Научная статья на тему 'Формирование человеческого потенциала в условиях цифровизации сельскохозяйственного сектора экономики'

Формирование человеческого потенциала в условиях цифровизации сельскохозяйственного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN CAPITAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / DIGITALIZATION / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / AGROSKILLS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / DIGITALSKILLS / HARDSKILLS / SOFT-SKILLS / WORLDSKILLS / EDUCATION / WORK FORCE / TRANSFORMATION / HUMAN POTENTIALL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Елена Владимировна

Introduction: in the next five years, there will be widespread penetration of the Internet and digital technologies in those sectors that have traditionally been offline. This phenomenon is already rapidly gaining momentum, which, in turn, requires a radical change in approaches to the formation of new knowledge, skills and competencies that are the basis of human potential, based on modern requirements of digitalization. On the basis of this, the question of determining the rural human potential of the agricultural sector, which already suffers from a shortage of highly qualified specialists, is acute. As a result, the aim of this work is to improve the methodology for determining human potential. Materials and methods: abstract-logical and computational-constructive methods were applied in the course of the work. Different approaches of foreign and domestic authors to the definition of the concepts of human resources, human potential, and human capital are considered. The method of determining the index of human development is studied. Results: the author proposes an improved method of calculating the index of human development of the agricultural sector. Discussion: when assessing the human development index of the agricultural sector, it is proposed to introduce an additional index the index of social reliability. This is justified by the fact that agriculture is a branch of the economy, which mainly refers to rural areas. Therefore, considering the human potential of agriculture, it is necessary to take into account the socio-economic conditions of rural areas as the main environment for the formation of human resources that are carriers of human potential. Conclusion: calculations have shown that rural areas have human potential, which, first of all, should be aimed at ensuring the agricultural sector in the conditions of the upcoming digitalization of production processes and management. To achieve this goal is largely possible with the close cooperation of institutions such as the state, science and business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of human potential in conditions of digitalization of the agricultural sector of the economy

Introduction: in the next five years, there will be widespread penetration of the Internet and digital technologies in those sectors that have traditionally been offline. This phenomenon is already rapidly gaining momentum, which, in turn, requires a radical change in approaches to the formation of new knowledge, skills and competencies that are the basis of human potential, based on modern requirements of digitalization. On the basis of this, the question of determining the rural human potential of the agricultural sector, which already suffers from a shortage of highly qualified specialists, is acute. As a result, the aim of this work is to improve the methodology for determining human potential. Materials and methods: abstract-logical and computational-constructive methods were applied in the course of the work. Different approaches of foreign and domestic authors to the definition of the concepts of human resources, human potential, and human capital are considered. The method of determining the index of human development is studied. Results: the author proposes an improved method of calculating the index of human development of the agricultural sector. Discussion: when assessing the human development index of the agricultural sector, it is proposed to introduce an additional index the index of social reliability. This is justified by the fact that agriculture is a branch of the economy, which mainly refers to rural areas. Therefore, considering the human potential of agriculture, it is necessary to take into account the socio-economic conditions of rural areas as the main environment for the formation of human resources that are carriers of human potential. Conclusion: calculations have shown that rural areas have human potential, which, first of all, should be aimed at ensuring the agricultural sector in the conditions of the upcoming digitalization of production processes and management. To achieve this goal is largely possible with the close cooperation of institutions such as the state, science and business.

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого потенциала в условиях цифровизации сельскохозяйственного сектора экономики»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 6 • июнь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Формирование человеческого потенциала в условиях цифровизации сельскохозяйственного сектора экономики

Давыдова Е.В. 1

1 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В ближайшие лет пять произойдет повсеместное проникновение интернета и цифровых технологий в те отрасли, которые традиционно находились в оффлайн-режиме. Это явление уже сейчас стремительно набирает обороты, что в свою очередь требует кардинально изменить подходы к формированию новых знаний, умений и компетенций, являющихся основой человеческого потенциала, на базе требований цифровизации. Остро стоит вопрос определения человеческого потенциала сельскохозяйственной отрасли, которая и без того страдает от дефицита высококвалифицированных специалистов. Целью настоящей работы является усовершенствование методики определения человеческого потенциала. В ходе работы применялись абстрактно-логический и расчетно-конструктивный методы. Рассмотрены различные подходы зарубежных и отечественных авторов к определению понятий «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал». Изучена методика определения индекса развития человеческого потенциала. Предложена усовершенствованная методика расчета индекса развития человеческого потенциала сельскохозяйственной отрасли. При оценке индекса развития человеческого потенциала сельскохозяйственной отрасли предложено ввести дополнительный индекс -индекс социальной надежности. Это обосновано тем, сельское хозяйство - это отрасль экономики, которая в основном относится к сельским территориям. Поэтому, рассматривая человеческий потенциал сельского хозяйства, необходимо учитывать социально-экономические условия сельской местности, как главной среды формирования человеческих ресурсов, являющихся носителями человеческого потенциала.

Рсчеты показали, что сельские территории обладают человеческим потенциалом, который, в первую очередь, должен быть направлен на обеспечение сельскохозяйственной отрасли в условиях грядущей цифровизации производственных процессов и управления. Реализовать данную цель во многом возможно при тесном сотрудничестве таких институтов, как государство, наука и бизнес.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: человеческий потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал, цифровизация, сельское хозяйство, сельские территории, компетенции, интернет, информационные технологии.

The formation of human potential in conditions of digitalization of the agricultural sector of the economy

Davydova E.V.1

1 Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, Russia

Введение

По утверждениям специалистов J'son& PartnersConsulting, ведущей международной консалтинговой компании, специализирующейся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии с 1996 года, сельское хозяйство стоит на пороге «Второй зеленой революции». По оценкам многих экспертов, недалеко то время, когда урожайность может достигнуть таких масштабов, каких не было за всю историю человечества. Произойдет это, во многом благодаря технологиям точного земледелия, основанным на интернете вещей.

На основании данных и методов их анализа (DataSciens) главным ресурсом для увеличения объемов выпускаемой сельскохозяйственной продукции и повышения

ABSTRACT:_

Introduction: in the next five years, there will be widespread penetration of the Internet and digital technologies in those sectors that have traditionally been offline. This phenomenon is already rapidly gaining momentum, which, in turn, requires a radical change in approaches to the formation of new knowledge, skills and competencies that are the basis of human potential, based on modern requirements of digitalization. On the basis of this, the question of determining the rural human potential of the agricultural sector, which already suffers from a shortage of highly qualified specialists, is acute. As a result, the aim of this work is to improve the methodology for determining human potential. Materials and methods: abstract-logical and computational-constructive methods were applied in the course of the work. Different approaches of foreign and domestic authors to the definition of the concepts of human resources, human potential, and human capital are considered. The method of determining the index of human development is studied. Results: the author proposes an improved method of calculating the index of human development of the agricultural sector Discussion: when assessing the human development index of the agricultural sector, it is proposed to introduce an additional index - the index of social reliability. This is justified by the fact that agriculture is a branch of the economy, which mainly refers to rural areas. Therefore, considering the human potential of agriculture, it is necessary to take into account the socio-economic conditions of rural areas as the main environment for the formation of human resources that are carriers of human potential. Conclusion: calculations have shown that rural areas have human potential, which, first of all, should be aimed at ensuring the agricultural sector in the conditions of the upcoming digitalization of production processes and management. To achieve this goal is largely possible with the close cooperation of institutions such as the state, science and business.

KEYWORDS: AgroSkills, agro-industrial complex, digitalskills, hardskills, softskills, WorldSkills, Internet, information technologies, competences, education, work force, rural areas,, agriculture, transformation, digitalization, human resources, human capital, human potentiall

JEL Classification: J24, L86, Q10 Received: 07.06.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Davydova E.V. (elena.davidova820mail.ru)

CITATION:_

Davydova E.V. (2018) Formirovanie chelovecheskogo potentsiala v usloviyakh tsifrovizatsii selskokhozyayst-vennogo sektora ekonomiki [The formation of human potential in conditions of digitalization of the agricultural sector of the economy]. Kreativnaya ekonomika. 12. (6). - 829-838. doi: 10.18334/ce.12.6.39181

конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в ближайшем будущем станут именно информационные и цифровые технологии. Объединение и систематизация всех получаемых данных с помощью ^-технологий в режиме реального времени совершат революцию в сфере принятия правильных и рациональных решений для фермеров. Причем вовлечение в Сеть все большего числа пользователей и осуществление между ними обмена информацией совершенствуют информационную систему, предоставляя возможность оперировать огромными объемами данных.

Наибольшего эффекта от внедрения информационных технологий в сельское хозяйство возможно добиться только тогда, когда объединяются в единое целое не только процессы внутри производственного цикла, но и охватывают как можно большее количество звеньев всей цепи, автоматизируя их и превращая сельское хозяйство в цифровую отрасль.

материалы и методы

Внедрение информационных и цифровых технологий в сельское хозяйство уже сегодня требует совершенно иных подходов к формированию человеческого потенциала отрасли и созданию современных условий для капитализации человеческих ресурсов. Чтобы определить пути капитализации человеческих ресурсов, в первую очередь, необходимо провести четкие границы между понятиями «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», так как до сих пор многими авторами эти понятия отождествляются. Категория «человеческий потенциал» определяется и уточняется в работах С. А. Айвазяна, С. Анада, А. Б. Докторовича, Н. В. Зубаревич, А. Сена, Ф.-П. Сакико и др.

Основные противоречия многих авторов при определении понятия «человеческий потенциал»1 скрыты во многом в способах оценивания трудовой деятельности человека или наличия у него капитала, а также в социально-экономических процессах или капитализации человеческих ресурсов [10].

1 Философские, психологические, акмеологические, социальные и экономические аспекты проблематики человеческого потенциала изложены в трудах А. А. Деркача, А. Б. Докторовича, Т. И. Заславской, В. А. Лукова, Н. М. Римашевской, И. В.Соболевой, И. Т. Фролова, Б. Г. Юдина, О. Л. Краевой, А. Сена и др.

ОБ АВТОРЕ:_

Давыдова Елена Владимировна, аспирантка (e[ena.davidova820mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Давыдова Е.В. Формирование человеческого потенциала в условиях цифровизации сельскохозяйственного сектора экономики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 6. - С. 829838. doi: 10.18334/ce.12.6.39181

Несколько лет назад некоторыми специалистами предполагалось, что в контексте применения термина «человеческий потенциал» (ЧП) концепция его употребления в недостаточной мере обладает общепринятыми утверждениями. С точки зрения науки из-за ограниченности статистических данных, необходимых для более глубокого анализа, концепция ЧП переживает еще стадию зарождения. Тем не менее экономика, как наука, а также ряд других общественных наук требует ориентации на опережение развития экономических отраслей [5] (Kataytseva, 2010).

Свое отражение тема человеческого потенциала нашла в концепции человеческого развития, которая в последние годы признана благодаря работам лауреата Нобелевской премии по экономике 1998 года А. Сена, который доказал, что развитие - это не просто рост материальных благ, а увеличение возможностей и способностей человека при свободе выбора цели и образа жизни, наиболее для него подходящих. Концепция человеческого развития подразумевает способность выбора одного из вариантов, которым хотел бы обладать человек, однако он не предопределяет разнообразие жизни человека. Выводы А. Сена гласят, что рост экономики только тогда благоприятствует человеческому развитию, когда он не просто увеличивает доход на душу населения, но и позволяет располагать определенным уровнем расходов государства, которые инвестируются в социальную среду и справедливо распределяются.

А. Сен, ссылаясь на Э. Канта, Аристотеля, А. Льюиса, А. Смита, которые рассматривали богатство как средство в достижении поставленных целей, под развитием человеческого потенциала понимает развитие человеческих возможностей и способностей их применить в жизнедеятельности, способствуя самореализации человека [1] (Sen, 1989).

Носителями человеческого потенциала являются люди, которые обладают запасами знаний, умений, навыков, формирующих человеческий потенциал и стремящихся в дальнейшем его увеличить и придать ему материальную форму в виде различных вознаграждений, заработной платы и т. д., которые необходимы в трудовой деятельности [6] (Kotyrlo, 2011).

Таким образом, стало возможным провести границы в понимании таких категорий, как человеческий потенциал, человеческие ресурсы и человеческий капитал. Это позволило дополнить методику определения индекса развития человеческого потенциала сельского хозяйства, основанную на принципах капитализации человеческих ресурсов.

Человеческие ресурсы - это количественное выражение населения страны, региона, отраженное в демографических характеристиках.

Человеческий потенциал - это максимальная возможность и склонность к реализации способностей человека в профессиональной сфере и в быту.

Человеческий капитал - это экономическая форма реализации человеческого потенциала в определенных условиях, выражающаяся в способности самовозрастания.

Следует отметить, различия между человеческим капиталом и рабочей силой. Рабочая сила - это совокупность навыков к простому труду, который не требует специального обучения.

Результаты

В результате процесс капитализации человеческих ресурсов (ЧР) происходит путем материализации в блага человеческого потенциала и представляет собой превращение знаний, умений, опыта и других профессионально значимых характеристик человеческих ресурсов в добавочный капитал, выражающийся в материальных и моральных благах. В более узком понимании капитализация ЧР - это трансформация человеческого потенциала в денежные средства.

Капитализация человеческих ресурсов прямо зависит от модернизации производственных и технологических процессов, основанной на цифровизации и информатизации экономических отраслей, когда во главу встают не вопросы количества труда, а вопросы качества [10].

Трансформация способностей индивидуума (человека) в капитал осуществляется под воздействием законов рыночной экономики в условиях разделения труда на физический, интеллектуальный, управленческий и предпринимательский. Создание новой производительной силы, такой как человеческий капитал, возможно лишь при осознанном инвестировании в развитие и приумножение способностей человека, формирующих фонд человеческого потенциала (табл. 1).

Таблица 1

Индексы развития человеческого потенциала сельских территорий юго-востока

Нижегородской области

Муниципальные районы SRi LEi Ei Ii HDIagr РАНГ

Большемурашкинский 0,591 0,756 0,621 0,601 0,64225 13

Бутурлинский 0,538 0,761 0,602 0,667 0,64200 6

Воротынский 0,315 0,748 0,591 0,607 0,56525 12

Гагинский 0,310 0,749 0,611 0,651 0,58025 10

Княгининский 0,599 0,75 0,614 0,673 0,66125 4

Краснооктябрьский 0,450 0,720 0,501 0,648 0,57975 11

Кстовский 0,765 0,790 0,601 0,681 0,70925 1

Лысковский 0,710 0,771 0,600 0,671 0,68800 2

Перевозский 0,548 0,751 0,638 0,599 0,63400 7

Пильнинский 0,432 0,743 0,691 0,604 0,61750 8

Сергачский 0,401 0,733 0,632 0,681 0,66175 3

Сеченовский 0,492 0,761 0,691 0,639 0,64575 5

Спасский 0,422 0,742 0,667 0,633 0,61600 9

Источник: составлено автором

Методика оценки человеческого потенциала, представленного в таблице 1, основана на двух этапах: первый - расчет индекса человеческого потенциала по уровню образования, доходов и средней продолжительности жизни; второй - расчет индекса социальной надежности населения по уровню обеспеченности жильем, занятости населения и уровню охвата сетью Интернет.

На первом этапе рассчитывается индекс по методике, признанной Программой развития ООН для определения уровня жизни населения.

На втором этапе рассчитывается индекс социальной надежности (SRi) как средняя величина индексов обеспеченности жильем, занятости и правонарушений (4).

Индекс обеспеченности жильем населения (Hi) рассчитывается как отношение средней площади жилищного фонда на одного жителя Sср к утвержденной в регионе норме жилой площади ^н) (1).

Hi = — • (1)

Sh

Индекс занятости населения (Ei) - это отношение разности количества трудоспособного населения (WP) и количества трудоспособных безработных (U) к общей численности трудоспособного населения (2).

Индекс охвата сетью Интернет (Int) - отношение количества жителей (DSL), имеющих доступ в Интернет с использованием технологии xDSL, к общей численности населения (PO) (3).

Cri = — • (3)

PO

Формула индекса социальной надежности в результате принимает следующий вид:

SRi = Hl+K+Int. (4)

Тогда формула расчета индекса развития человеческого потенциала сельских территорий будет иметь вид:

Н 01атд ЬЕ|+Е|+1|+5К1 ^^

Обсуждение

Включение индекса социальной надежности позволит наиболее детально и конкретно вести исследования в области развития сельских территорий с позиции человеческого потенциала, так как любая территория живет и развивается только тогда, когда ее ресурсы рационально используются жителями для приумножения благосо-

Таблица 2

Группировка муниципальных районов юго-востока Нижегородской области

по величине НО!1п„„

Группы муниципальных районов по Значение ;■■■.. Кол-во районов

Группа А (низкий) 0< <0,555 9

Группа В (средний) 0,555< <0,777 4

Группа С (высокий) 0,777<-"-" <1 -

Всего 13

Источник: составлено автором

стояния.

Индекс развития человеческого потенциала сельского хозяйства принимает значение от 0 до 1.

Если показатель ()<НОИадГ<0,555, то уровень развития человеческого потенциала низкий.

Если 0,555<ЯОЙСД, <0,777, то уровень развития человеческого потенциала средний.

Если 0,777<//£>Яадг<1, то уровень развития человеческого потенциала высокий.

На основании значений индекса человеческого потенциала муниципальные районы юго-востока Нижегородской области были распределены на группы (табл. 2)

Оценка величины индекса развития человеческого потенциала сельских территорий и их группировка позволили выявить, что из 13 районов юго-востока Нижегородской области 9 имеют низкий показатель, 4 района - средний показатель, ни один из исследуемых районов не вошел в число с высоким показателем. Полученные данные выступают в качестве свидетельства того, что существует риск обнищания человеческого потенциала сельских территорий, что служит реальной угрозой при обеспечении сельскохозяйственной отрасли высококвалифицированными кадрами. Чтобы не допустить падений до критических значений в этой области, необходимо уже сейчас искать возможные пути выхода.

Заключение

В условиях нового экономического уклада и социальной модернизации нужно формировать в человеке стремление к самоактуализации, творческому труду, самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, непрерывному образованию на рабочем месте, поиску, обработке, аккумуляции, внедрению новых профессиональных знаний, ведению коллективной и самостоятельной деятельности, умению сочетать личные мотивации с общественными [9] Schetinin, 2001).

Именно эти условия стали предпосылкой для формирования новых систем и взглядов в современной профориентации, основанной на таких «китах», как «Ьа^НШ», «зобзИШ» и «^йакЫк».

Hardskills (англ. «жесткие» навыки) - профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения Ьа^кйк необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Овладеть Ьа^Ык можно в различных учебных заведениях (школа, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. Для Ьа^Ык существуют подтверждающие сертификаты и дипломы, свидетельствующие об уровне образования. Примеры Ьа^Ык: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Softskitts (англ. «мягкие» навыки) - универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. В освоении зоЙбИШ не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). БоЙзЫк осваиваются медленнее, чем ЬаЫзЫк. БоЙзкШ не имеют сертификации и доказать их наличие гораздо труднее. Примеры зоЙ^НШ: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Digitalskills (диджитализация) - компетенции, которые связаны с цифровой грамотностью, выраженные в способностях выстраивать здоровую и целостную личность онлайн и офлайн, а также управлять ею; управлять проведенным перед экраном временем, многозадачностью и своим участием в онлайн-играх и социальных медиа; защитить свои данные, создав надежные пароли, и способность справиться с различными кибератаками; обращаться с любой личной информацией, чтобы защитить свою и чужую приватность; отличать правдивую информацию от ложной, хороший контент от вредного, а также распознавать надежные и сомнительные онлайн-контакты; понимать природу цифровых следов и их последствия в реальной жизни, а также соответственно ими управлять; проявлять эмпатию по отношению к собственным и чужим потребностям и чувствам онлайн [4].

Ускорению процессов капитализации человеческих ресурсов и формированию человеческого потенциала в АПК сельских территорий с точки зрения обозначенных выше трех направлений способствуют различные чемпионаты по профессиональному мастерству [7] (Gerasimov, J'son&Partner, 0).

На протяжении последних двух лет в России проводится отраслевой чемпионат профессионального мастерства в сфере сельского хозяйства по стандартам ШогЫБкШ - «АдгоБкШ».

«АдгоБкШз» - чемпионат, направленный на решение задач по актуализации механизмов кадрового обеспечения сельскохозяйственного сектора экономики по сквоз-

ным рабочим и инженерным профессиям на основе международных стандартов с использованием эффективных инструментов развития кадрового потенциала и системы мониторинга качества подготовки кадров.

Основной задачей чемпионата является повышение качества профессионального образования по специальностям, востребованным сельскохозяйственными предприятиями, путем демонстрации прогрессивных технологий и их применения в работе во время соревнований, результатом чего станет выявление лучших представителей профессии (компетенции), а также синхронизация российских и международных квалифицированных требований по компетенциям.

Чемпионат проводится во исполнение пункта 4 поручений президента России от 29 декабря 2016 г. № Пр-2582 по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству 9 декабря 2016 года [2].

В рамках деловой программы чемпионата проводится обсуждение действующих и разрабатываемых профессиональных стандартов в сфере сельского хозяйства, их актуализация и синхронизация с требованиями работодателей и международными квалификационными требованиями по апробированным компетенциям. Это в большей мере способствует выявлению проблемных зон по формированию человеческого потенциала и капитализации человеческих ресурсов в АПК, а также дает реальные возможности совершенствоваться в области знаний ведения сельского хозяйства.

Таким образом, в России существует значительный задел по освоению новых видов производств, повышению механизации, автоматизации, производительности сельского хозяйства и смежных отраслей с позиции капитализации человеческих ресурсов. Достичь этого возможно лишь при объединении усилий государства, науки и бизнеса. И тогда результатом станет возможность создать одну из самых инновационных отраслей не только в России, но и в мире [3].

ИСТОЧНИКИ:

1. Sen A. Development азсараЫНйез expansion // Journal of development planning, 1989.

- № 19.

2. AgroSkills. WorldSkillsRussia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/

nashi-proektyi/chempionatyi-dlya-molodyix-speczialistov/otraslevyie-chempionatyi/ agroskills.html.

3. Интернет вещей приходит в сельское хозяйство. Cio.ru. [Электронный ресурс].

URL: https://www.cio.ru/news/1730.

4. Интернет вещей в сельском хозяйстве (AgricultureIoT/AIoT): мировой опыт, кейсы

применения и экономический эффект от внедрения в РФ. Json.tv. [Электронный ресурс]. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/internet-veschey-v-selskom-hozyaystve-agriculture-iot-aiot-mirovoy-opyt-keysy-primeneniya-i-ekonomicheskiy-effekt-ot-vnedreniya-v-rf-20170621045316.

5. Катайцева Е.А. Воспроизводство человеческого потенциала науки в условиях пере-

хода к инновационной экономике. Автореф. дис. к.э.н.: 08.00.01. - М.: РАГС, 2010.

6. Котырло Е.С. Человеческий потенциал и человеческий капитал как научные катего-

рии // Аудит и финансовый анализ, 2011. - № 6.

7. Герасимов А., J'son&Partner. Ключ к выживанию в условиях кризиса. Youtube.com.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VcR7DJsxW1U.

8. Шилова О.Н. Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере обра-

зования // Человек и образование, 2013. - № 4 (37). - url: http://obrazovanie21.narod.

ru/Files/in_htm/2013-4_HTM.htm.

9. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // МЭиМО,

2001. - № 12.

10. Цифровизация в сельском хозяйстве: технологические и экономические барьеры в России. Электронный журнал CRN. ИТ-БИЗНЕС. [Электронный ресурс].

URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=121765.

REFERENCES:

AgroSkillsWorldSkillsRussia. Retrieved from http://worldskills.ru/nashi-proektyi/ chempionatyi-dlya-molodyix-speczialistov/otraslevyie-chempionatyi/agroskills. html

Kataytseva E.A. (2010). Vosproizvodstvo chelovecheskogo potentsiala nauki v usloviyakh perekhoda k innovatsionnoy ekonomike [Reproduction of human potential of science in conditions of transition to innovative economy] M.: RAGS. (in Russian).

Kotyrlo E.S. (2011). Chelovecheskiy potentsial i chelovecheskiy kapital kak nauchnye kategorii [Human development and human capital as scientific categories]. Audit and financial analysis. (6). (in Russian).

Schetinin V. (2001). Chelovecheskiy kapital i neodnoznachnost ego traktovki [Human capital and ambiguity of its interpretation]. World Economy and International Relations. (12). (in Russian).

Sen A. (1989). Development asсapabilities expansion Journal of development planning. (19).

Shilova O.N. (2013). Vyzovy vremeni i problema setevogo vzaimodeystviya v sfere obrazovaniya [Recent challenges and the problem of networking in education]. Man and Education. (4(37)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.