Научная статья на тему 'Формальные характеристики поведения, как психофизиологическая основа системы субъектной регуляции деятельности'

Формальные характеристики поведения, как психофизиологическая основа системы субъектной регуляции деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
691
106
Поделиться
Ключевые слова
РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМАЛЬНО ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПСИХОМОТОРИКА / AUTONOMY / DEPENDENCE / SUBJECTIVE REGULATE THE ACTIVITY / THE FORMAL CHARACTERISTICS OF BEHAVIOR / PSYCHODYNAMIC PROPERTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко А. В.

Данная статья посвящена изучению психодинамических свойств у лиц с разными типами субъектной регуляции деятельности. Раскрыт системный характер взаимосвязи формальных характеристик и симптомокомплекса личностных качеств, лежащего в основе феномена «автономности зависимости». В контексте развития «автономности» субъекта определена роль формальных характеристик, как психофизиологической основы системы субъектной регуляции.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коваленко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Formal characteristics of behavior are such as psychophysiological basis of the system of subject-regulation of activity. This article is dedicated to the study of psychodynamic properties of patients of different types of subjective activity regulation. There was revealed systematic relationship of formal characteristics of behavior and personality underlying phenomenon of "autonomy dependency." Defined features of the formal characteristics of behavior as psychophysiological basis of subject-regulation.

Текст научной работы на тему «Формальные характеристики поведения, как психофизиологическая основа системы субъектной регуляции деятельности»

ФОРМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ СУБЪЕКТНОЙ

РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A. В. Коваленко

Данная статья посвящена изучению психодинамических свойств у лиц с разными типами субъектной регуляции деятельности. Раскрыт системный характер взаимосвязи формальных характеристик и симптомокомплекса личностных качеств, лежащего в основе феномена «автономности -зависимости». В контексте развития «автономности» субъекта определена роль формальных характеристик, как психофизиологической основы системы субъектной регуляции.

Ключевые слова: регуляция деятельности, субъектная регуляция, автономность, самостоятельность, формально - динамические свойства, психомоторика.

Formal characteristics of behavior are such as psychophysiological basis of the system of subject-regulation of activity. This article is dedicated to the study of psychodynamic properties of patients of different types of subjective activity regulation. There was revealed systematic relationship of formal characteristics of behavior and personality underlying phenomenon of "autonomy - dependency." Defined features of the formal characteristics of behavior as psychophysiological basis of subject-regulation.

Key words: autonomy, dependence, subjective regulate the activity, the formal characteristics of behavior, psychodynamic properties

Исследование психической саморегуляции в аспекте субъектного развития человека является одной из глобальных и фундаментальных проблем психологической науки. Как писал Конопкин О. А. «субъекность проявляется

в первую очередь в самодетерменации, а точнее, в самостоятельной организации и управлении...» [ 3]. С нашей точки зрения, именно способность к автономии, самостоятельность - является наиболее сущностным признаком человека, как личности и вместе с тем его важнейшим атрибутивным признаком, как субъекта деятельности.

Согласно «системной феноменологии самостоятельности личности» разработанной Г.С Прыгиным, личностно - типологические особенности субъектной регуляции деятельности проявляются в феномене «автономности -зависимости». Этот психический феномен можно отчетливо наблюдать в любой деятельности, где личность, выступая ее субъектом, демонстрирует два основных полярных типа управления, организации этой деятельности: «автономный» и «зависимый». «Лица, обладающие сформированным

симтомокомплексом качеств личности (далее СККЛ), позволяющим при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества, могут быть охарактеризованы как «автономные» субъекты, другая полярная группа.,может быть охарактеризована, как «зависимые» в осуществлении деятельности» [5].

Необходимо отметить, что содержание СККЛ представлено набором определенных характерологических качеств, формирование которых происходит прижизненно под влиянием множества факторов. Одним из основных, наряду с мотивационно - волевыми, социальными мы считаем базовые природные свойства, которые, согласно Русалову В.М, при интеграции с психической деятельностью человека образуют

психофизиологическую основу личности [7]. В связи с этим, большое значение для понимания генеза СККЛ имеет изучение свойств, имеющих онтогенетическую первичность по отношению к качествам этого комплекса. Под таким психобиологическим фундаментом, на котором формируется личность, как субъект регуляции деятельности, мы подразумеваем формально

- динамические свойства личности.

В определении формально-динамических свойств как

психобиологической основы индивидуальности мы также исходим из концептуальных основ отечественной психологии, заложенных Л.С Выготским [2], С.Л. Рубинштейном [6], В.С. Мерлиным [4] и др. «Роль темперамента можно было бы сравнить с ролью почвы в развитии растения. В зависимости от почвы одни и те же семена дают растения различного сорта, различной урожайности, различного внешнего вида» писал В.С. Мерлин [4]. Изучение феномена автономности в данном контексте, должны приблизить нас к ответу на вопрос о том, «как особенности этой «почвы» влияют на формирование типа субъектной регуляции деятельности?». Следует признать, что вопрос о взаимосвязи природных составляющих и прижизненно формируемых особенностей регуляторных процессов относится к наименее изученным и требует дополнительных исследований.

Актуальность исследования формально-динамических свойств субъектной регуляции, в том числе, связана с их важнейшей ролью в осуществлении деятельности человека как таковой: «. формально-динамические особенности психики не только выступают в роли предпосылок и условий деятельности, не только влияют на динамику, своеобразие и стиль деятельности, но и могут определять конечные результаты деятельности» [8].

Гипотеза настоящего исследования состояла в следующем: психодинамические свойства, выступая природной детерминантой симптомокомплекса качеств личности, являются психофизиологической основой формирования системы субъектной регуляции деятельности. Исходя из этого, была поставлена цель - исследовать связь формальных характеристик поведения с качествами СККЛ, обуславливающего тип субъектной регуляции деятельности.

Теоретико - методологической базой исследования явились: исследования регуляторной функции психики, отраженные в работах Л.В Веккера [1], О. А Конопкина [3], концептуальные основы системной феноменологии

автономности Г.С Прыгина [5]; регуляторная теория темперамента Я. Стреляу [4]. В соответствие с указанной методологией, диагностический инструментарий исследования представлен тремя блоками: опросник

«автономности - зависимости» Г.С Прыгина), опросник «Темперамент -формальные характеристики поведения»), диагностика СККЛ (Тесты В.В Столина, В.Г Ромека, Кеттела, Г.В Залевского, Р. МакКрае и П. Коста).

Для проведения эксперимента были сформированы 2 типологические группы «автономных» и «зависимых» по 30 человек в каждой. В ходе исследования был проведен корреляционный анализ формальных характеристик поведения по Я. Стреляу и СККЛ. По всем исследуемым показателям была рассчитана достоверность межгрупповых различий по 1;-распределению Стьюдента.

Согласно гипотезе, формально - динамические свойства выступают психофизиологической основой СККЛ. Гипотетическая взаимосвязь обозначенных свойств в общем виде представлена в таблице 1.

Таблица 1

Г ипотеза о взаимосвязи формальных характеристик поведения и СККЛ

ПДС СККЛ

Выносливость Настойчивость, упорство

Динамичность, активность Уверенность в себе, решительность, смелость

Способность переключаться между различными видами деятельности, легкость приспособления к новым условиям.

Эмоциональная реактивность Самоотношение, рефлексия, спокойствие, уравновешенность

Набор диагностических методик был определен основными положениями феноменологии автономности - зависимости, а именно содержанием СККЛ, детерминирующим тип субъектной регуляции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«. Субъекты на всех этапах выполнения деятельности обнаруживают следующий комплекс качеств личности, наиболее важных для достижения принятой цели: настойчивость в достижении поставленной цели; адекватная самооценка; уверенность в себе и в результатах выполненной работы; чувство

ответственности; умение заставиться себя сосредоточиться на выполнении задания; в случае необходимости легкость переключения с одной работы на выполнение другой; развитый самоконтроль и рефлексия.Этот комплекс качеств можно охарактеризовать как комплекс «эффективной самостоятельности» в выполнении деятельности (Прыгин, 2006).

Для измерения этих качеств в настоящем исследовании были использованы следующие методики:

1) Для диагностики уверенности - Тест Ромека, тест Кеттела;

2) Для диагностики настойчивости - Большая пятерка Мак Крае Коста

3) Для диагностики гибкости - Опросник ригидности Залевского

4) Для диагностики рефлексии и самоконтроля - Тест самоотношения Столина

Качества личности, показатели которых коррелируют с уровнем автономности и статистически достоверно различаются в группах «автономных и «зависимых» испытуемых были отнесены к рассматриваемому СККЛ.

Таким образом, при использовании нашего диагностического инструментария, к СККЛ, дифференцирующему субъектов деятельности по уровню «эффективной самостоятельности» были отнесены: Рефлексивные характеристики: «общее самоотношение», «самоуважение», «самопринятие», «саморуковожство» (тест Столина); «общая уверенность в себе» и «социальная смелость» (тест Ромека), дихотомические шкалы: «робость - смелость», «тревожность - спокойствие» (тест Кеттела); показатели ригидности: «общая ригидность», «сензитивная ригидность», «ригидность как состояние»,

«перморбидная ригидность» (тест Залевского); «настойчивость -

ненастойчивость (тест Мак Крае Коста);

Далее был проведен корреляционный анализ СККЛ и психодинамических свойств по Я. Стреляу.

Таблица 2

Корреляционный анализ формальных характеристик поведения и СККЛ

Формальные Характеристики поведения СККЛ r Р

Динамичность Уверенность в себе 0,5б9 0,001

Социальная смелость 0,570 0,001

Общая ригидность -0,487 0,001

Сензитивная ригидность -0,484 0,001

Ригидность как состояние -0,327 0,003

Перморбидальная ригидность -0,370 0,001

Робость - Смелость 0,220 0,051

Общее самоотношение 0,471 0,001

Самоуважение 0,471 0,001

Самопринятие 0,40б 0,001

Самоинтерес 321 0,004

Выносливость Настойчивость 0,258 0,022

Уверенность в себе 0,24б 0,029

Социальная смелость 0,4б9 0,001

Общая ригидность -0,340 0,002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сензитивная ригидность -0,3б1 0,001

Ригидность как состояние -0,3б1 0,001

Общее самоотношение 0,2б7 0,018

Самоуважение 0,398 0,001

Самопринятие 0,31б 0,005

Самоинтерес 0,3б8 0,001

Эмоциональная реактивность Самоуважение -0,325 0,003

Самопринятие -0,2бб 0,018

Самопонимание -0,275 0,014

Социальная смелость -0,490 0,001

Общая ригидность 0,341 0,002

Сензитивная ригидность 0,425 0,001

Ригидность как состояние 0,27б 0,014

Перморбидальная ригидность 0,340 0,002

Спокойствие - Тревожность 0,417 0,001

Активность Общее самоотношение 0,405 0,001

Самоуважение 0,2б4 0,019

Уверенность в себе 0,594 0,001

Социальная смелость 0,470 0,001

Общая ригидность -0,420

Сензитивная ригидность -0,319 0,004

Ригидность как состояние -0,305 0,00б

Перморбидальная ригидность -0,313 0,005

Подчиненность - доминантность 0,348 0,002

Робость - смелость 0,378 0,001

По сравнению с первоначальной гипотезой результаты анализа показали, что корреляционный охват СККЛ каждым из психодинамических свойств оказался намного шире (см. таблицу 2). Характер полученных взаимосвязей

позволяет говорить, что наша гипотеза нашла подтверждение на принципиально новом и качественном уровне. Изначально мы считали, что каждое из качеств СККЛ в процессе онтогенеза «произрастает» из определенного психодинамического свойства индивида, или группы таких свойств (см. таблицу 1). Однако же, как показали результаты анализа, СККЛ, при рассмотрении его корреляций с каждым формально-динамическим свойством демонстрирует всю представленность выделенных в нем качеств. В методиках, используемых для диагностики СККЛ, на каждое из его качеств, мы выделили и включили в исследовании несколько шкал. Например, для диагностики гибкости, как одного из качеств СККЛ, мы взяли не только общую ригидность, но также включили в анализ сензитивную ригидность, пермобидную ригидность и т.п.

В результате было установлено, что каждое из психодинамических свойств коррелирует с одним или несколькими: рефлексивными качествами (самоотношение, самопонимание, самопринятие); показателями психической ригидности (общая ригидность, сензитивная ригидность, ригидность как состояние и др.); качествами уверенного поведения (общая уверенность в себе, социальная смелость); шкалами «робость - смелость», «спокойствие -тревожность». Таким образом, повышение всех психодинамических свойств, за исключением показателей «эмоциональности» связаны с ростом всех показателей СККЛ «эффективной самостоятельности». Связь же этого комплекса с «эмоциональностью» говорит о том, что высокой «эмоциональности» будет соответствовать низкие показатели СККЛ. Это полностью отвечает ранее установленной тенденции выражающейся в снижении уровня автономности при повышении эмоциональности субъекта. С точки зрения развития «автономности», рассматривая комплекс психодинамических свойств, как базовый уровень формирования системы субъектной регуляции, эмоциональная реактивность имеет

«неконструктивный» характер.

Итак, полная представленность СККЛ, коррелирующим с каждым из психодинамическим свойств позволяет говорить о целостном и системном характере такой взаимосвязи. Важно подчеркнуть, что именно «системность» и «целостность» выступают важнейшими признаком феномена «автономности». Подчеркивая значимость его, как основополагающего аспекта субъектной регуляции, Г. С Прыгин пишет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«.все «микросистемы» системы субъектной регуляции

взаимодействуют между собой на мезоуровне (на уровне целостной системы субъектной регуляции), что в конечном итоге приводит к достижению цели субъекта».

«. в системе субъектной регуляции отображаются наиболее существенные структурные характеристики, определяющие целостность личности».

«. система субъектной регуляции «автономных» субъектов характеризуется целостностью, оптимальной согласованностью отдельных функциональных компонентов .»[5].

Выступая регуляторными механизмами деятельности, в процессе системного взаимовлияния, и обобщения, формально - динамические свойства образуют определенную психофизиологическую (психодинамическую) конструкцию. Будучи открытой системой, эта фундаментальная конструкция трансформирует воздействие социальной среды и задает условия, для построения следующих «этажей психики», например, регуляторной системы более высокого (уже характерологического) уровня. Содержание такой системы определяется комплексом личностных качеств, детерминирующих особенности формирования процессов субъектной регуляции.

Таким образом, высокая скорость, гибкость и устойчивость психических процессов, при их системной взаимообусловленности определит расположенность индивидов к формированию таких качеств как: уверенность в себе, смелость, спокойствие, развитая рефлексия, самопринятие,

самоинтерес, самоуважение; умение переключаться разными видами деятельности и способами поведения в этой деятельности; Следовательно, можно сделать вывод, что выраженность всех, за исключением эмоциональности, психодинамических свойств будет способствовать формированию «автономного» типа субъектной регуляции деятельности.

Эмоционально реактивные субъекты с низкой работоспособностью, а также скоростью, и пластичностью поведенческих реакций в большей мере предрасположены к развитию тревожности, неуверенности, боязливости, самокритике, недовольству собой, и др. качествами, диаметрально противоположными СКЛЛ «эффективной самостоятельности»

В заключении, особо подчеркнем, что «. Субъектная регуляция пронизывает все уровни психической активности. Она выступает как системно

- интегративный процесс, формирующийся в онтогенезе субъекта.» [5]. Итоговые результаты нашего исследования полностью отвечают отмеченному высказыванию. Характер взаимосвязи между формально - динамическими свойствами и СККЛ позволяет говорить о первых, как о более элементарном и онтогенетически раннем уровне системы субъектной регуляции, функционирующем в едином системно - интегративном процессе.

В концепции «автономности» была доказано, что система субъектной регуляции «автономных» индивидов более эффективна, нежели в группе «зависимых». Учитывая «формальность» психодинамических свойств мы не можем говорить об их детерминации результативности деятельности. Однако, мы имеем основания рассматривать их в качестве «благоприятствующего условия» для ее эффективного осуществления.

Таким образом, в настоящей работе мы исследовали природный психофизиологический уровень системы субъектной регуляции, обнаруживший характерные для этой системы свойства целостности и системности. Именно через этот комплекс психодинамическая система

опосредует особенности субъектной регуляции и в, конечном итоге, эффективность деятельности субъекта.

Литература

1. Веккер Л.М психика и реальность: Единая теория психических процессов. М: Смысл, 1988.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Предисл. В.И. Моросановой. Изд. 2 -е, испр и доп. - М.: ЛЕНАНД, 2011.

- 320 с.

4. Мерлин В.С Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. М., 2002. С. 360 - 366.

5. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. 408 с.

6. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. Изд. 2-е М.,1946.

7. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 11. - С. 19-33.

8. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории

индивидуальности человека \\ Психологический журнал, 1986, том 7 №4. -

С. 23-35

9. Стреляу Я., Завадский Б., Митина О. Методика диагностики темперамента (формально - динамических характеристик поведения): Учебно - методическое пособие. - М.: Смысл, 2009. - 104 с.