Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА ГОРОДА ПОСТАВЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА ГОРОДА ПОСТАВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ГОРОДА ПОСТАВЫ / ПЛОЩАДЬ / ДВОРЕЦ / АПТЕКА / КОСТЕЛ / ЦЕРКОВЬ / РЕСТАВРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Платонова Р.М., Зеленков А.Т.

Представлен анализ формирования архитектурного облика площади Ленина (ранее Рыночной) города Поставы, благодаря которому выявлены характерные особенности зодчества центра типичного белорусского местечка. Подобные площади выполняли функции рынка и имелись во всех небольших городках, однако здесь историческая городская застройка центра в большей степени целостно сохранилась с конца XIX века и зачастую представлена лишь обособленными зданиями, а в Поставах - почти полноценным архитектурным ансамблем. Исследованы историко-культурные и архитектурно-планировочные особенности, аспекты возникновения и развития уникальных памятников архитектуры, которые составили единый ансамбль площади - дворца Тызенгаузов, водяной мельницы, костела Святого Антония Падуанского и православной церкви Святого Николая. Установлено, что часть указанных архитектурных памятников находится в хорошем состоянии, но необходимо провести работы по реставрации Дворца Тызенгаузов с максимальным сохранением первозданного облика исторического объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARCHITECTURAL APPEARANCE OF LENIN SQUARE IN POSTAVY

The analysis of the architectural appearance of the Lenin square (formerly Market) of the town of Postavy is presented, thanks to which the characteristic features of the architecture of the center of a typical Belarusian town were revealed. Such areas served as market functions and existed in all small towns, but here the historical urban development of the center was preserved to a greater extent from the end of the XIX century and is often represented only by separate buildings, and in Postavy it is almost a full architectural ensemble. Historical, cultural and architectural-planning features, aspects of the origin and development of unique architectural monuments, which formed a single ensemble of the square - the palace of Tyzengauz, the water mill, the church of St. Anthony of Padua and the Orthodox church of St. Nicholas - were explored. It is established that some of these architectural monuments are in good condition, but it is necessary to carry out works on the restoration of the Palace of Tyszengauz with the maximum preservation of the pristine appearance of the historical object.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА ГОРОДА ПОСТАВЫ»

УДК 72.03(476.5)

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ПЛОЩАДИ ЛЕНИНА ГОРОДА ПОСТАВЫ

канд. техн. наук, доц. Р.М. ПЛАТОНОВА (Полоцкий государственный университет»);

А. Т. ЗЕЛЕНКОВ (САЛЮС, Новополоцк)

Представлен анализ формирования архитектурного облика площади Ленина (ранее Рыночной) города Поставы, благодаря которому выявлены характерные особенности зодчества центра типичного белорусского местечка. Подобные площади выполняли функции рынка и имелись во всех небольших городках, однако здесь историческая городская застройка центра в большей степени целостно сохранилась с конца XIX века и зачастую представлена лишь обособленными зданиями, а в Поставах - почти полноценным архитектурным ансамблем. Исследованы историко-культурные и архитектурно-планировочные особенности, аспекты возникновения и развития уникальных памятников архитектуры, которые составили единый ансамбль площади - дворца Тызенгаузов, водяной мельницы, костела Святого Антония Паду-анского и православной церкви Святого Николая. Установлено, что часть указанных архитектурных памятников находится в хорошем состоянии, но необходимо провести работы по реставрации Дворца Тызенгаузов с максимальным сохранением первозданного облика исторического объекта.

Ключевые слова: архитектурный ансамбль города Поставы, площадь, дворец, аптека, дома ремесленников, костел, церковь, реставрация.

Введение. В последнее время в Республике Беларусь возрос интерес к малоизвестным архитектурным памятникам XVII-XIX веков, а также начала XX века. Важную роль в архитектуре того времени сыграли культовые сооружения, усадебные и дворцовые комплексы.

Одним из таких мест на территории Беларуси является город Поставы. Поставы - город в Витебской области, административный центр Поставского района. Впервые упоминается в 1409 году, когда король Ягайло своей дарственной грамотой утвердил статус местечка деревни Посадник и новое название - Поставы. До середины XVIII века это небольшое поселение, расположенное на берегах двух озер, образованных рекой Мяделкой. Центром города традиционно была Рыночная площадь (ныне площадь Ленина), от которой начинались торговые дороги на Мядель и Друю. На ее восточной стороне находился деревянный римско-католический храм и греко-католическая церковь. На другом берегу озера находился деревянный францисканский монастырь. Эти постройки не сохранились, они были заменены каменными образцами в XIX - начале XX века.

В 1720 году Поставы [1-2] перешли во владение рода Тызенгаузов. Значительные преобразования города проводил Антоний Тызенгауз, реформатор, стремившейся превратить свое родовое имение в один из центров культуры и промышленности края. Было организовано мануфактурное производство (всего 35 предприятий).

После второго раздела Речи Посполитой (1793) Поставы вошли в состав Российской империи и стали центром уезда. 22 января 1796 года городу был дарован герб: на голубом фоне рыбачья сеть, вверху две золотые рыбы, обращенные головами к земле. Схематический план и герб города Поставы представлены на рисунке 1 [3].

Город Поставы и его район богаты на архитектурные памятники и достопримечательности. В Поставском районе сохранилось множество костелов и усадеб, многие из них находятся в весьма хорошем состоянии. На его территории находятся 45 памятников истории и культуры, имеющих статус историко-культурной ценности и включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, 33 из которых отмечены отдельным шифром в указанном списке (10 памятников археологии, 9 памятников истории, 14 - архитектуры). Объекты, имеющие статус историко-культурной ценности, подлежат охране со стороны государства. Фундаментальной базой в сфере охраны историко-культурного наследия служит Закон Республики Беларусь от 09 января 2006 г. № 98-3 «Аб ахо-ве псторыка-культурнай спадчыны Рэспублш Беларусь» [4]. К историко-культурным ценностям Постав и Поставского района, представляющим национальное значение второй категории, относятся:

- архитектурный ансамбль бывшей Рыночной площади (1760-1780 гг.);

- дворец Тызенгаузов (XVIII в.);

- здание бывшей водяной мельницы (вторая половина XIX в.);

- Троицкий костел в деревне Дуниловичи (1769-1773 гг.);

- Костел Св. Тадеуша в деревне Лучай (1766 г.).

Исключение составляет костел Св. Иоанна Крестителя, который имеет категорию «ноль» и претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 - лечебница XVIII в.; 2, 3, 5 - дома ремесленников XVIII века; 4 - заезжий дом XVIII века; 6 - школа XVIII века; 7 - мельница XIX века; 8 - церковь конца XIX века; 9 - костел конца XIX - начала XX века

В Поставах и Поставском районе имеются и другие объекты, интересные с точки зрения туризма и как важные архитектурные памятники, историко-культурные ценности и достопримечательности Беларуси. В связи с этим исследование проблем и тенденций архитектуры этих памятников является весьма актуальным, согласуется с госбюджетной научно-исследовательской работой кафедры «Архитектура» учреждения образования «Полоцкий государственный университет»: «Проблемы и тенденции архитектуры Белорусского Подвинья» (зарегистрирована в БелИСА, № госрегистрации 20164057 от 28.10.2016 г.).

Основная часть. После того как г. Поставы во второй половине XV века перешел к магнату Великого Княжества Литовского Антонию Тызенгаузу, по инициативе которого здесь были построены фабрики, ткацкие мастерские, мельница, кожевельня, архитектурный комплекс жилых домов, центром местечка стала вытянутая с юга на север торговая площадь. По сторонам площади, которая в плане представляет параллелограмм, хотя и кажется прямоугольной, архитектор расположил здания, обслуживающие приезжих, жилые дома ремесленников, административные учреждения. До наших дней уцелела третья часть прежнего ансамбля площади - 8 построек, из них 5 ремесленных домов, дом для заезда, лечебница и школа [5]. В планировке площади участвовал итальянский архитектор Джузеппе де Сакко. Существует также мнение, что проект Поставского ансамбля принадлежит немецкому архитектору Иоганну Мезеру [1-3; 5-9]. На востоке от дворца был разбит парк пейзажного типа. У рынка - ансамбль каменных домов ремесленников, врача, аустерия, торговые ряды. От площади отходили в радиальных направлениях четыре улицы: Виленская, Браславская, Заречная и Задевская. С 1775 года в Поставах проходили сессии городского уездного суда. В 1780-е годы создана светская школа со средней степенью образования. В 1782-1785 годах в Поставах действовала театральная школа Тызенгауза, переведенная из Гродно. С 1791 года Поставы - город, центр Завилейского уезда Виленского воеводства; с 1793 года - в составе Российской империи, сначала как город, до 1796 года - центр уезда, затем местечко, центр волости Дисненского уезда Минской губернии, с 1842 года - Виленской.

Рассмотрим реконструкцию поселения Поставы, которую провел А. Тызенгауз, начав с центральной площади. Главное место на ней занимал рынок. Торговые ряды, низкие, под плоской крышей, были квадратными, с большим внутренним двором и сквозным проемом. Торговля велась внутри двора, на который выходили двери лавок. Инвентарь Поставского графства (середина XVIII в.) о рынке сообщал следующее: «Лавки, кругом каменные, к середине по скатам крыты черепицей, с четырьмя резной работы фигурами, вокруг с 18-ю вазами и для въезда с двумя воротами. Внутри - лавок 26, дверей 29, окон подвальных с железными решетками 9, а двор только под лавками и в воротах замощенный». Лавки, за исключением угловых, были площадью до 9 м2. По-видимому, большое количество лавок продиктовано тем, что они предназначались для разнообразного ассортимента товаров. В лавках имелись различные виды металлических и бумажных изделий, картины, карты, зеркала, кружева, перчатки, замшевые кожи.

В целом здание рынка имело специфическое назначение. По всему контуру лавок под ним тянулись глубокие глубиной 2,25 м подвалы для хранения товаров. В помещениях отсутствовали постоянные печи, ни одно из них не было жилым. Глухие наружные стены, возможно, были необходимы для защиты товаров.

а

б

Рисунок 1. - Герб (а) и схематический план (б) г. Поставы

Двор рынка был замощён. Вся остальная площадь Постав и их улицы были немощёными. Следует отметить, что только во второй половине XIX века началось повсеместное мощение улиц в городе (в качестве пошлины с приезжающих брали камень, который привозили на подводах, и этим камнем впоследствии мостили улицы). В начале ХХ века рынок был значительно перестроен, выстоял во время Великой Отечественной войны, а в 50-е годы ХХ века разобран.

На южной стороне площади, где в настоящее время находится здание Районного исполнительного комитета, прежде располагались три строения: две гостиницы и кафе. До конца 50-х годов ХХ века здесь еще можно было видеть здание гостиницы, в которой размещалась «чайная». Позже строение было снесено, а на его месте появился объект архитектуры середины ХХ века.

Наибольший интерес представляет западная сторона площади: некогда здесь стояло 9 строений, сегодня именно в этой части находятся основные постройки второй половины XVIII века. Эта сторона площади так же, как и южная, была застроена симметрично относительно центра. Однако ключевой по этой стороне, как, впрочем, и по трем остальным сторонам площади, дом утрачен.

Ввиду типологического сходства отдельных домов западной стороны их можно разбить на группы. К первой относятся крайние дома: здание аптеки - «каменица двухэтажная, в которой внизу для доктора, а наверху земская канцелярия»; здание краеведческого музея - «каменица двухэтажная казенная для заезда». Оба, подобные по внешнему виду здания совпадают по габаритам.

Первый дом сохранил свое первоначальное назначение - он всегда принадлежал доктору, сейчас здесь аптека (рисунок 2). Дом находился на углу Виленской улицы, был покрыт черепицей. На первом этаже сени (коридор), вход в подвал; направо располагались три комнаты, налево - одна комната и кухня с печкой. По лестнице можно было попасть на второй этаж, где в коридоре находились две кухни с печками, а также четыре комнаты. На чердаке располагался склад для утвари. Трудно определить, был ли первый этаж дома лечебницей или только жильем доктора. Исходя из того, что наверху помещалось общественное учреждение, а сам дом выходил на многолюдную площадь, можно заключить, что даже если здесь и жил врач, то, скорее всего, здесь проводился и прием больных.

Рисунок 2. - Аптека

Необходимо отметить, что ООО «Фирма САЛЮС» проводила обследование стропильной системы и кровельного покрытия здания аптеки в 2014 году. Результаты этого обследования позволили установить основные конструктивные характеристики и размеры [10]. По данным технического паспорта, здание построено в 1805 году. Его размеры в плане 13,03*9,38 м. Конструктивная схема крыши здания -четырехскатная с холодным чердаком и деревянной стропильной системой. Стропильная система крыши выполнена из стропильных ног, сечением 160*160 мм, опирающихся на балки чердачного перекрытия. Шаг стропильных ног и балок чердачного перекрытия 920... 1240 мм. Дополнительно для опирания стропильных ног (в серединах их пролетов) установлены стойки сечением 160*200 мм с прогонами 160*160 мм. По стропильным ногам выполнена сплошная зашивка из досок толщиной 25 мм, обрешетка - из бруса сечением 40*40 мм с шагом 270 мм, кровля из глиняной черепицы толщиной 10 мм. Водосток неорганизованный. Несущими конструкциями чердачного перекрытия являются деревянные балки сечением 250*230 мм, которые опираются на продольные наружные стены здания. По торцам здания для опирания стропильных ног устроены короткие балки, опирающиеся на торцевые наружные стены и крайние балки чердачного перекрытия. Деревянный настил выполнен из досок толщиной 30 мм. Утеплитель - мох с кострой толщиной 150 мм. Потолки - сплошная подшивка из досок, толщиной 30 мм со штукатуркой по драни (20 мм).

По результатам обследования установлено, что стропильная система, чердачное перекрытие, деревянная обрешетка и кровля из глиняной черепицы требуют полной замены, так как находятся в предава-рийном состоянии. Кроме того, ни в одном из вскрытых опорных узлов не обнаружена гидроизоляция

деревянных конструкций стропильной системы и балок чердачного перекрытия от кирпичных стен. Отсутствует вентиляция чердачного пространства, слуховые окна застеклены. Утеплитель (смесь костры и мха) полностью потерял свои эксплуатационные качества и подлежит замене. Деревянная обрешетка в результате многочисленных протечек кровли сгнила и подлежит замене. Кровля из глиняной черепицы в результате длительной эксплуатации имеет многочисленные повреждения в виде трещин, сколов, разрушений и провисаний. План раскладки стропильной системы и ее разрез представлены на рисунке 3.

а

/

I-

Ы

Черепица керамическая 6 = 10 гт

Рисунок 3. - План раскладки стропильной системы (а) и ее разрез (б)

Второй дом (здание краеведческого музея) имел аналогичную планировку со зданием лечебницы, и хотя он неоднократно перестраивался, фасад его остался прежним. В настоящее время в нем расположен краеведческий музей.

Ко второй группе зданий на этой части площади относятся дома местных ремесленников (рисунок 4), которые воздвигнуты по чертежам архитектора Д. Сакко; покрытые голландской черепицей, они были одноэтажными, с мансардами. Их конструкция интересна тем, что только фасадная стена была кирпичной, остальные - деревянные. Сочетание кирпича и дерева позволяло строить экономно и быстро. Трудно говорить о внутренней планировке этих домов, так как документальных данных не сохранилось. Тем не менее сохранились описания этих сооружений местными жителями: «спереди были лавки, а сзади жил хозяин». По сохранившимся до нашего времени зданиям можно предположить следующую внутреннюю их планировку. Главный вход, расположенный на одной из продольных сторон дома, приводил в пе-

реднюю. Одна из стен передней (поперечная) отделяла жилую часть от двух больших производственных помещений, выходящих на площадь. Семья ремесленника занимала также мансарду, лестница на которую находилась в той же передней. Дополнительный «черный» вход располагался на дворовом торце и вел, по-видимому, сразу на кухню, так как по близости находился спуск в подвал, где хранились продукты.

Следует отметить, что ремесленники жили не только на площади, они занимали все дома по улицам Постав.

Рисунок 4. - Дома ремесленников

Дома на рынке, аналогично гродненскому поселку для иноземных рабочих, были также построены для иноземцев, в силу этого им был придан иной облик в сравнении с остальными деревянными домами Постав. Здесь, скорее всего, проживали иностранцы-мастера, работающие на фабриках. В целом, на содержание иностранцев тратились большие средства, но только так А. Тызенгауз мог заинтересовать мастеров из Германии, Франции и других стран Западной Европы и привлечь их на работу в Речь Посполитую. Возможно, что к 1783 году в связи с крахом Тызенгауза иноземцы покинули Поставы так же, как они покинули Гродно. Их дома заняли местные ремесленники.

По северной стороне площади из построек времен А. Тызенгауза уцелел только один дом ремесленника. Прежде здесь находились три дома ремесленников и аустерия. Это была группа домов, аналогичная группе домов по западной стороне площади. Почти идентичные друг с другом, они подчеркивали значение аустерии. По своим размерам она уступала только рынку и была одним из главных сооружений на площади.

Согласно данным исследователя Е.Д. Квитницкой [2], эта сторона площади имела только одно здание, построенное А. Тызенгаузом и совершенно перестроенное к настоящему времени. До начала ХХ века оно использовалось в качестве гимназии. В конце XVIII века в школе «обучается российскому, латинскому и польскому языкам и прочим разным наукам благородного дворянства юношество». Само здание было сложено из кирпича, крыто черепицей, с четырьмя мансардами в крыше: на фасад рынка, к костелу, к реке и к церкви; внизу - подвоенные ворота. Внутри, на первом этаже, размещались классные комнаты (четыре класса), на второй этаж вела тесовая лестница, поднявшись по которой можно было попасть в школьную канцелярию, а также в коридор с квартирами преподавателей. Здесь же, в коридоре второго этажа, находилась лестница на чердак, где располагались две комнаты и две кладовые. Из Инвентаря следует, что школа не была достроена, хотя в 1780 году ее открыли.

В 1814-1853 годах Поставы - владение графа К. Тызенгауза. В первой половине XIX века работали бумажная фабрика, сукновальня, две мельницы, ежегодно проводилось семь ярмарок. Во второй половине XIX века построена каменная мельница, в 1880-1887 годах - кирпичный костел, в 1894 - кирпичная церковь на торговой площади. В 1897 году в Поставах проживало 2 397 жителей. После строительства железнодорожной линии «Крулевщизна - Побрадзе (Литва)» Поставы - станция. С 1921 года - в составе Польши, с 1939 года - в составе БССР.

Вопросам изучения ансамбля исторической застрой ХVШ века на центральной площади Постав принадлежат работы С.Г. Багласова [8] и Ю.В. Чантурия [1], которому удалось реконструировать план торговой площади (рисунок 5) [11].

Современный исторический центр города включает застройку улиц Красноармейской, Советской, площадь Свободы, а также участок природного ландшафта: пруд и территорию вокруг костела. Планировка площади и примыкающих улиц относится к XVIII веку. Как видно из рисунка 5, ранее в домах

на площади размещались торговые лавки, трактиры, небольшие гостиницы, служили они и как жилье. Собственно, и сейчас эти здания выполняют те же функции.

1 - торговые ряды; 2 - приходский костел; 3 - школа; 4 - униатская церковь; 5, 7 - гостиницы; 6 - кафе; 8 - лечебница и земская канцелярия; 9, 17 - служебные строения; 10-12, 14, 16, 19-21 - жилые дома ремесленников; 13 - суд и городская канцелярия; 15, 18 - заезжие дома; 22 - аустерия; А - симметричные стороны площади; Б - симметричные стороны; В - видовые оси улиц, ориентированные на акценты застройки; Г - видовая ось, проходящая через проемы торговых рядов; Д, Е - сооружения соответственно второго и третьего высотных уровней; Ж - парное композиционное равновесие доминант; З - композиционное равновесие трех доминант

Рисунок 5. - Поставы. План торговой площади в 1770 годах (реконструкция Ю.В. Чантурия)

Возле площади, реконструированной К. Тызенгаузом в первой трети XIX века, было закончено строительство большого каменного дворца (рисунок 6) [2; 12].

Рисунок 6. - Дворец Тызенгаузов и мраморная скульптура на его фоне в наши дни

Дворец Тызенгауза - памятник архитектуры классицизма, находится в хорошем состоянии, его внешний облик практически не изменился с момента постройки. Однако внутренняя отделка полностью утрачена и изменена внутренняя планировка.

Во владение Поставами вступил в 1814 году внучатый племянник Антония, Константин Тызенгауз. Он продолжил начинание знаменитого деда. Ему удалось вдохнуть жизнь в опустевший дворец, отстроив его в стиле классицизма. Красивое и строгое сооружение превратилось в один из культурных и научных центров белорусской земли.

Константин был страстным поклонником орнитологии (науки о птицах), и здесь, в своем имении, он создал орнитологический музей с несколькими тысячами экспонатов. Музей являлся базой биологического факультета Виленского университета.

В дворцовой библиотеке, кроме книг по орнитологии находились редкие памятники польской письменности, ценные гравюры и семейный архив, начинающийся с XIII века. Ценности эти, как предполагают, ныне находятся в Польше, Литве или России.

Константин проявлял большой интерес к живописи. К 1840 году дворец имел роскошную художественную галерею, в которой, по свидетельству современников, насчитывалось около 600 экспонатов. Имеются предположения, что в Поставах находились оригиналы картин таких художников, как Леонардо да Винчи, Рембрандт, Дюрер, Рубенс, Брейгель. Кроме полотен западноевропейских мастеров, в коллекцию были включены одни из лучших картин польских и белорусских живописцев: Я. Рустема, С. Чеховича и других. Здесь же можно было увидеть и портреты представителей рода Тызенгаузов.

Северную часть дворца Константин полностью оборудовал для занятий науками и искусством. Здесь же находились кабинеты зоологии, минералогии и этнографии края. Сам Константин с семьей -женой, двумя дочерьми и сыном - жил в западной, более скромной части дворца.

Произошло изменение внешнего облика дворца в его западной части. Самое значительное из этих изменений - исчезновение ограды с брамой во второй половине XIX века. В результате внутренний двор резиденции распространился на запад, до сохранившегося здания хозяйственного назначения. В 1920-е годы на дворе находились различные постройки, в том числе медвежья клетка.

В описании памятника 1947 года сказано: «Внутри дворец сейчас частично перепланирован, во время чего он был, как видно, лишен украшавших его ранее лепных, скульптурных и прочих декоративных элементов. Лишь в двух залах сейчас сохранились некоторые лепные украшения». Далее в том же описании отмечено: «Дворец недавно отремонтирован и сейчас находится в удовлетворительном состоянии». Последующее приспособление здания под больницу неизбежно повлекло за собой новые переделки.

К северу и востоку от дворца размещался пейзажный парк площадью 10 гектар. Он был разделен на две части - старый парк и новый. Старая часть парка имела регулярную планировку, была оформлена в виде прямоугольника и занимала территорию к северу от дворца, продолжаясь липовыми аллеями вдоль каналов, которые соединяли озеро Круглое с рекой Мяделкой. Вторая часть парка занимала территорию вокруг дворца и была представлена преимущественно молодыми группами лип. Новый парк формировался в английском стиле. На территории усадьбы был также большой фруктовый сад.

Вид дворца практически не изменился - и сегодня это одноэтажное П-образное здание с мезонином. По-прежнему территорию дворца украшают скульптуры из белого мрамора работы итальянских мастеров. Дворец отреставрирован снаружи, но все еще является корпусом районной больницы. Этот строгий памятник архитектуры конца XVIII века находится под охраной государства. Разработана десятилетняя программа по восстановлению родового имения Тызенгаузов. На реставрацию дворца получен грант ЮНЕСКО.

На улице Красноармейской, у моста через реку Мяделку, находится здание. Это водяная мельница, построенная в конце XVIII века (рисунок 7), которая в XIX веке была впоследствии приспособлена под постройку хозяйственно-производственного назначения [8].

Рисунок 7. - Водяная мельница

Одной из основных достопримечательностей города Поставы является известный во всей Беларуси костел Святого Антония Падуанского (рисунок 8), расположенный у озера [9].

Рисунок 8. - Костел Святого Антония Падуанского и его интерьер

Костел Святого Антония Падуанского был построен в 1898-1904 годах под руководством архитектора Артура Гойбеля [7; 13-14]. Это современный храм из красного неоштукатуренного кирпича в соответствии с канонами неоготики. Костел является геометрической и цветовой доминантой ландшафтно-храмовой композиции: зелень растительности, голубизна бездонного неба, зеркальная гладь воды и центр композиции - красный готический собор. Принято считать, что готическим сооружениям свойственна музыкальность. Костел в Поставах прямое тому доказательство. Он звучит, как аккорд каждой линией силуэта и декоративных элементов фасада, остротой граненой башни и купола, стрельчатыми арками и высокими побеленными нишами, тремя стрельчатыми входными порталами. Церковь относится к типу трехнефной базилики с пятигранной апсидой, поперечным трансептом и двумя боковыми ризницами. Корабль храма и рукава трансепта накрыты высокой двускатной черепичной крышей. Над перекрестьем центрального нефа и трансепта расположен небольшой шпиль. Главная архитектурная доминанта церкви -четырехгранная колокольня с граненым шпилем над центральной частью главного фасада. Строительство велось на фундаменте старой церкви монастыря, однако новая церковь сориентирована по линии север - юг, в то время как старая имела традиционную ориентацию восток - запад. Новый храм получил имя святого Антония Падуанского - одного из наиболее почитаемых в католицизме святых.

В 1988 году церковь Антония Падуанского была возвращена католическому приходу. После длительной реставрации храм был открыт для богослужений.

Другим наиболее значимым культовым сооружением Постав сегодня является православная церковь Святого Николая (рисунок 9) [9], которая расположена на месте деревянного униатского храма.

Рисунок 9. - Церковь Святого Николая (а) и ее интерьер (б)

Церковь Святого Николая [15-17] так же, как и костел Святого Антония Падуанского, живописно расположен на берегу озера. Православный храм освящен во имя Святого Николая Чудотворца. Это памятник архитектуры в неорусском стиле.

Свято-Николаевская церковь в Поставах имеет древнюю и сложную историю. Точно определиться с годом постройки первого православного храма практически невозможно из-за отсутствия письменных источников, хотя вероятно, что появился он уже в XV-XVI веках, когда Поставами владели Зеновичи, которые, по некоторым данным, были православными.

В исторических документах Свято-Николаевская церковь впервые упоминается в инвентаре усадьбы Поставы за 1628 год. Документ дает следующее описание: «...на улице, что идет к Заречью, церковь под титулом святого Николая со всем содержимым.». В 1815 году эта деревянная церковь была уничтожена пожаром. Место, где прежде располагался сгоревший храм, осталось пустым. Закладка храма начата 1 августа 1891 года, и уже в мае 1894 года церковь освятили в честь Святого пророка Осии. Праздник храма приурочили к 17 октября (день Святого пророка Осии), чтобы прихожане вспоминали «чудо Божье»: спасение в этот день императора Александра III и его семьи от угрожавшей им смерти во время крушения царского поезда в 1888 году. Новая пятиглавая Поставская церковь по наружному и внутреннему виду, прочности и изящности отделки представляла собой самый величественный храм в округе.

Объемно-планировочная структура церкви соответствует канонической четырехчастной схеме: колокольня над притвором, трапезная, молитвенный зал с боковыми приделами, апсида с боковыми ризницами. Пространственная композиция храма строится вокруг центрального двухъярусного, завершенного пятикупальем кубоподобного объема. Присоединенные к нему боковые приделы и полукруглая апсида с боковыми ризницами придают храму крестовую планировочную форму. К объему молитвенного зала через прямоугольную трапезную присоединяется шатровая колокольня с головкой. Вход в храм решен крыльцом [22].

В декоре белокаменного строения использованы формы древнерусского церковного зодчества - пояс закомар, зубчатые фризы под профилированными карнизами, килеподобные наличники арочных окон, килеподобные щипцы и кокошники, окна в виде тройной аркады, разграниченной короткими колоннами-бочками. Зал храма перекрыт цилиндрическим сводом, в его пространство через арочный просвет открываются хоры с балюстрадным ограждением. Интерьер церкви украшает одноярусный позолоченный иконостас с луковицеподобными куполами по центру и по сторонам, трактуемый в неорусском стиле. В настоящее время церковь - одна из архитектурных доминант исторического центра Постав.

Выводы. Лучшим архитектурным произведениям Витебской области XVII-XIX веков и начала XX века были свойственны новая образная выразительность, своеобразное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Сложно представить, как на основе достаточно жестких требований архитекторы творчески и разнообразно решали строительные задачи.

Проведенный анализ формирования архитектурного облика центральной площади города Поставы позволяет установить, что находящийся на ней ансамбль достаточно уникальный для Беларуси и при этом интересный и ценный по следующим причинам:

- большая часть исторической городской застройки в других городах сохранилась лишь с конца XIX века, в Поставах сохранились памятники архитектуры XVIII века;

- в других городах зачастую сохранились разрозненные здания, а здесь полноценный архитектурный ансамбль, на примере которого можно представить, как в XVIII-XIX веках выглядел центр типичного белорусского местечка, выявить характерные особенности его зодчества того времени.

Многие из исследуемых объектов, особенно храмы, реставрированы и находятся в хорошем состоянии. Исключение составляет дворец Тызенгауза, практически потерявший свой аутентичный интерьер и планировку, которые нуждаются в восстановлении.

За последние десятилетия в Беларуси восстановлено немало архитектурных памятников разных эпох, но в маленьких городках и местечках республики еще много неизвестных, неизученных и, как следствие, невосстановленных архитектурных памятников, заслуживающих внимания ученых и туристов. Особенно нуждаются во внимании и реставрации сохранившиеся объекты, которые необходимо привести в надлежащее состояние.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чантурия, Е.В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины XVI - первой половины XIX в.: Средневековое наследие. Ренессанс, барокко, классицизм / Ю.В. Чантурия. - Минск : Беларус. наука, 2005. - 375 с.

2. Квитницкая, Е. Д. Строительство Тызенгауза в Поставах / Е. Д. Квитницкая // Архитектурное наследие : сб. ст. - М. : Гос. изд. лит. по стр-ву и строит. материалам, 1961. - Вып. 13. - С. 3-479.

3. Поставы : карты, фото, объявления, геральдика, флаги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: belaruscity.net/postavy. - Дата доступа: 12.10.2017.

4. Закон Рэспублш Беларусь от 9 студз. 2006 г. № 98-З «Аб ахове псторыка-культурнай спадчыны Рэспублш Беларусь». - Прыняты Палатай прадстаушкоу 12 снежня 2005 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 98-3. - 36 с.

5. Поставы - Рыночная площадь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://postavy.of.by/postavy-rynochnaya-ploshhad. - Дата доступа: 27.10.2017.

6. Збор помткау псторьи i культуры Беларусь Вггебская вобласць. - Минск : БелСЭ, 1985. - 496 с.

7. Архиэктура Беларус : Энцыклапедычны даведшк. - Минск : БелЭн, 1993. - 620 с.

8. Багласов, С.Г. Ансамбль XVIII века на центральной площади Постав / С.Г. Багласов // Строительство и архитектура Белоруссии. - 1974. - № 2. - С. 41-43.

9. Памятники города Поставы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//pomniki.by/Istoricheskie-pamj atniki-belarusi/pamj atniki-vitebskoj oblasti/item/43-pamj atniki-postavy.html. - Дата доступа: 11.10.2017.

10. Обследование технического состояния стропильной системы и чердачного перекрытия по объекту: «Капитальный ремонт крыши здания центральной аптеки № 87 по адресу: г. Поставы, пл. Ленина, 1» : Отчет по хоздоговору № 14-44. - ООО «Фирма САЛЮС». - 29 с.

11. Поставы - фотографии достопримечательностей и памятников архитектуры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.radzima.org/ru/photos/postavy.html. - Дата доступа: 13.10.2017.

12. Дворец Тызенгаузов в Поставах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//posmotrim.by/article/dvorec-tyzengauzov-v-postavah.html. - Дата доступа: 12.10.2017.

13. Костел Святого Антония Падуанского в Поставах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //vetliva.ru/tourism/what-to-see/kostel-svyatogo-antoniya-paduanskogo-v-postavakh. - Дата доступа: 16.10.2017.

14. Кулапн, А.М. Каталщюя храмы Беларусь - Мшск, 2008. - 488 с.

15. Приход храма святителя Николая Чудотворца г. Поставы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cerkov-postavy.by. - Дата доступа: 17.10.2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кулапн, А.М. Свята-Мшалаеуская царква / А.М. Кулапн // Праваслауныя храмы на Беларуа : энцыкл. даведшк / А.М. Кулапн ; маст. I.I. Бою. - Минск, 2001. - С. 156-157.

17. Свята-Мкалаеуская царква у Паставах // Памяць : псторыка-дакументальная хрошка Пастаускага раёна / рэдкал. : Г.К. Кюялеу [i шш.]. - Минск, 2001. - С. 538.

Поступила 09.11.2017

FORMATION OF ARCHITECTURAL APPEARANCE OF LENIN SQUARE IN POSTAVY

R. PLATONOVA, A. ZELENKOV

The analysis of the architectural appearance of the Lenin square (formerly Market) of the town of Postavy is presented, thanks to which the characteristic features of the architecture of the center of a typical Belarusian town were revealed. Such areas served as market functions and existed in all small towns, but here the historical urban development of the center was preserved to a greater extent from the end of the XIX century and is often represented only by separate buildings, and in Postavy it is almost a full architectural ensemble. Historical, cultural and architectural-planning features, aspects of the origin and development of unique architectural monuments, which formed a single ensemble of the square - the palace of Tyzengauz, the water mill, the church of St. Anthony of Padua and the Orthodox church of St. Nicholas - were explored. It is established that some of these architectural monuments are in good condition, but it is necessary to carry out works on the restoration of the Palace of Tyszengauz with the maximum preservation of the pristine appearance of the historical object.

Keywords: architectural ensemble of the town of Postavy, square, Palace, pharmacy, artisan houses, Church, Church, restoration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.