Научная статья на тему 'Формирование безопасной ИТ-среды в условиях цифровой экономики (на примере Санкт-Петербурга)'

Формирование безопасной ИТ-среды в условиях цифровой экономики (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (МАИС ЭГУ) / КИБЕРУГРОЗЫ БИЗНЕСУ / ЗАЩИТА АДМИНИСТРАТИВНЫХ СЕТЕЙ / INFORMATION / INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / ST. PETERSBURG AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / CYBERTHREATS / PROTECTION OF ADMINISTRATIVE NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громов И. А.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения граждан надежной информацией о деятельности предприятий разнообразных форм организации, а также государственных структур, имеющих отношение к управлению экономикой. Анализируются основные подходы и требования к управлению информацией, средствам ее надежного и достоверного обеспечения, представленным в отечественных стандартах и зарубежных аналогах. Предлагаются меры по совершенствованию информированности граждан в условиях цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of safe IT-environment in the context of the digital economy (case of St. Petersburg) (Russia, St. Petersburg)

The article stresses the significance of providing citizens with reliable information related to enterprises of various organizational forms, as well as state structures that have relation to economic management. The author analyzes basic approaches and requirements existing in Russian and international standards related to information management and the ways through which it can be provided reliably and accurately. The article suggests measures to improve access of citizens to information in the context of the digital economy

Текст научной работы на тему «Формирование безопасной ИТ-среды в условиях цифровой экономики (на примере Санкт-Петербурга)»

Заключение. Успешная практическая реализация настоящей Концепции будет способствовать формированию единой системы координации и администрирования научно-инновационной деятельности и внедрению в практику развития Кыргызской Республики международных стандартов управления научно-инновационной деятельностью. Также будут заложены основы для диверсификации экономики в сторону производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего, в области энерго- и ресурсосбережения, роста удельного веса продукции научно-инновационной деятельности в структуре вало-

вого внутреннего продукта. Составной частью этого процесса станет переориентация научных исследований на приоритетные направления, одобренные Правительством Кыргызской Республики, переход от государственной поддержки научных организаций к государственной поддержке научно-инновационных направлений, реализуемых группой организаций по схеме «исследование — разработка — внедрение». Станет также возможным формирование научно-образовательных центров на базе университетов, что обеспечит эффективную интеграцию науки и образования, повысит роль вузов в реализации прикладных научных проектов.

Литература

1. R. Barreto. Private Sector Assessment Update. The Kyrgyz Republic. Asian Development Bank. 2013. — https://www.adb.org/sites/ default/files/institutional-document/34056/files/kyrgyz-republic-private-sector-assessment-update.pdf

2. C. Freeman. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Pinter Publishers. 1987.

3. C. Freeman. The „national system of innovation" in historical perspective. In Systems of Innovation: Growth, Competitiveness and Employment, Volume 1, Chapter 2, pp. 41-60. Elgar Publishing, Cheltenham. 2000.

4. C. Freeman and C. Perez. Structural crises of adjustment: Business cycles and investment behavior. In Technical Change and Economic Theory, Chapter 3, pp. 38-66. Pinter Publishers, London. 1988.

5. B.-A. Lundvall. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. Pinter, London. 1992.

6. B.-A. Lundvall. Innovation as an interactive process: From user-producer interaction to the national system of innovation. In G. Dosi (Ed.), Technical Change and Economic Theory, Chapter 17, pp. 349-369. Pinter Publishers. 2000.

7. R.R. Nelson. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. Oxford University Press, New York. 1993.

8. J.Kitanovic. National Innovation Systems in Transition Countries: The Impact of Institutional Organizations and Change. Copenhagen. 2005. https://www.researchgate.net/publication/237458272_NATIONAL_INNOVATION_SYSTEMS_IN_TRANSITION_COUNTRIES_THE_ IMPACT_OF_INSTITUTIONAL_ORGANIZATION_AND_CHANGE

9. P. Fan. Catching Up in Economic Transition: Innovation in the People's Republic of China and India. ADBI Working Paper 809. Tokyo: Asian Development Bank Institute. 2018. https://www.adb.org/publications/catching-economic-transition-innovation-prc-and-india

10. G.Xia, G.Xiaochuan, J.S. Katz, G.Jiancheng. The Chinese innovation system during economic transition: A scale-independent view. Journal of Informetrics 4 (2010) рр. 618-628. http://users.sussex.ac.uk/~sylvank/pubs/Chinese%20Innovation%20System.pdf

11. P. Intarakamnerd, P.Chairatana, T. Tangchitpiboon. National Innovation System in Less Successful Developing Countries: The case of Thailand.//Research Policy. Vol.31. Issue 8-9. 2002 pp.1445-1457. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.49 9.3052&rep=rep1&type=pdf

12. А. Kleibrink, P. Lartdo, S. Philipp. Promoting innovation in transition countries: A trajectory for smart specialisation. EUR 28638 EN, European Union, 2017, doi:10.2760/988830. http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106260/jrc106260_jrc_ science4policy_s3-trajectory_transition-countries_2017_final_proof-read_online.pdf

13. Концепция научно-инновационного развития Кыргызской Республики на период до 2022 года. Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 февраля 2017 года № 79. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/99770

14. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. Нацстатком КР. — Бишкек, 2017.

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ИТ-СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

И.А. Громов,

соискатель Балтийской академии туризма и предпринимательства (Санкт-Петербург)

gromof@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы обеспечения граждан надежной информацией о деятельности предприятий разнообразных форм организации, а также государственных структур, имеющих отношение к управлению экономикой. Анализируются основные подходы и требования к управлению информацией, средствам ее надежного и достоверного обеспечения, представленным в отечественных стандартах и зарубежных аналогах. Предлагаются меры по совершенствованию информированности граждан в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, информационные технологии, автоматизированная информационная система Санкт-Петербурга (МАИС ЭГУ), киберугрозы бизнесу, защита административных сетей.

УДК 332.025.15 ББК 65.05

I. Проблемы информационной безопасности в современных условиях

Одной из ключевых задач формирования информационного общества в Российской Федерации выступает обеспечение надежной информационной безопасности деятельности предприятий разнообразных форм хозяйствования и структур, имеющих отношение к управлению экономикой. Ее решению посвящена отдельная подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020

годы)» [2]. Согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [1], информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Основные подходы и требования к управлению информационной безопасностью, средствам ее обеспечения представлены в ряде отечественных стандартов, например ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-

2006, ГОСТ Р 50922-2006, ГОСТ Р 52069.0-2003, ГОСТ 34.003-90 и др.

Разработка модели угроз безопасности информации должна осуществляться в соответствии с действующими методическими документами ФСТЭК России по обеспечению безопасности, где основным выступает вступивший в силу с 17 августа 2014 года Приказ ФСТЭК России №31 от 14 марта 2014 года [3].

Важность проблемы защиты информации, разработки и применения различных способов обеспечения защиты конфиденциальной информации неизменно привлекают внимание отечественных исследователей. Так, Т.Л Партыка и И.И Попов рассматривают основные подходы к обеспечению информационной безопасности на основе требований нормативно-правовых актов Российской Федерации и отечественных стандартов

[4]. В.Я. Ищейнов и М.В. Мецатунян анализируют основные вопросы защиты конфиденциальной информации, а также различные подходы к обеспечению информационной безопасности в современных условиях развития общества и информатизации

[5]. В.П. Зверева и А.В. Назаров рассматривают различные аспекты участия персонала и руководства предприятия в планировании и организации работ по обеспечению защиты информации конфиденциального характера и коммерческой тайны [6]. В.Ф. Шаньгин исследует технические средства и организационные методы многоуровневой защиты информации в компьютерных системах и корпоративных сетях передачи данных [7].

Вместе с тем, необходимо отметить, что динамичное развитие информационных технологий (далее — ИТ) и одновременное с этим увеличение как рисков несанкционированного доступа, так и способов получения конфиденциальной и коммерческой информации, ведет к быстрому устареванию уже известных способов защиты информации.

В современных условиях актуальность решения задач по защите информационных сетей и ресурсов организации определяется следующими проблемами:

• значительной универсальностью применяемых технологий и протоколов, многие из которых представлены в открытом доступе в Интернете;

• значительным использованием импортного оборудования и программного обеспечения (далее — ПО) [8].

• высокими рисками и значительной стоимостью ущерба в случае успешных атак на оборудование и информационную систему предприятия;

• постоянным развитием нормативных требований по защите информации как в мировом масштабе, так и в Российской Федерации.

Поэтому в современных условиях вопросы защиты информации, отраженные во внутренних документах, разрабатываемых в конкретной организации, должны охватывать, в том числе, области анализа угроз безопасности информации и соответствующих рисков их реализации. При этом важным выглядит определение наиболее оптимальных подходов к построению базовой модели угроз безопасности информации и выбору методик определения актуальных угроз безопасности информации [9].

На современном этапе развития информационных технологий в цифровую эпоху ситуация серьезно изменилась в сторону открытости сетей предприятия, поэтому к основным угрозам безопасности информации следует отнести:

• внешнее проникновение, что может сопровождаться выведением из строя управляемых объектов;

• осуществление несанкционированного внешнего управления технологическими объектами для реализации определенных целей;

• полную или частичную блокировку управления информационной системой предприятия [10].

• осуществление несанкционированного обновления ПО, что может привести к изменению режимов работы управляемых объектов, дальнейшего осуществления внешнего контроля и другим опасным последствиям;

• различные несанкционированные действия внутренних пользователей по нарушению доступа к управлению объек-

тами, обновлению ПО, ограничению или блокировке управления идр.

В связи с этим анализ угроз безопасности должен включать в себя:

• оценку возможностей (потенциала, оснащенности и мотивации) внешних и внутренних нарушителей;

• анализ возможных уязвимостей и реализованных мер-защиты;

• анализ возможных способов реализации угроз безопасности информации;

• анализ возможных последствий нарушения свойств безопасности информации, оценку возможного ущерба.

Следует полагать, что в современных условиях при определении угроз безопасности информации должны быть учтены структурно-функциональные характеристики информационной системы предприятия, включающие физические, логические, функциональные и технологические взаимосвязи между сегментами (подсистемами), взаимодействие с иными автоматизированными (информационными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями, режимы обработки информации, а также иные характеристики [11].

Несомненно, что поиск подходов к наиболее оптимальному и эффективному моделированию угроз информационной безопасности различных объектов, прежде всего тех, которые являются критически важными и потенциально опасными для жизни и здоровья людей или для окружающей природной среды, будет способствовать снижению техногенных и антропогенных рисков, а также в широком смысле и устойчивому развитию информационного общества в условиях цифровой экономики. Важно знать, что к предварительным условиям для изменения в отрасли 4.0 является безопасность данных и ИТ-инфраструктуры [10].

В целом многим компаниям не хватает уверенности, и существует много сомнений в отношении вовлечения новых ИТ-процессов. Для того, чтобы эти сомнения снять, необходимо обеспечить безопасность данных. Это важно, например, когда данные должны быть переданы на аутсорсинг. Скептицизм многих компаний в этой области является серьезным препятствием на пути внедрения облачных технологий. Здесь, помимо безопасности данных, должны произойти изменения по отношению к бизнесу 4.0 и в обществе. Даже процессы с цифровым управлением и сетевыми связями в корне зависят от их надежности и безопасности от кибератак со стороны [12].

Для того, чтобы сохранить конфиденциальность данных, существуют общие принципы защиты данных, которые надо знать и понимать. С одной стороны, это соблюдение законодательных параграфов. Например, в Евросоюзе «общий регламент по защите данных» — это постановление, с помощью которого Европейский парламент, Совет Европейского союза и Европейская комиссия усиливают и унифицируют защиту персональных данных всех лиц в Европейском союзе (ЕС). В Германии, помимо постановлений из ЕС, данные структуры описаны в Bundesdatenschutzgesetz, в России — это Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», который был отредактирован последний раз в 2017году [13].

Цель законов в Евросоюзе о защите данных — защита самих предприятий от утечки информации. Исходя из опроса российского бизнеса в коммерческой, консультативной и производительной сфере, можно сказать, что конфиденциальность данных предприятия зависит от каждого сотрудника. Из-за незнания о пользовании программного обеспечения, как, например, использование «домашних флэшек» или установление нелицензированных программ, могут появиться вирусы, «черви», баги и, вследствие этого, утечки, которые могут быть предотвращены информационной стратегией и последовательно реализованными мерами безопасности. Также существует «социальная инженерия», что подразумевает манипулирование людьми через технологии, например через социальные сети или бизнес- сети, как Linkedin или hh.ru [14]. Есть несколько приемов, чтобы защититься от данного явления: это разработка продуманной политики классификации данных, а также обеспечение защиты информации о клиентах с помо-

щью шифрования данных или использования управления доступом. Помимо этого, обязательно надо обучить сотрудников навыкам для распознавания социального инженера, поставить внутрифирменный запрет персоналу на обмен паролями либо использование общего пароля.

В заключение должны быть утверждены меры, как защитить свое предприятие от утечки информации в эпоху Industrie 4.0 [15]. Для начала надо идентифицировать ту самую «конфиденциальную информацию», из-за которой будет разработана индивидуальная информационная стратегия. Это обязательный шаг для защиты соответствующих данных и предотвращения злоупотреблений. Далее обязательно создать концепцию роли пользователя — это значит, что надо определить, каким пользователям разрешено обрабатывать данные, а каким — нет. Следующим шагом являются регулярные проверки процессов для устранения уязвимостей системы безопасности. Как бы тривиально это ни звучало, но важно иметь актуальную защиту от вирусов и брандмауэр. Как уже упоминалось, вирусные атаки, «черви», «трояны» и веб-приложения являются одними из наиболее распространенных причин потери данных, особенно в компаниях среднего размера. Поэтому последовательно внедряемые обновления на всех устройствах, включая мобильные устройства, являются основой любой стратегии безопасности. Также нельзя забывать о мониторинге сервера в режиме реального времени. Улучшить защиту поможет принятие решений с помощью управления мобильностью предприятия (англ. enterprise mobility management) [16]. При обмене данными между филиалами, мобильными устройствами и партнерами рекомендуется использовать сквозное шифрование данных. Помимо этого, немаловажно хранить данные в сертифицированных центрах обработки данных.

Данные тенденции в Industrie 4.0 и конфиденциальности должны быть усвоены во всех отделах вне зависимости от иерархии. Ведь только при контроле данных можно предотвратить множество негативных последствий.

II. Обеспечение безопасной ИТ-среды автоматизированной информационной системой Санкт-Петербурга (МАИС ЭГУ)

В рамках развития электронного правительства в Санкт-Петербурге реализована Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее — МАИС ЭГУ, система). Первоначальная идея проекта возникла в октябре 2005 года (наименование проекта в 2005-2006 годах: «Система «одного окна» при работе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с населением»). Необходимость создания системы была обусловлена исполнением положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р.

В 2007 году началось проектирование автоматизированной системы, осуществлялась подготовка информационного наполнения системы: составление перечня услуг Санкт-Петербурга, документов, используемых при предоставлении услуг, справочника ИОГВ и других организаций, занятых в процессе предоставления услуг, формирование базы данных законодательства, регламентирующего порядок оказания услуг.

В результате в 2007-2008 годах была создана и внедрена Интегрированная автоматизированная система обеспечения процессов предоставления в Санкт-Петербурге государственных услуг по принципу «одного окна» через сеть Интернет (далее — ИАС «Одно окно»), в рамках которой:

• был введен в промышленную эксплуатацию Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (далее — Портал);

• были разработаны основные функциональные компоненты системы, обеспечивающие исполнение программных алгоритмов предоставления через портал 5 «пилотных» государственных услуг, связанных с назначением и выплатой детских пособий;

• была создана подсистема аутентификации пользователей, на базе которой в течение 2008-2009 годов изготовлено и выдано льготным категориям граждан около 60 тысяч смарт-карт, предназначенных для входа в Личный кабинет на Портале и доступа к персональным сведениям, которые содержатся в ведомственных базах данных информационных систем ИОГВ.

В 2009 году по поручению Губернатора Санкт-Петербурга принято решение о создании Межотраслевой автоматизированной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров (далее — МАИС МФЦ) — самостоятельный проект, реализуемый отдельно от ИАС «Одно окно».

Результатами работ по созданию и внедрению МАИС МФЦ стала реализация первой очереди системы в составе АРМ сотрудника МФЦ, позволяющего обеспечить прием заявлений по 35 услугам в 5-ти районных МФЦ.

Дополнительно проводились работы по техническому оснащению рабочих мест персонала и методическому обеспечению всех вновь создаваемых МФЦ, решались задачи нормативно-методической и информационно-аналитической направленности, непосредственно связанные с реализацией положений Концепции административной реформы, в том числе: разработка административных регламентов, инвентаризация полномочий органов власти, формирование перечней и каталогизация государственных услуг и функций, оптимизация процедур оказания услуг и т.п.

Особенностью архитектуры МАИС МФЦ, созданной в 2009 году, являлась разрозненность экземпляров системы, установленных в каждом отдельном МФЦ, и связанные с этим излишние трудозатраты на разработку (доработку) и внедрение услуг, а также сопровождение рабочих мест, районных баз данных МФЦ и системы в целом. В 2010 году была осуществлена комплексная доработка основных функциональных компонентов МАИС МФЦ и реализовано 110 государственных услуг (с учетом услуг 2009 года) в 22 МФЦ, открытых во всех районах города.

В целях унификации технологий предоставления государственных услуг проведена разработка программно-технических решений по формированию новой архитектуры МАИС МФЦ как централизованной системы на основе ядра ИАС «Одно окно», позволяющей обеспечить:

• предоставление услуг в Санкт-Петербурге по единым электронным регламентам независимо от вида обращения (обращение в МФЦ или подача электронного заявления через Портал);

• возможность удаленного одновременного администрирования всеми обновлениями в системе на всех рабочих местах пользователей (сотрудников МФЦ и ИОГВ).

Ключевыми задачами построения централизованной архитектуры являлись также:

• возможность реализации экстерриториального принципа оказания услуг без привязки к месту регистрации граждан на территории города;

• ведение единой базы данных всех заявителей (физических и юридических лиц) с хранением истории всех обращений каждого гражданина и архива документов;

• реализация электронного взаимодействия сотрудников МФЦ с ИОГВ на основе современных технологий (электронных сервисов).

В 2010 году МАИС МФЦ переименована в Межведомственную автоматизированную информационную систему «Обеспечение деятельности многофункционального центра предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге и предоставления государственных услуг через портал государственных услуг в Санкт-Петербурге» в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2010 № 736.

Функционирование МАИС ЭГУ направлено на формирование доступной и безопасной ИТ-среды взаимодействия граждан, бизнеса и государства, обеспечение прозрачности деятельности городских органов власти, создание комфортных условий для взаимодействия жителей города с органами власти и для осуществления своей деятельности должностны-

ми лицами, сокращение бюджетных затрат благодаря отсутствию двойной разработки.

Ключевыми задачами МАИС ЭГУ являются следующие.

1. Повышение доступности и прозрачности получения услуг на территории Санкт-Петербурга.

2. Контроль качества и соблюдения порядка оказания государством услуг и повышение уровня удовлетворенности заявителей качеством услуг, предоставляемых в Санкт-Петербурге.

3. Предоставление государственных услуг преимущественно в электронной форме.

4. Открытый доступ к исчерпывающей информации о государственных услугах и органах власти, их предоставляющих, а также обо всех процессах на всех стадиях в рамках указанного взаимодействия.

5. Получение обратной связи от граждан в процессе предоставления государственных услуг.

6. Сокращение времени получения услуг для заявителя.

7. Совершенствование технологий предоставления услуг в электронном виде.

8. Оптимизация деятельности должностных лиц органов власти и организаций при предоставлении услуг.

9. Сокращение количества визитов граждан в органы власти за предоставлением государственных услуг.

10. Снижение бюджетных расходов на развитие и сопровождение компонентов инфраструктуры электронного правительства.

11. Повышение качества технологий предоставления услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ). На сегодняшний день МАИС ЭГУ объединяет более 3 млн пользователей, являясь единой платформой взаимодействия граждан, МФЦ и органов власти.

В состав МАИС ЭГУ входят:

• Подсистема «Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (www.gu.spb.ru).

• Подсистема «Внутренний электронный документооборот и делопроизводство многофункционального центра».

• Подсистемы «Мобильные приложения «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» на платформах Android и iOS.

• Подсистема «Электронный кабинет должностного лица», включая комплексы «Межведомственное взаимодействие», «Взаимодействие с ГИС ГМП», «Обработка обращений по государственным услугам» и другие.

• Подсистема «Статистика».

• Подсистема «Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу».

• Подсистема «Кабинет согласований».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Подсистема «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Санкт-Петербурга».

• Подсистема «Формирование и исполнение регламентов электронного взаимодействия».

• Подсистема «Электронный архив».

• Подсистема «Система защиты информации».

На Портале реализовано предоставление более 200 электронных услуг. Кроме того, пользователям Портала доступно 62 онлайн-платежа и 18 онлайн-сервисов мобильных приложений «Госуслуги Санкт-Петербурга». Дополнительно для удобства граждан на Портале опубликованы ссылки на наиболее востребованные федеральные услуги и размещены виджеты ЕПГУ, с помощью которых можно узнать свой ИНН, проверить налоговую задолженность и статус готовности загранпаспорта.

Отдельным важным блоком является предоставление услуг представителям бизнес-сферы — на Портале доступно более 100 государственных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Благодаря интеграции Портала с Единой системой строительного комплекса Санкт-Петербурга, обеспеченной с целью предоставления полного цикла услуг строительной сферы онлайн, на сегодняшний день доступно уже 49 услуг строительной сферы, причем не-

которые из них с 2018 года предоставляются исключительно в электронной форме.

В целом, оказание государственных услуг в электронном виде через Портал gu.spb.ru обеспечивают 62 ИОГВ, в том числе: 44 комитета и 18 администраций районов Санкт-Петербурга.

У каждого пользователя, зарегистрированного в ЕСИА, есть Личный кабинет на Портале, где он может отслеживать статус поданных онлайн и через центры «Мои документы» заявлений, просматривать информацию о начисленных штрафах и платежах (например, проверить начисления за детский сад). В рамках развития Личного кабинета в 2018 году реализована возможность подписки на уведомления о различных событиях, связанных с получением государственных услуг, например:

• о приближающейся записи к врачу;

• об истечении срока документов с предложением получить соответствующую государственную услугу;

• о возможности пройти диспансеризацию;

• о возможности зарегистрировать ребенка в ЕСИА.

По состоянию на сегодняшний день зафиксировано более 95 млн посещений ресурсов Портала. За 3 квартала 2018 года через Портал и другие городские ресурсы было принято более 39 млн заявлений на предоставление государственных услуг. Доля электронных обращений от общего числа поданных гражданами заявлений, составила 81,36% (целевое значение показателя — 70%).Это свидетельствует о повышении информированности граждан о преимуществах электронных услуг, их доступности, о повышении доверия граждан к электронному правительству в целом.

С начала 2018 года МФЦ принято более 4 млн заявлений. Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, составляет 95,80%. Также в этом году запущен процесс развития сети МФЦ для бизнеса. Центры «Мой бизнес» — это новый подход к предоставлению госуслуг по принципу «одного окна». Центры создаются в рамках реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

На сегодняшний день сеть МФЦ, предоставляющих более 350 услуг, включает в себя 57 стационарных МФЦ, 6 центров «Мой бизнес» и 4 мобильных МФЦ.

С помощью подсистемы «Кабинет согласований» в 2018 году проведено более 424 тысяч согласований. Внедрение и развитие подсистемы послужило основой для большого прогресса в оптимизации административных процедур при переводе в электронный вид. В ней реализованы процессы согласования, которые требуются при предоставлении ряда услуг Государственной административно-технической инспекцией Санкт-Петербурга (далее — ГАТИ) и Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. ГАТИ инициирует согласования при выдаче, переоформлении, продлении, закрытии ордеров на производство земляных, строительных и ремонтных работ, временном ограничении или прекращении движения транспортных средств, включении работ в адресную программу производства работ, связанных с благоустройством. Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации — при выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Особенностью подсистемы является веерная рассылка дел в органы власти, в случае если дело не согласовано в установленный срок, оно считается автоматически согласованным с органом власти (согласованным по «тайм-ауту»). Этот порядок закреплен нормативно.

Пользователями подсистемы, согласующими те или иные действия (либо получающими информацию о них), являются 173 организации города, в том числе ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

С помощью подсистемы «Электронный кабинет должностного лица», разработанной для работы должностных лиц с

заявлениями, поступающими через Портал и МФЦ, в 2018 году было обработано более 292 тысяч межведомственных запросов. В рамках развития подсистемы в 2018 году проведены работы по реализации возможности для должностных лиц ИОГВ регистрировать заявления о предоставлении государственных услуг, поданных заявителями лично в орган власти (организацию).

С использованием подсистемы «Досудебное обжалование» в электронной форме в 2018 году принято более 2400 жалоб.

Большое внимание уделяется и развитию инструментов анализа деятельности органов власти. Для этого используются подсистемы «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Реестр) и «Статистика». Реестр позволяет осуществлять автоматизированное ведение плана-графика разработки административных регламентов, анализировать качество исполнения полномочий органов власти, выполнения дублирующих действий, и, следовательно, принимать меры для оптимизации работы должностных лиц. На сегодняшний день в Реестре представлено более 3000 полномочий органов власти Санкт-Петербурга, более 300 типов сведений, 455 государственных услуг.

Что касается подсистемы «Статистика», в ней ведется сбор статистических данных по услугам, на основе которых, в том числе, составляются рейтинги востребованности услуг, формируется план первоочередных мероприятий по переводу в электронный вид государственных сервисов. 163 органа власти в Санкт-Петербурге ежеквартально предоставляют статистику по государственным и муниципальным услугам. Благодаря интеграции с ГАС «Управление» сведения автоматически передаются на федеральный уровень, что снимает необходимость дублирования ввода данных, минимизирует риск ошибочного подсчета и обеспечивает 100% заполненность данных в ГАС «Управление» для региона.

Пользователями Системы межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга (далее — РСМЭВ) являются 83 региональных органов исполнительной власти, 19 агентств занятости, 46 федеральных органов исполнительной власти и 111 органов местного самоуправления. В продуктивной среде РСМЭВ реализовано более 125 видов сведений СМЭВ 3 и более 250 сведений — в тестовой среде СМЭВ 3. Интеграционная сервисная шина Санкт-Петербурга обрабатывает 130000 запросов в день.

В 2018 году МАИС ЭГУ стала финалистом международного конкурса «Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества» (WSIS 2018), основная цель которого — выявление и демонстрация на мировой арене лучших практик использования информационных технологий для достижения целей устойчивого развития общества, установленных ООН. Кроме того, Система заняла 2 место в номинации «Государственное управление — Электронные услуги» Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-1Т 2018». Это свидетельствует о высо-

ком уровне информационного развития региона и признании со стороны мирового сообщества.

Показателем успешности и эффективности МАИС ЭГУ служат, в том числе, и результаты ежегодного мониторинга качества услуг, из года в год демонстрирующие высокий общий уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг — в 2015 он составлял 89,2%, в 2016 — 90,9%, в 2017 — 91%, в 2018 — 92,41%. Благодаря развитию МАИС ЭГУ, в ближайшее время жители Санкт-Петербурга смогут воспользоваться новым Единым личным кабинетом, в рамках которого им будет доступна информация обо всех взаимодействиях с органами власти и организациями Санкт-Петербурга, полученная из различных информационных систем, включая, к примеру, интеграцию с порталами «Наш Санкт-Петербург» и «Петербургское образование», а также с АИС ЭСРН в части передачи данных о социальных выплатах. Это позволит создать для заявителя единое информационное пространство с доступом ко всем необходимым данным и истории взаимодействия с органами власти по вопросам из различных сфер.

Активная работа ведется в направлении обеспечения автоматизированного формирования технологических схем предоставления государственных услуг на основании информации, содержащейся в системе, что немаловажно для дальнейшей оптимизации процесса предоставления государственных услуг в МФЦ.

Важным этапом развития является и реализация возможности получения данных о статусе заявления по услуге, поданной через МФЦ, в Центре телефонного обслуживания по номеру заявления — заявителю нужно будет только набрать номер заявления для получения полной информации о нем и дальнейших инструкций. Кроме того, разрабатывается возможность предварительного заполнения в режиме онлайн заявления по услуге «Осуществление миграционного учета», включая загрузку сканов документов, перед обращением в МФЦ, формирования и генерирования штрих-кода на электронных документах МФЦ, обеспечения быстрого поиска при помощи сканирования штрих-кода.

Говоря о глобальных перспективах, стоит отметить, что дальнейшее развитие МАИС ЭГУ должно отвечать на вызовы, связанные с ускорением изменений социально-экономической среды, расширением возможностей информационно-коммуникационных технологий, растущими потребностями пользователей, необходимостью сокращения издержек и вовлечения заинтересованных сторон (граждан, представителей бизнеса, коммерческих структур, финансовых организаций) в процессы функционирования городской ИТ-среды.

Главная задача заключается в дальнейшем переводе востребованных сервисов для граждан и бизнеса в удобный электронный формат и в конечном итоге в полном отказе от необходимости предъявления бумажных документов в процессе обращения граждан как в государственные, так и в коммерческие организации.

Литература

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ, 2017, № 20, ст. 2901. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_216363/ (дата обращения: 14.01.2018)

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II), ст. 2159. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 14.07.2018)

3. Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31 «Об утверждении Требований к обеспечениюзащитыинформациивавтоматизиро-ванныхсистемахуправленияпроизводственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165503/ (дата обращения: 14.01.2018)

4. Патрыка Т.Л.., Попов И.И. Интеллектуализация человеческого капитала в инновационной экономике. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. — 162 с.

5. Ищейнов В.Я., Мецатунян М.В. Основные положения информационной безопасности. — М.: Форум; НИЦ ИНФРА-М, 2015.

6. Громов И.А. Влияние цифровых технологий на сферу государственных и бизнес — услуг в России // Проблемы современной экономики. — 2018. — №3. — С.43-47.

7. Шаньгин В. Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей. — М.: ИДФОРУМ; НИЦИНФРА-М, 2016. Augsten Sh. Das Risiko von Datenverlusteneindämmen. URL: https://www.security- insider.de/12-massnahmen-fuer-mehr-datensicherheit-a-451182/ (дата обращения: 25.02.2018).

8. Благих И.А., Ващук А.Э., Громов И.А., Титов В.О. Методологические проблемы развития государственных услуг в цифровой экономике // Проблемы современной экономики. — 2018. — №3. — С.232-237.

9. Kun T., Kalmar R. Industrie 4.0 ist in aller Munde — doch was bedeutet das? URL: https://www.iese.fraunhofer.de/de/innovation_ trends/industrie4_0.html (дата обращения: 17.02.2018).

10. Martin Jung H. Datenschutz-GrundverordnungVordiesenneuenRegelnzitternUnternehmen URL: http://www.sueddeutsche.de/ digital/datenschutz- grundverordnung-vor-diesen-neuen-regeln-zittern-unternehmen-1.3815878 (дата обращения: 24.02.2018).

11. Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании. URL: https://www.kp.ru/guide/oblachnye-tekhnologii-i-reshenija.html (дата обращения: 24.02.2018).

12. Черняк Л. Киберфизические системы на старте. URL: https://www.osp.ru/os/2014/02/13040038 (дата обращения: 18.02.2018).

13. Федеральное министерство экономики и энергетики Германии. Industrie 4.0 und Digitale Wirtschaft. Impulse für Wachstum, Beschäftigung und Innovation. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Industrie/industrie-4-0-und-digitale-wirtschaft.pdf? blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 17.02.2018) ; Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», https://www.security- insider.de/12-massnahmen-fuer-mehr-datensicherheit-a-451182 (дата обращения: 17.02.2018)..

14. Федеральное министерство образования и научных исследований Германии. Digitale Wirtschaftund Gesellschaft. URL: https://www.bmbf.de/de/zukunftsprojekt-industrie-4-0-848.html (дата обращения: 18.02.2018).

15. SEORG. Insider Threats — Recognize and Respond to the Risk Within. URL: https://www.social-engineer.org/social-engineering/ insider-threats-recognize-respond-risk-within/ (дата обращения: 25.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.