и биологической физике [9, 10 и др.], конспекты лекций по дисциплине «Физика. Математика» [11, 12 и др.], разработаны комплекты мультимедийных презентаций и лабораторных работ [13 и др.], анализ которых показал, что традиционно формирование профессиональных видов деятельности у будущих врачей регламентируется принципом профессиональной направленности.

Агафонова И. А., Мирзабекова О. В. Формирование диагностических компетенций у студентов медицинских вузов..

Выделим следующие группы исследований в области методики обучения физике, которые раскрывают проблему подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов медицинских вузов.

1. Разработка методики обучения физике студентов медицинских вузов с помощью информационных и наукоемких технологий раскрыта в работах Н. П. Пупырева [14], В. А. Смирнова, О. В. Шуваевой [15]. Так, Н. П. Пупы-ревым не только доказана возможность применения компьютерного моделирования на занятиях по физике, но и выявлены требования к компьютерным моделям и программным дидактическим средствам. В. А. Смирновым и О. В. Шуваевой [15] отмечается перспективность «использования компьютерных технологий для создания виртуальных лабораторных работ с использованием технологий National Instruments в среде LabView. <...> Данная система помогает студенту представить организацию эксперимента, провести первичную обработку результатов и воспользоваться методическими подсказками» [16]. Однако несмотря на отмеченную авторами работ возможность усвоения студентами-медиками знаний и умений в виртуальном лабораторном практикуме, Н. П. Пупырев, В. А. Смирнов, О. В. Шуваева не раскрывают в своих исследованиях возможность организации деятельности по формированию профессиональных компетенций и видов деятельности, указанных в ФГОС ВПО или в проектах ФГОС ВО для будущих врачей.

2. Создание технологии обучения физике студентов медицинского вуза на основе использования трансформированного с учетом гендерных особенностей обучаемых предметного и задачного содержания. В данном направлении работа велась сотрудницей Волгоградского государственного медицинского университета С. А. Коробковой. На наш взгляд, данное исследование является значимым и актуальным в области теории и методики обучения физике студентов медицинских вузов. Во-первых, автором отмечается важность проблемы формирования содержания курса физики в медицинском вузе в условиях бурного роста технического прогресса и образовательных технологий, а также сокращения аудиторного времени изучения общепрофессиональных дисциплин, в том числе и физики [17]. При этом С. А. Коробкова включает в содержание курса физики предметную область, определяющую фактический учеб-

ный материал, процессуальную область, «ориентированную на отбор средств, способов и методов обучения студентов основным операциям при освоении курса физики и формирования общекультурных, профессиональных компетенций и предметных действий, которыми должны овладеть студенты по окончании изучения курса физики» [17, с. 1041], и социокультурную область, учитывающую гендерные особенности обучения физике. Поэтапно формируя предметную область содержания от понятий до укрупненных дидактических единиц, автор осуществляет «трансформацию» типовых физических задач с учетом гендерных особенностей обучаемых и их будущей профессиональной деятельности (для девушек задачи, по мнению исследователя, должны быть практико-эсте-тическими, гуманно-ценностными и моделирующими отношения «человек-общество», для юношей - технико-ориентированными и проектно-исследовательскими [17, с. 1044]].

Однако несмотря на достоинства данного исследования, нами отмечен ряд недостатков: 1] в работе автора не выявлены виды профессиональных компетенций, операции и виды «предметных действий», которые могут быть сформированы в результате реализации разработанной технологии обучения физике студентов медицинского вуза; 2] технология обучения не учитывает необходимость организации деятельности по усвоению основных понятий физики обучаемыми (данный вывод, на наш взгляд, достаточно весом, так как уровень знаний по физике у студентов-медиков достаточно низкий]; 3] остается нераскрытым вопрос обучения решению задач по физике студентов-медиков (осуществляется ли обучение по образцу или формируются методы решения задач?]

3. Исследования, посвящённые реализации принципа профессиональной направленности при обучении физике студентов медицинских вузов через: а] установление межпредметных связей; б] отбор содержания курса физики путем выявления наиболее значимого для будущих врачей материала и связи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами; в] разработку специальных дидактических средств (задач, лабораторных практикумов и др.], отражающих профессиональную деятельность врача; г] обучение решению профессиональных задач с помощью физических знаний.

Анализ и обобщение работ в данной области позволили сформулировать ряд нераскрытых важных проблем обучения физике студентов медицинских вузов: не сформулированы (не уточнены] цели обучения физике студентов медицинских вузов; не выявлено содержание курса физики (имеющиеся подходы к разработке содержания курса физики базируются на подходах, применяемых при изучении медицинской физики и биофизики, заложенных А. Н. Ремизовым и В. Ф. Антоновым]; курсы лекций имеют в большей степени научно-популярный характер, отставляя на задний план фундаментальную составляющую науки физики; не раскрыты вопросы контроля знаний по физике у студентов медицинских вузов; в сборниках задач по физике для медицинских вузов, в отличие от аналогичных для технических вузов, не содержатся ни алгоритмы, ни системы действий по решению; отсутствуют работы, посвященные методике обучения будущих врачей решению задач на занятиях по физике; отсутствуют работы, посвященные разработке методов усвоения основных понятий курса физики, фи-

зических теорий и законов обучаемыми; в работах авторов не раскрываются возможности формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций средствами задач по физике; «изучение физики в практикумах является редуцированным, без привлечения физических механизмов, что делает изучение физики, вообще бессмысленным, так как сколь бы постулируемые физические обоснования не были вразумительными, они неочевидны» [18, с. 72]; не раскрыты возможности формирования обобщенных приемов решения задач по физике и биофизике; не раскрываются и возможности формирования профессиональных компетенций у будущих врачей, в том числе и диагностической компетенции.

Таким образом, в настоящее время существует острая проблема разработки новых подходов к организации процесса обучения физике студентов медицинских вузов, поэтапное внедрение которых позволило бы повысить эффективность обучения будущих врачей профессиональным видам деятельности уже на первых годах обучения в вузе.

Литература

1. Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. - 2009. -№ 3. - С. 86-91.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист»)» // Гарант.ру : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070110/ (дата обращения: 21.11.15.)

3. Бородулин Ф. Р. История медицины. Избранные лекции. -М.: МЕДГИЗ, 1961. - 254 с.

4. Чередниченко О. И. Системный подход к диагностике результатов обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2000. - 236 с.

5. Чернобай Г. Н. Медицинский диагноз (для интернов, ординаторов разных специальностей) / / ГБОУ ВПО КемГМА Минздрава России : [сайт]. - URL: http://www.kemsma.ru/counter/ Patanatomia_Diag.pdf (дата обращения: 21.08.15 г.)

6. Ерманок А. Е. Врачебные ошибки как основной фактор депопуляции // Компьютерные медицинские системы. Научная сессия МИФИ-2008. Т.3. ISBN 978-5-7262-0883-1. - С 80-82 [Электронный ресурс]. - URL: http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2008/t3/1-1-8.doc

7. Причина смерти. Что важнее - лечить живых или не тревожить мёртвых? : [видеозапись] / авт. Ирина Ясина // РИА-Новости : [сайт]. - URL: http://ria.ru/videocolumns/20110504/ 370804274.html (дата обращения: 21.08.15 г.)

Агафонова И. А., Мирзабекова О. В. Формирование диагностических компетенций у студентов медицинских вузов .

8. Абакарова Г. Г. Частота расхождений диагнозов на этапах госпитализации больных с патологией органов пищеварения // Медицинский вестник Башкортостана. - 2008. - № 2. - С. 12-14.

9. Ремизов А. Н., Максина А. Г., Потапенко А. Я. Медицинская и биологическая физика: учебник для вузов (4-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Дрофа, 2003. - 560 с.

10. Волькенштейн Н. В. Биофизика. - СПб.: Лань, 2008. - 327 с.

11. Антонов В. Ф., Коржуев А. В. Физика и биофизика. Курс лекций для студентов медицинских вузов. - М.: Дрофа, 2004. -560 с.

12. Рубин А. Б. Лекции по биофизике : учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С.160.

13. Добро Л. Ф., Богатов Н. М. Биофизика : лабораторный практикум. - Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2009. - 98 с.

14. Пупырев Н. П. Создание и использование компьютерных моделей при изучении естественнонаучных дисциплин в медицинском вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Барнаул, 2005. -146 с.

15. Смирнов В. А., Шуваева О. В. Использование современных наукоемких технологий в курсе «физика» для студентов медицинских специальностей вузов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 11-1. -С. 39-40.

16. Шуваева О. В. Использование компьютерного демонстрационного эксперимента на лекциях по оптике // Сборник трудов конференции «Оптика и образование-2012». - СПб.: НИУ ИТМО,

2012. - С. 79.

17. Коробкова С. А. Технология обучения физике студентов медицинского вуза на основе использования трансформированного с учетом гендерных особенностей обучаемых предметного и задачного содержания // Фундаментальные исследования. -

2013. - № 11. - С. 1040-1045.

18. Тарасова А. В. Физический практикум как средство формирования профессиональных компетенций студента медицинского вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М.: МПГУ, 2012. - 249 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.