Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).
Экономика. Вып. 28. С. 42-47.
С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская, А. А. Мальцева
разработка организационной модели технопарка на основе методов проектного управления1
Предлагается организационная модель современного технопарка, включающая его организационную структуру, основанную на принципах функционирования диверсифицированной корпорации, организационную и функциональную структуры управляющей компании, моделирование которых проводилось с учетом особенностей современных типов структур управления, в том числе проектных.
Ключевые слова: организационная модель, организационная структура, проектное управление, технопарк, управляющая компания технопарка.
Одним из важных аспектов успешной деятельности технопарка является грамотно выстроенная организационная модель, регулирующая его деятельность, включающая организационную структуру, систему и методы управления технопарком, от этапа создания до выхода на проектную мощность.
Организационные инновации — наиболее сложно внедряемый в практику вид изменений, что обусловлено низкой мобильностью систем управления современных организаций. Они, в тоже время, способны обеспечить весьма масштабный эффект от их внедрения.
В основу разработки организационной модели положены действующие на момент написания бизнес-плана нормативно-правовая база и следующие ключевые характеристики:
— прозрачность — в основе организационной модели должны лежать определенная действующим законодательством организационно-правовая форма, принципы взаимодействия, инвестирования, заранее определенный состав реализующей проект команды, сроки, порядок принятия решений, гарантии и пр.;
— унификация - наличие единого органа управления технопарком, выполняющего функции, связанные как с административно-техническими, так и с научно-методическими видами работ;
— эффективность — учет управляющим органом интересов всех входящих в технопарк компаний, получение прямого и косвенного эффекта от деятельности резидентов, превышающего затраты на реализацию проекта создания технопарка;
1 Исследование выполнено в рамках проекта ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Государственный контракт № П2329.
— самостоятельность — независимость управляющей компании технопарка от других субъектов экономики, что обеспечит равные возможности реализации проектов резидентам технопарка;
— контроль — возможность регулирующих воздействий на текущую деятельность резидентов с целью оптимизации резидентной структуры и получения наибольшего эффекта при имеющихся ресурсах.
Под организационной структурой обычно понимается совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений) и связей между ними, основными элементами которой являются:
— уровни управления;
— подразделения и звенья управления;
— управленческие связи.
Связи между должностями и структурными подразделениями могут быть либо вертикальные (административно-функциональные), по которым протекают административные процессы принятия решений, либо горизонтальные (технологические) — связи процессов выполнения работ.
Организационная модель технопарка должна включать организационную структуру технопарка, организационную и функциональную структуру управляющей компании.
При построении организационной структуры технопарка целесообразными являются аналогии с финансово-промышленной группой, ассоциацией или холдингом.
С управленческой точки зрения любую корпорацию, в том числе диверсифицированную, целесообразно формализовать в виде модели, представляющей собой открытую систему, на вход которой из окружающей среды поступают различные ресурсы: информация, капитал, трудовые ресурсы, материалы и т. д., которые в процессе
функционирования преобразуются в выходные параметры системы. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость, появляется прибыль, происходит увеличение доли рынка, объема продаж, рост корпорации и т. п.
Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга взаимодействующих хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет собственные функции:
— центральная (управляющая) компания осуществляет планирование производства, мотивацию, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли;
— хозяйствующие субъекты производят продукции (работы, услуги) в соответствии с планом, соответствующим стратегии функционирования корпорации.
Особенности российского корпоративного управления зачастую сводятся к контролю над собственностью, чему может способствовать оптимальное распределение объемов полномочий, для чего предлагается использовать модель «власть - эффективность», в рамках которой властные полномочия представляют собой совокупность полномочий акционеров и управляющих, ограниченные внешней средой.
На основе данного соотношения появляется возможность определить оптимальное распределение полномочий в рамках корпорации, в связи
с чем возникает вопрос об измерении полномочий и можно использовать следующие способы:
— количественный (доля активов в управлении, сумма самостоятельных решений);
— качественный (определенная каким-либо образом, в том числе на основе экспертных оценок, часть набора полномочий);
— смешанный (учитывающий количественные и качественные группы параметров).
При построении организационной структуры технопарка следует предусмотреть наличие внешних координирующих органов, включающих полномочия акционеров и ограничения внешней среды, оказывающих влияние на управление технопарком как ассоциацией и осуществляющих контроль деятельности управляющих компаний.
Организация управляющей компании в форме акционерного общества в соответствии с действующим законодательством предусматривает наличие в технопарке Совета директоров и общего собрания акционеров. Внешним контролирующим (совещательным) органом может служить экспертный совет, обеспечивающий экспертизу инновационных проектов, контроль за выполнением основных показателей, куда могут войти представители региональных органов власти, ведущие ученые и специалисты в области инновационной деятельности.
Организационная структура технопарка включает управляющую компанию, якорные, инновационные и инвестиционные компании (рис. 1). Деятельность управляющей компании
а
н
а
н
о
о
2
Ес
(Я
Б
н
&
н
о
Б
Б
Б
2
<
технопарк
X
о
з
я
й
с
т
в
у
3
£
и
е
с
у
б
ъ
е
к
т
ы
Рис. 1. Организационная структура технопарка
регулируется Советом директоров, избираемым общим собранием акционеров, и курируется Наблюдательным советом технопарка.
Во главе управляющей компании находится директор, назначаемый Советом директоров и подотчетный Наблюдательному совету.
Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами организационной структуры управляющей компании является одной из задач менеджмента технопарка.
В теории управления существуют различные подходы к определению типов и видов организационных структур, однако главным критерием для ее моделирования являются центры распределения ответственности: функции или центры доходов (продуктов или процессов по созданию этих продуктов).
В соответствии с приведенным критерием выделяют следующие типы организационных структур:
— иерархический (функциональный) тип: линейная, линейно-штабная структура;
— дивизионный тип;
— органический тип: кросс-функцональная, проектная, программно-целевая (матричная) структура управления;
— многомерная структура управления.
Приведенные типы организационных структур в реальной практике могут смешиваться исходя из целей деятельности организации и характера ее бизнес-направлений и бизнес-процессов.
Анализ современных основ конструирования организационных структур управления позволил предложить различные подходы к формированию структуры управляющей компании. На этапе ее создания при условии финансирования развития инфраструктуры технопарка за счет средств учредителей оптимальной является линейная организационная структура, которая обеспечит высокий уровень координации в функциональных областях деятельности отдельных структурных подразделений и систему единоначалия с четко выраженной ответственностью, что необходимо в первую очередь на этапе становления и развития технопарка (рис. 2).
В условиях финансирования развития технопарка из средств государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» может возникнуть проблема разделения полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за реализацию программы, и детальными подразделениями технопарка. Создание инфраструктуры технопарка за счет средств федерального и регионального бюджетов в течение срока действия программы, по сути, является проектом, в связи с чем предлагается внедрение проектной системы управления и наделение особыми полномочиями руководителя проекта по созданию технопарка в рамках государственной программы (рис. 3).
Директор управляющей компании технопарка
__________¥________
Административно -хозяйственный департамент:
■ Управление делами
■ Управление транспортного обеспечения
■ Административно -эксплуатационное управление
■ Отдел строительства и управления имуществом
__________¥_________
финансово -эконо -мический депар -тамент:
■ Планово-экономический отдел
■ Бухгалтерия
■ Центр финансово-экономического консалтинга и аутсорсинга
■ Центр маркетинговых исследований
________±________
юридический
департамент:
■ Юридический отдел
■ Центр юридического консалтинга и аутсорсинга
_________±________
информационнотелекоммуникационный департамент:
■ Отдел информационного обеспечения
■ DATA-центр
__________у________
департамент
инновационного
развития:
■ Отдел планирования инновационного развития
■ Пиар-отдел
■ Отдел мониторинга перспективных проектов
■ Коучинг-центр
■ Тренинг-центр
■ Центр трансфера технологий
■ Центр интеллектуальной собственности
Рис. 2. Линейный тип организационной структуры управляющей компании
Директор управляющей компании технопарка
руководитель проекта создания технопарка в рамках государственный программы
Административ-
но-хозяйственный
департамент:
Управление делами
ІОО
■ Управление транспортного обеспечения
Мооо
■ Административноэксплуатационное управление
'Щоо
■ Отдел строительства и управления имуществом
^Пооо
финансово-экономический департамент:
■ Планово-экономический отдел
►По о
■ Бухгалтерия
■ Центр финансово-экономического консалтинга и аутсорсинга
ооо
■ Центр маркетинго-
в^Х исследований
юридический
департамент:
■ Юридический отдел
>Доо____________
■ Центр юридического консалтинга и аутсорсинга
'ООО
информационно-теле-
коммуникационный
департамент:
■ Отдел информационного обеспечения
>Поо
DATA-центр
ооооо
департамент инновационного развития:
■ Отдел планирования инновационного развития
*Поо
■ Пиар-отдел
□о о
■ Отдел мониторинга перспективных проектов
ООО
■ Коучинг-центр
ООО
■ Тренинг-центр
ООО
■ Центр трансфера технологий
ООО
■ Центр интеллектуальной собственности
ООО
Рис. 3. Проектная структура управления технопарком при условии создания инфраструктуры
в рамках государственной программы
Руководитель проекта создания технопарка не находится в непосредственном подчинении директору управляющей компании и назначается на время реализации проекта. В его ведении находятся вопросы, касающиеся исключительно создания инфраструктуры и мониторинга финансирования реализации программы, для чего в структурных подразделениях управляющей компании выделяются сотрудники, находящиеся в двойном подчинении и отвечающие за реализацию отдельных задач программы.
Аналогичная структура управления технопарком предлагается в случае создания на его базе бизнес-инкубатора малого наукоемкого бизнеса, в рамках которого может осуществляться инкубирование компаний, входящих в технопарк, и нерезидентов (рис. 4).
При организации технопарка, осуществляющего полное сопровождение и (или) финансирование нескольких крупных инновационных проектов, также целесообразно внедрение проектно ориентированной организационной структуры, включающей руководителей проектов и ответственных лиц в структуре управления, их сопровождающих (рис. 5).
Особенностью приведенных структур управления является наличие руководителей проектов, которые осуществляют деятельность, с од-
ной стороны, четко взаимосвязанную с функционированием остальных структурных подразделений за счет общих целей, задач и команды проекта, включающей сотрудников организации, с другой стороны, оказываются в непосредственном подчинении исключительно общему собранию акционеров технопарка (или иному коллегиальному органу).
Функциональная структура технопарков в регионах разработанной модели включает следующие структурные подразделения.
департамент инновационного развития разрабатывает стратегические планы работы технопарка, определяет новые направления деятельности, осуществляет текущий анализ состояния отраслей, привлечение резидентов и инвесторов.
Административно-хозяйственный департамент отвечает за содержание инженерных сетей, зданий и помещений технопарка, бизнес-инкубаторов в надлежащем состоянии, осуществляет их техническую эксплуатацию.
юридический департамент осуществляет юридическое сопровождение деятельности технопарка, оказывает резидентам комплексный спектр услуг в сфере правового консалтинга.
финансово-экономический департамент отвечает за надлежащее ведение учета и подготовку отчетности управляющей компании техно-
парка, оказывает бухгалтерские услуги резидентам. административно-хозяйственный департамент совместно с финансово-экономическим департаментом осуществляет надзор за ходом
реконструкции и ввода в эксплуатацию помещений технопарка.
информационно-телекоммуникационный департамент осуществляет информационно-
Директор управляющей компании технопарка
директор
бизнес-инку-
батора
административ-
но-хозяйственный
департамент:
Управление делами
00
■ Управление транспортного обеспечения
По о о
■ Административноэксплуатационное управление
'По о
■ Отдел строительства и управления имуществом
ОО ООО
финансово-экономический департамент:
■ Планово-экономический отдел
□о о
■ Бухгалтерия
■ Центр финансово-экономического консалтинга и аутсорсинга
Поо
■ Центр маркетинговых исследований
По о
юридический
департамент:
■ Юридический отдел
>Поо
■ Центр юридического консалтинга и аутсорсинга
□оо
информационно-теле-
коммуникационный
департамент:
■ Отдел информационного обеспечения
>Доо
DATA-центр
ооооо
Рис. 4. Проектная структура управления технопарком, включающим бизнес-инкубатор малых наукоемких предприятий
департамент инновационного развития:
■ Отдел планирования инновационного развития
-^оо
■ Пиар-отдел
ЦО О
■ Отдел мониторинга перспективных проектов
цоо
■ Коучинг-центр
По о
■ Тренинг-центр
□о о
■ Центр трансфера технологий
ООО
■ Центр интеллектуальной собственности
ооо
Директор управляющей компании технопарка
административ-
но-хозяйственный
департамент:
Управление делами
Сю о
■ Управление транс-портш
ного обеспе-
По! о о
■ Административноэксплуатационное
управление
'По о
Отдел строительства и управления имуществом
ооооо
финансово-экономический департамент:
■ Планово-экономический отдел
ПрО_
Букг^лтерия "
уо;°
■ Центр финансово-экономического консалтинга и аут-сорс^н^
О О'О
■ Центр маркетинговых исследований
ООО
юридический
департамент:
■ Юридический отдел
>000__________
■ Центр юридического консалтинга и аутсорсинга
ооо
информационно-теле-
коммуникационный
департамент:
■ Отдел информационного обеспечения
"■-о________________
ГДОї'
DATA-центр
ооооо
департамент инновационного развития:
■ Отдел планирования инновационного развития
ЭР:0
■ Пиар-отдел
ЦОЮ
■ Отдел ¡мониторинга
перспективных про-ектов| !
ИР] О
■ Коучинг-центр
ООО
■ Тренинг-центр
ООО
■ Центр трансфера технологий
ООО
■ Центр интеллектуальной собственности
ООО
Рис. 5. Проектная структура управления технопарком, осуществляющим полное сопровождение отдельных крупных инвестиционных проектов
телекоммуникационную поддержку деятельности управляющей компании и резидентов технопарка.
Предложенные элементы организационной модели технопарка могут служить основой для их реализации на примере конкретных техно-парковых структур, в частности были активно использованы при разработке проекта создания технопарка Курской области.
Список литературы
1. Сазонов, И. Технопарк, специализированный в области информационных технологий (ИТ-парк), на базе СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича / И. Сазонов // Инновации. 2005. № 9 (86). С. 39-44.
2. Бандурин, А. В. Проблемы оперативного управления активами корпораций / А. В. Бандурин, С. И. Басалай, И. А. Ли ; под ред. В. В. Бандурина. М. : ТДДС Столица-8, 1999. 164 с.