УДК 378.14
КУРЕНКОВА Евгения Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Основой общественного прогресса в современном мире выступает человеческое развитие. Важная роль в формировании человеческого капитала принадлежит университетскому образованию. Форма человеческого капитала делится на осязаемые и неосязаемые вложения. К неосязаемым вложениям относится получение высшего образования. Целью статьи является показать процесс формирования человеческого капитала в университетском образовании. Современный университет представляет собой динамичную категорию, направленную на подготовку компетентных мобильных специалистов, готовых к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию. Новое образовательное пространство определяет единые законы управления промышленными предприятиями, бизнес-структурами и учреждениями образования. Современный образовательный процесс в вузе предполагает определенную долю свободы студентов и преподавателей при выборе технологий обучения, форм контроля и оценки компетенций, а также выборе заданий для самостоятельной работы, которые способствуют развитию компетенций, формирование которых у обучающихся происходит индивидуально. При этом возникает сложность при оценке сформированности компетенций, которую можно проводить, опираясь как на результаты рейтинга, оценок за экзамены и результаты интернет-экзамена по изучаемой дисциплине, так и с помощью формирования портфолио, которое отражает качественную сторону оценки прогресса студента.
Ключевые слова: человеческие капитал, университетское образование, формирование компетенций, образовательный процесс.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-243-245
KURENKOVA Evgeniya Alekseevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN UNIVERSITY EDUCATION
Human development is the basis of social progress in the modern world.
University education has an important role in the formation of human capital. The form of human capital has tangible and intangible investments. Intangible investment is higher education. The aim of the article is to show the formation of the human capital in university education. The modern university is a dynamic category, aimed at training competent mobile specialists ready to continuous self-education, self-improvement and self-development. New educational environment determines unified laws in management of industrial enterprises, businesses, and educational institutions. Modern university educational process implies certain freedom of students and teachers in selection of training methods, forms of monitoring and evaluation of competencies, as well as the choice of tasks for independent work, enhancing the development of students' competencies, which are formed individually. This creates difficulty in assessing the formation of competences, which can be made based on the results of the rating, examinations and results of online exams on the studied discipline, as well as by forming a portfolio that reflects the qualitative aspect of the assessment of a student's progress.
Key words: human capital, university education, the formation of competencies, educational process.
Человеческое развитие в современном мире определяется как основа общественного прогресса. Все ключевые показатели рынка труда находятся под существенным влиянием образования. Уровень образования населения - важный экономический индикатор, показывающий темпы увеличения величины человеческого капитала.
Важная роль в формировании человеческого капитала принадлежит университетскому образованию, поскольку именно университет не только как образовательное учреждение, но как своего рода действенная «социокультурная практика» созидает те человеческие и профессиональные качества учащихся, которые впоследствии будут востребованы обществом.
Одно из определений человеческого капитала раскрывает данное понятие как совокупность знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность, которые в свою очередь могут служить источником будущих доходов и выгод [6, с. 313].
Форма человеческого капитала делится на осязаемые и неосязаемые вложения. К неосязаемым вложениям относится получение высшего образования. При этом высшее образование должно отвечать на три вопроса: «знаю что», «знаю как», «знаю почему». Применительно к образовательному процессу это означает формирование компетенций разного уровня в учебном процессе совместно с внедрением инновационных подходов к обучению.
Исторические концептуализации утверждают университет как динамичную категорию, которая формируется не автономно, но в системе коммуникативных отношений и институтов, конкурирующих за право производить знания, смыслы, ценности, компетенции, оценки, традиции и т.д. И особенно - за право определять духовно и интеллектуально мир человека в его отношении к обществу и государству [2, с. 81].
Процесс модернизации образования в России, независимо от того, как он организуется и протекает, - исторически неизбежный процесс и необходимость. Мир обновляется информационно, стремительно меняются среда и условия формирования человека.
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Если рассматривать современную эпоху как век человеческого капитала, то необходимо учитывать, что «процесс принятия стратегических решений в любой области, будь то в технической или управленческой, требует гуманитарной базы. Сегодня наблюдается интеграция целого спектра наук, что создает сферу широких оценок. Центральное звено в этой междисципли-нарности - гуманитарное знание» [4].
В этой связи необходим пересмотр ряда подходов к формированию современных образовательных стратегий. Необходимо формирование согласованности между стратегическими задачами государственного развития и концепциями совершенствования системы образования, что выражалось бы в особом внимании к сфере гуманитарного знания и культуры.
В настоящий момент в выстраивании государственной политики в области образования «не всегда учитываются глобальные, геостратегические задачи, стоящие перед обществом и государством, да и само состояние науки, ее ресурсные и кадровые возможности не всегда принимаются в расчет» [3].
Выстраивание нового образовательного пространства по западным образцам проводит мысль о том, что системы управления промышленными предприятиями, бизнес-структурами и учреждениями образования подчиняются единым законам. Логика жесткого прагматизма подразумевает четкое определение приоритетных вопросов и рабочего плана; детально прописывается участие каждого субъекта процесса. Система мотивации развернута на основе инструментов поощрения и взыскания, имеет предельно прозрачный характер.
Современная система высшего образования ориентирована на подготовку компетентных мобильных специалистов, готовых к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование компетентностей у студентов происходит в процессе реализации образовательного процесса, то есть всегда в процессе деятельности. Так же, как и проявление той или иной компетентности возможно только в процессе профессиональной деятельности, при решении профессиональных задач.
Расширение применения деятельностного подхода в обучении может формировать необходимые компетенции. Его перспективные ресурсы заключаются, прежде всего, в инновационном развитии различных видов профессионально-предметных и социокультурных практик. Особое место в них должны занимать организация, мониторинг и оценка творческо-профессионального и личностно-ответственного поведения студентов в различных мероприятиях учебного и внеучебного характера.
Формирование компетентности у студентов в образовательном процессе вуза происходит индивидуально. Поэтому можно рассматривать возможность построения индивидуальной образовательной траектории студентами в процессе освоения компетенциями. Такая траектория строится за счет самоопределения, самосознания и самоорганизации, при осуществлении профессиональной педагогической поддержки со стороны преподавателя. Важным моментом при определении траектории является мотивация самого студента.
Современный образовательный процесс в вузе предполагает определенную долю свободы студентов и преподавателей. В частности, она проявляется в выборе технологий обучения, форм контроля и оценки компетенций, а также выборе заданий для самостоятельной работы, которые способствуют развитию формируемых компетенций. Существующая свобода влечет за собой определенную, возрастающую долю ответственности как студентов, так и преподавателей за результаты образовательной и профессиональной деятельности в вузе [1, с.106].
Одним из сложных вопросов остается вопрос оценки компетенций. Компетенции в период обучения в вузе формируются в процессе освоения дисциплин образовательной программы. Характеристиками степени освоения дисциплины могут являться рейтинг, набранный студентом по изучаемой дисциплине, оценка на экзамене, результаты интернет-экзамена [5, с. 179]. Однако освоение дисциплины неправильно было бы сводить только к оценке полученных знаний по аудиторной работе. Оценивать сформированность компетенций возможно при ведении портфолио, которое помогает выявить индивидуальной прогресс студента. Портфолио рассматривается как форма оценки, в процессе работы с которой студент накапливает, хранит, представляет, использует значимые для него работы, проекты, достижения в конкурсах и т.д., проявляет свои творческие способности, осуществляет сотрудничество и совместное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Основными диагностическими методиками оценки компетенций должны быть качественные методики - эссе, проекты, кейсы, фокус-группы.
Таким образом, развитие современного мира связано с формированием и развитием человеческого капитала, становление которого в большей степени происходит в университетском образовании. Современный университет выступает не только в роли образовательной организации, но и базы социокультурной практики обучающегося, позволяющей сформировать
человеческие и профессиональные качества, необходимые для функционирования в социуме, а современная система высшего образования ориентирована на подготовку компетентных мобильных специалистов, готовых к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию. Формированию компетенций способствует применение в образовательном процессе деятельностного подхода, развивающего профессионально-предметные и социокультурные практики. Причем формирование компетенций происходит индивидуально, чему способствует свобода студентов и преподавателей в выборе технологий обучения, форм контроля и оценки компетенций, а также выборе заданий для самостоятельной работы, которые способствуют развитию формируемых компетенций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гпадкая И.В. К вопросу о становлении профессиональной компетентности студентов в вузе / Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени: материалы VII сессии Общественно-педагогического форума. -СПб., 2015. - 312 с.
2. Гончаров С.А., Преображенская К.В. Социокультурные и педагогические стратегии высшей школы в условиях современности / Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени: материалы VII сессии Общественно-педагогического форума. - СПб., 2015. - 312 с.
3. Из выступления С.П. Карпова на Первой всероссийской научно-практической конференции ученых историков и преподавателей «Историческое образование в современной России: перспективы развития» 28-31 октября 2010 г.
4. Из доклада директора Института всеобщей истории РАН, академика А.О. Чубарьяна // на Международной конференции «Состояние и перспективы гуманитарного знания и образования в странах СНГ» 14-15 июня 2002 г.
5. Сибикина И.В., Квятковская И.Ю., Космачёва И.М. Оценка уровня сформированности компетенций студента вуза на примере графовой модели // Вестник Саратов. гос. тех. ун-та. - 2014. - № 1. - Том 2. - С. 179-185.
6. Трубина А.В. Концептуальные подходы к определению человеческого капитала // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 5. - С. 313-317.
REFERENCE
1. Gladkhaya I. V. To the problem of formation of professional competence of students in the University. [K voprosu o stanovlenii professional'noj kompetentnosti studentov v vuze]. Education in Russia: traditions and challenges of the new era: proceedings of the VII session of the Public academic forum. St. Petersburg, 2015. 312 p.
2. Goncharov S.A., Preobrazhenskaya K. V. Sociocultural and pedagogical practical conference of scientists historians and teachers of history education in modern Russia: development prospects. October 28-31, 2015.
3. From the speech of S.P. Karpov on the First all-Russian scientific-academician A.O. Chubaryan. International conference Status and perspectives of the Humanities and education in the CIS countries, June 14-15, 2010.
4. From the report of the Director of the Institute of world history of RAS, strategy of the higher school in the conditions of modernity. [Sociokul'turnye i pedagogicheskie strategii vysshej shkoly v uslovijah sovremennosti]. Education in Russia: traditions and challenges of the new era: proceedings of the VII session of the Public academic forum. St. Petersburg, 2002. 312 p.
5. Sibikhina I. V., Kwiatkowskaya I.J., Kosmacheva I.M. Assessment of level of formation of competences of a student on the example of the graph model. [Ocenka urovnja sformirovannosti kompetencij studenta vuza na primere grafovoj modeli]. Bulletin of Saratov state technical University. 2014. No. 1. Tom 2. P. 179-185.
6. Trubina A.V. Conceptual approaches to the definition of human capital. [Konceptual'nye podhody k opredeleniju che-lovecheskogo kapitala]. Proceedings of the Russian state pedagogical University. A.I. Herzen. 2008. No. 5. P. 313317.
Информация об авторе
Куренкова Евгения Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Москва, Россия [email protected]
Получена: 10.06.2015
Information about the author
Kurenkova Evgeniya Alekseevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Moscow State Regional University, Moscow city, Russia [email protected]
Received: 10.06.2015