Научная статья на тему 'Формирование алгоритма управления инвестиционной привлекательностью предприятия'

Формирование алгоритма управления инвестиционной привлекательностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1014
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТОР / ПРЕДПРИЯТИЕ / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTORS / ENTERPRISES / MARKETING / COMPETITIVENESS / MUTUAL EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Тхыонг

Разработан алгоритм управления инвестиционной привлекательностью предприятия, раскрывающий последовательность действий предприятия, нуждающегося в инвестициях, при поиске инвестора. Уточнены этапы управления инвестиционной привлекательностью и их содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building up a management algorithm of investment attractiveness of the enterprise

It was worked out a management algorithm of investment attractiveness of the enterprise, explaining the sequence of actions of companies needing investment, when searching for an investor. Stages of management of investment attractiveness and their content were specified.

Текст научной работы на тему «Формирование алгоритма управления инвестиционной привлекательностью предприятия»

УДК 330.332:334.7

Нгуен Тхи Тху Тхыонг, аспирант, 8(920) 775-56-86, thuong tula@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разработан алгоритм управления инвестиционной привлекательностью предприятия, раскрывающий последовательность действий предприятия, нуждающегося в инвестициях, при поиске инвестора. Уточнены этапы управления инвестиционной привлекательностью и их содержание.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестор,

предприятие, маркетинг, конкурентоспособность, взаимные ожидания.

Совершенствование процесса управления инвестиционной привлекательностью предприятий нацелено на решение выявленных проблем управления инвестиционной привлекательностью и учитывает недостатки существующих теоретических и практических подходов к управлению инвестиционной привлекательностью, прежде всего отсутствие всестороннего анализа (с использованием маркетинговых инструментов) требований инвесторов к инвестиционно привлекательным предприятиям, изучения факторов инвестиционной привлекательности, поведения инвесторов, отсутствие стратегического планирования управления инвестиционной привлекательностью, ограниченность оцениваемой сферы факторов.

Реализация процесса управления инвестиционной

привлекательностью предприятий требует не только выявления и анализа требований инвесторов к инвестиционно привлекательным предприятиям, систематизации факторов инвестиционной привлекательности, но и разработки алгоритма управления инвестиционной привлекательностью, раскрывающего последовательность действий предприятия,

нуждающегося в инвестициях, при поиске инвестора.

Алгоритм предполагает последовательную разработку и выполнение мероприятий по изучению и поиску инвестора, формированию инвестиционного предложения, согласованию взаимных ожиданий (рисунок).

начало о

1. Маркетинг на товарном рынке, в том числе оценка конкурентоспособности

Алгоритмупраеления инвестиционной привлекательностью

предприятия

Процесс управления инвестиционной привлекательностью можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с участием предприятия, нуждающегося в инвестициях, в развитии рынка товаров и услуг. В данном случае предприятие, изучая и прогнозируя потребительский спрос, моделирует способы его удовлетворения с помощью различного товарного предложения. В этом смысле предприятие, управляющее своей инвестиционной привлекательностью, является одним из субъектов товарного рынка. Второй аспект касается деятельности предприятия на инвестиционном рынке, на котором функционирует совокупность организаций, способных инвестировать реализацию инвестиционных предложений. Этот рынок — сфера прямого участия предприятия, управляющего своей инвестиционной привлекательностью и инвестора, их прямых экономических интересов. Взаимодействие этих двух аспектов требует согласования инвестиционных возможностей предприятия — объекта инвестиций и потребностей в инвестиционных разработках, обусловленных интересами потенциальных инвесторов и конечных потребителей. При этом реализация процесса управления инвестиционной привлекательностью включает маркетинг на товарном рынке и маркетинг на рынке инвестиций.

Первый этап алгоритма (шаг 1) — маркетинг на товарном рынке, в том числе оценка конкурентоспособности предприятия.

Второй этап алгоритма (шаг 2) — определение потребности во внешних инвестициях. Для реализации стратегии маркетинга и достижения конкурентоспособности в рамках стратегии развития предприятия разрабатывается инвестиционная политика, описывающая цели расходования средств, объем, срок привлечения. Изучаются собственные возможности инвестирования. В случае если у предприятия имеются собственные инвестиционные ресурсы, потребность во внешних инвестициях отпадает. Если у предприятия существует потребность во внешних инвестициях, то переходим к следующему этапу.

Третий этап — маркетинг на рынке инвестиций, в том числе:

- анализ рынка инвестиций, исследование требований внешних инвесторов к инвестиционно привлекательным предприятиям, исследование процедуры принятия инвестором инвестиционного решения (шаг 3). Осуществляется с помощью наблюдения, опроса, экспертных оценок, анализа источников вторичной информации, сегментации рынка;

- анализ возможностей удовлетворить требования внешних инвесторов, отбор возможных категорий внешних инвесторов (шаг 4). На основе факторов инвестиционной привлекательности предприятию необходимо провести оценку собственной инвестиционной привлекательности с целью выявления возможностей удовлетворить требования внешних инвесторов и отбора возможных типов инвесторов;

- разработка стратегии управления инвестиционной привлекательностью, включающая шаги 5-9.

Шаг 5 — формирование «портрета» потенциального инвестора. На основе оценки собственной инвестиционной привлекательности предприятие определяет, требования какого типа инвестора может удовлетворить и формирует «портрет» потенциального инвестора. «Портрет» инвестора включает: объем инвестиций, который инвестор готов инвестировать, срок вложения инвестиций, отношение к риску, инвестиционные инструменты, величину ожидаемой доходности инвестиций, цели инвестирования.

Шаг 6 — определение соответствия инвестиционной

привлекательности требованиям инвесторов. Результаты оценки факторов инвестиционной привлекательности сравниваются с критериями факторов инвестиционной привлекательности конкретного типа инвестора. Если предприятие соответствует требованиям инвесторов по всем или ряду факторов инвестиционной привлекательности, то следующий шаг — разработка инвестиционного предложения предприятия (7а). В случае несоответствия факторов инвестиционной привлекательности критериям оценки переходим на шаг (76) — разработка мероприятий по

приближению показателей деятельности предприятия к требованиям инвесторов. Затем необходимо повторно провести оценку собственной инвестиционной привлекательности (шаг 4) и последовательно

осуществить шаги 5 и 6.

Шаг 7 — разработка инвестиционного предложения с учетом требований потенциального инвестора. В инвестиционном предложении необходимо акцентировать внимание на наиболее важных для данного типа инвестора факторах инвестиционной привлекательности.

Шаг 8 — разработка и реализация программы связей с инвесторами. Предприятие начинает активно воздействовать на потенциального внешнего инвестора с целью информирования о себе и стимулирования выбора инвестором данного предприятия в качестве объекта инвестиций.

При формировании программы связей с инвесторами целесообразно разработать информационную стратегию и тактику; проводить оценку лояльности (верности) акционеров, финансовых экспертов, инвесторов к конкретному предприятию, сектору экономики, отрасли, в которой предприятие действует; разрабатывать и реализовывать комплекс специальных мероприятий для определенных целевых и контактных групп инвесторов, финансовых аналитиков, представителей влиятельных средств информации (презентации, конференции, брифинги, выставки, ярмарки, публикации о деятельности предприятия.

Тактика маркетинговых отношений с инвесторами может предусматривать выполнение следующих видов информационной поддержки: информационно-аналитическое обслуживание инвесторов, в

том числе по их запросам; мониторинг законодательной и нормативноправовой базы. Важнейшим направлением тактики маркетинговых отношений с инвесторами является работа с контактными аудиториями (группами); инвесторами (корпоративными и частными); действующими и потенциальными акционерами; финансовыми и биржевыми аналитиками; брокерами, бухгалтерами, банкирами, т. е. инвестиционными консультантами.

Вовлечение высшего руководства в вопросы связей с инвесторами обеспечивает наличие постоянного, четкого и полноценного потока информации в адрес инвесторов. При этом важно, чтобы вопросы связей с инвесторами рассматривались как важнейший фактор формирования стратегии деятельности организации. Отличительная черта программы связей с инвесторами — непосредственная нацеленность на инвесторов. Быстрое развитие информационных технологий, другие факторы делают проблему выбора инвестиционного проекта сложной, предлагая множество инвестиционных возможностей. Одним из факторов инвестиционной привлекательности становится доведение ясной, четкой и лаконичной информации до внимания всех инвесторов.

Шаг 9 — согласование взаимных ожиданий. При установлении контакта инвестора и предприятия, нуждающегося во внешних инвестициях и предлагающего инвестору инвестиционное предложение, важно согласование взаимных ожиданий. Практически любое предприятие, осуществляя мультифункциональную и многосубъектную деятельность, находится как бы в центре своеобразной паутины взаимосвязей с широким кругом агентов и общественных групп (населения, других предприятий, банков, учебных заведений, налоговых органов, органов исполнительной и законодательной власти и др.). При этом с каждой такой связью сопряжены разнообразные ожидания, как адресованные внешним субъектом данному предприятию, так и идущие от предприятия к внешнему субъекту или их группе [1]. Эти ожидания иногда принимают форму предложений или требований; соответственно предприятие также ожидает от других субъектов проявления спроса на продукцию или ценные бумаги, предложения факторов и т. д. Иногда эти ожидания формулируются в явном виде (скажем, со стороны работника при найме на работу), иногда носят скрытый характер. В стратегическом плане возникают две конфигурации ожиданий: одна отражает ожидания агентов, направленные к предприятию, другая отражает ожидания предприятия от соответствующих субъектов. Состояние системы взаимных ожиданий инвесторов и предприятий, нуждающихся во внешних инвестициях, служит индикатором «здоровья» инвестиционного рынка. Проблемы, связанные с нарушением взаимных ожиданий предприятия и его контрагентов, лежат в основе нарушений устойчивости межсубъектных обменов.

Взаимные ожидания инвестора и предприятия, нуждающегося в инвестициях, таковы. Инвестор ожидает получение доходов от средств, вложенных в объект инвестиций (предприятие), учет своих требований при формировании инвестиционной привлекательности предприятия, грамотно разработанное инвестиционное предложение, контроль за реализацией инвестиционного проекта, снижение риска инвестирования и риска выхода из проекта через определенный срок. Со своей стороны предприятие ожидает вложение средств, использование связей, опыта и репутации инвестора, привлечение опытных специалистов для реализации инвестиционного проекта, расширение рынка сбыта, доступ к новым технологиям, ресурсам.

В случае согласования взаимных ожиданий инвестора и предприятия-объекта инвестиций инвестор принимает окончательное решение о выборе предприятия в качестве объекта вложения средств и осуществляется переход на следующий шаг — заключение договора с инвестором. Если не произошло согласования взаимных ожиданий предприятия-объекта инвестиций и потенциального внешнего инвестора, то переходим на шаг 76 «разработка мероприятия по достижению требований инвесторов».

Тактика процесса управления инвестиционной привлекательностью предполагает активное поведение на рынке, адекватное реагирование на изменение ситуации, принятие адекватных ответных мер на действия конкурентов и, что особенно важно, корректировку целей в соответствии с изменениями запросов и требований инвесторов.

Главными задачами в процессе управления инвестиционной привлекательностью в отношениях с инвесторами являются обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, привлекательности инвестиционных проектов и программ. Наряду с другими мероприятиями по повышению инвестиционной привлекательности этого можно добиться путем повышения степени доверия институциональных, частных инвесторов, а также финансовых аналитиков. Тактическими мерами могут быть постоянное поддержание интересов инвесторов к предприятию, регулярное обеспечение инвесторов и акционеров новой информацией.

Предлагаемый алгоритм управления инвестиционной привлекательностью позволяет:

- раскрыть последовательность действий предприятия, нуждающегося в инвестициях, при поиске инвестора;

- разработать мероприятия по изучению и поиску инвестора, формированию инвестиционного предложения, согласованию взаимных ожиданий.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: учеб. курс. 2-е изд. К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. 552 с.

2. Власова В.М., Крылов Э.И., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.

3. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 383 с.

Nguyen Thi Thu Thuong

Building up a management algorithm of investment attractiveness of the enterprise

It was worked out a management algorithm of investment attractiveness of the enterprise, explaining the sequence of actions of companies needing investment, when searching for an investor. Stages of management of investment attractiveness and their content were specified.

Key words: investment attractiveness, investors, enterprises, marketing,

competitiveness, mutual expectations.

УДК 658:330.332

P.A. Ростиславов, аспирант, (4872) 35-34-46, rostroman@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНВЕСТОРА

Описывается многофакторная модель оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия для стратегического инвестора. Раскрываются и обосновываются факторы, лежащие в основе разработанной модели. Вводится понятие чувствительности на инвестиции как критерий принятия инвестиционного решения.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, факторы

инвестиционной привлекательности предприятия, инвестиционное решение, стратегические инвесторы, модель оценки.

Модели инвестиционной привлекательности предприятия основываются на экономических показателях, отражающих степень предпочтительности вложения инвестиций. На сегодняшний день в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.