Научная статья на тему 'Формирование бренда региона как основы обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (на примере Ивановской области)'

Формирование бренда региона как основы обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (на примере Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
994
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / БРЕНДОВАЯ ТОЧКА РОСТА / ДВУХКОНТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брусова А.С., Щепина И.А.

Актуализируется проблема формирования бренда региона. Особого внимания заслуживает точка зрения авторов на территориальный брендинг как технологию обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Статья раскрывает авторскую концепцию формирования регионального бренда, а также вводит в оборот понятие «брендовой точки роста». Материал имеет важное практическое значение, так как отражает результаты апробации авторского подхода на примере ситуации в конкретном регионе, а именно в Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование бренда региона как основы обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (на примере Ивановской области)»

ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА РЕГИОНА

КАКОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

А. С. БРУСОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: angbr@rambler.ru

И. А. ЩЕПИНА, аспирант кафедры экономики и финансов E-mail:sky_pokamka@mail.ru Ивановский государственный химико-технологический университет

Актуализируется проблема формирования бренда региона. Особого внимания заслуживает точка зрения авторов на территориальный брендинг как технологию обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Статья раскрывает авторскую концепцию формирования регионального бренда, а также вводит в оборот понятие «брендовая точка роста». Материал имеет важное практическое значение, так как отражает результаты апробации авторского подхода на примере ситуации в конкретном регионе, а именно, в Ивановской области.

Ключевые слова: территориальный брендинг, сбалансированное развитие регионов, брендовая точка роста, двухконтурная модель формирования бренда.

Территориальный брендинг как технология обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии и качестве

жизни населения регионов [1]. Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предполагает ориентацию на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для достойной жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации в целом требует синхронизации следующих направлений региональной политики:

• стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

• координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

• сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

По мнению авторов, реализации на практике синхронизации трех данных направлений можно добиться с помощью технологии территориального брендинга. В связи с этим тема данного исследования является актуальной и целесообразной для разработки как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Цель исследования — разработка методических подходов к формированию бренда региона, обеспечивающего сбалансированное социально-экономическое развитие территории, а также их апробация на примере Ивановской области.

Тема бренда, имиджа компаний, продукции, отдельных личностей стала популярной сравнительно давно, и на данный момент написано огромное количество литературы по данной тематике уже не только зарубежными, но и отечественными специалистами. Но в последнее время все большую популярность приобретает новый аспект брендинга: конструирование образа стран и регионов, или территориальный брендинг.

Модное иностранное слово «бренд», похоже, прижилось не только в рекламных отделах российских компаний — с недавнего времени оно прочно обосновалось в лексиконе российских политиков. Брендинг российских территорий стал актуальной темой для бесед в думских кулуарах после того, как Саймон Анхольт в августе 2005 г. впервые опубликовал «Рейтинг национальных брендов», в котором Российская Федерация заняла 24-е место в рейтинге 25 стран, опередив только Турцию. В марте 2006 г. Российская Федерация поднялась на 20-ю позицию в списке из 35 учтенных в нем государств, а стоимость ее бренда была оценена в 663 млрд долл., что на 13% превышало объем ее годового ВВП. В 2008 г. Российской Федерации в рейтинге N61 было отведено 31-е место из 50 стран.

Когда российские специалисты стали исследовать вопрос позиционирования страны как на международном уровне, так и на внутреннем, нельзя сказать, что результаты их удивили, но определенно продемонстрировали, что им предстоит долгая и целенаправленная работа. Ассоциации, связанные с Россией у иностранцев, часто либо абсурдные и смешные, либо негативные. Очень мало того, что может создать ей ценность на уровне брендов-государств: бескрайние просторы и загадочная русская душа, безусловно, придают интересную специфику, но никак не повышают ее экономическое и политическое влияние. Такая же ситуация складывается и на уровне отдельных субъектов.

Бренд — совокупность представлений и ожиданий потребителя в отношении конкретного «брен-дированного» товара [2]. Брендинг территории — это образ страны или региона в сознании граждан или мировой общественности. Брендинг территорий может иметь две направленности: внутрь страны или ориентироваться на соседей и крупные геополитические структуры. Положительный имидж дает региону ряд неоспоримых преимуществ. Создание узнаваемого бренда региона необходимо по нескольким причинам, среди которых:

1) привлечение инвестиций в регион;

2) развитие туризма;

3) привлечение трудовых ресурсов;

4) расширение рынка сбыта региональной продукции.

Для Российской Федерации задача брендинга собственных регионов крайне важна, поскольку, во-первых, имеет прямое отношение к тому, сможет ли она присоединиться к немногочисленному клубу экономических лидеров или согласится на роль склада убывающих мировых ресурсов (отходов), а во-вторых, позволяет одновременно решать все основные проблемы, связанные с обеспечением сбалансированности развития всех регионов Российской Федерации.

Разработка авторской концепции формирования брендарегиона. Формирование брендалюбого региона, в том числе и Ивановской области, должно быть основано, с точки зрения авторов, на двухконтурной модели территориального брендинга (рис. 1).

Первый контур модели — это контур стратегического управления территориальным брендом, основанный на реализации основных стратегических направлений развития региона (например, Концепции развития Ивановской области до 2020 г.), которые должны формировать объективные предпосылки для устойчивого положительного имиджа региона. Данный контур должен объединить совместные усилия по обеспечению стратегического развития области как региональной власти, органов местного самоуправления, так и администрации областных центров.

Именно в сфере стратегического управления брендом должны формироваться конкурентные преимущества области или так называемые «точки роста», создающие качественную основу для успешного позиционирования региона на фоне других субъектов Российской Федерации. Кроме того, именно выделенные «точки роста» экономики региона должны выступить основой для выбора формулировки самого бренда.

Контур стратегического управления региональным брендом

Контур текущего управления региональным брендом

Рис. 1. Авторская концепция формирования бренда региона на основе двухконтурной модели территориального брен-динга

Второй контур модели — это контур текущего управления территориальным брендом, базирующийся на практической реализации непосредственно технологии регионального брендинга. Здесь основополагающее значение имеют существующие представления различных категорий заинтересованных сторон об анализируемом субъекте.

Выделение двухконтурной модели регионального брендинга имеет принципиальное значение для понимания того, что брендинг заключается не только и не столько в проведении системы РЯ-мероприятий для «раскрутки» области, сколько в эффективной и последовательной социально-экономической политике, развивающей производственный, научный, рыночный потенциалы субъекта Российской Федерации.

Исходя из предложенной концепции, основанной на двухконтурной модели, можно выделить следующие основные этапы выбора территориального бренда (рис. 2).

Формирование бренда Ивановского региона на основе апробации авторской концепции территориального брендинга. Апробируем предложенную концепцию формирования бренда региона, сущность которой отражена в рис. 1, на примере Ивановской области. Первоначально выявим сложившиеся элементы образа или имиджа Ивановской области, которые подчеркивают специфику региона на фоне общероссийского развития. Они обусловлены в первую очередь имиджем областного центра (г. Иваново). Элементы образа г. Иваново и Ивановской об-

ласти отражены в виде рис. 3. Анализ элементов образа г. Иваново, (а следовательно, и Ивановской области в целом) в сознании граждан Российской Федерации и жителей территории бывшего Советского Союза позволил сделать ряд важных выводов:

• представления о регионе, имеющие глубокие историческое корни (сложились во времена существования СССР), являются устойчивыми и потенциально самыми сильными ассоциациями, так как, с одной стороны, присущи гражданам не только Российской Федерации, но и стран СНГ, а с другой стороны, охватывают длительный исторический период развития Ивановского края;

• далеко не все устойчивые представления имеют положительный смысл. Так, например, ассоциация г. Иваново с «городом невест» указывает на демографическое неравновесие, тендерные проблемы и связанный с этим острый вопрос статуса брака и семьи;

Рис. 2. Основные этапы выбора бренда региона

среди самых устойчивых ассоциаций главное место занимают представления, связанные с экономической специализацией нашего региона, что чрезвычайно важно для «закрепления» уникальных конкурентных преимуществ территории в его бренде; элементы образа Ивановской облас-

Представления, сложившиеся в последние годы

Представления, имеющие глубокие исторические корни

Рис. 3. Элементы образа г. Иваново и Ивановского региона в сознании граждан Российской Федерации и стран СНГ, имеющие исторические или современные корни

ти, сформировавшиеся в последние годы и обусловленные проведением рыночных преобразований в стране, имеют явно выраженный негативный оттенок (особенно имидждепрес-сивного региона). Поэтому территориальный брендинг должен быть направлен на преодоление или нейтрализацию таких ассоциаций;

• создание совершенного нового представления о регионе (ребрендинг), не связанного с уже существующими ассоциациями, авторы считают нецелесообразным, так как это потребует колоссальных ресурсов и не гарантирует успешного исхода.

Таким образом, необходимо принять за основу существующее устойчивое представление Ивановского региона как «текстильного края». Однако требуется корректировка данного имиджа с учетом современной ситуации в стране и с учетом официально признанных властью «точек роста» данного субъекта Российской Федерации.

На следующем этапе в соответствии с разработанным подходом к проведению территориального брендинга необходимо сопоставить текущие устойчивые представления о регионе с его «точками роста». В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г. к «точкамроста» были отнесены:

• текстильная промышленность (текстильный кластер);

• туристическая отрасль (туристический кластер);

• машиностроение и металлообработка;

• сельское хозяйство (сельскохозяйственный кластер);

• инновации.

При формировании бренда региона недостаточно знать несколько ключевых направлений

развития. Более важной и сложной задачей является выбор среди них «локомотива», на который будет сделана главная ставка при стратегическом управлении. Кроме того, данная «точкароста» должна быть в своем роде уникальной, иначе с ее помощью нельзя будет создать настоящий бренд, позиционирующий область на всем экономическом пространстве Российской Федерации и стран СНГ.

Исходя из этих позиций, проведем отбор «брендовой точки роста» методом исключения.

Туристическая отрасль не потенциальная «брендовая точка роста» в связи с тем, что, несмотря на имеющиеся в арсенале области живописные места (Плес и Палех, города «Золотого кольца Российской Федерации»), она не сможет конкурировать в данной сфере с туристическими центрами Краснодарского края, Карелией и Байкалом, а также культурными центрами, к которым относятся Москва и Санкт-Петербург.

Машиностроение и металлообработка не являются «брендовыми точками роста», так как область не обладает достаточным потенциалом в данной отрасли (ее ограниченность связана с ориентацией машиностроительных предприятий в основном на нужды текстильной промышленности) и не сможет себя достойно позиционировать на фоне регионов Уральского федерального округа.

Сельское хозяйство тоже не является «брендовой точкой роста», что обусловлено сложными климатическими условиями и пониженной биологической продуктивностью земель (более 36% сельскохозяйственных угодий находятся на переувлажненных и заболоченных землях; по содержанию гумуса почвы считаются бедными — в среднем 1,8%). Сельскохозяйственный кластер может выполнять только роль поддерживающего компонента в

структуре промышленности региона, связанного главным образом с обеспечением жителей региона продуктами питания, а местной текстильной промышленности — сырьем в виде льна-долгунца.

Традиционная для региона текстильная промышленность на том уровне, на котором она находится в настоящее время, также не может стать «брендовой точкой роста», так как отечественные ткани неконкурентоспособны в ценовой конкурентной войне с дешевой китайской продукцией.

Для того чтобы красивое название Иваново — родина текстиля — не стало пустым звуком, надо идти в ногу со временем инновационных технологий. Текстиль — это тот универсальный локомотив, который сможет вывести нашу область на кардинально новый уровень. Успешная реализация этого проекта как по спирали повлечет за собой развитие и в других отраслях. Наш бренд — инновационный текстиль. Он может идолжен «работать» на экономику региона. В Ивановском государственном химико-технологическом университете придумали, как наносить на любую ткань тончайший слой металла. Причем слово «тончайший» нужно понимать буквально — толщина пленки всего несколько атомов. Поэтому ткань, приобретая космический вид, остается мягкой и естественной на ощупь. Авторы новинки — группа ученых под руководством профессора Б. Горберга. Из этой ткани уже сшили платье модельеры из фирмы «Нина Риччи». Но возникает логичный вопрос, почему данная инновация в сфере текстильной технологии не получила должного финансирования науровне региона.

Опорными точками позиционирования региона как Всероссийского центра инновационного текстиля должны выступить:

1) наличие трудовых ресурсов (большая часть населения — молодежь в возрасте до 30 лет);

2) наличие площадей для создания крупных промышленных объектов (производственные площади бывших текстильных предприятий и комбинатов);

3) высокий научный потенциал (8 государственных университетов, атакже большое количество филиалов других высших учебных заведений и коммерческие вузы).

Анализ текущей ситуации в области формирования положительного имиджа региона. Что планируется сделать региональными властями в данном направлении? Что уже сделано в области формирования благоприятного имиджа Ивановского региона? Ответить на данный вопрос помогает Концепция развития Ивановской области до 2020 г., где однозначно обозначен статус нашего региона:

« Сложилось устойчивое представление об Ивановской области как о депрессивном регионе, что служит серьезным тормозом ееразвития» {п. 4.4.2).

Следует отметить, что целенаправленное предоставление объективной аналитической информации о положительной динамике развития региона, а также территориальный брендинг и маркетинг могут изменить сложившуюся ситуацию. Правительством Ивановской области поставлена задача позиционирования области в рамках Российской Федерации и глобальных рынков, начато формирование региональной политики, направленной на формирование территориальных «точек роста», ключевых факторов развития.

По мнению авторов, положения данного фрагмента Концепции носят, по сути, декларативный характер. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в пункте неправильно расставлены приоритеты, т. е. вопросам социально-экономической политики, направленным на развитие потенциала региона, отведена второстепенная роль. Основной акцент авторы делают на маркетинговой составляющей брендинга и повышении информационной открытости, что противоречит положениям предложенной нами концепции территориального брендинга. Нельзя заниматься брендингом, не зная брендовых точек роста!

Во-вторых, правительством Ивановской области не поставлена конкретная цель формирования положительного имиджа региона, а также не сформирована команда специалистов, отвечающих за реализацию данного проекта.

Вместе с тем в Ивановской области проводится активная инвестиционная политика, что должно играть в пользу формирования положительного имиджа региона.

Система мер государственной поддержки, предоставляемой бизнесу в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, позволяет инвесторам вкладывать свои инвестиции, а также реализовывать имеющиеся в Ивановской области экономический и ресурсный потенциалы.

Результатом инвестиционных вложений в наш регион стали следующие реализованные инвестиционные проекты:

1) дачный отель «Семигорье»;

2) спортивно-оздоровительный комплекс «Икс-Фит» класса «Премиум»;

3) парк-отель «Шереметьев»;

4) культурно-развлекательный комплекс «Олимпия»;

Формирование бренда Ивановского региона

1. Создание системы управления территориальным брендом Ивановского региона

2. Обеспечение публичности управления региональным брендом с помощью информационного портала как платформы для глобальной кооперации всех заинтересованных сторон

3. Внедрение системы ранжирования проектов, включенных в Государственный реестр инвестиционных проектов Ивановской области, с точки зрения их значимости в процессе формирования регионального бренда

4. Создание инновационного текстильного кластера на территории Ивановской области

5. Изменение политики предоставления льгот по уплате налогов и сборов с учетом приоритетности инновационной текстильной промышленности и смежных отраслей

6. Проведение РЯ-кампаний, направленных на закрепление бренда Ивановской области

7. Мониторинг изменений образа региона в глазах общественности и жителей региона

Рис. 4. Ключевые направления Программы по формированию бренда Ивановского региона

5) торговые центры «Воздвиженка», «Тополь» идр.

Попытки властей привлечь инвестиции в регион, на взгляд авторов, с одной стороны, заслуживают положительной оценки, однако, с другой стороны, они сопряжены с определенными негативными моментами:

• во-первых, в результате осуществляемых инвестиционных программ формируется имидж г. Иваново и Ивановской области как места развлечений, что противоречит выбранному бренду региона как центра инновационного текстиля;

• во-вторых, основная целевая аудитория, на которую ориентированы инвестиционные проекты, реализуемые в Ивановской области, представляет собой весьма состоятельных приезжих граждан, не затрагивая интересы жителей самого города и области;

• в-третьих, формируемый бренд города и области не позволяет реализовать интеллектуальный потенциал населения, в первую очередь активной молодежи, которая вынуждена «бежать» из центра развлечений с целью поиска хорошо оплачиваемой и престижной работы в другие регионы;

• в-четвертых, до сих пор остается невостребованным промышленный потенциал текстильного края.

В целом действия властей в данной области не имеют системного характера. Привлечение инвестиций происходит без увязки с базовыми «точками роста». Очевидно, что необходим серьезный системный подход к решению проблемы создания благоприятного имиджа, а следовательно, и инвестиционного климата в регионе. Квалифицированное использование технологии брендинга территорий сможет сделать наш регион одним из наиболее высокооце-ниваемых брендов — регионов Российской Федерации. Рассмотрим ключевые направления Программы по формированию бренда Ивановского региона. Программа формирования бренда Ивановского региона как всероссийского центра инновационного текстиля должна, по мнению авторов, включать следующие этапы (рис. 4).

Мешяизжреализа^иипрограммы базируется на использовании следующихподходов, форм и методов:

• создание организационной схемы управления программой;

• разработка и утверждение Программы формирования и развития территориального бренда Ивановской области, положения которой формулируются в контексте Концепции социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г.;

• разработка методики .мониторинга результативности реализации программы;

• создание информационного портала как платформы для глобальной кооперации всех заинтересованных сторон в сфере развития регионального бренда Ивановской области;

• внедрение нового подхода к формированию инвестиционного портфеля региона, основанного на активном поиске, выборе и ранжировании инвестиционных проектов с точки зрения их влияния на закрепление и развитие регионального бренда;

• внедрение практики составления инвестиционных меморандумов для продвижения на рынок перспективных инновационных бизнес-идей и проектов, поддерживающих региональную политику создания и развития инновационного текстильного кластера;

• составление в рамках информационного портала единого каталога бизнес-идей, связанных с развитием инновационного текстильного кластера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• использование в качестве «трибуны» Всероссийского экономического форума, посвященного проблемам создания на территории Ивановского региона российского инновационного текстильного кластера;

• составление экономической карты будущего инновационного текстильного кластера Ивановской области для ознакомления общественности с инвестиционными возможностями региона;

• внедрение практики проведения регионального road-show, направленного на активный поиск проектов для формирования инвестиционного портфеля региона и постоянного обновления Государственного реестра инвестиционных проектов Ивановской области.

Запуск конкретных инвестиционных проектов должен осуществляться в несколько этапов, характеристика которых отражена в таблице.

Оценка ожидаемых результатов от реализации программы должна осуществляться по следующим критериям:

1) коммерческая эффективность, измеряемая темпом роста инвестиций, привлеченных в регион;

2) социальная эффективность, выраженная с помощью нескольких показателей, характеризующих повышение жизненного уровня населения:

• темп прироста среднего дохода на душу населения;

• темп снижения уровня миграции населения в трудоспособном возрасте;

• изменение доли занятых людей в производственной сфере;

3) бюджетная эффективность, которая выражается либо через темп роста доли собственных доходов в консолидированном бюджете, либо через темп снижения доли дотаций (субсидий, субвенций) из федерального бюджета в бюджете Ивановской области;

А) рыночная эффективность, которая может проявиться в повышении рейтинга инвестиционной привлекательности Ивановской области.

Основные этапы «запуска» инновационных инвестиционных проектов, направленных на формирование бренда Ивановского региона как всероссийского центра инновационного текстиля

Этап Участники Пример

1. Научно-исследовательский (Создание научно-технической продукции, способной обеспечить инновационное развитие текстильной и смежных отраслей) Профессорско-преподавательский состав вузов; сотрудники научно-исследовательских центров; производственники-новаторы; докторанты, аспиранты и магистранты; студенческая молодежь и другие лица Коллектив авторов под руководством д. х. н., профессора Б. Л. Горберга (Ивановский государственный химико-технологический университет) разработал научно-исследовательский проект по созданию текстильных материалов со специальными поверхностными свойствами путем использования метода магнетронного распыления. Магнетронное распыление как один из приемов плазмохи-мической обработки достаточно давно применяется в микроэлектронике, а также для декоративно-защитных покрытий металлов, пластиков и пленок, но до сих пор он не находил широкого применения в технологии изготовления текстильных материалов. Существуют следующие области применения данного способа: создание текстильных материалов с прекрасными декоративными свойствами; материалов, защищающих человека и технику от электромагнитных излучений; создание маскирующих и теплоизолирующих и теплосберегающих материалов; новых фильтрующих материалов; текстильных материалов, обладающих антимикробной активностью, что позволяет их использовать для лечения инфицированных ран. Учитывая экологическую безопасность и экономичность, способ металлизации текстильных материалов магнетрон-ным распылением имеет хорошие перспективы для широкого внедрения в текстильной отрасли какдля производства тканей бытового назначения, так и в особенности тканей для медицины и технических тканей

Окончание таблицы

Этап Участники Пример

2. Информационным (Обеспечение информационной доступности к инновационным идеям, результатам научно-исследовательских проектов всех заинтересованных сторон) Авторы научно-исследовательских разработок; областная администрация (ответственные за информационную поддержку сайта и портала Ивановской области) Размещение информации о характеристиках инновационной научной разработки (инновационного металлизированного текстиля) и области применения на информационном портале Ивановской области в разделе «Каталог инновационных бизнес-идей». Размещение данной информации на официальном региональном портале направлено на оказание информационной поддержки авторам научной разработки в процессе коммерциализации перспективной инновационной идеи

З.Проектно-аналитический (Оказание аналитической поддержки авторам бизнес-идей в процессе разработки бизнес-проектов) Авторы научно-исследовательских разработок; областная администрация; привлеченные специалисты по управлению проектами; инициативные группы (например, сотрудники кафедр университетов экономического профиля) С помощью информационного портала не только осуществляется популяризация инновационной бизнес-идеи, но и организуется проведение конкурса на разработку бизнес-проекта создания инновационного текстильного предприятия по производству «металлизированных» материалов. Сформированная по результатам проектная группа занимается разработкой бизнес-проекта и инвестиционного меморандума, предназначенных для привлечения инвесторов. Проводится оценка рисков и эффективности проекта как с точки зрения инвесторов, так и с позиции региона (социальная, бюджетная и коммерческая эффективность). На основании полученных результатов оценки эффективности проекта проводится его ранжирование по степени важности для региона в контексте создания инновационного текстильного кластера и включения в инвестиционный портфель Ивановской области

4. Рекламно-пропагацдист-ский (Продвижение перспективных инновационных бизнес-идей, воплощенных в бизнес-проекты, с целью обеспечения их финансирования) Работники департамента экономического развития и торговли Ивановской области и департамента общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области; промышленные предприятия, инвесторы На данном этапе используются различные инструменты и РЯ-технологии для поиска потенциальных инвесторов. Так, например, бизнес-проект создания инновационного текстильного предприятия по производству «металлизированных» материалов», может принять участие в конкурсе инвестиционных проектов «Инвестиции без границ», который организован журналом «Вандербильд» в 2009 г. (www.wonderbuild.ru). Редакция журнала совместно с экспертами проведет экспресс-оценку проекта и предложит одну или несколько схем его финансирования. Принимаются к рассмотрению любые проекты с объемом инвестиций отЮ млн руб.

5. Согласовательно-юридический (Проводятся переговоры с инвесторами на предмет существенных условий сделки и заключения сделки) Авторы научно-исследовательской разработки, представители департамента экономического развития и торговли Ивановской области, юристы, инвесторы На данном этапе должны быть решены все принципиальные вопросы, связанные с реализацией и финансированием инновационного проекта

Успешно реализованная программа по созданию бренда Ивановскогорегионапозволитадминистрации и деловым кругам наиболее эффективно взаимодействовать с различными целевыми группами: инвесторами, межрегиональными и экспортными рынками, населением, туристами. Бренд региона переводит стратегические преимущества территории на язык, понятный этим группам, и многократно усиливает значимость этих преимуществ. Брендинг территорий обеспечивает мощный синергетический эффект во многих жизненно важных сферах региона.

Долгосрочный эффект от реализации программы должен проявиться в трансформации

Ивановской области из дотационного в категорию финансово устойчивых регионов. Это стратегический эффект, которого можно добиться, целенаправленно и системно следуя намеченной цели в течение нескольких десятков лет.

На языке цифр основные конечные результаты программы будут следующими:

• повышение позиции Ивановской области среди субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности с 60-х позиций до 40-х;

• доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах консолидированного

бюджета области составит не более 10% по сравнению почти с40 %на данный момент. Данная программа имеет системный характер, что достигается использованием двухконтурной модели создания и разработки бренда региона. В связи с этим потенциал развития проекта связан в первую очередь со стратегическим контуром управления региональным брендом, который отвечает за структурную перестройку экономики региона в новых макроэкономических условиях. Это постоянный процесс поиска и развития «точек роста», который не имеет определенных временных границ. Изменения и тенденции в рамках стратегического контура будут диктовать требования к текущему контуру управления брендом. С точки

зрения авторов, территориальный брендинг должен навсегда стать одной из важнейших технологий управления социально-экономическим развитием региона, что позволит ему быть в русле инновационной социально ориентированной стратегии развития Российской Федерации.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Музыкант В. Л. Формирование бренда средствами РЯ и рекламы. М: Экономист. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.