Научная статья на тему 'Формализованная модель оценки рисков от эксплуатации подъемно-транспортных средств'

Формализованная модель оценки рисков от эксплуатации подъемно-транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
LIFTING THE VEHICLE / MATHEMATICAL MODEL / CONSTRUCTION AREA / RISKS / LOSSES AND EXPENSES / MINIMIZATION / AUXILIARY FUNCTIONS / THE EVALUATION OF THE MODEL PARAMETERS / ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЗОНА СТРОИТЕЛЬСТВА / РИСКИ / ПОТЕРИ И ИЗДЕРЖКИ / МИНИМИЗАЦИЯ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Магомадов Р. С.

Проблема уменьшения всех затрат, связанных с выполнением работ на объекте строительства, является актуальной ввиду все возрастающей стоимости специальной техники и материалов, используемых при строительстве, ужесточение конкурентной борьбы на рынке строительных услуг. Одним из направлений уменьшения этих потерь является поиск оптимальных вариантов организации процесса строительства, в частности использования дорогой строительной техники и прежде всего подъёмно-транспортных средств (ПТС). Именно этой задаче и посвящена данная работа. В работе формализована задача минимизации потерь и издержек связанных с доставкой с выполнением различных вспомогательных сопровождающих процессов использования ПТС. Учтен большой набор фактов, которые могут оказать негативные влияние на процесс использования ПТС. Полученные выражения включают семь вспомогательных функций, которые в свою очередь зависит от ряда констант и простейших функций. Исследованы две из семи вспомогательных функций, востребованных в построенных моделях, получены аналитические соотношения для вычисления значений этих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A formalized risk assessment model of operation materials handling equipment

The problem of reducing the costs associated with the performance of work at the construction site, is relevant in view of the ever increasing cost of special equipment and materials used in con-ment, the tightening competition in the construction market. One of the ways to reduce these losses is the search of an optimal variants of the organization of the construction process, in particular for road construction equipment and above all Conveyor (TCP). That this problem is devoted to this work. In the formalized problem of minimizing the losses and costs associated with the delivery with the implementation of various support accompanying PTS use processes. Accounted for a large set of facts which could have a negative impact on the process uses the TCP-tion. These expressions include seven support functions, which in turn depends on a number of constants and simple functions. We studied two of the seven auxiliary functions on demand-built bathrooms in models obtained analytical expressions for calculating the values of these functions.

Текст научной работы на тему «Формализованная модель оценки рисков от эксплуатации подъемно-транспортных средств»

Формализованная модель оценки рисков от эксплуатации подъемно-транспортных средств

Р. С.Магомадов Грозненский государственный технический нефтяной университет

Аннотация. Проблема уменьшения всех затрат, связанных с выполнением работ на объекте строительства, является актуальной ввиду все возрастающей стоимости специальной техники и материалов, используемых при строительстве, ужесточение конкурентной борьбы на рынке строительных услуг. Одним из направлений уменьшения этих потерь является поиск оптимальных вариантов организации процесса строительства, в частности использования дорогой строительной техники и прежде всего подъёмно-транспортных средств (ПТС). Именно этой задаче и посвящена данная работа. В работе формализована задача минимизации потерь и издержек связанных с доставкой с выполнением различных вспомогательных сопровождающих процессов использования ПТС. Учтен большой набор фактов, которые могут оказать негативные влияние на процесс использования ПТС. Полученные выражения включают семь вспомогательных функций, которые в свою очередь зависит от ряда констант и простейших функций. Исследованы две из семи вспомогательных функций, востребованных в построенных моделях, получены аналитические соотношения для вычисления значений этих функций .

Ключевые слова: подъемно-транспортное средство, математическая модель, зона строительства, риски, потери и издержки, минимизация, вспомогательные функции, оценка параметров модели.

Введение

Задача повышения эффективности выполнения строительных работ в современных условиях тесно связана с проблемой внедрения средств автоматики и автоматизации в процессы, связанные как непосредственно со строительными действиями, так и с процессами, связанными с подготовкой, организацией и поддержкой этих работ [1, 2]. В свою очередь, качество и эффективность функционирования средств автоматизации в значительной степени определяется степенью адекватности и полноты тех моделей, которые использованы в алгоритмах автоматизированной системы [3, 4]. Поэтому задача построения моделей, наиболее адекватно отображающих различные процессы, связанные со строительной деятельностью, является актуальной.

Одними из наиболее важных компонентов процесса выполнения строительных работ являются подъемно-транспортные средства. Практически любые нарушения в их работе потенциально чреваты значительными финансовыми и иными потерями и издержками. Поэтому задача минимизации рисков, прежде всего потерь и издержек, связанных с работой подъемно-транспортных средств на объекте строительства, занимает важное мести в ряду задач, нацеленных на повышение эффективности выполнения строительных работ. Данная работа и посвящена построению математических моделей оценки рисков для ряда процессов, связанных с использованием подъемно-транспортных средств. Проблема оценки рисков в строительной сфер рассматривается во многих работах [5-8]. Среди работ по данной тематике укажем на работы [9, 10].

Построение целевых функций процесса использования подъемно-транспортных средств

Для оценки потерь и издержек, связанных с эксплуатацией подъемно-транспортных средств (ПТС) прежде всего необходимо описать возможные источники и причины потерь и издержек. Непосредственно ПТС могут быть источником следующих потерь: 1) несвоевременная и/или неадресная доставка грузов и материалов; 2) нанесение повреждений различным объектам и конструкциям в процессе перемещения грузов; 3) поломки в компонентах ПТС; 4) падение ПТС - прежде всего, стационарных и передвижных. Тогда суммарные потери, связанные с данным компонентом модели, могут быть записаны следующим образом:

/1(п, г , г б, уо, у , у ,Л, I )

1 \ > кр> раб > У зо > У алк > У нар? > > просм /

n птс т / _

А =1 Е(/1(*, X, у, Г (, = 1; мраб), т, ?ПТС, оПТС, нПТС,Д(0)-пдоСт +

к=1 г=1

+ /2 (к, X,, у,', Г, (, = ъяроб), щ, ¿ПТС, окПТС, нкПТС, , )) • п повр +

+ /з (к, ху, У у (у = 1; Npаб), тк, 2™, ОПТС, НПТС, ^^, А)) • П * + + /4 (к, ху, Уу, т; (у = ), т*, , ОПТС, НПТС, ^к, А)) • П к), (1)

где №ПТС - число ПТС на объекте строительства,

/1 (к, Ху, Уу, Ту (у = 1; N раб), т, , ОЩТС, НПТС, sk, А)) - функция, оценивающая вероятность несвоевременной и/или неадресной доставки грузов к-ым ПТС с учетом значений показателей по обслуживающему ПТС

персоналу (Ху,уу-,Ту, у = 1;Nраб - показатели квалификации, надежности и

длительности непрерывной работы, что является источником усталости, по уму работнику соответственно) (Nраб - количество работников,

обслуживающих ПТС), значений показателей, характеризующих ПТС

птг ПТС ПТС

(тк, 2к , Ок , Нк , ^к - показатели уровня стационарности размещения ПТС, зоны покрытия стрелы ПТС, грузоподъемности, максимальной высоты подъема груза и текущего уровня надежности как технического устройства соответственно), а также в зависимости о состояния погодно-климатических условий и степени освещенности А(:);

Пдост - величина средних потерь, связанная с несвоевременной или неадресной доставкой грузов;

^К ху, У у ,ту (у =1; Npаб),mk, 2кПТС, ОГС, НкТС1 Ч,АА)) - функция характеризующая

вероятность нанесения повреждений (грузу и/или строительным конструкциям и их элементам) при перемещении груза к-ым ПТС в зависимости от значений показателей, перечисленных в качестве аргументов функции /2(); Пповр - величина средних потерь, связанная с нанесенными

повреждениями; /3(к, Ху, Уу (у = 1; Nраб), тк, , О^, Н^ТС, Sk, А(0) -

функция, характеризующая вероятность возникновения поломок и отказов в ПТС в процессе работы к-го ПТС в зависимости от значений показателей,

перечисленных в качестве аргументов функции /3(); Плом к - величина средних потерь, связанная с поломками в к-ом ПТС;

/4 (к, х,, у, ,г, (, = 1; Мраб), тк, И™, О^, нЦТС, 8к )) функция,

характеризующая вероятность падения к-го ПТС в результате нарушений требований техники безопасности при работе с ПТС, серьезных поломок, неправильного монтажа при установке либо неблагоприятных погодных условий в зависимости от значений показателей, перечисленных в качестве

аргументов функции /4(); Ппадк - величина средних потерь, связанная с

падением к-го ПТС.

При эксплуатации ПТС могут возникнуть также потери, связанные с группой эксплуатации. Имеются также еще и следующие причины потерь, связанных с ПТС: 1) хищение материалов (в частности, горюче-смазочных) или комплектующих для ПТС; 2) использование мобильных ПТС для выполнения сторонних работ вне стройплощадки; 3) отсутствие на работе отдельных сотрудников (прогулы, заболевания, чрезвычайные происшествия). Тогда дополнительные потери, связанные с группой эксплуатации, равны:

N раб /

А = Ё (/5 (у,, ^ (к = 1КПТС )) •п хищ + /6 (X,, у,, тк (к = 1; Ыптс )) •п исп +

(2)

+ /7( Х, , у, ) •П отс,, )

где /5 (у,, sk (к = 1; ЫПТС)) - функция, описывающая зависимость вероятности хищения ,-ым работником эксплуатационной группы в зависимости от его

надежности у, и технического состояния ПТС sk (к = 1; ЫПТС); Пхищ -средние потери, связанные с хищениями со стороны работников,

обслуживающих ПТС; /6(х,, у,, sk (к = 1; ЫПТС)) - функция, описывающая зависимость вероятности несанкционированного использования ПТС ,-ым

работником эксплуатационной группы в зависимости от его квалификации х,, надежности у, и технического состояния ПТС sk (к = 1;ЫПТС); Писп -средние потери, связанные с несанкционированным использованием ПТС со стороны работников, обслуживающих ПТС; /7( х,, у,) - функция, описывающая зависимость вероятности отсутствия на рабочем месте ,-го работника с учетом его квалификации х, и надежности у,; Потс, - величина

средних потерь, связанная с отсутствием на рабочем месте ,-го работника.

Выражения для функций потерь Ьу зависят от введенных выше функций

/к() (к = 1;7). Поэтому для практического решения задач анализа на основе построенных моделей необходимо, прежде всего, провести анализ возможного вида всех функций /к(). Кроме того, необходимо также описать методы оценки и получения значений всех параметров, входящих в функции Ь. Ниже с целью обеспечения возможностей проведения анализа структуры вспомогательных функций некоторые из переменных вспомогательных функций опущены.

Анализ структуры вспомогательных функций

Функция /1( ) предназначена для оценки вероятности несвоевременной и/или неадресной доставки грузов конкретным ПТС. Причинами несвоевременной или неадресной доставки груза могут быть: а) недостаточная квалификация крановщика; б) недостаточное знание объекта строительства; в) злой умысел - мотивы могут быть самые разные, например, подготовка к возможному хищению груза; г) низкая освещенность из-за плохой погоды или освещенности территории; д) усталость, вызванная напряженной и/или длительной работой; е) состояние опьянения (алкогольное или наркотическое) крановщика.

Если квалификация крановщика равна х, то вероятность ра2 неправильной доставки груза по причине недостаточной квалификации (аналогично рассмотренным выше оценкам, связанным с учетом квалификации) можно оценить на основе выражения

а а,0 ( л а,0 ^

Р13 кв = Р13 • exP{-^досm х}, где р1з - вероятность неправильной доставки

груза для случая, когда крановщик не имеет специальной квалификации - эту величину можно принять во многих случаях равной единице, а £дост -коэффициент, учитывающий степень уменьшения вероятности неправильной доставки при увеличении квалификации на единицу.

Недостаточное знание объекта строительства, являющееся второй из возможных причин неправильной доставки груза, зависит от сложности объекта строительства и объёма одновременно выполняемых работ, а также от подготовленности крановщика к выполнению работ на данном объекте. Пусть п есть число мест на объекте в зоне обслуживания ПТС, где одновременно выполняются строительные работы, 1кр> - время работы крановщика на объекте. Тогда если через рош обозначить вероятность неправильной доставки груза из-за незнания объекта, то можно принять, что Рош убывает достаточно быстро по мере роста tкp - примем, что в первом приближении скорость убывания экспоненциальна. Отметим, что если tкp = 0 (то есть крановщик вообще не знает объекта строительства), то выбор места осуществляется случайно с вероятностью успеха 1/п, и, следовательно, вероятность неудачи равна 1 - 1/п. Далее, при п = 1 необходимо рош равно нулю, так как возможнее место доставки груза единственно. Исходя из вышесказанного предлагается следующее выражение для оценки вероятности рош :

Рош

'1 -1Л

V п у

eXP{-Zобучtкp} (3)

где 8обуч - коэффициент, описывающий интенсивность обучения крановщика.

Следующая возможная причина неправильной доставки груза связана с злоумышленным намерениями, в частности, с подготовкой к возможному хищению груза. Если /изн - есть интенсивность злонамеренных действий, то считается, что не менее 80% из них выполняются с участием персонала -интенсивность хищений с участием персонала равна 0,8 /лзн. Тогда промежуток времени между последовательными хищениями с участием персонала равен 1/(0,8^зн), а вероятность pхищ.перс того, что в течение рабочего дня не будет хищений с участием персонала , равна

Pхищ.перс = 1- exp{-0,8 Цзн tраб}, (4)

где tраб - длительность рабочего дня.

Вероятность pпл.прос неправильной доставка груза из-за слабой просматриваемости строительной зоны, по аналогии с предыдущими функциями, где учитывались погодные условия и степень освещенности объекта, может быть оценена на основе соотношения:

у Лw

п = 1 _ /прос (5)

-Г пл.прос ~ 7~, ^ '

1 + Хпросм )

где 1просм - эффективная зона просмотра территории при идеальной погоде ^ = 1) и полной освещенности (Л = 1), упрос - подправочный коэффициент.

Вероятность pуст ошибочной доставки ввиду усталости крановщика зависит, прежде всего, от времени t непрерывной работы крановщика, от его состояния здоровья. Соотношение для вероятности pуст может быть получено на основе предположения, что эластичность этой вероятности постоянна, то есть при возрастании степени усталости на 1% процентное уменьшение вероятности pуст постоянно и равно некоторой константе eусnl. Тогда, если через хуст обозначить степень усталости крановщика, приведенное определение эластичности записывается в виде:

(Лруст / руст )• 100% (_ / х_ )• 100%

уст уст

откуда, решив полученное дифференциальное уравнение с учетом начального условия руст (0) = 0 (то есть, если нет усталости, вероятность

ошибки по причине усталости равна нулю), имеем:

руст (хуст ) = 1 - eXp{-eустхуст } (6)

В свою очередь можно принять, что степень усталости пропорциональна времени ^аб непрерывной работы крановщика и его физическому состоянию (состоянию здоровья) узд, уровню алкогольного уалк и наркотического унар опьянения по шкале [0; 1]. При этом будем считать, что от состояния здоровья степень усталости зависит линейно, от уровня наркотического опьянения зависит квадратично, поскольку подрывает не только физическое состояние субъекта, но и его адаптивные реакции и действия. Наконец, алкогольное опьянение занимает промежуточное положение между указанными двумя состояниями, больше тяготея к больному состоянию, и поэтому можно принять, что зависимость имеет вид функции у0'4. Таким образом, получаем следующее выражение для описания зависимости усталости от состояния крановщика:

х =вд • у д + в • у0'4 +в • у2 ,

уст зд У зд алк у алк нар у нар'

после подстановки которого в (6) получаем следующее соотношение:

руст (Узд, Уалк, Унар ) = 1 - exp{-eyCт (^Зд • У зд + ^ • УОЛ^ + ^нар • У1р )},

или

руст (Узд, Уалк, Унар) = 1 - exp{-азд • Узд - «алк ' У04 - «нар ' Ун'ар } (7)

где азд, аалк и анар - подправочные коэффициенты, их возможные значения обсуждаются в следующем разделе.

На основе соотношений (3), (4), (5) и (7) получаем следующее выражение для функции /1( ):

/ (п, tкр, t раб, Узд, Уалк, У нар, Л, W, 1просм ) = 1 _ Р13 ,кв (1 _ Р ош

)(1-

Р хищ.перс

)(1-

Рпл.перс

)(1-

Руст )

_ 1_ра,0 1_ А е йдостх е>обуч1кр °,8Нзн1 раб ^зд'Узд ^алк'Уалк ^нар'Унар ' прос' (8)

13 ^ п) Т~Г1 ^

г 1 л

1

^достх ^обу^кр 0,8^знt раб азд' Узд аалк' Уал4 анар' Унар УпроСЛ^

1 + ^просмМ^

Р\3 _ Рк ■ exp{_fдост 4

Параметрами функции/( ) являются £обуч , Мзн , азд , аалк , анар , Упрос .

Функция /2( ) предназначена для оценки вероятности нанесения повреждений (грузу, строительным конструкциям).

Основными причинами нанесения повреждений являются: а) недостаточный уровень квалификации крановщика; б) недостаточное знание объекта строительства; в) злой умысел - мотивы могут быть самые разные; г) низкая освещенность из-за плохой погоды или освещенности территории; д) усталость, вызванная напряженной и/или длительной работой; е) состояние опьянения (алкогольного или наркотического) крановщика; ж) появление посторонних предметов на маршруте перемещения груза либо в его конечном пункте.

В случае а) оценка вероятности Р14 повреждения из-за недостаточного уровня квалификации крановщика может быть оценена аналогично случаю а) для предыдущей функции: ра4,кв _ р^0 ■ exp{-£nовр х}, где р^0 - вероятность

поломки для случая, когда крановщик не имеет специальной квалификации -эту величина близка к единице, а £дост - коэффициент, учитывающий

степень уменьшения вероятности поломки при увеличении квалификации крановщика на единицу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточное знание объекта строительства, являющееся второй из возможных причин поломки, зависит от сложности объекта строительства и объема выполняемых работ, а также от подготовленности крановщика к выполнению работ на данном объекте. Пусть подн есть число мест на объекте в зоне обслуживания ПТС, где одновременно выполняются строительные

работы, vi (г = 1;подн ) - степень сложности г-ого места выполнения работ (в частности, ввиду его неполной просматриваемости, наличия дополнительных построек и строительных элементов) - vi принимает натуральные значения 1, 2, ...; 1кр - время работы крановщика на объекте. Тогда так же как и выше, если через рнезн обозначить вероятность поломки груза из-за незнания объекта, то можно принять, что рнезн убывает достаточно быстро по мере роста tкp , и также как и выше, в первом приближении принять, что скорость убывания рнезн по tкр экспоненциальная. Отметим, что если tкp = 0 (как следствие, крановщик вообще не знает объекта строительства), то выбор места осуществляется случайно с вероятностью успеха 1/п. Далее, если уровень квалификации крановщика равен х , а сложность места доставки равна VI , то вероятность ошибочных действий крановщика, приведших к поломкам можно оценить величиной (1-1/^г)х), и, следовательно,

вероятностью вероятность поломки для крановщика, который впервые

/ Л

1 подн

оказался на объекте строительства, равна р^л = — ^

п г=1

1 - ±

<1 ,

В частности,

если сложность всех мест доставки груза на объекте равна единицы (то есть

сложность минимальна), то есть VI = 1 для всех г, то р^ = 0. Исходя из

вышесказанного предлагается следующее выражение для оценки вероятности поломки из-за незнания объекта рпол :

í л \

1 подн

рпол ^^

Подн г=1

1-

1

Vх V г У

eXP{-£oбучtкp} (9)

где £обуч - коэффициент, описывающий интенсивность обучения крановщика.

Следующая возможная причина поломки груза и/или строительных элементов в результате столкновения связана со злоумышленным намерениями, в частности, с подготовкой к возможному хищению груза и размещением груза в удобном для хищения месте. Если ¡лзн - есть интенсивность злонамеренных действий, то считается, что не менее 80% из них выполняются с участием персонала. Следовательно, интенсивность хищений с участием персонала равна 0,8 цзн. Тогда аналогично (9) можно

получить следующее выражение для вероятности рповр того, что в течение рабочего дня не будет повреждений при попытке совершения злоумышленных действий с участием персонала:

С . Л

■ exp{_0,8^ *} (10)

Рповр ^

Пл / _1

1 _-1-V*

у I,оп )

где vi оп (/ _ 1; п^ ) - степень сложности /-ого места, где может быть размещен

груз, предназначенный для совершения злоумышленных действий (в частности, хищения), vi,оn принимает натуральные значения 1, 2, ...; пзл -число всех указанных мест на объекте.

Вероятность рпл.прос поломки из-за слабой просматриваемости строительной зоны, по аналогии с предыдущей функцией, где учитывались погодные условия и степень освещенности объекта, может быть оценена на основе соотношения:

у Х^м

_л I прос/114 рпл.прос _ 1 _ 1 ( ) (11)

+ \ просм /

где 1просм и Упрос определены выше.

Вероятность руст поломки ввиду усталости крановщика оценивается совершенно так же, как и выше при анализе /1( ); получаем аналогично (7):

Руст (ЛЭ, Уалк, У нар ) = 1 - еХР{-«зд ' Узд - аалк ' Уаш - анар ' У^ар } (12)

где значения коэффициентов азд, аалк и анар , вообще говоря, отличаются от

соответствующих коэффициентов в (7).

Оценим теперь вероятность рстолк поломки из-за непредусмотренного столкновения переносимого груза с посторонними предметами, прежде всего, в момент опускания перенесенного груза и, возможно, при его подъеме. Если Уг есть производительность г-го ПТС на объекте строительства и Иоб - количество всех строительных рабочих, обслуживающих все ПТС, то 1-ое ПТС в среднем будут обслуживать Иобг = ^об*У,/(У1+ У2+...+ Ук) рабочих, где К - число всех ПТС на объекте. Обозначая через хср и Уср средний уровень квалификации и надежности рабочих, обслуживающих ПТС, можем записать следующее выражение для вероятности Рстолк-

хср+нср_ N

Рстолк = 1 - (1 -(Рсгт)) 2 0б^ (13)

где р^т - вероятность поломки по вине одного рабочего наименьшей квалификации (х =1) и минимальной надежности (у = 1).

На основе соотношений (9), (10), (11), (12) и (13) получаем следующее выражение для функции /2():

/2 (^кр, I раб,У зд, уалк, Унар, Ц', 1просм, }, {Уг,оп },{Уг}, Хср, Уср ) =

= 1 - Р14 , кв

(1 - Р

пол )(1 - Рпл.прос )(1 - Рповр )(1 - Руст )(1 - Рстолк) =

п 1 подн

1 а,0 А

1 - Р4 -А

подн г=1

'1 - ±Л

V уг У зл

1 пзл

1 -I

Пзл г=1

С „ Л 1

V

■ ^повр х ^обуч^кр °,8^зн^раб азд'Узд аалк'Уал4

1 *

Vх г,оп у

анар'Унар ^

* ГпроМ

1 + (просм )

1 - (1 -(рст )

сР сР дг —~—побл

(14)

V У

Параметрами функции _/2() являются Nоб, £обуч , Мзн , азд , аалк , анар , Гпрос .

Функция /3( ) характеризует поломки и отказы в ПТС в процессе его работы. Основными причинами поломки ПТС те же, что и для функции _/2(), именно а) недостаточный уровень квалификации крановщика; б) недостаточное знание объекта строительства; в) злой умысел; г) низкая освещенность территории; д) усталость крановщика; е) состояние опьянения крановщика; ж) появление посторонних предметов на маршруте перемещения груза, а также з) нарушение правил перемещения груза (избыток веса, сильный ветер, негабаритные размеры груза и др.).

Оценка вероятности поломки ПТС по вине крановщика (случай а)) может быть оценена на основе соотношений, аналогичных случаю а) для предыдущих двух функций:

Р\5 = Р^ ■ еХР{-^поврЛТС х} (15)

Вероятность рнен повреждения ПТС из-за недостаточного знания объекта строительства, так же, как и для функции /2( ), может быть оценена на основе выражения:

1 под/ Л ^

Рнезн ^

Подн 1=1

1 - -1

V 1 У

еХР{-^кр} (16)

где подн , vi (1 = 1; подн), ^ определены выше, а £об - коэффициент, характеризующий интенсивность самообучения крановщика, способствующего уменьшению поломок ПТС.

Следующая возможная причина поломки груза и/или строительных элементов в результате столкновения связана со злоумышленным намерениями, в частности, с подготовкой к возможному хищению груза и

размещением груза в удобном для хищения месте. Аналогично (3.46) можно получить следующее выражение для вероятности Рзд того, что в течение рабочего дня не будет повреждений при попытке совершения злоумышленных действий с участием персонала:

í . л

• exp{-0,8^/4р} (17)

Рзд =— I

пзл г=1

1 —1-

V г,оп у

Вероятность Рпл.прос поломки из-за слабой просматриваемости строительной зоны, по аналогии с предыдущей функцией, может быть оценена на основе соотношения:

уп

Рпл.прос = 1 - —+рр£-) (18)

1 + хпросм )

Вероятность Руст повреждения ПТС ввиду усталости крановщика оценивается совершенно так же, как и выше при анализе функции /13( ); получаем:

Руст (Узд, Уалк, Унар ) = 1 - ^Р^зд ' Узд - аалк • У04 - анар • У^ар )} (19)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где значения коэффициентов азд, аалк и анар , вообще говоря, отличаются от

соответствующих коэффициентов в (7).

Оценим теперь вероятность Рст повреждения ПТС из-за непредусмотренного столкновения ПТС (в процессе переноса груза) с посторонними предметами. Аналогично выводу (13) получаем:

хср + Уср N

Рст = 1 - (1 -(Р0т о"г (20)

где Р°т - вероятность повреждения ПТС по вине крановщика, имеющего

наименьшую квалификацию (х =1) и минимальной надежности (у = 1).

Оценку вероятности Рнар.рег повреждения ПТС из-за нарушения регламента перемещения грузов с помощью ПТС можно получить как

произведение вероятности рнар.рег нарушения регламента и вероятности рпол.ПТС того, что нарушение регламента привело к поломке ПТС.

Значение вероятности рнар.рег зависит от квалификации (умение соблюдать все правила и ограничения, приведенные в регламенте) и надежности как работника (готовность соблюдать все требования регламента) крановщика. Выражение для рнар.рег может быть получено аналогично (19):

рнар.рег (Х У) = ^р.рег ^РЫнрХУ - ГквХ - 7надУ} (21)

где р^ар рег - вероятность несоблюдения регламента крановщика совершенно некомпетентным (х = 1) и ненадежным (у =1), анр, унад и укв константы.

Для оценки вероятности рпол.ПТС воспользуемся тем соображением, что проблема поломки ПТС в значительной степени связана с техническим состоянием ПТС, а техническое состояние ПТС (то есть его надежность) часто характеризуется распределением Вейбула-Гнеденко. Исходя из этого, для вероятности рпол.ПТС можем записать выражение:

рполПТС = ЫРЫпол^Ц } (22)

где tкр - время работы с начала эксплуатации ПТС или после капитального ремонта, аа1ЮЛ - константа, описывающая интенсивность старения ПТС.

На основе (20) и (21) получаем следующее выражение для рнар:

рнар (Х У) = рнар. рег ^Р^Онр ХУ - ГквХ - Г над У - } (23)

На основе соотношений (15), (16), (17), (18), (19), (20) и (13) получаем следующее выражение для функции /3():

/3 (^р , tраб, узд, уалк, Унар , Ъ W, 1просм, {Vi }, ,оп },{ }, Хср , Уср ) =

= 1 - р15,кв (1 - рнезн )(1 - рзд )(1 - рпл.прос )(1 - руст )(1 - рст )рнар =

„ 1 подн

=1 - Plf — I

Подн 1=1

1-

у

x

Y Áw

J¡¡ I прос

V 1 J зл /

1 пзл

— I

Пзл i=1

1-

V

у 1,оп

повр.ПТС x Еоб^кр 0,8М.зн^раб азд' 'Узд аалк'Уол4 анар'унар *

т+а

1 - (1 -Pi )

хср + уср

N,

об,1

1,3

_(0) -анрХУ-Гкех-ГнодУ-апол1кр

г нар.рег

(24)

ПаРаметРами функЦии/эО ЯМЯЮТСЯ ^1в5'0, Р^р.рег , Поди, £об , ^повр.ЛТС > Мзн , азд ' аалк ' анар ' У прос ' «нр ' ^ке ' ^над .

Анализ вида остальных вспомогательных функций предполагается

провести в последующих работах автора.

1

1

е

2

Литература

1. Манжилевская С.Е., Шилов А.В., Чубарова К.В. Организационный инжиниринг // Инженерный вестник Дона, 2015, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155.

2. Филь О.А., Власов Э.А. Система управления инвестиционно-строительных проектов с учетом региональных особенностей при их реализации // Инженерный вестник Дона, 2016, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3722.

3. Дорохов А.Ф., Магомадов Р.С. Математическая модель процесса использования подъемно-транспортных машин на объекте строительства. /Вестник АГТУ, Астрахань, 2016 г., №2 - с.46-63.

4. Ho S.P., Liu L.Y. An option pricing-based model for evaluating the financial viability of privatized infrastructure projects, Construction Management and Economics 20, 2002, pp. 143 - 156.

5. Филь О. А. Влияние факторов внешней среды на стоимость объекта незавершенного строительства // Инженерный вестник Дона, 2016, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3563.

6. Fil O.A. Project Cost Management //Materials of the XI International scientific and practical conference, Trends of modern science, - 2015. Volume 5. Economic science. Sheffield. Science and education - pp.92-96.

7. Погорелов В. А., Жданов А.Н. Система управления инвестиционно-строительной организацией в условиях неопределенности // Инженерный вестник Дона, 2016, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3721.

8. Елисеева Т.А., Плахотникова Е.В., Соловьёв С.И. Анализ рисков принятия управленческих решений при использовании экспертных методов оценки надежности // Инженерный вестник Дона, №3 (2016), ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3681.

9. Магомадов Р.С. Магомадова Л.У. Формирование состава показателей оценки эффективности процесса использования подъемно-транспортных средств в строительстве. Сборник статей ЦНС "Международные научные исследования" по материалам VI международной научно-практической конференции: «Проблемы и перспективы современной науки», Часть 2, г. - Москва. "ISI-journal", 2016. - с.38-43.

10. Магомадов Р.С., Магомадова Л.У. Показатели оценки эффективности использования подъемно-транспортных средств в строительстве. Новые задачи технических наук и пути их решения (сборник статей международной научно-практической конференции) 2015 г. Уфа Аэтерна, с.60-65.

References

1. Manzhilevskaja S.E., Shilov A.V., Chubarova K.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3155.

2. Fil' O.A., Vlasov Je.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №3. URL: iv-don.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3722.

3. Dorohov A.F., Magomadov R.S. Vestnik AGTU, Astrahan', 2016 g., №2, pp.46-63.

4. Ho S.P., Liu L.Y. An option pricing-based model for evaluating the financial viability of privatized infrastructure projects, Construction Management and Economics 20, 2002, pp. 143 - 156.

5. Fil' O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3563.

6. Fil O.A. Project Cost Management. Materials of the XI International scientific and practical conference, Trends of modern science, 2015. Volume 5. Economic science. Sheffield. Science and education, pp.92-96.

7. Pogorelov V.A., Zhdanov A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3721.

8. Eliseeva T.A., Plahotnikova E.V., Solov'jov S.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3681.

9. Magomadov R.S. Magomadova L.U. Sbornik statej CNS "Mezhdunarodnye nauchnye issledovanija" po materialam VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: «Problemy i perspektivy sovremennoj nauki», Chast' 2, g. Moskva. : "ISI-journal", 2016. pp.38-43.

10. Magomadov R.S., Magomadova L.U. Pokazateli ocenki jeffektivnosti ispol'zovanija pod#emno-transportnyh sredstv v stroitel'stve. [Indicators for assessing the efficiency of the use of materials handling equipment in the building] Novye zadachi tehnicheskih nauk i puti ih reshenija (sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii) 2015g. Ufa Ajeterna, pp.6065.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.