Ковалева М. К.
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
5.2. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
Ковалева Мария Константиновна, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики Место учебы: Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
Masha322@mail. ru
Аннотация: В статье приведена структура адаптивного потенциала развития регионального туристского комплекса. Показано, что выделенная в ней стратегия, предполагающая необходимость развития новых способностей для эффективного использования имеющихся возможностей, в наибольшей степени приемлема для адаптивного развития туристского комплекса Краснодарского края в контексте наличия объектов олимпийского наследия. В статье приведена основанная на постулатах концепта глокализации модель процесса адаптивного управления развитием регионального туристского комплекса, обеспечивающая принятие управленческих решений, адекватных изменяющимся условиям внешней среды. Ключевые слова: адаптивная стратегия, адаптивный потенциал, региональный туристский комплекс, глокализа-ция, дестинация, олимпийское наследие.
FORMATION OF ADAPTIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL TOURIST COMPLEX
Kovalyova Maria K., graduate student of chair of management and regional economy Study place: Maikop state technological university, Maikop
Masha322@mail. ru
Annotation: The structure of adaptive potential of development of a regional tourist complex is given in article. It is shown that the strategy allocated in it assuming need of development of new abilities for effective use of the available opportunities is most acceptable for adaptive development of a tourist complex of Krasnodar Krai in the context of existence of objects of the Olympic heritage. The model of process of adaptive management of development of a regional tourist complex based on glocalisation concept postulates providing adoption of the administrative decisions adequate to the changing environmental conditions is given in article. Keywords: adaptive strategy, adaptive potential, regional tourist complex, glocalisation, destination, Olympic heritage.
Основным качеством, которое стремится сохранить региональный туристский комплекс с точки зрения его системной природы, является обеспечение его развития даже в условиях обострения нестабильности внешней среды. При этом под адаптацией системы к условиям внешней среды понимается комплекс целенаправленных и последовательных действий, направленных на обеспечение оптимального состояния ее ресурсов в условиях непредвиденного изменения условий внешней среды путем смены алгоритма функционирования, повышения гибкости и приспособляемости [1].
Специалисты выделяют следующие типовые элементы механизма адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [2]: прогнозирование и планирование - разработка перспективных и текущих планов трансформации элементов системы управления, определение объема необходимых ресурсов; организация процесса адаптации - формирование и поддержание в работоспособном состоянии организационных структур управления, распределение обязанностей между исполнителями, организация переподготовки кадров и т.д.; координация и регулирование - координация работ отдельных звеньев системы управления, решение спорных вопросов, согласование времени выполнения работ, связанных с адаптацией, регулирование хода выполнения работ по адаптации; контроль, учет и анализ - контроль за изменениями, происходящими в рамках системы при реализации адаптационных мероприятий, оценка результативности мероприятий, сбор и учет необходимой информации, выявление несоответствий между функционированием подсистем и изменяющимися условиями.
Именно на данной основе туристский потенциал региона приобретает новое содержание, трансформируясь в адаптивный потенциал развития региональной туристской сферы, который можно представить как совокупность возможностей, которые могут быть задействованы в рамках региональной социально-экономической системы для обеспечения реализации туристского потенциала региона в условиях изменяющейся внешней среды.
По нашему мнению, адаптивный потенциал развития регионального туристского комплекса можно представить в качестве совокупности следующих элементов: туристских ресурсов, которыми обладает регион; ключевых способностей (компетенций) регионального менеджмента по управлению ими; степени адаптивности к условиям внешней среды, предполагающей наличие возможностей для формирования новых комбинаций ресурсов и компетенций. Адаптивный потенциал регионального туристского комплекса в значительной степени выступает как потенциал обеспечения реализации адаптивной стратегии развития регионального туристского комплекса в условиях изменяющейся внешней среды. Реализация подобной стратегии позволяет обеспечить мобилизацию адаптивного потенциала регионального туристского комплекса при помощи ряда стратегических подходов, к которым относятся [3]:
1. Стратегия ресурсного преимущества, предусматривающая использование имеющихся ключевых способностей для реализации существующих ресурсных возможностей.
2. Стратегия, развивающая ресурсный подход и предполагающая использование существующих ключевых способностей
Проблемы экономики и юридической практики
1'2017
для реализации новых возможностей, появившихся во внешней среде.
3. Стратегия создания возможностей, основанная на развитии новых ключевых способностей, позволяющих реализовы-вать новые услуги для новых потребителей.
По нашему мнению, приведенную классификацию следует дополнить таким стратегическим подходом как стратегия использования возможностей, предполагающая необходимость развития новых способностей для эффективного использования имеющихся возможностей. Именно подобная стратегия в наибольшей степени приемлема для адаптивного развития
туристского комплекса Краснодарского края в контексте комплекса возможностей, предоставленных наличием объектов олимпийского наследия.
Цель реализации адаптивной стратегии развития регионального туристского комплекса состоит, с одной стороны, в реализации его ключевых преимуществ, наиболее востребованных в настоящем и будущем, а с другой, - в своевременном устранении или минимизации воздействий негативного характера, оказываемых различными возмущениями, присутствующими во внешней и внутренней средах его функционирования.
Рисунок 1. Модель процесса адаптивного управления развитием регионального туристского комплекса
В процессе реализации модели адаптивного управления важнейшую роль играет реализация функций по информационному обеспечению системы управления развитием туристской сферы, а также построения будущего образа региона и прогнозированию тенденций трансформации внешней среды. Необходимо обеспечить реализацию данных функций в режиме постоянного мониторинга ситуации с акцентом на постоянное пополнение информации о различных аспектах развития туристской сферы региона. В подобном случае механизм адаптивного управления развитием региональной туристской сферы приобретает вид, показанный на рисунке 1.
Объектом управления в рамках адаптивного механизма выступают разработка и принятие управленческих решений, связанных с обеспечением развития регионального туристского комплекса и адекватных изменяющимся условиям внешней среды. Разработка данных решений должна опираться на сформированную базу данных, содержащую информацию о накопленном опыте управления туристской сферой региона, текущем состоянии данной сферы и действующих в ее отношении внешних вызовах и угрозах.
Адаптивная модель управления развитием регионального туристского комплекса помогает обеспечить более успешное преодоление оказываемых на нее негативных воздействий, обусловленных трансформационными процессами во внешней среды, в меньшей степени нуждаясь в корректировке установленных стратегических целей. К основным особенностям адаптивной системы управления регионального туристского комплекса относится то, что:
- интегральным элементом формирования целевых ориентиров функционирования регионального туристского комплекса является стратегия регионального социально-экономического развития;
- региональный туристский комплекс перманентно готов к трансформационным изменениям, соответствующим трансформациям внешней среды и ожиданиям потребителей;
- изменение тактических задач развития региональной туристской сферы приводит к корректировке функций системы регионального менеджмента, связанных с оказанием управляющих воздействий на данную сферу.
Именно на подобной основе, по нашему мнению, может происходить полномасштабная реализация адаптивной стратегии развития регионального туристского комплекса, позволяющей минимизировать воздействие флуктуаций внешней среды на степень устойчивости и поступательной динамики развития социально-экономической системы региона.
Теоретической платформой реализации адаптивной модели управления региональным туристским комплексом, по нашему мнению, могут послужить основные постулаты концепта гло-кализации. Цель глокализации образно можно охарактеризовать как вывод локальных территорий в глобальный мир, а ее своеобразным девизом является сентенция «мыслить глобально, но действовать локально». Глокализация выступает посредником между глобальной системой и общинной, национальной идеей, гарантируя, что особенности территории сохранятся при ее позиционировании на мировой арене.
Вопрос о противоречиях и взаимосвязях между «местным» («локальным») и «всеобщим» («глобальным») приобрел особую актуальность в контексте поиска своего места отдельными государствами и регионами в условиях набиравших силу процессов глобализации.
На фоне дискуссий, участники которых подчеркивали наличие коренных противоречий между «глобальным» и «местным», американский социолог Р. Робертсон выдвинул концепцию глокализации, направленную на определенное сглаживание данных противоречий на основе постулирования значимости региональных особенностей и традиций в рамках глобальных процессов [4]. Д. Ритцер рассматривает глокализацию как взаимопроникновение глобального и локального, в результате чего происходит их своеобразная гомогенизация [5]. Это довольно компактное определение подчеркивает значение гло-кализации в качестве своеобразной стратегии региона в поиске своего места на глобальных рынках.
Проецируя постулаты данного концепта на формирование стратегии развития регионального туристского комплекса, можно констатировать, что она должна быть ориентирована на
Ковалева М. К.
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
продвижение уникального, национально и регионально окрашенного туристского продукта.
При этом в процессе формирования адаптивной стратегии должна происходить инкорпорация глобальных, национальных, региональных и местных тенденций в формирование образа дестинации и продвижение ее туристского продукта.
Другими словами, в рамках указанного подхода региональный либо локальный туристский продукт должен быть адаптирован для понимания и восприятия на различных рынках, для чего он должен следовать ключевым трендам глобализации и локализации.
В этой связи следует отметить, что проявление глобальных тенденций в туристской сфере находит свое проявление в распространении типовых моделей отдыха, определяющих высокую степень унификации и стандартизации туристских услуг.
Именно поэтому эффективное развитие туристского комплекса невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров. Для формирования конкурентоспособного кадрового потенциала туристского комплекса региона необходимо формирование многоступенчатой, непрерывной системы подготовки специализированных кадров и повышения их квалификации, предусматривающей, в частности, использование зарубежного опыта в области внедрения новейших методов обучения в рассматриваемой сфере.
Данное положение крайне важно в контексте развития регионального туристского комплекса в рамках предложенной стратегии глокализации, которая может пониматься также и как осознание и принятие на себя определенной территорией, вовлеченной во взаимодействие с глобальным сообществом, расширенной ответственности в той или иной сфере. В частности, во Франции подобная стратегия получила название mundialisation [6]. Например, проведение в конкретном городе Олимпийских игр, что актуально для рассматриваемой нами ситуации, наделяет его особым статусом как на олимпийский, так и зачастую на определенный постолимпийский период. Теперь он выступает не просто локальный элемент территориальной структуры того или иного государства, а как полномочный представитель мирового олимпийского движения.
В то же время, наряду с необходимостью следовать принятым в мировой практике требованиям к процессу унификации предоставления туристских услуг, одновременно во все большей степени приобретают значимость тренды локализации туристского продукта, выражающиеся в наполнении его айдентики уникальным местным колоритом, духом культуры местного сообщества.
Несомненно, одной из важнейших целей реализации адаптивной стратегии развития туристского комплекса Краснодарского края является реализация потенциала олимпийского наследия, которым обладает Сочинская дестинация.
Необходимо отметить, что в январе 2015 Законодательным Собранием Краснодарского края были внесены изменения в региональный закон «О туристский деятельности в Краснодарском крае», которыми, в частности, на нормативном уровне было закреплено понятие «олимпийский туризм», подразумевающее разновидность туризма, ориентированную на ознакомление с олимпийскими объектами, которые расположены на территории региона. Однако реализация постолимпийского туристского продукта, по нашему мнению, предполагает более
широкий комплекс направлений реализации туристского потенциала бывшей олимпийской столицы.
Сам факт проведения Олимпийских игр предоставляет уникальные возможности для диверсификации и обогащения регионального туристского продукта в постолимпийский период. Формирование постолимпийского туристского продукта обусловливает необходимость определения того, на какие внутренние и внешние туристские потребности должны быть ориентированы ресурсы развития олимпийской столицы и региона в целом для того, чтобы «избыточный» потенциал, созданный в рамках реализации олимпийского проекта, нашел свое эффективное применение.
В настоящее время существуют риски того, что потенциал олимпийского наследия может оказаться избыточным для города-курорта Сочи по причине недостаточности внутренних ресурсов дестинации в контексте его оптимального встраивания в рамки траектории эффективного развития туристского комплекса Краснодарского края. В этом случае объекты олимпийского наследия, современная инфраструктура, персонал, подготовленный в соответствии с международными стандартами обслуживания, окажутся невостребованными, создавая дополнительную нагрузку на бюджеты различных уровней.
В этой связи решение проблемы эффективного управления олимпийским наследием обусловлено необходимостью проведения комплекса мероприятий спортивного, развлекательного, делового, выставочного профиля как инструментов обеспечения рационального и круглогодичного использования имеющихся объектов, формирующих и поддерживающих имидж всесезонного курорта мирового уровня.
В данном контексте весьма важным фактом явилась реализация принятой на краевом уровне Государственной программы «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма», которая ориентирована на формирование комплекса мероприятий, направленных на развитие туристского комплекса территории, обеспечение полноценного функционирования объектов олимпийской инфраструктуры, выполнение комплекса мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристских брендов Краснодарского края и города-курорта Сочи, формирование конкурентоспособного круглогодичного предложения туристских услуг, а также доведения их качественного уровня до международных стандартов.
При этом специалисты указывают на желательность формирования цельного событийного пакета с фиксированными датами мероприятий, описанием организационных и экономических механизмов, обеспечивающих их проведение. В подобном случае аттрактивные мероприятия позволят привлечь больший поток туристов вследствие обеспечения возможности бронирования мест размещения, планирования транспортных маршрутов к месту проведения мероприятий и т.п.
Таким образом, одной из важнейших задач в рамках управления олимпийским наследием является грамотное выстраивание системы событийных мероприятий, использующих материальный и нематериальный потенциал данного наследия с целью обеспечения высокой аттрактивности региона проведения Олимпийских игр в постсоревновательный период.
Проблемы экономики и юридической практики
1'2017
Список литературы:
1. Рожков М.Н. Основные категории адаптивного управления социально-экономическими системами // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2010, №
2. - С. 119.
2. Васин Н.С., Ланчаков А.Б. Управление устойчивостью промышленного предприятия в условиях неопределенности на основе формирования адаптивных структур // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015, № 41. - С. 474-475.
3. Отман Р., Шиан Н. Конфигурация создания ценности и управление ресурсами // Стратегический менеджмент. - 2011, № 3. - С. 170-171.
4. Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity Heterogeneity // Featherstone M., Lash S., Robertson, R. (eds.) Global Modernities. -London. Thousand Oaks; New Delhi, Sage. 1995. - P. 31.
5. Ритцер Д. Макдональдизация общества. - М.: Праксис, 2011. - С. 218.
6. Кадейкин Е.Ю. Глобальное и локальное в отношения общества и природы // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2013, № 3. - С. 136.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ковалевой Марии Константиновны «Формирование адаптивной стратегии развития регионального туристского комплекса» Актуальность тематики, рассматриваемой в представленной статье Ковалевой М.К. обусловлена необходимостью пересмотра основных
направлений развития организаций отечественной туристической отрасли. В этой связи, как перед субъектами туриндустрии, так и перед региональными туристскими комплексами возникает задача поиска механизмов адаптации к изменяющимся условиям.
В данном контексте крайне необходимой является разработка и реализация адаптивной стратегии развития регионального туристского комплекса. Автор указывает на необходимость реализации так называемой «стратегии использования возможностей», приняв в качестве ее теоретической платформы концепт локализации, что требует учета ключевых трендов глобализации и локализации. Кроме того, довольно интересной представляется предложенная в статье модель процесса адаптивного управления развитием регионального туристского комплекса, обеспечивающая принятие управленческих решений, адекватных изменяющимся условиям внешней среды.
Необходимо отметить, что статья соответствует критериям целостности и логической взаимосвязи элементов содержания.
Подытоживая вышесказанное, представляется целесообразным статью Ковалевой Марии Константиновны «Формирование адаптивной стратегии развития регионального туристского комплекса» рекомендовать к публикации.
Рецензент:
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры экономики и управления
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Е.Н. Захарова