- определить правовой статус таких участков;
- установить обязанность землепользователя, устранить имеющиеся несоответствия, сроки устранения и его ответственность;
- создать конфликтную комиссию, полномочную оказывать содействие землепользователям.
Библиографический список
1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. - № 136-Ф3 // Российская газета. - 2001. - 30 октября. - № 211. - 212 с.
2. Постановление СФ РФ от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» // Российская газета. - 2011. - 29 декабря. - № 294.
3. Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011: утв. Постановлениями Московской городской Думы от 07.12.2011 № 372 и Мособлдумы от 07.12.2011 № 1/177-П.
4. Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2005 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2006 г.: Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 № 419-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - июль, 2006. - № 39;
5. Об утверждении Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.»: Постановление Правительства Москвы от 20.09.2011 № 430-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2011. - 04 октября. - № 55.
6. Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы: Постановление Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-1III // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2012. - 24 мая. - № 29.
7. Официальный сайт Департамента городского имущества города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dgi.mos.ru/presscenter/publications/detail/650000.html. (дата обращения 01.03.2013).
В.И. Миронова
ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОПАРКОМ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ-РЕЗИДЕНТОВ
Ключевые слова: технопарк, резидентная стратегия, инвестиционная стратегия, бизнес-услуги.
Современный этап мирового развития, связанный с процессами глобализации, характеризуется усилением инновационной активности во всех сферах деятельности, освоением высоких технологий и выпуском новой наукоемкой продукции, что является ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства инду-
© Миронова В.И., 2013
стриально развитых стран мира. Формирование и реализация инновационной политики России предусматривает создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики. Одним из наиболее эффективных механизмов, направленных на формирование современного инновационного комплекса, развитие наукоемких секторов экономики является создание системы технопарков.
Технопарк - организация, формирующая территорию инновационной среды, где создаются необходимые условия для инновационного развития экономики региона и эффективного использования научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких, ресурсосберегающих технологий и принципиально новых для области видов продукции. Необходимо отметить тот факт, что основным условием для создания и эффективного функционирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промышленных производств как основных потребителей научно-технической продукции.
Концепция успешного функционирования технопарка различного профиля должна включать:
- бизнес-функционирование: сохранение целевой направленности технопарка; наличие платежеспособных и заинтересованных клиентов; наличие конкурентоспособных компаний-резидентов; наличие инвесторов, готовых финансировать инновационные разработки;
- техническое функционирование: инженерная инфраструктура; транспортная инфраструктура; сервисная инфраструктура; трудовые ресурсы;
- выполнение целевых задач, для решения которых создавался технопарк: макроэкономическая значимость технопарка; коммерческая успешность технопарка; социальная значимость технопарка; политическая значимость технопарка;
- управление рисками бизнес-функционирования, технического функционирования, достижения целевых задач.
Актуальным вопросом является государственная поддержка технопарков. Следует отметить использование в зарубежном опыте смешанных источников финансирования, координацию и согласованность действий органов власти различного уровня, налоговые и таможенные преференции, усиление программно-целевого управления. Наличие проблем по планированию, организации, мотивации и контролю деятельности существующих и вновь создаваемых технопарков вызывает необходимость следующих действий: принятия единого понятийного аппарата данных структур; соблюдения принципов управления развитием; совершенствования методической базы оценки их эффективности; улучшения организационно-экономических условий создания технопарков; совершенствования законодательной и нормативной базы развития; поднятия статуса ученых; приоритетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований технопарков; создания преференциального режима функционирования.
Предприятия легкой промышленности располагают высоким потенциалом и создание на их базе технопарков во многом будет способствовать структурной перестройке самих базовых предприятий. Анализ пути модернизации предприятий легкой промышленности указывает на перспективность решения многих проблем этих предприятий за счет результатов, достигаемых технопарками. В Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года отмечено, что российские производители, располагая некоторыми потенциальными преимуществами (возможность более оперативной
смены ассортимента за счет размещения производства внутри страны, знания специфики потребления продукции в регионах, экономии на транспортных расходах и др.) имеют все шансы существенно упрочить свои позиции в среднем ценовом сегменте рынка [1].
Для эффективного развития инновационной инфраструктуры важным является реализация инновационного потенциала малого и среднего наукоемкого бизнеса на основе создания объектов высокоразвитой инновационной инфраструктуры, к которым могут быть отнесены технопарки, техноцентры и бизнес-инкубаторы. Автором работы предлагается рассматривать в качестве эффективных механизмов, направленных на формирование инновационного комплекса, развитие наукоемких секторов экономики, реализацию проекта по созданию технопарка Инновационная зона «Технопарк легкой промышленности». Одним из ключевых преимуществ создания технопарка легкой промышленности является создание условий для быстрого развития ее отраслей, обеспечивающих экономический рост в регионах и стране в целом, и образовании новых структур, отвечающих всем требованиям науки, техники и промышленного производства.
Разработанный проект создания Инновационной зоны «Технопарк легкой промышленности» в Санкт-Петербурге включает специальную структуру, в которой будут объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, охрана [3]. Наличие развитой инфраструктуры позволит оказывать предприятиям легкой промышленности, находящимся на территории Технопарка, полный комплекс услуг для становления и развития высокопроизводительного бизнеса с использованием инноваций и новейших технологий в области материалов, оборудования, 1Р-технологий, а так же по раскрытию художественных и творческих потенциалов молодых специалистов.
Миссия технопарка заключается в содействии развитию предприятий легкой промышленности в Санкт-Петербурге, обеспечению ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы. Технопарк создаст условия для импор-тозамещения продукции легкой промышленности на территории Российской Федерации, а не закупки ее в Китае или Евросоюзе. Причем в нынешних условиях очевидно, что вложения государства и регионов в реальный сектор экономики являются более надежными, чем получение средств через таможенные платежи в бюджет. В городе будут созданы гарантированные рабочие места, увеличатся налоговые поступления в городской и федеральный бюджеты. Активизируется коммерциализация научно-инновационной деятельности вузов и НИИ. Коммерческие и общественные организации, взявшие на себя обязательства за обучение и обеспечение квалифицированными рабочими местами горожан, снимут эту нагрузку с города и дадут возможность освободившиеся средства направить на решение других социально-значимых задач. Реализация проектов определяет создание экономической среды, способствующей удовлетворению коммерческих, социальных и общеэкономических интересов ее участников, в роли которых выступают: население, суверенные хозяйственные субъекты (бизнес-элита, а также малый и средний бизнес) и региональная администрация.
Для успешной деятельности Технопарка необходима эффективная системы управления, которую должна обеспечить Управляющая Компания. Автором работы предлагается модель Управляющей Компании Технопарка, которая направлена на реализацию по обеспечению повышения конкурентоспособности резидентов Технопарка и механизмов
ее взаимодействия на основе формирования бизнес-стратегии: резидентной стратегии; стратегии оказания бизнес-услуг; инвестиционной стратегии; стратегии управления финансами и затратами (см. рисунок).
Для определения резидентов Технопарка разрабатывается резидентная стратегия, которая является основной функциональной стратегией Технопарка, детализирует бизнес-стратегию и представляет собой план создания конкурентно значимых ресурсов и возможностей компании, развитой структуры резидентов Технопарка [2]. Резидентная стратегия обеспечивает развитие взаимодействия между резидентами и позволяет получить синергетический эффект от их объединения. Целевая структура резидентов, формируемая Управляющей Компанией, учитывает качество привлекаемых компаний, способных успешно реализовать инновационные проекты, и предполагает их максимизацию. Реализация резидентной стратегии осуществляется Управляющей Компанией, которая осуществляет контроль по выполнению бизнес-плана, и, прежде всего, предоставление бизнес услуг инновационным компаниям с использованием арендуемых площадей, заключение договоров и протоколов о намерениях с ключевыми якорными резидентами и инвестиционными компаниями и др.
Основными направлениями резидентной стратегии Технопарка Инновационной зоны «Технопарк легкой промышленности» являются:
- повышение конкурентных преимуществ продукции, планируемой к выпуску участниками проекта, оценка спроса и покупательских предпочтений;
- техническое перевооружение и модернизация производства;
- развитие и совершенствование системы по максимальной загрузке технологического оборудования и программного обеспечения; создание совместной структуры по техническому обслуживанию оборудования;
- развитие инновационной и научной деятельности Технопарка в рамках бизнес-инкубатора;
- совершенствование системы обеспечение предприятий Технопарка материалами, сырьем, комплектующими для производства;
- развитие трудовых ресурсов и гибких форм занятости на предприятиях Технопарка, стимулирующие меры по сохранению кадров, привлечению молодых специалистов и рабочих и др.
Таким образом, резидентная стратегия позволяет обеспечить ускоренное развитие отрасли легкой промышленности за счет продвижения инновационных проектов резидентов Технопарка, обновление ассортимента и структуры продукции крупных предприятий региона - якорных резидентов.
Рис. 1. Модель системы управления Технопарком на основе формирования бизнес-стратегии
Стратегия оказания бизнес-услуг
Разработка стратегии является основополагающим аспектом деятельности организации сферы бизнес-услуг, при этом необходимо учитывать специфику услуг и определяться по всем направлениям повышения эффективности функционирования организации. В качестве основных услуг Технопарка легкой промышленности являются: консультационные услуги; сервисная и маркетинговая поддержка; организация производства и сбыта; осуществление рекламной деятельности; учебно-методическая помощь; инвестиции; предоставление информационных услуг, в связи с этим развитие комплекса услуг, оказываемых резидентам, является значимой функциональной стратегией. Одним из важнейших стратегических направлений деятельности организаций сферы бизнес-услуг является повышение ценности услуг, как способности удовлетворения потребности покупателя или обеспечения ему выгоды, т.е. ценность услуги непосредственно связана с уровнем удовлетворенности потребителей.
Стратегия развития бизнес-услуг Технопарка Инновационной зоны «Технопарк легкой промышленности», оказываемых резидентам, является одной из значимых функциональной стратегией, позволяющей повысить конкурентоспособность их продукции на рынке товаров и услуг, снизить постоянные издержки инновационных компаний и представительств якорных резидентов.
Инвестиционная стратегия
Для развития инфраструктуры Технопарка Управляющей Компанией формируется инвестиционная стратегия, которая является базовой функциональной стратегией развития инфраструктуры технопарка. Система показателей инвестиционной стратегии позволяет проводить мониторинг ввода объектов инфраструктуры, контролировать поступление средств, изменять порядок ввода объектов инфраструктуры в соответствии с потребностями резидентов, что обеспечит максимальный эффект от функционирования технопарка.
Инвестиционная стратегия должна включать:
- прогноз и анализ динамики основных показателей, приведенных выше, с указанием причинно-следственных связей между представленными индикаторами;
- качественный состав инфраструктурных объектов, план-график их ввода, а также перспективный анализ потребностей резидентов в новых объектах инфраструктуры;
- анализ внутренних и внешних факторов, способных оказать существенное влияние на основные показатели стратегии;
- планы мероприятий инвестиционной стратегии;
- риски инвестиционной стратегии с указанием механизмов их нейтрализации.
Стратегия призвана обеспечить максимально эффективное использование активов компании, включая максимизацию доходов от сдачи в аренду и предоставления бизнес-услуг, базирующихся на недвижимости Технопарка, а также сокращение сроков строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры.
Стратегия управления финансами и затратами проектов
Автором работы показано, что стратегия в области управления издержками предполагает достижение минимально необходимого удельного уровня постоянных затрат Управляющей Компании, оптимизацию их структуры в рамках разработанной системы эффективного управления, нацеленной на снижение уровня рисков.
Стратегия управления финансами включает:
- прогноз и анализ динамики основных финансовых показателей с указанием причин изменений;
- анализ формирования прибыли Управляющей Компании, ее качественного состава, источники покрытия убытков (при их наличии) и направления распределения прибыли;
- структурный анализ имущества и источников его формирования, а также их качественную характеристику;
анализ внутренних и внешних факторов, способных оказать существенное влияние на основные показатели стратегии;
- основные источники повышения эффективности управления финансами (финансовые и организационные источники);
риски стратегии управления финансами с указанием механизмов их нейтрализации.
Управление финансами направлено на достижение максимизации получаемой прибыли и устойчивости финансово-экономического состояния «Технопарка легкой промышленности» и заключается в принятии решений о способах расходования денежных средств на основании анализа текущих финансовых показателей.
Таким образом, предложенное формирование бизнес-стратегии в системе управления Технопарком является эффективным механизмом повышения конкурентоспособности компаний-резидентов. Предполагается получение синергетического эффекта от использования ресурсов разных предприятий легкой промышленности, научных организаций, учебных и образовательных структур, взаимодействующих в технопарке, проведения активной политики по продвижению продуктов компаний технопарка и установлению взаимоотношений с возможными потребителями и заказчиками, инвестиционными институтами.
Библиографический список
1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года: утверждена приказом Минпромторга России от 24.09.2009 г. - № 853.
2. Борисоглебская Л.Н. Концепция построения системы стратегического управления технопарками в сфере высоких технологий в Российской Федерации: монография / Н.В. Панко-ва, А.В. Мац, Н.В. под ред. Л.Н. Борисоглебской. - СПб.: Петроцентр, 2011. - 220 с.
3. Борисоглебская Л.Н., Миронова В.И. Разработка системы управления технопарком легкой промышленности на основе механизмов взаимодействия его субъектов (на примере отрасли легкой промышленности г. Санкт-Петербурга) // Инновации. - 2012. - № 6 (164). - С. 11-17.
В.Ю. Михайлов
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Ключевые слова: государственный заказ, контрактная система закупок, закупочные процедуры.
Федеральная контрактная система является важнейшим инструментом осуществления государственных закупок в развитых странах, однако в российской экономике
© Михайлов В.Ю., 2013