Человек и общество
Ж.Ю. ДАНКОВА кандидат социологических наук, доцент,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России*
Формирование аналитических компетенций государственных служащих
В условиях современной социальной реальности, требующих высокой степени ответственности при разработке, принятии и реализации эффективных управленческих решений, аналитическая составляющая профессиональных компетенций государственных служащих приобретает особую значимость. Подобное утверждение имеет, на наш взгляд, несколько оснований.
Во-первых, усложнение и масштабы управленческих задач сферы государственного управления диктуют необходимость овладения принципами, технологиями и инструментами аналитической работы, от которых в значительной степени зависят эффективность и качество функционирования системы государственного управления.
Во-вторых, использование в практической работе исключительно учетно-статистических принципов обработки информации, в первую очередь результатов деятельности, а также игнорирование аналитических технологий при проектировании перспективных направлений работы ведут к стагнации качества управленческих процессов и накоплению негативных тенденций в реализации задач госу-
1
дарственного управления .
"Данкова Жанна Юрьевна, e-mail: [email protected].
1 См. подробнее: Данкова ЖЮ. Проблематизация аналитической деятельности в сфере государственного управления // Власть, 2016, № 6, т. 24, с. 15-22. Режим доступа: http://jour.isras.ru/index.php/vlast/article/view/4308/0
В-третьих, согласно Указу Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» первоочередные мероприятия развития сферы государственного управления сопряжены, в частности, с разработкой и применением системы комплексной оценки деятельности государственных служащих, в основе которой лежит использование ключевых показателей эффективности и общественной оценки их деятельности1. Подобное требование предполагает максимальное включение в процедуру оценки аналитических методов, позволяющих формировать обоснованные и объективные заключения.
Исходя из вышеизложенного, допустимо утверждать, что активизация и эффективное использование аналитического компонента в структуре профессиональных компетенций государственных служащих в ходе реализации своих функциональных задач способны выступить наиболее востребованным и целесообразным механизмом оптимизации практики государственного управления в целом.
Для обоснования целесообразности и важности формирования аналитических компетенций государственных служащих в рамках настоящей научной статьи следует:
1) уточнить понятия аналитики и аналитических компетенций;
2) установить наличие и степень проявленности аналитических компетенций в структуре профессиональных компетенций государственных служащих;
3) обосновать траекторию формирования аналитических компетенций кадрового корпуса системы государственного управления.
Под аналитикой, в отличие от широкого значения данного термина2, мы будем понимать специфический вид деятельности, объединяющий в себе методологию информационно-исследовательской работы, ее организационное обеспечение, а также технолого-методологическое сопровождение
1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2338. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2 Например, К.В. Маркелов трактует аналитику как сферу интеллектуальной деятельности, связанной с глубоким систематическим исследованием чего-либо (Маркелов К.В. Аналитическое мышление специалиста по работе с информацией. М., 2007, с. 3).
разработки и создания инструментальных средств для ее ведения. А под аналитическими компетенциями - совокупность специальных знаний, навыков и умений, необходимых для решения аналитических задач: деление проблемы на системно связанные части; выявление причинно-следственных связей; установление определенных закономерностей; учет сопутствующих факторов; оценку и обобщение полученных знаний; анализ и перевод их в новое качественное состояние; прогнозирование и оценку всего спектра последствий принятого решения.
Анализ источниковой базы по проблеме исследования показал, что разработанные к настоящему времени модели профессиональных компетенций государственных служащих включают в себя, как правило, четыре блока: личностные компетенции, социальные, управленческие и профессиональные, но практически не выделяют аналитический элемент в дифференциальной структуре профессиональных компетенций. В частности, результаты количественного контент-анализа существующих моделей профессиональных компетенций государственных служащих демонстрируют чрезвычайно низкие показатели, характеризующие проявленность аналитической компоненты. Так, из полученного распределения единиц проведенного контент-анализа в разрезе исследуемых документов следует, что семантические единицы, отражающие сущностные характеристики аналитических компетенций, составляют не более 3,62% в общей массе анализируемых слов.
Кроме того проведенный анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки 38.0.04/38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» показал, что в указанных нормативных документах дескрипторы - признаки проявления аналитических компетенций - отсутствуют, а также не описаны формы и технологии их формирования.
Анализ научных работ и образовательной практики убеждает, что процесс формирования аналитической компетенции при подготовке специалистов сферы государственного
управления недостаточно полно изучен на теоретическом и
1
технологическом уровне .
1 Мельков С.А., Микрюков В.О., Лябах АЮ. Должен ли выпускник российского вуза владеть аналитическими навыками? (на примере направления
Приведенные выше данные подтверждают наличие объективной потребности включения аналитических знаний и умений в реестр ключевых квалификационных требований, необходимых государственным служащим для эффективного исполнения ими должностных обязанностей.
Потребность в приобретении аналитических компетенций осознается и самими государственными служащими, что подтверждается данными проведенного социологического исследования «Влияние аналитических компетенций на результаты профессиональной деятельности государственных служащих», целью которого являлось установление факторной взаимозависимости между знанием и применением
аналитических методов работы и ростом уровня итоговых
1
показателей труда .
Практически каждый второй респондент среди наиболее часто выполняемых видов работ назвал необходимость выполнения задач по сбору, обработке, хранению информации, диагностике, прогнозированию и моделированию социальных ситуаций. Подобные действия действительно напрямую сопряжены с аналитическими процедурами и технологиями и регулярное применение их на практике говорит о высоком уровне профессионализма и компетентности исследуемой когорты служащих.
При этом подавляющее большинство (93,5%) опрошенных при ответе на вопрос «Хотели бы Вы овладеть методами аналитической работы?» высказались однозначно положительно. Практически полное единодушие (97,3%) зафиксировано и в вопросе о надобности и значимости аналитических компетенций для успешной реализации функциональных задач государственных служащих.
Наряду со столь оптимистичным прямым распределением эмпирических данных парадоксальными выглядят результаты многомерного корреляционного анализа. Так, согласно ему, странными и даже противоречивыми оказываются ответы на вопрос «С какими трудностями при выполнении своих обязанностей Вы сталкиваетесь?». Выбор
«Государственное и муниципальное управление») // Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, основанные на результатах фундаментальных и поисковых исследований. М., 2017, с. 145-150.
1 Социологическое исследование проводилось методом анкетирования в ноябре-декабре 2017 г. среди государственных служащих Главного управления МЧС России по Московской области (п=33).
распределился следующим образом: обобщение получаемой информации (80,1%), прогнозирование (72,4%), поиск новых методов решения задач (61,9%), выбор одного варианта решения задачи из нескольких альтернатив (49,4%)1. Тревожным представляется тот факт, что без малого 20% респондентов отметили вариант «все перечисленное».
Кроме того только треть опрошенных (29,9%) смогли оценить частоту использования своих аналитических навыков, умений, способностей. Из 87% анкетируемых, которые утверждали, что активно используют аналитические методы на практике, не более 17% смогли указать, какие именно. 57,6% опрошенных затруднились дать определение понятия «аналитические компетенции».
Полученные данные заставляют усомниться в искренности ответов и предположить, что фактически представления об аналитике и навыках аналитической деятельности у респондентов либо отсутствуют полностью, либо имеют деформированный вид. Рассчитанный нами коэффициент корреляции (0,1) также подтверждает наличие очень слабых корреляционных связей между исследуемыми переменными.
Сделанный вывод, вероятно, требует пристального внимания и дополнительного исследования. Предположим, что в настоящее время проблема формирования аналитических компетенций в сознании государственных служащих носит своего рода виртуальный характер, т. е. ими фактически признаются актуальность и значимость аналитических компетенций, необходимость и потребность в их формировании и реализации. Однако понимание реальных шагов и действий по переводу решения данного вопроса в практическую плоскость пока отсутствует.
Вместе с тем в настоящее время и в перспективе требования к кадровому и, в первую очередь, управленческому ресурсу будут только нарастать, логичным продолжением чего станет ориентация на формирование аналитического мышления и собственно аналитических компетенций.
Отсюда считаем необходимым и целесообразным организацию разработки и внедрения трехуровневой системы профессиональной подготовки кадров системы государст-
1 Сумма превышает 100%, так как респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов.
венного управления, в основе которой лежит формирование аналитической компетенции.
Представляется целесообразным, обоснованным и эффективным обновление старых и разработка новых в содержательном плане программ профессионального развития, направленных на формирование аналитических компетенций с учетом должностных и функциональных полномочий. Данное предложение обосновано и данными упомянутого выше опроса, в котором респонденты отметили недостатки реализуемых обучающих программ и курсов. В частности, опрошенные отмечали избыток лишних знаний, оторванность изучаемого материала от практики, трудности с конвертацией полученных знаний в результат, низкий уровень мотивации.
Оптимальная, по нашему мнению, структура формирования аналитических компетенций в системе профессиональной подготовки государственных служащих должна включать три уровня, первый из которых - базовый - будет предназначен для всех без исключения служащих в рамках выполнения ими своих полномочий. В результате обучения возможно приобретение обучающимися навыков анализа выполнения поставленных задач, выявления типичных ошибок, оптимизации выполняемых функций, разработки предложений по повышению результативности работы, развития способностей к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений, обоснованию собственной точки зрения.
Второй уровень - отраслевой специалист-аналитик - должен быть ориентирован на служащих, располагающих специфическими знаниями по работе с информацией, особенностями развития конкретной отраслевой сферы или направления деятельности и обладающих аналитическими способностями. В результате служащий должен уметь быстро формализовать управленческую задачу, подобрать методы, адекватные поставленной задаче, конструировать методику решения задачи, сформулировать доказательства и обосновать правильность алгоритма решения задачи, провести необходимые расчеты и вычисления, интерпретировать полученные данные, формулировать рекомендации для преодоления проблемной ситуации или ее минимизации.
Третий уровень - экспертный аналитик. Подготовка на этом уровне ориентирована на формирование когорты специалистов, способных решать весь спектр аналитических
задач, необходимых для оптимального решения как типичных ситуаций, так и проблем, возникающих в условиях неопределенности и риска. Такой уровень специалистов должен уметь оперировать всеми аналитическими инструментами: логическим, статистическим, системным, экономическим и другими адекватными видами анализа.
Таким образом, реализация предложенной технологии формирования аналитических компетенций государственных служащих позволит существенно повысить качество и эффективность исполнения ими своих должностных обязанностей и будет способствовать преодолению проблем аналитического обеспечения управленческого процесса в органах власти в целом.
Данкова Ж.Ю. Формирование аналитических компетенций государственных служащих. В статье раскрываются сущностные характеристики аналитических компетенций государственных служащих и обосновывается траектория их формирования.
Ключевые слова: алгоритмы профессиональной деятельности, аналитика, аналитические компетенции, аналитическое мышление, квалификационные требования, профессиональное развитие.
Dankova J.Y. Formation of the analytic competences of civil servants. The article reveals the essential characteristics of analytical competencies of civil servants, and substantiates the trajectory of their formation.
Keywords: algorithms of professional activity, апа!^^, analytical competence, analytical thinking, qualification requirements, professional development.