Научная статья на тему 'Формирование антикризисного плана предприятий в регионе'

Формирование антикризисного плана предприятий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGION / STRATEGY FORMATION / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галушкин Иван Владимирович, Галушкина Дарья Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы стратегического антикризисного управления и возможность сбалансировать работу предприятия, опираясь на свои сильные стороны. Тем самым сокращая менее ликвидные отраслевые направления и стимулируя приоритетные. Обращается внимание на важность выбора стратегического планирования в зависимости от финансового состояния организации. Раскрывается характер антикризисных стратегий предприятий, основанных на различных причинах возникновения кризисного состояния, и особенности взаимодействия таковых с региональным правительством в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование антикризисного плана предприятий в регионе»

• в случае существенного пересмотра ассортимента и характеристик производимой продукции потребуются инвестиционные вложения, направленные на осуществление этих мер.

Многие изменения редко обходятся без финансовых вложений, что осложняет и без того тяжелую работу в кризисных условиях. По итогам проведенных поэтапных преобразований в организации необходимо провести оценку и контроль выбранной стратегии. Данная процедура позволяет в полной мере оценить эффективность избранного пути преодоления кризисного периода и достижения поставленных целей предприятия. На всех стадиях реализации антикризисной стратегии необходим оперативный контроль, выявляющий новые угрозы и пути их преодоления. Внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. [3, с. 246] Значительный вклад в реализацию намеченных планов может внести приглашенный специалист со стороны. Таковым может являться консультант, новый управляющий, ранее работавшие на других предприятиях и другие специалисты.

Опираясь на все выше сказанное, сделаем вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении. Немаловажным моментом в проведении оздоровительных работ на предприятии является их непрерывность.

Список литературы / References

1. ВасиленкоВ.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие / В.А. Василенко. К., 2012. 504 с.

2. ЗайцевН.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010. 196 с.

3. Лифшиц А.С., Ибрагимова Р.С., Новиков ВА., Куликов В.И. Промышленная политика и антикризисное управление предприятиями. / Монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 246 c.

4. Тайгибова Т.Т. Разработка стратегии как инструмента антикризисного управления предприятием // Молодой ученый, 2013. № 4. С. 304-307.

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЙ

В РЕГИОНЕ

Галушкин И.В.1, Галушкина Д.В.2 Email: Galushkin653@scientifictext.ru

'Галушкин Иван Владимирович - магистрант, кафедра менеджмента, Ульяновский государственный технический университет; 2Галушкина Дарья Валерьевна - студент, кафедра физико-математического и технологического образования, Ульяновский государственный педагогический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы стратегического антикризисного управления и возможность сбалансировать работу предприятия, опираясь на свои сильные стороны. Тем самым сокращая менее ликвидные отраслевые направления и стимулируя приоритетные. Обращается внимание на важность выбора стратегического планирования в зависимости от финансового состояния организации. Раскрывается характер антикризисных стратегий предприятий, основанных на различных причинах возникновения кризисного состояния, и особенности взаимодействия таковых с региональным правительством в целом. Ключевые слова: регион, формирование стратегии, антикризисное управление.

FORMATION OF ANTI-CRISIS PLAN OF ENTERPRISES IN THE

REGION Galushkin I.V.1, Galushkina D.V.2

'Galushkin Ivan Vladimirovich — Undergraduate,

DEPARTMENT OF MANAGEMENT, ULYANOVSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY; 2Galushkina Darya Valerievna — Student, DEPARTMENT OF PHYSICS AND TECHNOLOGY EDUCATION, ULYANOVSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ULYANOVSK

Abstract: the article discusses the issues of strategic crisis management and the ability to balance the work of the enterprise, relying on its strengths. Thereby reducing less liquid industry directions and stimulating priority ones. Attention is drawn to the importance of choosing strategic planning depending on the financial condition of the organization. The nature of the anti-crisis strategies of enterprises, based on various causes of the crisis state and the peculiarities of their interaction with the regional government as a whole, is revealed. Keywords: region, strategy formation, crisis management.

УДК 65.012.25

На фоне все более явно проявляющегося экономического кризиса большая доля предпринимательского сектора оказалась вынуждена преобразовывать ранее разработанную стратегию с учетом кризисных явлений, другими словами - с формированием антикризисной стратегии, выбор которой зависит от многих факторов. Представленный перечень стратегий не является полным и окончательным, но на его примере можно понять сам алгоритм производимого выбора (табл. 1).

Таблица 1. Алгоритм выбора антикризисной стратегии предприятия

Варианты антикризисной стратегии

Факторы, влияющие на потребность в антикризисном управлении я с и зии р к е и н е р е >у и е р К Выжидание зрелости кризиса Замедление кризисных процессов Поддержка стабильности Рассчитанный риск Вывод из кризиса Устранение илииспользование последствий

Дефицит или избыток ресурсов + + + +

Состояние внутреннего рынка + + + + +

Перспективы развития + +

Качество продукта + +

Масштабы управления + +

Последствия деятельности + +

Кризис риска, просчет + +

Неустойчивость + +

Опираясь на данные таблицы, можем сделать вывод, что основным принципом выбора стратегии являются факторы, вызвавшие кризис. Например, при катаклизмах и просчетах выгоднее будет применить стратегию «замедление кризисных процессов». В любых иных случаях правильнее будет воспользоваться стратегией предупреждения кризиса и стратегией устранения его последствий [3, с. 323].

Немаловажным фактором успешной реализации антикризисной стратегии является характер поведения управленческого состава предприятия. Стандартным и наиболее часто встречающимся поведением менеджеров в кризисных ситуациях можно считать правило «не ухудшить существующее положение», как видно из названия, приоритет задач такой стратегии принадлежит устранению слабых сторон. В этом подходе неправильно поставлена сама цель проводимых действий, которая не позволит предприятию вынести положительные моменты из сложившейся ситуации. Но существует и прямо противоположная по направленности действий стратегия, где происходит усиленное развитие сильных сторон данного предприятия. Тогда положительные моменты окажутся ярко выраженными и не будут подвергаться сомнению [1, с. 416].

Условно обозначим эти подходы - традиционный и предлагаемый. Основные отличия между упомянутыми подходами представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Отличия традиционного и предлагаемого подходов к антикризисному управлению

Таким образом, на пути проведения менеджером преобразований организации по плановым стадиям выбранной антикризисной программы, требуется решение следующих задач [4, с. 212-214]:

- задействование ресурсов, необходимых для полноценной реализации стратегических планов;

- осведомленность сотрудников организации разных уровней и понимание их важности повысит эффективность проводимых работ;

- модернизация организационной структуры;

- разработка антикризисной программы, ориентированной на достижение поставленных целей.

В этом случае предприятие строит свою деятельность на основании своих сильнейших сторон и укреплении данных позиций на рынке. Еще необходимо точное понимание истоков, конечного результата, которого необходимо достичь и пути, по которому можно сделать это наиболее эффективно [2, с. 117]. При традиционном планировании траектория развития определяется в зависимости от нынешнего положения предприятия, которое и определяет его потенциальные возможности. Проанализировав внушительный объем литературы, мы сделали вывод, что эффективность этого метода в значительной степени уступает предложенному нами. Вследствие чего задачей, которая должна быть решена при формировании и реализации антикризисной стратегии региона, является обеспечение применения предлагаемого подхода («от сильных сторон») при разработке антикризисных стратегий организаций. Следующие меры могут помочь предпринимателям лучше ознакомиться со всеми плюсами предлагаемой стратегии [1, с. 420-223]:

• проведение форумов и встреч, на которых бы происходили ознакомительные беседы по данному направлению;

• оказание государственной поддержки в виде субсидирования и смягчения налоговых ставок;

• региональная стратегия должна рассчитывать на сферы предпринимательской деятельности, в которой наивысшая конкурентно способность региона.

Применение всех перечисленных мер по поддержанию предпринимательской деятельности в регионе и сильная стратегическая подготовленность организаций позволят снизить негативные последствия кризисной обстановки и повысить результаты их деятельности.

Список литературы / References

1. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф; пер с англ. М.: Питер, 2000. 416-423 с.

2. Астраханцева И.А. Финансовая реструктуризация несостоятельных предприятий как стратегия оздоровления в процессе антикризисного управления. М.: Финэко, 2002. 117 с.

3. Орехов В.И. Антикризисное управление: учебник / В.И. Орехов, К.В. Балдин, Н.П. Гапоненко. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 323.

4. Погосян Р.Р. О построении процессно-орентированной системы антикризисного управления // Terra Economicus, 2006. Т. 4. № 4-2. С. 212-218.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОСМЕТОЛОГИИ

Коровина В.Д.1, Морозова А.М.2 Em ail: Korovina653@scientifictext.ru

'Коровина Валерия Денисовна — студент; 2Морозова Анастасия Максимовна — студент, специальность — менеджмент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема несоответствия уровней образования специалистов и предлагаемых вакансий на рынке труда на примере такого направления сферы услуг, как косметология. Проанализированы конкурентные преимущества таких специалистов, как врачи-косметологи и косметологи-эстетисты, выявлены различия между данными видами специалистов, а также определён уровень связи образования и рынка труда в России, даны рекомендации по решению выявленных в статье проблем. Ключевые слова: рынок труда, образование, конкуренция, косметология.

INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE OF COSMETOLOGY Korovina V.D.1, Morozova A.M.2

'Korovina Valeriia Denisovna — Student; 2Morozova Anastasiya Maksimovna — Student, SPECIALTY - MANAGEMENT, ST. PETERSBURG STATE ECONOMIC UNIVERSITY, ST. PETERSBURG

Abstract: this article deals with the problem of discrepancy between the levels of education of specialists and the proposed vacancies in the labor market on the example of such areas of services as cosmetology. The competitive advantages of such specialists as cosmetologists and estheticians are analyzed, the differences between these types of specialists are revealed, and the level of connection between education and the labor market in Russia is determined, recommendations for solving the problems identified in the article are given. Keywords: labor market, education, competition, cosmetology.

УДК 331.225.3

Занятость на рынке труда непосредственно связана с экономической ситуацией в стране. Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Существуют несколько особенностей российского рынка труда, таких так:1

1) непрозрачность системы оплаты труда;

2) высокая доля госсектора среди работодателей;

1 Песоцкий А.А. Социальная политика в российской деловой практике. В сборнике: Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала / Межвузовский сборник научных трудов. - Санкт-Петербург,

Издательство СПбГЭУ, 2014. С. 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.