Научная статья на тему 'Формирование ассоциативного мышления и навыков установления парадигматических связей между терминами сельскохозяйственной направленности у студентов технических профилей'

Формирование ассоциативного мышления и навыков установления парадигматических связей между терминами сельскохозяйственной направленности у студентов технических профилей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
297
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARADIGM RELATIONS / ПАРАДИГМА / PARADIGM / СЕМИОТИКА / SEMIOTICS / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ASSOCIATIVE THINKING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусова Ольга Александровна, Поляков Валерий Михайлович

В данной статье рассматриваются парадигматические отношения в сельскохозяйственной области, которые предполагают взаимоисключение одного другим. Так, среди терминов встречаются синонимы. Для их различения в словарях даются краткие пояснения к словам, указывающие сферу употребления синонима, его ограниченную сочетаемость. Как известно, парадигматические ассоциации выражают языковые, а синтагматические речевые отношения. Авторами проведен ассоциативный эксперимент среди студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.06 "Агроинженерия". По нескольким реакциям, данным студентами, можно даже восстановить слово-стимул. Согласно проведенному эксперименту, даны примеры трех классов словесных ассоциаций, по В. Вундту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of associative thinking and skills of establishment of paradigmatic relations between the terms of agricultural orientation in students of technical profiles

This article discusses the paradigmatic relations in the agricultural field which imply the mutual exclusion of one another. So, among the terms there are synonyms. To distinguish them in dictionaries, there are brief explanations of the words given, indicating the scope of the use of the synonym, its limited compatibility. As you know, paradigmatic associations express linguistic, and syntagmatic speech relations. The authors conducted an associative experiment among students studying in the direction 35.03.06 "Agroengineering". Due to the several reactions of students, it is even possible to recover the stimulus word. According to the experiment, the examples of three classes of word associations by V. Vundt are given.

Текст научной работы на тему «Формирование ассоциативного мышления и навыков установления парадигматических связей между терминами сельскохозяйственной направленности у студентов технических профилей»

1 2 3

Приемы: исправление ошибок словоупотребления, создание речевых ситуаций, толкование значений слов; сравнение, систематизация, умозаключение. Темы уроков: «Главные члены предложения». «Второстепенные члены предложения». Развитие мышления по направлению: логичность и скорость

Заключительный Методы: имитативный метод, метод конструирования; проблемный метод. Приемы: списывание, работа с карточками, исправление ошибок, составление предложений; конкретизация, умозаключение, обобщение и систематизация. Темы уроков: «Простые и сложные предложения». «Запятая в сложном предложении». Развитие речи по направлению: активность словаря Развитие мышления по направлению: гибкость и логичность

Примечания:

1. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студентов педвузов / С.А. Маврин - Омск : ОГПИ, 1993. - 98 с.

2. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

4. Немов P.C. Психология: Общие основы психологии / P.C. Немов. - В 3 кн. - Кн. 1 - М. : ВЛАДОС, 2003.

5. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология : учебникдля студентов вузов, обучающихся по пед.

специальностям / A.B. Петровский М.Г. Ярошевский. - М.: Педагогика,1997. - 345 с.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. - В 2 т. - Т. II - М., 1983.

7. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ С.Л. Рубинштейн - М., 1981. -С. 73.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

9. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. - М. : Наука, 2004. - 544 с.

FORMATION OF ASSOCIATIVE THINKING AND SKILLS OF ESTABLISHMENT OF PARADIGMATIC RELATIONS BETWEEN THE TERMS OF AGRICULTURAL ORIENTATION IN STUDENTS OF TECHNICAL PROFILES Belousova Olga Aleksandrovna, Senior Lecturer

Polyakov Valery Mikhailovich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino

This article discusses the paradigmatic relations in the agricultural field which imply the mutual exclusion of one another. So, among the terms there are synonyms. To distinguish them in dictionaries, there are brief explanations of the words given, indicating the scope of the use of the synonym, its limited compatibility. As you know, paradigmatic associations express linguistic, andsyntagmatic - speech relations. The authors conducted an associative experiment among students studying in the direction 35.03.06 "Agroengineering". Due to the several reactions of students, it is even possible to recover the stimulus word. According to the experiment, the examples of three classes of word associations by V. Vundt are given.

Keywords: paradigm relations; paradigm; semiotics; thinking; skills; skills; associative thinking; higher education.

ФОРМИРОВАНИЕ А ССОЦИА ТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И НАВЫКОВ УСТАНОВЛЕНИЯ ПАРАДИГМА ТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТЕРМИНАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ

© Белоусова О.А.,2018 В данной статье рассматриваются парадигматические отношения в сельско-

© Поляков В.М., 2018 хозяйственной области, которые предполагают взаимоисключение одного

другим. Так, среди терминов встречаются синонимы. Для их различения в словарях даются краткие пояснения к словам, указывающие сферу употребления синонима, его ограниченную сочетаемость. Как известно, парадигматические ассоциации выражают языковые, а синтагматические - речевые отношения. Авторами проведен ассоциативный эксперимент среди студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.06 "Агроинженерия". По нескольким реакциям, данным студентами, можно даже восстановить слово-стимул. Согласно проведенному эксперименту, даны примеры трех классов словесных ассоциаций, по В. Вундту.

Ключевые слова: парадигматические отношения; парадигма; семиотика; мышление; навыки; умения; ассоциативное мышление; высшее образование.

УДК 37.026 ВАК РФ 13.00.08

Парадигматические отношения предполагают взаимоисключение одного другим. Термин парадигма (от греч. "образец, пример") первоначально использовался в морфологии в значении "образец склонения, спряжения". Ф. де Соссюр использовал его для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства [6,102].

Понятие парадигматика вышло из понятия семиотика. Последнее, в свою очередь, универсализовало понятия знака и знаковой системы и описывало знаковость как признак общения живого с неживым. Как правило, между компонентами, образующими парадигматическую связь, можно поставить союз или. Это так называемые нелинейные отношения. Парадигматические отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигматических отношениях форм слов или синтаксических конструкций выявляются разные грамматические значения одной и той же единицы.

Изучение языкового сознания жителей разных регионов, принадлежащих к определенной социальной группе, например, к студентам, является актуальной проблемой психолингвистики. В современной русистике для изучения языкового сознания и установления парадигматических связей между терминами используется метод ассоциативного эксперимента. Он реализует связь лингвистики, социологии и психологии. В отличие от психологов психолингвисты используют только вербальные ассоциации. Существует несколько видов ассоциативного эксперимента: свободный, цепной и направленный [3,157]. В нашем исследовании мы использовали свободный ассоциативный эксперимент. Его отличает простота и в то же время эффективность. Результатом эксперимента явилась классификация, основанная на выделении синтагматических и парадигматических ассоциаций [3,157].

В отличие от синтагматических парадигматическими называются ассоциации, при которых слова-реакции представляют собой тот же грамматический класс, что и слова-стимулы.

Нами был проведен ассоциативный эксперимент для студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.06 "Агроинжене-рия": профиль "Технический сервис в АПК". Испытуемому предлагались слова-стимулы (в нашем случае их роль играли термины: "машина", "орудие", "почва", "посев", "посадка", "удобрение"), на которое ему необходимо отреагировать первыми пришедшими на ум словами или словосочетаниями.

В описанном психолингвистическом эксперименте мы задались целью описать фрагмент языкового сознания, отражающий сформированную языковую картину мира в области будущей профессии. Материалом послужили слова-реакции на слова-стимулы по дисциплине "Технология сельскохозяйственного производства". Свободный ассоциативный эксперимент проведен на основе парадигматики и с учетом возрастных особенностей студентов, обучающихся в вузе.

Важно, что вербальные ассоциации информируют о глубинных структурах сознания. Все испытуемые были русскими студентами, то есть принадлежали к одному народу, к одной культуре. Отсюда можно говорить о стабильном "центре ассоциативного поля" и о регулярно повторяемых связях в русском языке (машина - дорога, почва - орошение, посадка - посадка ячменя). Это имеет непосредственную связь со стандартным образованием, средствами массовой информации [3, 158].

БЕЛОУСОВА Ольга Александровна, старший преподава тель

ПОЛЯКОВ Валерий Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра Иностранных языков, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино

ЪС

UJ

о

UJ

< a.

UJ

18

Для анализа области сельского хозяйства мы выбрали классификацию, основанную на синтагматическом и парадигматическом делении.

При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют синтагматические и парадигматические ассоциации:

- небо - голубое, машина - едет, курить -плохо (синтагматические);

- стол - стул, отец - мать (парадигматические).

Синтагматические ассоциации отличаются от слова-стимула грамматическим классом, парадигматические же, напротив - совпадают. Чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций,тем больше вероятность нахождения их в ассоциативном ряду.

Нас интересует, в первую очередь, парадигматика. Так, ассоциации, данные студентами, находятся в парадигматических отношениях со словом-стимулом. Как правило, данные отношения представлены синонимическом рядом.

По мнению З.Е. Александровой, "синонимами считаются слова, выражающие одно и то же понятие, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, принадлежностью к тому или иному стилистическому слою языка и экспрессивной окраской" [2, б]. Синонимы должны иметь хотя бы частично совпадающую сочетаемость для того, чтобы замещать друг друга в языковых контекстах. "Широкое понимание "близости" значения привело к включению в синонимические ряды слов и сочетаний, являющихся скорее "семантическими заменами", чем синонимами в традиционном, академическом понимании" [2, 7]. У многозначных слов синонимы может иметь каждое из значений. Есть даже синонимические ряды, каждое слово из которых может иметь прямое и переносное значение.

Синонимические связи сложны. Их трудно представить линейно, в виде рядов. Ряд может оказаться слишком упрощенным изображением синонимических связей. Построение синонимического ряда для многозначного слова и выбор главного слова не может быть единственно возможным. При выборе одного решения некоторые оттенки значения могут потеряться.

В качестве синонимов могут выступать слова, лексикализованные и дублетные сочетания, фразеологизмы и сочетания перифрастического значения.

Синонимичностью обладают слова, связанные отношениями "род - вид". Так, синонима-

ми являются слова машина (род), грузовая машина (вид), легковая машина (вид).

Со 2-ой половины XX века наука и техника вторглись в повседневную жизнь, в связи с этим термины стали получать все больше синонимов.

Исследуя стимул удобрение, мы выделили парадигматические отношения: навоз, навозная куча, минералы, минеральные удобрения, минеральные вещества, помощь для роста, обогащение почвы, добавки.

З.Е. Александрова подобрала синоним к слову удобрение "подкормка" (парадигматические отношения), в качестве синтагматических отношений предложила выражение удобрение растений [2,498].

В "Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений" Н. Абрамов определяет следующие парадигматические связи к слову почва: дно, земля. В качестве синтагматических связей он предлагает "зондировать почву" [1, 375]. З.Е. Александрова предлагает парадигматические отношение со следующими словами: "земля", "грунт", "основа".

Парадигматические связи включают в себя такие связи, как синонимические и словообразовательные. Так, у слова агрегат есть синонимы соединение и узел. У термина безотвальная обработка почвы - нулевые технологи, и No-till, второй из которых активно используется в речи сельскохозяйственной направленности и готов вытеснить все остальные термины. Представим другие синонимы:

- заделывающее устройство - нарезающее устройство (оба термина в плане содержания несут в себе функции аппаратов);

-зерноуборочный комбайн - зерноуборочная машина, жнея-молотилка;

- измельчающее устройство - измельчающий аппарат, измельчитель (все 3 термина являются однокоренными).

В "Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений" Н. Абрамов подбирает синоним "затыкать" к термину заделывать, а к слову зерно - единица, плод, семя. В качестве парадигматических связей автор предлагает пословицу: "На обухе рожь молотит, зерна не обронит" [1, 7]. З.Е. Александрова находит парадигматические отношения между словами зерно и "зачатки", "ростки", "зародыш", "семя" [2,211].

Еще один синоним иноязычного происхождения, прочно вошедший в обиход: хедер, или хедер комбайна (от англ. header) к русскому термину комбайновая жатка.

Синонимы подсказывают, как заменить слово или сочетание. По мнению З.Е. Александро-

вой, главной приметои термина является отсутствие у него синонимов" [2, б]. Но некоторые термины кроме терминологического имеют и общеязыковое значение. Именно в этом значении они, как правило, и имеют синонимы. Так, термин машина имеет и общеязыковое значение - "механические устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации" [4,345].

В словарях зачастую даются краткие пояснения к словам, указывающие сферу употребления синонима, его ограниченную сочетаемость. Доминанта имеет такую же сочетаемость, как и другие члены ряда, и способна их всех замещать. Остальные слова ряда являются взаимозаменяемыми лишь в некоторых случаях.

У сельскохозяйственных терминов могут быть омонимы:

- зреть1 - созревать, вызревать, спеть, поспевать, наливаться; выспевать (разг.)

См. также дозревать

- зреть2 - см. видеть.

Пометы указывают

стилистическую окрашенность синонимов, например, разг., дополнительные синонимические ряды помечены "См. также".

Наличие антонимов не характерно для сельскохозяйственной области.

Ф. деСоссюр выделял два типа отношений: синтагматические и ассоциативные, которые соответствуют двум формам человеческой деятельности, в равной степени необходимым для речевой активности. Первая - помогает выстраивать слова в линейную последовательность, что обеспечивает их связи. Вторая - объединяет слова в виртуальные группы, компонентами которых может быть любое число ассоциатов, которое может вызываться в памяти при предоставлении слова-стимула [5,12].

Впоследствии в ряд ассоциативных отношений стали включаться и синтагматические связи, которые стали восприниматься как горизонтальные, в то время как парадигматические - вертикальные. Так как существует большое количество классификаций словесных ассоциаций, интерпретировать ответы ассоциативного эксперимента можно по-разному.

По нескольким реакциям можно даже восстановить слово-стимул:

- двигатель, ремонт, грузовая, легковая, колесо, кузов, части двигателя, руль, педаль, коробка для переключения передач, фара, зеркало, права, запорожец, девушки (машина).

Парадигматические ассоциации выражают языковые, а синтагматические - речевые отношения.

Выделяют отношения "род-вид"; реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом; а также личные и клишированные:

- машина - грузовая машина, легковая машина (отношения "род-вид");

- машина - девушки (личные);

- орудие - орудие труда (клишированные).

Парадигматические связи можно отследить

по ассоциативному ряду. В. Вундт выделял 3 случая образования словесных ассоциаций:

1) частое соединение двух слов;

2) два представления находятся во внешней связи;

3) одно представление воспроизводит другое, находясь с ним в каком-либо умозаключи-тельном представлении.

Согласно проведенному нами эксперименту, примерами трех классов станут следующие ассоциаты:

Так, в процессе использования терминологии студент должен уметь выделять правильное слово из синонимического ряда, соответствующее определенному виду. У него должно сформироваться ассоциативное мышление, помогающее в апеллировании специальными словами. Чем больше ассоциатов студент готов подобрать к слову, тем лучше он разбирается в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. - 431с. [Электронный ресурс]: http:// www.gramota.ru.

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - 2001. - 11-е изд. - 568 с. [Электронный

Наименование класса словесных ассоциаций Частое соединение двух слов Два представления находятся во внешней связи Одно представление воспроизводит другое, находясь с ним в каком-либо умозакпючитель-ном представлении

Ассоциативные пары Машина - грузовая машина, машина -легковая машина, орудие - орудие труда,посев - посев зерна,посев -посев пшеницы, посадка - посадка растений Машина - двигатель, машина - колесо, машина - кузов, машина -руль, машина -педаль, машина -коробка для переключения передач, машина - фара, машина - зеркало, почва - земля, почва - грунт, почва - песок, почва - растения, почва -огурцы, почва - помидоры Удобрение - минералы, удобрение -минеральное удобрение, удобрение -минеральные вещества, удобрение -помощь для роста, удобрение - обогащение почвы,удобрение -добавки

ресурс]: http://www.pomogala.ru/russky/slovar_ sininimov_aleksandrovoy.html 3. Жильцова Т. П., Васильева С. П. Изучение языкового сознания методом ассоциативного эксперимента: этика // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - №. 3. - С. 157-161.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Изд. 22-е, стер. - М.: Русский язык. - 1990. - 921 с.

5. Уфимцева А. А. Лексическое значение. - М.: Наука, 1986. - 240 с.

6. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. -М., 1983.-С. 102-117.

^ COMPETENCE-BASED APPROACH IN TRAINING OF TOP MANAGERS OF THE HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

^ Bodneva Natalya Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department ofPrimary Education

-j. and Humanitarian Disciplines, Stavropol State Pedagogical institute (branch), Budennovsk

Milovanova Elena Sergeyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UJ Social and Economic Disciplines

^ Omarova Anna Dmitriyevna, PhD of Physical and Mathematical sciences, Associate Professor, Department of Natural-

^ science and Engineering Disciplines

111 Rostov State Transport University (branch), Minerainye Vody

in this article need of introduction of competence-based approach in training of top managers of the higher

^ educational organizations is described. Competency Model of the head of the educational organization which

Ц~ reflects designations of indicators of behavior and full of a set of competences is described. П

Keywords: competence; competency; competence-based approach; education; senior management training.

удк 378.046.4 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Щ ВАК рф 13 0008 РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

< а.

*

© Боднева Н.А., 2018 В данной статье описывается необходимость внедрения компетентностного

20 qМилованова Е.С., 2018 подхода в обучение руководителей высшего звена образовательных органи-

) Омарова А.Д., 2018

заций. Описывается Competency Model руководителя образовательной организации, которая отражает обозначения индикаторов поведения и полный набора компетенций.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентностный подход; образование; обучение руководителей высшего звена.

В настоящее время как зарубежные, так и отечественные исследования в области управления образования предопределяются необходимостью всестороннего изучения процессов, которые происходят в сфере образования, взаимовлияния взаимодействия и образования, экономики и управления. Это связано с продолжающимся во всем мировом сообществе процессом трансформации индустриальной экономики в экономику, основанную на интеллектуальном капитале, знаниях и информации [1;5-20].

В управленческой литературе обсуждается проблема изменения парадигмы в управлении и новые роли и компетенции менеджмента. От нового лидера требуется глобальность мышления, ориентация на партнерство, способность эффективно распределять руководство в рамках динамичных сетей, в которых нет жесткой иерархической подчиненности, хорошо ориентироваться в новых технологиях. Все это ведет к неустойчивому лидерству и повышению требований к профессионализму руководителей высшего звена, который необходимо рассматривать как соответствие специальной управленческой подготовки уровню компетентности должностных лиц и качеству исполнения ими своих обязанностей.

В современной практике управления связующим звеном всех перечисленных элементов обучения является модель компетенций руководителей, или модель лидерских компетенций. Она логичным образом вытекает из стратегических целей организации, является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.