медведева н. А. Формирование человеческого капитала как условие инновационного развития региональной системы сельского хозяйства
Medvedeva N. Formation of human capital as a condition of innovative development of regional agriculture system
УДК 338.43
Формирование человеческого капитала как условие инновационного развития региональной системы сельского
хозяйства
Медведева Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе
e-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»
Аннотация. В исследовании обоснован механизм устойчивого развития человеческого капитала на основе создания и развития единой информационно-образовательной среды на базе ресурсного центра. Разработана методика прогнозирования кадрового обеспечения сельского хозяйства на основе целевой подготовки студентов на примере регионов Европейского Севера РФ.
ключевые слова: сельское хозяйство, человеческий капитал, ресурсный центр, обучение.
Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов в сельском хозяйстве зависит от региональных особенностей, прироста населения, направления и интенсивности миграционных процессов. Переход на инновационную стадию роста экономики предъявляет определенные требования к качеству человеческого капитала в аграрной сфере, что обусловливает необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение его формирования и использования [1].
Переход к инновационной экономике, в основе которой лежит распространение и использование знаний, обусловливает значимость человеческого потенциала в совокупности ограниченных производственных ресурсов. В этих условиях важными производственными факторами все больше становятся уникальные навыки и способности человека, умение адаптироваться к изменяющимся условиям и высокая квалификация. Повышение качества продукции в условиях конкурентной среды напрямую связано со способностями производственного и управленческого персонала. Компетентность специалиста - важный фактор, влияющий на функционирование любой экономической системы [2].
Основными элементами человеческого капитала, по мнению многих ученых, принято считать:
- капитал здоровья;
- капитал образования;
- капитал подготовки на производстве;
- капитал миграции;
- обладание экономически значимой информацией;
- мотивация экономической деятельности.
Существующие трактовки понятия человеческий капитал можно разделить на две группы. В первом случае - это совокупность имеющихся у человека запасов способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ, во втором - с инвестиционной стороны - это факт их накопления в результате вложений в человека.
Понятие «человеческий капитал» не следует ограничивать характеристикой совокупности знаний, способностей и здоровья или ассоциировать с инвестициями в человека, не затрагивая социальные аспекты его функциональной содержательности. Необходимо рассматривать человеческий капитал как совокупность интеллектуальных, профессиональных и социально-культурных характеристик работников, способствующих повышению результативности труда, образованию прибыли и росту доходов работников.
Интеллектуальные характеристики работников включают образование и творческий потенциал. Так, американский ученый А. Маршалл подчеркивал, что затраты на образование - это лучшее размещение капитала для семьи и общества [3]. В различных странах, в том числе и в России, неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование. Эффективность образования определяется масштабами распространения знаний и других результатов творческой деятельности.
В сельскохозяйственном производстве имеется значительное отставание работников по уровню образования от занятых в других отраслях народного хозяйства. Учитывая непрерывное развитие техники и технологий, это является существенным сдерживающим фактором развития сельского хозяйства [4].
Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграр-
ной сфере экономики обусловлены спецификой отрасли сельского хозяйства [5]. Проблема формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве Российской Федерации связана с постоянно нарастающим количественным и качественным дефицитом рабочих кадров (таблица).
Таблица. Проблемы развития человеческого капитала сельскохозяйственных организаций
Проблемы формирования человеческого капитала Проблемы эффективного использования человеческого капитала
Сокращение численности сельского населения Низкая мотивация работников
Непривлекательность сельскохозяйственных профессий Низкий уровень инновационной техники и отрасли
Отсутствие в сельской местности эффективной системы повышения квалификации работников Нехватка квалифицированных управленческих кадров
Отсутствие в сельской местности инфраструктуры, способной обеспечить необходимое качество жизни населения
Работникам сложно повышать свою квалификацию из-за отсутствия в сельской местности эффективной системы получения специального образования. Демографическая ситуация усугубляет проблему замещения выбывающих работников, а внешний приток человеческого капитала слаб из-за непривлекательности сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Потенциальным кадровым ресурсом являются выпускники школ, по окончании которых еще обязательно требуется базовая подготовка и получение опыта реальной работы на предприятиях АПК. Но при этом в большей своей части по окончанию профессиональных учреждений сельскохозяйственного профиля они стараются найти для себя более перспективные в материальном и карьерном плане места работы в других отраслях экономики.
Как показывают исследования РАСХН, главной причиной как нежелания квалифицированных специалистов работать в сельском хозяйстве, так и невысокой отдачи имеющихся трудовых ресурсов выступает низкая оплата труда [6].
Для производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий требуется создание необходимых условий как в процессе производства, так и при воспроизводстве рабочей силы. Эту задачу призваны выполнять подразделения и службы социальной инфраструктуры. К объектам социальной инфраструктуры в сельской местности относят жилищно-коммунальные хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, транспорт, информационные службы и др.
Современные тенденции развития экономики требуют повышения уровня качества человеческого капитала, что вызывает необходимость изменения на уровне региона структуры высшего и среднего образования для участия последнего в комплексном развитии сельского хозяйства региона [7].
Это вызывает необходимость изменения подходов аграрного образования на территориях Европейского Севера России, стратегическая цель которой заключается в приведении структуры, качественных и количественных параметров высшего образования в соответствие с особенностями развития сельского хозяйства как сложной экономической системы, что будет способствовать переходу экономики регионов Европейского Севера на инновационный путь развития.
Мы считаем, что при прогнозировании развития сельского хозяйства регионов
необходимо учитывать следующие положения:
1. Для обеспечения инновационного развития сельского хозяйства регионов Европейского Севера России как сложной экономической системы возрастает роль образовательного потенциала общества.
2. Современные тенденции развития экономики требуют повышения уровня качества человеческого капитала в сельском хозяйстве, что вызывает необходимость изменения на уровне региона структуры высшего и среднего профессионального образования.
3. Уровень образования населения регионов Европейского Севера оказывает запаздывающее влияние на динамику развития сельского хозяйства региона ввиду негибкости и инерционности системы аграрного образования, что приводит к несоответствию на рынке труда спроса и предложения.
4. Особенности развития территории Европейского Севера оказывают влияние для изменения структуры, качественных и количественных характеристик высшего и среднего профессионального образования, которые необходимо учитывать при прогнозировании кадрового потенциала исследуемых регионов.
5. Затрудняет определение потребности сельского хозяйства в кадрах различной квалификации отсутствие статистической информации об уровне образования населения в регионах Европейского Севера РФ.
В целях повышения уровня компетенции трудовых ресурсов в сельском хозяйстве и создания условий для активизации инновационной деятельности считаем целесообразным организацию ресурсных центров в регионах Европейского Севера. Ресурсный центр представляет собой организационную культуру взаимосвязи высшего и среднего образования с социумом, основными предпосылками создания которого являются:
- дефицит высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве, возникший при резком снижении престижа профессии;
- решение стратегической задачи по созданию условий импортозамещения сельскохозяйственной продукции;
- требования усиления социальной и экономической базы саморазвития региона при недостаточной динамике включения учреждений профессионального образования в решение этих задач;
- необходимость всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги в регионе и отсутствие соответствующей системы маркетинга;
- перенасыщение рынка труда специалистами одного профиля и недостаточная подготовка специалистов по дефицитным профессиям, специальностям;
- неэффективное взаимодействие образовательных учреждений и их социальных партнеров при подготовке высококвалифицированных кадров в АПК;
- резкое снижение престижа рабочих профессий в условиях дефицита квалифицированных кадров в АПК;
- противоречие в оценках квалификации выпускников самими образовательными учреждениями и работодателями;
- ускоренное оснащение предприятий региона высокотехнологичным оборудованием и устаревание учебно-материальной базой учреждений профессионального образования.
Создание ресурсного центра позволит решить следующие задачи:
• создать единую информационно-методическую базу по образовательным
программам сельскохозяйственного профиля;
• формировать заявки на обучение, повышение квалификации, переподготовку кадров для АПК;
• софинансировать образовательные программы;
• использовать базы предприятий АПК для практической подготовки кадров;
• использовать лаборатории, мастерские и учебно-производственные участки Ресурсного центра и образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля для потребностей организаций сельского хозяйства;
• проводить семинары, выставки, ярмарки вакансий и другие мероприятия по актуальным вопросам АПК;
• содействовать закреплению кадров на предприятиях АПК;
• осуществлять профориентацию, повышение имиджа работника АПК;
• содействовать в информировании, консультировании;
• формировать единую информационно-образовательную среду;
• развивать направления подготовки и переподготовки кадров;
• улучшать материально-техническую базу;
• повышать уровень подготовки педагогического состава.
Наиболее острой на сегодня остается проблема кадрового обеспечения сельского хозяйства региона. Прогнозирование потребности в кадрах рассматривается как важная составная часть информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями на рынке образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос и на потребности успешного функционирования в условиях ВТО [8]. Для сельского хозяйства основной методологической проблемой является прогнозирование потребности в рабочей силе на региональном уровне в профессионально-квалификационном разрезе. При построении прогноза выявлена проблема отсутствия единой системы сбора информации и недостаточно протяженного ряда исходных данных, что затрудняет применение статистических методов прогнозирования. Имеющиеся статистические данные не позволяют оценить динамику занятости в разрезе профессионально-квалификационной структуры рабочих мест в сельском хозяйстве региона. Создание ресурсных центров в регионах Европейского Севера РФ позволит создать единую информационно-образовательную среду и осуществлять мониторинг потребности в кадрах для сельского хозяйства. На рисунке предложен механизм формирования контрольных цифр приема по сельскохозяйственным направлениям для регионов Европейского Севера РФ на основе функционирования ресурсных центров, учитывающий взаимодействие административных структур власти, бизнеса и образовательных учреждений.
Спрос на специалистов формируется организациями сельского хозяйства с учетом потребностей Департамента (Министерства) сельского хозяйства региона с учетом Стратегии развития агропромышленного комплекса и прогнозных сценариев развития. Предложение обеспечивают образовательные учреждения, которые осуществляют подготовку кадров для сельского хозяйства.
Департамент (Министерство) сельского хозяйства региона, получив от районных управлений заявки, формирует кадровую потребность отрасли региона. Ресурсный центр за счет создания единой информационно-образовательной среды, проведения прогнозных расчетов потребности в кадрах с учетом Стратегии развития сельского хозяйства, баланса трудовых ресурсов региона, поиска специалистов по указанным профессиям на территории регионов Европейского Севера
РФ, количества выпускников ФГБОУ ВО Вологодской ГМХА вносит корректировку и осуществляет запрос на государственное задание по подготовке кадров (контрольных цифр приема) в системе среднего профессионального образования в Департамент (Министерство) образования региона и в системе высшего образования в Министерство сельского хозяйства РФ. Также заявка отправляется в Департамент труда и занятости.
Ресурсный центр находится в постоянной взаимосвязи не только с Департаментом (Министерством) сельского хозяйства региона, но и с Департаментом (Министерством) труда и занятости и образовательными учреждениями и ресурсными центрами регионов Европейского Севера РФ в целях прогнозирования кадровой потребности сельского хозяйства. Это позволит сформировать систему научно обоснованных прогнозов численности занятых в разрезе уровней направлений (специальностей) подготовки.
Статисшч эсш? данные о
;л;ы[71П[ сепьеЕГ'П» к о itfc гва е р ?rpo
Прогноз развития сельского хозяйства до 2030 года
Прогноз баланса тр^овых ресурсов региона
Пр опно з выпу ста специалистов ВГМХА* для сельского хозяйства регионов Европейского Сев ера РФ
Заявки от организаций сельского хозяйства в регионе
Райо иные управления сельского хозяйства
Департамент сельского хозяйства и продовольстве иных ресурсов Вологодской
о о ласти *
Ресурсный центр на базе В01ХА* в Вологодской области
Ресурсный центр на бэ!е Министерства агропромышленного комплекса и торговли Аряангепь ской области
Ресурсный центр на 6 aie Минист ерств а сель ского хозяйств а и продовольствии Республики Кони
Ресурсный центр на 6 aie Минист ерств а с ель ского. рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия
Ресурсный центр на б aie Комитета по агропромышленному комплексу и предов оль ств енному рынку Мурманской области
Министерство Департамент труда н Департамент (Министерство)
сельского занятости Вологодской —► ооразовання региона
хозяйства РФ ооластн
Министерство образования и науки РФ *
Формирован не контрольных цифр приема для
подготовки специалистов по сельскохозяйственным направлениям региона
* ВГМХА - ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА
Рисунок 1. Механизм формирования контрольных цифр приема на обучение на образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по направлениям подготовки для сельского хозяйства
регионов Европейского Севера РФ
Развитие подготовки кадров в образовательных учреждениях для сельского хозяйства регионов Европейского Севера РФ должно обеспечивать формирование специалистов, способных реализовывать инновационное развитие отрасли, что может быть достигнуто за счет дальнейшей интеграции науки, бизнеса и аграрных
вузов. Согласованная работа с сельхозтоваропроизводителями, заинтересованными в приеме на работу специалистов, совмещающих получение знаний с возможностью их использования в реализации конкретных инновационных проектов, будет способствовать к переходу к целевому сценарию развития сельского хозяйства регионов Европейского Севера РФ.
Прогнозирование кадровых потребностей региона должно быть не менее чем на 5-7 лет, поскольку формируемые на основе его результатов планы приема в образовательные учреждения определяют структуру выпуска соответствующих специалистов. Прогнозирование потребности в кадрах для сельского хозяйства должно быть направлено на обеспечение практического результата: оценку и корректировку объемов подготовки в системе профессионального образования в регионе в соответствии с перспективными потребностями социально-экономического развития.
Таким образом, при решении задачи по созданию системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах региона необходимо:
1. Создать систему прогнозирования потребности в кадрах на базе профильного вуза или ресурсного центра.
2. Разработать процедуру принятия управленческих решений на уровне региона по порядку формирования прогнозных потребностей в кадрах для определения контрольных цифр приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
3. Создать публично-информационную среду для информирования работодателей, образовательных учреждений, абитуриентов и родителей о профессионально-квалификационной структуре кадров, которые будут востребованы в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Список литературы:
1. Санду, И.С. Экономические аспекты реализации инновационных проектов в агропромышленном комплексе [Текст] / И.С. Санду // Прикладные экономические исследования. - 2015. - № 1. - С. 43-46.
2. Смелик, В.А. Сельское хозяйство России и подготовка кадров: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / В.А. Смелик, В.А. Ефимов, О.П. Чекмарев // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования : сборник научных трудов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2015. - С. 3-13.
3. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А. Маршалл. - М. : Экономика, 1985. - 48 с.
4. Организация и эффективность деятельности молочного кластера Вологодской области [Текст] / А.А. Лагун, А.А. Кузин, Н.Г. Малков, С.Г. Голубева // Молочнохозяйственный вестник. - 2016. - № 2. - С. 117-127.
5. Агапова, Т.Н. Человеческий капитал - фактор инновационного развития сельского хозяйства региона [Текст] / Т.Н. Агапова, Н.А. Медведева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2014. - № 4 (36). - С. 43-48.
6. Медведева, Н.А. Методология сценарного прогнозирования развития экономических систем: монография [Текст] / Н.А. Медведева // Вологда ; Мо-
лочное: ВГМХА, 2015. - 200 с.
7. Щеглова, А.Н. Теория и практика модернизации экономики регионального образования: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / А.Н. Щеглова // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2013. - № 2. - С. 65-83.
8. Планирование, экономика и организация производства на предприятиях АПК (нормативно-справочные материалы) [Текст] / М.М. Максимов, П.И. Дугин, А.И. Голубева, М.П. Шаталов, В.А. Смелик и др. / под ред. М.М. Максимова. - Ярославль, 2004. - 468 с.
References:
1. Sandhu I.S. Economic aspects of the implementation of innovation projects in the agricultural sector. Prikladnye jekonomicheskie issledovanija [Applied Economic Research], 2015, no 1, pp. 43-46.
2. Smelik V.A., Efimov V.A., Chekmarev O.P. Agriculture of Russia and Training: Past, Present and Future. Trudy nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava «Nauchnoe obespechenie razvitija APK v uslovijah reformirovanija» [Proc. of the scientific-practical conference of the faculty "Scientific support for the development of agro-industrial complex in the conditions of reforming."]. St. Petersburg: St. Petersburg State Agrarian University Publ., 2015, pp. 3-13. (in Russian)
3. Marshall A. Principy politicheskoj jekonomii [Principles of Political Economy]. Moscow, Economics Publ., 1985. 48 p.
4. Kuzin A.A., Malkov N.G., Lagun A.A., Golubeva S.G. The organization and effectiveness of the Dairy Cluster of Vologda region. Molochnohozjajstvennyj vestnik [Dairy Bulletin], 2016, no. 2, pp. 117-127. (in Russian)
5. Agapova T.N., Medvedeva N.A. Human capital - the factor of innovative development of agriculture in the region. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika [Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economy], 2014, no. 4 (36), pp. 43-48. (in Russian)
6. Medvedeva N.A. Metodologija scenarnogo prognozirovanija razvitija jekonomicheskih sistem: monografija [The methodology of scenario forecasting of the economic systems development: monograph]. Vologda-Molochnoe Publ., 2015, 200 p.
7. Shcheglova A.N. Theory and practice of modernization of regional education economy: domestic and foreign experience. Vestnik INZhEKOMA [Bulletin of UNECON], 2013, no. 2, pp. 65-83.
8. Maximov M.M., Dugin P.I., Golubeva A.I., Shatalov M.P., Smelik V.A. et al. Planirovanie, jekonomika i organizacija proizvodstva na predprijatijah APK (normativno-spravochnye materialy) [Planning, economics and organization of production at the enterprises of AIC (normative reference materials)]. Yaroslavl Publ., 2004. 468 p.
Formation of human capital as a condition of innovative
development of regional agriculture system
Medvedeva Natalia, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs
e-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda
Abstract. In the study the mechanism of sustainable development of human capital has been proved based on the creation and development of a unified information and educational environment on the basis of the Resource Center. The methods for forecasting of human resourcing in agriculture have been developed based on focused training of students by the example of the regions of the European North of the Russian Federation.
Keywords: Agriculture, human capital assets, resource center, training.