Научная статья на тему 'Формирование будущих медиасистем'

Формирование будущих медиасистем Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование будущих медиасистем»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 2

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩИХ МЕДИАСИСТЕМ

Shaping Tomorrow's Media Systems / Ed. by Elena Vartanova and Yassen N. Zassoursky. — UNESCO Chair in Journalism and Communications: Faculty of Journalism. Moscow State University, 2004.

Несомненным достоинством рецензируемой книги является концеп-туально-дискурсивныш синергизм опубликованный в ней на английском языке работ Я. Засурского, И. Засурского, Е. Вартановой, И. Нечаевой, Я. Адамовского, Р. Винсента, И. Кирии и других российских и зарубежный специалистов, занимающихся изучением национальный и транснациональный перспектив эволюции традиционный и новый электронный медиа. Конструктивность этого качества проявляется как в адекватном выборе различных проблем, объединенный их актуальностью для многих стран и регионов мира, так и в композиционном представлении материалов анализа, многоаспектно раскрывающего основные факторы, противоречия и тенденции развития медиа на нынешнем этапе развертывания информационно-коммуникационной революции.

Книга состоит из шести разделов. В первом рассматриваются пути развития медиа в эпоху их глобализации, во втором внимание заостряется на общественных функциях информационных средств связи, в третьем — на взаимоотношениях между национальными и глобальными особенностями их модернизации, четвертый посвящается специфике российских медиасистем, пятый — будущим судьбам коммуникационным систем, а шестой содержит статьи, в который освещается состояние национальный медиасистем в глобализирующейся и глокализирующейся медиасреде.

Такая композиция коллективной монографии помогает глубже понять ее научно-исследовательский замысел — системно-комплексное диагностирование перемен, которые происходят в XXI в. благодаря меняющейся роли медиа во многих странах, несмотря на различия в их социально-экономических структурах. С учетом этих различий анализу подвергаются новации в медиаиндустрии и медиакультурныгх процессах разный стран, формы их регулирования и саморегулирования на глобальный и национальный рынках, изменяющиеся атрибуты журналистики и аудитории, состояние общественный функций СМИ в условиях их коммерциализации и технической модернизации, растущий удельный вес Интернета и мобильной телефонии, усиление внимания к медиаэкологи-ческим проблемам и другие связанные с этими проблемами тенденции. Все это свидетельствует о том, что многие новации обладают большим потенциалом, меняя социально-экономические основы медиасистем и профессиональные стандарты журналистской деятельности в условиях новой конкурентной среды, где властвуют не только силы рыночного коммерциализма и технологического детерминизма, но и соперничества между традиционными и новыми электронными медиа, между аналого-

выми и цифровыми формами связи, между разными принципами вещательных стратегий и перформанса.

Многообразие и специфика всех этих тенденций прослеживаются в книге усилиями специалистов, конкретно изучающих развитие информационно-коммуникационных средств связи в разных странах и регионах мира. Что же касается главных обобщающих теоретических выводов, вытекающих из таких исследований, то наиболее ёмко и четко они формулируются в статье Я. Засурского "Факторы формирования медиа-систем 21-го века", имеющей ключевое значение для понимания общественно-исторической сущности затронутых в книге проблем и их правильного решения при прогнозировании возможных будущих судеб не только журналистики, но и всей современной медиатизирующейся культуры. В этой статье веско утверждается, что история коммуникаций зависит по крайней мере от шести главных факторов ее развития — потребностей в информации, коммуникативных стратегий и технологий, социальных требований, политики, экономики и культуры. В сопряженности с ними совершались исторические преобразования в жизни разных стран и народов, достигались успехи в культуре, шли процессы совершенствования самих информационных средств связи. Опора на знание этих объективно-исторических факторов прогресса медиа дает возможность постигнуть сущность новаций, которые появляются сегодня в атмосфере развития процессов дигитализации, глобализации и конвергенции, когда под их воздействием оказываются традиционные и новые электронные информационные средства связи, журналистика, аудитория, ее вкусы, интересы, возможности, а результаты такого воздействия в свою очередь сказываются на развитии экономики, политики, культуры и других областей современной жизни человека и общества. Все это проявляется на глобальном и национальных уровнях, имеющих свои особенности для взаимосвязей между разными областями общественной жизни и их влияния на журналистику, медиа и медиатизирующуюся культуру в целом.

Результаты исследований всех этих сложных явлений, представленные в книге, убеждают в том, что при их диагностировании не следует упускать из виду ни перспектив их дальнейшей эволюции, ни возможностей нынешнего обострения различных противоречий этого процесса, оказывающего свое неоднозначное воздействие на решение проблемы "цифрового раскола" и его преодоления в целях расширения всеобщего справедливого демократического доступа граждан разных стран к медиа, приобщающих людей к знаниям и лучшим достижениям мировой цивилизации. В этой же связи становится более очевидной необходимость нахождения новых системных подходов к изучению меняющихся состояний контент-индустрии, потоков новостей и их рыночной коммерциализации, зависящей опять-таки от разных факторов — экономики, техники, культуры, традиций, обусловливающих специфику медиаструк-тур и медиаландшафтов в различных странах и регионах.

Словом, эта коллективная монография, посвященная проблемам формирования будущих медиасистем, своевременно и убедительно нацеливает исследователей на синергичные поиски новых прогностических подходов к осмыслению и оценке сложных современных тенденций в развитии информационных средств связи, демонстрируя актуальность и эвристичность этой задачи примерами уже найденных ответов на многие волнующие вопросы современной журналистики и коммуникативистики.

Л.М. Землянова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.